Общественно полезный труд в конституционном праве
Общественно полезный труд и профессиональная подготовка
Общественно полезный труд также относится к основным средствам исправления осужденных. В исправительных учреждениях он используется в воспитательных целях. В ч. 1 ст. 103 УИК РФ говорится: «Каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться». Осуществление этого особого правила связано с приговором, но не входит в содержание последнего, а вытекает из особого правила, регулирующего как привлечение заключенного к труду, так и его характер в том или ином месте заключения.
Помимо установленной в ч. 1 ст. 103 обязанности осужденных трудиться они в полной мере обладают и конституционным правом на труд (ст. 37 Конституции РФ). Поэтому администрация ИУ обязана привлекать осужденных к общественно полезному труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья, а также – специальности. Осужденных привлекают к труду на объектах предприятий любых организационно-правовых форм собственности.
Обязанность осужденных трудиться не носит абсолютного характера. На основании положений ст.103 УИК РФ мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет, а также осужденные инвалиды первой и второй группы привлекаются к труду по их желанию (ч. 2 ст.103 УИК РФ).
Профессиональная подготовка осужденных – неотъемлемая часть их трудового воспитания. Она позволяет целенаправленно осуществлять привлечение осужденных к труду, помогает им определить свой жизненный путь после освобождения.
Правовая регламентация организации профессионального образования и профессиональной подготовки определяется в ст.108 УИК РФ.
Существуют различные формы профессиональной подготовки, среди которых: обучение в ПТУ и бригадное обучение.
Профессиональное образование и профессиональная подготовка выступают в качестве достаточно эффективного средства исправления осужденных, поэтому отношение осужденных к профессиональной подготовке является критерием их исправления.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также
Глава 20. Труд, профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы
Глава 20. Труд, профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы
20.1. Труд как средство исправления осужденных к уголовным наказаниям в России в советский период (1917—1990 гг.)Новый советский общественный строй, взяв на вооружение
30. Воспитательная работа с осужденными, общественно-полезный труд и его функции
30. Воспитательная работа с осужденными, общественно-полезный труд и его функции
Воспитательные мероприятия являются необходимым условием исправления осужденных. Они включают разнообразные средства и методы в зависимости от личностных свойств воспитуемых. Среди них
Общественно полезный труд и профессиональная подготовка
Общественно полезный труд и профессиональная подготовка
Общественно полезный труд также относится к основным средствам исправления осужденных. В исправительных учреждениях он используется в воспитательных целях. В ч. 1 ст. 103 УИК РФ говорится: «Каждый осужденный к
Статья 61. Профессиональная подготовка кадров для гражданской службы
Статья 61. Профессиональная подготовка кадров для гражданской службы
1. Профессиональная подготовка кадров для гражданской службы осуществляется в образовательных учреждениях высшего профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с
Раздел IX. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, ПЕРЕПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ
Раздел IX. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, ПЕРЕПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ
Глава 31. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 196. Права и обязанности работодателя по подготовке и переподготовке кадров
Необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров
Статья 225. Обучение и профессиональная подготовка в области охраны труда
Статья 225. Обучение и профессиональная подготовка в области охраны труда
Все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели – индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в
Раздел IX. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, ПЕРЕПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ
Раздел IX. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, ПЕРЕПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ
Глава 31. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 196. Права и обязанности работодателя по подготовке и переподготовке кадров
Необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров
Статья 225. Обучение и профессиональная подготовка в области охраны труда
Статья 225. Обучение и профессиональная подготовка в области охраны труда
Все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели – индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в
Раздел IX. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, ПЕРЕПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ Глава 31. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Раздел IX. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, ПЕРЕПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ
Глава 31. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 196. Права и обязанности работодателя по подготовке и переподготовке кадровНеобходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для
Статья 38. Профессиональная подготовка сотрудников полиции
Статья 38. Профессиональная подготовка сотрудников полиции
1. Граждане Российской Федерации, принятые на службу в полицию, проходят первоначальную подготовку в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.2. Профессиональная
Глава 10. Подготовка гражданских дел к судебному разбирательству Что означает подготовка дела к судебному разбирательству?
