Общественно полезный труд в школе беларусь программа

Общественно полезный труд в школе беларусь программа thumbnail

Методические  рекомендации по обеспечению системной организации общественно полезного труда

учащихся 5‑11 классов учреждений общего среднего образования

   Общественно полезный труд учащихся учреждений общего среднего образования является  важнейшим средством трудового воспитания, способствует реализации профессионального выбора, осознанию социальной значимости профессиональной деятельности.

Общественно полезный труд организуется в учреждениях общего среднего образования с целью формирования:

культуры трудовой и профессиональной деятельности, уважения к людям труда;

интереса к рабочим профессиям, закрепления знаний, умений и навыков, получаемых в процессе трудового обучения;

трудолюбия, бережливости, стремления к созданию общественно полезных продуктов.

  Необходимыми условиями организации общественно полезной деятельности учащихся являются:

взаимодействие учреждений общего среднего образования с семьей, учреждениями производственной и социокультурной сферы по развитию трудовой активности учащихся;

оптимальный выбор и сочетание различных форм организации трудовой деятельности;

использование разнообразных видов общественно полезного труда.

  Основные виды общественно полезной деятельности учащихся 5-11 классов учреждений общего среднего образования:

самообслуживание (уборка рабочего места, сервировка обеденного стола, дежурство в обеденном зале, влажная уборка учебного помещения и др.);

изготовление и ремонт наглядных и учебных пособий (изделий из бумаги, дерева, текстильных материалов и др.);

уход за растениями (работы на учебно-опытном участке (школьном лесничестве), уход за садом и цветниками, выращивание продукции для школьных столовых и др.);

охрана окружающей среды;

благоустройство территории (озеленение, уход за газонами, поддержание чистоты дворов, улиц, скверов и парков, ремонт и благоустройство мест отдыха и др.), благоустройство помещений (ремонт мебели, спортивного и игрового инвентаря и др.);

уход за мемориальными комплексами, памятниками, воинскими захоронениями и другими исторически значимыми местами;

оказание посильной помощи ветеранам, участникам Великой Отечественной войны, ветеранам труда, детям-инвалидам, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, взрослым, которые нуждаются во внимании и заботе.

  В учреждении общего среднего образования используются следующие формы организации общественно полезной деятельности учащихся 5-11 классов: конкурсы, соревнования, акции, трудовые и экологические десанты, творческие проекты, субботники, смотры-конкурсы, «зеленые» и «голубые» патрули, концерты агитбригад, дежурства и др.

 Общественно полезный труд организуется в соответствии с планом работы учреждения общего среднего образования и реализуется в течение учебного года во внеурочное время и каникулярный период.

 Координация деятельности по организации общественно полезного труда учащихся 5-11 классов в учреждениях общего среднего образования возлагается на заместителя директора по воспитательной работе, в классе – на классного руководителя, на учебно-опытном участке (школьном лесничестве), производственной (учебно-производственной) мастерской – на педагогического работника, ответственного за данный участок. Контроль за распределением и выполнением работ осуществляет заместитель директора по воспитательной работе и заместитель директора по административно-хозяйственной работе учреждения общего среднего образования.

Педагогические работники, при организации общественно полезного труда учащихся 5-11 классов учреждений общего среднего образования, несет ответственность за:

подготовку оборудования (инструментов, приспособления, материалов);

инструктаж учащихся по охране труда с регистрацией (записью) в журнале;

выполнение учащимися правил техники безопасности, правил охраны труда и санитарно-гигиенических требований;

сохранение жизни и здоровья учащихся в период выполнения общественно полезных работ.  

 В соответствии с ПОСТАНОВЛЕНИЕМ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬот 27 декабря 2012 г. № 206 Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования для учреждений общего среднего образования» и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов

(в ред. постановлений Минздрава от 29.07.2014 N 63,

от 25.11.2014 N 78, от 17.05.2017 N 35)

П.121. ГЛАВА 9.

