Общественно полезный труд в детском саду это

Татьяна Пахмутова
Исследовательская работа «Общественно-полезный труд в процессе воспитания детей дошкольного возраста»

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛЕЗНЫЙ ТРУД В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Выбранная тема в настоящее время особо актуальна, так как дошкольный пepиoд являетcя очень вaжным в жизни вcex дeтeй. Участие дошкольников в общественно-полезном труде представляет собой необходимое условие воспитания в любом обществе. Общественно-полезная направленность всей трудовой деятельности призывает к воспитанию высоких моральных качеств с раннего детства.

Проблема исследования: какова совокупность педагогических условий, когда наиболее эффективно осуществляется воспитательный процесс детей дошкольного возраста в общественно-полезном труде?

Решение этой проблемы и составляет цель исследования.

Цeль: определить педагогические уcлoвия эффективного осуществления воспитательного процесса в общественно-полезном труде у детей дошкольного возраста.

Для достижения цели в работерешались следующие задачи:

1. Изучить теоретические основы трудового воспитания в

образовательной программе дошкольного учреждения;

2. Выявить особенности организации общественно-полезного труда

дошкольников в условиях детского сада и семьи;

3. Рассмотреть методические рекомендации по организации детского

труда, оценить степень ee эффективности.

В примерной образовательной программе «От рождения до школы»

выделяются следующие виды труда:

1. Самообслуживание (самостоятельно одеваться и раздеваться, убирать постельные принадлежности).

2. Хозяйственно – бытовой труд (убрать игрушки, собрать листочки на участке).

3. Дежурство по столовой и занятиям.

4. Труд в природе (учатся поливать растения, сажать лук).

5. Ручной труд (починка, подклеивание книг, пришивание оторванных пуговиц).

Основными формами труда детей дошкольного возраста являются:

1. Поручение;

2. Дежурство;

3. Коллективно – трудовая деятельность.

Организация исследования: МБДОУ «Детский сад №27» «Рябинка» г. Новочебоксарск Чувашской Республики.

В данном детском саду мною было проведено наблюдение за организацией трудовой деятельности воспитанников старшей группы «Солнышко». Воспитатель предложил детям прорастить зеленый лук из луковицы. Дети активно включились в работу и с интересом высаживали луковицы в землю. Ежедневно поливали и наблюдали за прорастанием лука.

Проанализировав наблюдение, сделала вывод, что у детей сформировывается положительное отношение к труду и гордость от результата выполненной работы.

Значимость трудового воспитания заключается также в том, что дети,

умеющие трудиться, знают цену трудовых усилий, уважая свой и чужой

труд. Поэтому так важно с раннего детства приучать детей к труду как в

семье, так в дошкольных учреждениях.

Первоочередной задачей трудового воспитания детей дошкольного

возраста ставится в постепенном развитии интереса к труду, желания

трудиться, навыков элементарной трудовой общественно-значимой деятельности, трудолюбия.

Организация общественно-полезного труда у детей начинается с 1-й младшей группы, формируются навыки самообслуживания и выполнение

поручения.

Такие виды труда, как самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе используются во всех возрастных группах, а ручной труд – в старшей и подготовительной группах.

Рассмотрим некоторые методические рекомендации по организации детского труда дошкольников:

– продумать мотивацию, чтобы вызвать интерес к этому виду труда;

– данный труд по объему и сложности должен быть посилен для ребенка;

-воспитатель должен быть внимателен к деятельности ребенка, поддерживать у него уверенность в своих силах, одобрять проявление настойчивости.

Труд становится средством воспитания тогда, когда он носит систематический характер и в нём участвуют все дети. Каждый ребёнок должен достаточно часто выполнять разные поручения, быть дежурным, принимать участие в коллективном труде. Одновременно дежурят 2-3 ребенка из группы.Дежурных подбирают следующим образом: вместе с детьми, умеющими хорошо работать, дежурят дети с недостаточно сформированными навыками трудовой деятельности.

Таким образом, общественно-полезный труд дошкольников является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире.

