Огэ по русскому полезные материалы и шпаргалки

Огэ по русскому полезные материалы и шпаргалки thumbnail

Шпаргалки ОГЭ русский язык (задания 2 – 14)

2 задание. Чтобы сделать это задание, нужно прочитать все 4 предложенных ответа, (не читая текста) и выбрать тот из них, где есть указание на проявление чувств. Например,

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Димка Сомов, когда столкнулся взглядом с Ленкой, замер»?

1) Димка Сомов боялся, что Ленка ударит его.

2) Димка Сомов боялся, что Ленка помешает ему сбежать.

3) Димка Сомов ждал, что Ленка простит его.

4) Димке Сомову стало стыдно, он понял, что от расплаты за своё предательство ему не уйти.

Из 4 предложения ясно, что Димка виноват сам испытывает чувство стыда, значит и нужно отмечать 4 предложение

3 задание. ТРОПЫ и ФИГУРЫ Следует помнить, что часто в каждом из представленных предложений в этом задании обязательно есть один из тропов. Например,

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнительный оборот.

1) А внутри на некоторых ЛЮБИМЫХ страницах встречались следы пальцев, даже синели чернильные кляксы.

2) Анна Николаевна тогда приходила ХМУРАЯ, пока флажки на Волгевдруг не зашевелились и не принялись двигаться вперёд, к границе.

3) Рассказывала, как наконец-то окружили фашистов, захватили клещами, будто ржавый гвоздь, и выдернули его.

4) Не ту, что ты «читала» ДЕРЖА ВВЕРХ НОГАМИ, когда тебе было три года. –

В первом предложении есть эпитет, во втором – тоже эпитет и метафора (или олицетворение), в четвертом – фразеологизм, и только в третьем сравнительный оборот, включенный в метафору.

Следует выучить: Сравнение – Оборот со словами: КАК, БУДТО, СЛОВНО, ТОЧНО. Например, бежал, как заяц или если этих союзов нет, то существительное ставится в твор. падеже Н-Р, бежал зайцем.

Эпитет – оценочное прилагательное. Н-Р, МЕРЗКИЙ завтрак, ВЕСЕЛЕНЬКИЙ ребенок

МЕТАФОРА – оборот, который нельзя представить буквально Н-Р. «Мнебукеты чужих страстей, каждый день подают на блюде .букеты из страстей сделать нельзя и подать их на блюде, тем более.

Олицетворение говорить о неживых предметах, как о живых Н-Р, Парус… «счастия не ищет и не о счастия бежит»

ГИПЕРБОЛА – преувеличение Н-р, море слез

Фразеологический оборот – оборот, который можно заменить одним словом: «вешать лапшу на уши» – врать, «сесть в калошу» – опозориться, держать вверх ногами» – наоборот. Отличается от метафоры тем, что их понимает, знает и может употреблять каждый.

4 задание. ПРИСТАВКИ Задания сформулированы так:

Из предложений ……… выпишите слово, в котором правописание приставки…(см. таблицу)

Есть три группы приставок. В 4 задании они представлены так:

Приставки, которые зависят от значения

Приставки, значение которых зависит от стоящего после них согласного

Приставки, не зависящие от последующего согласного

которые зависят от ударения

ПРИ – близость пришкольный), присоединение (пришить), приближение(приезжать), неполнота действия (прикрыть)

на…З перед звонкими –РАЗбить,

БЕЗбедный, ВЗбираться, ВОЗнестись, НИЗвергнуть,РАЗвести, ЧРЕЗмерный, ИЗдавна.

С – Сбить, Сшить, Сыграть

НЕ, НИ НИкто, НЕкто

ПРЕ – +слову «очень (предобрый) или приставке ПЕРЕ (прекрасный)

на …С перед глухими …Вскрыть, БЕСсовестный, ВСходить, Исподтишка,РАСстелить, НИСпадать

ОТбить, ПРОпеть, ЗАкричать, ПРАдедушка

РАЗ, РАС . РАСсыпать, РОСсыпь

5 задание Окончания и суффиксы глаголов, суффиксы причастийЗадание типа: Указать глагол 2 спряжения. Нужно искать глагол, в окончании которого есть буквы И, А, Я. Н-Р, строИшь, гонЯтсся, держАт; 1 спр. Е, У, Ю: бреЕтся, БорЮтся, стонУт.

