Охран недр и рациональные использование полезных ископаемых

Основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются:

1) соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами;

2) обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр;

3) проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;

4) проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, государственный учет работ по геологическому изучению недр, участков недр, предоставленных в пользование, и лицензий на пользование недрами;

(п. 4 в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 505-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов;

6) достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых;

7) охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку;

8) предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении отходов I – V классов опасности, сбросе сточных вод, размещении в пластах горных пород попутных вод, вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд, вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей;

(см. текст в предыдущей редакции)

9) соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

10) предупреждение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение установленного порядка использования этих площадей в иных целях;

11) предотвращение размещения отходов производства и потребления на водосборных площадях подземных водных объектов и в местах залегания подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения или резервирование которых осуществлено в качестве источников питьевого водоснабжения.

(в ред. Федеральных законов от 14.07.2008 N 118-ФЗ, от 29.12.2014 N 459-ФЗ, от 27.12.2019 N 505-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае нарушения требований настоящей статьи право пользования недрами может быть ограничено, приостановлено или прекращено уполномоченными государственными органами в соответствии с законодательством.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Открыть полный текст документа

Источник

Государство как собственник недр устанавливает требования для ра­ционального использования природных ресурсов и охраны окружающей сре­ды и, в частности, при использовании минеральных ресурсов и для охраны недр.

Под рациональным использованием недр понимают систему меро­приятий научного, производственно-технического и организационного ха­рактера, обеспечивающих экономически обоснованное максимально полное и комплексное использование ресурсов недр для удовлетворения матери­альных и духовных потребностей общества. Рациональное использование недр решается в следующих направлениях: геологическом, технологическом, горнотехническом, экономическом и организационном.

В геологическом направлении для рационального пользования недр предъявляются следующие требования (ст. 23 Закона РФ «О недрах»):

• обеспечение полноты геологического изучения недр;

• проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечи­вающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых:

• проведение государственной экспертизы и государственного учета запа­сов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых.

В технологическом направлении основными требованиями являются (ст. 23-3 Закона РФ «О недрах»):

• строгое соблюдение технологических схем переработки минерального сырья, обеспечивающих рациональное, комплексное извлечение содер­жащихся в нем полезных компонентов, учет и контроль распределения полезных компонентов на различных стадиях переработки и степени их извлечения из минерального сырья;

• дальнейшее изучение технологических свойств и состава минерального сырья, проведение опытных технологических испытаний с целью совер­шенствования технологий переработки минерального сырья;

• наиболее полное использование продуктов и отходов переработки; скла­дирование, учет и сохранение временно не используемых продуктов и отходов производства, содержащих полезные компоненты.

Требования в рамках горнотехнического направления включают (ст. 23 Закона РФ «О недрах»):

• обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компо­нентов;

• достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основ­ных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых.

Читайте также:  Какие масла полезны для кожи волос

В экономическом направлении  установлены следующие требования (ст. 23-1 Закона РФ «О недрах»):

для определения промышленной ценности месторождений полезных ис­копаемых, наиболее эффективных и безопасных способов их отработки при геологическом изучении недр и при постановке запасов на государ­ственный баланс осуществляется геолого-экономическая оценка место­рождений на основе критериев и требований, устанавливаемых феде­ральным органом управления государственным фондом недр.

Специфической системой мер, направленных на обеспечение рацио­нального пользования, являются также антимонопольные требования (ст. 17 Закона РФ «О недрах»), в соответствии с которыми запрещаются или в установленном порядке признаются неправомочными действия органов госу­дарственной власти и управления, а также любых хозяйственных объектов (пользователей недр), направленные на ограничение вопреки условиям данного конкурса или аукциона доступа к участию в них юридических лиц и граждан, желающих приобрести право пользования недрами в соответствии с Законом РФ «О недрах» и уклонение от предоставления лицензий победителям в конкурсе, дискриминацию пользователей недр в предоставлении доступа к объек­там транспорта и инфраструктуры.

4. Основные методы бетонирования башенных копров.

Билет №21

1. Строительство подземных сооружений с применением тампонирования горных пород.

2. Какие меры безопасности должны соблюдать при передвижении людей по подземным выработкам.

Для обеспечения безопасность пешего передвижения людей по выработкам с работающим транспортом прежде всего важно предупредить их опасный контакт с транс. Ср-ми. Для этой цели служит система мероприятий, включающая устройство проходов для людей, ходков, ходовых отделений, камер ожидания, а также ряд требований к ТС и некоторые организационные мероприятия.

