Окружающий мир 3 класс полезные ископаемые гранит

Окружающий мир 3 класс полезные ископаемые гранит thumbnail
  • Доклады и сообщения
  • Разное
  • Гранит полезное ископаемое

Большой популярности среди прочных натуральных пород в природе, большой популярностью пользуется гранит. Это полезное ископаемое, образовалось из расплавленной магмы, в самых недрах земли. В основе гранита лежат слюда, полевой шпат и кварцевые породы. Его цвет бывает достаточно разнообразным. Самым распространенным в природе гранитом, который отлично используется человеком, является гранит серого цвета. Так же можно обнаружить гранит розового, красного и оранжевого цвета. Из-за разнообразия земных пород, составляющее данное ископаемое, в разных уголках нашей Земли, цвет у него будет отличаться. Гранит образуется только на больших глубинах под землей. В этом месте магматический сплав хорошо остывает, формируя в следствии гранитную породу.

Сам же по себе гранит – это камень, относящийся к самым древним камням на Земле. Ученые выяснили, что гранит встречается только на нашей планете. Так как гранит достаточно прочный строительный материал, его использовали еще средневековые строители. Из него возводились монументальные сооружения, были построены усыпальницы. На сегодняшний день этот материал не утратил своей значимости, именно им украшают площади, здания, лестницы и много чего другого. Гранит встречается везде, его добывают и используют. Многие страны занимаются его добычей. В США залежи гранита находятся вдоль побережья Атлантического океана. В России его добывают во многих областях страны. В Украине находится одно из самых больших месторождений гранита. Через всю территорию страны протянулся кристаллический щит. Гранит, как материал имеет больше положительных качеств, чем отрицательных. В первую очередь он достаточно долговечен и прочен. Он просто идеальный строительный материал, который хорошо переносит атмосферные явления и кислоты, этим камнем отлично проводить наружную отделку помещений и зданий. Кроме этого гранит водонепроницаем, поэтому им выкладывают набережные. И, наверное, самое главное – он достаточно экологически чист. Именно гранит пригоден для многих видов строительства, он почти не имеет ограничений.

Так как и древние строители, современное общество не может отказаться от использования гранита. Без всякой доли преувеличения, его можно смело назвать универсальным. Так как гранит долговечен из него выкладывают ступени и лестницы. Подоконники и карнизы выглядят красиво, если они будут сделаны из гранита. Фасадная отделка, элементы ландшафтного дизайна, перила и замечательные набережные, будут выглядеть замечательно, если будут, сделаны исключительно из гранита.

Если бы гранит не был таким прочным, до нашего времени вряд ли сохранились бы уникальные скульптуры и архитектурные шедевры. Каждая его разновидность уникальна и неотразима. Скорее всего, что еще долгое время человек сможет пользоваться это полезное ископаемое в своих необходимых целях.

Доклад Гранит (описание для детей 2 класса)

Гранит – это очень твердая горная порода, образовавшаяся при застывании магмы. Он широко распространен на нашей планете и является основанием всех континентов. На других планетах Солнечной системы, а также в составе метеоритов гранит не обнаружен.

Гранит образован из нескольких минералов, больше всего в нем полевого шпата и кварца. Кварц обеспечивает красивые прозрачные вкрапления в граните в виде зерен и обеспечивает твердость.

 Гранит используют преимущественно как строительный материал, ведь ему не страшны морозы и грязь. Он не впитывает воду. Недостатком материала является его природная радиоактивность. Из некоторых видов гранита можно добывать уран.

Чаще встречается серый гранит, но он может быть розового, зеленого и даже голубого цвета с различными полосами и зернистостью. Это очень красивый материал, тем более что его можно отполировать до блеска. Твердый материал разрезать и отшлифовать можно при помощи алмазов. Из гранита делают столы и лестницы, фонтаны, колонны и облицовку для каминов. Еще одно направление использования материала – изготовление памятников. Многие станции метрополитена облицованы этим камнем, ведь ему не страшны механические повреждения. Все строения и изделия из гранита прочные и долговечные.

Полезные ископаемые чаще добывает в виде измельченной породы, гранит же необходимо добывать блоками, не разрушая его. Поэтому гранит добывают откалыванием или отрезанием глыб, а также взрыванием, когда в пробуренное отверстие закладывают взрывчатое вещество. В результате этого откалываются большие куски.

