Очень полезно оттачивать и шлифовать свой ум об умы других сочинение

Очень полезно оттачивать и шлифовать свой ум об умы других сочинение thumbnail

Тема урока: «Лингвистический анализ
текста» (Презентация.
Слайд 1)

Цели урока:

  • Образовательная: обучение
    лингвистическому анализу текста, подготовка
    к  написанию сочинения-рассуждения (ЕГЭ, часть
    С)
  • Развивающая: развитие связной
    монологической речи учащихся, их логического
    мышления
  • Воспитательная: способствовать
    нравственному развитию личности учащихся,
    определению ими истинных жизненных ценностей.

Задачи урока:

  • расширять лексический запас учеников;
  • воспитывать читательскую культуру;
  • выявить систему языковых средств, с помощью
    которых передаётся идейно-тематическое и
    эстетическое содержание текста.

I. Вступительное слово учителя

 –  Ребята, сегодня мы продолжаем работу
над лингвистическим анализом текста. На уроке мы
постараемся привести знания и умения по анализу
текста в стройную систему. Вы закрепите навыки
видеть его идейно-тематическое и эстетическое
своеобразие, разбираться в его композиции. Всё
это будет способствовать совершенствованию
вашей собственной речи. Эта  работа очень
трудная и важная, так как  подготовит вас к
написанию сочинения-рассуждения, которое есть в
структуре ЕГЭ по русскому языку на итоговой
аттестации за курс средней школы. Таким образом,
наш урок – очередной этап в подготовке к
экзаменам. А разговор наш сегодня пойдёт о важном
для каждого из нас понятии Родины.

Понятие Родины – это память обо всем,
что нам дорого в прошлом,
это дела и люди нынешних дней,
это родная земля со всем,
что растет и дышит на ней.

В.Песков

II. Этап целеполагания

– С какой цель вы пришли сегодня на урок? Можно
использовать клише
.

III. Лексическая работа

– Что такое Родина, Отечество, Отчизна? Можем ли
мы сказать, что эти слова-синонимы? Все ли слова
являются активными в нашем лексиконе? Почему?
Какие пословицы, поговорки, афоризмы вы
подобрали к сегодняшнему уроку?
– Для работы я предлагаю текст известного
журналиста В. М. Пескова.  Что вы знаете о
нём?  (Презентация.
Слайд 2)

ВАСИЛИЙ ПЕСКОВ родился в 1930 году в
селе под Воронежем. С 23 лет занимается
журналистикой. Начинал в областной молодежной
газете. Более 40 лет активно работает в
«Комсомольской правде». Главные журналистские
интересы Пескова лежат в сфере взаимосвязей
природы и человека, взаимосвязей хозяйственных и
духовных. В. Песков принадлежит к числу людей
подвижных и любознательных. Он много ездил по
нашей стране, дважды был в Африке, в странах
Индокитая, летал в Антарктиду.
Основой нескольких его книг, изданных «Молодой
гвардией», являются очерки и фотографии,
опубликованные в «Комсомольской правде». За одну
из них в 1964 году Василий Песков удостоен
Ленинской премии, за другую – премии имени
Михаила Кольцова.
Обошёл и объездил всю Землю. Это север, юг,
Центральная Азия, Дальний Восток, Камчатка,
Балтийские острова, граница Европы и Азии.
Выезжал за рубеж: девять раз в США, три раза
на Аляску, шесть раз в Африку, был
в Австралии, Антарктиде, Китае,
во Вьетнаме. 
Но писал В. М. Песков не только о природе, им
созданы очерки о Юрии Гагарине, о маршале Жукове,
с которым после интервью у него сложились
дружеские отношения. ((Презентация.
Слайд 3).
Всё его журналистское творчество проникнуто
горячей любовью к Отечеству.

III. Беседа по вопросам. Анализ текста

– Перед вами лежит схема анализа текста, по
которой мы будем работать. Результаты
анализа вы будете излагать в виде связного
высказывания.

