Общественно полезный труд в средней группе

Картотека: Хозяйственно-бытовой труд в средней группе.

Карточка № 1.

«Порядок в шкафу с игрушками и пособиями»

Цель: учить детей самостоятельно и эстетично расставлять игрушки и пособия, поддерживать порядок в шкафах, протирать пыль. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок. Воспитывать эстетический вкус, желание трудиться для блага других.

Карточка № 2.

«Чистые подоконники»

Цель: учить детей при работе с водой соблюдать гигиенические навыки: засучивать рукава, намочить тряпочку и насухо отжать ее, по мере загрязнения ополаскивать. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание трудиться в коллективе, дружно.

Карточка № 3.

«Помогаем няне»

Цель: Учить застилать постельное белье приучать детей оказывать посильную помощь взрослым. Развивать трудолюбие, желание помогать взрослым. Воспитывать уважение к труду взрослых.

Карточка № 4.

«Дежурство по столовой»

Цель: самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного ; тщательно мыть руки, надевать одежду дежурного правильно сервировать стол, убирать посуду после еды; сметать щеточкой со столов и подметать пол. Развивать трудовые умения и навыки, умение видеть непорядок в сервировке стола. Воспитывать желание трудиться для блага других.

Карточка № 5.

«Дежурство по занятиям»

Цель: самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного: раскладывать на столы материалы и пособия, приготовленные воспитателем для занятия; мыть и убирать их после занятия на место. Развивать трудолюбие, желание помогать взрослым. Воспитывать желание трудиться для блага других.

Карточка № 6.

«Порядок в игрушках»

Цель: учить детей перед началом работы надевать рабочие фартуки; содержать игрушки в порядке: мыть, сушить, протирать и расставлять на места. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок; аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание трудиться для блага других.

Карточка № 7.

«Порядок в шкафу раздевальной комнаты (вместе с помощником воспитателя)»

Цель: учить детей поддерживать порядок в личных шкафах для одежды: освободить шкаф от одежды и обуви, протереть полки влажной тряпкой, и сложить аккуратно одежду на место. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок, аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание трудиться в коллективе, дружно.

Карточка № 8.

«Ремонт книг»

Цель: приучать детей подклевать книги, правильно пользоваться клеем и ножницами, пользоваться салфетками.

Развивать трудовые умения и навыки, глазомер, мелкую моторику рук, творческое воображение. Воспитывать желание трудиться для блага других, бережно относится к книгам и игрушкам.

Карточка № 9.

«Чистые стульчики»

Цель: учить детей помогать  поддерживать в порядке и чистоте стульчики в групповой комнате: протирать их влажной тряпочкой; расставлять по местам, после занятий. Развивать трудовые умения и навыки, умение соблюдать при работе культурно – гигиенические требования. Воспитывать желание помогать взрослым, уважение к их труду.

Карточка № 10.

«Стирка кукольной одежды»

Цель: Учить детей помогать воспитателю в стирке кукольной одежды и постельки: учить детей перед началом работы надевать рабочие фартуки; готовить необходимые принадлежности для стирки и сушки, а так же рабочее место; уметь пользоваться мылом. Развивать трудовые умения и навыки, умение соблюдать при работе культурно – гигиенические требования. Воспитывать желание трудиться для блага других.

Карточка № 11.

«Моем расчёски»

Цель: Учить детей помогать воспитателю в мытье расчёсок: полоскать замоченные расчёски, чистить их с помощью щёток. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок, аккуратность при работе с водой.

Воспитывать желание помогать взрослым, уважение к их труду.

Источник

Администрация Городского округа Подольск

Комитет по образованию

Городское методическое объединение

воспитателей средних групп северной территориальной зоны

Доклад из опыта работы

Трудовое воспитание в средней группе – полезная и увлекательная деятельность.

                                                                              Выполнила воспитатель        

                                                                              МДОУ №41 «Золотой петушок»

                                                                          Ремизова Татьяна Алексеевна

Г.о.Подольск

2019г.  

 (Слайд 1).

Формирование человеческой личности начинается в раннем детстве. Маленький дошкольник с удивлением и радостью познаёт окружающий мир, а задача родителей и педагогов — сделать так, чтобы стремление к созиданию стало его жизненной позицией. Труд оказывает огромное влияние как на умственное, так и на нравственное развитие ребёнка, и войти в его жизнь он должен как можно раньше. Поэтому современная дошкольная педагогика очень большое внимание уделяет именно этому направлению. Что касается средней группы, то в этот дошкольный период заметно вырастает объём трудовых задач, которые ставятся перед детьми. Ребята активно овладевают самыми различными навыками, которые помогут им стать более взрослыми и самостоятельными.

 В средней группе мы реализуем следующие задачи.