Гранитная крошка также находит свое применение. Из нее делают плитку для тротуаров, добавляют в фундамент, асфальт. Гранитной крошкой посыпают садовые дорожки, от чего на них не образуются лужи и выглядят они очень красиво.

Вариант №3 Доаклад Гранит

Гранит-магматическая порода, образующаяся при остывании магмы глубоко под поверхностью земли. Эта порода появляется из горящей огненной массы, которая вырывается на вершину из недр земли через извержения вулкана. Когда магма остынет она создаёт горные породы. При полном охлаждение магма меняет свою плотность на кристаллическую. И чем дольше процесс остывания кристаллов, тем они будут большей величины. Магматические породы, образующиеся на больших глубинах в земной коре, называют плутоническими к ним относится и камень гранит. Сам гранит состоит из соединений:

  • Кварца (полупрозрачно-голубой цвет)
  • Слюды
  • Полевого шпата (который определяет его цвет)
  • Амфибола (роговая обманка)

Так как это горная порода то добывают его на всей поверхности земли, но в основном это: Америка, Россия, Индия, Китай. Кстати гранит добывают исключительно, только на планете Земля, поэтому его называют «Визитной карточкой земли.» В Гималаях есть гора высотой более восьми тысяч метров, которая от основания до верха состоит из гранита.

Гранит самый прочный камень на земле и устойчив к перепадам температуры от -60до +50 градусов, так же водонепроницаемый. Пирамиды, построенные в древнем Египте, строили из гранита, стоят уже несколько тысяч лет. В современном мире гранит часто используют тоже как строительный материал: лестницы, полы, подъезды, памятники, монументы, мостовые, набережные, облицовка домов как внутри, так и снаружи, фонтаны и бассейны. Ещё одно свойство гранита быстрая проводимость звука, быстрее чем воздух.

Гранит имеет разнообразный цветовой спектр, который зависит от полевого шпата в его составе. Оттенки гранита бывают следующими: розовый, голубой, красный, зелёный, оранжевый.

Ещё с древних времён люди доверяли камню, используя его как талисман. Этот камень натуральный поэтому он снимает напряжение, принося в дом комфорт и спокойствие. Слышали ли вы фразу «Грызть гранит науки»? Отчего хороших, прилежных учеников сравнивают с гранитом, а не с каким-то другим камнем? Дело в том, что гранит из-за своего происхождения (лавы вулкана) имеет уникальную способность влиять на клетки мозга, стимулируя их к активной работе, соответственно помогает добиться больших успехов в мире знаний.

Гранит является уникальным даже универсальным камнем.

Описание Гранита доклад

Большую популярность и распространение среди горных пород природного происхождения имеет гранит. Как излюбленный материал дизайнеров, строителей и архитекторов на протяжении долгих тысячелетий он доказывает своими полезными свойствами необходимость в частом использовании.

Образуется гранит благодаря двум способам, один из которых связан с постепенным затвердеванием раскаленной магматической смеси в недрах земли. Благодаря подобному происхождению он приобретает внешний вид зерен. Данный способ образования вулканической породы широко распространен. Помимо этого гранит может являться результатом сдавливания под высоким давлением обломочных, осадочных пород, которые подвергаются перемещению тектонических процессов, в конечном счете, оказываясь на глубине. Так складывается кристаллическая форма горной породы.

Читайте также:  Чем полезны крема с экстрактом ромашки

В зависимости от того, какие камни входят в его состав и в каком состоянии, цветовая характеристика может быть различной.

Розовый и оранжевый цвета гранита говорят о наличии в нем преимущественно шпата. Черно-белый материал с вкраплениями свидетельствует о наличии кварца. Красный цвет напоминает о присутствии в нем оксида железа. Месторождения Китая известны природными камнями с зеленым оттенком. Бурый цвет граниту придает железо.

Эта горная порода имеет место на каждом материке Земли, но везде она своеобразна. Структура камня однотипная – в виде зерен, но отличается размерами – от мелких до крупных, в зависимости от способа образования.

