Окружающий мир 3 класс 2 часть плешаков полезные ископаемые
Практическая работа
1. Рассмотрите образец полезного ископаемого. По иллюстрациям учебника определите его название. При необходимости воспользуйтесь атласом-определителем.
Учитель выдал для практической работы полезное ископаемое — уголь.
2. Установите и запишите в рабочей тетради свойства полезного ископаемого: твёрдое или жидкое, цвет, прозрачное или непрозрачное, плотное или рыхлое. Узнайте у учителя, горючее это полезное ископаемое или нет.
Свойства угля: это твердое полезное ископаемое. Уголь непрозрачный, черного цвета, достаточно плотный, но при этом легко раскалывается и крошится.
Уголь — горючее полезное ископаемое.
3. Подумайте, где применяется это полезное ископаемое. На каких свойствах основано его применение?
Уголь может применяться для отопления домов, для получения тепла в металлургических печах.
Его применение основано на горючих свойствах этого ископаемого.
Каких известных тебе полезных ископаемых нет в этом списке: гранит, известняк, нефть, природный газ?
Среди известных мне полезных ископаемых есть еще железная руда, уголь, торф, каменная соль, глина, песок.
Проверь себя
1. Расскажи о разнообразии полезных ископаемых.
Полезные ископаемые бывают твердыми, жидкими и газообразными.
Они могут быть горючими и не горючими.
2. Для чего люди добывают полезные ископаемые? На чём основано их применение?
Люди добывают полезные ископаемые, чтобы с их помощью получить нужные им продукты.
Например, из нефти люди получают бензин, из руды — металлы.
Глина используется в строительстве и производстве посуды, известняк в строительстве.
Применение полезных ископаемых основано на их свойствах.
3. Какие способы добычи полезных ископаемых тебе известны?
Полезные ископаемые добывают в карьерах, котлованах, разрезах, шахтах, а нефть и природный газ добывают из недр земли с помощью бурения.
Задания для домашней работы
1. Запиши в словарик: месторождение, геолог.
2. В краеведческом музее узнайте, какие полезные ископаемые добывают в вашей местности.
В нашей местности добывают много полезных ископаемых.
В основном это нефть и природный газ.
В меньшей степени уголь и металлические руды.
Также у нас добывают торф, известняк, сланцы, гранит.
3. С помощью атласа-определителя подготовь сообщение о каком-нибудь полезном ископаемом (по своему выбору).
Сообщение о полезном ископаемом железная руда для 3 класса
Железная руда используется для получения железа, а потом для производства стали и чугуна.
В природе она встречается в древних горных породах.
Железная руда твердая и имеет черный цвет.
Она не прозрачная, но на воздухе может окисляться и приобретать рыжеватый оттенок.
Месторождения железной руды возникли много миллионов лет назад, когда в морях и океанах было много растворенного железа.
Это железо оседало на морском дне, вступало в реакцию с кислородом и накапливалось.
Постепенно возникли залежи железной руды, которые в результате горообразования оказались на суше.
Железная руда считается одним из основных полезных ископаемых используемых в экономике.
Ведь из нее делают железо, а без железа невозможно строительство машин, домов, простых и нужных в быту вещей.
Человек научился добывать и перерабатывать железную руду в глубокой древности, несколько тысяч лет назад.
Сейчас добыча железной руды в мире и России очень велика, и поэтому геологи постоянно ищут все новые и новые месторождения железной руды.
На следующем уроке
Вспомни, какие растения называют культурными. Приведи примеры таких растений. Какие работы по выращиванию растений проводятся в разные времена года? Какие ты знаешь сельскохозяйственные профессии?
Культурными называют растения, которые выращивает для своих нужд человек.
Это могут быть растения, которые используются в пищу, например зерновые культуры, или овощи. Это могут быть технические культуры, которые используются для получения ткани, например хлопок или лён. Это могут быть масленичные культуры, из которых получают масло, как например подсолнечник. А могут быть растения, из которых получают сахар, например сахарный тростник.
Весной растения сеют, для чего сначала пашут землю.
Потом за ними ухаживают — поливают, полют, удобряют, уничтожают вредителей.
Летом растениеводы собирают урожай и перерабатывают его.
Осенью растениеводы закладывают свой урожай на хранение.
Некоторые самые качественные растения фермер откладывает на семена, чтобы весной посеять новый урожай.