Учащиеся могут привлекаться к общественно полезному труду с учетом состояния здоровья и в пределах:

25 минут в учебную неделю в 1–2-х классах;

45 минут в учебную неделю в 3–4-х классах;

одного часа в школьную неделю в 5–8-х классах;

1 часа 30 минут в школьную неделю в 9–11-х классах.

В рамках общественно полезного труда могут выполняться работы по:

самообслуживанию: уборка своего рабочего места, сервировка обеденного стола и уборка посуды со стола – учащимися с 1–2-го классов; ухаживание за комнатными растениями, влажная уборка пыли в учебном помещении – с 3-го класса; уборка территории – с 5-го класса; дежурство в обеденном зале (сервировка обеденного стола, подача на столы порционных холодных блюд) – с 7-го класса; влажная уборка учебного помещения – с 8-го класса;

собиранию и изготовлению коллекций местного природного материала, гербариев учащимися 3–11-х классов;

ремонту наглядных и учебных пособий, книг в библиотеке (проклейка, ремонт переплетов) учащимися 3–11-х классов;

благоустройству территории (озеленение, уход за цветниками и газонами) учащимися 5–11-х классов;

изготовлению изделий из бумаги, дерева, текстильных материалов учащимися 5–11-х классов;

ремонту мебели, спортивного и игрового инвентаря учащимися 8–11-х классов.

Запрещается привлекать учащихся к работам, запрещенным законодательством Республики Беларусь, в том числе в соответствии:

со списком работ, на которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет, утвержденным постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 2 февраля 1995 г. № 13 «Аб Спісе работ, на якіхзабараняеццапрымяненнепрацыасобмаладзейвасемнаццацігадоў»;

с постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 13 октября 2010 г. № 134 «Об установлении предельных норм подъема и перемещения несовершеннолетними тяжестей вручную» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 263, 8/22875);

с постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 15 октября 2010 г. № 144 «Об установлении перечня легких видов работ, которые могут выполнять лица в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 274, 8/22916).

Также запрещается привлекать учащихся:

к работам, опасным в эпидемическом отношении: уборка санитарных узлов, надворных уборных, умывальных комнат, уборка и вывоз отбросов и нечистот;

к работам, опасным для жизни: санитарная обработка чаши плавательного бассейна, мытье оконных и других стекол, электросветильников;

к мытью полов учащимися младше 14 лет;

к приготовлению блюд, порционированию блюд, кроме самообслуживания за своим столом.

Источник

Цели:

  • формирование у учащихся осознанной потребности в труде;
  • формирование уважения к людям труда;
  • заботливое и бережное отношение к общественному достоянию и природе.
  • В рамках общественно полезного труда могут выполняться работы по:

  • самообслуживанию: уборка своего рабочего места, сервировка обеденного стола и уборка посуды со стола – учащимися с 1 – 2-го классов;
  • ухаживание за комнатными растениями, влажная уборка пыли в учебном помещении – с 3-го класса;
  • собиранию и изготовлению коллекций местного природного материала, гербариев учащимися с 3-го класса;
  • ремонту наглядных и учебных пособий, книг в библиотеке (проклейка, ремонт переплетов) учащимися с 3-го класса.
  • Запрещается привлекать учащихся:

  • к работам, опасным в эпидемическом отношении: уборка санитарных узлов, надворных уборных, умывальных комнат, уборка и вывоз отбросов и нечистот;
  • к работам, опасным для жизни: санитарная обработка чаши плавательного бассейна, мытье оконных и других стекол, электросветильников;
  • к мытью полов учащимися младше 14 лет;
  • к приготовлению блюд, порционированию блюд, кроме самообслуживания за своим столом.
  • Методические рекомендации “Организация общественно полезного труда учащихся учреждений общего среднего образования”

    Obschestvenno-poleznyy-trud.pdf [293,63 Kb] (cкачиваний: 454)

    Расписание занятий
    по общественно полезному труду
    в 4 классах на II полугодие
    2020/2021 учебного года

    Класс

    Название

    Кол-во часов

    Ф.И.О. учителя

    Время проведения

    Кабинет

    Общественно полезный труд

    1

    Минаева И.А.