За счет своей богатой цветовой палитры гранит пользуется большим спросом для создания деталей в оформлении интерьера. Специалисты по дизайну ландшафта обращают внимание на его блеск, а также поверхность, которую можно избрать, учитывая желание заказчика – от гладкой до шершавой. Большой спрос гранита для возведения памятников объясняется тем, что он поддается нарезанию и удобной полировке.

Помимо декоративных свойств, природный камень нашел применение в облицовке фасадов, ступеней лестниц за счет выдержки воздействия любой температуры. А специальная обработка гранита дает возможность достичь такого его свойства, как противостояние скольжению. Устойчив к морозу, водонепроницаем, не имеет ограничений к использованию, именно по этим причинам его задействуют в облицовке набережных. Облицовка домов необходима, в первую очередь, из-за устойчивости к пожару.

 Некоторые характеристики гранита объясняют его широкое применение в сфере строительства. При сжатии или в процессе трения проявляется его особая устойчивость. Таким образом, прочность камня всегда имеет высокую оценку при изготовлении деталей мебели, столешниц.

Особую ценность представляет его безопасность, связанная с отсутствием радиации и не опасным уровнем излучения.

Сохранение некоторых свойств гранита бывает настолько длительным по времени, что этот камень по праву заслуживает положительную оценку как долговечного материала. Поэтому нередко используется при постройке зданий.

В отношении гранита имеется интересный факт, что на других существующих планетах его наличие не доказано.

В России месторождение гранита сосредоточено в Мурманской области, где идет добыча камня голубого цвета. Также известен уральский гранит, отличающийся красным оттенком. Дальний Восток, Сибирь и Урал – являются одними из основных мест его добычи.

3, 4 класс окружающий мир

Гранит полезное ископаемое

Гранит полезное ископаемое

Популярные темы сообщений

  • Лосиный остров в национальном парке

    Сведения об одном из всемирно известных национальных парков России сохранились до нашего периода со времен Ивана Грозного. Занимая северо-восточную часть рядом со столицей страны и некоторую территорию Москвы, Лосиный парк привлекал внимание

  • Полезные бактерии

    Наш мир населяют не только небольшие микроорганизмы, но еще и разнообразные бактерии, которые человек просто не замечает вокруг себя. Бактерии окружают нас почти везде, они есть в черноземе, в нескольких в разных продуктах, воде и даже воздухе.

  • Планета Нептун

    Нептун, наверное, самая первая из всех планет, которую сначала предсказали ученые с помощью математических расчетов, а уже после обнаружили. Планету обнаружил в 1846 году Иоганн Галле. Существует теория, что сначала возникло твердое ядро,

Источник

  • Доклады
  • Окружающий мир
  • Гранит – полезное ископаемое

От брусчатки до ступеней в доме – область применения гранита довольно обширна. Его используют в строительстве, в дизайне интерьеров, стал основным материалом при возведении памятников.  Гранит очень прочный материал, и изделия, созданные из него, могут прослужить не один век.

Если сравнивать этот камень с мрамором, то гранит гораздо прочнее, и менее подвержен поражению грибком. Он способен выдерживать высокие перепады температур. Еще одной особенностью является его водонепроницаемость, что дало камню получить широкое применение в изготовлении кухонных столешниц.

Особую твердость гранит получил, благодаря кварцу, входящему в его состав. Но происхождение имеет вулканическую природу и берет свое начало из магматической породы земной коры.

Гранит очень полезное и ценное ископаемое для экономики России. Его добывают практически по всей стране. Но в разных местностях камень будет иметь отличия в цвете, химическом составе. Особенно ценным считается гранит красного цвета, добывающийся в Мурманской области, а также желтовато-розовый.

Добыча гранита довольно дорогостоящий процесс. Дело в том что, его прочность увеличивает затруднения при получении большого добросовестного куска, из которого потом будут производиться массивные изделия. Особые трудности происходят при хранении и перевозке данного продукта, так как дефекты, которые могут образоваться в результате перемещения и хранения сложно будет исправить.

Для этого используется специально оборудованная техника, и проводится ряд мероприятий для сохранения внешних данных гранита. Как известно такое оборудование довольно высоко в цене. Но все равно этот камень в последствии окупает все затраты, связанные с его добычей.