Глава 10. Подготовка гражданских дел к судебному разбирательству
Что означает подготовка дела к судебному разбирательству?
В гражданском судопроизводстве подготовка дела к судебному разбирательству является второй по счету процессуальной стадией, которая начинается
Статья 43.4. Профессиональная подготовка и повышение квалификации работников
Статья 43.4. Профессиональная подготовка и повышение квалификации работников
1. В целях обеспечения высокого уровня профессиональной подготовки работников действует система непрерывного обучения и повышения квалификации работников, включающая индивидуальную и
СТАТЬЯ 21. Профессиональная подготовка
СТАТЬЯ 21. Профессиональная подготовка
1. Профессиональная подготовка имеет целью ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного
Учебные материалы для студентов
Конституционное право
Конституционное право
Конституционный строй являет собой упорядоченную систему господствующих общественных отношений, в которых реализуются сущность общества и государства, их организация и взаимодействие.
Важнейшие вытекающие общественные отношения составляют основы конституционного строя, т.е. устои общества и государства. Они распределяются и регулируются нормами гл. 1 Конституции РФ, и эти нормы представляют собой правовые основы конституционного строя РФ.
Конституционный строй включает три сферы общественных отношений: политическую (отношения политической власти, т.е. политическая система общества), экономическую (отношения, связанные с организацией производства, распределения, потребления и обмена, жизненных благ, т.е. экономическая система общества) и социально-культурную, т.е. отношения, связанные с социальной структурой и культурой общества.
Политическая система российского общества – это механизм народовластия, при помощи которого политическая воля народа преобразуется в его политическую власть. В состав политической системы входят институты политической власти и, в первую очередь, государство. Среди институтов политической власти государство занимает особое место, так как только оно обладает возможностями осуществлять власть суверенно, т.е. верховно, независимо и самостоятельно. В необходимых случаях его власть опирается на аппарат принуждения. При этом государство – это основной субъект правотворчества: без него не могут издаваться правовые нормы.
Современное Российское государство – государство демократическое, т.е. выражающее волю большинства народа. В идеале же оно должно стать правовым конституционным государством, т.е. функционирующим на основе реального верховенства права, ограждающего граждан от произвола власти. Оно также является социальным, т.е. обеспечивающим социальное равенство и социальную справедливость. Наконец, российское государство является светским, поскольку церковь от него отделена.
По форме правления Российская Федерация – президентская республика, прежде всего потому, что именно всенародно избираемый Президент РФ определяет основные направления политики государства. Вместе с тем она содержит и некоторые черты парламентской республики (наличие председателя Правительства РФ, возможность роспуска парламента, выражения парламентского недоверия Правительству РФ и др.).
Демократической сущностью государства обеспечивается развитие гражданского общества – системы, способной развиваться в условиях относительной самостоятельности, когда каждый индивидуум ощущает себя не только физическим лицом, но и самодеятельным членом общества. Гражданское общество не допускает тоталитарного вмешательства государства во все сферы жизни, способно к самоуправлению. Само же демократическое государство, в отличие от тоталитарного, не противостоит обществу и человеку; оно существует для общества и человека, обслуживает их потребности.
В рамках политической системы с демократическим государством тесно взаимодействуют многочисленные общественные объединения: политические партии, социально-экономические организации работников и предпринимателей, творческие и иные ассоциации, строящие свою организацию и деятельность на строго добровольной основе. Общественные объединения не ставят перед собой чисто коммерческие или конфессиональные (религиозные) цели. Они могут возникать самостоятельно, но те, которые не желают регистрироваться в органах Министерства юстиции, не получают прав юридического лица, т.е. не могут непосредственно вступать в правоотношения.
Не могут создаваться и действовать общественные объединения, которые ставят своей целью насильственное свержение конституционного строя, разжигание межнациональной, религиозной вражды и т.п. Объединения, нарушающие закон, могут быть запрещены и ликвидированы, но только в судебном порядке.
Государство не вмешивается в правомерную деятельность общественных объединений. Однако над ними осуществляют надзор соответствующие органы прокуратуры, Министерства юстиции РФ.
