Общественно полезный труд в детском доме

Общественно полезный труд в детском доме thumbnail

«Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду, к жизни».

К.Д. Ушинский

1. Актуальность

Проблема социально-трудовой адаптации детей с особенными образовательными потребностями является одной из самых актуальных и острых проблем в современном обществе.

Дети данной категории имеют ограниченные возможности в развитии, вследствие различных факторов, вызывающие органические нарушения головного мозга и нуждаются в особых методах и приёмах.

Формирование навыков самообслуживания, социально-бытовой ориентировки, привитие трудовых навыков, нацеливание на получение профессии, с последующим трудоустройством – основа социально-трудовой адаптации детей с особыми образовательными потребностями.

Труд в детском доме обычно ограничивается самообслуживанием – убрать постель, накрыть стол. С первого взгляда – однообразная и скучная работа. Душа не лежит, но приходится выполнять. Воспитанник привыкает к тому, что труд неинтересен и принудителен. Вот и дежурит плохо, спустя рукава, не несет ответственность за дом, где живет.

Для решения проблемы трудового воспитания в детском доме, педагогам нужно сделать все возможное, чтобы у воспитанника не было пустого препровождения времени, когда «нет работы в руках и мыслей в голове». В это время у воспитанников меняется мироощущение, они не знают, что с собой делать и привыкают просто «убивать время».

Также не секрет, что большинство выпускников детского дома недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути.

Трудности перехода воспитанника детского дома в самостоятельную жизнь объективно обусловлены. В течение всего периода пребывания ребёнка в государственном учреждении, его персонал отвечает за жизнь, здоровье своих воспитанников, их материальное благополучие и поведение. Одной из причин социальной дезадаптации является несформированность потребности и способности трудится, отсутствие навыков самостоятельной жизни, отсутствие личного опыта нормальной жизни в семье и многое другое. Искусственное благополучное пребывание в привычном замкнутом пространстве затрудняет переход выпускника в неустойчивый и сложный современный мир, что позволяет сделать вывод о необходимости профилактической адаптационной работы.

Привыкнув к тому, что о них постоянно заботятся, после выпуска из учреждений эти дети часто теряются в жестких жизненных условиях. Они чаще всего направляются в колледжи, где обучаются случайно выбранной профессии без учета своих способностей и желаний. Как правило, это приводит к тому, что они бросают учебу или же, получив низкую профессиональную подготовку по нежеланной специальности, не хотят или не могут устроиться на работу.

В международной Конвенцией ООН о правах ребенка для детей, временно или постоянно лишенных семейного окружения, утверждено право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством (ст.20, разд.1). Там же подчеркивается значимость подготовки ребенка к самостоятельной жизни в социуме, обеспечения его свободного развития, гарантий личностно значимых и общественно приемлемых, самоопределения, самореализации и самоутверждения.

У воспитанников детского дома необходимо формировать понимание того, что труд – основа всей жизни, именно трудом созданы все материальные и духовные блага; воспитывать культуру личности во всех ее направлениях, связанных с трудовой деятельностью (культуры труда, экономической, экологической и правовой культуры) Поэтому в детском доме одним из главных направлений воспитательной работы должно стать трудовое воспитание.

2. Анализ уровня трудовой подготовки воспитанников.

На фоне того, что дети владеют трудовыми навыками, навыками самообслуживания в соответствии с возрастными нормами, отношение к трудовой деятельности и желание самостоятельно включаться в общественно – полезный труд остается достаточно низким. Особые проблемы составляют: самообслуживание, отношение к результатам труда других людей, стремление трудиться на благо других.

Цель программы

Создание позитивного отношения к труду, формирование и закрепление навыков трудовой деятельности; привитие навыков самообслуживания.Задачи программы:

• Формирование позитивной установки по отношению к труду, и восприятие труда как одной из высших ценностей в жизни;

• Формирование основ умственного и физического труда;

• Включение детей с нарушением интеллекта в социальную среду, приобщение к общественной жизни на уровне их психофизических возможностей;

• Воспитание трудолюбия, чувства долга и ответственности, целеустремлённости и предприимчивости, честности.

Основные принципы:

Основные направления трудового воспитания:

Содержание программы.