Источник

Алла Коновалова
Организация самообслуживания и общественно полезного труда в старших группах

В Энциклопедическом словаре понятие «труд» трактуется как «целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей».

Очень много внимания в педагогике уделяется труду. Большое значение труду придавали А. С. Макаренко, Н. К. Крупская, В. А. Сухомлинский. Важное значение труду придавал К. Д. Ушинский, который во многих своих работах определил теоретический и методологический взгляд на труд детей.Он писал: «Воспитание не только должно развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть, ни достойной, ни счастливой».

Отношение народа к труду видим по пословицам, которых существует великое множество («Праздность – мать всех пороков», «Ничего не делая, люди учатся делать дурное», «Труд делает заботы незаметными» и т. д.).

Поэтому трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель формирует у детей положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь.

Трудовое воспитание в программе является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений.

В соответствии с программой, трудовое воспитание включает:

Основные виды труда дошкольников:

1. Самообслуживание.

2. Общественно-полезный труд.

3. Труд в природе.

4. Воспитание любви к труду взрослых.

На данном педсовете коснемся таких видов трудовой деятельности как самообслуживание и общественно-полезный труд.

Краткая характеристика видов труда:

Самообслуживание – это труд ребенка, направленный на обслуживание самого себя (одевание, раздевание, прием пищи, умывание).

Общественно-полезный труд – это труд ребенка, направленный на помощь взрослым при поддержании порядка в группе, на участке, добросовестное выполнение обязанности дежурных и др. В отличие от самообслуживания, имеет общественную направленность. Ребенок учится создавать и содержать в соответствующем виде окружающую среду. Навыки общественно-полезного труда ребенок может использовать и в самообслуживании и в труде на общую пользу.

Формы организации труда:

1. Поручения.

2. Дежурства.

3. Коллективный труд (общий, совместный).

Краткая характеристика форм организации труда:

Поручения – это обращенная к ребенку просьба взрослого, выполнять какое либо трудовое действие. Трудовое поручение по форме организации может быть: индивидуальным, подгрупповым,

общим. По продолжительности – кратковременным, постоянным. По содержанию – соответствовать видам труда.

Дежурства – труд одного или нескольких детей в интересах всей группы (по столовой, в уголке природы, по подготовке к занятиям).

Общий труд – предполагает такую организацию детей, при которой при общей цели каждый ребенок выполняет какую-то часть работы самостоятельно.

Совместный труд – предполагает взаимодействие детей, зависимость каждого от темпа, качества работы другого. Цель – единая (по цепочке).

Коллективный труд – форма организации труда, при которой дети наряду с трудомрешают и нравственные задачи: договориться о разделении труда, помогают друг другу в случае необходимости, «болеют» за качество общей совместной работы.

Методический комментарий.

Такие виды труда, как самообслуживание и общественно-полезный труд используются во всех возрастных группах детского сада.

Каждый педагог понимает, что объем работы, который могут выполнить дети, незначителен по фактической значимости. Однако он оценивает результат их труда не по объему, а по тому отношению, которое дети проявили в труде: насколько были старательны, прилежны, как откликнулись на предложение помочь няне, сумели ли довести дело до конца. Таким образом, в труде наибольшее значение имеет формирование нравственных качеств личности.

Источник

Алла Коновалова
Организация самообслуживания и общественно-полезного труда в старших группах

В Энциклопедическом словаре понятие «труд» трактуется как «целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей».

Очень много внимания в педагогике уделяется труду. Большое значение труду придавали А. С. Макаренко, Н. К. Крупская, В. А. Сухомлинский. Важное значение труду придавал К. Д. Ушинский, который во многих своих работах определил теоретический и методологический взгляд на труд детей.Он писал: «Воспитание не только должно развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть, ни достойной, ни счастливой».

Отношение народа к труду видим по пословицам, которых существует великое множество («Праздность – мать всех пороков», «Ничего не делая, люди учатся делать дурное», «Труд делает заботы незаметными» и т. д.).

Поэтому трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель формирует у детей положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь.

Трудовое воспитание в программе является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений.

