Общественно полезный труд в коррекционной школе

Одной из задач специальной коррекционной школы VIII вида является трудовое воспитание учащихся, которое на современном этапе должно быть целостной системой формирования личности ребенка с нарушением интеллекта. В труде формируется мировоззрение ребенка, моральные качества его, мотивы доведения, корригируется познавательная деятельность, воспитывается воля и характер. Специальная коррекционная школа VIII вида психологически и практически должна готовить учащихся к сознательному, активному труду.

Задачи трудового воспитания состоят в том, чтобы сформировать у школьников понимание крайне важности для каждого человека участия в труде, развить на этой базе социальные мотивы трудовой деятельности. В труде крайне важно воспитывать черты высокой морали доброго, порядочного человека — производителя материальных ценностей. Наряду с этим нужно учить детей (особенно подростков) трудовым умениям и навыкам, прививая им культуру труда, умение планировать и учитывать работу, организовывать свой трудовой процесс, аккуратно и бережно относиться к рабочему месту, орудиям труда, материалу. На этой базе проходит вооружение учащихся, оканчивающих специальную коррекционную школу VIII вида, одной из массовых рабочих профессий.

Одновременно с выполнением этих задач в процессе труда нужно обратить серьезное внимание на развитие у детей с нарушением интеллекта интереса к знаниям, к технике, к профессии, которую они осваивают. При решении задач трудового воспитания нельзя забывать о том, что труд имеет для ученика специальной коррекционной школы VIII вида большое коррекционное значение.

Используя в процессе труда знания, полученные на уроках, занятиях обучающиеся, воспитанники их уточняют, более глубоко осознают. Так, труд в специальной коррекционной школе VIII вида выступает как средство, помогающее сознательности обучения ребенка с нарушением интеллекта. Участие в физическом труде положительно отражается и на общем физическом развитии ученика специальной коррекционной школы VIII вида. А это тоже очень важная коррекционная задача, так как в физическом отношении ребенок с нарушением интеллекта часто отстает от своих нормальных сверстников. По этой причине вопрос видов труда, его форм, возрастной нагрузки, посильности приобретает в специальной коррекционной школе VIII вида особое значение.

И, наконец, обучающиеся, воспитанники специальной коррекционной школы VIII вида требуют очень большого внимания при коррекции недостатков их эмоционально-волевой сферы. Негативизм, неуверенность в своих силах, легкая возбудимость одних и заторможенность других должны учитываться при организации трудовой деятельности детей.

Уже с первых лет обучения школа должна психологически готовить ребенка к участию в общественно полезном труде. Эта психологическая подготовка направлена на развитие моральных, интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств человека, необходимых для творческого труда. В процессе ее формируются положительные мотивы трудовой деятельности, целеустремленность и интерес к овладению определенной профессией.

Практическая подготовка к труду— это формирование у школьников трудовых умений и навыков, накопление ими трудового опыта при овладении одной из массовых рабочих профессий. Эти задачи в специальных коррекционных школах VIII вида решаются на занятиях ручным трудом, уроке социально-бытовой ориентировке, в процессе профессионально-трудового обучения и во время общественно производительной практики. За время обучения в специальной коррекционной школе VIII вида дети имеют целую систему упражнений в коллективной трудовой деятельности. Уже в процессе изучения основ наук учащиеся получают некоторые практические навыки и умения, необходимые им в жизни. Но основное значение для приобретения рабочих умений и навыков обучающимся, воспитанникам  специальных коррекционных школ VIII вида имеет система трудового обучения и профессиональной подготовки. Эта система включает занятия по ручному труду, урок по социально-бытовой ориентировке, работу в мастерских, на пришкольном участке, общественно – полезный труд.