Самообслуживающий труд

– дежурство в вестибюле

Требования к знаниям, умения и навыкам воспитанников:

  • уметь соблюдать личную гигиену, гигиену рук в течение дня, знать предметы и средства личной гигиены, уметь ухаживать за зубами, ногами, уметь пользоваться щеткой, расческой;

  • знать и выполнять правила утреннего и вечернего туалета;

  • уметь выполнять стирку мелких вещей;

  • уметь самостоятельно одеваться и раздеваться, аккуратно складывать свои вещи.

Хозяйственно-бытовой труд

Требования к знаниям, умения и навыкам воспитанников:

  • поддерживать чистоту и порядок в комнате, проводить сухую и влажную уборку, уметь создать уют в комнате своими руками;

  • уметь подготовить столы к подаче пищи, убирать и вытирать столы; соблюдать технику безопасности, выполнять санитарные требования и правила этикета при работе в столовой;

  • уметь пришивать пуговицы, пришивать вешалки к одежде, работать с утюгом, наводить порядок на полке с одеждой;

  • уметь ремонтировать свою одежду (ставить различные заплаты, зашивать и подшивать изделия), уметь гладить белье;

  • уметь проводить ремонт лопат, мыть стены покрытые масленой краской, мыть лестницы моющими средствами, работать щеткой, шваброй, выполнять ремонт забора

Сельскохозяйственный труд

Требования к знаниям, умения и навыкам воспитанников:

  • уметь выращивать основные виды овощей в открытом грунте, обрабатывать почву (очистка поверхности, перекопка, мелкое рыхление гряд, выравнивание поверхности гряд), подбирать и готовить посадочный материала, уметь проводить посадку семян овощей в открытый грунт, распознавать всходы культурных растений от сорняков; знать способы борьбы с насекомыми – вредителями; уметь ухаживать за ягодными кустарниками; проводить подкормку растений;

  • уметь производить деление и посадку зимующих многолетних растений, рыхление почвы в междурядьях и вокруг растений, подвязывание стеблей к колышкам, прореживание посадок, посадку однолетних цветковых растений семенами, уборку растительных остатков из цветника;

  • уметь проводить посадку и пересадку комнатных растений, знать сезонные особенности содержания комнатных растений.

Общественно полезный труд.

Требования к знаниям, умения и навыкам воспитанников:

  • уметь подгребать опавшие листья, подметать дорожки, собирать и удалять мусор;

  • расчищать дорожки от снега, собирать мусор и выносить его в установленное место;

  • уметь обращаться с метлой, лопатой, граблями, совком, носилками, соблюдать технику безопасности при работе секатором.

В мире профессий и обязанностей

Цель: формирование готовности воспитанников к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учётом своих склонностей, способностей, состояния здоровья и потребности рынка труда в специалистах.

В ходе занятий решаются следующие задачи:

– обобщить знания воспитанников о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере;

– сформировать знания и умения объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку;

– развивать представление о народном хозяйстве и потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации;

– воспитывать уважение к рабочему человеку.

Читайте также:  Полезное для дома из полимерной глины

Требования к знаниям, умения и навыкам воспитанников:

  • знать профессии, которые можно освоить после выхода из детского дома;

  • знать группы профессий, требования к выбору профессии, какую помощь оказывает центр занятости населения;

  • уметь правильно оценивать свои желания, способности и возможности при выборе профессии.

Организация и проведение общих воспитательных мероприятий

  • Праздник урожая

  • Конкур рисунков «Моя будущая профессия»

  • Викторина «Что растет на грядке»

  • Мини-проект «Когда труд бывает радостью»

  • Воспитательский час: «Труд кормит, а лень портит»

  • Классный час «Труд в почете любой, мир профессий большой»

  • Аукцион мнений «Что помогает содержать вещи в порядке»

  • Творческая мастерская «Поделки из природных материалов»

  • Копилка полезных советов «Как подготовить дом к холодному периоду года»

  • Беседа «Чем пахнут ремёсла?»

  • Практикум «Кормушка для пернатых друзей»

  • Клуб мастеров «Мастерская Деда Мороза»

  • Акция «Уборка снега на территории школы»

  • Занятие-практикум «Посев цветочных растений на рассаду»

Трудовая деятельность воспитанников должна быть организована с соблюдением следующих условий:

– объем и специфика трудовой деятельности должна соответствовать возрастно-половым и функциональным особенностям и состоянию здоровья воспитанников;

– трудовая деятельность воспитанников должна осуществляется в благоприятных санитарно-гигиенических условиях, безопасных для их здоровья и жизни.

