Общественно полезный труд в детском саду в младшей группе

Оксана Рамусь
Перспективный план трудовой деятельности в первой младшей группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад для детей раннего возраста № 1

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

трудовой деятельности

1 младшая группа

Подготовила: Рамусь О. А.

Армавир 2016

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы».

Содержание данной программы направлено на реализацию цели развития любознательности к трудовой деятельности взрослых, поощрения инициативы и самостоятельности малышей в самообслуживании.Данный раздел программы наиболее тесно интегрируется с образовательными областями: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитием», «Речевое развитием». Это достигается за счет накопления сенсорного опыта и расширения детских представлений о мире материалов и предметов, созданных трудом взрослых, и неразрывной связи познания с развитием детской речи, включения детей в систему социальных отношений через предоставление возможности отражения мира взрослых в игре. Развитие мелкой моторики, самостоятельность в самообслуживании благоприятны для укрепления физического и психического здоровья детей, а формирование умения правильно обращаться с предметами и материалами – для реализации цели безопасного поведения. Содержание планированияпредставлено 3 взаимосвязанными разделами: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд детей в природе. Для успешного освоения детьми трудовой деятельности педагоги организуют совместную образовательную деятельность взрослых и детей, ежедневную самостоятельную деятельность детей, а также данная область реализуется через режимные моменты

Цель: формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста.

Задачи трудового воспитания

1. Воспитывать уважение к людям любой профессии.

2. Подчёркивать значимость результатов их труда.

3. Поддерживать желание детей помогать взрослым.

4. Приобщать детей к самообслуживанию.

Перспективный план трудовой деятельности

Содержание труда Цель Оборудование

СЕНТЯБРЬ

1 неделя Самообслуживание в процессе умывания

Игра «Мы пришли умыться»

Знаем, знаем, да, да, да

Где тут прячется вода

Выходи, водица,

Мы пришли умыться

Учить детей правильно умываться; воспитывать культурно-гигиенические навыки; проявлять аккуратность (не мочить одежду, не разбрызгивать воду).

мыло

Самообслуживание в процессе одевания и раздевания

Цель: Учить детей выворачивать вещь налицо. Воспитывать опрятность

2 неделя

Хозяйственно-бытовой труд

Беседа «Всему свое место»

Закреплять знания детей о том, в каком порядке хранятся игрушки. Учить аккуратно и компактно складывать строительные детали в коробки.

Воспитывать аккуратность, самостоятельность, бережное отношение к игрушкам и предметам, желание трудиться

3 неделя

Труд в природе

Привлечь детей к поливу клумбы

(под руководством воспитателя поливать растения).

Знакомить детей с правилами ухода за растениями. Дать детям понятия о том, что растениям необходимы вода и свет, что за ними нужно ухаживать, поливать, опрыскивать. Учить выполнять трудовые действия; воспитывать желание ухаживать за растениями, заботиться о них, проявлять бережное отношение к ним. Развивать любознательность, инициативность. Лейки

4 неделя

Хозяйственно-бытовой труд

Разыгрывание игровой ситуации «Помоги кукле Тане накрыть на стол». Развивать элементарные трудовые умения и навыки; помогать няне накрывать на столы (расставлять салфетницы, хлебницы, ложки). Закреплять названия предметов посуды, правила обращения с посудой (посуду нельзя ронять, она разбивается). Развивать стремление трудиться вместе со взрослыми, испытывая удовлетворение от сов-местного труда

ОКТЯБРЬ

1 неделя

Самообслуживание в процессе умывания

Упражнение «Закатаем рукава»

Руки надо чисто мыть

Рукава нельзя мочить

Учить детей закатывать рукава перед умыванием; воспитывать аккуратность, спокойно вести себя, проявлять аккуратность (не мочить одежду, не разбрызгивать воду).

