Огэ по английскому языку шпаргалки и полезные материалы
Продолжаем готовиться к ОГЭ по английскому языку. На этот раз займемся грамматическими заданиями из третьего раздела письменной части – “Грамматика и лексика”.
Рекомендую мой справочник по грамматике для ОГЭ, тут можете прочитать о нем
Общая информация
Эта часть экзамена делится на две – грамматическую (9 заданий) и лексическую (6 заданий). Выполнять все нужно около 30 минут, а максимум составляет 15 баллов.
Подготовка к ней занимает больше всего времени, потому что требует знания грамматики уровня pre-intermediate и недюжинного количества слов с словообразовательными афиксами впридачу.
Грамматика
Задания 20 – 28 направлены на знание грамматических форм. То есть, чтобы с умом к нему подготовиться, нужно около года проходить все заявленные в кодификаторе темы. Ну и попутно решать варианты теста.
Мы с учениками делаем это по следующей схеме:
- Если перед нами существительное:
1) Наиболее вероятный вариант – образовать от него форму множественного числа (выучить все исключения, типа foot – feet, а если мн. ч. образуется по общему правилу, то быть внимательным – не меняется ли конечная y на i, не меняется ли f на v, не добавляется ли -es вместо привычного – s и прочая головная боль).
2) Менее вероятный – притяжательная форма существительного (вроде world – world’s). Я такие задания не видела, но мало ли … Распознать этот случай легко – после пропуска будет стоять еще одно существительное. - Если видите местоимение (например, I), ставите его в правильный падеж – объектный (me), притяжательный (my или mine). Также в задании встречаются возвратные местоимения (myself). Или указательное местоимение (this, that) можно ставите во мн. ч. Неопределенные местоимения (some, any, no, every и их производные) в тестах не видела, но кодификатор предупреждает, что они могут попасться.
- С числительными все волшебно просто – преобразуем порядковое в количественное и количественное в порядковое. Главное – выучить все тонкости их правильнописания.
- Прилагательное или наречие ставим в какую-то из степеней сравнения. Если после пропуска стоит than, это сравнительная, а если перед пропуском – the, то превосходная.
Внимание! Ученики то и дело норовят в этом задании сделать из прилагательного наречие или дописать спереди отрицательную приставку. Обращаем внимание, что так можно делать только в следующем задании. - А вот с глаголами придется попотеть. И сначала понять – перед нами личная форма (та, которая изменяется по временам) или неличная (причастие активное или пассивное).
1) Узнать причастие легко – в предложении уже есть сказуемое, выраженное личной формой глагола. Когда узнали, думаем – активное или пассивное у него значение.
2) Если в предложении пропуск стоит после подлежащего, и сказуемого недостает, перед нами точно личная форма.
Как и с причастием, решаем активный это залог или пассивный (переведя предложение) и дальше думаем, в какое время его поставить. В этом же предложении (ну, или в предыдущих) могут стоять слова-подсказки. Если их нет, смотрим на само предложение и что его окружает.
Пройдя все эти подводные камни, не ошибиться бы еще в написании формы глагола, выучив правила орфографии и неправильные глаголы.
Также нужно уметь распознавать предложения условия (и конструкции с I wish) или согласование времен в косвенной речи, которые также могут тут встретиться.
Для удобства держите таблицу, которая наглядно показывает изменения в именных частях речи:
И для глагола:
Пример
Разберем эту часть из демоверсии ОГЭ:
Once there were four children whose names were Peter, Susan, Edmund and Lucy. This story happened to __________________ when they had to leave their home city, London, during the war. THEY
Раз стоит после глагола, значит это объектный падеж (them).
They __________________ to the house of an old Professor who lived in the country, ten miles from the nearest railway station. SEND
Пропуск сразу после подлежащего – точно личная форма, после перевода предложения ясно, что их послали, значит это пассив. Слов-подсказок нет, но в окружающих предложениях идет последовательность действий, выраженная Past Simple, значит это тот же случай (were sent).
He __________________ a wife and he lived in a very large house with a housekeeper. NOT/HAVE
Опять личная форма, и точно активный залог. Все та же последовательность действий в Past Simple (did not have/ didn’t have/ hadn’t/ had not).