Основной особенностью обучающихся, воспитанников младших классов специальных коррекционных школ VIII вида является трудность усвоения ими отвлеченных понятий, бедность конкретных представлений и понятий об окружающей действительности, бедность словарного запаса, недостаточная координация движений. Практическая деятельность обучающихся, воспитанников  по изготовлению разнообразных изделий дает учителю, воспитателю широкие возможности познакомить детей опытным, наглядным путем со свойствами материалов и простейшими инструментами для их обработки. На занятиях по ручному и хозяйственно-бытовому труду дети приобретают опыт работы в коллективе и в связи с этим опыт подчинения определенным правилам. Здесь учащиеся узнают первые радости от успеха. Ручной труд развивает самостоятельность, инициативу и настойчивость в решении трудовых задач, чувство ответственности. Особенно это чувство возрастает, когда дети видят, что сделанные ими вещи (закладки для книг,  панно, полочки, бусы для счета и т. д.) действительно нужны. К вещам, сделанным своими руками, дети проявляют и особую бережливость. Кроме воспитания этих качеств личности ребенка, ручной труд нужно использовать для развития познавательных интересов и закрепления знаний, полученных обучающимися, воспитанниками во время занятий в классе.

Самообслуживание — первая трудовая обязанность ребенка. Уборка кровати, уход за платьем, обувью, уборка игрового и рабочего места — это те элементарные бытовые обязанности, с которыми уже в семье встречается дошкольник. При этом обучающиеся, воспитанники специальных коррекционных школ VIII вида таких навыков при поступлении в первый класс в большинстве случаев не имеют. Часто в семье их не приучали к выполнению трудовых обязанностей, и в связи с этим у многих из них воспиталось иждивенчество. В школе, особенно в школе-интернате, самообслуживание является частью общественно полезного труда учащихся. Оно имеет важное значение для развития у школьников наиболее распространенных трудовых навыков, необходимых в жизни. Содержание в порядке, чистоте и сохранности классного помещения, классного оборудования, уход за комнатными растениями (в младших классах), полная уборка классных помещений, кабинетов, мастерских школы, включая натирку полов и участие в ремонтных работах (в старших классах),— таков перечень дел, которыми могут заниматься дети с нарушением интеллекта. В школах с интернатами добавляется еще и уборка, содержание в чистоте и порядке спален, стирка мелких вещей и ремонт одежды и обуви.

Самообслуживание требует четкого распределения трудовых обязанностей с учетом возрастных особенностей и состояния здоровья детей, а также требований санитарии и гигиены. Занимаясь самообслуживанием, дети учатся рациональным приемам работы. Этому помогают знания, полученные ими на предметных уроках, на уроках по ручному труду, домоводству. Сейчас в быту все более широко используются машины, облегчающие труд человека. Обращению с такими машинами дети учатся на уроках социально-бытовой ориентировки.

Использование инструментов, правильное расходование материалов, аккуратное и бережное обращение с рабочей одеждой помогают воспитать дисциплинированность, бережливость и аккуратность, вырабатывают навыки культуры труда. Повторяясь изо дня в день, трудовые операции по самообслуживанию способствуют выработке терпения, настойчивости и навыков самоконтроля.

Часто у детей сравнительно легко удается вызвать желание трудиться. Но это желание не всегда бывает устойчивым, выработать же у наших школьников привычку повседневного участия в труде — дело довольно трудное. Это объясняется тем, что желание трудиться у многих детей развивается быстрее, чем способность к трудовым усилиям. Слабость мускулатуры, недостаточное развитие мелких мышц, несовершенство координации движений, неустойчивость интересов и внимания, а также недостаточное владение трудовыми навыками приводят к тому, что дети быстро утомляются и не всегда с желанием берутся за работу. По этой причине особое значение приобретает правильная дозировка трудовых заданий.

В работе с обучающимися, воспитанниками широко используются тематические игры, позволяющие использовать знания, умения и навыки, полученные детьми на уроках труда, занятия по   ручному труду и урок социально-бытовой ориентировки, закрепить навыки самообслуживания.

В специальной коррекционной школе VIII видам вся трудовая деятельность учащихся˸ самообслуживание, производительный и даже учебный труд — должна носить общественно полезный характер. Общественно полезная направленность всей трудовой деятельности помогает воспитанию высоких моральных качеств человека.

Ценным в общественно полезном труде является и то, что он направлен на развитие инициативы школьников. Эта особенность общественно полезного труда имеет большое значение в работе с учащимися специальных коррекционных школ VIII вида, страдающими пассивным отношением к жизни.

В специальной коррекционной школе VIII вида огромное значение для воспитания учащихся имеет производительный труд, который дает ребятам возможность овладеть рабочей профессией.