  1. Задание типа: Указать глагол, окончание которого зависит от личного окончания глагола в 1 лице ед. ч. –ую,(юю) Нужно искать глагол с суффиксами ОВА или ЕВА: танцЕВАть то есть

Если в форме 1-го лица единственного числа настоящего или будущего времени есть 
ую, юю, то пиши суффиксы ова, ева: советОВАть — советую, командОВАть — командую
ываю, иваю, то пиши суффиксы ЫВА, ИВА: опаздЫВАть — опаздываю, рассматрИВАл — рассматриваю

  1. Задание типа: указать слово, суффикс которого зависит от какого спряжения глагола оно образовано, Нужно знать суффиксы причастийУЩ, ЮЩ, АЩ, ЯЩ, ОМ, ЕМ, ИМ

  2. Задание типа: указать слово, суффикс которого зависит от приставки: Нужно искать наречие на О, А СновАДОчернАИЗдалекАЗапростоОНАновО нужно Очень хорошо знать Н и НН в суффиксах причастий и прилагательных

Нужно очень хорошо знать Н и НН в суффиксах причастий и прилагательных, так как это задание и есть в большинстве КИМов .

Оно может быть сформулировано так:

В предложениях ……. найдите слово(-а), в котором(-ых) правописание ННопределяется правилом: «НН пишется в суффиксах полных страдательных причастий, образованных от глаголов совершенного инесовершенного вида» или … определяется правилом: «В прилагательных, образованных от существительных на Н пишется НН. Таким образом , нужно просто выучить правило:

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ образуются от СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ, и, если перед нами прилагательное, смотрим на суффиксы Н НН

1)АН, ЯН, ИН кожАНый, серебрЯНый, гусИНый

2) В прилагательных, не образованных от существительных: юный, румяный, свиНой и т. д.

3) В исключении: ветреНый

1)ОНН, ЕНН революциОННый, промышлЕННый

2) В прилагательных, образованных от

существительных с основой на Н: стариННый, пустыННый

3) В слове БЕЗВЕТРЕННЫЙ НН из-за приставки

ПРИЧАСТИЯ образуются от ГЛАГОЛОВ, и если перед нами причастие, начинаем по очереди «примерять» слово к следующим правилам: Н НН

  1. В причастиях НЕСОВЕРШЕННОГО вида маслеНые блины, жареНый картофель

2.Во всех кратких причастиях блины ПРОжареНы, картофель ПЕРЕжареН

3)исключение ранеНый партизан, коваНый, жеваНый

1) в причастиях с любой ПРИСТАВКОЙ, кроме НЕ ПЕРЕжареННый картофель, ПРОмаслеННые блины

2) При наличии у причастия суффикса ОВА//ЕВА мариноваННые грибы, корчеваННый лес.

3) если есть ЗАВИСИМОЕ СЛОВО: картофель жареННый на масле

4) в причастиях СОВЕРШЕННОГО вида решеННая задача

5) но: если у исключений с Н появляется приставка или зависимое слово, появляется еще одна Н: ЗАковаННый, коваННый медью сундук.

6 задание Заменить слово синонимом

СИНОНИМЫ – близкие по значению слова : Н-р, мчаться – бежать, бить баклуши – бездельничать

Здесь очень часто требуется заменить синонимом фразеологизм. Следует помнить, что синоним требуется подобрать толькоСТИЛИСТИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНЫЙ. То есть, если требуется подобрать синоним к слову «хохотал», то вариант – «смеялся» и ни в коем случае не «ржал»

7 задание. Заменить словосочетание Чтобы заменить словосочетание одного вида связи на другой, нужно помнить, что

При согласовании зависимое слово должно быть прилагательным (или словом, которое изменяется, как прилагательное)