He himself was a very old man with white hair which grew over most of his face as well as on his head. The children liked him almost at once. Only Lucy, who was the __________________ of them, felt a little afraid of him. YOUNG
Прилагательное, перед пропуском определенный артикль – превосходная степень сравнения (youngest). Некоторые забываются, и пишут два слова – the youngest, чего делать нельзя!
On their __________________ evening, after dinner, they said good night to the Professor and went upstairs. It was the largest house they had ever seen, so Peter suggested exploring it in the morning. ONE
Совсем просто – меняем количественное числительное на порядковое (first).
When the next morning came, there was a steady rain falling. “I wish the weather __________________ more cheerful!” said Edmund. BE
Конструкция с I wish в школе изучается только в сочетании с Past Simple после нее (was/ were).
“Stop complaining, Ed,” said Susan. “I think the weather __________________ soon.” IMPROVE
Опять личная форма (сразу после подлежащего), по смыслу ясно, что это активный залог и говорим о будущем (will improve/is going to improve).
“We were going to explore the house,” Peter reminded them. He __________________ a sandwich at the moment and was absolutely happy with the whole situation. EAT
Опять личная форма, активный залог, и подсказка – at the moment, значит время группы Continous, а глагол в прошлом в этом предложении дает основания предполагать, что это Past Continous (was eating).
Everyone nodded and at that point their amazing adventures __________________. BEGIN
Личная форма, активный залог, последовательность действий (began).
Советы
Плохая новость: подготовка к этой части очень трудоемкая, ее нужно начинать хотя бы за год, и требует она кропотливой работы.
Хорошая новость: при должном усердии можно всю грамматику освоить, и это задание делать за 10 минут, сохраняя время для остальных частей ОГЭ. Здесь нет того элемента неожиданности, который присутствует в аудировании и чтении.
И несколько общих советов по выполнению:
- Читать ВЕСЬ текст сплошняком, потому что подсказка на грамматическую форму может быть не в этом конкретном предложении, а в предыдущем. Или в последующем.
- Если вы правильно определили форму, озаботьтесь еще ее правильным написанием. При корявой орфографии не зачтут.
- Глагольные формы могут быть полные или краткие, без разницы (haven’t или have not).
- Проверьте еще раз.
- Если ничего не знаете, все равно напишите хоть что-нибудь, мало ли.
Тренировка
Для подготовки к именно этой части экзамена очень рекомендую вот эту книгу:
Она дорогая, но полезная. Ее можно проходить даже с ЕГЭшниками, которые поздно спохватились.
Есть варианты и подешевле. Этих книг у меня нет, так что ничего сказать про них не могу:
О других пособиях для подготовки к экзамену написано в соответствующих разделах (про аудирование, про чтение, про говорение).
Ну а о подготовке к заданию на словообразование есть отдельная статья.
Всем удачи и пятерок!
P.S. Больше про ОГЭ можно прочитать по следующим ссылкам.
Про разделы и стратегии их выполнения:
Устная часть-1
Устная часть-2
Устная часть-3
Аудирование
Чтение
Лексика
Письмо
А также:
Как начать готовить к ОГЭ
План подготовки к ОГЭ
Перед началом подготовки обязательно изучите все официальные нормативные материалы по подготовке к ОГЭ на сайте fipi.
Вам будут полезны следующие разделы
1. Актуальные кодификаторы и спецификации, откуда вы узнаете о всех требованиях к экзамену, объеме заданий и темах, обязательных к изучению во время подготовки к экзамену , а также одна демоверсия экзамена. Обратите внимание, вам нужно скачать 2 файла – тест и аудирование.
https://fipi.ru/oge-i-gve-9/demoversii-specifikacii-ko..
2. Здесь вы найдете материалы с разбором типичных ошибок из тестов предыдущих лет и рекомендации по их устранению, а также разбор и критерии оценивания устных и письменных работ. Кстати критерии оценивания вы должны знать на зубок.
https://fipi.ru/oge-i-gve-9/dlya-predmetnyh-komissiy-s..
3. Открытый банк заданий.
