Окружающий мир 3 класс полезные бактерии

Окружающий мир 3 класс полезные бактерии thumbnail
  • Доклады
  • Биология
  • Полезные бактерии

Бактерии – одни из самых многочисленных и распространенных живых организмов на нашей планете. Мы можем найти их буквально везде: в воздухе, в воде, в почве, в тканях растений и животных. И, конечно же, мы можем встретить бактерии и внутри самого человека. Некоторые из них вредят нашему организму, а некоторые, напротив, необходимы для его здорового функционирования. Другие же виды микроорганизмов человек научился использовать себе во благо в медицине, сельском хозяйстве и производстве. Рассмотрим хотя бы малую часть из огромного списка полезных для человека бактерий.

Азотобактер.

Представители рода этих микроорганизмов знакомы каждому из школьного курса биологии. Они обитают преимущественно в почве и аккумулируют в себе азот из воздуха, чем делают землю более плодородной. Помимо того, что азотобактерии обогащают почву полезным для растений азотом, они еще и очищают её от ртути и свинца.

Стрептомицеты.

Этот род бактерий используется в медицине для создания противогрибковых, антибактериальных и противоопухолевых средств. Так же они входят в состав препаратов помогающих при глаукоме и отторжении трансплантируемых органов. Некоторые виды стрептомицетов в больших дозировках являются ядами, поэтому иногда их используют в борьбе с насекомыми (например, аллозамидин помогает в борьбе с насекомыми-переносчиками малярии).

Бифидобактерии.

Один из самых распространенных бактерий, без которых невозможно здоровое функционирование человеческого организма. Они отвечают за создание кислой среды, уничтожающей болезнетворные бактерии и прекращающей процессы гниения и брожения, помогают в переваривании углеводов и всему пищеварению в целом. Еще бифидобактерии необходимы для усвоения витаминов B и D и синтеза витамина C.

Лактобактерии.

Эти бактерии препятствуют развитию патогенной микрофлоры кишечника и подавляют в нём развитие болезнетворных микроорганизмов. Так же без них невозможна нормальная работа иммунной системы.

Энтерококки.

Данные бактерии являются условно безопасными, поскольку в малой концентрации они помогают организму в защите от патогенной микрофлоры и усвоении сахарозы, однако превышение их нормального количества может привести к развитию болезней кишечника.

Кишечные палочки.

Несмотря на то, что мы привыкли ассоциировать кишечную палочку с обязательным отравлением организма, некоторые их виды являются обязательным условием здоровья микрофлоры кишечника. Более того, некоторые виды отвечают за синтез кислоты, которая в слою очередь учувствует в образовании красных кровяных телец в организме.

Вариант 2

Все болезни начинаются с кишечника. Еще Гиппократ сказал это, и современная наука подтверждает, что 80% иммунной системы располагается там. На самом деле, чтобы быть здоровыми, наш кишечник должен хорошо работать. В противном случае мы окажемся на пороге дисбактериоза. Поэтому стоит поддержать жизненно важные полезные бактерии в организме – это пробиотики.

100% питательных веществ всасывается через кишечник, и роль полезных бактерий – пробиотиков – состоит в том, чтобы расщеплять пищу, которую мы принимаем. Нормальная кишечная флора взрослого человека состоит из 500 видов бактерий. Каждый из нас имеет около 2 кг бактерий в нашем организме, многие из которых обитают в толстой кишке. Благодаря пробиотикам организм быстро освобождается от токсинов и гниющих продуктов; они помогают защитить клетки печени от повреждений; укрепить слизистую оболочку кишечника, прекратить всасывать вредные вещества из того, что содержится в толстой кишке. Полезные бактерии не только совершенно безвредны и безопасны, но их добавление во избежание их дефицита особенно необходимо после медикаментозного лечения, химиотерапии и лучевой терапии, при любых хронических болезнях, стрессе, даже при питье водопроводной воды. Младенцы, родившиеся в результате операций и искусственно вскармливаемые, нуждаются в добавлении пробиотиков в пищу с первых дней после рождения.

Слово «пробиотик» является относительно новым и, как полагают, впервые было использовано Фердинандом Вергиным в 1954 году и имеет греческое происхождение: pro-for, bios-life, т.е. «для жизни». Значение пробиотиков впервые оценил Илья Мечников. По его словам, основным средством против старения и самовосстановления человеческого организма являются болгарские молочнокислые бактерии. В 1908 году он опубликовал свою статью «Несколько слов о йогурте». В том же году он стал лауреатом Нобелевской премии. Интересно то, что после изучения данных по 36 странам было установлено, что наибольшее количество долгожителей – 4 на 1000 человек – приходится на Болгарию. Он связывает этот факт с болгарским йогуртом.

