Общественно полезный труд в школе законно ли это

Общественно полезный труд в школе законно ли это thumbnail

Министр образования и науки РФ Ольга Юрьевна Васильева выступила с предложением о возвращении в школу  об­щес­твен­но по­лез­ного тру­да:

«Мы должны вернуть и сельские бригады, которые у нас были в сельских школах, мы должны вернуть работу на приусадебных участках, которая была всегда, мы должны вернуть уборку помещений школьных, которая никак не граничит с угрозой жизни и здоровью школьника. Мы должны вернуть, прежде всего, ответственность маленького человека за то место, в котором он проводит 11 лет. Не потребитель маленький, а созидатель, который в этой школе созидает вместе с нами, с учителями и родителями», — сказала Ольга Васильева на заседании комитета СовФеда по науке, образованию и культуре  26 сентября 2016 года.

Она считает, «что без трудолюбия, без навыков, которым прежде всего мы обязаны семье и школе, без навыков трудиться ежечасно, ежесекундно, получать успехи от труда, мы не можем жить».

Предполагается, что введение  общественно полезной трудовой деятельности в российских школах начнется  со следующего года и будет проводиться постепенно. Обращаясь к педагогам и  руководителям образовательных организаций, Ольга Васильева отметила, что «нам никто не мешает заняться этим сейчас».

В комментарии Минобрнауки по поводу предложения главы ведомства отмечается, что «трудовое воспитание всегда присутствовало в советской системе образования и содержится в примерных образовательных программах современной России», и что  «министерство планирует скорректировать содержание федеральных образовательных стандартов и разработать методические рекомендации по доступным формам трудового воспитания» с учетом  недопустимости превышения нагрузки на учащихся разных возрастных групп.

Идея министра образования и науки Ольги Васильевой по введению в школах общественно полезной трудовой деятельности под­вер­глась кри­ти­ке в средс­твах мас­со­вой ин­форма­ции, вызвала оживленную дискуссию и в социальных сетях.

Противники идеи о введении общественно полезного труда в школах упрекают министра в возвращении к устаревшему советскому опыту, в отвлечении детей от изучения школьного материала и даже в намерении эксплуатировать детский труд. При этом обращается внимание на п.4 статьи 34 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в котором сказано, что «привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается».

По словам Ольги Васильевой она была сильно удивлена, узнав, что прокуратура «на полном серьезе разбирается с обращением мамочки четвероклассника, которого заставили стереть с доски, и мама посчитала это использованием детского труда». «Так быть не должно», — считает министр.

Вместе с тем, следует заметить, что  проблему трудового воспитания школьников подняли активисты ОНФ на «Форуме действий. Регионы», состоявшемся в Йошкар-Оле еще  в апреле этого года. По их мнению, трудовая деятельность в процессе обучения создаст условия для успешного воспитания общественно активного, ответственного подрастающего поколения. По итогам форума Президент России Владимир Владимирович Путин дал поручение Минобрнауки определить виды трудовой деятельности, которые могут осуществляться обучающимися в рамках образовательного процесса.

Предложения о возвращении трудового воспитания школьников  поступали  также от муниципальных и региональных органов власти, общественности, педагогов.

Справочно

Предмет «Общественно-полезный труд» (ОПТ) существовал в советской школе со второй половины 1980-х годов. В 1985 году приказом Министерства просвещения СССР от 11.05.1985 г. № 81 было утверждено Положение об организации общественно полезного, производительного труда учащихся общеобразовательных школ, согласно которому обязательный общественно полезный труд предусматривался учебным планом: в II — IV классах — 1 час, в V — VII классах — 2 часа, в VIII — IX классах — 3 часа, X — XI(XII) классах — до 4 часов в неделю.

Направлениями труда школьников, главным образом учащихся младших и средних классов, являлись работы для своей школы, по охране природы, благоустройству, сбору вторичного сырья, учащихся средних и старших классов — работа в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания. Кроме того,  предусматривалась ежегодная трудовая практика учащихся: в V — VII классах в течение 10 дней по 3 часа в день, в VIII — IX классах — 16 дней по 4 часа, в X(XI) классах — 20 дней по 6 часов. В период каникул школьники принимали участие в патриотическом движении учащейся молодежи «Мой труд вливается в труд моей республики» – работали на добровольных началах в составе различных трудовых объединений, в пионерских и других лагерях.

