Окружающий мир 4 класс описание полезного ископаемого

Окружающий мир 4 класс описание полезного ископаемого thumbnail

Нефть — природная густая маслянистая горючая жидкость тёмного цвета со специфическим запахом. Большинство учёных считает, что нефть образовалась из органического вещества осадочных пород (остатков древних живых организмов).

Из нефти получают топливо (бензин, керосин, дизельное топливо, реактивное топливо), пластмассы, смазочные масла, химические волокна для производства тканей.

Нефть добывается с помощью специально пробуренных скважин и мощных насосов.

Нефть является главной статьёй российского экспорта. (Экспорт — это вывоз товаров в другие страны для их продажи.) Нефть поступает в различные районы России и за границу по нефтепроводам (длинные подземные трубы). Ещё нефть перевозят на нефтеналивных танкерах (специальных морских судах) и по железным дорогам в цистернах.

Природный газ не имеет цвета и запаха. Относится к горючим ископаемым. Используется как топливо для обогрева помещений, для приготовления пищи, на электростанциях, в котельных, на заводах, а также как сырьё для получения пластмасс, резины, волокна и других полезных веществ.

Россия — один из крупнейших экспортёров газа в мире. Природный газ поступает по газопроводам.

Торф — это горючее полезное ископаемое тёмно-коричневого цвета. Торф образуется из растительных остатков при их перегнивании в условиях недостатка кислорода. Как правило, основным местом формирования торфа являются болота.

Некоторое время назад торф практически повсеместно использовался в качестве топлива. Кроме этого, торф — отличное органическое удобрение, широко использующееся в сельском хозяйстве. На фермах торф служит подстилкой для животных.

Залежи торфа необходимо оберегать от пожаров, так как такие пожары очень трудно тушить.

Уголь — горная порода, которая образуется в недрах Земли из остатков древних растений. Сначала образовался торф, а со временем он превратился в уголь. Существует несколько разновидностей угля: бурый уголь, каменный уголь, антрацит.

Бурый уголь. Сорт образовался из остатков торфа позже всех, поэтому он считается самым молодым. Особенность его в том, что у него очень низкая температура сгорания.

Каменный уголь. Это самая распространённая разновидность угля в деятельности человека. Он используется как топливо, из него получают пластмассы, краски и другие полезные материалы. Добывается как открытым способом, так и закрытым, в шахтах.

Антрацит. По своей структуре этот вид очень твёрдый, имеет самую высокую температуру сгорания. Залежи этого угля находятся очень глубоко под землёй.

Железо — это прочный металл, использовать который люди начали ещё много веков назад. Но найти его в чистом виде невозможно. Железо содержится во многих горных породах в виде соединения с другими минералами. Самое большое содержание железа — в железной руде.

Самое главное свойство железной руды — плавкость. Из железной руды на металлургических заводах выплавляют чугун, а из чугуна — сталь.

На сегодняшний день чугун и сталь используются во многих сферах жизни и деятельности человека, в том числе и во всех видах промышленного производства. Сталь — основное сырьё для машиностроения.

Известняк — обычно белый, серый или желтоватый камень. Он образовался из остатков морских организмов. Их отпечатки можно хорошо рассмотреть в известняке-ракушечнике. Применяется при строительстве зданий и дорог. Из известняка получают известь для приготовления строительных растворов. Особая разновидность известняка — мел.

Песок и глина — одни из самых распространённых горных пород. Они образуются в природе при разрушении других горных пород, например гранита.

Глина бывает белая, красная, коричневая, жёлтая, серая. Она непрозрачная, твёрдая, плотная, негорючая. При намокании глина становится вязкой и пластичной, а при высыхании сохраняет свою форму. Из глины изготавливают кирпичи, черепицу, посуду. Изделия из обожжённой глины называются керамическими.

Песок — сыпучая горная порода жёлтого или белого цвета, непрозрачная. Используется в строительстве, при изготовлении стекла.

