Общественно полезный труд в доу это
Татьяна Пахмутова
Исследовательская работа «Общественно-полезный труд в процессе воспитания детей дошкольного возраста»
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛЕЗНЫЙ ТРУД В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Выбранная тема в настоящее время особо актуальна, так как дошкольный пepиoд являетcя очень вaжным в жизни вcex дeтeй. Участие дошкольников в общественно-полезном труде представляет собой необходимое условие воспитания в любом обществе. Общественно-полезная направленность всей трудовой деятельности призывает к воспитанию высоких моральных качеств с раннего детства.
Проблема исследования: какова совокупность педагогических условий, когда наиболее эффективно осуществляется воспитательный процесс детей дошкольного возраста в общественно-полезном труде?
Решение этой проблемы и составляет цель исследования.
Цeль: определить педагогические уcлoвия эффективного осуществления воспитательного процесса в общественно-полезном труде у детей дошкольного возраста.
Для достижения цели в работерешались следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы трудового воспитания в
образовательной программе дошкольного учреждения;
2. Выявить особенности организации общественно-полезного труда
дошкольников в условиях детского сада и семьи;
3. Рассмотреть методические рекомендации по организации детского
труда, оценить степень ee эффективности.
В примерной образовательной программе «От рождения до школы»
выделяются следующие виды труда:
1. Самообслуживание (самостоятельно одеваться и раздеваться, убирать постельные принадлежности).
2. Хозяйственно – бытовой труд (убрать игрушки, собрать листочки на участке).
3. Дежурство по столовой и занятиям.
4. Труд в природе (учатся поливать растения, сажать лук).
5. Ручной труд (починка, подклеивание книг, пришивание оторванных пуговиц).
Основными формами труда детей дошкольного возраста являются:
1. Поручение;
2. Дежурство;
3. Коллективно – трудовая деятельность.
Организация исследования: МБДОУ «Детский сад №27» «Рябинка» г. Новочебоксарск Чувашской Республики.
В данном детском саду мною было проведено наблюдение за организацией трудовой деятельности воспитанников старшей группы «Солнышко». Воспитатель предложил детям прорастить зеленый лук из луковицы. Дети активно включились в работу и с интересом высаживали луковицы в землю. Ежедневно поливали и наблюдали за прорастанием лука.
Проанализировав наблюдение, сделала вывод, что у детей сформировывается положительное отношение к труду и гордость от результата выполненной работы.
Значимость трудового воспитания заключается также в том, что дети,
умеющие трудиться, знают цену трудовых усилий, уважая свой и чужой
труд. Поэтому так важно с раннего детства приучать детей к труду как в
семье, так в дошкольных учреждениях.
Первоочередной задачей трудового воспитания детей дошкольного
возраста ставится в постепенном развитии интереса к труду, желания
трудиться, навыков элементарной трудовой общественно-значимой деятельности, трудолюбия.
Организация общественно-полезного труда у детей начинается с 1-й младшей группы, формируются навыки самообслуживания и выполнение
поручения.
Такие виды труда, как самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе используются во всех возрастных группах, а ручной труд – в старшей и подготовительной группах.
Рассмотрим некоторые методические рекомендации по организации детского труда дошкольников:
– продумать мотивацию, чтобы вызвать интерес к этому виду труда;
– данный труд по объему и сложности должен быть посилен для ребенка;
-воспитатель должен быть внимателен к деятельности ребенка, поддерживать у него уверенность в своих силах, одобрять проявление настойчивости.
Труд становится средством воспитания тогда, когда он носит систематический характер и в нём участвуют все дети. Каждый ребёнок должен достаточно часто выполнять разные поручения, быть дежурным, принимать участие в коллективном труде. Одновременно дежурят 2-3 ребенка из группы.Дежурных подбирают следующим образом: вместе с детьми, умеющими хорошо работать, дежурят дети с недостаточно сформированными навыками трудовой деятельности.
Таким образом, общественно-полезный труд дошкольников является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире.
«Трудовое воспитание – это, образно говоря, гармония трех понятий: надо, трудно и прекрасно… Нет и быть не может воспитания вне труда и без труда, потому что без труда во всей его сложности и многогранности человека нельзя воспитывать»
В.А.Сухомлинский
Мозговой шторм
Меньше слов, да больше дела.
Глаза страшатся, а руки делают.
Хочешь жить – умей вертеться
Кончил дело – гуляй смело
Терпение и труд – все перетрут
Не потрудиться, так и хлеба не родится.
К чему душа лежит, к тому и руки приложатся.