Н-р, деревянный забор

При управлении —- существительным

Н-р, забор из дерева

При примыкании —наречием или деепричастием

Н-р, петь весело

Поэтому зависимое слово нужно превратить в ту часть речи, которая требуется по условию

Н-р, из согласования ШКОЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР —управление ДИРЕКТОР ШКОЛЫ,

Из управления ЗАБОР ИЗ ДЕРЕВА —— согласование ДЕРЕВЯННЫЙ ЗАБОР

Из примыкания СКАЗАЛА ГРУСТНО — управление СКАЗАЛА С ГРУСТЬЮ

Из управления —ПОЖАЛОВАЛАСЬ С ГОРЕЧЬЮ —–примыкание ПОЖАЛОВАЛАСЬ ГОРЬКО

8 задание. Выпишите грамматическую основу из предложения

Выполняя это задание, нужно помнить, что здесь будет

или односоставное предложение:

Определенно- личное : Катя, иди (идите) сюда. Хочу (хотите) сдатьэкзамены.

Неопределенно-личное: Папу вызвали, (вызовут, вызывают) в школу.

Безличное: Холодно. Меня морозит. У меня нет и не было денег Мненужно сдать все зачеты.

Назывное. Вот мой дом.

Примеры даны на все возможные выражения сказуемого в односоставных предложениях

Или предложение с составным сказуемым, н-р, Маша была рада получить аттестат. ; Мой брат работает юристом. ;

Или предложение с однородными сказуемыми

Улица широка и длинна.

9 задание. Предложения с обособленными членами:

Если требуется найти

  1. 1 обособленное или необособленное определение – нужно искать причастие (идущий, поющий, сломавший, шедший, играемый, строимый, мороженый, закрытый) точнее ПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ: Доктор, взявший в руки шприц, напугал меня. Посаженный в мае цветок, в июле расцвел.

  2. Причастие отвечает на вопрос КАКОЙ!

.2) Если нужно указать обособленное обстоятельство, ищем деепричастие

 Деепричастие отвечает на вопросы: ЧТО ДЕЛАЯ, ЧТО СДЕЛАВ?

: дыша, играя, сыграв, пришедши, забывши, будучи и деепричастный оборот: Доктор, взяв в руки шприц, напугал меня. Бегая по утрам, я обрел хорошую форму.

3) Если нужно указать обособленное приложение, ищем существительное, которое поясняет другое существительное или личное местоимение: Девятиклассники, выпускники нашей школы, упорно занимаются. В Чите, столице Забайкалья, стоят крещенские морозы. Мы, пассажиры, очень устали.

10 задание. Вводные слова: конечно, разумеется, кажется, наверное, к счастью, к сожалению. По словам, во- первых, значит и т. д. Их можно выбросить из предложения.

ППРИМЕР ЗАДАНИЯ:

10 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Стала я колдовать, (1) и вдруг у него в животе человеческие голоса заговорили.

— Так, 2) может, 3) он сожрал кого, вот они там и беседуют, (4) — сообразила средняя.

Ответ_2, 3___________________________________________________

Без слова «может» легко можно обойтись_

Обращение – имя. САША, сдай зачет. Люблю тебя, Петра творенье. Тоже выделяется запятыми.

ПРИМЕР ЗАДАНИЯ:

10 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении.

«Запомни, (1) друг, (2) ты не жизнь фотографируешь, (3) – давал уроки мастерства Владимир Лаврентьевич. – Ты делаешь фотографию. И нужно, (4) чтобы фотография была живая.

Ответ: ____1, 2___________________________________

11 задание. Количество грамматических основ

Нужно обязательно обозначить границы предложений и подчеркнуть грамматические основы

12 задание. Запятая между частями сложного предложения

Сочинительная связь – сочинительные союзы. Но нужно помнить, что сочинительные союзы могут соединять однородные члены, поэтому нужно в предложении подчеркнуть грамматические основы и обозначить границы предложений.

ПРИМЕР: 12 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

[Червяк длинный такой], (1) (что ни головы, (2) ни хвоста не видать). [Лежит и не шевелится, (3) как неживой.] [Дай, (4) думаю, (5) оживлю]. [ Стала я колдовать],(6) и [вдруг у него в животе человеческие голоса заговорили].