В 90-е годы это направление работы с детьми и молодежью отошло на второй план.

P.S. Кстати, «Ручной труд» как самостоятельный учебный предмет впервые был включен в учебные планы начальных школ и учительских семинарий Финляндии  в 1866 году. В России «Ручной труд» начал преподаваться с 1884 г.

При подготовке использовались материалы источников:

https://tass.ru/obschestvo/3654635

https://www.eduhelp.info/page/v-sochi-obsudili-tendencii-razvitija-otechestvennogo-obrazovanija#cut

https://www.mk.ru/social/2016/09/27/russkiy-ustnyy-ispytayut-na-9klassnikakh-uzhe-v-etom-godu.html

https://www.pnp.ru/news/detail/144192

https://минобрнауки.рф/новости/8828

https://www.bashinform.ru/news/844021-normy-trudovogo-vospitaniya-shkolnikov-neobkhodimo-zakrepit-zakonodatelno-forum-onf-v-pfo/

https://regions.ru/news/2591102/

mail.ru

Источник

Дежурство и общественный труд ребенка

Нам понадобятся:
– Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
– Министерство образования и науки российской федерации письмо от 30 марта 2017 г. № 08-621 «О размещении методических рекомендаций на сайте» (далее – письмо Минобрнауки № 08-621);
– Письмо Роспотребнадзора от 24.06.2013 № 01/7100-13-32 “О выполнении перечня поручений по результатам работы мобильной приемной 31 мая 2013 года” (далее – письмо Роспотребнадзора № 01/7100-13-32).

Мы повсеместно сталкиваемся с тем, что школы пытаются воспитать детей через труд. Одной из форм такого труда является уборка в классе, дежурство на переменах и иные виды деятельности, на которые хватает фантазии у работников школы.
С переходом на рыночную экономику от коллективизма к индивидуализму изменились законы и подходы к их трактовке.
Во многих школах детей просят, а порой и принуждают к уборке классов после уроков, кто-то сбегает, а кто-то берет тряпку, швабру и моет класс. Законно ли это? Оставим в стороне эмоциональный и иные аспекты оценки этой деятельности. Рассмотрим это с точки зрения закона. Исключительно. С точки зрения закона. Отношения правильно это или нет – оставим для следующих постов.

Минобрнауки в письме № 08-621 указало, что разнообразные ВИДЫ ТРУДА, предусмотренные ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММОЙ, неодинаковы по своим педагогическим возможностям. Содержание и значение их меняется на том или ином возрастном этапе.

Согласно пп.1 п.3 ст. 12 ФЗ «Об образовании в РФ» основные общеобразовательные программы – образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования.
В соответствии с п.9 ст. 2 ФЗ «Об образовании в РФ» образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

Минобрнауки выделяет следующие виды труда:
– Учебный труд включает в себя труд умственный и физический. В процессе труда воспитывается коллективизм, уважение к людям и результатам их деятельности. Любой труд требует волевых усилий и терпения. Привычка к умственному труду имеет большое значение для всех видов трудовой деятельности. Школьными программами предусмотрен физический труд на уроках трудового обучения в учебных мастерских и на пришкольном участке.

– Общественно полезный труд организуется в интересах всего коллектива. Он включает в себя работу в школе и дома (уборка класса, школьной территории, бытовой труд дома, уход за насаждениями и др.), летнюю работу на полях во время школьных каникул, работу в школьных строительных отрядах, школьных лесничествах и иное.

– Производительный труд предполагает участие школьников в создании материальных ценностей, вступление в производственные отношения. Участие в производительном труде развивает у обучающихся профессиональные интересы и склонности, позволяет получить начальный профессиональный опыт при наличии необходимой материально-технической базы для организации производительного труда. Возможным решением проблемы может быть взаимодействие с образовательными организациями профессионального образования и работодателями.

Таким образом, Минобрнауки выделил общественно полезный труд, который в настоящее время вызывает больше всего вопросов со стороны общественности.

Что понимать под общественно- полезным трудом? Частично на этот вопрос отвечает Минобрнауки в вышеназванном письме.