Читайте также:  Публикация сведений о заявке на полезную модель

Пробиотики являются основным фактором естественной резистентности, так как с раннего детства они участвуют в создании иммунной системы кишечного тракта и, в конечном счете, имеют решающее значение для существования оптимального гуморального и клеточного иммунитета на протяжении всей жизни человека.

Доклад про Полезные бактерии

Ежедневно человек контактирует просто с огромным количеством самых различных бактерий. Принято считать, что все эти бактерии достаточно опасны для нас и нашего организма. Это очень большое заблуждение. Большинство бактерий наоборот являются полезными и благоприятными. Давайте рассмотрим самые полезные бактерии более подробно. Какую же пользу они приносят нашему обществу?

L. Acidophilus

Этот обитатель всегда и постоянно находится в нашем организме, а точнее в пищеварительной системе. Очень комфортно себя чувствует при средних температурах около тридцати восьми градусов. Так же может обитать в среде с недостаточным количеством кислородных отложений.

Такие бактерии как Acidophilus очень полезна в плане постановления микрофлоры организма. А она легко может быть разрушена в результате повышенных стрессов и от приёма различных антибиотиков. Распространены эти бактерии в основном в молочных продуктах. Молоко, кефир и так далее. Хорошо себя ощущает в области кишечного тракта.

Для иммунитета бактерии L. Acidophilus очень и очень полезна. Так же способствует хорошей работе кишечника, а так же желудка. Так же она снижает холестерин, при этом способствуя улучшению работ кишечного тракта.

Lactobacillus rhamnosus

Часто можно встретить в кишечном тракте.Очень высока устойчивость к кислотной среде обитания. Успешно нормализует уровень pH, замедляет при этом развитие патогенных мик. Организмов, останавливает диарею, направляет работу кишечника в правильное русло после каких либо повреждений, вызванных ротавирусом.

Людям которые страдают непереносимостью лактозы рекомендуется постоянно увеличивать количество таких бактерий. Также способствует улучшению иммунной системы, применятся во время исцеления урогенитального тракта. Так же распространено при лечении тяжёлых онкологических заболеваний.

Bifidobacterium Lactis

Анаэробные бактерии, усиленно производящая молочную кислоту, обитает в основном в кишечнике, и при этом понижает уровень pH. Способствует правильному функционированию кишечника, останавливают запоры желудка, диарею, Очень эффективно действует в организме детей.

Так же повышает IgA в кишечнике, что способствует борьбе с ротавирусами. Очень эффективно снимают какие-либо воспаления.

Картинка к сообщению Полезные бактерии

Полезные бактерии

Популярные сегодня темы

  • История исследования Антарктиды

    До 17 века большинство отважных исследователей считали это путешествие почти невозможным. В то время как Антарктида жаждала увидеть человека, знаменитый исследователь капитан Джеймс Кук

  • Красное море

    Красное море – достаточно молодое море с большим разнообразием представителей подводного мира. Оно является частью Индийского океана и Средиземного моря, а соединяет их всеми известный Суэцки

  • Остров Врангеля

    Остров Врангеля расположен в Северном Ледовитом океане между Восточно-Сибирским и Чукотскими морями. Назван в честь русского мореплавателя Фердинанда Врангеля.

  • Гранит – полезное ископаемое

    От брусчатки до ступеней в доме – область применения гранита довольно обширна. Его используют в строительстве, в дизайне интерьеров, стал основным материалом при возведении памятников.

  • Рождение новой европейской науки (научная революция 17 века)

    В самом начале 17 века, стали неожиданно происходить изменения в понимании людей науки. Но это не было совершенно странно, ведь в тот самый момент её развитие шло противоречиво, что только ос

  • Созвездие Девы

    На ночном небесном своде среди множества звёзд, между созвездиями Льва и Весов можно отыскать созвездие Девы. Это древнегреческая богиня справедливости Дике — дочка верховного олимпийского бо

Источник

Тип урока: Усвоение новых знаний.
Урок-исследование.

Основное содержание: Бактерии. Виды
бактерий, места их обитания, роль в природе.

Цели и задачи.

  • Познакомиться с обитателями Земли.
  • С помощью проблемных вопросов, проведения
    учебного исследования повышать интерес к учебно
    – познавательной деятельности.
  • Формировать и развивать умение чётко и
    правильно формулировать ответы, быстро находить
    верное решение.
  • Развивать умение работать с энциклопедической
    и справочной литературой.
  • Развивать практические умения и навыки
    учащихся, потребность в получении новых знаний.
    Формировать умение работать в группе.
  • Воспитывать у школьников положительные
    личностные качества. Чувство товарищества,
    коллективизма, взаимовыручки.
Читайте также:  Чем полезна облепиха во время беременности

Проблема исследования: Бактерии
помогают или вредят человеку.

