Общественно полезный труд средство исправления осужденных
Основу любого общественного строя составляет труд. Он является естественной необходимостью. Без труда немыслимо общественное производство, сама жизнь, им создаются все материальные, культурные и духовные ценности человека. Поэтому-то он и называется общественно полезным трудом. Общественно полезный труд является основой исправления осужденных. Это средство формирования личности каждого человека, а его отношение к труду – важная социальная черта . Труд создал самого человека и благодаря этому стало возможным появление и развитие человеческого общества.
Все наказания, назначенные приговором суда виновным лицам, должны быть исполнены. Исполнение наказаний – это реализация санкций уголовно-правовых норм. Исполнение наказаний, связанных с применением мер исправительного воздействия – это регламентированный нормами уголовно-исполнительного права карательно-воспитательный процесс, осуществляемый специально уполномоченными на то органами государства в соответствии с целями наказания в обществе. Исполнение наказаний, связанных с исправительным воздействием отличается от исполнения всех иных наказаний тем, что они: протекают во времени, являются по содержанию карательно-воспитательными и осуществляются, как правило, специальными органами государства, пенитенциарными (исправительными) учреждениями.
При исполнении наказаний их содержание и средства, а также цели должны быть между собой взаимосвязаны. Так, если лишение свободы не будет связано с привлечением к общественно полезному труду и проведением воспитательной работы, то оно останется лишь карой за совершенное преступление. Таким образом невозможно добиться выполнения задач, стоящих перед пенитенциарными учреждениями по исправлению осужденных. Положение, что труд – основа исправления осужденных является общепризнанным.
Главная цель организации труда в местах лишения свободы – исправление осужденных. В этом проявляется важная черта гуманизма уголовно-исполнительной политики государства. Согласно ст. 9 УИК РФ труд выступает в качестве одного из основных средств исправления осужденных.
Значение труда осужденных в процессе отбывания наказания не исчерпывается воспитательной задачей. Он развивает у осужденных творческие способности, закаляет волю, формирует коллективизм, ответственность и другие жизненно важные для человека качества. Вовлечение осужденных в трудовое соревнование, движение рационализаторов и изобретателей позволяет воспитывать у них активность, чувство состязательности.
Производительность труда поднимает осужденных в собственных глазах, придает им уверенность в собственных силах и способности создавать материальные блага, оказывает на них благотворное влияние как на равных членов общества. Чрезвычайно важно подчеркнуть, что воспитывает осужденных не труд вообще, а квалифицированный труд,[60] так как они не приобретают никакой специальности, необходимой на свободе и не подвергаются в должной мере исправительному воздействию, кроме этого неквалифицированный труд низко оплачиваемый и не престижный и воспитательное значение такого труда невелико. «Приобретение специальности лицами, ранее ее не имевшими, повышение квалификации или овладение новой специальностью имеет большое значение для подготовки осужденных к честной трудовой жизни на свободе, для предупреждения рецидива. Приобретение специальности или повышение квалификации имеют также большое воспитательное значение».[61] В пенитенциарных учреждениях созданы все условия для приобретения специальности и повышения квалификации.
Общественно полезный труд как средство исправления осужденных в пенитенциарных учреждениях преследует и иные цели, в частности экономическую, социальную и оздоровительную.
Экономическая цель труда осужденных состоит в том, что они работают на себя и на общество, членами которого они являются и которое готово принять их после отбытия наказания. Результаты труда осужденных служат средством возмещения ущерба, причиненного преступлением, выплаты исков и алиментов, возмещения стоимости питания, одежды, белья и обуви, кроме стоимости спецодежды и спецпитания. Важность экономической цели труда осужденных трудно переоценить, однако, согласно ст. 103 УИК РФ, «Производственная деятельность осужденных не должна препятствовать выполнению основной задачи исправительных учреждений – исправлению осужденных».
Социальная цель в основном заключается в получении или в сохранении уже имеющейся специальности, необходимой осужденным после освобождения из мест лишения свободы. Для достижения этой социальной цели служат созданные в пенитенциарных учреждениях промышленные производства и общеобразовательное и профессионально-техническое обучение.
По своему социально-экономическому характеру результат труда осужденных делится на необходимый и прибавочный, т. е. прибыль. Часть прибавочного продукта является источником расширенного воспроизводства, что способствует укреплению и расширению, а также техническому перевооружению производственной базы пенитенциарных учреждений.