Зимой растениеводы отдыхают, готовятся к новому сезону.
Примерами сельскохозяйственных профессий могут быть: механизатор, агроном, тракторист, комбайнер, хлебороб, мелиоратор.
Инфоурок
›
Начальные классы
›Презентации›Презентация по окружающему миру. 3 класс. Полезные ископаемые.
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Урок по курсу ОКРУЖАЮЩИЙ МИР Тема урока: «Полезные ископаемые» 3 класс учитель начальных классов Мокеева И.А. МАОУ СОШ № 1, г. Когалым, ХМАО-Югра -2016- ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ
2 слайд
Описание слайда:
КАПИТАЛ ТРУД Железная руда Гранит Каменный уголь ПРИРОДНЫЕ БОГАТСТВА ЭКОНОМИКА
3 слайд
Описание слайда:
1. К природным богатствам относятся: А) одежда и обувь Б) полезные ископаемые В) игрушки Г) книги 2. К природным богатствам не относятся: А ) воздух Б) почва В) вода Г) завод 3. В каком утверждении содержится ошибка? А) Физическим трудом занимаются сталевар, шахтёр, учитель. Б) Умственным трудом занимаются архитектор, писатель, учёный.
4 слайд
Описание слайда:
КОРЗИНА ИДЕЙ
5 слайд
Описание слайда:
значение термина ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ МЕСТОРОЖДЕНИЯ ГЕОЛОГ
6 слайд
Описание слайда:
ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ – горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве
7 слайд
Описание слайда:
Физминутка Мы геологами станем Да? – да! Будут все гордиться нами Да? – да! Что же ждёт нас впереди? ….
8 слайд
Описание слайда:
Практическая работа Работа по группам (у каждой группы коллекция) – отгадай загадку; – определи № полезного ископаемого; – выбери его свойства; – способы добычи; – применение. 2. Проверка (анализ ошибок). 3. Итоги. Приём «Шесть шляп».
9 слайд
Описание слайда:
ПРОВЕРКА 1 группа Ответ: УГОЛЬ 1, 2, 4, 5, 7, 16 в шахте, топливо
10 слайд
Описание слайда:
ПРОВЕРКА 2 группа Ответ: НЕФТЬ 1, 3, 5, 8, 11 буровые установки топливо
11 слайд
Описание слайда:
ПРОВЕРКА 3 группа Ответ: ЖЕЛЕЗНАЯ РУДА 2, 4, 14, 16, 17 в шахте, в карьере изготовление металла
12 слайд
Описание слайда:
ПРОВЕРКА 4 группа Ответ: ГЛИНА 4, 6, 15, 16, 17, 13 в карьере, строительство
13 слайд
Описание слайда:
ПРОВЕРКА 5 группа Ответ: ГРАНИТ 2, 4, 16, 18 карьер, строительство
14 слайд
Описание слайда:
ПРОВЕРКА 6 группа Ответ: ПЕСОК 2, 4, 6, 10, 13 в карьере, строительство
15 слайд
Описание слайда:
Итоги «ШЕСТЬ ШЛЯП»
16 слайд
Описание слайда:
Викторина «Дом знаний» 1. Он нужен на кухне. 2. Без неё пища безвкусна. 3. Его найдёшь в болоте. 4. Из неё делают металл. 5. Он нужен для печи. 6. Его найдёшь в песочнице. 7. Из неё делаю посуду. 8. Без неё не поедут машины. 9. Из него делают метро, ступеньки. 10. Из него делают известь.
17 слайд
Описание слайда:
Дом знаний газ соль торф руда уголь песок глина нефть гранит известняк П Р О В Е Р К А
18 слайд
Описание слайда:
«Лови ошибку» Для выплавления металла используют гранит. В строительстве используют каменный уголь. Из глины делают ножи, ложки, вилки.
19 слайд
Описание слайда:
Рефлексия Я узнал, что … Мне было интересно … У меня получилось …
20 слайд
Описание слайда:
Оценивание Я всё понял! Я не всё понял! Я ничего не понял!
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель начальных классов
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДВ-509304
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Слайд 1
Окружающий мир. 3 класс Полезные ископаемые © Сергеева Елена Викторовна ГОУ СОШ № 409 г. Пушкин, 2010
Слайд 2
Проверка домашнего задания Назови три кита экономики. Расскажи о значении природных богатств для экономики. Что такое капитал? Приведи примеры. Для чего необходим труд? От чего зависит успех труда людей в экономике? Почему природные богатства, капитал и труд называют тремя китами экономики?