Ответ_________6___________________________________________

Образец рассуждения:

Ищем сочинительные союзы. НИ – НИ соединяют однородные члены. И соединяет простые предложения.

Подчинительная связь – подчинительные союзы. Но нужно помнить, что подчинительные союзы могут присоединять сравнительные обороты или приложения Поэтому обязательно нарисовать границы предложений и подчеркнуть грамматические основы!

ПРИМЕР:

12 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

1Младшая Баба-Яга стояла на пороге избушки и улыбалась во всё лицо (1), как и каждый день. В душе она была романтиком. (3) Любила уходить в лес и слушать(2), (о чём щебечут птицы). Любила собирать цветы и лекарственные травы. Больше всего на свете она хотела(3), (чтобы в их лесу снова произошла сказочная история) (4), и поэтому целыми днями бродила в поисках чего-нибудь сказочного.

Ответ___2, 3, 4___________________________________________

Ищем подчинительные союзы и союзные слова После союза КАК нет грамматической основы, после союзного слова О ЧЕМ и союза ЧТОБЫ они есть

13 задание Последовательное подчинение от главного к придаточному задается вопрос, от придаточного к другому придаточному. Если рядом два подчинительных союза, это обязательно последовательное подчинение. Параллельное однородное подчинение. Маша рассказывала ] что?–>,( что он делал очень сложную операцию какой-то женщине)когда?__>,(когда еще был очень молодым хирургом.)

параллельное: от главного к двум придаточным. Если вопрос задается один и и относится к одному слову – подчинение однородное

Все знают  ЧТО? __>_? (, что скоро весна) ичто? (что скоро экзамены.)—-параллельное однородное подчинение.↓

Если вопросы разные, то подчинение неоднородное↓

(Когда наступила весна) когда?<—–, [мы подали заявления в ВУЗЫ,]почему?—à( так как каждый уже выбрал себе профессию.)—параллельное неоднородное/

14 задание. Тоже следует подчеркнуть грамматические основы и обозначить границы предложений. И нужно иметь в виду, что, как правило, нужные предложения для заданий 13 и 14 в требуемых отрезках текста самые большие.

Источник

ШПАРГАЛКА ОГЭ 9 КЛАСС РУССКИЙ ЯЗЫК

2 задание РАБОТА С ТЕКСТОМ

ПРОЧИТАТЬ ТЕКСТ ВНИМАТЕЛЬНО.

НАЙТИ ОТВЕТ НА ВОПРОС ИЗ ПРЕДЛОЖЕННЫХ ВАРИАНТОВ.

ОТВЕТ НА ВОПРОС ДОЛЖЕН БЫТЬ ЛОГИЧЕСКИ ВЕРНЫМ.

3 задание ХУДОЖЕСТВЕННО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА

ЭПИТЕТ-образное определение, красивое прилагательное: волнистые туманы

МЕТАФОРА-переносное значение слов, основанное на сходстве(скрытое сравнение): горит костер рябины красной

ФРАЗЕОЛОГИЗМ-устойчивое выражение: бить баклуши, бежать сломя голову

ГИПЕРБОЛА-преувеличение: одним ударом сто человек с ног повалил

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ- оживление неживого: камыш шепчет, часы ходят

СРАВНЕНИЕ- сопоставление с помощью слов КАК, СЛОВНО, БУДТО: словно роза ты красива

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ-намеренное нарушение границ предложения:И увидел он дом. И деревню родную. И горы высокие.

4 задание ПРИСТАВКИ

Написание приставок, оканчивающихся на 3 и С зависит от глухости – звонкости последующего звука: БЕЗ – БЕС, ВОЗ – ВОС, ВЗ – ВС, ИЗ – ИС, НИЗ – НИС, РАЗ – РАС, ЧРЕЗ – ЧРЕС, ЧЕРЕЗ – ЧЕРЕС, ИЗ-ИС: бессердечный, беззаботный.