Выбирайте нужный вам раздел и тренируйтесь. Советую прорешать и разобрать все материалы, т.к. иногда попадаются такие же или очень похожие.
https://fipi.ru/oge-i-gve-9/dlya-predmetnyh-komissiy-s..
Скачайте материалы самостоятельно по ссылкам, специально не прикрепляю материалы, т.к. иногда вносятся изменения на новый ученый год, не хочу вводить вас в заблуждение. Все изменениях на текущий учебный год будут отражены в новых кодификаторах и спецификациях.
Пособия по подготовке к устной части ОГЭ по английскому.
***********************************************************************************************************************
Имейте ввиду, список носит рекомендательный характер, я даю лишь те пособия, которыми пользуюсь сама и которые доказали свою результативность у моих студентов. Все студенты с разным уровнем подготовки и это надо учитывать при выборе пособия.
Сборники тестов для подготовки к ОГЭ по английскому языку
***********************************************************************************************************************
Не забывайте про бесплатный банк заданий на сайте фипи. Не подойдет для самостоятельной работы , т.к. там нет ответов.
Примечание::
Тесты от Макмиллан в старой версии – устная часть теперь в другом формате.
Полезные сайты с онлайн проверкой тестовой части
https://oge.sdamgia.ru/
https://neznaika.pro/
Шаблоны и требования для написания письма.
**********************************************************************************************************************
Выучите шаблон и напишите не менее 20 писем на время по всем критериям – выучите критерии наизусть, обязательно найдите эксперта для проверки, чтобы знать свои слабые места и их ликвидировать.
Сборники по лексике и грамматике и словообразованию.
Юля, вы мой спаситель!!! Огромное вам спасибо!!! Бывают же добрые люди)))
Екатерина, Пожалуйста, рада, что вам пригодилось.
Олег, пожалуйста, пользуйтесь, будет время , дополню и расширю материалы по тематике.
Ирина, благодарю, пользуйтесь.
Юлия, подскажите пожалуйста есть ли Аудиофайлы к пособию Немыкиной?
Здравствуйте.Какие пособия готовят к устной части с ответами 2018г,где найти
Аля, Вы не подскажете мне ответ на Ваш вопрос про устную часть ОГЭ?) Вы уже проработали этот вопрос?)
Юлия, спасибо огромное. Очень выручили.
Аля, Добрый вечер, извините, не видела вашего сообщения. В этом году не изучала новые пособия по подготовке к устной части. Но если вы смотрели обновленный банк прошлого года на сайте фипи, то могли заметить, что они повторяются с предыдущим годом, формулировки кое-где немного изменены, а темы все те же. Старые пособия остались актуальны.
Дарина, Добрый вечер, извините, не видела вашего сообщения. В этом году не изучала новые пособия по подготовке к устной части. Но если вы смотрели обновленный банк прошлого года на сайте фипи, то могли заметить, что они повторяются с предыдущим годом, формулировки кое-где немного изменены, а темы все те же. Старые пособия остались актуальны.
Юлия, огромнейшее спасибо!!! Часть пособий у меня есть, но у вас так сгруппировано четко! СПАСИБО!!!!!
ÐаÑеÑÐ¸Ð°Ð»Ñ Ð´Ð»Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ð³Ð¾Ñовки ÑÑаÑÐ¸Ñ ÑÑ Ðº гоÑÑдаÑÑÑвенной иÑоговой аÑÑеÑÑаÑии по английÑÐºÐ¾Ð¼Ñ ÑзÑÐºÑ Ð² 9 клаÑÑе.