Оздоровительная цель осужденных в пенитенциарных учреждениях при использовании труда заключается, прежде всего, в укреплении здоровья. Труд способствует физическому развитию и закаливанию организма. Кроме этого он способствует предотвращению антиобщественных проявлений осужденных, так как их силы и энергия направлены на создание материальных благ. Естественно, что в СИЗО, исправительных колониях и тюрьмах для укрепления их здоровья проводятся различные медицинские, санитарно-гигиенические и иные мероприятия оздоровительного характера. «Но даже регулярное проведение прогулок, использование их для спорта и проведение санитарно-гигиенических мероприятий, как правило, оказывается недостаточным для поддержания здоровья заключенных если они систематически не занимаются трудом».[62]
Таким образом, на практике общественно полезный труд необходим как средство исправления осужденных, но он не эффективен если они не заинтересованы в своем труде. Поэтому нужно максимально заинтересовать в результатах их труда, чтобы они просили предоставить им работу, выступали с предложениями по внедрению передовых методов труда, предлагали выпускать новые виды продукции и ее реализацию.
Дата добавления: 2015-05-08; просмотров: 3250 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов
Читайте также:
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
© 2015-2021 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление
Ëîïèíà Ìàðèÿ Âëàäèìèðîâíà, íà÷àëüíèê êàáèíåòà ñïåöèàëüíûõ äèñöèïëèí Âîðîíåæñêîãî èíñòèòóòà ÔÑÈÍ Ðîññèè.
 ñòàòüå èññëåäóþòñÿ îñîáåííîñòè ãîñóäàðñòâåííîé ïîëèòèêè â îáëàñòè èñïîëíåíèÿ íàêàçàíèÿ â óñëîâèÿõ ýêîíîìè÷åñêîãî êðèçèñà, ðàñêðûâàåòñÿ ñîäåðæàíèå îñíîâíîãî ñðåäñòâà èñïðàâëåíèÿ îñóæäåííûõ – îáùåñòâåííî ïîëåçíûé òðóä.
Êëþ÷åâûå ñëîâà: îáùåñòâåííî ïîëåçíûé òðóä, îñóæäåííûé, ýêîíîìè÷åñêèé êðèçèñ.
The article investigates the characteristics of state policy in the execution of punishment in the context of the economic crisis, the interpretation of the basic means of convicted persons reformation – socially useful work.
Key words: socially useful work, convicted, the economic crisis.
 ñîîòâåòñòâèè ñî ñò. 9 Óãîëîâíî-èñïîëíèòåëüíîãî êîäåêñà Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè [1] èñïðàâëåíèå îñóæäåííûõ – ýòî ôîðìèðîâàíèå ó íèõ óâàæèòåëüíîãî îòíîøåíèÿ ê ÷åëîâåêó, îáùåñòâó, òðóäó, íîðìàì, ïðàâèëàì è òðàäèöèÿì ÷åëîâå÷åñêîãî îáùåæèòèÿ è ñòèìóëèðîâàíèå ïðàâîïîñëóøíîãî ïîâåäåíèÿ.
 íàñòîÿùåå âðåìÿ ïðîöåññ èñïðàâëåíèÿ îñóæäåííûõ îðèåíòèðîâàí íà ðåàëüíóþ äåéñòâèòåëüíîñòü, â êîòîðîé îí îñóùåñòâëÿåòñÿ (ïðåæäå âñåãî, â óñëîâèÿõ èñïîëíåíèÿ íàêàçàíèÿ, ïðèìåíåíèÿ êàðû). Ïîýòîìó êîíå÷íûé ðåçóëüòàò èñïðàâëåíèÿ îïðåäåëÿåòñÿ òàê: ôîðìèðîâàíèå ó îñóæäåííûõ ïðàâîïîñëóøíîãî ïîâåäåíèÿ, óâàæèòåëüíîãî îòíîøåíèÿ ê ÷åëîâåêó, îáùåñòâó, òðóäó, íîðìàì, ïðàâèëàì è òðàäèöèÿì ÷åëîâå÷åñêîãî îáùåæèòèÿ. Òåì íå ìåíåå ðå÷ü èäåò çäåñü íå òîëüêî î “þðèäè÷åñêîì” èñïðàâëåíèè (îñóæäåííûé íå ñîâåðøèò íîâîãî ïðåñòóïëåíèÿ), íî è î áîëåå ñëîæíîì ÿâëåíèè – íðàâñòâåííîì èñïðàâëåíèè, êîãäà öåííîñòè ÷åëîâå÷åñêîãî îáùåæèòèÿ îñóæäåííûé ñîáëþäàåò ãëóáîêî îñîçíàííî, à íå èç-çà áîÿçíè íîâîãî íàêàçàíèÿ.