Для организации трудовой деятельности подростков соблюдаются следующие правила:

– обязательно должно учитываться физическое, психическое и эмоциональное здоровье воспитанников;

– трудовая деятельность должна быть индивидуальной и иметь несложный производственный цикл;

– работа должна быть разнообразной и интересной;

– в случае отказа подростка от работы предложить смену трудовой деятельности и провести с ним разъяснительную беседу;

– обязательно поощрять каждый продуктивный шаг в трудовой деятельности.

Заключение

Данная программа рассчитана на весь период пребывания воспитанников в детском доме и предполагает постоянную работу по ее дополнению и совершенствованию

E:Рабочий столмоя работаПОРТФОЛИОАлимафото алимаDSCN0648.JPG

Литература.

  1. Воспитание дошкольника в труде / В.Г. Нечаева, Р.С. Буре. – М.: Просвещение, 1980

  2. Гуламов Г. “Взаимосвязь общественно полезного труда и нравственного воспитания учащихся” // Сов. “педагогика”, 1991 г.

  3. Макаренко А.С. «Лекции о воспитании детей» пед.сочинения в 8т.,т.4.

  4. Мудрость тысячелетий/ автор-сост. В.Балязин. – М.:ОЛМА Медиа Групп, 2010. – 304с.

  5. Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе.

  6. Шинкаренко В.А. Трудовое обучение и воспитание учащихся вспомогательной школы. – Минск, 2009.

  7. Мачихина В.Ф. Воспитательная работа во вспомогательной школе. – М., 1980.

Отчет по реализации программы.

Процесс трудового воспитания рассматривается мной не только научить воспитанников некоторым трудовым приемам, но и необходимостью выработать и закрепить выполнение приобретенных навыков и умений.

Целью моей педагогической деятельности является – подготовка воспитанников к самостоятельной трудовой деятельности

Я работаю в семье, где воспитываются 10 детей, которые поступили в детский дом с не сформированными социальными нормами. У этих детей не были развиты трудовые навыки необходимые для самостоятельной жизни. И поэтому перед воспитателем стояла задача привить трудовые навыки, навыки самообслуживания и потребность к труду. Научить ребенка простым, но нужным навыкам самообслуживания.

Учу воспитанников, как правильно пришить пуговицу, постирать и погладить свои вещи, убрать комнату, сделать сервировку стола на каждый день и на праздник, как можно создать уют у себя дома, используя подручные материалы.

В своей работе я стараюсь воспитывать у них ощущение нужности для окружающих, чувство значимости их деятельности. Так приучая воспитанников к самостоятельности, я стремлюсь не спешить идти на помощь ребёнку при первых затруднениях, а даю ему возможность самому попытаться преодолеть трудности, проявить сообразительность и смекалку. 

Ребята ежедневно занимаются самообслуживанием, общественно-полезным трудом, что позволяет им приобретать санитарно-гигиенические, трудовые навыки, участвовать в благоустройстве и озеленении территории, прилегающей к зданию детского дома.

Результаты работы позволяют сделать вывод о том, что целенаправленная социально-трудовая деятельность способствует созданию условий для формирования и развития трудовых умений и навыков воспитанников нашего детского дома, что в дальнейшем влияет на их самореализацию в самостоятельной жизни; также в результате выбранных оптимальных методов и форм работы, в рамках общеразвивающей программы, происходит объединение детей в трудовом коллективе, на основе взаимопомощи, взаимовыручки и взаимоподдержки.

В течение года у ребят сформировался стойкий интерес к результатам своей работы. Владеют навыками (до автоматизма) личной гигиены, самообслуживающего труда, гладить бельё, зашивать, пришивать. Имеют представление о видах профессий, труде; осознают связь между благополучием человека и его трудом. Они стали ответственнее, научились правильно организовывать свое рабочее место, по окончании работы приводить его в порядок, соблюдать правила техники безопасности.

E:Рабочий столмоя работаПОРТФОЛИОАлимаАлимаDSCN0941.JPG

E:Рабочий столмоя работаПОРТФОЛИОАлима106NIKONDSCN2186.JPG

В процессе трудового воспитания развивается познавательная деятельность.