СÑоки пÑÐ¾Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ ÐÐРпо английÑÐºÐ¾Ð¼Ñ ÑзÑÐºÑ Ð² 2020г.:
ÐÑновной ÑÑап
22 маÑ
23 маÑ
30 иÑÐ½Ñ – ÑезеÑв
1 иÑÐ»Ñ – ÑезеÑв по вÑем пÑедмеÑам
2 иÑÐ»Ñ – ÑезеÑв по вÑем пÑедмеÑам
ÐоÑÑоÑнÑй пеÑиод
6 маÑ
14 Ð¼Ð°Ñ – ÑезеÑв
ÐополниÑелÑнÑй пеÑиод
14 ÑенÑÑбÑÑ
18 ÑенÑÑбÑÑ – ÑезеÑв по вÑем пÑедмеÑам
19 ÑенÑÑбÑÑ – ÑезеÑв по вÑем пÑедмеÑам
ÐÑкÑÑÑÑй банк заданий Ð´Ð»Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ð³Ð¾Ñовки к ÐÐРпо английÑÐºÐ¾Ð¼Ñ ÑзÑÐºÑ Ð½Ð° ÑайÑе ФÐÐÐ
Сдам ÐÐÐ. Ð¡Ð°Ð¹Ñ Ð´Ð»Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ð³Ð¾Ñовки к иÑоговой аÑÑеÑÑаÑии по английÑÐºÐ¾Ð¼Ñ ÑзÑкÑ.
ÐодгоÑовка к ÐÐРна ÑайÑе издаÑелÑÑÑва “ÐÑоÑвеÑение”
ÐодгоÑовка к ÐÐРна ÑайÑе издаÑелÑÑÑва “Macmillan”
ÐÐÐЯТÐÐ ÐÐЯ УЧÐЩÐХСЯ
ÐÐРпо английÑÐºÐ¾Ð¼Ñ ÑзÑкÑ. ÐбÑÐ°Ñ Ð¸Ð½ÑоÑмаÑиÑ. (pdf)
ÐиÑÑÐ¼ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ ÑаÑÑÑ ÐÐРанглийÑкий ÑзÑк. ÐÑиÑеÑии оÑениваниÑ. (pdf)
УÑÑÐ½Ð°Ñ ÑаÑÑÑ ÐÐРанглийÑкий ÑзÑк. ÐÑиÑеÑии оÑениваниÑ. (pdf)
ÐÑÑгие докÑменÑÑ
ÐÐЩÐÐ
СовеÑÑ Ð²ÑпÑÑкникам и ÑодиÑелÑм по подгоÑовке к ÑÐºÐ·Ð°Ð¼ÐµÐ½Ñ ÐÐÐ (doc)
ÐÐ·Ð¼ÐµÐ½ÐµÐ½Ð¸Ñ ÐÐÐ 2020 (pdf)
Шкала пеÑевода баллов ÐÐРв оÑмеÑки 2020 (pdf)
Ðланки ÐÐРпо английÑÐºÐ¾Ð¼Ñ ÑзÑÐºÑ (rar)
СпÑавка по иÑогам пÑÐ¾Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ñобного Ñкзамена по английÑÐºÐ¾Ð¼Ñ ÑзÑÐºÑ Ð² 9 клаÑÑе (2019г) (pdf)
РезÑлÑÑаÑÑ ÐÐÐ (Ð´Ð»Ñ ÑÑаÑегоÑÑ) (pdf)
РаÑÑиÑÑовка пÑоÑокола ÐÐÐ Ð´Ð»Ñ ÑÑаÑегоÑÑ (pdf)
ÐÐÐÐÐ ÐÐÐÐ
ÐÐÐ. УÑÑÐ½Ð°Ñ ÑаÑÑÑ. РекомендаÑии. (doc)
ÐнглийÑкий ÑзÑк. ÐÐÐ. УÑÑÐ½Ð°Ñ ÑаÑÑÑ. ÐилÑÑÑд Ð .Ð.(pdf) + ÐÑдио пÑиложение.
ÐÐÐ. ÐнглийÑкий ÑзÑк. УÑÑÐ½Ð°Ñ ÑаÑÑÑ. ÐндÑоÑÑк Ð.Ð. (pdf)
Speaking Activity (диалоги Ð´Ð»Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ð³Ð¾Ñовки к ÑÑÑной ÑаÑÑи ÐÐÐ) (pptx)
СбоÑник ÑÑÑнÑÑ Ñем Ð´Ð»Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ð³Ð¾Ñовки к ÐÐÐ. 5-9 клаÑÑÑ. СмиÑнов Ю. Ð.