Òðóä îñóæäåííûõ çàêîíîäàòåëü îòíîñèò ê ÷èñëó îñíîâíûõ ñðåäñòâ èñïðàâëåíèÿ îñóæäåííûõ, êîòîðûå çàêðåïëåíû â ÷àñòè 2 ñò. 9 ÓÈÊ ÐÔ. Åãî öåëü – óòâåðäèòü êàæäîãî îñóæäåííîãî â ñîçíàíèè òîãî, ÷òî ÷åëîâåê íå ìîæåò æèòü áåç òðóäà. È â ïðåæíèå âðåìåíà, è â íàñòîÿùåå âðåìÿ òðóä, îñîáåííî ïðîèçâîäèòåëüíûé, îêàçûâàë íà îñóæäåííûõ áîëüøîå âîñïèòàòåëüíîå âîçäåéñòâèå [2].
Èñòîðè÷åñêèé îïûò ðàáîòû ñ îñóæäåííûìè â ìåñòàõ ëèøåíèÿ ñâîáîäû íå îñòàâëÿåò ñîìíåíèÿ â òîì, ÷òî ïðîèçâîäèòåëüíûé òðóä ýôôåêòèâåí êàê ñðåäñòâî èñïðàâëåíèÿ îñóæäåííûõ. Íà äàííîå îáñòîÿòåëüñòâî óêàçûâàëè ìíîãèå èçâåñòíûå ïåíèòåíöèàðèñòû, ïîñâÿòèâøèå ñâîþ æèçíü íàóêå è ïðàêòèêå îêàçàíèÿ ðåàëüíîé ïîìîùè ëèöàì, ñîâåðøèâøèì ïðåñòóïëåíèå, â ðàñêàÿíèè. Òàê, íàïðèìåð, èçâåñòíûé ðóññêèé ïåíèòåíöèàðèñò Ñ.Â. Ïîçíûøåâ ïèñàë: “Õîðîøàÿ îðãàíèçàöèÿ òðóäà â ïåíèòåíöèàðíûõ ó÷ðåæäåíèÿõ ñîñòàâëÿåò îäíî èç ïåðâûõ óñëîâèé ïðàâèëüíîé ïîñòàíîâêè ïåíèòåíöèàðíîãî äåëà. Ïðàçäíîñòü âîîáùå ðàçâðàùàåò ÷åëîâåêà, à ïðè îñîáûõ óñëîâèÿõ, â êîòîðûõ æèâóò çàêëþ÷åííûå, îíà îñîáåííî âðåäíà. Ñîçíàíèå ÷åëîâåêà, ÷òî îí ÷åñòíî ðàáîòàåò, ïîäíèìàåò åãî â ñîáñòâåííûõ ãëàçàõ, îêàçûâàåò íà íåãî îáëàãîðàæèâàþùåå âëèÿíèå” [3].
 ñîîòâåòñòâèè ñ ÷. 2 ñò. 9 ÓÈÊ ÐÔ îñíîâíûìè ñðåäñòâàìè èñïðàâëåíèÿ îñóæäåííûõ ÿâëÿþòñÿ: óñòàíîâëåííûé ïîðÿäîê èñïîëíåíèÿ è îòáûâàíèÿ íàêàçàíèÿ (ðåæèì), âîñïèòàòåëüíàÿ ðàáîòà, îáùåñòâåííî ïîëåçíûé òðóä, ïîëó÷åíèå îáùåãî îáðàçîâàíèÿ, ïðîôåññèîíàëüíàÿ ïîäãîòîâêà è îáùåñòâåííîå âîçäåéñòâèå.