Гранит — горная порода, состоящая из зёрен полевого шпата, кварца и слюды. Гранит очень прочный. Хорошо полируется. Применяется в строительстве. Из него изготавливают лестницы, колонны,  памятники. Многие станции метро облицованы гранитом. Красная площадь в Москве вымощена гранитной брусчаткой.

Гранит залегает глубоко в недрах Земли, но в некоторых местах глыбы горной породы выходят на поверхность. Здесь его и добывают.

Источник

УМК «Планета знаний»

Урок по окружающему миру в 4 “Б” классе

Тема: «Богатство недр»

 Цели:

  1. Расширить представление детей о полезных ископаемых, познакомить с их свойствами и способах добычи, показать значение добычи и использования полезных ископаемых в хозяйственной деятельности людей.

  2. Развивать познавательно-информационную компетенцию (учить анализировать, обобщать, делать выводы).

  3. Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю, формировать у детей чувство гордости за МО.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор;

  • образцы полезных ископаемых (нефть, каменный уголь, природный газ, торф, железная руда, цветная руда) и их условные знаки;

  • словари, справочники

  • карта МО.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

(СЛАЙД 1)

Добрый день, дорогие друзья!

Новой встрече очень рада я!

Хозяйка подземных богатств

В свое царство пустит нас!

Учитель: Сегодня мы поговорим о богатствах, хранящихся в недрах земли. Предлагаю вашему вниманию кроссворд (решая кроссворд, дети отвечают на вопросы загадок, отгадывают полезные ископаемые (показ презентации).

Вопросы к кроссворду: (СЛАЙД 2)

1. Он очень нужен детворе.

Он на дорожке во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

И в стекле он расплавлен даже. (песок)

2. Не зря она варилась в доменной печи.

На славу получились ножницы, ключи… (руда)

3. Белый камешек растаял,

На доске следы оставил. (мел)

4. Очень прочен и упруг,

Строителям надежный друг.

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны. (гранит)

5. Без нее не побежит

Ни автобус, ни такси,

Не поднимается ракета.

Отгадайте, что же это. (нефть)

6. Он несет в дома тепло,

От него кругом светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали.

Он черный, блестящий,

Помощник настоящий. (уголь)

7. Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу,

Она понадобится сразу. (глина)

8. По трубе течет,

Пироги печет. (газ)

9. Росли на болоте растения,

Стали топливом и удобрением. (торф)

10. Покрывают им дороги,

Улицы в селениях.

А еще он есть в цементе.

Сам он – удобрение. (известняк)

hello_html_m14edd7cb.png

Учитель: Как вы думаете, о чем речь пойдет на сегодняшнем уроке? (о подземных богатствах).

При сооружении фабрик, заводов, электростанций, строительстве зданий, производстве различных товаров, везде используют материалы, получаемые из различных полезных ископаемых.

Что такое «полезные ископаемые»? (Ответы детей)

II. Работа по теме. (СЛАЙД 3)

Читайте также:  Варенье с черной смородиной чем она полезно

Полезные ископаемые – это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с её поверхности и используют в народном хозяйстве.

Ископаемые – потому что извлекаются из недр Земли, отторгаются человеком от её каменной оболочки.

Полезные – потому что служат человеку, то есть по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.

Учитель: В 3 классе мы уже получили представление о некоторых полезных ископаемых, сегодня мы глубже изучим свойства полезных ископаемых, покажем их значение для жизни людей.

 Ребята, подумайте, можно ли восстановить полезные ископаемые, которые образовывались в недрах нашей планеты в течение многих миллионов лет? (Ответы детей)

Учитель: Когда-нибудь они закончатся – истощатся. Поэтому богатства земных недр необходимо использовать очень экономично.

С каждым годом растёт потребность людей в полезных ископаемых. Поэтому необходимо вести разведку месторождений полезных ископаемых.

Что означает слово «месторождение» узнайте из словаря.  
(Поиск и ответ детей). 

