Охрана российских изобретений полезных моделей и промышленных образцов за рубежом

§ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Совершенно очевидно, что охрана некоторых объектов промышленной собственности в границах отдельных государств является недостаточной. Наиболее перспективные изобретения и другие значительные разработки нуждаются в охране в более широких масштабах. Однако действие патентов на объекты промышленной собственности, как правило, ограничивается территорией тех государств, патентные ведомства которых выдали соответствующие патенты (принцип территориальности). Чтобы разработка пользовалась правовой охраной в других странах, она должна быть там запатентована. Иными словами, обладатель прав на разработку должен составить и подать заявку на выдачу патента во всех тех странах, где он желает получить охрану. При этом каждая заявка должна отвечать требованиям, предъявляемым патентным законодательством стран, в которых испрашивается охрана. Вполне понятно, что в этих условиях обеспечение охраны разработки в сравнительно широких масштабах требует затраты больших сил и средств, которые должны соизмеряться с теми выгодами, на которые может рассчитывать патентообладатель. И хотя за последние десятилетия усилиями мирового сообщества создан механизм, который значительно облегчает процедуру зарубежного патентования, перед патентообладателем каждый раз встает немало вопросов, связанных с выбором стран и процедуры патентования, форм и мероприятий, необходимых для реализации объектов техники на внешнем рынке, и т.д.
     Прежде всего, патентообладатель должен решить вопрос относительно целесообразности самого зарубежного патентования. Для патентования за границей отбираются разработки, имеющие перспективы коммерческой реализации в виде экспорта продукции, продажи лицензий, создания совместных предприятий, осуществления научно-технического сотрудничества, производственной кооперации и т.д. Перспективы коммерческой реализации объектов техники, как правило, определяются по результатам предварительной рекламно-коммерческой проработки, проводимой с целью выявления интереса иностранных фирм. Рекламно-коммерческая проработка, в том числе публикация информации о преимуществах объекта в рекламных изданиях, направление рекламных материалов в адрес иностранных фирм – потенциальных потребителей, демонстрация на выставках, должна осуществляться по объектам, как правило, освоенным в производстве, или при наличии возможности демонстрации работоспособности образцов (изделий) и проверенных технологий.
     Патентование разработок за границей, как правило, целесообразно если их использование в объектах техники обеспечивает более высокие технико-экономические и иные (экологические, социальные и т.п.) показатели по сравнению с лучшими зарубежными образцами При этом есть смысл патентовать лишь такие разработки, за использованием которых можно осуществлять практический контроль. Если же применение разработки ограничивается внутренними потребностями зарубежных фирм и может быть осуществлено любым заинтересованным лицом лишь на основании сведений, содержащихся в описании, перспективы коммерческой реализации такой разработки на внешнем рынке практически отсутствуют. Не следует, как правило, патентовать и те разработки, значимость которых в объекте, где они использованы, невелика, или запатентованное решение может быть обойдено другим вариантом исполнения.
     Принимая решение о зарубежном патентовании, заявитель должен учитывать требования внутреннего законодательства своей страны. Патентный закон РФ, как и патентные законы большинства стран, устанавливает, что патентование в зарубежных странах изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, созданных в России, осуществляется не ранее чем через три месяца после подачи заявки в Патентное ведомство РФ (ст. 35 Патентного закона РФ). Патентное ведомство может в необходимых случаях разрешить патентование разработки в зарубежных странах ранее указанного срока. Для получения такого разрешения заявитель в соответствии с п. 2 Разъяснения № 3 «О порядке патентования объектов промышленной собственности в зарубежных странах», утвержденного Роспатентом 10 февраля 1995 г. (Патенты и лицензии. 1995. № 5. С. 26.), должен представить в Патентное ведомство ходатайство, составленное в произвольной форме. Указанное ходатайство может быть подано одновременно с подачей заявки, в том числе в случае подачи заявки по процедуре Договора о патентной кооперации (РСТ) при условии указания Российской Федерации в качестве одной из стран патентования. Перед подачей заявки заявитель как собственник информации на основании ст. 10 Закона РФ «О государственной тайне» должен предпринять меры к решению вопроса о том, составляют ли государственную тайну сведения о заявляемом объекте промышленной собственности. В случае принятия решения о засекречивании сведений о заявляемом объекте промышленной собственности подача в зарубежное патентное ведомство заявки на выдачу охранного документа или соответственно направление заявки в Международное бюро ВОИС могут быть осуществлены только по решению Правительства РФ (ст. 18 Закона РФ «О государственной тайне»).
     Отказ Роспатента в выдаче патента не обязательно является основанием для отказа от патентования объекта за границей, однако доводы патентной экспертизы необходимо учитывать при подготовке заявок для зарубежного патентования. Кроме того, некоторые решения, непатентоспособные по российскому законодательству, могут быть запатентованы в отдельных зарубежных странах.
     Важное значение при зарубежном патентовании имеет учет особенностей патентного законодательства стран патентования и участие этих стран в международных и региональных договорах и соглашениях по охране промышленной собственности. Решение, непатентоспособное в одних странах, может быть вполне патентоспособным в других. По несовпадающим правилам определяется в разных странах приоритет заявки. Например, при подаче заявки на изобретение с использованием льготного периода, установленного п. 1 ст. 4 Патентного закона РФ, патентование за границей возможно лишь в тех странах, где подобная льгота установлена национальными патентными законами. Аналогичным образом решается вопрос о возможности патентования разработок, экспонируемых на международных выставках с использованием выставочного приоритета. 1 Решение о патентовании изобретения, полезной модели или промышленного образца за границей должно быть принято в сроки, позволяющие подготовить и направить заявки на патенты в зарубежные страны до публичного раскрытия их сущности в Российской Федерации.