E:Рабочий столмоя работаПОРТФОЛИОАлимаАлимаDSCN1002.JPGE:Рабочий столмоя работаПОРТФОЛИОАлимаАлимаDSCN1000.JPG

E:Рабочий столмоя работаПОРТФОЛИОАлимафото алимаDSCN0654.JPG

В ходе трудовой деятельности формируются такие личностные качества, как трудолюбие, ответственность, чувство коллективизма, взаимопомощи.

E:Рабочий столмоя работаПОРТФОЛИОНургульнургульпрезентацияDSCF2579.jpg

E:Рабочий столмоя работаПОРТФОЛИОНургульнургульпрезентацияDSC00038.JPG

E:Рабочий столмоя работаПОРТФОЛИОНургульнургульпрезентацияDSCF1387.jpg

Воспитанники видят результаты своего труда.

E:Рабочий столмоя работаПОРТФОЛИОНургульнургульпрезентацияSAM_0033.JPG

E:Рабочий столмоя работаПОРТФОЛИОАлимафото алимаDSCN0650.JPGE:Рабочий столмоя работаПОРТФОЛИОАлима104NIKONDSCN1923.JPG

Научаются планировать трудовую деятельность.

E:Рабочий столмоя работаПОРТФОЛИОАлимаАлимаDSCN0943.JPG

Я в своей работе стараюсь с каждым воспитанником найти индивидуальный подход, заинтересовать увлечь творческой работой, убедить, что это в дальнейшей жизни им пригодиться в оформлении своей квартиры, улучшить свой внешний вид, что этим багажом знаний им легче будет войти в самостоятельную жизнь. Но чтобы добиться положительных результатов, необходимо приложить много усилий и нельзя сбрасывать со счетов фактор времени.

Детский дом для детей становится основной моделью социального мира, и от того, как будет построен процесс воспитания, зависит приобретение социального опыта детьми, основ человеческих взаимоотношений, умений и навыков обеспечения личной жизни и деятельности. Деятельность воспитанников детского дома проявляется в учебе, в различных видах трудовой деятельности, в организации своего свободного времени, в выполнении общественных нагрузок, в поведении в школе, колледжах, детском доме, общественных местах, а также в умении применить культурно – гигиенические навыки.

В заключение хочу привести слова А.С. Макаренко, которые очень точно отражают суть трудового воспитания в детском доме: «Труд – всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов».

.

Источник

Трудовое воспитание детей в условиях детского дома.  

(составитель – Фомина Л.В. воспитатель детского дома «Родник»)

Труд есть сознательная, целесообразная, созидательная деятельность человека, направленная на удовлетворение его материальных и духовных потребностей, развивающая его физические и духовные сущностные силы, а также нравственные качества.

Трудовое воспитание детей в детском доме – составная часть целостного педагогического процесса, которая включает в себя передачу воспитанникам трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудового сознания и активности которые помогли бы им в дальнейшей взрослой жизни после выхода из стен детского дома.

Научить воспитанников некоторым трудовым приемам еще не означает что мы добились каких то результатов , необходимо выработать и закрепить выполнение приобретенных навыков и умений систематически.  А для этого, на мой взгляд, необходимо изменить сам воспитательный процесс в детском доме, используя разнообразные формы и методы обучения с опорой на конкретный материал, взятый из окружающей жизни и природы, на непосредственный опыт и наблюдение воспитанников.

Читайте также:  Для чего полезен чай молочный улун

Воспитание трудовой активности предполагает приучение ребят к творчеству, активной деятельности, осмыслению окружающей жизни. Воспитание у детей трудовой активности лежит в основе эффективного взаимодействия гражданского и нравственного воспитания, составляет фундамент творческой активности и продуктивности в учебной деятельности, в физкультуре и спорте, в художественной самодеятельности.

Задачами воспитания трудовой активности в детском доме, да и в обучении детей в целом – является как формирование добросовестного отношения к труду, понимания его роли в жизни человека и общества, установки на выбор профессии, так и развитие интереса к трудовой деятельности, творческого подхода к процессу труда.

 Воспитание  трудовой активности выполняет задачу – привлечь внимание детей к труду, это особенно необходимо в условиях детского дома, так как в основном все трудовые действия выполняет обслуживающий персонал (повара, работники по обслуживанию зданий, швея, прачка) поэтому в этих условиях в двойне необходимо пробудить у них любознательность, познавательный интерес, трудолюбие. Одновременно необходимо развивать у детей чувства долга и ответственности, активизирующие трудовое сознание.