Проходы для людей в выработках должны бать соответствующих размеров. ПБ требуют, чтобы ширина проходов – расстояние от стенки выработки до габарита ТС – была не менее 0,7 м, что обеспечивает безопасное передвижение людей при движении ТС по выработке.

Такая ширина должна быть выдержана на высоту не менее 1.8 м от почвы (тротуара) выработки.

3. Объект и принципы государственной экологической экспертизы;

Экологическая экспертиза основывается на принципах:

· презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности (такой подход является новым для российского права и означает необходимость возложения бремени доказывания экологической опасности объекта не на экспертов, а на авторов проекта);

· обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации проекта (финансирование и осуществление работ по всем проектам и программам должно производиться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы);

· комплексности оценки воздействия на окружающую среду и его последствий (должны учитываться ближайшие и отдаленные экологические, экономические, социальные, демографические, нравственные последствия деятельности объектов при приоритете охраны здоровья человека и благосостояния населения, требования экологической безопасности);

· достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу (в противном случае экологическая экспертиза не сможет выполнить задачи определения допустимости реализации объекта и профилактики загрязнения среды);

· независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий (заинтересованность экспертов в тех или иных ее выводах, не связанных с охраной природной среды, может свести на нет ее значение как обязательной меры охраны благоприятных условий проживания);

· научной обоснованности, объективности и законности заключений (эти требования закона должны быть положены в основу каждого заключения экологической экспертизы – как государственной, так и общественной);

· гласности, участия общественных объединений, учета общественного мнения (ради настоящего и будущего благополучия граждан и организуется экспертиза, поэтому подключение к ней граждан является естественным, требующим нередко правового оформления);

· ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экспертизы (законом предусматриваются различные виды ответственности за невыполнение обязанностей по проведению экологической экспертизы и требований, содержащихся в заключениях, за предоставление неправильных и необоснованных заключений и т. п.).

Государственной экологической экспертизе подлежат все предплановые, предпроектные и проектные материалы по объектам и мероприятиям, намечаемым к реализации на территории России, независимо от их сметной стоимости и принадлежности, а также экологические обоснования лицензий и сертификатов.

Объектами федерального уровня являются, в частности, проекты федеральных программ, генеральных планов развития территорий свободных экономических зон, схем развития отраслей народного хозяйства, проекты межгосударственных инвестиционных программ, международных договоров, технико-экономические обоснования, документация и соглашение о разделе продукции и концессионные договоры.

Объекты уровня субъектов Федерации включают прогнозы развития и размещения производительных сил субъектов Российской Федерации, проекты территориальных комплексных схем охраны природы и природопользования, все виды градостроительной документации, проекты рекультивации земель, проекты схем охраны и использования водных, лесных, земельных и других природных ресурсов, в том числе проекты лесоустройства, охотоустройства.

Читайте также:  Такого опыта работы нет но могу быть полезной

4. Способы сварки и виды сварных соединений.

Билет №9

5. Особенности возведения монолитно-бетонной обделки тоннелей. Применяемое оборудование.

Возведение обделки в тоннелях является одним из наиболее сложных и трудоемких процессов, во многом предопределяющих скорость их стро­ительства. Качественно возведенные конструкции обеспечивают надеж­ность, долговечность и высокие эксплуатационные характеристики тоннеля.

В большинстве случаев в качестве материала обделки применяют мо­нолитный бетон класса В-15 и В-20 и лишь в отдельных случаях — В-25 и В-30 или набрызгбетон. Реже применяют монолитные железобетонные конструкции, в основном, в тоннелях с большими пролетами и в сейс­мически опасных районах.

Свойства и достоинства монолитного бетона достаточно полно осве­щены в технической литературе. Выделим лишь важнейшие технологи­ческие характеристики. Известно, что пластичное состояние бетонной смеси в момент ее укладки дает возможность использовать ее для со­здания конструкции любой формы и размеров. При этом важнейшими характеристиками бетонной смеси являются подвижность, обеспечиваю­щая транспортирование смеси без расслоения на требуемое расстояние, удобоукладываемость, обеспечивающая распределение смеси в опалубке любой конструкции, и, наконец, формуемость, позволяющая без рассло­ения уплотнять уложенную бетонную смесь.