– Прочитайте выразительно текст (Приложение
1
)
– Укажите основные признаки текста. (Приложение
2
.  Карточка-информатор № 1 для
учащихся испытывающих затруднение при
выполнении данного задания).
– Что вы знаете о времени создания текста? (Текст
– отрывок из очерка «Отечество», из цикла
«Святые места», посвящённого 50-летию образования
СССР, 1967.)
– Какое впечатление производит этот текст? Какое
настроение передаёт автор? (Лирическое раздумье
автора о том, что умещается в слове Родина. Автор
выражает трепетную любовь ко всему, что считает
своей Родиной, гордость и надежду.)  
– Определите тему, основную мысль текста,
озаглавьте его.  (Тема текста – понятие о
Родине. Заглавие – «Огромная любовь к Родине»).
Выделите ключевые слова.
– В каком предложении выражена основная мысль
текста? (А 29) (Презентация.
Слайд 4).
1)
1                 
2)
17                    
3) 22              4) 25
–  Выделите микротемы, составьте план. (Презентация. Слайд 5)
– Вспомните, что такое проблема текста? Над
какими проблемами заставляет нас задуматься
автор? (Из чего же вырастает огромная
человеческая любовь к Родине?
– Почему человеку важно знать свои корни?)

Индивидуализация задания.  «Слабые»
ребята могут взять карточку-информатор № 2. Приложение 2).
– Вы будете писать о вопросах, волнующих
современное общество. Как вы определите характер
проблемы по значимости? (Актуальная.)
Актуальный – важный, существенный для
настоящего момента.

– Какую сторону жизни человеческого общества
касаются проблемы текста? (Нравственные).
Нравственность – внутренние духовные
качества, которыми руководствуется человек;
соблюдение принятых в обществе правил.
(Презентация. Слайд 6)
– Сформулируйте и запишите проблемы текста,
используя речевые клише.  (Презентация.
Слайды 7, 8)
– Какова точка зрения автора на данные проблемы?
(Без прошлого нет настоящего.  Человек
должен вырасти сыном своей страны.)
           
Выскажите свою точку зрения. Аргументируйте её.
– Выполните задания
А 30. Определите стиль и тип речи. (Презентация. Слайд 9)

1) художественный; рассуждение
2) художественный; повествование
3) публицистический; рассуждение
4) научный; рассуждение-объяснение

Карточка-информатор № 3(Приложение 3)

– В чём особенность композиции текста?
(Рассуждение: тезис, аргументы (доводы), вывод.
Последнее предложение по смыслу связано с
первым. Завершённость текста.)

Языковые и стилистические особенности
публицистического стиля

Морфологические – причастия,
причастные обороты.
Лексические – метафоры, эпитеты,
сравнение.
Синтаксические – стилистические
фигуры: антитеза, инверсия, параллелизм, 
парцелляция, риторический вопрос, риторическое
обращение.

– Выполните задание В 8 (Приложение
4
):

В 8. «С первого предложения В. М. Песков
вводит читателя в круг проблемы с помощью ____.
Размышляя о том, что умещается в слове Родина,
публицист в предложениях 3, 4, 5, 6 использует ______.
 Лексическое _______ («подобно… дереву»,
предложение 7) является средством развёртывания
темы очерка. Такое синтаксическое средство, как
_____ (предложения 9-12) помогает автору убедить
читателя в правильности собственного 
высказывания.
Принадлежность к публицистическому стилю
доказывает такое морфологическое средство, как
употребление _________».

Список терминов:

  • фразеологизм
  • ряды однородных членов
  • противопоставление
  • риторический вопрос
  • олицетворение
  • лексический повтор
  • причастие и причастные обороты
  • вводные слова и предложения
  • сравнение

IV. Итоги урока

– Подведём итоги урока. Что изменилось в
восприятии текста после проведённого
лингвистического анализа? (Презентация.
Слайд 10)
– Как вы понимаете слова: Очень полезно
оттачивать и шлифовать свой ум об умы других.

М. Монтель

V. Рефлексия

– Справились ли вы, ребята, с заданиями,
предложенными на уроке, чтобы достигнуть цели
урока?
– Какое задание у вас вызвало затруднение?
– Сможете на ЕГЭ правильно определить
принадлежность текста к публицистическому стилю
речи, определить проблемы и написать по нему
сочинение?
– Над чем нам необходимо с вами поработать на
следующих уроках?

VI. Домашнее задание: записать в
тетради анализ текста, опираясь на записи в
тетради.

Оценки за урок.

– Урок окончен. Спасибо за сотрудничество.

Источник

Источник