Все компоненты трудового воспитания детей должны осуществляться поэтапно, с учетом возраста, на основе принципов целостности, непрерывности и направлены на решение основной цели:

 Сформировать устойчивые ориентации на трудовой образ жизни, трудовую культуру личности; обеспечить практическую и нравственно-психологическую готовность к творческому труду; воспитать нравственное отношение детей к трудовой деятельности, развить творческие способности воспитанников.

Для осуществления этой цели, на мой взгляд, формировать и развивать у детей трудовое сознание. А содержанием трудового

сознания является производственный опыт: профессиональные знания, умения и навыки. В него входят также добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, направленность к труду, понимание общественного значения личного долга и ответственности каждого за результаты труда, эмоциональное, нравственное и эстетическое отношение к труду.

Развитое трудовое сознание способствует формированию в человеке трудовой активности, проявляющейся в личной заинтересованности в труде, инициативности, творческому отношению к нему. Трудовая активность также включает в себя умение соотносить свои потребности и формы их удовлетворения с объемом и качеством личного труда.

Трудовая активность – это положительное отношение человека к умственному и физическому труду. Самыми важными чертами трудовой активности являются интерес к труду, желание трудиться и достигать положительных результатов, нести ответственность за результаты своего труда, быть бережливым.

Трудовой активности не может быть без сформированного трудового сознания. Трудовая активность является результатом трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации. Поэтому трудовая активность должна выступать как личностное качество, которое характеризуется прочной потребностно-мотивационной сферой, глубоким осознанием большой воспитательной силы труда знания и убеждения, умением и стремлением добросовестно выполнять любую необходимую работу и проявлять волевые усилия в преодолении тех преград, которые встречаются в процессе трудовой деятельности.

Основным направлением воспитания трудового сознания у воспитанников детского дома должно стать – профпросвещение. Профессиональное просвещение должно носит общеформирующий характер, что предполагает предоставление детям общих сведений о профессиях и пробуждение разносторонних профессиональных интересов.

Главное как мне кажется – это приучать ребят к творчеству, активной деятельности, осмыслению окружающей жизни. Дать понять, что приобретение профессии это один из важнейших шагов к успешной, взрослой жизни, к становлению человека как личности.

Одним из важных методов в воспитании положительного отношения к труду мне кажется можно считать игровой. И не важно сколько лет  ребенку(в детском доме в основном дети от 7 -18 лет) игра всегда остается для детей интересна и занимательна.

В игровой форме они познают окружающий мир взрослых, моделирует ситуации повседневной и профессиональной жизни, получает первичные трудовые навыки. В игровой деятельности происходит также созревание и совершенствование структур головного мозга и их функций, которое зависит от количества и качества поступающей информации. Известно, что элементы игры, вносимые в воспитательный процесс, вызывают яркую положительно окрашенную

эмоциональную реакцию. Младшие воспитанники с увлечением играют в строительство, железную дорогу, школу и т.д. Переход от игр с бытовой тематикой к играм с производственным сюжетом, введение в игру эпизодов из взрослой жизни связано с расширением кругозора 11 -12 летних воспитанников и обогащением жизненного опыта, общения и взаимодействия со сверстниками. Игра, богатая различными положительными эмоциональными переживаниями, оставляет в душе ребенка глубокий след. Поэтому она должна широко использоваться  в трудовом воспитании в качестве одного из основных средств.

С точки зрения педагогической психологии, в трудовом воспитании детей от7 -12 лет наиболее эффективным является использование сюжетно-ролевых игр, в которых дети имеют возможность в игровой форме воспроизводить на уровне модели элементы трудовой деятельности взрослых, ситуации общения, выполнять трудовые действия, наблюдаемые в быту. Игры на трудовые сюжеты позволяют детям самим исполнять роли людей разных профессий. Для ребят будут полезны игры, развивающие техническую смекалку и творческое воображение. Занимательные игры, связанные с трудовой деятельностью людей, можно использовать для воспитанников более старшего возраста.

