Один мудрец говорил что существует три типа добра полезное
Согласно новому исследованию, добрые дела и помощь другим людям могут быть полезны для здоровья и благополучия. Но не всякое добросердечное поведение одинаково выгодно дарителю. Сила связи зависит от многих факторов, включая тип доброты, возраст и пол.
Иллюстрация: JK Sulit from AdobeStock
Изучались почти 200 тысяч добрых людей
Американская психологическая ассоциация обнародовала результаты исследования… доброты.
Читать ещё: Ученые доказали, что женщины более устойчивы к коронавирусу
Как сообщает портал ScienceDaily, предыдущие исследования показали: добрые люди более счастливы и имеют лучшее психическое и физическое здоровье, чем те, кто не уделяет силы на помощи другим.
Читать ещё: Сэлфи лечит! Заболевания сердца можно определить по фото
Однако не во всех исследованиях были найдены доказательства этой связи. И тогда ученые сделали метаанализ 201 независимого исследования с участием 198 213 человек.
Иллюстрация Александр Мартинкевич с сайта Pixabay
Альтруизм, сотрудничество, доверие и сострадание
И этот анализ показал: просциальное поведение (в разговорах мы чаще используем термин “экологичное”) способствует психическому и физическому здоровью.
Читать ещё: Когда ты улыбаешься, мир действительно улыбается тебе
«Просоциальное поведение – альтруизм, сотрудничество, доверие и сострадание – это все необходимые составляющие гармоничного и хорошо функционирующего обществ. Это часть общей культуры человечества». – говорит ведущий автор исследования Брайант PH Хэй, доктор философии, доцент-исследователь Гонконгского университета.
Иллюстрация: Pinterest
Но не все так просто. В ходе исследования выяснились и некоторые детали. Главных уточнения – три.
Первое “НО”: доброта должна быть незапланированной
Оказалось, случайные добрые поступки, такие как помощь соседской бабушке с продуктами, в большей степени связаны с общим благополучием, чем, скажем, организованное волонтерство. Возможно потому, что неформальная помощь чаще создает добрые отношения между людьми.
Второе “НО”: не столько счастье, сколько смысл жизни
Что касается благополучия, то его можно понимать по-разному. Так вот, доброта дает больше эвдемонического благополучия (самоактуализация, реализация своего потенциала и поиск смысла жизни). В меньшей степени она влияет на гедонистическое благополучие (счастье и положительные эмоции).
Третье “НО”: результаты зависят от возраста и пола
Эффекты различались в зависимости от возраста. Добросердечные люди младшего возраста сообщали о более высоком уровне благополучия и психологического комфорта. В то время как более старшие сообщали о более высоком уровне физического здоровья.
Читать ещё: 12 способов улучшить будущее ваших внуков
Кроме того, женщины продемонстрировали более сильную связь между добротой и некоторыми показателями благополучия по сравнению с мужчинами. Возможно, потому, что стереотипно ожидается: женщины будут более заботливыми и щедрыми.
Бывает ли доброты слишком много?
В дальнейших исследованиях ученые планируют прояснить ещё один важный вопрос. Всегда ли больше доброты хорошо? Или существует «идеальный уровень», за пределами которого слишком много доброты и щедрости становятся вредными для дающего их.
А как считаете вы: хорошо ли быть добрым? Бывает ли доброты слишком много? Как вы относитесь к добрым людям? Пишите в комментариях!
Если статья понравилась, поставьте, пожалуйста, лайк. Подписывайтесь на наш канал, будет ещё много интересного!
Цель: Создание условий для размышления о нравственных ценностях: добре и
зле, добром человеке и добром деле, о сложности нравственного выбора.
Задачи:
- Формировать представления о добре как важнейшей нравственной
ценности - Учить
- Развивать
вырабатывать, и аргументировано отстаивать свою точку
зрения, задумываться о своем месте в жизни.
навыки самоорганизации в индивидуальной работе и участия в
коллективной деятельности, умение сопереживать другим людям
Основные понятия: мораль, нравственность, гуманизм, добро, зло,
нравственные ценности.
Тип урока: урок-размышление;
Оформление и оборудование:
- Эпиграф урока.
- Фрагмент мультфильма “Просто так”.
- Компьютерные презентации.
План:
1. Мораль. Нравственность. Гуманизм.
2. ДОБРО и/или ЗЛО.
Подготовительная работа:
- Проведение и обработка материалов анкеты “Добрый ли ты человек?”
- Подбор пословиц и поговорок, высказываний мудрых, притч, стихов ,
“Картотека нравственности” соответствующих теме классного часа. - Создание презентации.
Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого,
как вежливость и доброта.
Мигель Сервантес.
Вступительное слово.