Îáùåñòâåííî ïîëåçíûé òðóä â ñèëó ñâîèõ èñêëþ÷èòåëüíûõ âîçìîæíîñòåé âûñòóïàåò âàæíåéøèì ñðåäñòâîì èñïðàâëåíèÿ îñóæäåííûõ.  ñâîå âðåìÿ òðóä â ñîîòâåòñòâóþùèõ çàêîíàõ íàøåé ñòðàíû ïðèçíàâàëñÿ îñíîâîé âñåãî ïðîöåññà èñïðàâëåíèÿ è ïåðåâîñïèòàíèÿ îñóæäåííûõ. Ñåé÷àñ â ïîëèòèêå è çàêîíîäàòåëüñòâå àêöåíò ñìåùåí ñ òðóäîâîãî íà óãîëîâíî-èñïîëíèòåëüíûé. Òåì íå ìåíåå òðóä ïðîäîëæàåò èãðàòü âàæíóþ ðîëü ïðè èñïîëíåíèè ìíîãèõ âèäîâ íàêàçàíèé, òàêèõ êàê îáÿçàòåëüíûå ðàáîòû, èñïðàâèòåëüíûå ðàáîòû, àðåñò, ëèøåíèå ñâîáîäû.
Æèçíü â ìåñòàõ ëèøåíèÿ ñâîáîäû íåîòäåëèìà îò æèçíè îáùåñòâà, è, áåçóñëîâíî, ëþáûå èçìåíåíèÿ, ïðîèñõîäÿùèå â ñòðàíå, áóäóò îòêëàäûâàòü ñâîé îòïå÷àòîê è íà óãîëîâíî-èñïîëíèòåëüíóþ ñèñòåìó. Òàê, åñëè ñòðàíà ïåðåæèâàåò ýêîíîìè÷åñêèé êðèçèñ, òî ýòî íàèõóäøèì îáðàçîì ñêàçûâàåòñÿ â òîì ÷èñëå è íà ñîöèàëüíî-áûòîâûõ óñëîâèÿõ îñóæäåííûõ, óðîâíå è êà÷åñòâå èõ æèçíè.
Ïðîòèâîðå÷èÿ ìåæäó ýêîíîìè÷åñêèìè ïîòðåáíîñòÿìè è âîçìîæíîñòÿìè îáùåñòâà, ñîöèàëüíûõ ãðóïï è èíäèâèäóóìîâ, ïîëÿðèçàöèÿ íàñåëåíèÿ ïî óðîâíþ äîõîäîâ, áåçðàáîòèöà, èíôëÿöèÿ, îøèáêè â ñòðàòåãèè ïðîâåäåíèÿ ýêîíîìè÷åñêèõ ðåôîðì, ñïàä ïðîèçâîäñòâà, ìàññîâûå íåïëàòåæè, îãðàíè÷åííîñòü ýêîíîìè÷åñêèõ ðåñóðñîâ, áîëåå âûñîêèé óðîâåíü äîõîäíîñòè ïðåñòóïíîé ýêîíîìè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè ïî ñðàâíåíèþ ñ óðîâíåì äîõîäíîñòè ëåãàëüíîé äåÿòåëüíîñòè – âñå ýòî ÿâëÿåòñÿ ïîñëåäñòâèÿìè ýêîíîìè÷åñêîãî êðèçèñà 2008 ãîäà [4].
Êðèçèñíîå ñîñòîÿíèå ýêîíîìèêè îêàçàëî íåãàòèâíîå âîçäåéñòâèå è íà óãîëîâíî-èñïîëíèòåëüíóþ ñèñòåìó.  îñîáåííîñòè íà îðãàíèçàöèþ òðóäà ëèö, íàõîäÿùèõñÿ â ó÷ðåæäåíèÿõ èñïîëíÿþùèõ íàêàçàíèå.