Также для воспитания трудовой активности необходимо привлечение детей в кружки технического и художественного творчества, где происходит формирование познавательных интересов, усваивание социального опыта. Посещение кружков и детских студий должно осуществляться по желанию ребенка, с учетом его интересов, склонностей и возможностей. Однако ребенок часто не может выбрать себе занятие по душе.  На базе  любого детского дома я думаю существуют такие кружки. Но для лучшего достижения лучшего результата  на мой взгляд необходимо и сотрудничество с  действующими в городе кружками и секциями воспитателям совместно с руководителями кружков необходимо организовать для детей посещение «Дней открытых дверей» во Дворцах детского и юношеского творчества, художественных и спортивных школах, станциях юношеского творчества (СЮТ), Домах народного творчества и т.п. Такой подход к данному вопросу способствует раскрытию творческих способностей у детей, появлению желания реализовать себя в какой-либо деятельности а также решает вопрос о социализации детей детских домов и школ – интернатов . Формирование направленности к трудовой деятельности детей детерминирует реализацию профессиональных намерений в будущем.

Эффективное проведение воспитательной работы с  с воспитанниками, начиная с младшего возраста дает возможность воспитателю получить данные об интересах и склонностях детей  к определенным видам трудовой деятельности. Чем раньше будут выявлены задатки, склонности и способности ребенка, тем больше возможностей для их развития и тем более осознанным будет выбор профессии в будущем. Изучение воспитанников в воспитательных целях следует проводить методом анкетирования, индивидуальной беседы, наблюдения за ребенком в ходе учебно-воспитательного процесса, изучения продуктов детского творчества и др.

Для развития трудовой активности также можно использовать экскурсии. Им принадлежит одно из ведущих мест в работе по ознакомлению детей с трудом взрослых. Воспитанники во время экскурсий в самом общем виде знакомятся с технологией изготовления той или иной продукции, с орудиями труда, имеют возможность непосредственного общения с людьми, занятыми в конкретной сфере производства.

Читайте также:  Игры на формирование полезных привычек в старшей группе

Эффективность экскурсии зависит от тщательности ее подготовки и планирования. Для детей важно увидеть, как производится та или иная продукция, а также и иметь возможность потрогать ее руками, ощутить запахи, связанные с особенностями производства. Желательно, чтобы за экскурсией следовала беседа, закрепляющая знания и позволяющая сформировать более общие представления и понятия. Это способствует и развитию образной памяти у детей, и формирует положительную направленность к труду.

Знания становятся полнее и прочнее, если они находят применение в практической деятельности, которая может быть реализована  в форме рисунков и поделок. Организация конкурсов, выставок, соревнований увлекает детей и создает условия для формирования направленности к трудовой деятельности, а также развития творческих способностей и познавательных интересов.

Анализ программ и учебных пособий, изученных мной, указывает на то, что учебно-воспитательный процесс содержит большие возможности для воспитания трудовой активности. Поэтому воспитателям детских домов и школ – интернатов следует широко и многоаспектно использовать все элементы воспитательных воздействий на формирование трудовой активности.

На мой взгляд, для эффективности стимулирования трудовой активности необходимо применять и

– метод проблемного обучения;

– метод творческого проекта.

 Метод проблемного обучения – наиболее интересное направление связано с вопросами применения в повседневной жизни, при посещении кружков методов и приемов проблемного обучении и создания проблемных ситуаций как средства повышения трудовой активности учащихся.

Проблемное обучение заключается в создании проблемных ситуаций, в осознании, принятии и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и воспитателя или руководителя , при оптимальной самостоятельности первых и под общим направляющим руководством последних, а также в овладении детьми в процессе такой деятельности обобщенными знаниями и общими принципами решения проблемных задач. Принцип проблемности сближает между собой процесс обучения с процессами познания, исследования, творческого мышления.

Проблемное обучение (как и любое другое обучение) может способствовать реализации двух целей:

Первая цель — сформировать у воспитанников необходимую систему знаний, умений и навыков.

Вторая цель — достигнуть высокого уровня развития детей, развития способности к самообучению, самообразованию.

Обе эти задачи могут быть реализованы с большим успехом именно в процессе проблемного обучения, поскольку усвоение любого материала происходит в ходе активной поисковой деятельности детей, в процессе решения ими системы проблемно-познавательных задач.

Тематика проблемного обучения может быть разнообразной:

1) На общетрудовые темы: «Наш сад», «Ухаживаем за больной подругой», «На даче».

2) На профессиональные сюжеты: «Почта», «Магазин», «Стройка» и т.д.

3) На техническую смекалку, творческие способности и воображение: «Я – конструктор», «Я – дизайнер» и т.д.