Характеристика деятельности учащихся
(универсальные учебные действия):

– Работа с научными текстами.

– Лабораторная работа с использованием
цифрового микроскопа.

– Сравнение исследуемых объектов по общим
признакам.

– Обобщение знаний.

Ход урока

1. Проверка приобретённых ранее знаний.

Игровой момент. Решение практических задач.
Классификация представителей живой природы по
общим признакам. Презентация выполненных работ.
Работа в группах по 4 человека. (Приложение
5.doc
)

Распределите представителей живой природы на
подгруппы. Наклейте таблички с названиями на
один из листов цветной бумаги. Цвет выберите
сами.

Как называются эти подгруппы: классы,
товарищества, царства? Выберите верный ответ.

2. Определение темы урока. Работа с
кроссвордом.
(Приложение 4.doc)

Кроссворд по теме “царства природы”.

Чёрный ящик.

– Назовите предметы, стоящие на столе (пакет с
кефиром, колба с землёй, коробочка с лекарством,
пакет с удобрениями).

– Как вы думаете, что может объединять эти
разные предметы? (В них могут жить бактерии).

3. Открытие новых знаний.

1). Работа с текстами учебника (страницы 46 – 47).

– Внимательно прочитайте текст учебника.

– Что интересное узнали из прочитанного
(высказывания учеников).

2). Работа с презентацией. (слайды 1 – 4)

Бактерии – самые маленькие организмы, из
живущих, на планете Земля.

Выдвижение гипотезы. Бактерии, какие они:
вредные или полезные?

Путешествие в прошлое. В 17 веке голландский
учёный Антони ван Левенгук рассмотрел в
микроскоп целый мир микроскопических организмов
и назвал их АНИМАЛЬКУЛИ или ЗВЕРУШКА.

Микробиологи стали называть эти живые существа
БАКТЕРИЯ, что в переводе с греческого означает
ПАЛОЧКА. Как вы думаете, почему именно так такое
название дали этим живым существам?

4. Работа с микроскопом. Наблюдение за
бактериями.

– Скажите, кто из вас видел бактерии?

– А почему вам не удалось увидеть бактерии?

– Кто из вас знает, как они выглядят?

– Как вы думаете, что надо сделать, чтобы увидеть
бактерии?

– Рассмотрите бактерии в цифровой микроскоп.
Расскажите, что вы увидели по плану:

1. На что похожи бактерии.

2. Какого они размера.

– Нарисуйте бактерии, которые видели в
микроскоп.

5. Продолжение работы с презентацией. (Слайды
5 – 10)

Знакомство с видами бактерий, роль в природной
среде, среда обитания.

6. Первичное закрепление знаний.

  • Сапрофиты – извлекают питательные вещества из
    мертвого и разлагающегося органического
    материала.
  • Симбионты – живут совместно с другими
    организмами и часто приносят им пользу, например,
    клубеньковые бактерии.
  • Паразиты – живут внутри другого организма или на
    нем, укрываются и питаются его тканями.

Продолжение работы с презентацией. (Слайды 11 –
14)

Роль бактерий в природной среде.

Вредные бактерии вызывают тяжёлые
заболевания у человека (туберкулёз, сибирскую
язву, ангину, пищевые отравления, и др.), животных
и растений (например, бактериальный ожог яблонь).

Благоприятные внешние условия
увеличивают скорость размножения бактерий и
могут вызвать эпидемии.

Большинство бактерий человеческого организма
очень полезны для него. В кишечнике любого
человека содержится примерно три килограмма
бактерий.

Эти друзья человека помогают ему справиться со
всеми трудностями. Самые полезные бактерии –
бифидобактерии. Если их в организме 98%, то человек
здоров. Бифидобактерии — это настоящие стражи
человеческого организма. Как только в него
захочет проникнуть какая-либо болезнетворная
бактерия, бифидобактерии вступают с ней в бой и
убивают ее.

Полезные бактерии нужно поддерживать в
организме, так как они помогают человеку. Людям
необходимо употреблять кисломолочные продукты,
так как в них содержится много бифидобактерий.
Тысячелетиями человек использовал
молочнокислых бактерий для производства сыра,
йогурта, кефира, уксуса, а также квашения.

Проверка усвоения знаний (Слайды 15 – 17)

– Внимательно рассмотрите изобразительный
коллаж, и расскажите, где обитают бактерии.

Самостоятельная аналитическая работа в
парах.