Òàê, ñîêðàùåíèå ôèíàíñèðîâàíèÿ ïðèâåëî ê òîìó, ÷òî ñðåäñòâà ïðåäïðèÿòèé, ó÷ðåæäåíèé, èñïîëíÿþùèõ óãîëîâíîå íàêàçàíèå, ðàíåå ðàñõîäîâàâøèåñÿ íà ìîäåðíèçàöèþ ñîáñòâåííîãî ïðîèçâîäñòâà, áûëè âûíóæäåíû ðàñõîäîâàòüñÿ íà íóæäû îáåñïå÷åíèÿ îñóæäåííûõ íåîáõîäèìûì ïèòàíèåì, îäåæäîé è ò.ä., ñëåäñòâèåì ÷åãî ñòàë èçíîñ, îáâåòøàíèå îñíîâíûõ è îáîðîòíûõ ôîíäîâ ìíîãèõ ïðåäïðèÿòèé èñïðàâèòåëüíûõ ó÷ðåæäåíèé. Êðîìå òîãî, â ðåçóëüòàòå ñîêðàùåíèÿ îáúåìîâ ïðîìûøëåííîãî ïðîèçâîäñòâà è ðîñòà áåçðàáîòèöû ðåçêî ñíèçèëàñü çàèíòåðåñîâàííîñòü õîçÿéñòâóþùèõ ñóáúåêòîâ â èñïîëüçîâàíèè òðóäà îñóæäåííûõ (â öåíòðàõ òðóäîâîé àäàïòàöèè îñóæäåííûõ è ïðîèçâîäñòâåííûõ (òðóäîâûõ) ìàñòåðñêèõ ó÷ðåæäåíèé, èñïîëíÿþùèõ íàêàçàíèÿ, íà ôåäåðàëüíûõ ãîñóäàðñòâåííûõ óíèòàðíûõ ïðåäïðèÿòèÿõ óãîëîâíî-èñïîëíèòåëüíîé ñèñòåìû, íà îáúåêòàõ îðãàíèçàöèé ëþáûõ îðãàíèçàöèîííî-ïðàâîâûõ ôîðì, ðàñïîëîæåííûõ íà òåððèòîðèÿõ ó÷ðåæäåíèé, èñïîëíÿþùèõ íàêàçàíèÿ, è âíå èõ, ïî õîçÿéñòâåííîìó îáñëóæèâàíèþ ó÷ðåæäåíèé, èñïîëíÿþùèõ íàêàçàíèÿ, è ñëåäñòâåííûõ èçîëÿòîðîâ).
Òàêîå ïîëîæåíèå ïîâëåêëî ñâåðòûâàíèå ìíîãèõ âèäîâ ïðîèçâîäñòâåííîé äåÿòåëüíîñòè. Íàøè èññëåäîâàíèÿ ïîêàçàëè, ÷òî â ÈÊ-4 áûëà îñòàíîâëåíà ëåñîçàãîòîâèòåëüíàÿ äåÿòåëüíîñòü, êîòîðàÿ ÿâëÿëàñü îñíîâíîé, ËÈÓ-5 çàêðûë öåõ ìåòàëëîîáðàáîòêè è ìåáåëüíûé öåõ, ÑÈÇÎ-1 ñîêðàòèë ïðîèçâîäñòâî àâòîìîáèëüíûõ ïðèöåïîâ, îáúåì êîòîðûõ ñíèçèëñÿ íà 34%. Ïåðå÷èñëåííûå îáñòîÿòåëüñòâà ïðèâåëè ê òîìó, ÷òî óðîâåíü çàíÿòîñòè îñóæäåííûõ â èñïðàâèòåëüíûõ ó÷ðåæäåíèÿõ ðåçêî ñîêðàòèëñÿ. Êðîìå òîãî, îñòàëàñü íåâûñîêàÿ äîëÿ îñóæäåííûõ, âûâîäèìûõ íà îïëà÷èâàåìûå ðàáîòû. Ïðè ýòîì ðàçìåð ñðåäíåãî çàðàáîòêà ÿâëÿåòñÿ íèçêèì è ñîñòàâëÿåò â ñðåäíåì 41 ðóá. 47 êîï. â ìåñÿö.
Ïîñêîëüêó ñðåäñòâà, çàðàáîòàííûå â ïåðèîä îòáûâàíèÿ íàêàçàíèÿ, ÿâëÿþòñÿ îñíîâíûì èñòî÷íèêîì ïðèîáðåòåíèÿ îñóæäåííûìè ïðîäóêòîâ ïèòàíèÿ, ïðåäìåòîâ ïåðâîé íåîáõîäèìîñòè, íåäîñòàòî÷íîå êîëè÷åñòâî îïëà÷èâàåìûõ ðàáî÷èõ ìåñò ëèøàåò èõ âîçìîæíîñòè ñàìîñòîÿòåëüíî óäîâëåòâîðÿòü ïîòðåáíîñòè, â òîì ÷èñëå è ôèçèîëîãè÷åñêèå, ÷òî ÿâëÿåòñÿ ôàêòîðîì, ñïîñîáñòâóþùèì ñîöèàëüíîé íàïðÿæåííîñòè â ìåñòàõ ëèøåíèÿ ñâîáîäû.