Читайте также:  Полезно ли завести собаку для ребенка

§ 2. УЧАСТИЕ РОССИИ В МЕЖДУНАРОДНЫХ СОГЛАШЕНИЯХ ПО ОХРАНЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ

     Правовая охрана российских изобретений, полезных моделей, промышленных образцов в зарубежных странах, равно как и охрана зарубежных объектов промышленной собственности в РФ, основывается на общепризнанных принципах международного сотрудничества, нашедших отражение в международных договорах и соглашениях по охране промышленной собственности. Наиболее важное значение в этом плане имеют Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 г. и Договор о патентной кооперации 1970 г., участниками которых являются десятки стран всех континентов, включая и Российскую Федерацию. Особую роль для России играет Евразийская патентная конвенция 1994 г., создавшая межгосударственную систему получения патентной охраны на территории большинства независимых государств — республик бывшего СССР. Наконец, должны приниматься в расчет и другие специальные соглашения, заключенные рядом стран в целях улучшения сотрудничества, в частности, Кондиция о выдаче европейских патентов 1973 г., Соглашение о создании Африканской региональной организации по охране промышленной собственности 1976 г. и т.д., которые, как правило, допускают получение патентов заявителями из стран, не участвующих в этих соглашениях.
     Основной целью Парижской конвенции по охране промышленной собственности, которая по праву считается главным международным соглашением в рассматриваемой области, является создание благоприятных условий для патентования изобретений, промышленных образцов и других объектов промышленной собственности гражданами и организациями одних государств в других государствах. Парижская конвенция не предусматривает выдачи какого-либо международного патента, который действовал бы на территории разных государств. Для того чтобы обеспечить охрану разработки в том или ином государстве, ее необходимо там запатентовать. Участники Парижской конвенции договорились о том, что ими не будут устанавливаться никакие дискриминационные меры в отношении иностранных заявителей. Статья 2 Конвенции предусматривает предоставление им такой же охраны, которая предоставляется или будет предоставляться в будущем в соответствующей стране ее собственным гражданам и фирмам (принцип национального режима).
     Этот ведущий принцип Конвенции дополняется рядом материально-правовых правил. Наиболее важным из них является уже рассматривавшееся выше правило о конвенционном приоритете, в силу которого заявка, поданная в одной стране-участнице, обладает во всех других странах-участницах приоритетом в течение 12 месяцев с момента подачи заявки в первой стране. Иными словами, заявителю предоставляется возможность в течение одного года (по промышленным образцам — в течение шести месяцев) испрашивать охрану во всех других странах-участницах; при этом приоритет будет определяться датой подачи первой правильно оформленной заявки в одной из стран-участниц.
     Кроме норм о конвенционном приоритете важное практическое значение имеют такие правила Конвенции, как обеспечение временной охраны разработок, помещенных на официальных международных выставках (ст. 11), свободное использование запатентованных объектов в транспортных средствах, временно или случайно находящихся на территории, где они пользуются правовой охраной (ст. 5), обязательное осуществление изобретений и выдача принудительных лицензий (ст. 5), независимость друг от друга патентов, выданных в разных странах (ст. 4), и др.
     Договор о патентной кооперации (РСТ) имеет своей основной задачей облегчение подачи заявок на охрану одной и той же разработки в разных странах и сокращение дублирования в работе патентных ведомств. Договор предусматривает возможность составления и подачи в национальное патентное ведомство так называемой международной заявки в тех случаях, когда заявитель хочет обеспечить охрану разработки в нескольких странах. Подача международной заявки избавляет заявителя от необходимости оформлять и подавать заявки в каждую из стран, в которых он желает получить охрану. В страны, избранные заявителем, направляются результаты рассмотрения международной заявки, на основе которых патентные ведомства соответствующих стран, как правило, без проведения повторной проверки, решают вопрос о выдаче охранных документов.