Месторождение (полезного ископаемого) — скопление минерального вещества на поверхности или в недрах Земли в результате тех или иных геологических процессов, которое по количеству, качеству и горно-техническим условиям разработки пригодно для  промышленного  освоения, с положительным экономическим эффектом.

Учитель: Зачем нужно заниматься разведкой месторождений? (Ответ детей) 

Учитель: Кто этим занимается, люди какой профессии? (Геологи) 
О профессии геолога нам расскажут ученики. (Рассказ сопровождается показом презентации)  (СЛАЙД 4)

Простой геолог рисует карты и обобщает данные узких специалистов. Главные орудия геолога – геологический молоток, компас, карандаш и блокнот для документации и записи придуманных гипотез, но это было раньше. Теперь геолог пользуется сложнейшими приборами и машинами, поиск можно вести даже через космические спутники, но этим уже занимаются специалисты-геологи».

Учитель: Как вы думаете, в МО богата полезными ископаемыми? А знаете ли вы какие? (Ответ детей) (СЛАЙД 5)

Посмотрите на карту МО. Наша область богата полезными ископаемыми.

Учитель: А  теперь мы совершим маленькое путешествие по родному краю и узнаем, какие полезные ископаемые есть в нем. Сейчас нам ребята расскажут об этом (рассказ детей).

Полезные ископаемые МО представлены несколькими видами минерального сырья: глинами, песками, камнем. Самым известным из них является белый мячковский камень-известняк. (СЛАЙД 6) Различный по прочности, твердости, оттенкам, он прежде в огромных количествах добывался в окрестностях Мячкова, а также возле Никоновского, Боршевы, Гжели.

Из мячковского камня строилась белокаменная Москва, он использовался при строительстве храмов (СЛАЙД 7) в селах Быково, Зеленая слобода, Марково, Софьино и Кривцы, Иерусалимской церкви в городе Бронницы, в декоративном оформлении старинных усадьб и городской застройки. Добыча камня была столь значительной, что в середине 19 века предполагалось строительство через Мячково железной дороги. Специалисты подсчитали, что за все время здесь было добыто в общей сложности до 10 миллионов кубометров белого камня. Ресурсы этого ценного сырья на сегодня далеко не исчерпаны. По оценкам геологов его запасы возле села Мячкова и деревни Титово составляют до 12 миллионов кубометров.

С давних пор были известны и залежи (СЛАЙД 8) гжельских глин, в том числе знаменитой белой, пригодной для производства фаянса и фарфора. Ныне запасы белых тугоплавких глин практически исчерпаны, но месторождения высококачественных красных глин по-прежнему велики и широко используются для изготовления посуды и производства кирпича.

Район занимает второе место в Подмосковье по запасам кварцевых песков. На базе (СЛАЙД 9) Егановского месторождения с 1969 г. работает Раменский горно-обогатительный комбинат, где за год добывали и обогащали свыше миллиона тонн песка для нужд металлургических и стекольных заводов.

III. ФИЗМИНУТКА (СЛАЙД 10)

Мы геологами станем
Да? – да! ( хлопок над головой).
Будут все гордится нами.
Да? – да! ( хлопок над головой).
Что ждет нас впереди?
Высокая гора (показывают руками),
Бурная река (показывают руками)
Ее не обойдешь (топают ногами),
Ее не проплывешь (плывут),
Ее не пролетишь (крылья),
Надо напрямик.
Все мы сможем, все сумеем
И своей достигнем цели.
Да? – да! ( хлопок над головой).

IV. Работа в группах. (СЛАЙД 11)

Учитель: Мы геологами станем и, отправляясь в экспедицию, мы поделимся на 4 отряда.

Во время экспедиции каждый отряд нашел полезные ископаемые (на столе образцы пород).

