Огонь чем полезен для человека и

Огонь чем полезен для человека и thumbnail

огонь

Трудно представить жизнь современного человека без использования огня. Благодаря ему люди живут в комфортных условиях – в теплых дома, освещенных помещениях, питаются вкусной пищей и ежедневно пользуются предметами, созданными при помощи пламени. Процесс добычи и подчинения огня был очень сложным и длинным. Благодаря древнему человеку, мы можем пользоваться этим ресурсом.

Роль огня в жизни первобытного человека

огонь первобытных людей

Полтора миллиона лет назад человек смог подчинить себе огонь. Древний человек смог создать себя освещение, теплый дом, вкусную еду и защиту от хищников.

Укрощение огня человеком – довольно длинный процесс. По легендам первый огонь, котором смог пользоваться человек, был небесный огонь. Птица феникс, Прометей, Гефест, бог Агни, жар-птица – они были богами и существами, приносящими людям огонь. Человек обожествлял природные явления – молнию и извержение вулканов. Он добывал огонь, поджигая факелы от других, естественных возгораний. Первые попытки добычи огня дали человеку возможность согреваться в зимнюю пору, освещать территории в ночное время и обороняться от постоянных атак хищных животных.

После длительного использования естественного огня, у человека появилась необходимость самостоятельной добычи этого ресурса, ведь природный огонь был доступен не всегда.

добывание огня первобытным человеком

Первым способом добычи пламени стало высекание искры. Человек долгое время наблюдал, как столкновение некоторых предметов вызывает маленькую искорку, и решил найти ей применение. Для этого процесса у людей были специальные приспособления из призматических камней, являвшимися огневищами. Человек бил по огневищам шероховатыми призматическими ножами, вызывая искру. Позже огонь добывался немного другим способом – использовали кремень и огниво. Воспламеняющимися искрами поджигали мох и пух.

Трение являлось еще одним способом добычи огня. Люди быстро вращали между ладонями сухие ветви и палки, вставленные в древесное отверстие. Таким способом добычи пламени пользовались у народов Австралии, Океании, Индонезии, в племенах кукукуку и мбовамбов.

Позже человек научился добывать огонь сверлением с помощью лучка. Этот метод упростил жизнь древнему человеку – больше не приходилось прикладывать много усилий, вращая палку ладонями. Воспламененным очагом можно было пользоваться 15 минут. От него люди поджигали тонкую бересту, сухой мох, паклю и опилки.

Огонь чем полезен для человека и

Таким образом огонь сыграл главенствующую роль в развитии человечества. Помимо того, что он стал источником света, тепла и защитой, также он отразился и на интеллектуальном развитии древних людей.

Благодаря использованию огня, у человека появилась потребность и возможность постоянной деятельности – его нужно было добывать и поддерживать. При этом надо было следить за тем, чтобы он не перенесся на дома и не был затушен внезапным ливнем. Именно в этот момент начало формироваться разделение труда между мужчинами и женщинами.

Огонь служил незаменимым средством при изготовлении и обработке оружия и посуды. А главное – он дал человеку возможность освоения новых земель.

Роль огня в жизни современного человека

газовая плита

Жизнь современного человека невозможно представить без огня. Практически все, чем пользуются люди основано на огне. Благодаря ему в домах тепло и светло. Человек ежедневно использует энергию огня в быту. Люди готовят, стирают, убирают. Свет, электричество, отопление и газ – всего этого не было бы без маленькой искры.

На различных предприятиях также используется энергия огня. Для того, чтобы изготовить машину, самолет, тепловоз и обычную вилку, необходим металл. Именно с помощью огня человек добывает его – плавит руду.

Обычная зажигалка горит при помощи немного измененного метода древних людей – усовершенствованного огнева. В газовых зажигалках используется механическая искра, а в электрозажигалках – электрическая.

Огонь используется практически в любой человеческой деятельности – керамическом производстве, металлургии, стекловарении, паровых машинах, химической промышленности, транспорте и ядерной энергетике.