В соответствии с программой, трудовое воспитание включает:

Основные виды труда дошкольников:

1. Самообслуживание.

2. Общественно-полезный труд.

3. Труд в природе.

4. Воспитание любви к труду взрослых.

На данном педсовете коснемся таких видов трудовой деятельности как самообслуживание и общественно-полезный труд.

Краткая характеристика видов труда:

Самообслуживание – это труд ребенка, направленный на обслуживание самого себя (одевание, раздевание, прием пищи, умывание).

Общественно-полезный труд – это труд ребенка, направленный на помощь взрослым при поддержании порядка в группе, на участке, добросовестное выполнение обязанности дежурных и др. В отличие от самообслуживания, имеет общественную направленность. Ребенок учится создавать и содержать в соответствующем виде окружающую среду. Навыки общественно-полезного труда ребенок может использовать и в самообслуживании и в труде на общую пользу.

Формы организации труда:

1. Поручения.

2. Дежурства.

3. Коллективный труд (общий, совместный).

Краткая характеристика форм организации труда:

Поручения – это обращенная к ребенку просьба взрослого, выполнять какое либо трудовое действие. Трудовое поручение по форме организации может быть: индивидуальным, подгрупповым,

общим. По продолжительности – кратковременным, постоянным. По содержанию – соответствовать видам труда.

Дежурства – труд одного или нескольких детей в интересах всей группы (по столовой, в уголке природы, по подготовке к занятиям).

Общий труд – предполагает такую организацию детей, при которой при общей цели каждый ребенок выполняет какую-то часть работы самостоятельно.

Совместный труд – предполагает взаимодействие детей, зависимость каждого от темпа, качества работы другого. Цель – единая (по цепочке).

Коллективный труд – форма организации труда, при которой дети наряду с трудомрешают и нравственные задачи: договориться о разделении труда, помогают друг другу в случае необходимости, «болеют» за качество общей совместной работы.

Методический комментарий.

Такие виды труда, как самообслуживание и общественно-полезный труд используются во всех возрастных группах детского сада.

Каждый педагог понимает, что объем работы, который могут выполнить дети, незначителен по фактической значимости. Однако он оценивает результат их труда не по объему, а по тому отношению, которое дети проявили в труде: насколько были старательны, прилежны, как откликнулись на предложение помочь няне, сумели ли довести дело до конца. Таким образом, в труде наибольшее значение имеет формирование нравственных качеств личности.

Источник

Юшкова Евгения Анатольевна
Общественно-полезный труд как средство воспитания нравственных качеств

Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал жить согласно принципам нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении.

Труд – важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.

Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.

Труд – это могучий воспитатель, в педагогической системе воспитания А. С. Макаренко. Основой является именно труд. Но что такое труд – это совсем не то, чем заняты руки ребенка, подростка. Труд — это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться.

Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богато духовно.

Труд развивает человека физически. И, наконец, труд должен приносить радость доставлять счастье, благополучия. Еще можно сказать, что труд — это проявление людей друг о друге.

Общественно-полезный труд пронизывает всю повседневную жизнь детей детского сада, он постоянен и необходим, хотя результаты его нередко не так заметны, как в других видах труда. Общественно-полезный труд создает большие возможности для формирования у детей бережного отношения к вещам, умения замечать малейший беспорядок и по собственной инициативе включаться в его восстановление. Поэтому в детском саду должны быть созданы оптимальные условия для того, чтобы воспитательные возможности этого вида труда были использованы полностью.

Мне предстояло решить следующую проблему – может ли общественно-полезный труд являться средством воспитания нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста.

Я могу предположить, что при правильной организации и руководстве общественно – полезным трудом, у детей среднего дошкольного возраста можно воспитать нравственные качества.

В исследовании использовались следующие методы:

наблюдение, беседа, организация общественно-полезного труда, статистическая обработка данных.

Работа проходила в три этапа:

1. Констатирующий этап – включал в себя наблюдение за детьми в процессе трудовой деятельности, беседы с детьми.

2. Формирующий этап, который включал в себя чтение художественной литературы о труде, планирование и проведение общественно-полезного труда.