Особую роль играют политические общественные объединения, прежде всего партии и массовые движения, специально создаваемые для участия в политической жизни, в борьбе различных общественных структур за достижение или удержание политической власти. Такие объединения подлежат обязательной регистрации.
В современной России партийная система только еще складывается. Существует множество партий, движений и блоков, преследующих разные политические цели. Среди них есть общенациональные, например: «Отечество – вся Россия» и региональные («Иттифак» в Татарстане), парламентские и непарламентские, организационно оформленные (КПРФ) и неформальные.
В ряду институтов политической власти следует выделить референдум. В науке права различают консультативный и императивный референдумы. Консультативный референдум – это народное обсуждение готовящегося закона или решения, в ходе которого выявляется отношение общества к этому акту, а затем в обычном порядке издается соответствующий акт. Императивный референдум означает, что избиратели посредством голосования сами принимают или отвергают конкретный акт (решение). Обычно на императивный референдум выносятся наиболее важные вопросы. Так, посредством такого референдума 12 декабря 1993 г. была принята действующая Конституция РФ. Но следует иметь в виду, что применяемое в конституции понятие «референдум» обозначает только одну его разновидность – императивный референдум.
Референдум, как и выборы, – это форма прямой, т.е. непосредственной, демократии, поскольку общество использует их для непосредственной реализации своей политической власти. Однако подавляющее число правовых актов и политических решений принимается при помощи представительных учреждений, т.е. органов представительной демократии (например, парламентов, куда избираются представители народа); этим представителям (депутатам) народ поручает принимать от его имени конкретные акты и решения.
Конституция закрепляет и такую форму народовластия, как местное самоуправление.
Наконец, в процессе осуществления политической власти непременно участвуют средства массовой информации, церковь и некоторые другие институты, которые формально не считаются институтами власти, но оказывают на нее заметное влияние.
Экономическая система общества включает, главным образом, такие компоненты, как собственность, рыночная экономика, общественно полезный труд.
Конституция РФ закрепляет множественность форм собственности – частную, государственную, муниципальную и др., устанавливая при этом их равенство перед законом, равную их защиту от посягательств. Споры о собственности решаются в судебном порядке.
Основу экономики составляет социально ориентированное рыночное хозяйство. Нашу экономику характеризуют такие черты, как свобода предпринимательской деятельности и конкуренции, многоукладность, защита прав потребителей. Государство в установленных законом пределах осуществляет контроль в сфере экономики, проводит политику, способствующую оптимальному развитию крупного, среднего и мелкого предпринимательства. Монополии ограничиваются мерами законодательного и экономического регулирования.
Общественно-полезный труд – это правомерная трудовая деятельность. Поощряя такую деятельность, Конституция РФ закрепляет свободу труда, защищает принудительный труд.
В социально-культурной сфере конституционного строя России за последние годы произошли крупные изменения, в первую очередь связанные с расслоением классов, появлением новых для нас социальных структур, таких как предпринимательская буржуазия, фермеры. Возросла численность маргиналов, т.е. наименее обеспеченных и защищенных слоев населения. Продолжается разгосударствление социальных отношений. Спад производства и отсутствие продуманной социальной политики не позволяют пока решать острые проблемы социальной справедливости. Тем не менее государство принимает меры по защите и материальному обеспечению материнства и детства, стариков, инвалидов, безработных; сохраняются определенные возможности в сферах трудоустройства, бесплатного образования и здравоохранения.
Конституция РФ предусматривает свободное развитие культуры, охрану памятников старины и обмен между национальными культурами народов России.
В России единственный источник власти – народ. Народовластие – волеизъявление народа в управлении государством непосредственно или через представителей, которое осуществляется свободно народом, но в соответствии с требованиями закона, его суверенной волей и интересами государства. В Российской Федерации власть легитимируется и контролируется народом, гражданами РФ.
(c) Aбракадабра.py :: При поддержке InvestOpen
Право на труд гарантировано каждому человеку государством.