Программами по профессионально-трудовому обучению с IV класса предусмотрена работа детей с нарушением интеллекта учащихся в мастерских и на пришкольных участках. Такой труд уже является производительным, создающим материальные ценности.

Общественная значимость труда формирует социальные мотивы, повышает его воспитательную роль. В мастерских дети изготовляют различные пособия для учебных кабинетов, предметы бытового пользования для спален и игровых комнат. Учащиеся могут выполнять отдельные несложные детали или предметы по заказу предприятий (к примеру, мешки для пылесосов по заказу фабрики). Очень важно, чтобы ученики в мастерских имели возможность использовать свои знания по арифметике, черчению и другим учебным предметам. Это помогает умственно отсталым детям развить познавательные интересы, более глубоко осознать учебный материал. Эта задача решается легче, в случае если в конце каждого учебного года (с V по VIII класс) проводить производственную практику. Она организуется непосредственно на производстве и позволяет показать учащимся крайне важность общеобразовательной подготовки рядового рабочего и колхозника. Очень полезна постоянная связь школьника с производством, взаимные обязательства учащихся и рабочих шефствующих предприятий, взаимная информация о трудностях и удачах в работе. Многие коррекционные школы держат тесную связь с шефскими предприятиями, регулярно организуют экскурсии на заводы,  устраивают витрины, стенды, посвященные жизни шефствующих предприятий и отдельным передовикам производства.

Вся эта работа,͵ а также овладение трудовыми навыками в школьной мастерской готовят учащихся к участию в производительном труде, к овладению определенной профессией.

Производственное обучение и производительный труд — завершающий этап практической подготовки учащихся к будущей работе на предприятиях. Особое значение приобретает производительный труд обучающихся воспитанников специальной коррекционной школы VIII вида в сельском хозяйстве. Работа на свежем воздухе и в более спокойной (чем на заводе) обстановке помогает корригировать дефекты учащихся специальной коррекционной школы VIII вида. В программах по профессионально-трудовому обучению специальных коррекционных школ VIII вида предусмотрен ряд профессий, которыми могут овладеть умственно отсталые ученики. По этой причине наши выпускники могут трудиться в самых различных областях народного хозяйства.

Для того чтобы стимулировать у детей положительное отношение к труду, многими школами разработана система поощрения˸ переходящие вымпелы, премии, вынесение благодарностей и т. д. Организуются также праздники труда, на которых в торжественной обстановке отмечается работа отдельных классов и учащихся. Поощрения возможны и в том случае, в случае если не все еще удалось хорошо, но проявлено много стараний и трудолюбия. При оценке результатов  важно учитывать формирование новых отношений и мотивов труда, причем эту оценку должны давать сами обучающиеся воспитанники.

Источник

                                Содержание

  1. Введение………………………………………………………………………………………  
  1. Общественно полезный труд………………………………………………………
  1. Виды общественно полезной деятельности по годам обучения…
  1. Образование и закрепление практических навыков…………………
  1. Заключение ………………………………………………………………………………….

                                   Введение     

       В трудах классиков хорошо показана роль трудовой деятельности в познании мира и его преобразовании.

    В процессе деятельности осуществляется практическая связь человека с внешним миром, формируется его личность, психические, нравственные и физические качества, формируется его общественное лицо.                                                                                                              

    Особое значение  имеет труд в воспитании умственно отсталого ребенка. Деятельность повышает психическую и физическую активность, общий тонус учеников вспомогательной школы. Преодоление же пассивности, инертности, бездумности умственно отсталых детей – главная задача вспомогательной школы.

    Деятельность – одно из решающих коррекционно-воспитательных средств. Возможность включения ребенка в деятельность настолько многообразна, что вполне позволяет учителю сделать её постоянной и посильной. К основным видам деятельности следует отнести игровую, учебную, трудовую и общественно полезную.

    Правильное  чередование постоянной деятельности учащихся в условиях педагогического охранительного режима предупреждает утомление, истощение нервной системы. Поддерживает бодрое настроение, постепенно и последовательно активизирует пассивного, инертного умственно отсталого ученика, уравновешивает его состояние, постоянно тренирует, упражняет здоровые качества ребенка.