Учитель:

1 группа изучает свойства и применение горючего полезного ископаемого торфа. (СЛАЙД добыча торфа)

2 группа изучает свойства и применение горючего полезного ископаемого угля. (СЛАЙД добыча угля)

3 группа изучает свойства и применение горючего полезного ископаемого нефти. (СЛАЙД добыча нефти)

4 группа изучает свойства и применение горючего полезного ископаемого природного газа. (СЛАЙД добыча природного газа)

На партах таблицы, которые необходимо заполнить:

Опиши свойства горючего полезного ископаемого (каменного угля, торфа, нефти) по следующей таблице:

Опиши свойства горючего полезного ископаемого природного газа по следующей таблице:

В помощь: Выберите из предложенного списка свойств полезных ископаемых свойства горючих полезных ископаемых:

1) горючее 6) сыпучее 11) бесцветный

2) твердое 7) хрупкое 12) легче воды

3) жидкость 8) коричневого цвета 13) газообразное

4) имеет запах 9) черного цвета 14) тяжелее воды

5) маслянистый 10) легкий 15) не имеет запаха

Ответы детей сопровождаются показом презентации.

СЛАЙДЫ ДОБЫЧИ 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18.

V. Работа с учебником с. 47, 48. (СЛАЙД 19)

Чтение о железных и цветных рудах, апатитах, калийной соли.

VI. Проверка усвоения материала

Тест «Полезные ископаемые»

1.Месторождения полезных ископаемых отыскивают:

а) археологи, б) геологи, в) строители.

2.К полезным ископаемым относятся:

а) кирпич, бетон, бензин,

б) станки, вазы, ножницы,

в) поваренная соль, торф, нефть.

3.При помощи буровых установок добывают:

а) нефть, природный газ, б) калийную соль, алмазы, в) мрамор, гранит.

4. Полезные ископаемые, обладающие свойством горючести:

а) алмаз, известняк, графит,

б) нефть, природный газ, уголь,

в) железная руда, поваренная соль, мел.

5.В шахтах добывают:

а) каменный уголь, железную руду,

б) поваренную соль, жемчуг, гранит,

в) известняк, ракушечник, гранит.

6. В строительстве используются:

а) торф, железная руда, самоцветы,

б) песок, глина, гранит,

в) каменный угол, малахит, антрацит.

(Тесты положить на середину парты в конце урока собрать)

VII. Итог урока. Учитель (или дети). (СЛАЙД 20)

  Месторождения полезных ископаемых формировались в глубинах земли и на её поверхности в течение 4 миллиардов лет. Но с каждым годом в нашей стране возрастает потребность в металле, нефти, газе, угле. Все это человек берет из недр земли. Если воздух и воду можно очистить, восстановить, то выработанные месторождения полезных ископаемых восстановить уже невозможно. Вот почему полезные ископаемые нужно особенно разумно добывать из недр земли.
Закон об охране природы предусматривает особый порядок добычи полезных ископаемых: составляется план, в котором устанавливается очередность, полная выработка месторождения, контроль над тем, чтобы полезные ископаемые не выбрасывались в отвалы вместе с пустой породой.

Читайте также:  Чем полезна или вредна пищевая сода для человека

1 тонна металлолома сберегает 2 тонны железной руды.

1 тонна пластмассы может заменить 6 тонн стали.

На Земле много полезных ископаемых. В природе нет ничего бесполезного. Геологи и сейчас продолжают открывать новые месторождения полезных ископаемых. К сожалению, полезные ископаемые – это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет! Вот почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства. Как известно, полезные ископаемые, относятся к неживой природе. Но, оказывается, многие из них образовались из остатков живых организмов. Это удивительно! Выходит, растения и животные, которые жили давно, когда ещё не было людей, не исчезли бесследно. Их остатки за миллионы лет, превратились в уголь, нефть, известняк. И этими полезными ископаемыми мы пользуемся сейчас. Вот какая тесная, неразрывная связь существует между неживой и живой природой, между природой и человеком!

Учитель: А как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатств? (Собирать металлолом)

Не нужно жечь лишний свет, этим экономим каменный уголь. И когда вырастете, вам предстоит решать проблемы связанные с охраной нашей природы и в частности полезных ископаемых.