Образовательные задачи трудовой деятельности в средней группе:

  1. Учим малышей самостоятельно одеваться и раздеваться, аккуратно складывать и вешать (в кабинку, на стульчик) предметы гардероба, приводить одежду в надлежащий вид под присмотром взрослого (сушить, чистить), прививаем стремление к опрятности.
  2. Учим дошкольников подготавливать рабочее место к продуктивной деятельности, а также убирать его по завершении работы (промывать кисточки, непроливайки, протирать стол и т. д.).
  3. Формируем умение содержать в порядке своё групповое помещение (уборка игрушек), участок (подбирать мусор, в зимнее время расчищать снег), содействовать педагогу в мелком ремонте книг, коробок и т. д.
  4. Учим дошкольников дежурству по столовой: объясняем, как правильно расставлять чашки и блюдца, глубокие тарелки, салфетницы, хлебницы, раскладывать столовые приборы в определённом порядке.
  5. Закладываем основы правильного ухода за комнатными растениями: аккуратно поливать их, рыхлить землю, протирать пыль на листьях. Также учим малышей кормить птиц накладывать для них корм в кормушки (все эти действия осуществляются при помощи воспитателя).
  6. Приобщаем ребят к работе на огороде, в цветнике (высевать семена, поливать клумбу, грядки, помогать взрослым или старшим дошкольникам в сборе урожая).
  7. Учим помогать педагогу приводить в порядок инвентарь, который используется в процессе трудовой деятельности (чистить и просушивать его, относить в положенное место).
  8. Учим выполнять поручения — как индивидуальные, так и коллективные.
  9. При выполнении коллективного задания учим дошкольников распределять обязанности, стремиться своевременно завершить совместную работу.
  10. Расширяем представления дошкольников о трудовой деятельности взрослых, различных профессиях, вызываем интерес к тому, какие профессии у родителей. (Слайд 2,3).

Развивающие задачи трудовой деятельности в средней группе:

  1. Трудовая деятельность помогает развитию мыслительных операций, познавательной активности: в процессе труда малыши узнают для себя много нового, интересного, приобретают важные знания, начинают их анализировать, сравнивать, сопоставлять.
  2. Труд совершенствует способности к концентрации внимания, развивает сообразительность и творческое воображение.
  3. Выполнение того или иного вида работы способствует социализации дошкольников, помогает учиться выстраивать отношения со взрослыми и ровесниками, договариваться, оказывать взаимопомощь. (Слайд 4).

Воспитательные задачи трудовой деятельности в средней группе:

  1. Трудовая деятельность воспитывает в детях такие важные качества, как уверенность в себе, самостоятельность, усидчивость, силу воли, умение планировать своё время, формирует активную жизненную позицию.
  2. В процессе труда затрагиваются и вопросы эстетического характера: малыши учатся видеть красоту природы, рукотворных вещей, замечать некоторые недостатки в окружающей среде и стремиться их устранить. (Слайд 5).

Виды трудовой деятельности в детском саду и формы их организации.

В среднем дошкольном звене трудовое воспитание представляет собой следующие виды деятельности:

  • углубление и расширение представлений о рабочей деятельности взрослых людей;
  • самообслуживание (удовлетворение своих повседневных потребностей);
  • хозяйственно-бытовой труд (приведение в порядок группового помещения и участка);
  • ручной труд (простейший ремонт игрушек, подклеивание книжек и коробок);
  • трудовые задания в природе (работа на огороде, цветнике, в экологическом уголке комнаты группы). (Слайд 6).

В процессе реализации этих видов деятельности мы используем разнообразные формы организации детского труда:

  • поручения (индивидуальные либо же объединяющие нескольких человек);
  • дежурства;
  • коллективные задания;
  • игры (подвижные, дидактические, речевые). (Слайд 7).

Расширяем представление о профессиональной деятельности взрослых.

В среднем дошкольном звене мы продолжаем знакомить малышей с трудом взрослых, при этом воспитываем позитивное отношение к труженику. Такие занятия представляют собой наблюдения за тем, как работает представитель определённой профессии. Проще всего это сделать в пределах детского сада. Например, ребята отправляются на кухню и смотрят, как повар варит вкусную кашу, в другой раз — как он нарезает овощи или готовит аппетитные котлетки. (Слайд 8).

Таким образом, подводим малышей к пониманию сущности труда определённой профессии (помимо повара это также труд воспитателя, прачки, няни, музыкального работника, дворника). Подобные наблюдения обязательно воплощаются в сюжетно-ролевых играх, которые становятся более глубокими по содержанию («Мы — поварята», «Прачечная»), дидактических («Кому что нужно для работы»), подвижные («Съедобное — несъедобное»). Также предлагаем малышам картинки для рассматривания, а ещё периодически читаем художественные произведения, пословицы и поговорки, загадки на тему профессий, прививая тем самым уважительное отношение к любой работе.