У меня к вам просьба: закройте, пожалуйста, глаза на минуту, улыбнитесь
(обязательно от души), откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее.
Это от ваших улыбок засияло солнце, оно согрело нас своим теплом. Когда вы
улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица. А значит, здесь собрались добрые
люди, которые будут говорить, и размышлять о нравственных ценностях, о сложности
нравственного выбора.
Важна ли эта тема, заслуживает ли она того, чтобы тратить время на ее
обсуждение?
Человечество многие тысячелетия спорит о том: “Что такое добро? Что такое
зло? Нужна ли доброта, а может, нет? А всегда ли доброта полезна, а когда
наносит вред…. Многие думают да и говорят, что сейчас зло взяло верх над добром,
что добрых людей почти не осталось и каждый сам за себя, и нет дела до других.
Проблема выбора стара, как мир. Без осознания сути добра и зла
невозможно понять ни сущности нашего мира, ни роли каждого из нас в этом
мире. Без этого теряют всякий смысл такие понятия, как совесть, честь, мораль,
нравственность, духовность, истина, свобода, греховность, праведность,
порядочность, святость…
В последние годы добро, доброта постепенно исчезают из повседневной жизни,
превращаясь в категорию философскую. Жестокие реальности сегодняшнего дня
заставляют людей хмуриться, злиться, меньше улыбаться. Люди не задумываются над
тем, что они становятся душевно черствыми, скупыми на добрые эмоции, дела. У
родных, близких людей катастрофически не хватает времени обнять, выслушать друг
друга. Наша жизнь – сложная цепь собственных поступков, восприятия и реакции на
поступки других. И эту цепь плетем мы сами, но не всегда осознаем это. А ведь
это наш след в жизни. У Расула Гамзатова есть такие слова: “Мы родились,
чтобы оставить след. Дом или тропинку, дерево или слово”.
Сегодня, наверное, пришло время задуматься над этим и не случайно этот вопрос
стоит в 8-м класе.Вы взрослеете, и сегодняшнее ваше состояние можно
охарактеризовать так: не хочется быть взрослым, а еще сильнее не хочется
чувствовать себя ребенком. Ничего не установилось, все зыбко. Одной ногой в
лодке, другой – на берегу.
Что вы принесете в этот мир? Сегодня мы и попытаемся разобраться и ответить
на этот вопрос.
Обратите внимание на эпиграф урока “Ничто не обходится нам так дешево и не
ценится так дорого, как вежливость и доброта” Эти слова Мигеля Сервантеса
актуальны в любое время. Вы согласны с испанским писателем?
В начале урока я предлагаю вам, разделить лист пополам,
и поставив в одной части “+”, а в другой “-”, в ходе урока записывать
свои положительные и отрицательные качества, отвечая на вопрос: “Какой я”?
В ходе урока запишите одно или несколько правил доброты, что на ваш взгляд
кажется наиболее важным. В конце урока мы их объединим и у нас получатся
правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми.
Мораль. Нравственность. Гуманизм. (Проверка д/з и материал “за страницами
учебника”.) Слайды 5–11
“Нравственность учит не тому, как стать счастливым, а тому, как стать
достойным счастья”. Философ Иммануил Кант?
.Можем сказать, что из практической нравственности вырастает мораль ,
т.е.мораль – это мысли и идеи как правильно поступать, а нравственность – это
уже практические поступки людей.
Понятия “добро” и “зло”.
Добро слайд 12
“Как Вы понимаете : Добро, доброта, добрый, милосердие, зло, злой? Где и
как они проявляются?”
Работа с толковым словарем. Нахождение значения слов добро, доброта,
добрый. 5.
“Добро – это…”
“Доброта – это …”
“Добрый человек – это … ”
“Милосердие – это…”
“Зло – это …”
“Злой – это …”
Слайд13
Понятие Добро многогранно :
Один мудрец говорил, что существует 3 типа добра: полезное, приятное,
истинное.
? Объясните, что лично вы относите к полезному, приятному и
истинному добру.
Доброта бывает разная. Существует три понятия доброты.
Слайды 15-16
Самая маленькая доброта – пассивная. Человек не ударит слабого, не
заденет самолюбия легко ранимого. Но пройдёт мимо зла, не поспешит сделать
добро.
Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но может
и пройти мимо зла. Может, он делал добро другим для своей выгоды?
Созидательная – это самое ценное, что может быть в человеке. Такая
доброта выбирает себе хозяина – человека с чувством обострённого достоинства,
который защитит Слабого, поможет в беде, по-настоящему почувствует
несправедливость, унижение и способен бороться со злом
Доброта – способность сострадать, сопереживать, сочувствовать, проще говоря –
способность представить себя на месте другого человека. Способность или умение,
т. е. то, чему можно научиться. Правда, не каждый может стать добрым, иначе не
было бы в мире зла. Научиться быть добрым трудно, если говорить о доброте
устойчивой, постоянной, а не той, которая возникает раз в году от хорошего
настроения, когда самому так радостно, что в этот момент готов полюбить весь
мир.