    вторник
    17.50 – 18.35

    25

    Общественно полезный труд

    1

    Смоленок Е.М.

    вторник
    18.45 – 19.30

    24

    Общественно полезный труд

    1

    Петрова А.А.

    пятница
    18.45 – 19.30

    19

    Дата

    Содержание работы

    Объем выполненной работы

    СЕНТЯБРЬ

    1

    Правила поведения на занятиях ОПТ

    Техника безопасности при организации общественно полезного труда

    2

    Организация рабочего места

    Подготовка учебного места к рабочему дню

    3

    Операция
    «Книжная больница», посвященная Дню библиотек

    Работа по ремонту книг и пособий в кабинете

    4

    Сервировка обеденного стола и уборка посуды

    Дежурство по столовой

    ОКТЯБРЬ

    1

    Акция «Дари добро», посвященная Дню пожилых людей

    Изготовление открыток и сувениров для пожилых людей

    2

    Операция «Уют»

    Ухаживание за комнатными растениями (полив, подкормка, удаление засохших листьев и др.)

    3

    Уборка посуды в столовой

    Уборка посуды после приёма пищи

    4

    Акция «Краски осени»

    Собирание  и изготовление гербария

    НОЯБРЬ

    1

    Акция «Забота о будущем»

    Сбор макулатуры

    2

    Уборка учебно-игровой зоны

    Влажная уборка пыли в учебном помещении

    3

    Сбор природного материала для уроков трудового обучения (желудей, шишек, каштанов и др.)

    Изготовлению коллекций местного природного материала

    4

    Акция «Хозяюшка»

    Мытье парт в кабинете

    ДЕКАБРЬ

    1

    Акция «Дари добро», посвященная Дню инвалидов

    Изготовление открыток и сувениров для детей-инвалидов

    2

    Акция «Дари добро»

    Оказание шефской помощи учащимся 1-х классов

    3

    Операция «Зимнее волшебство»

    Украшение кабинета к Новому году

    Дата

    Содержание работы

    Объем выполненной работы

    ЯНВАРЬ

    1

    Акция «Поможем зимующим птицам»

    Изготовление кормушек, подкормка птиц

    2

    Акция «Мы в ответе за тех, кого приручили»

    Сбор корма для бездомных животных

    3

    Операция «Чистюля»

    Влажная уборка пыли в учебном помещении

    4

    Акция «Подари книге вторую жизнь»

    Ремонт книг в школьной библиотеке

    ФЕВРАЛЬ

    1

    Дежурство по школе

    Наведение и поддержание порядка на этаже

    2

    Сервировка обеденного стола и уборка посуды

    Дежурство по столовой

    3

    Акция «Забота о будущем»

    Сбор вторсырья  (пластика)

    4

    Акция «Чистый двор»

    Очистка дорожек от снега

    МАРТ

    1

    Операция «Чистюли»

    Наведение порядка в шкафах

    2

    Операция
    «Книжная больница»

    Ремонт наглядных и учебных пособий, книг в библиотеке (проклейка, ремонт переплетов)

    3

    Акция «Поможем птицам»

    Подкормка птиц

    4

    Операция «Чудесное превращение»

    Проращивание семян цветов

    АПРЕЛЬ

    1

    Акция «Чистый двор»

    Наведение порядка на школьном дворе

    2

    Уборка посуды в столовой

    Уборка посуды после приёма пищи

    3

    Акция «Хозяюшка»

    Мытье парт в кабинете

    4

    Операция «Уют»

    Ухаживание за комнатными растениями

    МАЙ

    1

    Акция «SOS – мусор!»