   Если один вид деятельности в какой-то мере утомляет нервную систему умственно отсталого ученика, то его сменяет другой, который повышает возбудимость более сохранных клеток коры головного мозга, а утомленные клетки приводит в состоянии покоя.

   Постоянная и посильная деятельность, если она правильно организована, приносит учащимся радость, становится привычной и необходимой. В организованной деятельности меньше возможностей для совершения дурных поступков.  В условиях  вспомогательной школы требуется строгая последовательность, большая расчлененность, применение системы стимулирующих приемов, постепенное усложнение заданий. Деятельность школьников должна быть сознательной, целеустремленной. Только в этом случае будут достигнуты результаты в коррекционно-воспитательной работе.

   Если умственно отсталый ученик не занят, не вовлечен в игру, урок, труд, он становится суетлив, шумен,  рассеян, а в таком состоянии легко следует дурному примеру и с трудом поддается воздействию учителя. В «бездеятельном» состоянии умственно отсталые дети легко раздражаются, становятся упрямыми и почти невосприимчивыми на уроке.

   Рассмотрим один из основных видов деятельности, в который могут быть вовлечены ученики вспомогательной школы – это общественно полезный труд.              

                         Общественно полезный труд

   Трудовое обучение и воспитание занимают во вспомогательной школе исключительно важное место, поскольку конечная цель этой школы – подготовить учащихся к общественно полезной и трудовой деятельности. Поэтому трудовой подготовке учащихся вспомогательных школ отводится 30% учебного времени.

    Труд во вспомогательной школе рассматривается не только как средство профессиональной подготовки, но и как средство коррекции и воспитания умственно отсталого ребенка.

   Трудовое обучение и воспитание учащихся неотделимы от общеобразовательной работы школы, так как трудовые процессы, оперирование теми или иными инструментами и материалами создают лучшие условия для познания действительности.

   К сожалению, следует отметить, что до сих пор характер производственного обучения не всегда соответствует особенностям нервной системы умственно отсталого ребенка. Наши наблюдения показали, что столярный труд некоторыми умственно отсталыми детьми трудно переносится. Так, например ученик Боря Б. приходил из столярной мастерской крайне возбужденный, а Коля Д. на пятом году обучения настойчиво просил перевести его в швейную мастерскую, так как в столярной мастерской он утомлялся и жаловался на головные боли. В связи с этим классный руководитель обязан строго учитывать все особенности учащихся, состояние их нервной системы, определять, какой вид труда более приемлем для них.

   Главное в организации трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы – не сводить её только к усвоению программного материала. Труд во вспомогательной школе должен стать основой, на которой строится вся учебно-воспитательная работа.

   Результативность труда определяется его общественной полезностью. Однако каждое трудовое усилие должно завершаться видимым, ощутимым и для самого ученика результатом. Только при этом условии труд может стать для него потребностью. Поэтому в нашей системе воспитания исключительное значение имел общественно полезный труд.

   На первых порах общественно полезная работа помогает нам установить товарищеские взаимоотношения между учащимися, воспитать у них трудолюбие, самостоятельность. Научить ценить труд других.

   Мы приобщаем к общественно полезной работе учащихся с первых дней их пребывания в школе.

    Уже на первых порах общественно полезная работа помогает нам  установить товарищеские отношения между детьми, вызвать у них интерес к труду, приучить уважать труд других, воспитывать общественно-трудовые навыки.

   Сначала мы организуем дежурство учеников по классу. Обычно назначаем двух дежурных. Вдвоем дети охотнее и увереннее дежурят, приучаются распределять свои обязанности и помогать друг другу. Дежурные имеют четкий круг обязанностей. Дежурство по классу – это лишь один из видов общественно полезной работы учащихся.

   Вспомогательная школа не может общественно полезную деятельность ограничивать только привлечением детей к дежурству (так как дежурство в сущности является для учащихся периодической обязанностью).  Настоящая общественно полезная работа должна быть для каждого школьника постоянной, повседневной, систематической.

    Общественно полезная работа, к которой могут быть привлечены учащиеся вспомогательной школы, многообразна. Однако воспитательная значимость всех видов такой работы неодинакова. Поэтому мы тщательно отбираем виды общественно полезной деятельности, учитывая интересы, силы и возможности учащихся.