Ð Ð¾Ð»ÐµÐ²Ð°Ñ Ð´ÐµÑÑелÑноÑÑÑ. Role Plays For Today. Jason Anderson. (pdf)
ÐнкеÑа Ð´Ð»Ñ ÑÑеника. ТÑениÑовка говоÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÐÐÐ. (pdf)
ÐаÑÑоÑка-памÑÑка. Раздел ÐовоÑение. Ðадание 2. Ðонолог (Ñ ÑÑеÑом изменений в 2020г) (pdf):
ÐÐСЬÐÐ
Ðак пиÑаÑÑ Ð»Ð¸Ñное пиÑÑмо. ÐÑимеÑÑ. (pdf)
ÐиÑное пиÑÑмо. Ðлан Ñ ÐºÐ¾Ð¼Ð¼ÐµÐ½ÑаÑиÑми. (pdf)
ÐÑи копиÑовании авÑоÑÑкого маÑеÑиала ÑÑÑлка на иÑÑоÑник обÑзаÑелÑна.
ÐоблагодаÑиÑÑ Ð°Ð²ÑоÑа.
Ðам бÑл полезен маÑеÑиал на ÑайÑе?
ÐÑ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑе ÑказаÑÑ Ð°Ð²ÑоÑÑ ÑпаÑибо, Ñделав неболÑÑое пожеÑÑвование на ÑайÑе в Ð¼ÐµÐ½Ñ ÑпÑава.
Памятки-инструкции для участников ОГЭ по английскому языку (разработанный комплект памяток в форме буклета для участников ОГЭ по английскому языку).
Автор: Лапшина Ильмира Искандеровна, учитель английского языка
Педагогический стаж: 2,5 года
Место выполнения работы:Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 49» г. Ульяновска
Сегодня, когда новый федеральный государственный стандарт уже внедрен в начальную школу и идет переход не только в среднем звене, и скоро это станет требованием и для старшей школы. Поэтому наша задача не только дать знания, но и научить учащихся учиться самим, чтобы они без нас могли справиться с заданиями. А для этого мы должны помочь им выработать свои стратегии выполнения различных заданий, так чтобы добиться хороших результатов. На ОГЭ нас, педагогов, рядом не будет, и насколько эффективными будут стратегии, которыми они овладеют, настолько высокими будут их результаты.
Чтобы научить стратегиям выполнения заданий в формате ОГЭ можно использовать памятки. С их помощью учитель может эффективно управлять учебной деятельностью ученика. Памятка («узелок» на память) есть описание того, как следует выполнять какое-либо задание. Иными словами, памятка есть вербальная модель приема учебной деятельности.
Памятки не представляют собой нечто совершенно новое. Они использовались в учебном процессе раньше и используются теперь.
В соответствии с новым кодификатором элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по английскому языку учащиеся выполняют задания по аудированию, чтению, лексике и грамматике, письменной речи и по говорению.
Раздел 1 «Аудирование»включает 3 задания: два из них на установление соответствия и одно на выбор правильного ответа из 3-х предложенных. Алгоритм выполнения каждого задания представлен в памятке “Как успешно выполнить задания раздела “Аудирование”. Важно довести до автоматизма выполнение этих шагов, и всегда помнить о времени. Поэтому встречаются фразы: быстро…, помни о времени … т.д.
Раздел 2 «Чтение» включает 2 задания:
Первое –на установление соответствий между заголовками и текстами, когда проверяется умение читать текст с пониманием основного содержания (просмотровое чтение).
Второе задание – на выбор правильного ответа из 3-х предложенных (true, false, notstated) (поисковое чтение).
К сожалению, неумение читать тесты НЕ механически, а выполняя определенные задания, в значительной степени отражающие умения смыслового чтения, приводит к серьезным ошибкам при выполнении не только заданий раздела «Чтение» экзаменационной работы, но и к недочетам и непониманию заданий других разделов. При разработке данных памяток использовались многие источники, но особенно хотелось бы отметить материалы Федерального института педагогических измерений при Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации.
Для получения высоких тестовых баллов на экзамене в 9 классе, при выполнении заданий раздела «Чтение» учащимся необходимо уметь:
понимать тему в полном объёме;
извлекать необходимую/запрашиваемую в задании информацию;
догадываться о значении отдельного выражения по контексту;
подбирать нужную стратегию в зависимости от цели чтения;
изменять скорость чтения в зависимости от задания.