    Наведение и поддержание порядка на пришкольной территории

    2

    Акция «Дари добро»

    Изготовление открыток, сувениров, оказание шефской помощи ветеранам

    3

    Акция «Забота о будущем»

    Сбор макулатуры

    4

    Операция
    «Книжная больница»

    Подготовка учебников к передаче


    Источник

    Государственное учреждение образования

    «Юровичский детский сад – средняя школа»

    СОГЛАСОВАНО                                                                                                                     УТВЕРЖДАЮ

    Заместитель директора                                                                                                        Директор ГУО «Юровичский

    по воспитательной работе                                                                                                    детский сад – средняя школа»

    _________М.Л. Черевко                                                                                                         ___________С.Ф. Блоцкий 

    Программа внеурочной деятельности

    Направление: общественно-полезный труд

    Юровичи

    Пояснительная записка

    Общественно полезный труд – один из основных компонентов системы трудового воспитания младших школьников.

    Общественно полезный труд предполагает разнообразную трудовую и общественную деятельность школьников, направленную непосредственно на удовлетворение каких-либо общественных потребностей и нужд, имеющую целью содействовать всестороннему развитию личности.

    Общественно полезный труд воспитывает у детей трудолюбие, стремление к созиданию, творческую инициативу и другие нравственные качества. Правильно организованный труд учащихся во внеурочное время способствует укреплению здоровья школьников, приводит к улучшению функционального состояния нервной системы, повышает их активность, помогает соблюдать гигиенический режим дня. Вместе с экскурсионными, прогулочными, игровыми и спортивными занятиями труд должен быть частью активного отдыха на воздухе.

    Основные задачи:

    • формирование осознанной потребности в труде,
    • привитие навыков заботливого и бережного отношения к общественному достоянию, родной природе,
    • формирование трудовой активности и дисциплины,
    • формирование творческого отношения к труду.

    Эффективность воспитательной работы во многом зависит от подбора видов труда и места трудовой деятельности с учетом возрастных особенностей школьников. Прежде всего труд учащихся должен быть осмысленным, посильным и по возможности разнообразным. Если учащимся понятны цели и общественное значение их труда, они будут охотно и с интересом трудиться. Убежденность в полезности выполненной работы вызывает чувство морального удовлетворения, на основе которого формируется положительное отношение к труду.

    В основных направлениях реформы общеобразовательной школы особое значение придается подготовке учащихся к труду, овладению трудовыми умениями и навыками, расширению самообслуживания, ручной работе с различными материалами, умению ремонтировать различные предметы быта, учебные пособия, участвовать в благоустройстве школьных дворов, оздоровительных площадок и других общественно полезных делах.

    Первые трудовые навыки закладываются в процессе самообслуживания.

    Цель самообслуживания — воспитать у учащихся хозяйскую заботу о нуждах коллектива, своей семьи, стремление поддерживать чистоту, порядок в школе, классе, на учебно-опытном участке, школьном дворе. Учащихся приучают к удовлетворению простейших личных потребностей: переодеванию, складыванию своих вещей в определенном месте, пришиванию пуговиц, чистке обуви и одежды и др. Их привлекают к выполнению различных поручений, связанных с дежурством по классу, в столовой, к уборке классных помеще­ний, рабочей комнаты, коридоров, уходу за растениями в классах, на учебно-опытном участке школы.

    Работа может быть организована по бригадам и индивидуально. Перед практическими занятиями учащимся рассказы­вают об особенностях предстоящей работы, подробно показывают приемы ее выполнения, обращают внимание на соблюде­ние правил техники безопасности, личной гигиены, охрану окру­жающей среды, ставят задачу выполнения задания в опреде­ленный срок.

    Основное условие успеха воспитательной работы — единство требований к учащимся школы и семьи. Для достижения такого единства проводятся беседы с родителями об обязанностях учащихся по самообслуживанию дома.

    Трудовая деятельность учащихся поощряется учителем в устной форме как в процессе выполнения работы, так и после ее завершения. При этом обращается внимание на то, как выполняется работа (порядок на рабочем месте, аккуратность, помощь товарищу, качество выполненной работы и др.).

    В процессе труда важно воспитать у учащихся чувство бережного, ответственного отношения к природе. Организуя труд на цветнике, учебно-опытном участке, в саду, питомнике, можно выработать у учащихся жизненно необходимые практические навыки.