              Виды общественно полезной деятельности по годам обучения

                                        1 класс

  1. Протереть своевременно классную доску.
  2. Протереть своевременно парты.
  3. Протереть своевременно подоконники, вымыть и полить цветы.
  4. Прибрать на отдельных полках  в шкафу.
  5. Убрать после завтрака посуду, протереть столы.
  6. Раздать и собрать тетради, альбомы, карандаши.
  7. Сделать и повесить кормушки для птиц.
  8. Выполнить обязанности санитара, старосты.

                        2 класс

То же, что  в I классе, и дополнительно:

  1. Уход за цветами.
  2. Заведование шкафом.
  3. Дежурство в столовой.
  4. Уборка комнаты после труда.
  5. Выполнение обязанностей помощника учителей по отдельным предметам: ритмике, рисованию, труду.
  6. Ремонт пособий.
  7. Помощь в изготовлении наглядных пособий.

                       3 класс

То же, что во II классе, и дополнительно:

  1. Уход за цветами в зале.
  2. Организация классной библиотеки.
  3. Шефство над учащимися I класса.
  4. Забота о больных товарищах.
  5. Принести, повесить и отнести учебные пособия.

                       4 класс

То же, что в III классе, и дополнительно:

  1. Уход за цветами в школе.
  2. Шефство в I и II классах.
  3. Мытье полов, дверей и панелей в классе.
  4. Участие в санитарной комиссии по школе.
  5. Работа в составе совета дружины.

                     5 класс

То же, что в IV классе, и дополнительно:

  1. Шефство в I, II и III классах.
  2. Помощь библиотеке (подбор книг, их ремонт, уборка помещения и т.д.).
  3. Мытье окон, стен, школьной лестницы, полов в классе.
  4. Украшение школы к праздникам.
  5. Помощь слабым ученикам.

                     6 класс

То же, что в V классе, и дополнительно:

  1. Работа в библиотеке (выдача книг, их проверка).
  2. Озеленение двора. Посадка деревьев, уход за ними и цветами.
  3. Помощь в уборке школы.
  4. Помощь в столовой.
  5. Самостоятельный ремонт наглядных школьных пособий.
  6. Мытье панелей в школе.
  7. Уборка снега около двора.

                     7-9 классы

То же, что в  VI классе, и дополнительно:

  1. Уход за садом.
  2. Посадка деревьев и цветов на своих участках.
  3. Починка парт, столов, стульев.
  4. Организация уголка по подготовке к экзаменам.
  5. Товарищеская помощь в подготовке к экзаменам.
  6. Сбор утильсырья.
  7. Шефство над пенсионерами.

     Как видно из перечисленного выше, общественно полезную работу мы постепенно усложняем из года в год (по принципу перехода от простого к сложному, от легкого к трудному). Так, например, если ученик первого класса следил за порядком одной полки в шкафу, то во втором классе он уже отвечает за порядок всего шкафа. Если ученики второго года обучения ухаживают за цветами только своего класса, то на следующих годах обучения они ухаживают за цветами сначала в зале, затем в учительской и в других общих местах школы. Так постепенно расширяется круг обязанностей по каждому виду общественно-трудовой деятельности, увеличивается и количество поручений, выполняемых одним учеником. В старших классах эти обязанности выполняются более тщательно и самостоятельно.

      Учитывая, что недостаточность напряжения волевого усилия, кратковременность его, быстрое угасание интереса являются наиболее характерными недостатками умственно отсталых детей, мы за учениками старших классов сохраняем на более долгий срок возложенные на них общественные обязанности и, таким образом, постепенно воспитываем у них способность сохранять интерес к порученной работе на более длительное время.

      Общественно полезная деятельность постепенно выходит за пределы класса, а затем и школы: дети озеленяют дворы, шефствуют над пенсионерами, помогают отстающим ученикам готовить домашние задания , собирают утильсырье и пр.

      Вся общественно полезная работа продумывается, планируется нами до мелочей с учетом сил и возможностей каждого ученика. Важно также учитывать обстановку и условия работы.