Не зависят от глухости-звонкости приставки: ПО-, НАД-, С-,

ПРИ: ПРИБЛИЖЕНИЕ(приехать), ПРИСОЕДИНЕНИЕ(прилепить), БЛИЗОСТЬ(прибрежный), НЕПОЛНОЕ ДЕЙСТВИЕ(приоткрыть).

ПРЕ: ОЧЕНЬ(премудрый), ПЕРЕ-(преломить, преградить)

ПРИСТАВКИ в наречиях и местоимениях НЕ(ударная), НИ (безударная): некого, никого, некто, никто.

5 задание СУФФИКСЫ

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: ИН, АН, ЯН: гусиный, песчаный, глиняный

ИСКЛ. ОЛОВЯННЫЙ. ДЕРЕВЯННЫЙ, СТЕКЛЯННЫЙ

ЕНН, ОНН: торжественный, традиционный . ИСКЛ. ВЕТРЕНЫЙ

ОТЫМЕННЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ НН: лунный (луна+Н), пустынный (пустыня+Н)

Краткие прилагательные – столько же Н, сколько в полной форме: ДЛИННАЯ ДОРОГА- ДОРОГА ДЛИННА.

ПОЛНЫЕ ПРИЧАСТИЯ НН: расчищеННая

КРАТКИЕ ПРИЧАСТИЯ Н: расчищеНа

НАРЕЧИЯ: столько же Н, сколько в прилагательном, от которого наречие образовано: торжествеННо(торжественный), путаНо (путаный).

ГЛАГОЛЫ: суффиксы -ИВА, -ЫВА сохраняются в буд.вр. наст.вр.: разговаривать- разговарИВАю

-ЕВА, -ОВА чередуются с –УЮ,-ЮЮ: советовать-советУЮ.

6 задание СИНОНИМЫ

Обратиться в предложение, заменить СИНОНИМОМ – близким по значением словом.

ЧАСТЬ РЕЧИ СОХРАНИТЬ!!!

7 задание ЗАМЕНА СЛОВОСОЧЕТАНИЯ

Согласование: деревянная скамейка

Управление: скамейка из дерева, рассказывал с удивлением

Примыкание: удивленно рассказывал

ОДНО СЛОВО ОСТАВИТЬ, ДРУГОЕ ИЗМЕНИТЬ!!!

8 задание ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА

Грамматическая основа – подлежащее(КТО?ЧТО?) и сказуемое(ЧТО ДЕЛАТЬ?ЧТО СДЕЛАТЬ?)

В предложении может быть только подлежащее: Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.

Или только сказуемое: Похолодало. Вьюжит.Нет.

9 задание ОСЛОЖНЕНИЕ

Обособленное определение – причастный оборот: Цветы, украшающие клумбу, радовали прохожих.

Обособленное обстоятельство-деепричастный оборот, одиночное деепричастие: Услышав шум, ребята остановились.

Обособленное приложение: Мы, ученики 9 класса, все сдадим экзамен по русскому языку.

10 задание

ВВОДНЫЕ СЛОВА, ВВОДНЫЕ КОНСТРУКЦИИ, ОБРАЩЕНИЯ

ВВОДНЫЕ СЛОВА выделяются запятыми, их можно убрать, смысл не изменится: КОНЕЧНО, НАПРИМЕР, МОЖЕТ БЫТЬ, ВО-ПЕРВЫХ, ВО-ВТОРЫХ, КАЗАЛОСЬ, СЛОВОМ, НАВЕРНОЕ, БЕЗУСЛОВНО, К СЧАСТЬЮ и др.

ОБРАЩЕНИЕ- тот, к кому обращаются:

Наташа, что это? Гори, мой огонек!

11 задание

КОЛИЧЕСТВО ГРАММАТИЧЕСКИХ ОСНОВ

Подлежащее и сказуемое – 1 грамматическая основа.

Основа может быть из одного сказуемого.

Наступила весна, потеплело, распустились цветы, прилетели птицы.