Слайд 3
– Какие материалы люди используют для строительства? Где их берут? – Какие виды топлива вы знаете? – Как получают металлы? Где их используют? – Люди каких профессий заняты при добыче полезных ископаемых? Ответь на вопросы:
Слайд 4
Тема урока: «Полезные ископаемые» Подумай, что такое полезные ископаемые.
Слайд 5
Полезные ископаемые — это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве. Одни используются в строительстве, другие служат топливом, из третьих получают металлы. Полезные ископаемые — огромное бесценное богатство Земли.
Слайд 7
Песок Песок – это рыхлая, сыпучая порода, состоящая из минеральных частиц разного цвета, размером от 0,05-2 мм. Песок — это продукт разрушения твёрдых пород под действием солнца, тепла, ветра. Чаще всего песок образуется из кварца. Используется в стекольном производстве; в литейном деле, при плавлении металла; в строительстве.
Слайд 8
Глина Глина — это осадочная порода. Она образуется в результате выветривания различных горных пород, но переотлагается на дне морей и озёр. Глина очень мелкая, бурого, жёлтого, белого, голубого цвета. Широко применяемый строительный материал. Кирпич делают из глины. Также изготовляют посуду,игрушки, фарфор, фаянс, огнеупорные материалы.
Слайд 9
Гранит Возникает из глинистых сланцев и песчаников. Зернистый, твёрдый и прочный. Название гранит произошло от греческого «гранум», что означает зерно. Гранит состоит из зерен трех минералов – полевого шпата (красного цвета), кварца (светло-серого цвета) и слюды (черного цвета). Используется при строительстве и сооружении памятников. Гранитом облицованы набережные в Санкт-Петербурге, отделаны стены домов и станций метро.
Слайд 10
Известняк Известняки залегают в земле громадными слоями. К известнякам относятся мел, обыкновенный известняк и мрамор. Мел — самый мягкий известняк. Им пишут на доске. Толчёным мелом белят стены . Обыкновенный известняк — плотный камень белого, серого или желтоватого цвета. Используется при строительстве домов, мощении дорог, приготовлении извёстки .
Слайд 11
Известняк Мрамор — твёрдый плотный камень разнообразной окраски, хорошо полируется. Используется для украшения зданий, из него делают колонны, статуи, лестницы.
Слайд 12
Нефть Нефть — это жидкое полезное ископаемое тёмного цвета. Её называют чёрным золотом. Происхождение нефти полностью не изучено. До сих пор учёные разных стран спорят о том, как же она появилась. Скорее всего, она образовалась из каких-то живых организмов. Самый обычный способ поиска и добычи нефти — бурение скважин. Бурить начинают в том месте, где, по мнению геологов, должна быть нефть. И бурят до тех пор, пока из скважины не вырвется чёрный фонтан. Из нефти производят керосин, бензин, смазочные масла, вазелин, лекарства, мыло, технический спирт, ткани.
Слайд 13
Каменная соль Раньше соль очень дорого ценилась, и за один килограмм соли платили серебром. Слово «солдат» произошло от сочетания «соль давать», так назывались вооруженные люди, охранявшие караваны с солью.
Слайд 14
Железная руда Слово «железо» возникло от санскритского слова «джальза» (металл, руда). На поверхности Земли находили железные метеориты и делали из них украшения, орудия труда, охоты. Первым орудием труда древнего человека был камень, привязанный к палке. Как-то раз в костёр попали куски окисленной руды, с виду обыкновенного камня, и расплавились. Так было положено начало металлургии. Железная руда чёрного цвета, твёрдая и плотная, притягивает металлические предметы. Из неё делают машины, вагоны, рельсы, ножницы.
Слайд 15
Каменный уголь Уголь образовывается из остатков растений в течении многих миллионов лет. Когда остатки растений перегнивают практически без кислорода, образуется торф. Торф используется как топливо, а также как подстилку для домашних животных.
Слайд 16
Каменный уголь Затем торф превращается в бурый уголь, потом — в каменный уголь и затем в антрацит — уголь самого высокого качества. Каменный уголь чёрного цвета, твёрдый, но хрупкий, горюч. Он используется для отопления жилых помещений, изготовления кокс-краски, лекарств, пластмассы, духов.