Источник

Введение

Актуальность темы. Без огня невозможна жизнь на
Земле. Мы видим огонь каждый день – плита, костер,
печка и т.д. Он всюду – в домах и школах, на
заводах и фабриках, в двигателях космических
кораблей. Вечный Огонь горит на площади Славы, в
храмах всегда горят свечи …

Все лето по телевизору показывали лесные
пожары. Сгорело безвозвратно большое количество
деревьев, которые давали нам воздух. Могли бы
стать интересными книгами и нашими школьными
тетрадями. Погибли животные. Сгорели целые
деревни, люди остались без жилищ.

Интересный и загадочный этот огонь!

Для детей о пожарах и мерах безопасности
написано достаточно много книг, в том числе
литературных произведений (“Дядя степа” С.
Михалкова, “Путаница” К. Чуковского, “Кошкин
дом” С. Маршака и т.д.). Но такие источники, в
которых описываются подробно и свойства огня, и
его польза встречаются редко. Наша работа – это
попытка восполнить такой пробел.

Цель работы: Исследование значения огня для
человека.

Задачи. В этой работе мы изучаем свойства огня и
отвечаем на вопрос: Что такое огонь? Также
разбираемся, как эти свойства используют люди.
Каким образом и почему огонь может помочь и
навредить людям? (Приложение 1).

Мы использовали справочную литературу:
словарь, энциклопедию, некоторые книги для
взрослых, и информацию из сети Интернет.

1. Что такое огонь? Основные свойства огня

В детской энциклопедии есть такое определение
огня и горения: “это химическая реакция, в
которой одно из веществ настолько нагревается,
что соединяется с кислородом воздуха”. [1, С.105] В
толковом словаре русского языка читаем: “Огонь
– горящие светящиеся газы высокой температуры”
[3, С. 379]. После прочтения этой информации, автор
данной работы так и не понял, что же такое огонь и
решил дать такое ему определение, которое было бы
понятно ученикам начальной школы. Для этого
нужно выявить основные его свойства.

Основные свойства огня изучаем при помощи
методов эксперимента (опытов) и наблюдения.
Проделаем несколько опытов.

Примечание. Все опыты проводились в
присутствии и с помощью взрослых, при этом были
соблюдены правила безопасности: использовали
негорящую поверхность (стеклянную доску) и
приготовили кувшин с водой.

Описание опытов:

Опыт № 1. В темное время суток выключили в
комнате свет. Стало темно, ничего не видно. Зажгли
свечу, стали видны очертания предметов и людей.

Вывод: 1 свойство: Огонь излучает свет! (См.: Приложение, слайд 4)

Даже небольшое пламя свечи может освещать
комнату. Вот почему в запасе у мамы всегда есть
свечи – на случай отключения электричества.

Опыт № 2. Очень осторожно попробуем поднести
руку к пламени свечи. На расстоянии 20 см
становится очень тепло, ниже – из-за жжения
опустить руку нельзя.

Вывод: 2 свойство: Огонь выделяет много тепла!
(См.: Приложение, слайд 5).

Опыт № 3. Накроем горящую свечу стеклянной
банкой. Через несколько секунд пламя гаснет. То
же происходит и с газовой конфоркой. Для
достоверности мы повторили опыт 3 раза. Результат
всегда один – пламя прекращает гореть.

Вывод: 3 свойство: для того, чтобы огонь горел,
нужен воздух, а точнее кислород, который он
содержит. (См.: Приложение, слайд 6).

Итак, мы выяснили главные свойства огня и уже
можем ответить на вопрос: что такое огонь?

Огонь – это такой процесс, при котором
поглощается кислород и выделяется свет и тепло.

Продолжим изучение свойств огня.

Опыт № 4.

1) Наблюдаем за пламенем свечи. Форма спокойного
пламени, заостренная кверху похожа на конус. Если
потихоньку подуть на пламя свечи, то форма
меняется, оно отклоняется от потока воздуха. То
же происходит, если поднести свечу к
приоткрытому окну.

Вывод: форму пламени можно изменить при
помощи потока воздуха. Это свойство используют
при разжигании костра. (См.: Приложение, слайды
9,10,11).

2) Рассмотрим цвет пламени. Цвет не везде
одинаков, пламя имеет слои: самый нижний слой
голубоватого оттенка, затем светло-желтый слой,
после него – самый верхний красновато-оранжевый.
(См.: Приложение, слайд 13).

Но это еще не все о цвете.