Ваша ровесница из Одинцова сочинила такое стихотворение.

Уголь, нефть и минералы
Говорят беспечным людям,
Нас осталось очень мало,
Скоро нас совсем не будет.
И тогда вы, человеки,
Без металлов и пластмасс
Зарыдаете навеки,
Улетая жить на Марс.

Учитель.

Загадка про соль.

В земле родится, 
На солнце вырастает, 
В воде умирает.  ( соль) 

Белый камень из горы

,
Всегда стоит на столе. 
Кто его не ест, 
Тот вкуса не знает.  ( соль) 

Отдельно – я не так вкусна,

 
Но в пище — каждому нужна.  (соль)

Это тоже полезное ископаемое, и о нем мы посмотрим фильм на занятии внеурочной деятельности.

VII. Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель: А сейчас – заключительный разговор. Давайте с вами поговорим о ваших чувствах и впечатлениях. Легко ли вы справились со всеми заданиями? Где вы испытали затруднения? Что нового узнали? (Ответы детей).

Отметьте свою работу на уроке на шкале успеха.

Учитель:

Есть на земле чудесная кладовая. Положишь в нее горстку зерна – получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину – вытащишь много. Крошечное семечко превращается в огромный арбуз. Тоненький росток превращается в прекрасный цветок. Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Как она называется?

(Ответ детей: земля).

Учитель: Люди издавна называют землю кормилицей. И именно этому мы посвятим следующий наш урок.

VIП. (СЛАЙД 21) Выставление оценок. Домашнее задание.

Пересказ с. 46 – 48.

Источник

Окружающий мир
4 класс. 1 часть

   
   

  • По карте определи, какими условными знаками обозначают различные полезные ископаемые. Есть ли среди них те, которые добывают в вашем крае? Узнай по карте, где ещё добывают эти полезные ископаемые.

Практическая работа

  1. Определите название полезного ископаемого, образец которого вам выдан учителем. Используйте для этого атлас-определитель.
  2. Изучите свойства этого полезного ископаемого и заполните таблицу в рабочей тетради.
  3. Познакомьтесь с применением данного полезного ископаемого. Эти сведения найдите в учебнике.
  1. Узнайте, где и как добывают в вашем крае данное полезное ископаемое. Эту информацию можно найти в краеведческой литературе.
  2. Обобщите изученное. С этой целью составьте описание изученного полезного ископаемого по плану: 1) название; 2) условное обозначение на карте; 3) основные свойства; 4) применение; 5) места и способы добычи в нашем крае.
  3. Результаты работы представьте классу. Выслушайте сообщения других групп. Сравните изученные полезные ископаемые по тому же плану, по которому описывали их.

Разнообразие полезных ископаемых

Используйте эти тексты для получения информации о полезных ископаемых вашего края.

Нефть

Нефть — густая маслянистая жидкость тёмного цвета, с резким запахом, горючая. Попадая в воду, растекается тонкой плёнкой по её поверхности. Учёные считают, что нефть образовалась из остатков растений и животных, которые жили много миллионов лет назад.

Окружающий мир 4 класс описание полезного ископаемого

При переработке нефти получают жидкое топливо (бензин, керосин, мазут), смазочные масла, пластмассы, волокна для изготовления тканей.

Вы уже знаете, что для добычи нефти строят буровые вышки и бурят глубокие скважины. По ним нефть сначала сама поднимается из земли, а потом её выкачивают мощными насосами.

Добытая нефть используется не только внутри страны. Россия — один из самых крупных в мире экспортёров нефти. (Экспорт — это вывоз товаров за границу для их продажи.)

В разные районы России и за границу нефть поступает по нефтепроводам. Это длинные подземные магистрали из труб. Кроме того, нефть перевозят по железным дорогам в цистернах и на морских судах — нефтеналивных танкерах.

Природный газ

Природный газ — бесцветный, лёгкий (легче воздуха), горит голубым пламенем. По мнению учёных, он, как и нефть, образовался из остатков растений и животных, которые когда-то жили на планете.