12 задание СОЧИНИТЕЛЬНАЯ И ПОДЧИНИТЕЛЬНАЯ СВЯЗЬ

ПОДЧИНИТЕЛЬНАЯ СВЯЗЬ: союзы ЧТО, КОГДА, КАК, ЕСЛИ, ХОТЬ, ПОТОМУ ЧТО, КОТОРЫЙ, КАКОЙ

СОЧИНИТЕЛЬНАЯ СВЯЗЬ: союзы И, А, НО, ДА, ИЛИ, НЕ ТО, ТО

13 задание СПОСОБ СВЯЗИ

НЕ МЕНЕЕ 3 ГРАММАТИЧЕСКИХ ОСНОВ!!!

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ-соединение предложений последовательно: Мы гуляли по лесу, в котором хотелось долго гулять, потому что лес был волшебным.

ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ ОДНОРОДНОЕ Я знаю, ЧТО тебя беспокоит, ЧТО волнует твою кровь.

ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ НЕОДНОРОДНОЕ Я узнал, ЧТО было вчера, КАК все произошло.

14 задание

ВИДЫ СВЯЗИ

БЕССОЮЗИЕ: союзов нет, части сложного предложения связаны по смыслу, есть , ; : –

ПОДЧИНИТЕЛЬНАЯ СВЯЗЬ: союзы ЧТО, КОГДА, КАК, ЕСЛИ, ХОТЬ, ПОТОМУ ЧТО, КОТОРЫЙ, КАКОЙ

СОЧИНИТЕЛЬНАЯ СВЯЗЬ: союзы И, А, НО, ДА, ИЛИ, НЕ ТО, ТО

Источник

Написание сочинения-рассуждения 9.2 ОГЭ по русскому языку. Памятка для учащихся.

В задании 9.2. предлагается написать сочинение на основе прочитанного текста.
Формулировка задания:
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…»
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Структура сочинения-рассуждения 9.2. ОГЭ по русскому языку:

1. Вступление. Тезис.
2. Аргумент – пример-иллюстрация из теста 1 + комментарий.
3. Аргумент – пример-иллюстрация из текста 2 + комментарий.
4. Заключение (по тезису).

ТЕЗИС – утверждение. Спорное суждение. Одно-два предложения. Мысль, требующая доказательства: «На мой взгляд, написать сочинение-рассуждение 9.2 очень легко», – это тезис, который, безусловно, требует доказательства.

Как сформулировать тезис для сочинения 9.2? Отталкиваемся от задания: Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…». При  написании вступления можно использовать следующие речевые клише:

  • Смысл последних строк текста говорит нам о том, что…
  • Текст  заканчивается словами: “…”. На мой взгляд, речь идет о том, что (как и др.) …
  • Я считаю, что мысль  автора данного текста, выраженная в выделенном фрагменте, заключается в том, что … 
  • Автор данного текста привлекает читателя к размышлению над вопросом…
  • По моему мнению, в  указанном фрагменте  выражена главная мысль текста, которая заключается в следующем: …
  • В этом отрывке автор говорит о том, что…
  • Смысл данного отрывка я понимаю так: …
  • В выделенной фразе автор выражает мысль о том, что…

Не лишним будет употребление  вводных слов: я думаю, я считаю, на мой взгляд, по моему мнению, мне кажется, я убеждён и т.д. Но не злоупотребляйте ими и помните, что вводные слова всегда выделяются запятыми.

А теперь рассмотрим разные варианты вступлений:

Пример тезиса: На мой взгляд, для Анны Федотовны фронтовые письма были больше, чем просто письмами, они были единственной памятью о сыне, не вернувшемся с войны, поэтому её душа опустела с их утратой.

АРГУМЕНТ – довод, приводимый в качестве доказательства тезиса. Аргументов в сочинении 15.2. должно быть два, они должны быть из прочитанного текста.

КОММЕНТАРИЙ – пояснение довода, аргумента. Является обязательным структурным элементом доказательной части любого сочинения-рассуждения.

Примеры-иллюстрации – это отрывки текста, которые нужно объяснить и интерпретировать.

