Очень полезно оттачивать и шлифовать свой ум об умы других сочинение
Тема урока: «Лингвистический анализ
текста» (Презентация.
Слайд 1)
Цели урока:
- Образовательная: обучение
лингвистическому анализу текста, подготовка
к написанию сочинения-рассуждения (ЕГЭ, часть
С) - Развивающая: развитие связной
монологической речи учащихся, их логического
мышления - Воспитательная: способствовать
нравственному развитию личности учащихся,
определению ими истинных жизненных ценностей.
Задачи урока:
- расширять лексический запас учеников;
- воспитывать читательскую культуру;
- выявить систему языковых средств, с помощью
которых передаётся идейно-тематическое и
эстетическое содержание текста.
I. Вступительное слово учителя
– Ребята, сегодня мы продолжаем работу
над лингвистическим анализом текста. На уроке мы
постараемся привести знания и умения по анализу
текста в стройную систему. Вы закрепите навыки
видеть его идейно-тематическое и эстетическое
своеобразие, разбираться в его композиции. Всё
это будет способствовать совершенствованию
вашей собственной речи. Эта работа очень
трудная и важная, так как подготовит вас к
написанию сочинения-рассуждения, которое есть в
структуре ЕГЭ по русскому языку на итоговой
аттестации за курс средней школы. Таким образом,
наш урок – очередной этап в подготовке к
экзаменам. А разговор наш сегодня пойдёт о важном
для каждого из нас понятии Родины.
Понятие Родины – это память обо всем,
что нам дорого в прошлом,
это дела и люди нынешних дней,
это родная земля со всем,
что растет и дышит на ней.В.Песков
II. Этап целеполагания
– С какой цель вы пришли сегодня на урок? Можно
использовать клише.
III. Лексическая работа
– Что такое Родина, Отечество, Отчизна? Можем ли
мы сказать, что эти слова-синонимы? Все ли слова
являются активными в нашем лексиконе? Почему?
Какие пословицы, поговорки, афоризмы вы
подобрали к сегодняшнему уроку?
– Для работы я предлагаю текст известного
журналиста В. М. Пескова. Что вы знаете о
нём? (Презентация.
Слайд 2)
ВАСИЛИЙ ПЕСКОВ родился в 1930 году в
селе под Воронежем. С 23 лет занимается
журналистикой. Начинал в областной молодежной
газете. Более 40 лет активно работает в
«Комсомольской правде». Главные журналистские
интересы Пескова лежат в сфере взаимосвязей
природы и человека, взаимосвязей хозяйственных и
духовных. В. Песков принадлежит к числу людей
подвижных и любознательных. Он много ездил по
нашей стране, дважды был в Африке, в странах
Индокитая, летал в Антарктиду.
Основой нескольких его книг, изданных «Молодой
гвардией», являются очерки и фотографии,
опубликованные в «Комсомольской правде». За одну
из них в 1964 году Василий Песков удостоен
Ленинской премии, за другую – премии имени
Михаила Кольцова.
Обошёл и объездил всю Землю. Это север, юг,
Центральная Азия, Дальний Восток, Камчатка,
Балтийские острова, граница Европы и Азии.
Выезжал за рубеж: девять раз в США, три раза
на Аляску, шесть раз в Африку, был
в Австралии, Антарктиде, Китае,
во Вьетнаме.
Но писал В. М. Песков не только о природе, им
созданы очерки о Юрии Гагарине, о маршале Жукове,
с которым после интервью у него сложились
дружеские отношения. ((Презентация.
Слайд 3).
Всё его журналистское творчество проникнуто
горячей любовью к Отечеству.
III. Беседа по вопросам. Анализ текста
– Перед вами лежит схема анализа текста, по
которой мы будем работать. Результаты
анализа вы будете излагать в виде связного
высказывания.
– Прочитайте выразительно текст (Приложение
1)
– Укажите основные признаки текста. (Приложение
2. Карточка-информатор № 1 для
учащихся испытывающих затруднение при
выполнении данного задания).
– Что вы знаете о времени создания текста? (Текст
– отрывок из очерка «Отечество», из цикла
«Святые места», посвящённого 50-летию образования
СССР, 1967.)
– Какое впечатление производит этот текст? Какое
настроение передаёт автор? (Лирическое раздумье
автора о том, что умещается в слове Родина. Автор
выражает трепетную любовь ко всему, что считает
своей Родиной, гордость и надежду.)
– Определите тему, основную мысль текста,
озаглавьте его. (Тема текста – понятие о
Родине. Заглавие – «Огромная любовь к Родине»).
Выделите ключевые слова.
– В каком предложении выражена основная мысль
текста? (А 29) (Презентация.
Слайд 4).
1)
1
2)
17
3) 22 4) 25
– Выделите микротемы, составьте план. (Презентация. Слайд 5)
– Вспомните, что такое проблема текста? Над
какими проблемами заставляет нас задуматься
автор? (Из чего же вырастает огромная
человеческая любовь к Родине?
– Почему человеку важно знать свои корни?)
Индивидуализация задания. «Слабые»
ребята могут взять карточку-информатор № 2. Приложение 2).