Природный газ — очень хорошее топливо. Его используют не только в быту, но и на электростанциях, в котельных, на заводах. На предприятиях химической промышленности из него получают пластмассы, волокна и другую продукцию.

От месторождений природного газа на тысячи километров проложены газопроводы, по которым газ поступает в разные районы нашей страны и за границу. Россия — один из крупнейших в мире экспортёров газа.

Часть природного газа залегает под землёй вместе с нефтью. Этот газ как бы попутчик нефти, поэтому он называется попутным. Добывая нефть, попутный газ обычно сжигают. Это очень расточительно, ведь его можно использовать, как и обычный природный газ.

Запасы природного газа в нашей стране большие. Но ничего нельзя расходовать бездумно. Природный газ нужно экономить и на производстве, и в быту. Никогда не оставляйте газовую плиту гореть впустую!

Читайте также:  Перепелиные яйца что в них полезного

Торф

Торф имеет тёмно-коричневый цвет, состоит из остатков растений. Он рыхлый, непрочный, легче воды. Сухой торф впитывает воду. Важное свойство торфа — горючесть.

Образуется торф в болотах из отмерших остатков растений. Во многих местах залегает слой торфа толщиной в несколько метров. А за год образуется всего 1 миллиметр торфа. Значит, нужно очень много лет, чтобы образовались залежи этого полезного ископаемого.

Торф используется как топливо в жилых домах. На фермах торф служит подстилкой для животных. Дело в том, что 1 килограмм торфа может впитать до 20 килограммов влаги. Кроме того, в торфе содержатся вещества, которые убивают болезнетворные бактерии. Торф — хорошее удобрение.

Окружающий мир 4 класс описание полезного ископаемого

Использовать торф надо экономно. Очень важно также оберегать залежи торфа от пожаров. Такие пожары трудно потушить. А ведь возникнуть они могут из-за забытого костра, от неосторожно брошенной спички…

Уголь

Эта горная порода образовалась в недрах Земли из остатков древних растений. Причём сначала образовался торф, а со временем он превратился в уголь. Различают несколько разновидностей угля: бурый уголь, каменный уголь, антрацит. Об их особенностях можно прочитать в атласе-определителе.

Окружающий мир 4 класс описание полезного ископаемого

Уголь — горючее полезное ископаемое, при горении даёт много тепла. В хозяйстве уголь используют как топливо. Кроме того, он служит сырьём для химической промышленности: из него получают краски, пластмассы и другие ценные материалы.

Железная руда

Это общее название нескольких разновидностей минералов, которые служат источником железа. Они бывают чёрного, бурого, желтоватого или красноватого цвета. Самое главное свойство железной руды — плавкость.

На металлургических заводах из железной руды выплавляют чугун, а из чугуна — сталь. Чугун и сталь — это сплавы железа с углеродом. (Железо в чистом виде почти не используется.) Чугун хрупок, поэтому он идёт на изготовление только некоторых изделий. Сталь же имеет огромное значение для экономики. Очень многое делают из стали — от обыкновенных кухонных ножей до сложных машин и механизмов. Сталь — основное сырьё для машиностроения.

Железную руду нужно расходовать экономно. Одна тонна металлолома сберегает две тонны железной руды!

Окружающий мир 4 класс описание полезного ископаемого

Кроме железа, в железной руде содержатся другие ценные металлы: титан, ванадий, кобальт.

Нередко они попадают в отходы. Сейчас их всё чаще стараются извлекать из руды и использовать. Без титана, например, нельзя обойтись при создании современных самолётов и космических ракет.

Гранит

Как вы знаете, гранит состоит из зёрен полевого шпата, кварца и слюды. Отделить их друг от друга не удаётся. Это говорит о большой прочности гранита.

Прочность — главное свойство гранита. К тому же он хорошо полируется и становится после этого очень красивым. Поэтому гранит применяют для строительства набережных рек, станций метро, памятников, для облицовки зданий, мощения улиц и площадей. Так, Красная площадь в Москве вымощена гранитной брусчаткой.