Пример аргументов и комментариев к ним:

Аргумент 1: В предложении № 17 автор называет письма “бесценными”. 
Комментарий: Данный эпитет употребляется вместе со словом “листочками”, имеющим уменьшительно-ласкательный суффикс. Такое контрастное сочетание двух слов позволяет нам понять важность этих самых “листочков” для пожилой женщины.

Аргумент 2:  В предложении 53 душа старушки сравнивается со шкатулкой.

Комментарий: В шкатулках люди обычно хранят самое ценное: драгоценности, деньги. Но для героини важней были ценности не материальные, а духовные. Она хранила в шкатулке письма, словно в своей душе (“Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души”). С помощью данной метафоры автор показывает всю значимость, которую имели письма для старушки. 

Оформлять примеры в сочинении можно 3-мя способами:
1) цитировать предложение (если оно не очень длинное), при этом знаки препинания расставляются так же, как и в предложении с прямой речью, или же предложение заключается в скобки. 
В некоторых случаях цитировать можно не всё предложение, а часть его, ставя на месте пропущенных слов многоточие. 
2) указывать номера предложений без цитирования (это делается в том случае, если предложение очень длинное). 3) для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать следующие речевые клише:
• Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста. 
• Подтвердить данный аргумент  можно примером из …. предложения текста. 
• Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения.
• В подтверждение собственных выводов приведу пример из … предложения прочитанного мною текста. 
• Предложение № … подтверждает мысль о том, что … . 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ –  вывод по тезису, умозаключение. Должно соотноситься с утверждением, высказанным в начале. Легче всего начать заключение с вводных слов и конструкций: Подводя итог всему вышесказанному, …, Проанализировав два аргумента, можно прийти к выводу, что …, Таким образом, можно сделать вывод, что… и т.д.

Пример заключения: Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что фронтовые письма были для Анны Федотовны настоящим сокровищем, они представляли для нее большую духовную ценность, поэтому, лишившись их, пожилая женщина словно лишилась части своей души.

Как найти аргументы в тексте? Поскольку собственных аргументов здесь выдумывать не нужно, все, что Вам требуется, – проанализировать текст, при необходимости внимательно его перечитав, и найти ключевые слова, предложения, мысли, высказанные автором текста с целью сделать свои слова более убедительными. Аргументы – это авторские доказательства. А затем использовать шаблонную конструкцию для оформления своего аргумента: Во-первых, в предложении № … говорится о … (употребляется …, используется такое средство как …). Это свидетельствует о том, что …, (это позволяет судить о том, что …, это говорит о том, что …).

Пример сочинения-рассуждения к заданию 15.2 по тексту Б.Л. Васильева “Письмо от сына”.

         Финальные строки текста имеют переносное значение. Я понимаю их так: человека можно лишить смысла жизни, если бездушно украсть у него самое священное и дорогое. Попробую доказать справедливость своего суждения.

          Во время войны Анна Федотовна потеряла своего единственного сына. От  горя и слез, нервного переутомления и тяжести пережитого женщина ослепла.  На память о сыне у неё осталось единственное письмо, полученное с фронта. Анна Федотовна очень дорожила этим письмом, что подтверждает предложение № 14. Каждый вечер перед сном она брала его в руки и вспоминала  навечно запечатлённые в сердце строки. Для неё это было настоящее вечернее «священнодействие», которое придавало ей силы и поддерживало в ней жизнь. 

          Но однажды Анна Федотовна столкнулась с неосознанной детской жестокостью и равнодушием. Это доказывают предложения № 24 и 27. Старательные пионеры пришли к ней в дом и, воспользовавшись доверием хозяйки,  украли ее реликвию. То, что было смыслом и содержанием жизни старой женщины, оказалось для них обычным музейным экспонатом. Анна Федотовна потеряла не только память о сыне, но и смысл жизни. Но есть ещё одна причина, по которой душа героини  ослепла и оглохла. Женщина, пережившая войну и  смерть сына, не смогла пережить и жестокость нашего времени – непонимание, цинизм и равнодушие к чужому горю и памяти.

         Таким образом, героиня текста ослепла дважды: в первый раз – потеряв сына, а во второй раз – потеряв смысл жизни и веру в людей.

Источник