Существуют несколько способов по добыче полезного камня. Самый известный, конечно же, взрывной. Взрывая горную породу, образуются куски гранита разных размеров, и затем происходит сортировка. Это считается самым неправильным и дешевым способом добывания гранита. Так как от этого страдает его внешний вид, что, по сути, является очень важным при использовании в строительстве и дизайне.

Сообщение про Гранит

Гранит – это смесь из минералов, в состав которого в основном входит полевой шпат, а также слюда и кварц. От состава и количества минералов зависит его цвет. Его плотность – 2600 кг/м3.

Гранит – основная горная порода Земли, имеющая магматический состав наряду с базальтом. Гранитные запасы России есть в Приморье, Забайкалье, Хабаровском крае, Карелии и ещё в нескольких областях. Гранит распространён по всему миру, его добывают во многих странах. Все виды гранитов образованы благодаря извержению вулканов. Магма, затекающая в земные полости, кристаллизировалась, образуя гранит.

Усыпальницы в древности делали из гранита. В средневековье его использовали в строительстве больших сооружений. В основном гранит применяли для отделки улиц и нежилых помещений, так как он содержит канцерогенный газ. Гравированная поверхность гранита передаёт всю красоту камня. Он популярен благодаря своей прочности и водонепроницаемости. В состав гранита входит примерно 50% кислорода. Летом этот камень сохраняет прохладу, а зимой – тепло. Поэтому гранит хорошо переносит российскую погоду.

Гранит принимает участие в формировании континентов и считается основным элементом земной коры. Самым прочным является мелкозернистый гранит. Это самый долговечный и прочный камень. Поставщиками этого полезного ископаемого является Индия, Китай и Италия. Из него делают дома и памятники, в последнее время стали популярны ступени. Изделия из гранита всегда выглядят богато.

В переводе с латыни гранит означает зерно. Твёрже гранита в мире только алмаз. Цвет гранита зависит от вида полевого шпата, может быть от красного до тёмных цветов. Бывает белый и серый гранит. Самые высокие в мире скалы гранитные. Канченджанга, которая находится в Гималаях, считается третьей по высоте горой в мире. Её высота составляет 8586 метров, то есть почти 9 километров. Гора полностью состоит из гранита. Полезному ископаемому не страшна жара и холод. Не теряет свои свойства столетиями. В небольшом количестве содержит в себе уран, что может спровоцировать рак. Чёрный гранит должен обязательно проверяться на радиационную безопасность.

Читайте также:  Геология разведка и разработка полезных ископаемых

Используют в основном три вида добычи гранита. Первый вид – взрыв горной породы, считается самым дешёвым способом добычи. Второй более щадящий – с помощью воздуха. Добыча занимает больше времени, но при этом сохраняется немало монолитов без малейших трещин, отходов производства очень мало. Третий способ считается самым современным и дорогостоящим, называется методом камнереза. Для него необходимо дорогостоящее оборудование, обучение специалистов. Но в итоге получается идеальный без дефектов продукт.

Картинка к сообщению Гранит – полезное ископаемое

Гранит - полезное ископаемое

Популярные сегодня темы

  • Растительный мир Австралии

    Мир растений каждого материка нашей планеты уникален по-своему. Необычный растительный мир Австралии имеет свои особенности, где таится немало прекрасных моментов и опасностей. Представители

  • Планета Земля

    Земля – является третьей, единственной обитаемой планетой, в порядке удаления от центральной планеты Солнечной системы – Солнца. Имеет круглую, слегка приплюснутую по полюсам форму

  • Венерин башмачок

    Названием многолетнее растение обязано легенде, по которой богиня красоты Венера потеряла свой башмачок, когда убегала от преследователей. Венерин башмачок – настоящий долгожитель

  • Праздник Рождество

    Рождество – один из самых светлых и домашних праздников. Этот праздник празднуется параллельно с новым годом. Но дело в том, что в России больше внимания уделяется новому году

  • Минин и Пожарский

    Минин и Пожарский являются героями Второго Народного Ополчения, действующими в так называемое Смутное время (начало XVII в.) В то время Российское государство начало стремительно распадаться

  • Иудаизм

    Иудаизм представляет собой одну из древнейших и крупнейших религий мира. Особенностью этой религии является национальная принадлежность.

Источник

Конспект урока

Тема урока: «Полезные ископаемые (песок, глина, гранит, известняк)».