В качестве средства дополнительного воспитания трудового сознания и активности детей можно использовать на воспитательных часах метод «профессиональный портфолио».

В своих портфолио воспитанникам можно предложить собирать сведения о различных профессиях, наблюдения за работой специалистов и вырезки из газет и журналов. Пополнение содержимого этих папок с файлами-накопителями приобретет для детей личностное значение.    Портфолио будет наполняться реальными результатами их деятельности. Им будет интересно возвращаться к материалам, смотреть, как менялось их мнение по поводу тех или иных профессий.

 Метод творческого проекта- это самостоятельная творческая работа учащихся – от выдвижения идеи до воплощения её в готовом изделии – выполняется или под контролем и при непосредственной консультативной помощи взрослого. Проектный метод ориентирован на творческую самореализацию развивающей личности, развитие воли, находчивости, целеустремленности.

Выполнение творческого проекта – работа сложная и объемная. Защита проектов проходит перед всей группой. Дети должны будут продемонстрировать готовые изделия. Это мероприятие формирует у них чувство ответственности, навыки самооценки и взаимооценки, развивает способности детей, вносит в воспитательный процесс дух соревнования. В процессе подготовки творческих проектов воспитанники знакомятся с общими и специальными требованиями к работникам различных профессий, условиям труда, возможностями профессионального роста.

Проектирование как метод активизации трудовой деятельности детей позволяет усилить индивидуализацию обучения на основе личностно ориентированного подхода. Наряду с этим большое значение имеют трудовые умения и навыки, которые формируются у детей в процессе освоения или специальных упражнений, тренировочных заданий и их востребованность в процессе выполнения творческих проектов.

Трудовую активность воспитанников, на мой взгляд, будут повышать организованные взрослыми смотры, выставки, конкурсы на изготовление лучшего проекта.

Для того чтобы пробудить интерес к трудовой деятельности, необходим и коллективный подход: поставить перед группой цель, познавательную задачу, создать поисковую ситуацию, раскрыть важность поиска и помочь каждому включиться в труд.

Кроме всего прочему, в коллективной деятельности у детей формируются навыки общения и активного сотрудничества.

Таким образом, рассмотрев различные методы и приемы формирования трудовой активности у детей детского дома можно сделать следующий вывод:

Необходимо постоянно, систематически использовать различные метода и приемы для повышения трудовой активности воспитанников.

Принципы формирования трудового сознания и трудовой активности:

1 воспитанник  должен осознавать, что его труд представляет определенную общественную значимость, приносит пользу людям, коллективу, обществу. Это может быть труд на пользу детского дома(работа на участке, оформление детского дома , ремонт учебных пособий, благоустройство и озеленение двора).

2. Результатом труда обязательно должен быть полезный продукт, имеющий определенную общественную ценность. Воспитанник должен ясно, зримо видеть реальные результаты своего труда. Здесь очень важно на деле знакомить детей с общественным назначением цели его труда, показать ребенку кому нужен его труд. Но если дети не видят, что их работа приносит пользу, у них пропадает всякое желание трудиться, они будут работать  по принуждению, неохотно.

3. Труд должен быть коллективным. Коллективный труд – это совместное выполнение общих трудовых задач, это труд, объединенный общей целью. Только такой труд вырабатывает умение подчинять свое поведение в интересах коллектива. Коллективный труд позволяет ставить и решать задачи, выполнение которых не под силу каждому отдельному человеку, дает возможность детям приобрести опыт трудовой взаимопомощи и солидарности.

4. Труд воспитанника  должен быть инициативным и творческим. Желательно, чтобы он предоставлял детям возможность проявить инициативу, стремиться к новому, поискам. Чем больше интеллектуальных усилий требует труд, тем с большей готовностью будут заниматься  им дети.

5. Необходимо требовать от воспитанников не просто выполнения работы, а тщательного, аккуратного, добросовестного выполнения, бережного отношения к оборудованию, материалам, орудиям труда.

Если все указанные условия  будут соблюдаться, то труд для детей станет  весьма привлекательной деятельностью, будет вызывать у них чувство большого морального удовлетворения. В таком труде они приобретают практический опыт правильного общественного поведения, а также формируются такие качества личности, составляющие трудовую активность, как трудовая направленность, инициативность, целеустремленность, общительность и т.д.

Источник