    Внеурочное время предусматриваются специальные трудовые занятия на территории школы. Осенью дети следят за чистотой вокруг школы, на спортивной и других площадках. Зимой своевременно нужно очищать от заносов запасные выходы, подъезды и подходы к школе. Весной учащиеся отбрасывают снег от стен школы, прокапывают канавы для вешних вод, разбрасывают слежавшийся снег, убирают вытаявший после зимы мусор.

    При проведении этих работ приходится часто напоминать учащимся об осторожности.

    Работа по благоустройству воспитывает у школьников такие качества, как хозяйственность, аккуратность, способствует возникновению чувства сопричастности к заботам своего родного края.

    Материалы реформы ориентируют учителей на необходимость экономического воспитания учащихся. Большое значение придается воспитанию у учащихся бережного отношения к общественному достоянию, школьному имуществу, учебникам, привитию навыков рачительного хозяйствования. Формирование этих качеств — неотделимая часть процесса трудового воспитания учащихся. Экономическое воспитание должно осуществляться в соответствии с возрастными особенностями, планируемой работой в школе, микрорайоне.

    Родители по рекомендации педагогов продолжают целенаправленное трудовое воспитание детей дома. Труд взрослых и детей по хозяйству закрепит приобретаемые учениками умения и навыки, превратит труд в привычку, которая не будет отягощать детей, а станет их потребностью.

    Виды общественно полезного труда:

    1. Самообслуживание — дежурство в классе и столовой, выполнение обязанностей санитаров, хозяйственников, цветоводов, библиотекарей. Уборка класса, школьного двора, спортивных и игровых площадок. Изготовление и ремонт наглядных пособий, книг и учебных принадлежностей. Оформление альбомов, витрин, выставок, коллекций. Помощь родителям в уборке жилища, уход за домашними животными и зелеными насаждениями. Выполнение разных поручений родителей. Уход за собой, содержание в порядке домашнего имущества, личных вещей и учебных принадлежностей.
    2. Сельскохозяйственный труд на пришкольном участке – выращивание цветочно-декоративных растений, подготовка семян к посеву; сбор вызревших семян и т. д. Выращивание сеянцев и саженцев для озеленения школьного двора,  посадка деревьев, кустарников и цветов. Охрана зеленых насаждений.
    3. Шефская работа — забота о малышах, больных и престарелых. Шефство над детским садом. Помощь в заготовке корма для птиц и животных.
    4. Разные трудовые операции –сбор макулатуры,  семян, вторичного сырья и природного материала. Сбор корма для зимующих птиц и подкормка их зимой. Уход за памятниками.
    5. Ожидаемые результаты:

    -формирование умения жить и трудиться в коллективе;

    -формирование твердой уверенности в необходимости труда, в том, что труд в нашей стране является делом чести, доблести, что самоотверженный труд— основа личного и общественного благополучия;

    – развитие познавательного интереса и любви к труду;

    -обучение умению планировать свою работу;

    – вооружение учащихся трудовыми знаниями, умениями и навыками;

    -воспитание необходимой культуры труда;

    – выработка умения четко представлять конечный результат труда; условия, необходимые для его осуществления;

    -воспитание уважения к людям труда;

    -воспитание бережного отношения к продуктам труда, материальным ценностям и к окружающей среде;

    -формирование социально значимых мотивов трудовой деятельности;

    -выработка навыков рациональной организации труда и экономного использования времени;

    -воспитание высоких моральных качеств: чувства долга и ответственности, патриотизма, взаимопомощи, коллективизма, дисциплинированности;

    -формирование активной жизненной позиции.

    Тематическое планирование

    на первое полугодие 2018/2019 учебного года

    № п/п

    Тема занятий

    Количество часов

    Дата проведения

    1.

    Вводное занятие.  Ознакомление с правилами ТБ, с особенностями выполнения работ по ОПТ.

    1

    04.09.2018

    2.

    Трудовая акция «Чистый двор»

    1

    07.09.2018

    3.

    Сбор вызревших семян

    2

    11.09.2018

    14.09.2018

    4.

    Дежурство в школьной столовой

    2

    18.08.2018

    21.09.2018

    5.