       Мы часто советуемся с учащимися, кому и какое поручение дать. Дети любят труд. Но не все одинаково работоспособны. Боря Б. порывисто принимается за работу и при малейшей неудаче раздражается, оставляет её, берется за работу. Но и эту, другую работу выполняет поспешно, небрежно, отвлекается чем-нибудь и забывает о своих обязанностях. Приходится учитывать слабое напряжение его воли, быструю утомляемость, легкую истощаемость нервной системы и поручать мальчику кратковременную нетрудную, несложную работу, связанную с движением (например, раздать и собрать тетради, принести или отнести пособия, подмести класс). Постепенно Боря становится сдержанным, его усилия крепнут, и со  второго года обучения мы поручаем мальчику самостоятельные дежурства по классу. Теперь в перемену он спокойно и деловито приводит класс в порядок, никто и ничто его не раздражает. Однако поручать ему дежурство по школе еще рано (он легко возбуждается в шумной толпе школьников).  

     Вот другой пример. Валя Х. вялый, флегматичный. Он работает медленно, но спокойно и сосредоточенно. Мальчик выполняет работу аккуратно, доводит её до конца, самостоятельно и ответственно относится к поручениям. Любит помогать  малышам, занимает их, умеет наблюдать за порядком в перемены. Ему постепенно поручается сложная работа. На третьем году обучения Валя избирается старостой класса.

      Учащиеся всегда находятся в поле зрения педагога. Это дает возможность своевременно заметить изменения, которые произошли в личности школьника в процессе учебной и трудовой деятельности. Соответственно с новыми возможностями ученика педагог определяет его новую роль в коллективе класса и возлагает на данного школьника более ответственное поручение. Нередко наблюдения педагога могут выявить, что то или иное задание для ученика непосильно. В этом случае педагог приходит на помощь ученику или заменяет задание  более легким.

      Мы стремимся вызвать к жизни, мобилизовать  и развить лучшие стороны личности своих учеников в процессе деятельности. Яркий пример этому – способность выпускников вспомогательной школы самостоятельно жить и трудиться с максимальной пользой для общества. Эффективность учебно-воспитательного процесса во вспомогательной школе определяется той суммой навыков, которыми овладевает ученик, и степенью их прочности.

Образование и закрепление практических навыков.

      Чтобы правильно подойти к вопросу об образовании и закреплении  у учащихся стойких практических навыков, следует учесть, какой физиологический механизм способствует образованию этих навыков.

      Образование навыка – это закрепленная цепь условных рефлексов, система динамических стереотипов.

      «Вся установка и распределение по коре полушария раздражительных и тормозных состояний, происшедших в определенный период под влиянием внешних и внутренних раздражений, при однообразной, повторяющейся обстановке все более фиксируется, совершаясь все легче и автоматичнее. Таким образом, получается в коре  динамический стереотип (системность), поддержка которого составляет все меньший и меньший нервный труд ».

   Учение И.П.Павлова говорит о том, что для образования нужного навыка необходимы многократное повторение,  подкрепление, определенная последовательность, четкое выполнение во времени, правильное чередование, контроль и самоконтроль. У умственно отсталых детей, имеющих пониженный тонус, малую подвижность нервных процессов, слабую восприимчивость, практические навыки прививаются медленно, неустойчиво и нередко угасают. Это делает процесс образования навыка у умственно отсталых детей сложным и длительным.

     Для образования навыков у учеников вспомогательной школы необходимы следующие условия: создание у них стимула к действию, наглядный показ выполнения действия, многократное повторение данного действия учащимися, воспитание  у  учащихся самоконтроля и повседневный контроль педагога.

    В соответствии с указанными условиями процесс формирования навыка у умственно отсталых детей складывается из следующих этапов:

  1. Постановка перед учащимися задачи, разъяснение и показ способов выполнения действия.
  2. Выполнение действия учащимися под руководством педагога.
  3. Привлечение внимания учащихся к лучшим образцам выполненного задания.
  4. Своевременная помощь педагога тем учащимся, которые затрудняются в выполнении действия.
  5. Одобрение и поощрение учащихся в процессе овладения навыком.
  6. Тренировка в выполнении навыка.
  7. Закрепление навыка в новых связях и новых условиях.
  8. Предъявление повышенных требований к самостоятельности, к качеству и темпу выполнения задания.
  9. Самостоятельное выполнение задания учащимися.