Мы заметили, что газ на кухне всегда горит
голубым цветом, а дерево – желто-оранжевым.
Наблюдая за горением тонкую проволочку из меди,
от электрического шнура, мы обнаружили, что пламя
при этом окрашивается в зеленый цвет. (См.:
Приложение, слайды 14, 17, 18, 19).

Выводы: 1. Разные вещества и материалы горят с
разным цветом пламени. Так вот как получается
такой красивый фейерверк! 2. Значит можно
определить, неизвестное вещество по цвету
пламени, надо только поджечь (как один из
способов).

Опыт № 5. Температура пламени. Возьмем ту же
тонкую медную проволочку. Кончик такой
проволочки, держа ее поперек пламени, помещаем в
разных местах и на различной высоте в пламя и
наблюдаем действие пламени на проволочку.
Наблюдения обнаруживают следующее:

  • В нижней части пламени проволочка не светится,
    не горит, только покрылась черным налетом.
  • В средней части проволочка накаливается,
    начинает светится красным цветом.
  • В самой верхней части пламени проволочка
    загорается, окрашивая пламя в зеленоватый
    оттенок.

Значит, температура в разных слоях пламени
различная. Это подтверждается и опытом с
поднесением к пламени руки. Мы помним, что сверху
можно поднести руку только на 20 см. Если поднести
палец к нижней части пламени, тепло чувствуется
только на расстоянии 1 см.

Вывод: пламя имеет несколько слоев,
отличающихся не только по цвету, но и
температурой. В нижней части пламя самое
холодное, а верхней – самое горячее. (См.:
Приложение, слайд 20).

2. Значение огня: польза и вред

В результате проведенных опытов, собственных
наблюдений, а также из прочитанного материала мы
убедились, что люди постоянно используют огонь в
своей жизни, и он приносит им очень большую
пользу.

  1. В быту: для отопления помещений, приготовления
    пищи, нагревания воды, освещения – если
    электричество не работает. Еще огонь служит для
    уюта. Например, камин или ароматические свечи.
  2. Как оказалось, полезные свойства огня
    используют на многих заводах и фабриках. Огонь
    плавит металл, после чего ему придают
    какую-нибудь форму. Также огнем режут металл или
    наоборот, сваривают его. Таким образом, его
    используют, например, для того, чтобы делать
    различные машины и механизмы.

Еще огонь используется при:

  • Изготовлении стеклянной и глиняной посуды.
  • Производстве пластмасс, красок.
  • Изготовлении лекарств.
  • Переработке отходов.

И это еще не весь список “добрых” дел огня.

Вывод: Огонь очень нужен людям. Он согревает,
кормит и освещает. Современный человек
использует огонь постоянно. Невозможно
представить себе жизнь без огня.

Но огонь очень опасен! Его всегда нужно
контролировать. Он способен и очень навредить.
Речь идет о пожарах. Пожар – это когда огонь
горит без желания человека и все разрушает.

Большой ущерб нашему государству и населению
приносят пожары. Пожар – явление очень страшное,
жестокое, враждебное всему живому. (См.:
Приложение, слайд 26).

Пожар вреден тем, что: от пожаров гибнут люди и
получают сильные ожоги, люди лишаются дома, от
пожаров исчезают леса и гибнут все их обитатели:
животные, птицы, пожар может уничтожить все, что
человек создавал своим трудом.

Немного статистики. Только представьте, что
ежегодно в мире происходит около 5 миллионов
пожаров! Каждый час в огне погибает один человек,
два получают травмы и ожоги. Каждый третий
погибший – ребенок.

Как они возникают? Из-за неосторожного
обращения с огнем, недобросовестного отношения к
мерам безопасности.

О пожарах, о бедах, которые приносит огонь
написано много книг. В том числе детских. Почему
же для детей написано много книг о пожарах? Мы
думаем, что потому что пожары очень часто
возникают по вине детей.

Хотим напомнить всем ребятам:

– Никогда не играйте с огнем!

– Разжигать огонь можно только в присутствии
взрослых и под их присмотром.

– В местах разведения костров, другого
использования огня должны быть под рукой
средства тушения.

– Нельзя оставлять огонь без присмотра.