    Работа по обслуживанию учебных кабинетов и мастерских, музея (генеральная уборка)

    2

    25.09.2018

    28.09.2018

    6.

    Волонтерская деятельность помощь ветеранам, одиноким людям. Акция «Твори добро»

    1

    02.10.2018

    7.

    Трудовая акция «Чистый двор»

    1

    05.10.2018

    8.

    Сбор макулатуры. Акция «Сбережем деревья»

    2

    09.10.2018

    12.10.2018

    9.

    Выполнение работ для школьной библиотеки: переплетение книг и комплектов журналов, ремонт книжных переплетов, изготовление каталожных ящиков, разделителей и др.

    2

    16.10.2018

    19.10.2018

    10.

    Уход за пришкольным участком

    2

    23.10.2018

    26.10.2018

    11.

    Изготовление кормушек из подручных материалов. Заготовка корма для птиц.

    3

    09.11.2018

    13.11.2018

    16.11.2018

    12.

    Волонтерская деятельность помощь ветеранам, одиноким людям

    2

    20.11.2018

    23.11.2018

    13.

    Работа по обслуживанию учебных кабинетов и мастерских, музея (генеральная уборка)

    2

    27.11.2018

    30.11.2018

    14.

    Сбор макулатуры. Акция «Сбережем деревья»

    2

    04.12.2018

    07.12.2018

    15.

    Трудовая акция «Чистый двор»

    1

    11.12.2018

    16.

    Выполнение работ для школьной библиотеки: переплетение книг и комплектов журналов, ремонт книжных переплетов, изготовление каталожных ящиков, разделителей и др.

    1

    14.12.2018

    17.

    Работа по обслуживанию учебных кабинетов и мастерских, музея (генеральная уборка)

    2

    18.12.2018

    21.12.2018

    Итого за 1 полугодие

    29

    Для осуществления тесной взаимосвязи с уроками трудового обучения и повышения эффективности общественно полезного труда надо постоянно ориентировать учащихся на использование знаний и умений, приобретенных на уроках, широко использовать методы, активизирующие познавательную деятельность детей ( постановка проблемных задач, создание проблемных ситуаций, побуждение к самостоятельному поиску решений).

    Особое внимание следует обращать на развитие творческих способностей детей, их трудовой активности, самостоятельности.

    Содержание общественно полезного труда школьников определяется с учетом их возраста, здоровья, потребностей классного, школьного коллектива.

    Главными направлениями трудовой деятельности учащихся 11 класса являются самообслуживание, посильное участие в благоустройстве и охране природы, работах для школы, помощи дошкольному учреждению, библиотеки.

    В зависимости от содержания и объема трудового задания, постоянного или временного характера работы, многообразия видов труда на данном рабочем месте, уровня материальной оснащенности и других факторов создаются различные коллективы учащихся: постоянные, и временные. Работа может быть организована бригадами, группами по возможности с учетом интересов учащихся.

    Учитель инструктирует учащихся по технике безопасности и обеспечивает выполнение санитарно-гигиенических норм, правил охраны труда, осуществляет педагогическое руководство работой детей, организует соревнования, подводит итоги труда, решает вопросы поощрения школьников, постепенно привлекая к решению этих вопросов самих учащихся.

    Нормативными актами, непосредственно касающимися организации детского труда в общеобразовательном учреждении, являются:

    1. Постановление Министерства здравоохранения РБ 13.10.2010 г. №  134 «Об установлении предельных норм  подъема  и перемещения несовершеннолетними тяжестей вручную» (Приложение 1).
    2. Постановление Министерства труда РБ № 67 27.06.2014 г.  Об установлении списка работ, на которых  запрещается  применение труда лиц моложе  восемнадцати лет». (Приложение 2)
    3. Санитарные номы и правила от  17.05.2017 г. № 35. Требования  для учреждений общего среднего образования. Глава 7. (Приложение 3)
    4. Постановление  Министерства здравоохранения  РБ № 63  29.07.2014 О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления   Министерства здравоохранения РБ. Постановление Минздрава РБ № 63 (Приложение 4)

    Источник