Âûñîêèé óðîâåíü áåçðàáîòèöû ñðåäè ëèö, îòáûâàþùèõ óãîëîâíîå íàêàçàíèå (ïî íàøèì èññëåäîâàíèÿì, áåçðàáîòíûì ÿâëÿåòñÿ êàæäûé øåñòîé), îñëîæíÿåò êðèìèíîãåííóþ îáñòàíîâêó, ñíèæàåò ýôôåêòèâíîñòü âîñïèòàòåëüíîãî âîçäåéñòâèÿ, ò.ê. íåçàíÿòîñòü îñóæäåííûõ, áåçäåëüå äàåò èì âîçìîæíîñòü çàíèìàòüñÿ çàïðåùåííîé äåÿòåëüíîñòüþ (óïîòðåáëÿòü ñïèðòíîå, èãðàòü â àçàðòíûå èãðû, çàõâàòûâàòü çàëîæíèêîâ ñ öåëüþ âûðâàòüñÿ íà ñâîáîäó è ò.ï.).
Íåäîñòàòî÷íîå ôèíàíñèðîâàíèå ïîòðåáíîñòåé óãîëîâíî-èñïîëíèòåëüíîé ñèñòåìû îáóñëîâëèâàåò óõóäøåíèå óñëîâèé ñîäåðæàíèÿ îñóæäåííûõ, íàðóøåíèå íîðì èõ ìàòåðèàëüíîãî è ñàíèòàðíî-ìåäèöèíñêîãî îáñëóæèâàíèÿ, ÷òî, â ñâîþ î÷åðåäü, ïðîâîöèðóåò ñîöèàëüíûé âçðûâ [4].
Ýêîíîìè÷åñêèé êðèçèñ 2008 ã. ïðèâåë ê ñâåðòûâàíèþ îñíîâíîãî ñðåäñòâà èñïðàâëåíèÿ îñóæäåííûõ – îáùåñòâåííî ïîëåçíîãî òðóäà, íàðàñòàíèþ êðèìèíîãåííîé îáñòàíîâêè âíóòðè ó÷ðåæäåíèé.
Äëÿ ðåøåíèÿ âûÿâëåííûõ ïðîáëåì ïîëàãàåì íåîáõîäèìûì:
- âî-ïåðâûõ, ãëóáîêîå, ñèñòåìíîå èçó÷åíèå ñîñòîÿíèÿ èñïðàâèòåëüíîãî è âîñïèòàòåëüíîãî âîçäåéñòâèÿ íà îñóæäåííûõ; âûðàáîòêè íà ýòîé îñíîâå àíòèêðèçèñíûõ ìåð â ïåíèòåíöèàðíîé ñèñòåìå, âêëþ÷àÿ âîçìîæíîñòè äîïîëíèòåëüíîãî ôèíàíñèðîâàíèÿ;
- âî-âòîðûõ, ïðåäëàãàåòñÿ óòî÷íèòü íåêîòîðûå ïîëîæåíèÿ óãîëîâíîãî è óãîëîâíî-èñïîëíèòåëüíîãî çàêîíîäàòåëüñòâà ñ öåëüþ óñòðàíåíèÿ ïðîòèâîðå÷èé è íåòî÷íîñòåé, êàñàþùèõñÿ èñïðàâëåíèÿ è ïåðåâîñïèòàíèÿ îñóæäåííûõ, òàê, íàïðèìåð, îñíîâíîé ïðîáëåìîé â ñôåðå ðåãóëèðîâàíèÿ òðóäà îñóæäåííûõ ÿâëÿåòñÿ òî, ÷òî íîðìû íàöèîíàëüíîãî óãîëîâíîãî çàêîíîäàòåëüñòâà íå ñîäåðæàò â êà÷åñòâå îäíîãî èç êàðàòåëüíûõ ýëåìåíòîâ ëèøåíèÿ ñâîáîäû âîçìîæíîñòü ïðèâëå÷åíèÿ îñóæäåííûõ, îòáûâàþùèõ íàêàçàíèå â âèäå ëèøåíèÿ ñâîáîäû, ê òðóäó, ïîñêîëüêó ñò. 56 ÓÊ ÐÔ íå ãîâîðèò î ëèøåíèè ñâîáîäû ñ îáÿçàòåëüíûì ïðèâëå÷åíèåì ê òðóäó, ñëåäîâàòåëüíî, òðóä îñóæäåííûõ ê ëèøåíèþ ñâîáîäû – èõ ïðàâî, à íå îáÿçàííîñòü [5].