– Вы будете писать о вопросах, волнующих
современное общество. Как вы определите характер
проблемы по значимости? (Актуальная.)
Актуальный – важный, существенный для
настоящего момента.
– Какую сторону жизни человеческого общества
касаются проблемы текста? (Нравственные).
Нравственность – внутренние духовные
качества, которыми руководствуется человек;
соблюдение принятых в обществе правил. (Презентация. Слайд 6)
– Сформулируйте и запишите проблемы текста,
используя речевые клише. (Презентация.
Слайды 7, 8)
– Какова точка зрения автора на данные проблемы?
(Без прошлого нет настоящего. Человек
должен вырасти сыном своей страны.)
Выскажите свою точку зрения. Аргументируйте её.
– Выполните задания
А 30. Определите стиль и тип речи. (Презентация. Слайд 9)
1) художественный; рассуждение
2) художественный; повествование
3) публицистический; рассуждение
4) научный; рассуждение-объяснение
Карточка-информатор № 3(Приложение 3)
– В чём особенность композиции текста?
(Рассуждение: тезис, аргументы (доводы), вывод.
Последнее предложение по смыслу связано с
первым. Завершённость текста.)
Языковые и стилистические особенности
публицистического стиля
Морфологические – причастия,
причастные обороты.
Лексические – метафоры, эпитеты,
сравнение.
Синтаксические – стилистические
фигуры: антитеза, инверсия, параллелизм,
парцелляция, риторический вопрос, риторическое
обращение.
– Выполните задание В 8 (Приложение
4):
В 8. «С первого предложения В. М. Песков
вводит читателя в круг проблемы с помощью ____.
Размышляя о том, что умещается в слове Родина,
публицист в предложениях 3, 4, 5, 6 использует ______.
Лексическое _______ («подобно… дереву»,
предложение 7) является средством развёртывания
темы очерка. Такое синтаксическое средство, как
_____ (предложения 9-12) помогает автору убедить
читателя в правильности собственного
высказывания.
Принадлежность к публицистическому стилю
доказывает такое морфологическое средство, как
употребление _________».
Список терминов:
- фразеологизм
- ряды однородных членов
- противопоставление
- риторический вопрос
- олицетворение
- лексический повтор
- причастие и причастные обороты
- вводные слова и предложения
- сравнение
IV. Итоги урока
– Подведём итоги урока. Что изменилось в
восприятии текста после проведённого
лингвистического анализа? (Презентация.
Слайд 10)
– Как вы понимаете слова: Очень полезно
оттачивать и шлифовать свой ум об умы других.
М. Монтель
V. Рефлексия
– Справились ли вы, ребята, с заданиями,
предложенными на уроке, чтобы достигнуть цели
урока?
– Какое задание у вас вызвало затруднение?
– Сможете на ЕГЭ правильно определить
принадлежность текста к публицистическому стилю
речи, определить проблемы и написать по нему
сочинение?
– Над чем нам необходимо с вами поработать на
следующих уроках?
VI. Домашнее задание: записать в
тетради анализ текста, опираясь на записи в
тетради.
Оценки за урок.
– Урок окончен. Спасибо за сотрудничество.
1
ПЕРЕДОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ Очень полезно оттачивать и шлифовать свой ум об умы других. М. Монтень. Усердие – мать успеха. Дистервег. Моя работа – просто мозаика из тех камушек, которые собрали другие. А.Д. Сахаров.
2
Цель семинара – помочь разобраться в понятии «передовой педагогический опыт» и активизировать желание создавать, обобщать и распространять опыт.
3
определить, зачем необходимо изучать и обобщать ППО; выработать общее представление о сущности ППО: сформулировать понятие ППО; познакомиться с: видами ППО; критериями ППО; актуализировать знания о передовом опыте работе; определиться с моделью описания опыта (работа в группах); провести рефлексию. Задачи семинара:
4
«Камни ношу»: труд- принудиловка, рабство. «Деньги зарабатываю»: труд – источник средства к существованию. «Мы строим собор»: труд –радость служения великой цели.
5
«Мой педагогический конёк» Закончите эту фразу, назвав приём, форму, технологию, которыми владеете в совершенстве.
6
Задание. Ответьте на вопрос, что такое педагогический опыт, нарисуйте образ, с которым у вас ассоциируется понятие «педагогический опыт».
7
Как возникает педагогический опыт
8
продолжение
9
Педагогический опыт – это отрефлексированная деятельность. Опыт обусловлен деятельностью, предрешён ей. Главной причиной, которая вызывает появление нового опыта, является затруднение, а механизмом его «выведения» в жизнь может быть только рефлексия. Отсюда можно сделать вывод: у опытного педагога в его профессиональной жизни было много затруднений, и он думал над их причинами, искал пути их устранения, нарабатывал профессиональные средства.