3. Контрольный этап – представлен повторной беседой, контрольным наблюдением и проведением общественно-полезного труда.

В ходе исследования мной была проведена беседа с детьми.Были заданы следующие вопросы:

1. С какой целью мы убираемся в группе, на участке?

2. А вам нравиться трудиться в коллективе; почему?

3. А что нужно уметь, чтобы быстро и хорошо трудиться?

4. А вам нравится трудиться?

5. Что вы больше всего любите делать?

Из беседы мы выяснили, что большинство детей любит трудиться в коллективе, но не всегда могут договариваться друг с другом, и распределять самостоятельно обязанности. Знают, для чего необходимо трудиться. Дети отметили, что любят протирать строительный материал, кукольную мебель, посуду.

Также нами были проведены наблюдения. Они проводились в повседневной жизни, во время самостоятельной деятельности и на прогулке. Наблюдения велись за всеми детьми группы.

Отмечались не только самостоятельность, организованность и добросовестность, но и такие качества как умение договариваться, взаимопомощь, поддержка, настойчивость, доводить начатое дело до конца.

Наше наблюдение показало, что большинство детей в средней группе имеют некоторые сложности в плане формирования нравственных качеств, такие как умение договариваться, уступать место другому, умение распределять обязанности в процессе трудовой деятельности.

Рассматривая результаты, полученные в ходе наблюдений за детьми, можно сказать, что уровень развития нравственных качеств сформирован в соответствии с возрастной нормой у детей не в полной мере.

В результате выводов, сделанных на основе полученных данных, мной была спланирована работа, направленная на формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации общественно-полезного труда в группе и на прогулке.

Работа мной строилась с учетом уровня сформированности нравственных качеств. Дети включались в выполнение разнообразных заданий как индивидуальных, так и коллективных. Я подбирала и объединяла детей, также учитывая их отношение к труду, уровень самостоятельности, организованности.

Я продумала систему работы по трудовому воспитанию с использованием чтения художественной литературы о труде (ЯЛ. Воронковой «Маша-растеряша», В. Осеевой «Лекарство», стихи К. Чуковского «Мойдодыр» – рассказы, «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Что посеешь, то и пожнешь», «Нет хлеба, так нет и обеда» – пословицы, «Авось да как-нибудь до добра не доведут», «Каков мастер, такова и работа» – поговорки о труде.

На контрольном этапе моего исследования было проведено повторное наблюдение за детьми, беседа. Мы акцентировали внимание на уровне сформированности тех качеств, которым уделяли внимание в формирующем эксперименте и пришли к выводу, что все качества самостоятельность, организованность, настойчивость, умение договариваться стали проявляться у детей в большей степени. Все эти дети стали более внимательными, дружелюбными друг к другу.

После этой работы мной был спланирован общественно-полезный труд со всей группой детей. Сюда входила стирка кукольного белья, протирание крупного строителя.

Цель данного труда:

1. Приучать детей поддерживать чистоту и порядок в групповой комнате;

2. Формировать трудовые навыки в работе с водой (стирка белья);

3. Учить трудиться сообща в определенной последовательности;

4. Воспитывать у детей аккуратность и взаимовыручку;

5. Доводить начатое дело до конца.

Дети были разбиты на подгруппы. Нами были намечены только бригадиры и проведен инструктаж, как надо выполнять работу.

Наблюдая за детьми, я отметила, что дети вели себя более организованно, доводили начатое дело до конца, у детей наблюдалась настойчивость, они лучше стали договариваться друг с другом.

Результаты исследования позволили сделать следующие выводы:

• что у детей данного возраста недостаточно сформированы нравственные качества в процессе участия в общественно-полезном труде.

• так же были проведены наблюдения за трудом взрослых и другими дошкольниками;

• чтобы повысить мотивацию, мы читали художественную литературу о труде, целью которой было формирование нравственных качеств у детей;

• детям давались различные индивидуальные задания.

Таким образом, проделанная мной работа позволила достичь поставленной цели, решить запланированные задачи, подтвердить моё предположение.

Источник