Ëèòåðàòóðà
- Óãîëîâíî-èñïîëíèòåëüíûé êîäåêñ Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè îò 08.01.1997 N 1-ÔÇ // Ñîáðàíèå çàêîíîäàòåëüñòâà ÐÔ. 13.01.1997. N 2. Ñò. 198
- Ãóáåíêî À. Ðåãóëèðîâàíèå òðóäà îñóæäåííûõ ê ëèøåíèþ ñâîáîäû // Çàêîííîñòü. 2005. N 11.
- Ïîçíûøåâ Ñ.Â. Îñíîâû ïåíèòåíöèàðíîé íàóêè. Ì., 1923. Ñ. 260.
- Êóðãàíîâ Ñ.È. Íàêàçàíèå: óãîëîâíî-ïðàâîâîé, óãîëîâíî-èñïîëíèòåëüíûé è êðèìèíîëîãè÷åñêèå àñïåêòû. Ì.: ÒÊ Âåëáè, Ïðîñïåêò, 2008.
- Ïåíèòåíöèàðíàÿ ïðåñòóïíîñòü: ñóùíîñòü è àêòóàëüíûå ïðîáëåìû ïðåäóïðåæäåíèÿ. Ñ. 145 – 146.
Общественно-полезный труд, будучи одним из основных средств исправления осужденных, является одновременно и мерой исправительного воздействия.
Исправление осужденных — это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правомерного поведения.
Исправлению осужденных подчинено применение всех мер пенитенциарного воздействия, одной из которых является труд осужденных. Поэтому не случайно в ст. 1 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», уточняется назначение труда осужденных: «Интересы исправления осужденных не должны подчиняться цели получения прибыли от их труда». Производственная деятельность осужденных не должна препятствовать выполнению основной задачи исправительных учреждений – исправлению осужденных.
Основными средствами исправления осужденных являются: порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие. Средства исправления осужденных индивидуализированы и применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения (ст. 9 УИК РФ).
Известно, что основу развития любого общественного строя составляет производительный труд и его результаты. Им создаются материальные и культурные ценности, за счет производительного труда содержатся государство, наука, культура, образование, медицина. Благодаря труду формируется и сам человек.
Значительная роль труда в воспитании человека признана философскими и педагогическими учениями. Важность производительного труда для исправления лиц, совершивших преступления, признают исправительная (пенитенциарная) педагогика, законодательные акты, регулирующие исполнение уголовного наказания, международные стандарты, определяющие обращение с осужденными.
Столь значимая роль отводится труду в силу многообразия воспитательных возможностей, которыми он обладает. В процессе общественно полезного труда человек развивает свои физические и профессиональные способности, формирует, закрепляет и развивает основные нравственные качества. Труд выявляет его нравственные позиции, отношение к социально значимым ценностям.
Роль труда осужденных не исчерпывается воспитательным содержанием. Его применение имеет оздоровительное, дисциплинирующее и экономическое значение.
Трудовая деятельность осужденных — важное средство поддержания порядка и дисциплины в местах лишения свободы. Также известно, что физически здоровому человеку труд необходим для поддержания нормального функционирования. Экономическое значение труда осужденных состоит в том, что позволяет исправительному учреждению в современных условиях нормально функционировать, обеспечивать потребности самих осужденных, помогать семьям, накапливать необходимые средства для устройства после отбытия наказания.
Необходимо отметить, что честное и добросовестное отношение осужденных к труду является одним из главных показателей оценки их поведения, критерием для положительного решения о переводе осужденных из исправительных колоний в колонии-поселения, для условно-досрочного освобождения и др. Таким образом, общественно полезный труд выступает в педагогическом плане организационной основой всего процесса исправления осужденных. Столь высокая роль отводится труду в силу многообразия воспитательных возможностей, которыми он обладает. В процессе общественно полезного труда человек развивает свои физические и профессиональные способности, формирует и развивает нравственные качества.