Самообслуживание в процессе одевания и раздевания

Разыгрывание игровой ситуации «Поможем мишке собраться на прогулку». Учить детей выворачивать вещь налицо. Воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его с небольшой помощью взрослого; самостоятельность

2 неделя

Хозяйственно-бытовой труд

Игра «Убери мусор в корзину Объяснить детям, что для мусора есть специальная корзина; воспитывать привычку соблюдать чистоту и порядок

Корзина для мусора

3 неделя

Труд в природе

Полив комнатных растений

Учить детей правильно поливать растения (под листья); воспитывать желание ухаживать за растениями лейки

4 неделя

Хозяйственно-бытовой труд

Привлечение детей к помощи воспитателю

(подготовка к НОД) Развивать умение правильно расставлять оборудование на столах; воспитывать ответственность Дощечки для лепки

НОЯБРЬ

1 неделя

Самообслуживание в процессе одевания и раздевания

Упражнение «Выверни колготки»

Учить детей правильно выворачивать колготки; воспитывать опрятность, бережное отношение к вещам.

Самообслуживание в процессе умывания.

Разыгрывание игровой ситуации

«Расскажи мишке зачем надо завертывать рукава». Учить детей завертывать рукава. Учить спокойно вести себя, проявлять аккуратность (не мочить одежду, не разбрызгивать воду).

2 неделя

Хозяйственно-бытовой труд

Упражнение «Расставим стулья»

Учить детей действовать в соответствии с заданием; воспитывать положительное отношение к труду

3 неделя

Труд в природе

Опрыскивание растений водой

Продолжать знакомить с правильным уходом за растениями; воспитывать заботливое отношение к природе

Опрыскиватели

4 неделя

Ознакомление с трудом взрослых.

Наблюдение за трудом дворника (поливает участок, сгребает граблями листву, мусор, увозит на тачке). Развивать интерес к трудовой деятельности взрослых.

Воспитывать уважение к труду взрослых, результа-там их труда. Развивать наблюдательность, любознательность; стремление подражать взрослым

ДЕКАБРЬ

1 неделя

Самообслуживание в процессе умывания.

Дидактическая игра «Умой куклу Таню» Учить детей порядку умывания; спокойно вести себя, проявлять аккуратность (не мочить одежду, не разбрызгивать воду).

Самообслуживание в процессе одевания и раздевания

Учить детей выворачивать вещь налицо. Воспитывать умение замечать непорядок в одежде и устранять его с небольшой помощью взрослого

2 неделя

Труд в природе

Посадка лука

Учить детей втыкать луковицы в землю; воспитывать положительное отношение к труду

Луковицы,

ящики с землей

3 неделя

Ознакомление с трудом взрослых

Наблюдение за трудом няни (моет посуду, пол). Развивать интерес к трудовой деятельности взрослых. Воспитывать уважение к труду взрослых, результатам их труда. Развивать наблюдательность, любознательность; стремление подражать взрослым.

4 неделя

Поручения, связанные с хозяйственно-бытовым

(Раскладывать книжки) Закреплять знания детей о том, где лежат книги.

Воспитывать аккуратность, самостоятельность, желание трудиться. Развивать волевое усилие, желание помогать взрослым, проявлять активность, старание, доводить порученное дело до конца.

ЯНВАРЬ

1 неделя

Самообслуживание в процессе одевания и раздевания

Упражнение «Все мы делаем по порядку»

Учить детей снимать и надевать одежду в определенном порядке

Самообслуживание в процессе умывания

Учить пользоваться мылом (намыливать руки до образования пены, тщательно смывать). Учить спокойно вести се-бя, проявлять аккуратность (не мочить одежду, не разбрызгивать воду).

2 неделя Хозяйственно-бытовой труд

Помогать няне накрывать на столы (расставлять салфетницы, хлебницы, ложки) Закреплять названия предметов посуды, правила обращения с посудой (посуду нельзя ронять, она разбивается). Развивать стремление трудиться вместе со взрослыми, испытывая удовлетворение от сов-местного труда.