   Лучшим показателем усвоения практического навыка учащимися является то, что ученик не только сам умеет правильно действовать, но какой-то мере может влиять и на поведение других.

    Прежде всего, учащиеся вспомогательных школ овладевают необходимыми навыками личной гигиены и самообслуживания. Эти навыки лучше закрепляются в том случае, если они связаны со всеми видами деятельности учащихся. Как мы воспитываем навыки личной гигиены у своих учеников? Мы начинаем воспитание навыков личной гигиены с требования мыть руки перед завтраком. Необходимость этого навыка разъясняем ученикам. Когда дети получают полотенце и мыло, я мою руки вместе с детьми. Ученики следуют моему примеру. Чтобы навык был осознан детьми, демонстрируем слайды, показываем фотографии, читаем в классе соответствующие рассказы, заучиваем стихотворения. Через некоторое время ученикам предъявляется требование тщательно мыть дома руки, лицо, шею, уши.

    Впервые месяцы педагог сам повседневно и в определенное время контролирует, как ученики выполняют требования личной гигиены. Если ученик пришел  неумытым, непричесанным, педагог предлагает ему умыться и причесаться в школе. Два раза в неделю напоминаем детям, что надо мыться в бане, сменить белье, почистить обувь. Это в свою очередь также контролируем.

     Через некоторое время к проверке санитарно—гигиенических требований привлекаются сами учащиеся. Выделяем двух «санитаров», которые ежедневно и в определенное время осматривают и отмечают чистоту и опрятность учеников на особом листке, вывешенном в классе. Навыки личной гигиены проверяются также медсестрой.

       Но даже на третьем году обучения мы не могли быть уверенны в том, что все учащиеся имеют прочные навыки личной гигиены, хотя необходимость овладения этими навыками была уже осознана детьми. Однажды в третьем классе ребята с тревогой заявили мне: «Вода в трубах замерзла, как мы пойдем завтракать, мы не сможем вымыть руки ». Это замечание должно было бы обрадовать меня, как свидетельство того, что определенный навык у учащихся воспитан и закреплен. Однако в этом конкретном  случае обнаружилось, что вместо тщательного мытья рук ученик Витя Т. Только ополоснул их, ученик Костя Х. не принес полотенце и вытер руки о костюм, Боря Б. встряхнул мокрыми руками и обрызгал товарищей и т.д. Это значит, что у детей ещё не воспитан определенный навык.

     Приходится продолжать начатую работу. В этих случаях мы организовывали просмотр видеофильма «Почему надо мыть руки перед едой», читали рассказы из «Родной речи» о микробах, заразных болезнях, обсуждали поведение отдельных детей. Вопрос о личной гигиене школьника обсуждали и на родительском собрании. В результате все дети стали мыть руки и выразили готовность разъяснить учащимся первого класса о необходимости мыть руки перед едой.

      На примере образования этого простого навыка мы видим, что ученики вспомогательной школы нуждаются в многократном повторении задания и в систематическом контроле педагога.

      Постоянно, изо дня в день, я контролирую, нет ли срыва, ослабления в образовании того или иного навыка.

      У умственно отсталых детей могут быть разрушены временные связи в том случае, если педагог не закрепляет их. На третьем году обучения мне казалось, что я воспитала правильное поведение у моих учеников. Однако стоило нарушить установившиеся условия режима и влияния, как быстро ухудшалось поведение детей. Приведу пример. В связи с семейными обстоятельствами, я передал свой класс на два месяца другому воспитателю.

      По возвращению в школу мне потребовалось, как воспитателю, не менее 10-14 дней напряженной работы и, несомненно, большого напряжения со стороны учеников, чтобы восстановить прежние  привычки.

       Все это говорит не только о том, что я как воспитатель недостаточно прочно закрепила навыки правильного поведения в классе, но и о том, что нарушение режима и перерыв в системе воспитания ведут к разрушению навыков.

                                Заключение

    Наблюдения показали, что навыки быстрее и крепче воспитываются тогда, когда обеспечиваем четкий педагогический режим для учащихся.

    Правильно организуя каждый вид деятельности в условиях разумного охранительного режима, мы используем средства, способные вызвать активность умственно отсталых школьников, развить их психические и физические возможности, воспитать их нравственные качества и подготовить к жизни в социуме.

Источник