Слайд 17
Запишем определение полезных ископаемых в рабочей тетради на странице 25. Помощь в учебнике на странице 48. Выполним практическую работу в рабочей тетради на странице 26 № 2. 1 вариант – нефть, известняк. 2 вариант – гранит, глина. 3 вариант – железная руда, песок. 4 вариант – каменный уголь, природный газ. Практическая работа
Слайд 18
Задани я Прочитай статьи в учебнике «Для чего их добывают» и «Как их добывают» на странице 49-50, рассмотри фотографии в учебнике. Выполни задание № 5 в рабочей тетради. В старой шахте отыщите дорогу к кладу. № 6 . Проверь у соседа. Выполни задание №3 в рабочей тетради. Самостоятельно впиши в клеточки названия полезных ископаемых. Проверь у соседа. Заполни таблицу № 4. Поставь + в соответствующую графу. Самостоятельно.
Слайд 19
Домашнее задание 1. Учебник, 48-50, вопросы. 2. Рабочая тетрадь, № 7-8, стр.29
Слайд 20
Ресурсы Интернет: Песок https://nika-media.ru/news/3535/date2009-09-28.html Коллекция «Полезные ископаемые » h ttp://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5ca811f4-7aea-42ca-b5da-534dfd445e6c/PoleznyeIskopaemye.html https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/606f3f11-e0fe-11db-8314-0800200c9a66/02_02_06_01.jpg
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе
по теме «Полезные ископаемые»
Автор: Фетисова Наталья Валерьевна,
учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия № 8»
г.о. Коломна, Московской области.
Тема: «Полезные ископаемые»
Цель: сформировать понятие «полезные ископаемые», познакомить с разнообразием полезных ископаемых, со способами их добычи и использованием.
Задачи:
– развивать экологическое мышление;
– учить детей самостоятельно добывать информацию, оперировать ею;
– формировать умение ставить вопросы по изучаемому материалу; проводить на уроке рефлексию своей работы;
– формировать ключевые компетенции: информационную, проблемную и коммуникативную.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, физическая карта России, кроссворд, лупы, микроскоп, гвоздь, стаканы с водой, выставка детских поделок из глины.
Дидактические материалы: презентация учителя, коллекция полезных ископаемых, карточка инструкция по изучению свойств полезных ископаемых, таблица условных обозначений полезных ископаемых, картинки с изображением: шахтера, геолога, бурильщика, карточки с индивидуальными заданиями.
Планируемые результаты формирования УУД:
Регулятивные: умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем, устанавливать новые учебные задачи; проявлять инициативу в ученом сотрудничестве, развитие навыков контроля и самоконтроля, своевременное внесение корректив;
Познавательные: умение извлекать информацию из исследования, схем, иллюстраций, текста, фиксировать знания с помощью таблиц, делать обобщения и выводы в результате совместной работы;
Коммуникативные: умение работать в группе, слушать и понимать других; умение договариваться и приходить к общему мнению; учитывать разные мнения, эффективно сотрудничать, формулировать собственную позицию и мнение, оформлять свое мнение в устной речи, умение строить монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Предметные: учащиеся научатся различать важнейшие полезные ископаемые, объяснять их значение в экономике, осознавать значение природных богатств в хозяйствен-ной деятельности человека.
Метапредметные: принимать и сохранять учебную задачу, активно использовать речевые средства для решения познавательных задач, осуществлять поиск средств её достижения; планировать, контролировать, оценивать учебные действия; слушать собеседника и вести диалог.
Личностные: проявление познавательного интереса к новым способам действии, ценностного отношения к полезным ископаемым, способность к самооценке на основе критериев успешной деятельности.
Ход урока
I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.
– Сегодня мы будем опять наблюдать
Выводы делать и рассуждать,
А чтобы урок пошел каждому впрок!
Активно в работу включайся, дружок!
II. Актуализация знаний.
– Ребята, давайте вспомним, какую тему мы с вами изучали на прошлом уроке? (Экономика).
– Что же такое экономика? (экос по-гречески значит «дом», номос– «закон».
Экономика-наука о рациональном ведении хозяйства).
– Какая главная задача экономики? (удовлетворение разных потребностей людей).
– Что называется потребностями? (все, что требуется людям для жизни).
– Что нужно для удовлетворения потребностей людей? (товары и услуги).
– Что такое товары? (Вещи, предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности).