– Когда огонь уже не нужен, он должен быть хорошо
потушен.

Заключение

Таким образом, в результате проведенной работы
мы дали понятное для детей определение огня:
“Огонь – это такой процесс, при котором
поглощается кислород и выделяется свет и тепло”.

А также выяснили: Пламя имеет определенную
форму, несколько слоев, отличающихся не только по
цвету, но и температурой. При этом форму пламени
можно изменить при помощи потока воздуха. Знание
этих свойств помогает людям использовать огонь
более эффективно.

Разные вещества и материалы горят с разным
цветом пламени. Значит можно определить, какое-то
вещество по цвету пламени, надо только поджечь
(как один из способов).

Вообще, огонь очень нужен людям, он согревает,
кормит, освещает. Современный человек использует
огонь постоянно. Невозможно представить себе
жизнь без огня.

Но огонь очень опасен! Его всегда нужно
контролировать, нельзя оставлять без присмотра.
Он способен и очень навредить. Пожар – явление
очень страшное, жестокое, враждебное всему
живому.

Конечно, мы исследовали не всё о таком
удивительном явлении как огонь. Поэтому в
дальнейшем возможно исследовать такие вопросы:
как люди научились разжигать огонь, каковы были
первые способы? Какие вещества не горят и почему?
Как делают фокусы с огнем? Также интересна тема
“Огонь и оружие”.

Результаты данной работы можно использовать
как вспомогательный материал на занятиях о мире
вокруг нас (окружающему миру) в детском саду и
начальной школе. Для детей интересующихся огнём
такой материал будет полезен, потому что он
наглядный и достаточно простой.

Список источников и литературы

  1. Джон Фарндон, Ян Джеймс, Джинни Джонсон, Анжела
    Ройстон, и др. Энциклопедия “Вопросы и ответы”.
    Перевод с англ.: Е. Куликова, Д. Беленькая и др. ООО
    “Издательская группа Аттикус”, 2008. 255 с.
  2. Кайданова О.В (составитель) Огонь и человек.
    Москва, 1912. 98 с.
  3. Ожегов С.И. Словарь русского языка: М.: Рус. яз.,
    1984. 797 с.
  4. Сафронов М.А., Вакуров А.Д. Огонь в лесу.
    Новосибирск: наука, 1991. 130 с.
  5. Интернет-ресурсы:

Стихия огня. https://salamand.ru/sootvetstviya-stixii-ognya

Российская статистика. https://www.statp.ru

Источник

  1. Главная
  2. Деятельность
  3. Полезная информация
  4. Пожарная безопасность

Пожар – старинное русское слово, от которого пышет огнем и пахнет горьким дымом. В жизни человека огонь играет исключительно важную роль. Согревание наших жилищ, приготовление пищи, развитие науки и техники – связано с огнем. Но было время, когда люди не знали огня. Они питались сырой пищей, в зимнюю стужу мерзли от холода, крупные хищные звери нападали на человека. Тысячелетия потребовались человеку для того, чтобы научиться добывать огонь и пользоваться им. Древние люди поклонялись огню, как непонятному и грозному божеству, загадочному брату солнца. Это нашло отражение в многочис-ленных легендах, сказаниях и сказках прошлых лет.

Древнегреческие мифы рассказывают о том, как Проме-тей украл огонь у Зевса, передал его людям и за это был жестоко наказан.

В далекую историческую эпоху человек покорил огонь, овладел способами управления им.

Прежде всего, наши далекие предки научились добывать огонь. Вначале это был трудный способ, требующий больших усилий и сноровки – трение одного сухого куска дерева о другой или высекание искры ударом о камень камнем. Вот почему в те далекие времена так священно оберегался огонь в виде костра. В костер запрещалось бросать отходы, так как это могло “оскорбить” огонь. Костер нельзя было ворошить острым предметом, чтобы не поранить дух огня.

Огонь – друг. Овладение этой величайшей стихийной силой природы дало возможность человеку обеспечить себя светом и теплом. Огонь помог ему расселиться по Земле, преодолеть невозможные для жизни человека климатические условия. Благодаря огню все больше и больше уменьшалась зависимость человека от природы.