Да, это трудно – всегда быть готовым утешить того, кому плохо, разделить
чье–то горе, помочь. Этому надо учиться.
Народная мудрость
Сказка: Однажды Добро пришло в гости к Злу. Зло стало угощать
Добро чаем, но в чашку вместо сахара положило соль. Добро попробовало соленый
чай, но ни слова худого не сказало. Только поблагодарило за угощение. А когда
Добро уходило, оно сказало: “Что-то сахар у вас не очень сладкий. Вот вам
деньги, купите себе конфет к чаю”.
Особый вид доброты — милосердие.
Слайды15-17
– Может кто-нибудь из вас сказать по совести: “Я добрый человек”.
– Давайте подведем результаты анкеты “Добрый ли вы человек?”
Совпали характеристики анкеты с вашими представлениями о себе?
“Какой Я”
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звёздной красоте,
Земля добра, она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!
Знаете , ещё в старой азбуке, когда буквы алфавита обозначались самыми
близкими человеку словами: Л – “Люди” З. – “Земля”,
М – “Мыслить”, а буква Д обозначалась словом “Добро”. Даже сама азбука как бы
призывала: “Люди Земли, мыслите, думайте и творите Добро!”
Зло Добру противостоит зло.Слайды 22-31
Между этими категориями с самого основания мира идёт борьба.
Борьба добра со злом является труднейшей нравственной проблемой человечества.
В древности существовало поверье, что на одном плече человека сидит ангел, а
на другом – дьявол, и каждый нашептывает свое. Кого послушает человек, так себя
и поведет. О чем говорит это поверье?
О том, что добро и зло могут уживаться в одном и том же человеческом сердце.
Но у человека всегда есть выбор: он ведь может услышать, что шепчет ангел и
послушаться его, то есть встать на позицию доброй морали. Правда, для этого
необходимо постоянно вырабатывать в себе умение поступать в соответствии с
доброй моралью, а это нелегко, но именно в такой работе над собой многие ученые
и философы видят смысл человеческой жизни.
В 10 веке Фаррух, сказал:
“Добро и зло творить всегда во власти всех людей.
Но зло творится без труда, добро творить трудней”.
Как вы думаете, почему добро творить труднее?
Что совершать легче: добро или зло? (зло, потому что добро требует
усилий. Зло активнее, меньше требует усилий,часто прикидывается
добром, маскируется ) Зло обычно выступает под маской ложного добра, пытаясь
подменить собой истинное добро. Приведите примеры, когда зло выступает под видом
добра.
Грузинский писатель Чабуа Амирэджиби: “Человек рожден для
добра, а не для зла. Другое дело, что добро требует усилий, а зло сделаешь и не
заметишь. Так было всегда: зло прикидывалось добром. Обычный способ
приспособляемости. Иначе как , скажите, злу выжить”.
Что же такое зло?
ТВОЙ ПРАКТИКУМ: слайды32-33
1. Назови однокоренные слова к словам “добро” и “зло”.
Известный врач и философ Альберт Швейцер определил сущность добра и
зла: “Добро – то, что служит сохранению и развитию жизни.
Зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей”
Зло бывает:
– стихийное (не зависит от человека)– наводнение, цунами,
землетрясение
– моральное (связано с деятельностью человека)– болезнь, война,
наркомания…
? Есть такое выражение “зажить зло”. Как вы его понимаете? (преодолеть,
пережить)
? Какое зло (моральное или стихийное) тяжелее зажить? Почему? (Тяжелее
моральное, т.к. стихийное зло не зависит от человека, его легче объяснить, оно
без козней, хитрости)
Вы абсолютно правильно понимаете и чувствуете , что такое добро и зло. Как
выводы , послушайте две притчи
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один
волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь.
Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и
верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом
спросил:
— А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Китайская притча о добре и зле.
Юноша пришел к мудрецу с просьбой принять его в ученики
– Умеешь ли ты лгать? – спросил мудрец.
– Конечно нет!
– А воровать?
– Нет.
– А убивать?
– Нет…
– Так иди и познай все это, – воскликнул мудрец, – а познав, не делай!
релаксация
Я попрошу вас сесть в круг, взяться за руки.
Проведем такой эксперимент.
Теперь закройте глаза и послушайте музыку.
(звучит музыка добра, чувств и мечтаний).
Что вы почувствовали?