3 неделя Труд в природе

Помыть листья фикуса

Продолжать учить детей правильному уходу за растениями; воспитывать заботливое отношение к растениям

Салфетки

4 неделя Поручения, связанные с хозяйственно-бытовым трудом.

Расставлять игрушки. Закреплять знания детей о том, в каком порядке хранятся игрушки. Учить аккуратно и компактно складывать строительные детали в коробки. Воспитывать аккуратность, самостоятельность, бережное отношение к игрушкам и предметам, желание трудиться

ФЕВРАЛЬ

1 неделя Самообслуживание в процессе одевания и раздевания

Игра «Одежкин домик»

Учить детей правильно складывать одежду в шкафчике; воспитывать любовь к порядку

Самообслуживание в процессе

умывания

Разыгрывание игровой ситуации «Помой руки кукле Кате» Учить пользоваться мылом (намыливать руки до образования пены, тщательно смывать). Учить спокойно вести себя, проявлять аккуратность (не мочить одежду, не разбрызгивать воду).

Мыло

Кукла Катя

2 неделя

Труд в природе

Подкармливание птиц Учить готовить корм для птиц: измельчать руками кусочки хлеба, оставшиеся после обеда.

Развивать интерес к природе; дружеские взаимоотношения; желание трудиться на общую пользу, наблюдательность. Хлеб

Кормушки для птиц

3 неделя

Хозяйственно-бытовой труд

Расчищать дорожку от снега (небольшой отрезок). Учить выполнять задания воспитателя, няни. Формировать навыки ра-боты с лопатами.

Учить доводить начатое дело до конца. Воспитывать интерес к повседневном труду, желание принимать в нем участие; желание трудиться самостоятельно активно; любовь к чистоте и порядку.

4 неделя

Ознакомление с трудом взрослых

Наблюдение за трудом медсестры в медицинском кабинете (бинтует, мажет мазью, взвешивает, измеряет рост, закапывает капли в нос). Развивать интерес к трудовой деятельности взрослых. Дать конкретные представления труде взрослых, общественной значимости труда.

Закреплять представления о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах их труда, об оборудовании, инструментах и материалах, необходимых для работы. Воспитывать уважение к труду взрослых, результатам их труда. Развивать наблюдательность, любознательность; стремление подражать взрослым; желание отражать полученные впечатления и представления о трудовой деятельности взрослых в сюжетно-ролевых играх.

МАРТ

1 неделя

Самообслуживание в процессе умывания

«Вытрим личико»Учить: мыть лицо, насухо вытираться своим, снятым и развернутым полотенцем, аккуратно вешать его на место. Учить бережно относиться к предметам личной гигиены (полотенце).

Самообслуживание в процессе одевания и раздевания

Дидактическая игра «Шнуровка».

Учить, пользоваться различными застежками. Воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его с небольшой помощью взрослого

2 неделя

Хозяйственно-бытовой труд

Расставлять стулья (в групповой комнате, в зале. Учить выполнять порученное дело до конца, трудиться совместно, трудиться рядом, общаться в процессе деятельности, действовать в соответствии с заданием. Формировать дружеские взаимоотношения.

Развивать настойчивость, терпение, аккуратность. Воспитывать стремление оказывать помощь

3 неделя

Труд в природе

Под руководством вос-питателя сажать луковицы тюльпанов, нарциссов, гладиолусов. Учить сажать растения (какой частью нужно сажать луковицы в землю).

Закреплять представления об уходе за растениями.

Развивать интерес к природе; дружеские взаимоотношения; желание трудиться на общую пользу, проявлять в работе старание и аккуратность.

4 неделя

Ознакомление с трудом взрослых

Экскурсия в прачечную

наблюдение за процессом глажения белья. Разыгрывание игровой ситуации «Погладим белье для куклы Кати Развивать интерес к трудовой деятельности взрослых. Дать конкретные представления о труде взрослых, общественной значимости труда.