     Помимо кооперации в сфере проведения патентной экспертизы договор РСТ преследует цели быстрейшего распространения технической информации, а также оказания помощи тем странам, которые не в состоянии собственными силами обеспечить качественное и своевременное рассмотрение заявок.
     Как уже отмечалось, заключив Евразийскую патентную конвенцию, независимые государства—республики бывшего Советского Союза учредили новую межправительственную Евразийскую патентную организацию (ЕАПО) со штаб-квартирой в г. Москве. Органами данной Организации являются Административный совет и Евразийское патентное ведомство (ЕАПВ). Административный совет, в котором на равных началах представлены все государства—члены Организации, назначает Президента Евразийского патентного ведомства, утверждает бюджет Организации, а также Патентную, Финансовую и Административную инструкции, одобряет соглашения, заключенные Организацией с государствами и межгосударственными организациями, и решает другие вопросы, относящиеся к его компетенции. Все вопросы рассматриваются на очередных (один раз в календарный год) и внеочередных заседаниях Административного совета, в которых с правом совещательного голоса принимает участие и полномочный представитель ВОИС.
     Все административные функции Организации, включая рассмотрение заявок и выдачу евразийских патентов, выполняет Евразийское патентное ведомство (г. Москва), которое возглавляется Президентом и в штате которого каждое государство-участник имеет свою квоту.
     Евразийская патентная конвенция содержит ряд материально-правовых норм, которыми либо устанавливаются единые требования по ряду вопросов, либо допускается их самостоятельное решение в национальном патентном законодательстве стран — участниц Конвенции. Так, ст. 6 Конвенции указывает, что Евразийское патентное ведомство выдает евразийский патент на изобретение, которое является новым, меет изобретательский уровень и промышленно применимо, в соответствии со ст. 10 объем правовой охраны, предоставляемой евразийским патентом, определяется формулой изобретения, а описания и чертежи могут служить только для целей толкования формулы Согласно ст. 11 срок действия евразийского патента составляет 20 лет с даты подачи евразийской заявки. Эти и некоторые другие положения, решенные в Конвенции в единообразном виде, детализируются в Патентной инструкции, утверждаемой Административным советом. Что же касается таких вопросов, как право на подачу заявки на служебное изобретение (ст. 7), предоставление заявителю временной правовой охраны (ст. 9), ответственность за нарушение евразийского патента (ст. 13) и др., то они решаются в соответствии с национальным законодательством государств, участвующих в Конвенции.
     Конвенция о выдаче европейских патентов 1973 г. (Текст Конвенции см. в сб.: Европейские патентные конвенции. М., 1985. С. 3—86.) предусматривает выдачу так называемых европейских патентов на изобретения. Заявки на выдачу таких патентов подаются на основе унифицированных правил либо непосредственно в созданное государствами-участниками Европейское патентное ведомство (г. Мюнхен), либо через национальное патентное ведомство государства-участника. Выданный Европейским патентным ведомством патент предоставляет его владельцу такие же права, какие бы обеспечивались национальными патентами стран-участниц. Европейский патент может быть получен не только заявителями из стран, участвующих в Конвенции, но и любыми другими лицами.
     В 1975 г. странами Европейского Сообщества была подписана Люксембургская конвенция о европейском патенте для стран Общего рынка, предусматривающая выдачу единого патента Сообщества. Такой патент действует на территории всех стран ЕС, имеет значение национального патента, предоставляет его обладателям одинаковый круг прав и налагает на них равные обязанности. Как и европейский патент, патент Сообщества может получить любой заявитель, независимо от того, проживает он на территории Сообщества или нет.
     Соглашение о взаимном признании авторских свидетельств и иных охранных документов на изобретения, заключенное странами—членами бывшего СЭВ в 1976 г. (Текст Соглашения см. в сб.: Законодательство СССР по изобретательству. 2-е изД-Т. 3. М., 1982. С. 199-207.), предусматривает упрощенный порядок получения патентной охраны национальных разработок в странах-участницах. Признание действия охранных документов, выданных патентным ведомством одной страны-участницы, на территории других стран-участниц осуществляется путем подачи ходатайства о таком признании, вынесении и публикации решения об этом.