Кроме воспитательной функции, труд осужденных преследует оздоровительные задачи, так как безделье, особенно длительное, ведет к мышечному атрофированию. Эта же цель достигается при привлечении ограниченно годных к труду с их согласия к посильной для них трудовой деятельности. Не нужно забывать и о роли труда осужденных для снятия их психологической напряженности в замкнутом, далеко не комфортном пространстве.
Рост числа осужденных, не занятых трудом, осложняет криминогенную обстановку в местах лишения свободы, является одним из факторов усиления агрессивности осужденных, проявляющемся как в их взаимоотношениях между собой, так и в отношениях с сотрудниками учреждения, что приводит к увеличению числа нарушений дисциплины, совершению преступлений, массовым эксцессам.
В настоящее время УИК РФ провозглашает принцип обязательности труда для осуждённых. Это закреплено в ст.103 УИК РФ, которая гласит, что каждый осуждённый к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Воспитательные возможности труда исключительно многообразны, их реализация благоприятно воздействует на личность по многим направлениям, что и обусловило закрепление в законе данной обязанности. Кроме того эта обязанность не только не противоречит, но и полностью соответствует международным стандартам обращения с осуждёнными.
На администрацию в свою очередь возлагается обязанность привлекать осуждённых к общественно полезному труду с учётом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, что значительно осложняет задачу сохранения, расширения и поиска новых рабочих мест в современных условиях.
Ст. 9 УИК РФ относит труд к одним из основных средств достижения конституционно значимой цели исправления осужденных; с учетом этого ст. 103 УИК РФ обеспечивает право и обязанность осужденных на труд, возлагая на администрацию исправительных учреждений обязанность их трудоустройства с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности. Исходя из рассмотренных положений, гражданин, осужденный к лишению свободы, становится “занятым” на основании приговора суда, что согласно ст. 3 Закона РФ “О занятости населения в Российской Федерации” исключает возможность признания его безработным. При этом согласно ч. 3 ст. 99 УИК РФ осужденные, не работающие по не зависящим от них причинам, обеспечиваются питанием и предметами первой необходимости за счет государства.
Таким образом, нормативные положения ст. 103 УИК РФ и ст. 3 Закона РФ “О занятости населения в Российской Федерации” введены законодателем в целях исправления осужденных и не выходят за рамки, определенные ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.
В ч. 5 ст.103 УИК подчеркивается, что производственная деятельность не должна препятствовать выполнению основной задачи исправительных учреждений исправлению осужденных. Это положение ранее было закреплено в ст. 37 ИТК РСФСР, а также нашло отражение в Законе РФ Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, в котором подчеркивается, что интересы исправления осужденных не должны подчиняться цели получения прибыли от их труда.
Такая формулировка соответствует положению Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, согласно которому интересы заключенных и их профессиональную подготовку не следует подчинять соображениям получения прибыли от тюремного производства.
Таким образом, рассмотрев основные положения, принципы, определяющие порядок, основания и формы привлечения к труду лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, а также их охрану труда, можно отметить три особенности труда осужденных в исправительных учреждениях. Первая особенность заключается в том, что труд в исправительных учреждениях служит средством достижения специфических целей уголовного наказания, и главным образом, цели исправления осужденных, наряду с целями экономическими, социальными.
Вторая особенность труда осужденных заключается в том, что трудовой процесс протекает в условиях лишения свободы участников трудовой деятельности, то есть в условиях изоляции тружеников от общества и в среде себе подобных.
Третья особенность труда осужденных состоит в том, что в области трудовой деятельности в условиях лишения свободы имеются определенные ограничения в отличие от трудовой деятельности лиц, находящихся на свободе. Так, осужденные не имеют права выбора рода занятий, не могут использоваться на некоторых работах и т.д. При этом следует отметить, что социальная адаптация осужденных в уголовно-исполнительном законодательстве предполагает создание благоприятных условий и проведение комплекса мероприятий, обеспечивающих приспособление (приобщение) осужденных в период отбывания наказания вплоть до освобождения к жизни на свободе, но при всем разнообразном положительном значении труда, сам по себе в отрыве от других средств исправительного воздействия труд малоэффективен и не способен поднять на должную высоту уровень общественного сознания осужденного. Этого можно добиться только сочетая все средства исправительного воздействия на осужденного с учетом особенности его личности и характера совершенного преступления, а также с учетом его поведения в местах лишения свободы.