Закреплять представления о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах их труда, об оборудовании, инструментах и материалах, необходимых для работы. Воспитывать уважение к труду взрослых, результатам их труда. Развивать наблюдательность, любознательность; стремление подражать взрослым; желание отра-жать полученные впечат-ления

АПРЕЛЬ

1 неделя

Самообслуживание в процессе умывания.

Чтение потешки «Водичка, водичка…»Учить: мыть лицо, насухо вытираться своим, снятым и развернутым полотенцем, аккуратно вешать его на место. Учить бережно относиться к предметам личной гигиены (полотенце).

Самообслуживание в процессе одевания

Упражнение «Наши вещи ложатся спать»

Учить детей аккуратно складывать вещи на стульчик; воспитывать бережное отношение к вещам

2 неделя

Поручения, связанные с хозяйственно-бытовым трудом

Собирать игрушки перед уходом с прогулки Учить выполнять задания воспитателя, няни. Учить доводить начатое дело до конца. Воспитывать бережное отношение к игрушкам интерес к повседневном труду, желание принимать в нем участие; желание трудиться

3 неделя

Труд в природе

Полив комнатных растений

Продолжать учить правильно поливать растения; воспитывать заботливое отношение к растениям

лейки

4 неделя

Хозяйственно-бытовой труд

Помощь воспитателю в подготовке оборудования к занятию Продолжать правильно расставлять на столах подставки для карандашей Подставки для карандашей

МАЙ

1 неделя

Самообслуживание в процессе умывания

Учить своевременно пользоваться носовым платком. Учить спокойно вести себя, проявлять вежливость; бережно относиться к предметам личной гигиены (носовой платок);

Самообслуживание в процессе одевания и раздевания. Закреплять умение детей снимать и надевать одежду, обувь в определенной последовательности. Воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и ус-транять его с небольшой помощью взрослого; бе-режное отношение к ве-щам, самостоятельность

2 неделя

Поручения, связанные с хозяйственно-бытовым трудом.

Собирать мусор. Учить выполнять задания воспитателя, няни. Воспитывать желание трудиться самостоятельно активно; любовь к чистоте и порядку, желание старательно трудиться на общую пользу; стремление добиваться результата в труде, имеющем значение для окружающих.

3 неделя

Труд в природе

Помогать воспитателю поливать цветник, огород. Учить носить воду в лейках, правильно поливать растения (лить воду под листья равномерно). Воспитывать самостоятельность, аккуратность, желание трудиться на общую пользу. Лейки

4 неделя

Хозяйственно-бытовой труд

Помощь няне в накрывании столов к обеду (салфетницы и хлебницы)

Учить детей правильно сервировать столы; воспитывать желание помогать взрослым

Источник

Общественно-полезный труд, мытье кукольной посуды

Воспитывать аккуратность, самостоятельность, бережное отношение к игрушкам, желание трудиться. Развивать волевое усилие, желание доводить дело до конца, помогать взрослым, проявлять старание.

Формировать дружеские взаимоотношения, развивать желание трудиться рядом, воспитывать стремление к чистоте в окружающей обстановке. Закреплять обобщающее слово «посуда», знания о назначении отдельных предметов.

Учить детей правильно выполнять отдельные действия (мочить тряпочку, отжимать ее, мыть посуду сначала внутри, а затем снаружи, вытирать насухо, вытирать столы после работы, соблюдать порядок и чистоту в процессе работы).

Поднос, тазики с водой, по 2 тряпочки на каждого ребенка, фартуки, подносики (лоточки) для чистой посуды.

Говорю детям о том, что хотела предложить им накрыть для кукол праздничный стол, но заметила, что посуда в кукольном уголке стала грязная, пыльная.

«Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы она снова стала чистой? Да, давайте помоем посуду и тогда накроем для наших кукол праздничный стол!».