Читайте также:  Полезно ли есть рыбу с пивом

Источник

Общие положения. Действие патентов на объекты промышленной собственности, как правило, ограничивается территорией тех государств, патентные ведомства которых их выдали. Чтобы разработка пользовалась правовой охраной в других странах, она должна быть там запатентована. Иными словами, обладатель прав на разработку должен составить и подать заявку на выдачу патента во всех тех странах, где он желает получить охрану.

Вполне понятно, что при этих условиях обеспечение охраны разработки в сравнительно широких масштабах требует затраты больших сил и средств, которые должны соизмеряться с теми выгодами, на которые может рассчитывать патентообладатель. И хотя за последние годы усилиями мирового сообщества создан механизм, который значительно облегчает процедуру зарубежного патентования, перед патентообладателем всякий раз встает немало вопросов, связанных с выбором стран и процедуры патентования, форм и мероприятий, необходимых для реализации объектов техники на внешнем рынке и т.п.

Прежде всего патентообладатель должен решить вопрос относительно целесообразности самого зарубежного патентообладания. Для патентования за границей отбираются разработки, имеющие перспективы коммерческой реализации в виде экспорта продукции, продажи лицензий, создания совместных предприятий и т.п.

Патентование разработок за границей, как правило, целесообразно, если их использование в объектах техники обеспечивает более высокие технико-экономические и иные показатели по сравнению с лучшими зарубежными образцами. При этом есть смысл патентовать лишь такие разработки, за использованием которых можно осуществлять практический контроль. Если же применение разработки ограничивается внутренними потребностями зарубежных фирм и может быть осуществлено любым заинтересованным лицом лишь на основе сведений, содержащихся в описании, перспективы коммерческой реализации такой разработки на внешнем рынке практически отсутствуют.

Далее, принимая решение о зарубежном патентовании, заявитель должен учитывать требования российского патентного законодательства. В соответствии с п. 1 ст. 1395 ГК заявка на выдачу патента на изобретение или полезную модель, созданные в Российской Федерации, может быть подана в иностранном государстве или в международную организацию по истечении шести месяцев со дня подачи соответствующей заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, если в указанный срок заявитель не будет уведомлен о том, что в заявке содержатся сведения, составляющие государственную тайну. В случае если по просьбе заявителя будет проведена проверка наличия в заявке сведений, составляющих государственную тайну, Патентное ведомство может разрешать подать заявку раньше шестимесячного срока.

Однако и в этом случае патентование соответствующей разработки в Российской Федерации необходимо. Заявка в Патентное ведомство РФ может не подаваться лишь тогда, когда в соответствии с Договором о патентной кооперации или Евразийской патентной конвенцией:

Читайте также:  Полезная длина пути при отсутствии светофоров и электрической изоляции

а) международная заявка подана в Патентное ведомство РФ как в получающее ведомство и Российская Федерация указана в ней в качестве государства, в котором заявитель намерен получить патент;

б) евразийская заявка подана через Патентное ведомство РФ.

Наконец, при зарубежном патентовании должны учитываться особенности патентного законодательства страны патентования и то, участвует ли эта страна в международных и региональных договорах по охране промышленной собственности. В разных странах к патентоспособности разработок предъявляются разные требования; решения, не охраняемые в одних странах, могут быть вполне патентоспособными в других; по-разному определяется приоритет заявки и т.п.