Мы ответим проще, общественно полезный труд — это все виды работ, не предусмотренное образовательными программами и не запрещенные законом, которые просит школа выполнить учеников (дежурство в школе, уборка класса и т.д.).

Привлечение учеников к общественно полезному труду законно с соблюдением определенных условий.

Согласно п.4 ст. 34 ФЗ «Об образовании в РФ» обучающиеся имеют право на посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и не предусмотрены учебным планом, в порядке, установленном локальными нормативными актами. ПРИВЛЕЧЕНИЕ обучающихся без их согласия и несовершеннолетних ОБУЧАЮЩИХСЯ БЕЗ СОГЛАСИЯ ИХ РОДИТЕЛЕЙ (законных представителей) К ТРУДУ, не предусмотренному образовательной программой, ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

Форма получения такого согласия от родителей прямо не указана в законе. Но Роспотребнадзор в письме № 01/7100-13-32 указал, что:

«…Таким образом, важнейшим условием привлечения ребенка к труду в образовательном учреждении является наличие добровольного СОГЛАСИЯ его и его родителей (законных представителей).
Данное СОГЛАСИЕ может быть ОФОРМЛЕНО В ФОРМЕ ОТДЕЛЬНОГО ДОКУМЕНТА (заявления, соглашения, либо условие об этом должно содержаться в договоре между образовательным учреждением и родителями). В случае, если добровольное согласие от ребенка и его родителей (законных представителей) не получено, а ребенок, тем не менее, привлекается к труду, это является принудительным трудом, который, согласно ст. 37 Конституции Российской Федерации и ст. 4 Трудового кодекса Российской Федерации, запрещен.
Таким образом, если ребенок и его законные представители не давали согласия на использование труда ребенка, его не могут принудить привлекать к труду, в т.ч. дежурить по школе, классу, или принимать участие в летней трудовой практике и др…»

Получается, что детский сад, школа или колледжи должны получить отдельно от каждого родителя (законного представителя) письменное согласие на привлечение их ребенка к общественно полезному труду. Особое внимание уделяем тому факту, что согласие должно быть ПИСЬМЕННЫМ.

Колледжам и детским садам в этом плане повезло больше, они могут данное согласие указать в договоре, заключаемом с родителями. Один нюанс, что лучше обязать родителей ставить подпись напротив этого пункта договора, чтоб они не могли ссылаться на то, что не видели/не читали его при заключении договора.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Образовательная организация не имеет права привлекать детей к труду, не предусмотренному образовательной программой;
2. Привлечение детей к труду, не предусмотренному образовательной программой, осуществляется с ПИСЬМЕННОГО согласия родителей (законного представителя) ребенка.

Источник

Большинство современных школ активно используют детский труд в виде дежурства по классу и школе, летней трудовой практики и т.д. Что же такое детский труд в школе: атавизм советских времен или важный педагогический метод трудового воспитания современного подрастающего поколения?  Каким образом действующее российское законодательство регулирует труд детей в школе? Кто и на каких условиях может быть привлечен к школьному труду?

В советский период школы приветствовали использование детского труда, поскольку он являлся одним из методов патриотического воспитания. В современном российском обществе взгляды на детский труд в школе изменились, что нашло свое отражение в законодательстве. На сегодняшний день использование детского труда регулируется Законом «Об образовании» (ч. 4 ст. 50), Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196 (п. 50), постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 № 163 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет», постановлением Минтруда России от 07.04.1999 № 7 «Об утверждении Норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную», Санитарно-эпидемиологические требования к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста, утвержденные постановлением Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 сентября 2009 г. № 58 г.

Согласноч. 4 ст. 50 Закона об образовании и п. 50 Типового положения об общеобразовательном учреждении, привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.

Таким образом, важнейшим условием привлечение ребенка к труду в школе является наличие добровольного согласия его и его родителей (законных представителей). Данное согласие может быть оформлено в форме отдельного документа (заявления, соглашения, либо условие об этом должно содержаться в договоре между образовательным учреждением и родителями).

Есть другой способ «узаконить» участие детей в дежурстве или летней трудовой практике: принять соответствующее решение на собрании представительного органа школы (например, совета общеобразовательного учреждения, если такой имеется) – органа управления школой, в который входят представители педагогического коллектива, учащихся и их родителей (законных представителей).
Если положение о дежурстве и летней практике есть в школьном Уставе или представительным органом школы, то об этом должны быть в обязательном порядке извещены учащиеся и их родители.