Самообслуживание.

Основной вид самостоятельной трудовой деятельности в среднем дошкольном возрасте — это самообслуживание. Мы продолжаем стимулировать к нему детский интерес, совершенствовать имеющиеся у ребят трудовые навыки (умывание, мытьё рук, одевание и раздевание), прививаем новые (причесаться, помыть за собой чашку). Дошкольников этого возраста учим называть, в каком порядке они снимают и надевают одежду. Также перед детьми ставим и более сложные задачи: собираясь на прогулку, они должны стараться сами завязать себе шарфик, пробовать зашнуровать ботиночки.

В средней группе у дошкольников часто появляется желание научить чему-то товарища. Мы, конечно же, поддерживаем это стремление для воспитания у детей важных навыков взаимопомощи и доброжелательности. Однако нельзя допускать, чтобы одни ребята злоупотребляли помощью других. (Слайд 9).

Хозяйственно-бытовой труд.

В жизни детей 4–5 лет всё большее значение уделяем элементарному бытовому труду. Как и в более раннем возрасте, основной его формой остаётся выполнение поручений. Поскольку ребята ещё недостаточно хорошо владеют соответствующими навыками, мы даём задание одному ребёнку либо же небольшой группе (из 2–3 человек). Конкретные примеры: протереть влажной тряпочкой полки, вымыть в тазике игрушки, снять с кукол одежду и постирать её. Коллективные поручения (на всех) только начинают практиковаться, при этом мы всячески помогаем воспитанникам, распределяем между ними обязанности. (Слайд 10).

Детям среднего дошкольного возраста можно давать задания, которые, казалось бы, не будут иметь ощутимого результата (к примеру, куда-нибудь сходить, подойти к няне и что-то ей сказать). Однако они очень важны для формирования самостоятельности, ответственности.

Элементарный бытовой труд предлагаем малышам в любое время дня: и утром, и вечером, включая часы, проведённые на прогулке. Дети учатся поддерживать порядок в окружающей среде наравне со взрослыми. К примеру, на участке воспитатель предлагает ребятам очистить скамейки или беседку от снега, мотивируя свою просьбу тем, что нужно помочь дворнику (одному ему никак не справиться). (Слайд 11). При выполнении хозяйственно-бытового труда крайне важно, чтобы ребята научились доводить начатое дело до конца, делая при этом волевое усилие. Поручая детям те или иные задания, нельзя допускать перенапряжения: оно чревато переутомлением и, как следствие, негативным отношением к труду. Продолжительность непрерывной рабочей деятельности для малышей 4–5 лет не должна превышать 10 минут.

Дежурство по столовой в среднем дошкольном возрасте практикуется с начала года. При этом первое время обстоятельно объясняем дежурным все приёмы работы. Например, чашку нужно брать за ручку, а тарелки нести двумя руками. Поскольку малышам до шести лет трудно координировать свои действия с работой других детей, каждый стол всегда сервирует один ребёнок. (Слайд 12).

Ручной труд.

В средней группе дети уже довольно хорошо работают с бумагой, могут смазать большую поверхность клеем, учатся пользоваться ножницами и линейкой. Поэтому при участии воспитателя ребёнок уже может подклеить книгу или коробку. В этом возрасте малышам также можно доверить заточить карандаши с помощью точилки. Ручной труд также учит дошкольников бережно относиться к вещам. (Слайд 13).

Труд в природе.

В детском саду мы показываем дошкольникам пример заботливого отношения к миру природы, одновременно вовлекая их в трудовую деятельность. Осенью малыши участвуют в сборе урожая на огороде дошкольного учреждения. Зимой же они с радостью будут подкармливать пернатых на участке. (Слайд 14).

Кормить птиц нужно не эпизодически, а каждый день, чтобы дошкольники осознали важность этой работы и ответственно относились к живым существам.

В весенний период воспитанники средней группы наблюдают, как взрослые перекапывают огород, цветник, обрезают кустарники, сажают цветы и овощи. Показываем малышам, как воспитанники старшего звена сами высевают семена. Всё это вызывает у них стремление самим активно поучаствовать в трудовой деятельности. Мы предоставляем детям такую возможность: например, мы вырывает сорняки, а ребята аккуратно складывают их в кучку. Летом малыши вполне могут ухаживать вместе со взрослыми за цветущей клумбой — поливать растения из леечек.

Важное направление трудовой деятельности в природе — привлечение детей к уходу за комнатными растениями. Хотя дежурство в групповом уголке природы начинается лишь со старшей группы, малыши четвёртого-пятого года жизни могут под присмотром воспитателя поливать цветы, рыхлить землю, аккуратно протирать листочки. Вместе с ребятами мы регулярно осматривает экологическую зону в группе, чтобы они учились видеть происходящие там изменения. (Слайд 15).