– Приведите примеры товаров(продукты питания, одежда…).
– Что такое услуги? (Работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить те или иные потребности других людей).
– Приведите примеры услуг (стрижка в парикмахерской).
Карточки для индивидуальной работы во время фронтального опроса:
Если вы согласны, то поставьте знак «+», если нет, то «-».
– Мясо, хлеб, молоко даёт нам промышленность.
– Отрасль экономики, которая возводит различные постройки – это строительство.
– Все отрасли экономики тесно взаимосвязаны.
– Благодаря приобретению современного оборудования, удаётся производить больше новых товаров.
III. Целеполагание и мотивация.
– Без чего невозможнопроизводство товаров и услуг? (без использования труда людей и природных богатств).
– А что же такое богатство?
Ответы детей:
Давайте посмотрим, как определяется это слово в толковом словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова. (Богатство – это то, что содержит в себе много ценного).
– Без каких природных богатств не может существовать человек?(Воздух, вода, почва). Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле. Отгадайте, загадки и вы узнаете, что за богатства лежат у меня в шкатулке.
Игра «Угадай, что находится в шкатулке».
Он очень нужен детворе.
Он на дорожке во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)
Очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит).
Он несет в дома тепло,
От него кругом светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.
Он черный, блестящий,
Помощник настоящий. (Уголь)
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу,
Она понадобится сразу. (Глина)
Покрывают им дороги,
Улицы в селениях.
А еще он есть в цементе.
Сам он — удобрение.(Известняк)
– Как вы думаете, о каких богатствах идет речь?
(о полезных ископаемых).
– Сформулируйте тему нашего урока. (Дети формулируют тему урока).
– Как вы думаете, почему их назвали ископаемыми? (добываются из-под земли).
– Почему они полезные? (служат людям).
– Теперь примените полученные знания для пояснения понятия «полезные ископаемые». Посовещайтесь в группе и попробуйте дать определение.
(Выслушиваются ответы детей).
Учитель:
– Для того чтобы сверить, отличаются ли ваши ответы от верного определения этого понятия, я предлагаю вам обратиться к учебнику на с.46.
– Богатства земных кладовых, которые люди используют в хозяйстве, называют полезными ископаемыми.
– Так какова же цель сегодняшнего урока? (Выяснить свойства полезных ископаемых, а так же как их можно добыть и где использовать).
IV. Изучение нового материала.
Первичное восприятие и осознание нового материала.
Фронтальная беседа.
Учитель.
В моей шкатулке находится еще одно полезное ископаемое. Отгадайте его название:
Без нее не побежит
Ни троллейбус, ни такси
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это? (Нефть)
Нефть – жидкое, маслянистое, горючее вещество, черного цвета, которое употребляется в качестве топлива, а также как сырьё для получения различных продуктов (керосина, бензина и т. п.).
– А еще бывают и такие полезные ископаемые.
На кухне у мамы
Помощник отличный.
Он синим цветком
Расцветает от спички (газ)
– На какие же три группы по своему состоянию делятся ископаемые? (они могут находиться в твердом, жидком и газообразном состоянии).
– На доске мы видим карту России. Посмотрите, какая она большая. А кто знает, чем богата Россия? (лесами, полями, полезными ископаемыми). Рядом с картой висит таблица обозначений некоторых полезных ископаемых. Благодаря этим обозначениям мы можем определить на карте, где какие природные богатства располагаются (дети определяют по карте расположения полезных ископаемых).
– Как добывают полезные ископаемые.
– Прочитайте в учебнике текст на с. 48.
– Как называются места, где залегают полезные ископаемые? (Месторождение.)
На доске появляется карточка со словом «месторождение».
– Назовите профессию людей, которые изучают полезные ископаемые и отыскивают их месторождения:
Проберется с молотком
К неизвестным скалам.
С каждым камешком знаком,
С каждым минералом. (Геолог)
– Да, благодаря труду геологов находятся различные ископаемые.
– Назовите профессии людей, которые добывают полезные ископаемые.
Уголь под землей найдут,
Вверх его поднимут.
Завершив тяжелый труд,
Люди каски снимут.
Их работа всем нужна
С угольком зимой страна! (Шахтеры)
Шахтер – горнорабочий, работающий в шахте.
Так же для добычи полезных ископаемых используется труд бурильщика.