Семь дел в одни руки не берут
Муравей не велик, а горы копает
Ест за вола, а работает за комара
Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей дошкольного возраста отражены в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования в области «Социально-коммуникативное развитие
«Социально-коммуникативное развитие направлено на формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества»
В соответствии с ФГОС трудовое воспитание — одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:
- Развитие навыков самообслуживания; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных движений.
- Воспитание культурно-гигиенических навыков.
- Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; воспитание положительного отношения к труду; желания трудиться.
- Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатами.
- Формирование умения ответственно относиться к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать всё хорошо).
Виды труда в ДОУ
- Общественно-полезный труд
- Труд в природе
- Уважение к труду взрослых
Содержание психолого-педагогической работы по трудовому во воспитанию
1-й младшей группы
Общественно-полезный труд — Привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий: совместно с взрослым и под его контроле расставлять хлебницы (без хлеба), салфетницы, раскладывать ложки и пр.
Приучать поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игр расставлять игровой материал по местам.
Уважение к труду взрослых — Поощрять интерес детей к деятельности взрослых. Обращать внимание на то, что и как делает взрослый (как ухаживает за растениями (поливает) и животными (кормит); как дворник подметает двор, убирает снег; как столяр чинит беседку и т. д.), зачем он выполняет те или иные действия. Учить узнавать и называть некоторые трудовые действия (помощник воспитателя моет посуду, приносит еду, меняет полотенца).
2-й младшей группы
Общественно-полезный труд – Формировать желание участвовать в посильном труде, умение преодолевать небольшие трудности. Побуждать детей к самостоятельности, выполнению элементарных поручений: готовить материалы к занятиям (кисти, доски для лепки и пр.), после игры убирать на место игрушки, строительный материал. Приучать соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада.
Во второй половине года начинать формировать у детей умения, необходимые при дежурстве по столовой (помогать накрывать стол к обеду: раскладывать ложки, расставлять хлебницы (без хлеба), тарелки, чашки и т.п.).
Уважение к труду взрослых – Формировать положительное отношение к труду взрослых. Рассказывать детям о понятных им профессиях (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, продавец, повар, шофер, строитель), расширять и обогащать представления о трудовых действиях, результатах труда.
Воспитывать уважение к людям знакомых профессий. Побуждать оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к результатам их труда.
Труд в природе — Воспитывать желание участвовать в уходе за растениями и животными в уголке природы и на участке: с помощью взрослого кормить рыб, птиц, поливать комнатные растения, растения на грядках, сажать лук, собирать овощи, расчищать дорожки от снега, очищать снег со скамеек.
Средней группы
Общественно-полезный труд – Воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание трудиться. Формировать ответственное отношение к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо).
Воспитывать умение выполнять индивидуальные и коллективные поручения, понимать значение результатов своего труда для других.
Формировать умение договариваться с помощью воспитателя о распределении коллективной работы, заботиться о своевременном завершении совместного задания. Поощрять инициативу в оказании помощи товарищам, взрослым.
Приучать детей самостоятельно поддерживать порядок в групповой комнате и на участке детского сада: убирать на место строительный материал, игрушки; помогать воспитателю подклеивать книги, коробки.
Учить детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой: аккуратно расставлять хлебницы, чашки с блюдцами, глубокие тарелки, ставить салфетницы, раскладывать столовые приборы (ложки, вилки, ножи).
Уважение к труду взрослых – Знакомить детей с профессиями близких людей, подчеркивая значимость их труда. Формировать интерес к профессиям родителей.
Труд в природе — Поощрять желание детей ухаживать за растениями и животными; поливать растения, кормить рыб, мыть поилки, наливать в них воду, класть корм в кормушки (при участии воспитателя).
В весенний, летний и осенний периоды привлекать детей к посильной работе на огороде и в цветнике (посев семян, полив, сбор урожая); в зимний период – к расчистке снега.
Приобщать детей к работе по выращиванию зелени для корма птицам в зимнее время; к подкормке зимующих птиц.
Формировать стремление помогать воспитателю приводить в порядок используемое в трудовой деятельности оборудование (очищать, просушивать, относить в отведенное место).
Старшей группы
Общественно-полезный труд – Воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание выполнять посильные трудовые поручения. Разъяснять детям значимость их труда.
Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности. Формировать необходимые умения и навыки в разных видах труда. Воспитывать самостоятельность и ответственность, умение доводить начатое дело до конца. Развивать творчество и инициативу при выполнении различных видов труда.
Знакомить детей с наиболее экономными приемами работы. Воспитывать культуру трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам.