В случае, если добровольное согласие от ребенка и его родителей (законных представителей) не получено, а ребенок, тем не менее, привлекается к труду, это является принудительным трудом, который, согласно ст. 37 Конституции РФ и ст. 4 Трудового кодекса РФ, запрещен. И в этом случае совершенно не важно, оказывалось ли на ребенка психическое или физическое воздействие или нет.
В случае же, если будет доказано, что к ребенку применялись меры принуждения, виновные лица должны быть привлечены к дисциплинарной и (или) уголовной ответственности.

Таким образом, если ребенок и его законные представители не давали согласия на использование труда ребенка, его не могут принудить дежурить по школе, классу, или принимать участие в летней трудовой практике.

Если же сотрудники школы продолжают принуждать ребенка к так называемому «общественно-полезному» труду, либо способствуют созданию дискриминационных условий для лиц, не давших добровольное согласие на труд, можно обратиться с жалобой в районный отдел образования или прокуратуру.

Если же добровольное согласие на труд у школы имеется, то важно следить за тем, чтобы этот труд осуществлялся с соблюдением санитарных норм, норм охраны труда, перечня разрешенных видов работ и нагрузок для несовершеннолетних. В частности, недопустимо в рамках дежурства привлекать детей к мытью окон, подъему тяжелых предметов (например, перетаскивание парт, досок и пр.), к работе в непосредственной близости от автомобильных и железных дорог и т.д.

А как же уроки труда?

Обратим внимание на формулировку ч. 14 ст. 50 Закона «Об образовании». Запрещается привлечение обучающихся образовательных учреждений без их согласия к любому труду, не предусмотренному образовательной программой.

Согласно п. 6 ст. 9 Закона «Об образовании» основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся.

Занятия по трудовому обучению необходимо проводить согласно учебной программе (плану), а учащиеся должны быть аттестованы в установленном законом порядке.

Если какие-то виды трудовой деятельности можно обосновать в рамках образовательной программы по труду, например, пошив спецодежды для технического персонала школы или ремонт школьной мебели или техники, то все, что находится за пределами учебной программы, выполняется исключительно на добровольных началах, опять же с соблюдением трудового законодательства и законодательства об охране труда детей.

Практике известны случаи, когда руководство школы привлекалось к административной ответственности за то, что во время дежурства освобождало учеников от занятий на целый день. Прокуратура Архангельской области по заявлению одной из родительниц одной из школ города Новодвинска Архангельской области усмотрела в действиях директора школы нарушение Закона «Об образовании», поскольку привлечение конкретного ученика школы к дежурству во время уроков лишает его права на образование в объеме учебных занятий в тот день, когда он дежурит. С тех пор дежурства в школе были отменены.

Прокуратура Верх-Исетского района Екатеринбурга опротестовала правила школ, по которым учащиеся должны были убирать классы и ходить на субботники. Теперь ни один учитель не имеет права назначить дежурного против его воли. Впрочем, директора школ считают такое решение непедагогичным. По их мнению, если такие прокурорские решения станут массовыми, современные дети будут расти еще более избалованными.

Не следует путать дежурство или летнюю трудовую практику, являющуюся, по сути, добровольным трудом на безвозмездной основе с работой несовершеннолетнего на благо школы по трудовому договору.

Согласно ч. 3 ст. 63 ТК РФ с согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства с учащимся, достигшим возраста четырнадцати лет может быть заключен трудовой договор, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения.

С 16 лет трудовой договор может быть заключен с несовершеннолетним и без согласия родителей (законных представителей) (ч. 1 ст. 63 ТК РФ). Однако следует помнить, что работа учащихся по трудовому договору имеет свои особенности. В частности: работа должна осуществляться в свободное от учебы время; труд должен быть легким; труд не должен быть противопоказан ребенку по состоянию здоровья и возрасту; работа не должны быть вредной или опасной; работа должна осуществляться с соблюдением норм нагрузок, СанПиН и правил охраны труда; работа не должна осуществляться сверхурочно, в ночное время, выходные, нерабочие праздничные дни.

Источник