10
Типы педагогического опыта массовый опыт передовой педагогический опыт: совершенствующий преобразовательный (новаторский) инновационный
11
Анкета для учителя Что Вы понимаете под выражением «передовой педагогический опыт»? С чьим педагогическим опытом вас познакомила педагогическая литература? Опыт каких педагогов-новаторов в рамках вашего предмета вами хорошо изучен? Чей педагогический опыт в вашей школе вам интересен? Чей педагогический опыт в школе вы бы рекомендовали для обобщения? Почему? Считаете ли вы, что можете сами участвовать в обобщении опыта? Какая тема, проблема могла бы стать предметом обобщения вашего опыта? Какие виды помощи вам для этого необходимы? Кто мог бы вам помочь в обобщении вашего опыта? Что могло бы стать результатом обобщения вашего опыта (публикация, методическое пособие, авторская мастерская, авторские курсы и т.д.?
12
Что такое передовой педагогический опыт (ППО) ? это эффективный, отвечающий современным запросам общества, открывающий возможности постоянного совершенствования опыт, позволяющий достигать высоких результатов в учебно- воспитательной работе.
13
Передовой педагогический опыт – это новые или улучшенные приемы и методы работы, формы деятельности, прогрессивные новшества, рационализаторские инициативы, соответствующие современным требованиям, дающие высокий результат, направленные на совершенствование учебно- воспитательного процесса.
14
Передовой педагогический опыт – это социальный опыт, реализующий прогрессивные тенденции развития, обучения и воспитания детей, опирающийся на научные достижения, обновляющий содержание, средства, способы социально-педагогического процесса и в силу этого позволяющий достигать оптимально возможных в конкретных условиях и ситуациях результатов
15
Зачем изучать и обобщать передовой педагогический опыт? одна из главных задач МС – создание системы накопления, хранения, осмысления и использования педагогического опыта; изучение и обобщение педагогического опыта позволяют сделать его достоянием многих; опора на ППО позволяет руководителям ОУ руководить с перспективой. изучение и обобщение ППО позволяет сопоставить положительные результаты, полученные учителем, и пути их достижения с широкой практикой;
16
продолжение важно изучать передовой опыт, чтобы, сравнивая его со своей деятельностью, иметь возможность самосовершенствоваться; важно знать находки учителей по решению важнейших задач школы, как они помогут ускорить процесс создания системы средств, путей перевода в новое качественное состоянии; формирование, изучение и использование передового опыта – это конкретный и действенный путь повышения педагогического мастерства учителя.
17
Вывод Итак, изучение и обобщение педагогического опыта – это не кампания по подготовке к педчтениям, а постоянный процесс, составная часть управленческой деятельности руководителя школы.
18
Значение и задачи передового опыта: решение проблем, возникающих перед образованием на современном этапе развития общества ; внедрение достижений психолого – педагогических наук в практику ; выдвижение и апробирование новых идей, содержания, методов, организации педагогического процесса ; освоение идей и технологии сотрудничества и развития ; отработка компонентов опережающих педагогических концепций, перевод их на уровень методических решений ; корректирование и доводка новаций для разнообразных видов и условий образования ; выработка рекомендаций для массового учителя.
19
Для зарождения и развития ППО необходимы определенные условия: наличие в ОУ творческой обстановки; положительное отношение к росткам передового (замечать, поддерживать, развивать) со стороны руководителей ОУ; наличие в ОУ системы работы по управлению процессом формирования опыта.
20
Виды передового педагогического опыта: Опыт, ценный новыми оригинальными идеями в решении актуальных педагогических проблем. Опыт, ценный новыми формами, методами, приемами. Три направления: использование совершенно новых, инновационных форм, методов и приемов в педагогической деятельности; использование уже известных форм, методов и приемов, не применявшихся ранее в педагогической деятельности (например – деловая игра и др.); использование в работе отдельных элементов системы, которую нельзя перенести в условия, отличные от условий деятельности педагога – носителя опыта, но можно использовать в работе отдельные элементы этой системы (например, система Шаталова). Опыт, который широко применяется в педагогической практике, но объединенный в систему становится инновационным (например, система воспитания через КТД). Передовой опыт – мастерство. С развитием общества и системы образования меняются и педагогические проблемы, способы их решения, а, следовательно, и представление о педагогических достижениях (проведение ежегодных конкурсов педагогического мастерства и др.).
21
22
23
Актуальность ПроблемыТребованияРешения
24
Чем …, тем опыт актуальнее
25
Результативность/Эффективность
26
27
Как наглядно представить результативность?
28
Стабильность Условия Другие условия
29
Оптимальность/Рациональность
30
Новизна ? Креативность
31
Новизну можно найти у каждого учителя на одном из трех уровней: теоретических идей и положений; методических рекомендаций и принципов; индивидуального педагогического мастерства, педагогической техники. Новизну можно найти у каждого учителя на одном из трех уровней: теоретических идей и положений; методических рекомендаций и принципов; индивидуального педагогического мастерства, педагогической техники. Ф. Ш. Терегулов
32
Перспективность
33
Репрезентативность/ воспроизводимость
34
Научность Системность, целостность
35
Критерии ППО Научность, системность, целостность Репрезентативность/воспроизводимость Результативность/эффективность Стабильность Новизна/креативность Перспективность Оптимальность/рациональность Актуальность
36