Учить оценивать результат своей работы (с помощью в взрослого).
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку играть, трудиться, заниматься сообща. Развивать желание помогать друг другу.
Формировать у детей предпосылки (элементы) учебной деятельности. Продолжать развивать внимание, умение понимать поставленную задачу (что нужно делать), способы ее достижения (как делать); воспитывать усидчивость; учить проявлять настойчивость, целеустремленность в достижении конечного результата.
Продолжать учить детей помогать взрослым поддерживать порядок в группе: протирать игрушки, строительный материал и т.п.
Формировать умение наводить порядок на участке детского сада (подметать и очищать дорожки от мусора, зимой – от снега, поливать песок в песочнице и пр.).
Приучать добросовестно, выполнять обязанности дежурных по столовой: сервировать стол, приводить его в порядок после еды.
Уважение к труду взрослых – Расширять представления детей о труде взрослых, результатах труда, его общественной значимости. Формировать бережное отношение к тому, что сделано руками человека. Прививать детям чувство благодарности к людям за их труд.
Труд в природе — Поощрять желание выполнять различные поручения, связанные с уходом за животными и растениями в уголке природы; обязанности дежурного в уголке природы (поливать комнатные растения, рыхлить почву и т. д.).
Привлекать детей к помощи взрослым и посильному труду в природе: осенью – к уборке овощей на огороде, сбору семян, пересаживанию цветущих растений из грунта в уголок природы; зимой – к сгребанию снега к стволам деревьев и кустарникам, выращиванию зеленого корма для птиц и животных (обитателей уголка природы), посадке корнеплодов, к созданию фигур и построек из снега; весной – к посеву семян овощей, цветов, высадке рассады; летом – к рыхлению почвы, поливке грядок и клумб.
Подготовительной группы
Общественно-полезный труд – Продолжать формировать трудовые умения и навыки, воспитывать трудолюбие. Приучать детей старательно, аккуратно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы.
Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезными окружающим, радоваться результатам коллективного труда. Развивать умение самостоятельно объединяться для совместной игры и труда, оказывать друг другу помощь.
Закреплять умение планировать трудовую деятельность, отбирать необходимые материалы, делать несложные заготовки.
Продолжать учить детей поддерживать порядок в группе и на участке: протирать и мыть игрушки, строительный материал, вместе с воспитателем ремонтировать книги, игрушки (в т.ч. книги и игрушки воспитанников младших групп детского сада).
Продолжать учить самостоятельно наводить порядок на участке детского сада: подметать и очищать дорожки от мусора, зимой – от снега, поливать песок в песочнице; украшать участок к праздникам.
Приучать детей добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: полностью сервировать столы и вытирать их после еды, подметать пол.
Прививать интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе.
Формировать навыки учебной деятельности (умение внимательно слушать воспитателя, действовать по предложенному им плану, а также самостоятельно планировать свои действия, выполнять поставленную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности).
Уважение к труду взрослых – Расширять представления о труде взрослых, о значении их труда для общества. Воспитывать уважение к людям труда. Продолжать знакомить детей с профессиями, связанными со спецификой родного села.
Развивать интерес к различным профессиям, в частности к профессиям родителей и месту их работы.
Труд в природе — Закреплять умение самостоятельно и ответственно выполнять обязанности дежурного в уголке природы: поливать комнатные растения, рыхлить почву, мыть кормушки, готовить корм для рыб, птиц, морских свинок и т.п.
Прививать детям интерес к труду в природе, привлекать их к посильному участию: осенью – к уборке овощей с огорода, сбору семян, выкапыванию луковиц, клубней цветов, перекапыванию грядок, пересаживанию цветущих растений из грунта в уголок природы; зимой – к сгребанию снега к стволам деревьев и кустарникам, выращиванию зеленого корма для птиц и животных (обитателей уголка природы), посадке корнеплодов, выращиванию с помощью воспитателя цветов к праздникам; весной – к перекапыванию земли на огороде и в цветнике, к посеву семян (овощей, цветов), высадке рассады; летом – к участию в рыхлении почвы, прополке и окучивании, поливе грядок и клумб.
Компоненты трудовой деятельности
- Мотив — это причина, побуждающая к трудовой деятельности или заинтересовывающий момент
- Цель — это то, к чему надо стремиться.
- Трудовые действия – это то, при помощи чего осуществляется цель и достигается результат
- Планирование — это умение предвидеть предстоящую работу
- Результат — это показатель завершения работы, фактор, помогающий воспитывать у детей интерес к труду.