Без огня невозможна жизнь на Земле. Он нужен всюду: в домах и школах, на заводах и фабриках.  Чтобы изготовить нож, трактор, автомашину, тепловоз нужен металл. Огонь плавит руду, помогая человеку получить металл. Огонь приводит в движение пароходы, автомашины, самосвалы, ракеты. Пар, добытый при помощи огня, электричество, дающее тепло, энергию, свет – облегчают жизнь человека.

Огонь – символ. С обнаженными головами люди смотрят на вечный огонь у памятников героям, беззаветно сражавшимися за Родину. Огонь, зажженный от лучей солнца в далекой Олимпии, несут в факельной эстафете бегуны, велосипедисты, гребцы, яхтсмены, гимнасты, отдавая дань благородным традициям античного мира.

Огонь – враг, оставивший свои следы в истории всех эпох и народов. Тысячи городов и сел исчезли с лица Земли в гигантских языках пламени. Бесценные творения созданные разумом и талантливыми руками предыдущих поколений, превратились в прах. Огонь сгубил миллионы человеческих жизней. По своим трагическим последствиям пожары не уступали эпидемиям, засухам и другим бедствиям.

С незапамятных времен огонь был спутником больших и малых войн. Его использовали тираны для достижения своих честолюбивых целей, инквизиторы, отправлявшие на костер еретиков, крестоносцы, порабощавшие народы.

Летопись рассказывает, как княгиня Ольга в 946 году при помощи огня жестоко расправилась с людьми, которые поднялись на борьбу против великокняжеской власти. Она подвергла осаде их главный город – Искоростень, но много-дневная осада не сломила сопротивление  восставших. Тогда Ольга потребовала от горожан уплаты долга голубями и воробьями. Когда птицы были собраны, дружина Ольги привязала к их лапам куски промасленной и подожженной  пакли. Птицы полетели в свои гнезда, и через несколько минут город был объят пламенем. Народ бросился спасать свои дома и имущество, дружина Ольги ворвалась в Искоро-стень и разрушила его.

В Новгороде храниться летопись 1508 г., в которой записано, что “… в первом часу дня на заутрени в неделю был большой пожар, загорелось на славянской улице у Логиновой жены Екатерины в клети от свечи, и погорела торговая сторона вся, и жизней без числа сгорело”. В летописи записано, что во время пожара погибло более 3 тысяч человек. 

По несколько раз выгорали дотла многие города и села. Горела Москва, горели Новгород, Ярославль, Нижний Новгород,  города Поволжья. На голом месте, без крова и средств   существования, оставались уцелевшие жители. Захватывая огромные площади, пожары уничтожали леса и посевы, вселяя в людей ужас, заставляя их бросать родные места. Происходило это потому, что люди, научившись добывать огонь, не научились бороться с ним. Огонь стал не только другом, но и превратился в его недруга – пожар, который уничтожает материальные ценности, в огне которого гибнут люди, животные.

ПОЖАР. Что же представляет он собой сегодня? Может это только в прошлом, огонь был страшен людям? Может современный человек, вооруженный знаниями и мощнейшей техникой, уже справился с этим бедствием? Ведь и в самом деле, многие за всю свою жизнь так и не увидят реального пожара и, встретив на городской улице пожарную машину, лишь удивленно посмотрят ей вслед.

Конечно, на экранах телевизоров довольно часто бушуют настоящие или имитированные пожары, но ведь это там, на экране, и хотя порой зрелище очень впечатляющее, но совсем не страшное. Поэтому, узнав из газет о том или ином случае пожара, чаще вспоминают именно тот, кинематогра-фический, красивый и нестрашный пожар. Отсюда и рождает-ся представление о самой сути проблемы пожаров, столь далекое от реального положения.

Согласно социологическим исследованиям и опросам более 70 % людей пожары относят к категории стихийного бедствия. Около 80% считают, что пожаров сегодня куда меньше, чем раньше. Глубокое заблуждение! В действитель-ности же огненная проблема была, есть и, без опасения впасть в ошибку, будет существовать в обозримом будущем. В наше время эта проблема, безусловно, приобрела особую остроту.

Общее количество пожаров на нашей планете достигло 5,5 миллиона в год – каждые 5 секунд где-то вспыхивает пожар. Поэтому неудивительно, что в наши дни пожары действительно все чаще становятся проблемой номер один.