Труд и право
Становление труда прошло тысячелетнюю историю. Труд представляет собой главное условие всей человеческой жизни, своим развитием человек обязан именно труду. Как известно, труд превратил обезьяну в человека. В процессе труда человеком создаются материальные и духовные ценности для каждого члена общества, которые направлены на удовлетворение индивидуальных и общественных потребностей в целом, без которых невозможно было бы существование человека как социального существа.
Понятие труд и право в современном обществе неотделимы друг от друга. Хотя отдельные мысли о праве на труд встречаются еще в философских учениях античного мира. Но первое определение права на труд дано Гракхом Бабефом во второй половине XVIII века:
“Общество должно обеспечить всем своим членам работу и определить заработную плату, с тем чтобы этой заработной платы было достаточно для приобретения продовольствия и для удовлетворения всех потребностей каждой семьи”.
Данное философское определение впервые получило правовое закрепление в Конституции Франции 1848 года. С тех пор право на труд как право человека не сразу, но заняло свое важное место в ряду других фундаментальных прав.
Источники трудового права
Существуют специальные законы и кодексы, определяющие права и обязанности людей, занятых трудом. Их можно разделить на две группы:
- международные документы;
- законодательство государства.
К основным международным документам относятся:
- Всеобщая декларация прав человека;
- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;
- Европейская социальная хартия.
В России к таким документам относятся Конституция Российской Федерации, Трудовой кодекс и Федеральный закон “О занятости населения в Российской Федерации”.
Право на труд в Российской Федерации
На протяжении всего периода развития советское, а затем и российское законодательство о труде предусматривало нормы, закрепляющие право на труд, хотя его понятие и содержание на том или ином этапе было неодинаковым.
В советское время право на труд прежде всего связывалось:
- с правом на получение гарантированной работы,
- с необходимостью(обязанностью) трудиться на благо общества,
- не вообще заниматься трудовой деятельностью, а преимущественно в сфере общественного производства.
В современной Конституции оно рассматривается с позиций индивидуального пользования этим правом. Поэтому ст. 37 Конституции РФ прежде всего утверждает:
- труд свободен;
- каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию: принудительный труд запрещен.
Это значит, что человек может работать по найму, либо сам быть работодателем, заниматься индивидуальной трудовой деятельностью (в том числе играть на биржевом курсе рубля, давать деньги взаем под проценты и т.д.). Не требуется иметь определенного места работы, можно вообще не работать:
В ст.37 Конституции РФ говорится:
каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного Федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы” (ч. 3).
Учитывая, что возможны разные коллизии, Конституция РФ гласит:
признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
Свобода труда
Конституция РФ 1993 года не закрепляет право на труд, ограничившись провозглашением свободы труда, определяя право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Свобода труда в сфере трудовых отношений проявляется прежде всего в договорном характере труда, в свободе трудового договора. Именно в рамках трудового договора на основе соглашения гражданина и работодателя решается вопрос о работе на определенной должности, по определенной профессии, специальности и других условиях.
С расширением международной экономической и правовой интеграции Российской Федерации в межгосударственные экономические и политические взаимоотношения свобода труда стала правовой категорией и была закреплена как самостоятельный, отраслевой принцип в ТК РФ, который действует и в настоящее время.
Новая система хозяйствования, переход организации производства в частные руки, снижение уровня вмешательства государства в регулирование различных общественных отношений повлекли кардинальные изменения в конституционно-правовом регулировании общественных отношений в сфере наемного труда. С одной стороны, государство остается основным гарантом правового регулирования трудовых отношений. А с другой – не являясь участником (стороной) этих отношений, пытается либерализировать эту сферу. Это предполагает меньшую активность государства на рынке труда, меньшее участие государства в организации трудоустройства граждан и меньший объем предоставляемых государственных гарантий.
Итак, право на труд означает, что каждый человек имеет право трудиться, выбирать работу, имеет право на защиту от безработицы, на комфортные условия труда, достойное для человека и его семьи вознаграждение за трудовые функции. Государственная власть гарантирует соблюдение этих принципов. А соблюдаются ли они на самом деле? Может ли закон в реальности защитить наше право на труд?
Вы можете задать свой вопрос на любую правовую тему(работа, льготы, пенсии, ЖКХ, недвижимость, налоги, ДТП, уголовное право и другие темы).