Бурильщик – рабочий, производящий бурение. Он делает скважины, сверлит, пробивает почву.(На доске появляются картинки с изображением геолога, шахтера и бурильщика и карточки со словами: «геолог», «шахтер», «бурильщик».)
– Рассмотрите иллюстрации на с. 48-49.
– Какое полезное ископаемое добывают в шахте? (Каменный уголь.)
– Какие полезные ископаемые добывают в карьере? (Глину, песок, известняк, гранит.) Раньше это делали с помощью кирки и молотка, сейчас с помощью взрывов. Затем экскаваторы подбирают породу и отправляют на завод, где ее обрабатывают.
– Какие полезные ископаемые добывают из скважин? (Нефть, газ.) Самый обычный способ поиска нефти – это бурение скважин. Бурить начинают в том месте, где, по мнению геологов, должна быть нефть. И бурят до тех пор, пока из скважины не вырвется чёрный фонтан.
– Вы хорошо поработали и вам необходимо отдохнуть, чтобы продолжить исследование.
V. Физминутка.
Мы геологами станем,
Будут все гордиться нами.
Что же ждет нас впереди?
Высокая гора (показывают руками),
Бурная река т(показывают руками),
Ее мы обойдем (топают ногами),
Ее мы проплывем (плывут).
Все мы сможем, все сумеем,
И своей достигнем цели.
VI. Практическая работа.
Учитель:
– Я предлагаю вам поработать в группах: определить свойства полезных ископаемых, которые находятся на ваших столах. Выполните исследование на примере изучения свойств каменного угля.
1. Рассмотрите образец каменного угля. Определим его цвет. Имеет ли блеск?
2. Используя микроскоп или лупу, можно выяснить плотное или пористое это ископаемое.
3. Проведите ногтем по породе.
Если остался след – то порода мягкая;
Если можно поцарапать гвоздем, то он твердый;
Если нет следа от гвоздя, то очень твердый.
4.Уголь твердый, но хрупкий т.к. его можно разбить.
5.Опустив уголь в стакан с водой, мы видим, что он не растворяется в воде.
– А еще, что мы наблюдаем? (он не тонет).
– Значит уголь легче воды.
Для правильного построения своего ответа используйте карточку «Помогай-ка».
Карточка «Помогай-ка»
Рассмотрите в лупу кусочек полезного ископаемого.
Определите, в каком состоянии находится, какого цвета и из чего состоит?
Плотное или рыхлое (пористое).
Выясните на сколько прочен и тверд.
Растворяется в воде или нет.
Занесите полученные результаты в таблицу.
Каждой группе дается по 1 полезному ископаемому.
1 группа – гранит 3 группа – песок
2 группа – известняк 4 группа – глина
– Теперь вы можете приступать к работе.
На доске в виде таблицы оформляются результаты исследований.
Учитель:
– Давайте теперь сверим ваши ответы с таблицей на экране.
– Просигнальте, как вы справились с этим заданием.
Защита работ. (Заслушиваются ответы представителей от каждой группы.)
– Начнем с гранита (слайды 5-8)
1-я группа.
Если гранит рассмотреть под лупой, то можно увидеть, что это очень плотная горная порода. Он очень тверд и прочен. Цвет красный, серый. В воде он тонет и не растворяется. За высокую твердостью и прочность его используют при строительстве опор для моста и фундаментов для высокого здания. Полированный гранит украшает полы и лестницы дворцов и музеев. Именно из гранита в Санкт-Петербурге сделаны колоны Казанского собора, бортики Исаакиевского собора, а огромный камень, на котором установлен памятник Петру I, также из этой горной породы.
2-я группа.
Если известняк рассмотреть под лупой, то можно увидеть, что его частицы значительно мельче и цвет у этих частиц бывает разный: белый, желтый, серый. Известняк – твердая и прочная горная порода (слайды 9-12).Если опустить кусочек известняка в стакан воды, то мы увидим, что он утонет, значит, тяжелее воды. В воде он не растворяется.
Учитель:
Разновидностью известняка является мрамор. Рассмотрим мрамор внимательнее. Цвет его частиц может быть разным: белым, красным, серым, черным. Мрамор имеет матовый блеск, а если его сравнивать с известняком, то можно сказать, что мрамор тверже известняка. Древние греки высекали из мрамора памятники, строили храмы. Станции Московского метро отделаны этой горной породой разного цвета, известны на весь мир церкви и соборы.