Ответы детей: Теплоту. Доброту. Тишину. Спокойствие. Хорошее настроение.
А почему, как вы думаете?
Ответы: музыка, ваши улыбки, прикосновения к друг другу, ощущение дружбы, –
всё это повлияло на ваше настроение.
Вернемся к теме нашего разговора: ДОБРО И/ИЛИ ЗЛО.
Борьба добра со злом является труднейшей нравственной проблемой
человечества.
Как вы понимаете слова: “Добро должно быть с кулаками”
Послушайте стихотворение С. Куняева с таким же названием “Добро должно быть с
кулаками”.
– Изменилось ли ваше мнение о выражении “Добро должно быть с кулаками”.
Почему это необходимо?
Учитель. Говорят, россияне, шагнув в новый мир, где денежные
отношения стали вытеснять прежние, построенные на доброте и желании бескорыстно
помочь другому, утратили былую отзывчивость и то тепло души, которым во все
времена славился русский народ. Так ли это? Ответ на этот вопрос
очень важен, потому что речь идет о стержне нашего национального характера.
Желание делать добро и бескорыстно помогать – всегда была отличительная черта
русского человека. Делать добро – это душевная потребность , которая
сохранилась в нас еще от далеких предков. В нашей нынешней жизни так много зла,
недоверия, жестокости, что некоторые теряют веру в доброту, благородство и
бескорыстие людей. Очень важно научиться прощать.
стихотворение Ю. Друниной “Стираются лица и даты…”.
Стираются лица и даты,
Но всё ж до последнего дня
Мне помнить о тех, что когда-то
Хоть чем-то согрели меня.
Согрели своей плащ-палаткой,
Иль тихим шутливым словцом,
Иль чаем на столике шатком,
Иль попросту добрым лицом.
Как праздник, как счастье, как чудо
Идёт Доброта по земле.
И я про неё не забуду,
Как я забываю о зле…
Вернемся к заданию “Какой я”?
– Прочтите написанное вами, не появилось ли желание что–либо дописать или
вычеркнуть. Считаете ли вы себя добрым человеком? Вспомните, какие добрые дела
вы сделали за эту неделю? Какие акции доброты, проводятся в нашей школе?
– Сознание сделанного добра – это уже награда для человека. Просто делая
добро, никогда не надо ожидать благодарности.
Спешите делать добрые дела,
Чтоб не хватало времени на зло!
ПОМНИТЕ, ЧТО:
Добро – моральное совершенство человека и спасение его души.
Зло –моральная деградация человека
Сейчас все чаще можно услышать вопрос: “А зачем мне это нужно?” “А что я от
этого буду иметь?” Чтобы ответить на эти вопросы, я вам предлагаю посмотреть
мультфильм
220-351-876 Белоусова Татьяна Александровна
(просмотр мультфильма “Просто так”)
Мы с вами много внимания уделили понятиям “добро” и “зло”. А что же такое
“терпимость“?
Давайте заслушаем и объединим с вами правила доброты, пользуясь которыми мы
станем по-настоящему добрыми.
“Попробуйте не наступать, а уступать, не захватить, а отдать.
Не кулак показать, а протянуть людям ладонь.
Не спрятать, а поделиться. Не орать, а выслушать.
Не разорвать, а склеить”. М. Рощин
Заключение.
Вы обратили внимание на то, что рядом с добром всегда соседствует зло. Зло и
добро живут неразрывно. Жизнь постоянно ставит нас перед нравственным выбором
добра и зла.
Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку-
Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
Слово для любви или молитвы.
Каждый выбирает по себе
Каждый выбирает для себя.
Ни к кому претензий не имею,
Выбираю тоже – как умею. Юрий Левитанский
Сегодня мы прошли дорогами Добра и Зла.
Человек сам решает, как поступать, какое решение принять. НО, принимая
решение, мы несем за него ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.
В названии темы урока “Добро и/или зло” два союза “и”, “ или”. Что это
значит?
Подведение итогов урока
Закончите фразу: “Сегодня на уроке я….”
НЕ ставим точку… Категории “добро ” и “зло”– вечные.
Сегодня вы не получаете домашнего задания.
Но послушайте притчу и поразмышляйте над ее глубоким философским смыслом:
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый
способный из них однажды задумался: “А есть ли вопрос, на который наш Мастер не
смог бы дать ответ?” Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и
спрятал ее между ладонями . А потом подошел к Мастеру и спросил:
– Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любой момент сжать
их ради истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
– Все в твоих руках”.
Добро – это взгляд, улыбка, слово, поступки.
Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают
взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть
по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять
о своих совершенных поступках.
А я сегодня всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые,
умные мысли, за творческое отношение к работе. И пусть вас хранит Ваш добрый
ангел хранитель.