Порядок зарубежного патентования. На протяжении многих лет патентование разработок за границей было в нашей стране государственной монополией, т.е. относилось к исключительной компетенции специально уполномоченных государственных органов. Ни создатель разработки, ни патентообладатель не имели возможности за свой счет получить иностранный патент либо предоставить зарубежной фирме лицензию на использование разработки. Они могли выступать лишь с соответствующей инициативой, т.е. доказывать государственным органам, что патентование разработки за рубежом необходимо и принесет государству определенную пользу.

Действующее патентное законодательство исходит из того, что вопрос о зарубежном патентовании и продаже лицензий за границу относится к исключительной компетенции самих патентообладателей. Запрет на зарубежное патентование может быть обусловлен лишь соображениями сохранения секретности в отношении разработок, относящихся к сфере обороны и государственной безопасности.

Важнейшее значение имеет выбор оптимальной процедуры патентования. Оно может производиться либо в соответствии с требованиями национальных законодательств, либо по процедуре, предусмотренной соответствующими международными договорами. Патентование по национальной процедуре осуществляется, как правило, при выявленной перспективе реализации продукта в отдельных странах или в странах, которые не являются участниками международных конвенций по охране промышленной собственности. В этом случае документы заявки, направляемые в каждую страну патентования, должны быть оформлены по правилам, которые установлены национальным законодательством. Кроме того, как правило, необходимо действовать через патентного поверенного, зарегистрированного патентным ведомством соответствующей страны.

При патентовании изобретений за границей по процедуре, установленной Договором о патентной кооперации, заявитель подает одну международную заявку с указанием стран (из числа участниц данного Договора), в которых он намеревается получить патенты. Международная заявка во всех странах оформляется по единым требованиям. Она подается в свое национальное патентное ведомство, которое пересылает заявку в так называемое принимающее ведомство, а последнее – в международный поисковый орган. В роли последних выступают патентные ведомства ряда ведущих стран.

Международный поисковый орган проводит по полученной заявке международный поиск с целью выявления уровня техники. По итогам поиска готовится отчет, представляющий собой перечень документов, которые должны быть приняты во внимание при проведении экспертизы.

Отчет о поиске направляется заявителю, а также в Международное бюро ВОИС. Для оказания помощи заявителем к отчету прилагаются рекомендации, которые не имеют обязательного характера.

Получив отчет о международном поиске, заявитель самостоятельно оценивает перспективы получения патентной охраны своей разработки в интересующих его странах. Он может изъять свою заявку, сохранить ее в неизменном виде или внести в нее необходимые изменения.

Если перспективы заявки благоприятные, заявитель подает ходатайство о проведении международной экспертизы, в ходе которой исследуются новизна, изобретательский уровень и промышленная применимость изобретения. Результаты экспертизы оформляются заключением, копии которого через Международное бюро ВОИС рассылаются в избранные заявителем страны.

Патентование изобретений по процедуре Договора о патентной кооперации требует немалых валютных затрат, которые, однако, оправдывают себя, если разработка одновременно патентуется не менее чем в трех-четырех странах.

Патентование изобретений в странах ближнего зарубежья, обеспечиваемое Евразийской патентной конвенцией, осуществляется путем подачи заявки в Евразийское патентное ведомство, расположенное в г. Москве.

Евразийское патентное ведомство проверяет правильность оформления заявки, а затем проводит по заявке поиск. Отчет о поиске вручается заявителю и публикуется для всеобщего сведения через 18 месяцев с даты подачи заявки.

Затем, если от заявителя поступает ходатайство, которое должно быть подано по истечении шести месяцев после публикации отчета о поиске, Евразийское патентное ведомство проводит экспертизу заявки по существу.

Решение о выдаче или отказе в выдаче евразийского патента принимается от имени Евразийского патентного ведомства. Выданный евразийский патент имеет силу национального патента во всех странах – участницах Евразийской конвенции.

В случае когда евразийский патент и патент Российской Федерации на идентичные изобретения или идентичные изобретение и полезную модель, имеющие одну и ту же дату приоритета, принадлежат разным патентообладателям, такие изобретения или изобретение и полезная модель могут использоваться только с соблюдением прав всех патентообладателей (п. 1 ст. 1397 ГК).

Наконец, российские заявители могут использовать для получения патентной охраны ряд региональных соглашений о выдаче патентов, действующих одновременно на территории всех стран – участниц данных соглашений. В частности, можно получить так называемый европейский патент, выдаваемый Европейским патентным ведомством (г. Мюнхен), и т.д.



Источник