Огонь уносит десятки тысяч человеческих жизней, калечит здоровье и судьбы миллионов людей, уничтожает порой бесценные реликвии человеческой жизни и истории. Говоря об опасности пожаров для человека, вспомним слова  В. Травинского: “Яснее ясного, когда жертвы исчисляются десятками тысяч, а убытки – миллиардами, то получается, что пожары вполне сравнимы с “малыми войнами” ХХ века. Но малые войны начинаются и кончаются, а пожарные потери ежегодны – идет такая непрерывная “малая война с огнем”.

При всем несовершенстве учета можно с уверенностью сказать, что сейчас в России пожаров в 10 раз больше, чем 100 лет назад.

Ежесуточно около 1,5 тыс. раз раздается сигнал тревоги в пожарных подразделениях  и около 7 тыс. граждан России оказываются лицом к лицу с огнем.

Наша страна имеет самый высокий уровень в мире гибели и травматизма  людей на пожарах, более чем в три раза превышающий средний уровень развитых зарубежных стран.

В течение часа пока идет урок, пожарные более 100 раз выедут по тревоге, будут уничтожены огнем материальные ценности на миллионы рублей, погибнет, по меньшей мере, один человек, около 10 получат травмы и ожоги, многие из них останутся калеками или будут обезображены на всю жизнь.

Огонь – друг, огонь – враг… какой гранью он обернет-ся к нам, зависит от человека. Когда в свое время к великому Эйнштейну обратились с вопросом, опасна ли атомная энергия для человечества, он ответил: « не больше, чем коробка спичек. Дело только в том, в чьих руках она будет».

Пожар может возникнуть всюду, где найдет хотя бы малейшую лазейку. Это и не выключенный вовремя электри-ческий утюг или чайник, небрежно брошенный дымящийся окурок, непогашенная спичка, непотушенный костер, дефект электропроводки, неисправность печи или дымохода, нарушение правил проведения огневых или сварочных работ .      В промышленности, в производстве, в быту появились новые вещества и материалы, созданные с помощью химии и физики. Широко используются нефть и нефтепродукты, природный и искусственный газ. Сложные и энергоемкие технологические процессы проходят нередко при весьма высоких давлениях и температурах, с использованием сырья, обладающего крайне высокой пожароопасностью.

В связи с этим возможность возникновения пожаров в наше время неизмеримо возросла. В каждом доме – обилие электроприборов. Здесь и холодильники, электрочайники, и телевизоры, наконец, утюги и электронагреватели. Во многих домах газ – незаменимый помощник жильцов. Однако этот помощник может легко превратиться в источник бед при неосторожном с ним обращении.

Окинем взглядом предметы, находящиеся в наших квартирах. Рядом со шкафом из дерева стоит диван на поролоновой основе. А в ванной? Там, на полочках –  предметы бытовой химии: всевозможные аэрозоли, флаконы, тюбики, наполненные растворяющимися, освежающими, дезинфицирующими, клеящими и прочими препаратами. Все большее внимание в отделке помещений в быту находят полимерные материалы, изделия из синтетики и пластмасс. И почти все это легко воспламеняется, хорошо горит, выделяя при этом ядовитый, токсичный дым, опасный для здоровья и жизни человека.

В большинстве случаев люди на пожарах, в особенности дети гибнут сейчас не от высокой температуры, а от дыма, насыщенного ядовитыми продуктами сгорания привычных и полезных в быту вещей.

О том, что огонь жжется, знает каждый. А вот грозной опасности, которую таит в себе обыкновенная электрическая розетка, знают далеко не все, а тем более дети. Стоит ребенку взять в руки гвоздь, шпильку и, «от нечего делать», ковыр-нуть ими в розетке – тяжелая травма неизбежна. 

Примерно каждый шестой – восьмой пожар в России вспыхивает из-за шалости детей с огнем, от их неумелого обращения с ним. Каждый пятый погибший на пожаре – несовершеннолетний. За этой статистикой – трагедия многих людей. И уж ничем не измерить горечь потери, когда в огне гибнут сами дети.