Приёмы, актуальные для работы с малышами средней группы.

Чтобы труд приносил воспитаннику средней группы радость, не превратился в скучное однообразное действие, мы используем различные приёмы и методические находки. В процессе занятия рекомендуется задействовать различных игровых персонажей. Например, предупреждаем детей, что сегодня Мишка проверит, как они моют руки, не намочит ли кто-нибудь рукава из-за того, что плохо их подвернёт. А кукла Катя, оказывается, мечтает стать поваром и хочет побольше узнать об этой важной профессии. Задача ребят — отвечать на её вопросы. Кроме того, в структуру занятия включаем собственно игры (дидактические, речевые, сюжетно-ролевые, подвижные). Например, с помощью куклы организуем с дошкольниками игру «Что изменилось?». Дети запоминают, во что она одета, а потом закрывают глаза. Воспитатель в это время снимает один предмет одежды либо меняет его на другой. Задача ребят — определить, что поменялось. Ремонт же книг можно реализовать в сюжетно-ролевой игре «Больница», где книжки будут пациентами, а дети — докторами. (Слайд 16).

Чтобы расширить кругозор детей, педагог знакомит их с разными гигиеническими средствами. В средней группе при обучении детей самообслуживанию очень важна наглядность. Используя алгоритм, детям  будет проще запомнить последовательность одевания (Слайд 17).

У малышей 4–5 лет ещё не развито абстрактное мышление, поэтому в ходе трудового воспитания мы приводим конкретные примеры, иллюстрирующие мысль, которую хотим донести до воспитанников. Например, ребёнку объясняем, что если он долго не может найти после прогулки свою сменную обувь, то это потому, что он не убрал сразу её на место, а рубашка мятая, поскольку он не повесил её аккуратно на спинку стула перед тем, как отправиться спать. Нужно постоянно подчёркивать для малышей значимость их работы. К примеру, если я хочу попросить детей аккуратно расставить на полочке строительный материал, то говорю, что доверяю им очень важное дело, а после этого излагаю просьбу. В процессе выполнения работы хвалю детей, сообщаю им о конкретных результатах их действий (например, «Маша хорошо завязала шарфик, и теперь она не простудится»), поощряю их к самоанализу («Давайте проверим, правильно ли мы надели варежки»).

Трудовое воспитание неразрывно связано с использованием индивидуального подхода. Он начинается с учёта личностных особенностей каждого ребёнка, уровня его трудовых навыков. Это очень важно — если требования педагога завышены, то дети быстро устанут, потеряют уверенность в себе. Также при реализации индивидуального подхода учитываются нравственные качества ребёнка (активность или, наоборот, застенчивость). Трудовое воспитание ребёнка должно осуществляться при тесном взаимодействии педагогов с семьёй: требования воспитателей и родителей не должны противоречить друг другу. Воспитатель рекомендует мамам и папам, чтобы и у себя дома ребята имели определённые обязанности. (Слайд 18).

К концу учебного года, мы считаем, что дети овладели умениями и навыками по самообслуживанию, хозяйственно-бытовому и ручному труду, уходу за растениями и животными. У ребят сформированы качества личности, как гуманность, трудолюбие, уважение к труду сверстников и взрослых, чувство дружбы, самостоятельность, инициативность, отзывчивость, сознательность. Наш коллектив не стоит на месте. Продолжается поиск новых форм и методов работы по проблеме трудового воспитания, являющейся одной из важнейших в процессе социализации и становления личности ребенка.

Важно помнить, что ребенка 5 лет больше привлекает сам процесс труда, чем результат. (Слайд 19).

Список использованной литературы:

1. Т.А. Шорыгина , Беседы о профессиях, М. – Издательство «Творческий центр «Сфера», 2018 г., 128 с.
2. Иванова А. А., Лабутина Н.В., Гусева Н.П., Трудовое воспитание дошкольников, СП – Вентана – Граф, 2016 г., 76 с.
3. Р. С. Буре, Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания, М. – Мозаика – Синтез, 2011 г., 136 с.
4. Т. Комарова, Л.В. Куцакова, Л. Павлова, Трудовое воспитание в детском саду, М. – Мозаика – Синтез, 2009 г., 80 с.
5. Радуга: Прогр. и руководство для воспитателей мл. группы дет сада/ Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др.; Сост. Т.Н. Доронова. – М.: Просвещение, 1994. – 208 с.
6. Планирование работы в детском саду с детьми 4-5 лет: метод. рекомендации для воспитателей/ Т.И. Гризик, Г.В. Глушкова, И. Г. Галянт и др.; науч. ред. Е.В. Соловьева. – М.: Просвещение, 2012. – 178 с.: ил. – (Радуга).
7. Кузнецова А.Е. Лучшие развивающие игры для детей от трех до семи лет – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2007. – 189 с

Источник