– Используя учебник, страницы 46, 47, заполните
таблицу. (Приложение 3.doc)

Вывод. (Слайд 16)

ПользаВред
1. Потребляют остатки мёртвых
организмов, очищая природу, формируя перегной в
почве.

2. В желудке человека, животного помогают
переваривать пищу.

3. Используют в кулинарии для приготовления
различных блюд.

Попадая в организм человека, животного,
растения бактерии вызывают различные
заболевания.
Читайте также:  Срок полезного использования грузового транспортного средства

– Как вы ответите на поставленный в начале
путешествия вопрос:

Бактерии – какие они: вредные или полезные? (Слайд
17)

Итог урока

– Что интересное узнали на уроке?

– Оцените урок. Раскрасьте в дневнике строку с
данным уроком. (Слайд 18)

Домашнее задание.

1). Прочитать текст в учебнике страницы 46–48.

2). Собрать интересну информацию о бактериях.
(можно пользоваться Карточкой помощницей (Приложение 2.doc)

Дополнительный материал для учителя (Приложение 1.doc)

Источник

Бактерии – крошечные организмы, рассмотреть которые можно только при помощи микроскопа.

Где живут бактерии

Невооруженным глазом бактерии увидеть невозможно из-за их малого размера. Именно поэтому мы не замечаем, как много бактерий на всех окружающих нас предметах. Даже самый чистый стол или тщательно вымытая посуда всегда покрыта множеством бактерий.

Много бактерий живет в воде, воздухе, еде, внутри и снаружи живых организмов. Некоторые бактерии не боятся тяжелых условий окружающей среды. Они, например, могут жить в морозилке или близко к жерлу вулкана.

Строение бактерий

По строению бактерии сильно отличаются от других живых существ, например, растений или животных. Их тело состоит всего из одной клетки, покрытой несколькими слоями оболочки. Под оболочкой есть вязкая жидкость, в которой находятся «органы» бактерии, благодаря которым она может питаться, передвигаться и размножаться.

Форма у бактерии может быть самой разной. Бывают круглые, продолговатые бактерии, бактерии по форме напоминающие палочки, запятые, звездочки и спирали.

А еще бактерии бывают подвижными и неподвижными. Неподвижные бактерии не могут передвигаться самостоятельно. У подвижных бактерий есть специальные выросты на боках. Бактерия шевелит этими выростами и так передвигается.

Часто бактерии не имеют цвета, но встречаются красноватые или зеленоватые бактерии.

Что едят бактерии?

У бактерий нет рта, но их оболочка способна пропускать через себя питательные вещества из той среды, в которой находится бактерия.

В пресных и соленых водоемах живут бактерии, которые умеют питаться энергией Солнца. Они, как и большинство растений на земле, улавливают солнечные лучи и преобразуют их в энергию для жизни.

Есть бактерии, живущие за счет потребления химических веществ. Они поглощают водород, железо или аммиак.

Большое число бактерий селится в гниющих фруктах, деревьях, останках живых существ и питается этой неприятной пищей.

Нужен ли бактериям воздух?

Почти всем живым существам необходим воздух для дыхания. Даже морские животные нуждаются в кислороде, который они добывают из воды. Но некоторые бактерии научились жить даже там, где кислорода нет. Поэтому ученые разделили бактерии на 2 вида:

  • Аэробные (которым для жизни необходим кислород)
  • Анаэробные (которые могут жить без кислорода)

Первый вид бактерий может поселиться почти везде: на поверхностях предметов, на коже, в еде, в напитках. Анаэробные бактерии прячутся там, где другим бактериям не выжить. Они способны жить в плотной почве, в герметично закрытой банке с консервами и даже внутри тела человека.

Анаэробные бактерии довольно опасны. Они вызывают заболевания, с которыми сложно справиться.

Размножение бактерий

Большинство бактерий размножаются делением. Это значит, что маленькое тельце просто разделяется на 2 половины и получается 2 новых взрослых бактерии. Процесс происходит очень быстро. При хорошем питании и условиях окружающей среды из одной бактерии за день может образоваться огромное количество новых бактерий.

Бактерии плохие или хорошие?

Может показаться, что бактерии умеют только вредить. Но это не так. Конечно же, бактерии вызывают разные заболевания и осложняют заживление ран. Еще бактерии портят продукты питания, а их выделения делают еду ядовитой.

Но ученые научились использовать бактерии во благо людям. Особый вид бактерий превращает молоко в кефир, другие способны произвести из молока сыр. Соленые или квашеные овощи также получаются благодаря бактериям. Часть сильных лекарств удалось изобрести именно с использованием бактерий.

Бактерии приносят пользу и в дикой природе. Они разлагают остатки погибших животных и растений и этим очищают природу от отходов, повышают плодородность почвы.

Источник