Наибольшую опасность при пожарах в жилых домах, в особенности многоэтажных, представляет паника. Известны случаи, когда при возникновении даже незначительного загорания люди, преувеличивая опасность, с криками бросались к выходам, вызывая общее смятение. Это приводи-ло к давкам, заторам, ушибам и даже к гибели людей.

Иные, спасаясь от огня, выбегают из горящих помеще-ний, оставляя открытыми двери. Распространяясь через дверные проемы, пламя охватывает новые помещения. Кое – кто  ничем себя не защитив, пытается уйти через помещения объятые огнем. В таких случаях даже один вдох раскаленного воздуха может привести к параличу дыхательных путей и трагическому исходу. К тому же человек получает при этом тяжелые ожоги.

У детей отсутствует та защитная психологическая реакция на пожарную опасность, которая свойственна взрослым. Большинство из них понятия не имеют о том, что надо делать во время пожара, чтобы уцелеть. В таких случаях дети обычно прячутся под кроватями, одеялами, в шкафах, укромных уголках комнат. Не пытаются бежать и тогда, когда двери не заперты. Отыскать же их в задымленных помещени-ях порой нелегко. 
Довольно частая ситуация: мать ушла, оставив на время детей без присмотра. Кто-то из них заходит на кухню. Внимание ребенка привлекает коробочка с яркой этикеткой. Подражая отцу или матери, он неуверенным движением достает спичку, чиркает ее и – о, радость! Вспыхивает огонек. Горит, подбираясь к пальчикам. И вдруг начинает «кусаться». Испуганный малыш бросает спичку. Она падает на пол или стол, или скатерть… Беды тогда не миновать. Ведь темпера-тура пламени горящей спички достигает нескольких сот градусов. Этого достаточно, чтобы загорелось большинство домашних вещей, сделанных из древесины, текстиля и синтетики.

Детей одних иногда запирают в доме, где топится печь. Неисправный дымоход, выпал уголек из печи. На первый взгляд вроде мелочь, но и она может привести к большой беде.

Бывает и так. Малышу надоели игрушки, он капризни-чает, мать, желая успокоить ребенка, дает ему коробок спичек. Он перестает плакать, раскладывая на полу спички. Взрослые довольны – ребенок успокоился, но вот в другой раз малыш сам уже потянется за спичками и попробует их зажечь, подражая взрослым.

Иные родители используют спички для игр с детьми – выкладывают из них различные фигурки, учат считать.

Нет нужды говорить о том, что в таких играх таиться большое зло: дети привыкают к спичкам, ищут их. А порой прячут в карман, отправляясь на прогулку. А там разжигают костры, причем в близи строений, около хлебных массивов, в лесу. Увлекшись игрой, ребята могут забыть потушить костер, и тогда раздуваемые ветром искры могут разлететься на большое расстояние, и привести к пожару. Случаются трагедии, когда дети находят и бросают в костер порох, патроны, гранаты и неизвестные предметы, становясь инвалидами в результате взрыва.

А сколько неприятностей приносят бумажные голуби или самолетики, которые с подожженными хвостами бросают некоторые ребята с балконов или окон. Под действием ветра эти «жарптицы» залетают в форточки и на балконы нижерас-положенных этажей, вызывая серьезные пожары.

Часто, подражая взрослым, дети начинают украдкой курить, выбирая для этого такие места, где можно надежно спрятаться от взрослых. При появлении родителей или педагогов они, стремясь скрыть свой проступок, бросают, непотушенную сигарету куда попало, не думая, что может произойти пожар.

Начало лета совпадает с обильным цветением тополя. Улицы, дворы и скверы покрываются тополиным пухом. Для ребят этот пух – предмет забав: стоит поднести спичку – и он вспыхивает, как порох. Огонь бежит по нему, как по бикфор-дову шнуру. Интересно и… опасно. Можно привести немало примеров, когда, вспыхнув от детской шалости, огонь «пробегал» по пуху десятки метров и, найдя подходящую «пищу» разгорался пожаром.

Дорого обходятся подобного рода забавы. В такие дни чаще обычного звонят по телефону «01». Пожарные то и дело выезжают по срочным вызовам.

Следует иметь в виду, что если пожар произойдет в результате безнадзорности детей с причинением кому-либо ущерба, то родители несут за это ответственность в установ-ленном законном порядке.

Источник