Цель урока: организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о полезных ископаемых и их основных свойствах.

Задачи урока:

Образовательная:

  • Создать условия для усвоения обучающимися знаний о терминологии, характеризующей полезные ископаемые, для осознания учащимися ценности изучаемого материала о полезных ископаемых.

  • Организовать исследование школьниками основных свойств полезных ископаемых.

Развивающая задача:

  • Содействовать развитию познавательной активности учащихся и связной речи; умения работать с вопросами, различными источниками информации; умения делать сравнение, обобщение, выводы, устанавливать причинно-следственные связи и делать умозаключения; умения структурировать информацию; умения составлять схемы, таблицы; умения работать и взаимодействовать в группе одноклассников.

Воспитательная:

  • Создать условия для осознания причастности каждого школьника к результату совместной учебной деятельности, для формирования ценностного отношения к природе.

Тип урока: урок открытия нового знания

Форма урока: урок-исследование.

Форма организации учебной деятельности: индивидуально – групповая, фронтальная.

Методы: частично-поисковый, исследовательский.

Термины и понятия: полезные ископаемые, геологи, месторождения.

Возраст учащихся: 3 класс, 9 лет.

Программное обеспечение: курс «Окружающий мир» для 3 класса общеобразовательных учреждений авторов И.В.Потапова, Г.Г.Ивченковой, Е.В.Саплиной, А.И.Саплина является составной частью учебно-методического комплекта «Планета знаний». Курс обеспечивается учебником «Окружающий мир. 3 класс» и рабочей тетрадью «Окружающий мир. 3 класс» авторов И.В.Потапова, Г.Г.Ивченковой, Е.В.Саплиной, А.И.Саплина.

Межпредметные связи: литературное чтение.

Оборудование:

  1. Карточки на доску с названиями: девиза урока, темы, основополагающих вопросов, основных понятий, названий и свойств полезных ископаемых.

  2. Памятка «Работа в паре, группе».

  3. Памятка «Оцени свою работу».

  4. Таблицы для изучения свойств полезных ископаемых – 2 штуки.

  5. Конверты с планом проведения опытов – 2 штуки.

  6. Индивидуальные карточки для проведения теста; эталоны для проверки.

  7. Образцы для проведения опытов: песок, сырая глина, кусочки сухой глины, гранита, известняка; лупы, стеклышки, стакан с водой, молоток, кусок ткани, подкладная доска, уксусная кислота, пипетка.

  8. Компьютерная презентация; ноутбук.

Цель: включение в учебную деятельность на личност-нозначимом уровне.

1.Фронтальная работа. Диалог. Привлечение внимания. Моральная поддержка.

– Посмотрите, ребята, друг на друга, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока.

– А эпиграфом к сегодняшнему уроку я предлагаю слова замечательного русского писателя, педагога К.Д.Ушинского «Познание нового есть шаг вперёд» (слайд 2)

– Как вы понимаете эти слова?

– Значит, какой же урок у нас будет?

(Урок открытия нового знания)

2 этап. Мотивация и целепо

лагание.

Организа

ция работы по изуче

нию нового материала.

Цель: формулировка темы, постановка цели деятельности; разработка совместного плана действий.

1. Фронтальная работа. Подводящий диалог.

– Посмотрите на нашу Землю (слайд 3, ссылка на видеоролик). Богата и разнообразна природа нашей планеты. Одни богатства находятся на её поверхности, другие спрятаны глубоко в Земле.

Какие хитрые секреты
Таят обычные предметы:
Блестят в солонке минералы!
Снежинки – это же кристаллы!
Фольга, скрывавшая конфету –
Металл такой же, как в ракетах.
Таит его простая глина,
Сестра сапфира и рубина!
А коль споткнешься ты о камень,
Не думай, что виной булыжник,
И тут всесильная природа
Тебе подсунула породу!

– Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдет сегодня речь?

– Прочитайте тему урока. “Полезные ископаемые” (Слайд 4, тема на доску)

– Давайте постараемся сформулировать основные вопросы к уроку?

(На доску: Что такое полезные ископаемые? Какие бывают полезные ископаемые? Каковы свойства полезных ископаемых?)

– Для работы по изучению нового материала я предлагаю разделиться на группы по5 человек.