Раздел 3 « Грамматика и лексика»содержит 15 заданий: 9 заданий направлены на проверку грамматических навыков употребления нужной морфологической формы слова в коммуникативно – значимом контексте. Это видовременные формы глаголов, личные и неличные формы глаголов, формы числительных, формы прилагательных, местоимений и т.д. 6 заданий направлены на проверку лексико-грамматических навыков образования и употребления родственного слова нужной части речи.
Чтобы дети справились с заданиями, их нужно научить определенным стратегиям их выполнения. В чем, на мой взгляд, поможет памятка “Выполнение лексико-грамматических заданий”. Памятка содержит стратегии выполнения различных заданий этого раздела:
ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПРОПУЩЕННЫХ СЛОВ В ТЕКСТЕ,
ЗАДАНИЕ НА МНОЖЕСТВЕННЫЙ ВЫБОР,
ЗАДАНИЯ НА УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРАВИЛЬНЫХ ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМ, ЗАДАНИЯ НА СЛОВООБРАЗОВАНИЕ,
ЗАДАНИЯ НА ЧАСТИЧНЫЙ ПЕРЕВОД,
ЗАДАНИЯ НА ТРАНСФОРМАЦИЮ.
Приводятся различные схемы, которые способствуют запоминанию материала.
Раздел 4 «Письмо» представлен одним заданием – написание письма личного характера, выполнение которого требует демонстрации умений письменной речи.
Учащиеся должны правильно оформлять личные письма, соблюдать структуру письма, использовать в них неформальный стиль общения. Задача экзаменуемого – написать личное письмо в страну изучаемого языка другу по переписке в ответ на его письмо, отрывок из которого приводится в задании.
Требуемый объем – 100–120 слов. При составлении памятки были проанализированы наиболее типичные ошибки при написании личного письма.
Чтобы минимизировать ошибки учащиеся могут готовиться к экзамену, используя памятку “Как написать личное письмо на 10 баллов”. В этой памятке указаны ключевые моменты, на которые необходимо обратить внимание.
Раздел 5 «Говорение» состоит из двух заданий: тематическо-монологическое задание и комбинированный диалог в предлагаемой ситуации общения. Этих заданий дети боятся больше всего. Это не удивительно, ведь времени на уроке не всегда достаточно на полноценное монологическое высказывание, и поэтому им необходимо не только дать алгоритм, но и обязательно те фразы, которые помогут им в различных ситуациях, которые могут быть представлены на экзамене. В памятке приводятся полезные советы.
Эти фразы представлены в памятке: как переспросить, какие задавать вопросы. Комбинированный диалог включает фразы, инициирующие диалог, доказывая, что они говорят на языке самой вежливой нации мира, а так же фразы, чтобы завершить диалог. Памятка содержит так же информацию о процедуре самого экзамена.
Данные памятки помогают учителю научить стратегиям выполнения заданий ОГЭ, а также восполнить образовательные дефициты по английскому языку. В памятках в форме советов предлагаются рациональные приемы выполнения заданий по говорению, аудированию, чтению, написанию личного письма и выполнению лексико-грамматических заданий. В них собраны ключевые моменты, которые, как правило, и вызывают затруднения. Материал памяток можно использовать не только при подготовке к ОГЭ, но и при обучении всем видами речевой деятельности на уроках английского языка.
Список литературы:
Учебное пособие “ОГЭ (ГИА-9) 2015. Английский язык. Типовые тестовые задания” Солововой Е.Н.
Учебное пособие “Государственная итоговая аттестация выпускников IX классов в новой форме. Английский язык. 2014” Ю.С. Веселовой 5 вариантов КИМ для подготовки учащихся к ГИА.
State Exam Maximiser (Английский язык. Подготовка к экзаменам)/Соловова Е.Н., Солокова И.Е. – England: Pearson Education Limited, 2008.
Клековкина Е., Манн М., Тейлор-Ноулз С. Сборник тестов для подготовки к единому государственному экзамену по английскому языку./Оксфорд: Макмиллан, 2009. – 247 с.
https://www.fipi.ru/
https://egeigia.ru/