Окружающий мир 4 класс описание полезного ископаемого

Гранит залегает глубоко в земле. В некоторых местах на поверхность выдаются глыбы, скалы, даже целые горы. Здесь и добывают гранит.

Песок и глина

Это очень распространённые горные породы. Они образуются в природе при разрушении гранита. Песок используют в строительстве, а также для изготовления стекла. Из глины делают кирпичи, черепицу для крыш, облицовочную плитку, цветочные горшки, посуду, красивые вазы. Ведь влажная глина хорошо лепится и сохраняет форму, которую ей придают. Это свойство глины называют пластичностью.

Окружающий мир 4 класс описание полезного ископаемого

Изготовленные из влажной глины изделия в специальных печах обжигают, чтобы они стали твёрдыми. Изделия из обожжённой глины называются керамическими или керамикой (от греческого слова «керамос» — глина).

Известняк

Это довольно прочный камень белого или серого цвета. Интересно, что люди, которые добывают в карьере известняк, работают как бы на дне моря! Конечно, моря на этом месте сейчас нет, но оно было в далёком прошлом, много миллионов лет назад (тогда моря, океаны, материки располагались на Земле не так, как сейчас). Морские организмы, погибая, оседали на дно. Из их скелетов, раковинок и образовались постепенно толщи известняка. Рассматривая кусочек этой горной породы, можно увидеть остатки живых существ.

Известняк с давних пор используют при строительстве зданий и дорог. Многие старинные русские церкви и стены древних кремлей построены из него. Для дорожного строительства используется щебень — мелкие неровные камни.

Особая разновидность известняка — мел. Он менее прочен, чем обычный известняк.

Окружающий мир 4 класс описание полезного ископаемого

  • Прочитай текст. Используй его при рассказе о подземных богатствах.

Полезные ископаемые относятся к неживой природе. Но многие из них образовались из остатков живых организмов. Это удивительно! Выходит, растения и животные, которые жили очень давно, когда ещё не было людей, не исчезли бесследно. Их остатки за миллионы лет превратились в известняк, уголь, нефть, природный газ. И этими полезными ископаемыми мы пользуемся сейчас. Вот какая тесная, неразрывная связь существует между неживой и живой природой, между природой и человеком!

Проверь себя

  1. Определи по образцам и назови важнейшие полезные ископаемые своего края.
  2. Опиши любое полезное ископаемое вашего края (по своему выбору).
  3. Почему к подземных богатствам нужно относиться бережно?

Наша страна богата полезными ископаемыми. Но их запасы в недрах Земли не безграничны, а использованные месторождения невозможно восстановить. Поэтому необходимо экономно использовать подземные богатства.

Задания для домашней работы

  1. Подумай, использует ли твоя семья в домашнем хозяйстве какие-нибудь полезные ископаемые или продукты их переработки. Если да, то какие и с какой целью?
  2. В краеведческом музее познакомьтесь с разделом о полезных ископаемых вашего края и их переработке. На каких предприятиях вашего края перерабатывают полезные ископаемые? Что из них производят?
  3. В книге «Великан на поляне» прочитай рассказ «И камень достоин уважения». Проанализируй своё поведение в природе. Чему может научить тебя этот рассказ?

Странички для любознательных

Памятники Санкт-Петербурга

Ты уже знаешь, что памятник Петру Первому в Санкт-Петербурге установлен на таком огромном гранитном камне, что в перевозке его участвовало более пяти тысяч человек.

Другой памятник этого города — Александровская колонна — тоже из гранита. Основная часть этой колонны, изготовленная из одного камня, имеет массу 650 тонн. Поднимали колонну 1260 человек, а полировали её 200 человек!

На следующем уроке

Узнаем о разнообразии почв, о том, какие почвы в нашем крае, как нужно охранять почву. Будем учиться ответственному отношению к природе.

Вспомни, что такое почва. Каково её главное свойство?

Источник