– Прежде, чем начать работу давайте вспомним правила работы в паре или группе.

На слайде 5 памятка: друг друга не перебивать; выслушать мнение товарища; обсудить проблему; принять решение.

3 этап. Изучение нового материала.

Цель: подкрепление и усиление возникшей мотивации; сообщение информации о предмете знания.

1. Фронтальная работа. Коммуникативное воздействие с опорой на визуальную фиксацию.

– Постараемся ответить на первый вопрос урока: что такое «полезные ископаемые»? Вам помогут значения этих слов из словаря (слайд 6):

Польза – нужные, необходимые, положительные последствия, выгода.

Копать-

– разрыхлять, отваливать, отделяя и приподнимая,

отваливая землю, делать углубление

– отваливая землю, доставать, извлекать.

– Теперь примените свои знания для пояснения смысла темы нашего урока, выберите главные слова. На доске:

hello_html_6b361de9.png

– Для человека в мире существует множество полезных предметов. Например, дерево. Можем ли его назвать полезным ископаемым? Почему?

(его не добывают из недр земли, не откапывают)

– Что вы предлагаете отнести к полезным ископаемым?

– Всегда ли их надо «выкапывать» из недр земли, или некоторые могут лежать прямо у нас под ногами?

Читайте также:  Автокран срок полезного использования по классификатору

2. Работа в группе. Коммуникативное взаимодействие с опорой на визуальную фиксацию.

– Теперь поработайте в группе и попробуйте дать определение “Полезные ископаемые”. Если затрудняетесь, то можете обратиться к учебнику: страница 60 (слайд 7).

3. Фронтальная работа. Подводящий диалог.

– Везде ли ведется добыча полезных ископаемых?

(Только там, где их много)

– Места, где полезные ископаемые находятся в больших количествах называются месторождениями. (слайд 8, слово на доску)

– Может быть, кто-то из вас знает, как называется профессия людей, которые ищут такие месторождения?

(Геологи – слайд 9, слово на доску).

4. Работа в группе. Коммуникативное взаимодействие. Использование предметных действий.

Если мы знаем, что такое полезные ископаемые, то можем переходить к изучению их свойств. Сейчас мы эти свойства будем выявлять – исследовать и заносить в таблицу.

Название полезно

го иско

паемого

Состоя

ние

Цвет

Запах

Пропус

кает ли воду

Другие свойства

Где залегает

Добыча

Использо

вание в хозяйстве

– Работать будете в группах по плану, который дан в конверте.

(Конверт№1 для первой группы, конверт №2 – для второй).

– 1 группа изучает и записывает в таблицу свойства песка и глины; 2 группа изучает свойства гранита и известняка.

1 конверт:

  1. Рассмотрите речной песок и глину через лупу. Определите их состояние и цвет. Запишите ответы в таблицу.

  2. Понюхайте сухую глину и песок.

  3. Слегка смочите песок и глину водой. Сравните запах. Вывод запишите в таблицу.

  4. Слепите из сырого песка и влажной глины шарики. Что лучше сохраняет форму? О каком свойстве глины идёт речь? Ответ запишите в таблицу.

  5. Вылепите их глины чашку и налейте в неё воду. Пропускает ли чашка воду? Запишите вывод.

  6. Прочитайте материал учебника на странице 61 и дополните таблицу.

2 конверт:

  1. Рассмотрите гранит и известняк через лупу. Определите их состояние и цвет. Запишите ответы в таблицу.

  2. Понюхайте гранит и известняк. Запишите ответ в таблицу.

  3. Попробуйте разломить кусочки гранита и известняка. Вывод запишите в таблицу.

  4. Ударьте по кусочку гранита молотком. Что произошло. Вывод запишите.

  5. Попросите учителя капнуть на известняк уксусной кислоты. Что произошло? Сделайте вывод. Запишите его в таблицу.

  6. Прочитайте материал учебника на странице 62 и дополните таблицу.

Физминутка (слайд 10)

По дорожке шли, шли,
Много камешков нашли.
Присели, собрали и дальше пошли.
По дорожке, по дорожке
Прыгаем на левой ножке
И по этой же дорожке
Прыгаем на правой ножке.
По дорожке побежим,

До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп! Немножко отдохнем!
И опять работать мы пойдем!