«Ребята, давайте соберем посуду на поднос. А что нам нужно для того, чтобы вымыть ее?» (Вода, тряпочки). «А что нам нужно, чтобы не намочить свою одежду? Правильно, нам нужно обязательно завернуть рукава, и еще нам нужны фартуки». Предлагаю детям самостоятельно взять приготовленные фартуки и надеть их, побуждая оказывать друг другу помощь, напоминаю о необходимости завернуть рукава, помогаю по необходимости.

«Какие все молодцы, хорошо подготовились!

Теперь посмотрите, у вас на столах стоят тазики с теплой водичкой и тряпочки: маленькая – чтобы мыть, а большая – чтобы вытирать посуду, ее пока отложим в сторону и подносики для чистой посуды. Мне тоже так хочется помыть посуду…Можно и я с вами буду работать?» Надеваю фартук, закатываю рукава, раздаю по 3- предмета посуды и предлагаю приступить к работе.

Выполняя действия, подробно объясняю: «Сначала я буду мыть эту красную чашку. Ира, что ты будешь мыть? А ты, Рома? Я беру маленькую тряпочку, и Максим взял, и Алиса, и Данила с Викой тоже берут, а Илюша взял большую… Нет, Илюша, отложи большую тряпочку в сторону, сначала мы моем посуду маленькой тряпочкой, а большой будем вытирать.

Намочим тряпочку вот так, отожмем ее (возьмем ее и зажмем двумя кулачками, а теперь повернем кулачки в разные стороны, смотрите как это делать). Правильно Алиса, Полина, Данила, Рома давай я тебе помогу. Посмотрите, я покажу вам еще раз. Молодцы! У всех получилось!

Теперь мы сложим тряпочку вот так: положим тряпочку на стол, аккуратно развернем ее, верхние два уголочка сложим с нижними, а теперь правые два уголочка – с левыми. Молодцы! Теперь я возьму чашку и буду мыть ее сначала внутри, а затем снаружи. Какая она чистая стала! Поставлю ее отдельно от грязной посуды, на свой поднос. И вы ребята, складывайте на подносики чистую посуду. Теперь я помою блюдце, вот так: с одной стороны и с другой стороны. Помою чайник, сахарницу…Что моет Полина, а Кристина? Какого цвета твой чайник, Коля?

Теперь я чистую посуду буду вытирать. Какой тряпочкой? Правильно, вот этой большой тряпочкой. Я вытру сначала блюдце, потом чашку, чайник…Алиса, тоже вытирай свою сахарницу. Посмотрите. Как я вытираю чашку: сначала внутри, потом снаружи. Хорошо вытираю, была чашка мокрая, а теперь какая стала? Правильно, сухая. Были наши чашки, блюдца, чайники (все это называется посуда) грязными, мы их помыли, вытерли… Какими они стали? Чистыми и сухими».

В процессе  действий подбадриваю детей, уточняю названия предметов посуды, предупреждаю ошибки. «Хорошо работают дети. Ира моет аккуратно, держит посуду над тазом, не проливает воду. Рома, а что ты сейчас будешь мыть? Максим, что ты вытираешь?».

По окончании работы предлагаю детям привести в порядок свое рабочее место, маленькой тряпкой стереть капли со стола, большой тряпкой протереть столы насухо.

Вместе с помощником воспитателя помогаю детям по очереди взять их тазики, пойти в умывальную комнату и вылить воду в раковину. Тазы ставят на место. Тряпочки дети складывают на поднос, снимают и складывают в отведенное место фартуки. Обращаю внимание детей на чистую посуду:

«Мы посуду чисто мыли,

Вытирать не позабыли:

Чашки, блюдца в ряд стоят

И на солнышке блестят!»

«Очень хорошо поработали мои ребята! Куклы скажут вам «спасибо!». Вся посуда чистая. Теперь мы можем накрыть для них праздничный стол.

Источник