Условия организации труда детей
- Создание эмоционально-положительной обстановки в процессе труда
- Подбор оборудования для труда
- Систематическое включение каждого ребенка в труд на правах партнера
- Создание мотивации трудовой деятельности
- Демонстрация заинтересованности педагога
- Поощрения в процессе и по результатам труда
- Создание в группе трудовой атмосферы, постоянной занятости, стремление к полезным делам
- Учет нагрузки, состояния здоровья, интересов, способностей ребенка
20СЛАЙД:
Формы организации труда детей
- Поручения
- Дежурство
- Коллективный труд
Средства, методы и приемы трудового воспитания
- НОД
- Совместная деятельность в процессе режимных моментов в течение всего дня
- Наблюдения за трудом взрослых
- Организация трудовой деятельности и посильной помощи взрослым
- Экскурсии
- Художественные средства (изо, музыка, художественная литература и др.)
- Дидактические, настольные, с/р игры
- Рассматривание картин, иллюстраций, картинок
- Использование ИКТ
- Интеграция образовательных областей
«Решалкино» (кроссворд)
— Как называется труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей? (самообслуживание)
— Задания, которые педагог эпизодически дает одному или нескольким детям связанного как с самообслуживанием, так и с действиями для коллектива? (поручение)
— Форма организации труда детей, предполагающая обязательное, выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива? (дежурство)
— Как называется труд, связанный с работой детей с бумагой, картоном, тканью, с природными материалами? (ручной)
— Метод стимулирования детского труда. (поощрение)
— Как называется труд, связанный с уборкой групповой комнаты, участка? (коллективной)
— В какой группе вводятся дежурства по столовой? (средней)
«Размышлянкино» (педагогические ситуация для размышления)
1 –я ситуация:
Вы – воспитатель. Наблюдая за игрой девочки, вы замечаете, что она, одевая куклу, раздраженно разговаривает с ней: «Ну что так медленно одеваешься! Трудно, что ли, колготки натянуть?.. А почему платье наизнанку повесила, когда снимала его?..» – и резко надевает белье на куклу. Объясните возможные причины такого поведения ребенка. Какие выводы вы сделали для себя? И какие действия предпримите?
2-я ситуация:
За ребенком в детский сад пришла мама. Сын показывает ей сложенный из бумаги стаканчик и радостно сообщает: «Посмотри, мама! Я сегодня научился складывать стаканчик из бумаги! Когда мы пойдем в парк, захотим пить, я достану этот стаканчик и мы попьем из него». Мама, посмеиваясь над ребенком, говорит: «Ну что за глупости, разве у нас стаканов нет? Да и бумажные всегда купить можно». Мальчик грустно смотрит на свой стаканчик. Радость в его глазах погасла. Как вы объясните маме ребенка неправильность такого отношения к сыну?
3-я ситуация:
Вы – воспитатель старшей группы. Наблюдая за действиями некоторых детей-дежурных, вы отмечаете небрежность в их работе, дети часто отвлекаются. О чем могут свидетельствовать такие недостатки? Какие выводы сделаете для себя? Какие методы окажут положительное влияние на детей?
4-я ситуация:
К вам обратилась мама вашего воспитанника: «Я не раз наблюдала, насколько охотно мой сын выполняет ваши задания: и на стол накрывает, и пыль вытирает с игрушек, и убирает после занятия пособия. Но дома его ничего не заставишь сделать! Как мне следует поступать?» О чем вы спросите маму ребенка? Какие причины, по вашему мнению, лежат в основе такого поведения? С чего, по вашему мнению, следует начать разговор с мамой, чтобы установить доверительное отношение к вам? Какие советы вы дадите родителям этого ребенка?
5-я ситуация:
Вы организуете коллективный труд детей в старшей группе. По окончании работы к вам подходит ребенок и жалуется на сверстника, который совсем ничего не делал, не трудился вместе с детьми. Как вы отнесетесь к его жалобе? Какие выводы сделаете для себя?
6-я ситуация:
Пятилетний Гена впервые пришел в детский сад, к труду он не был приучен. Воспитатель сразу потребовал от него убрать свою постель после сна. Мальчик сопротивлялся, взялся за работу неохотно и в конце концов не справился с нею.
Проанализируйте ситуацию, сделайте выводы как педагог должен себя вести?
Слово эстафета, которая требует от каждого краткости, как говорил Чехов, чтобы словам была тесно, а мыслям просторно, т.е. взяв вот этот кубик я предлагаю вам продолжить такое предложение: «Дети будут трудиться если я…».