5. Фронтальная работа. Побуждающий диалог. Использование зрительной наглядности.

– Продолжаем работу. Каждая группа представит полученные результаты.

(учитель вывешивает заполненные учащимися таблицы на доску)

4 этап. Закрепле

ние изученного.

Цель: усвоение нового материала, применение полученных знаний в построении логического высказывания.

1. Фронтальная работа. Побуждающий диалог.

– Ребята, вы многое узнали о полезных ископаемых, и, надеюсь, поможете разобраться в некоторых ситуациях:

1. Двое друзей поспорили: что лучше пропускает воду – песок или глина. Один утверждал, что песок, другой – что глина. Кто из них прав? Помогите разобраться.

2. Почему летом после дождя на глинистой дороге долго стоят лужи, а песчаная дорожка высыхает быстро? Объясните это явление.

3. Если мы внимательно посмотрим на речной песок, то увидим, что он состоит из таких же маленьких зернышек, что и гранит. Как вы это можете объяснить?

(если затрудняются, можно прочитать сказку:

На одном острове жили дружной семьей полезные ископаемые. Все у них было хорошо до тех пор, пока на их остров не приехал еще один представитель полезных ископаемых. Звали его Гранит. Он был очень важным господином со строгим характером. Но с недобрыми намерениями приехал он на этот остров. Он решил покорить жителей этого острова и стать правителем. И так как он был очень грубый, твердый, то вскоре мягкие по характеру жители этого острова оказались под его властью. Им стало жить очень тяжело, но они не знали, что делать и как бороться. И вот в один из прекрасных дней школьному Мелку пришла в голову хорошая мысль. Он несколько ночей подряд перечитывал научную литературу и там прочитал: солнце, мороз и ветер разрушают гранит и превращают его в песок и глину. И тогда Мелок решил написать, тайно от правителя, письмо деду Морозу, ясному Солнышку и ветру с просьбой приехать на остров. Когда те получили это послание, то немедленно отправились в путь и в скором времени прибыли на остров. После их дружной работы гранит превратился в песок и глину, как будто его и не бывало. А жители вновь зажили счастливо.)

2. Индивидуальная работа узкой направленности.

– Прежде, чем подводить итог урока, выполним небольшой тест:

1. Полезные ископаемые – это:

А. всё полезное, что выкапывают из земли

Б. динозавры, мамонты и другие древние животные

В. горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве

2. Место, где залегают полезные ископаемые, называется:

А. склад

Б. месторождение

В. карьер

3. Кто отыскивает месторождения полезных ископаемых:

А. биолог

Б. эколог

В. геолог

4. Полезное ископаемое, которое хорошо пропускает воду:

А. глина

Б. песок

В. гранит

5. Какое полезное ископаемое может «вскипятить» кислота:

А. известняк

Б. гранит

В. глина

– Проверьте себя по эталону: В, Б, В, Б, А (слайд 11)

5 этап.

Рефлексия деятельности. Итог урока.

Цель: фиксация соответствия результатов поставленной цели; самооценка деятельности на уроке; планирова-ние дальнейших шагов.

1. Фронтальная работа. Беседа.

– Вернемся к девизу нашего урока (слайд 12). Продвинулись ли сегодня вы на шаг вперед в своих знаниях?

– Какие открытия для себя сделали?

-Что помогло нам в работе?

2. Самостоятельное оценивание. Использование специальной шкалы. Включение эмоционального компонента: похвала, благодарность за работу на уроке.

Вот и подходит к концу наш урок. Пришла пора оценить свою работу. Сделайте это по пятибалльной шкале с позиции «Я», «Мы», «Дело»

(критерии оценивания на слайде 13).

– Посмотрите, ребята, на таблицу. Вся ли она заполнена? Что же еще интересного вы узнаете о полезных ископаемых?

3. Определение заданий для самоподготовки. Возможность выбора заданий учащимися. Возможность творческого развития (слайд 14).

– Дома, ребята, вы выполните задание №58 в тетради на странице 25: сравните свойства любых двух полезных ископаемых.

– Поднимите руку те, кому захотелось после урока узнать больше о полезных ископаемых. Много еще полезных ископаемых на земле, и я предлагаю вам приготовить сообщение о любом из них.

Источник