Перечисленные характеристики бетонной смеси и высокое качество затвердевшего бетона достигают при применении обычного портландце­мента путем введения в смесь специальных добавок:

• уплотняющих (водорастворимая полиамидная смола, жидкое стекло);

• пластифицирующих (триполифосфат и др.);

• воздухововлекающих (синтетические поверхностно-активные до­бавки).

При последовательной схеме тоннель проводят на полную либо на достаточно большую длину. Затем проходческие работы останавливают и приступают к возведению обделки на пройденном участке. Эту схему применяют в крепких, устойчивых породах, допускающих временное крепление тоннеля в течение длительного времени.

При параллельной схеме проходческие работы (т.е. работы по вы­емке породы) и возведение обделки совмещены во времени, но разнесены по длине тоннеля. Отставание возведения обделки от забоя зависит от ряда факторов и составляет примерно 75-100 м. Эту схему применя­ют в породах, не допускающих временного крепления тоннеля в течение длительного времени. Сравнительно редко бетонную обделку возводят непосредственно в забое вслед за его подвиганием, при этом бетонные работы включают в проходческий цикл. В практике такая схема носит название совмещенной.

Возведение бетонной обделки складывается из подготовительных работ, монтажа опалубки, приготовления и транспортирования бетонной смеси и укладки ее за опалубку.

Подготовительные работы включают, в основном, подготовку участка тоннеля к бетонированию, очистку породной поверхности от заколов и вывалов, укладку пути для перемещения опалубки и др.

Опалубки, применяемые для бетонирования, в конструктивном отно­шении подразделяют на инвентарные (сборно-разборные) и передвиж­ные

Укладку бетонной смеси за опалубку осуществляют механизирован­ным способом, для чего используют бетононасосы и пневмобетоноуклад-чики. При этом в тоннелестроении предпочтение отдают бетононасо­сам, так как по сравнению с пневмобетоноукладчиками они обеспечива­ют более равномерную подачу бетона без расслаивания, высокую про­изводительность и ббльшую дальность транспортирования по горизон­тали и вертикали. Бетонную смесь подают по бетоноводу диаметром 150 мм, состоящему из труб и колен с быстроразъемными соединения­ми. Принципиальная схема возведения бетонной обделки приведена на рис. 5.37.

Для укладки бетона применяют один или два бетононасоса и два бетоновода для равномерной загрузки опалубки. Бетоноводы размещают на специальных тележках и обычно располагают впереди опалубки. Это исключает частую переборку их звеньев при перестановке опалубки. Бетоновод вводят за опалубку через специальные окна (люки) или в ее торец так, чтобы высота падения смеси не превышала 2 м. Смесь укла­дывают слоями толщиной 20-30 см и уплотняют глубинными вибрато­рами, причем нижележащий слой при его перекрытии следующим должен сохранять способность разжижаться при вибрировании.

Источник

Литосфера — слой земной коры толщиной 15-70 км. Ее верхний слой толщиной 2-3 км — биолитосфера — слагается из объектов живой и неживой природы и антропогенных объектов.

Основные задачи охраны биолитосферы: рациональное использование исчерпаемых и невозобновляемых видов ресурсов природы, сохранение плодородия почв, минимизация и по возможности полное исключение вредных воздействий на растительный и животный мир, геологические породы и другие компоненты природной среды. Сначала рассмотрим объекты неживой природы.

Рациональное использование недр и полезных ископаемых. Основные требования к охране недр и их рациональному использованию определены в законе РФ «О недрах»:

  •  полное и комплексное геологическое изучение недр; соблюдение порядка их предоставления;

  •  полное извлечение из недр и разумное использование запасов основных и совместно залегающих полезных ископаемых, их компонентов;

  •  исключение вредного влияния работ, связанных с использованием недр, на сохранность запасов полезных ископаемых, горных выработок, буровых скважин и подземных сооружений;

  •  запрещение необоснованной и самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых, соблюдение установленного порядка использования этих площадей для других целей;

  •  запрещение загрязнения недр при подземном хранении нефти, газа и иных веществ, захоронении вредных веществ и отходов производства, при сбросе сточных вод.

Читайте также:  Молоко с медом полезно для кожи

Реальное воплощение в жизнь рациональных способов использования недр Земли и других природных ресурсов будет возможно лишь тогда, когда экономически, в правовом и моральном плане, будет невыгодно хищнически пользоваться дарами природы. Для этого необходимо должное наблюдение за использованием природных ресурсов, доведение информации о нарушениях в природопользовании до широкого круга общественности, своевременное и в достаточном объеме принятие мер к виновным.

Мероприятия по рациональному использованию земельных ресурсов. Они должны обеспечить правовую, экономическую, организационную и инженерно-техническую защиту земель от необоснованного изъятия их из сельскохозяйственного оборота, нерационального их использования, вредных воздействий на них. Для рационального использования земли и улучшения ее плодородия должны проводиться следующие мероприятия:

  •  грамотная агротехника — научно обоснованные севообороты, безотвальная обработка почвы для предохранения ее от эрозии, разумное использование удобрений, пестицидов;

  •  мелиорация (лат. melioratio — улучшение) земель, включающая в себя обеспечение искусственного орошения, насаждение защитных лесополос, укрепление песков, осушение заболоченных земель и т. п.;

  •  рекультивация почв после техногенного нарушения почвенных слоев при открытой добыче полезных ископаемых, после строительных, дорожных работ.

Рекультивация нарушенных земель. Это важнейший вид природоохранной деятельности по восстановлению функционирования и плодородия земель, нарушенных природными катаклизмами (наводнения, пожары, землетрясения и т. п.) и человеком, особенно при добыче полезных ископаемых открытым способом. По законам России производители работ, связанных с нарушением земель, обязаны сначала обеспечить на нарушаемой площади съем всего почвенного слоя (толщиной до 0,8-1,0 м), его складирование и хранение для последующего покрытия горных пород при их рекультивации. Наиболее рациональным является включение рекультивационных работ на карьерах, разрезах, рудниках в технологический процесс добычи полезных ископаемых. А именно: опережающее снятие плодородных слоев почвы; выборочное проведение вскрышных работ и добычи полезных ископаемых; использование породных отвалов для заполнения пустот в выработках, строительстве и т.п.; планировка поверхности отвалов и выработанного пространства; нанесение на образовавшиеся поверхности снятого плодородного слоя почвы.

Характер и степень рекультивации земель зависят от их последующего предназначения: для сельского, лесного и рыбного хозяйства, для создания зон отдыха. Более всего необходима рекультивация земель для пашни, площади которой постоянно сокращаются. Однако такая рекультивация требует большого объема земельных работ по планировке (выравниванию) территории и созданию почвенного слоя 0,5-0,8 м, т.е. значительных людских, технических и финансовых затрат. К сожалению, рекультивация нарушенных земель проводится далеко не всегда и не везде, не в нужных объемах и не на соответствующем уровне. Часто производители работ на разрезах, карьерах, рудниках ограничиваются подготовкой нарушенных территорий к затоплению для рыбного хозяйства (не надо засыпать карьеры, глубокие выемки) или создания зон отдыха, в лучшем случае — подготовкой почвы для посадки леса. Для лесопосадок не требуется тщательного выравнивания отвальных площадей. Поэтому им отдается предпочтение в холмистой и горной местности. Рекультивируемые земли широко используют под пастбища или сенокосы, поскольку затраты на обработку почвы, внесение удобрений и посев окупаются через несколько лет.

Необходим эффективный мониторинг земель, т.е. систематическое наблюдение за состоянием земельного фонда с целью выявления динамики деградации и загрязнения почв, изменения продуктивности земель, их рекультивации и рационального использования. Это позволит своевременно принимать правовые и экономические меры по сохранению размеров и плодородия почв.

Меры по предотвращению загрязнения вод и земель

Загрязнение вод и земель бытовыми и производственными сбросами и отходами происходит прежде всего из-за отсутствия должного контроля и спроса, а также терпимого отношения населения и власть имущих к таким загрязнениям. Чтобы предотвратить неоправданное загрязнение вод и земель, необходимо:

  •  активно, настойчиво, используя все средства информации, вести убедительную воспитательную, организационную, правовую работу среди всего населения и производителей материальных средств по экономному расходованию чистой воды, природных ресурсов, по грамотному, рациональному порядку сбора, сортировке, переработке стоков и отходов;

  •  в нужном объеме разрабатывать проекты, строить, пускать в эксплуатацию устройства, пункты, заводы, комплексы по сбору и полной очистке сточных вод и переработке отходов;

  •  вести надежный мониторинг за очисткой сточных вод, утилизацией и переработкой отходов;

  •  своевременно и в полном объеме взимать солидные штрафы с физических лиц за загрязнение биосферы мусором, отходами и с юридических лиц — за превышение предельно допустимых норм при сбросе очищаемых вод, за свалки отходов и недостатки в их переработке.

Источник