Общественно полезный труд как основное средство исправления осужденных

Общественно полезный труд как основное средство исправления осужденных thumbnail
Лекции.Орг

Основу любого общественного строя составляет труд. Он является естественной необходимостью. Без труда немыслимо общественное производство, сама жизнь, им создаются все материальные, культурные и духовные ценности человека. Поэтому-то он и называется общественно полезным трудом. Общественно полезный труд является основой исправления осужденных. Это средство формирования личности каждого человека, а его отношение к труду – важная социальная черта . Труд создал самого человека и благодаря этому стало возможным появление и развитие человеческого общества.

Все наказания, назначенные приговором суда виновным лицам, должны быть исполнены. Исполнение наказаний – это реализация санкций уголовно-правовых норм. Исполнение наказаний, связанных с применением мер исправительного воздействия – это регламентированный нормами уголовно-исполнительного права карательно-воспитательный процесс, осуществляемый специально уполномоченными на то органами государства в соответствии с целями наказания в обществе. Исполнение наказаний, связанных с исправительным воздействием отличается от исполнения всех иных наказаний тем, что они: протекают во времени, являются по содержанию карательно-воспитательными и осуществляются, как правило, специальными органами государства, пенитенциарными (исправительными) учреждениями.

При исполнении наказаний их содержание и средства, а также цели должны быть между собой взаимосвязаны. Так, если лишение свободы не будет связано с привлечением к общественно полезному труду и проведением воспитательной работы, то оно останется лишь карой за совершенное преступление. Таким образом невозможно добиться выполнения задач, стоящих перед пенитенциарными учреждениями по исправлению осужденных. Положение, что труд – основа исправления осужденных является общепризнанным.

Главная цель организации труда в местах лишения свободы – исправление осужденных. В этом проявляется важная черта гуманизма уголовно-исполнительной политики государства. Согласно ст. 9 УИК РФ труд выступает в качестве одного из основных средств исправления осужденных.

Значение труда осужденных в процессе отбывания наказания не исчерпывается воспитательной задачей. Он развивает у осужденных творческие способности, закаляет волю, формирует коллективизм, ответственность и другие жизненно важные для человека качества. Вовлечение осужденных в трудовое соревнование, движение рационализаторов и изобретателей позволяет воспитывать у них активность, чувство состязательности.

Производительность труда поднимает осужденных в собственных глазах, придает им уверенность в собственных силах и способности создавать материальные блага, оказывает на них благотворное влияние как на равных членов общества. Чрезвычайно важно подчеркнуть, что воспитывает осужденных не труд вообще, а квалифицированный труд,[60] так как они не приобретают никакой специальности, необходимой на свободе и не подвергаются в должной мере исправительному воздействию, кроме этого неквалифицированный труд низко оплачиваемый и не престижный и воспитательное значение такого труда невелико. «Приобретение специальности лицами, ранее ее не имевшими, повышение квалификации или овладение новой специальностью имеет большое значение для подготовки осужденных к честной трудовой жизни на свободе, для предупреждения рецидива. Приобретение специальности или повышение квалификации имеют также большое воспитательное значение».[61] В пенитенциарных учреждениях созданы все условия для приобретения специальности и повышения квалификации.

Общественно полезный труд как средство исправления осужденных в пенитенциарных учреждениях преследует и иные цели, в частности экономическую, социальную и оздоровительную.

Экономическая цель труда осужденных состоит в том, что они работают на себя и на общество, членами которого они являются и которое готово принять их после отбытия наказания. Результаты труда осужденных служат средством возмещения ущерба, причиненного преступлением, выплаты исков и алиментов, возмещения стоимости питания, одежды, белья и обуви, кроме стоимости спецодежды и спецпитания. Важность экономической цели труда осужденных трудно переоценить, однако, согласно ст. 103 УИК РФ, «Производственная деятельность осужденных не должна препятствовать выполнению основной задачи исправительных учреждений – исправлению осужденных».

Социальная цель в основном заключается в получении или в сохранении уже имеющейся специальности, необходимой осужденным после освобождения из мест лишения свободы. Для достижения этой социальной цели служат созданные в пенитенциарных учреждениях промышленные производства и общеобразовательное и профессионально-техническое обучение.

По своему социально-экономическому характеру результат труда осужденных делится на необходимый и прибавочный, т. е. прибыль. Часть прибавочного продукта является источником расширенного воспроизводства, что способствует укреплению и расширению, а также техническому перевооружению производственной базы пенитенциарных учреждений.

Оздоровительная цель осужденных в пенитенциарных учреждениях при использовании труда заключается, прежде всего, в укреплении здоровья. Труд способствует физическому развитию и закаливанию организма. Кроме этого он способствует предотвращению антиобщественных проявлений осужденных, так как их силы и энергия направлены на создание материальных благ. Естественно, что в СИЗО, исправительных колониях и тюрьмах для укрепления их здоровья проводятся различные медицинские, санитарно-гигиенические и иные мероприятия оздоровительного характера. «Но даже регулярное проведение прогулок, использование их для спорта и проведение санитарно-гигиенических мероприятий, как правило, оказывается недостаточным для поддержания здоровья заключенных если они систематически не занимаются трудом».[62]

Таким образом, на практике общественно полезный труд необходим как средство исправления осужденных, но он не эффективен если они не заинтересованы в своем труде. Поэтому нужно максимально заинтересовать в результатах их труда, чтобы они просили предоставить им работу, выступали с предложениями по внедрению передовых методов труда, предлагали выпускать новые виды продукции и ее реализацию.

Дата добавления: 2015-05-08; просмотров: 3238 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2021 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление

Источник

Ìèíÿçåâà Ò.Ô., äîêòîð þðèäè÷åñêèõ íàóê, ïðîôåññîð.

 ñòàòüå ðàññìàòðèâàþòñÿ âîïðîñû î çíà÷åíèè íàó÷íî-îáîñíîâàííîãî ïîäõîäà ê îðãàíèçàöèè òðóäà îñóæäåííûõ â èñïðàâèòåëüíûõ ó÷ðåæäåíèÿõ â ñâåòå ðåàëèçàöèè ïîëîæåíèé Êîíöåïöèè ðàçâèòèÿ óãîëîâíî-èñïîëíèòåëüíîé ñèñòåìû Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè äî 2020 ã.

Êëþ÷åâûå ñëîâà: óãîëîâíî-èñïîëíèòåëüíàÿ ñèñòåìà, ðåæèì, ìåðû óãîëîâíî-ïðàâîâîãî õàðàêòåðà, òðóäîâàÿ çàíÿòîñòü îñóæäåííûõ, èñïðàâèòåëüíûå ó÷ðåæäåíèÿ, öåíòð òðóäîâîé àäàïòàöèè, ñîöèàëüíàÿ ðåàáèëèòàöèÿ.

In the article there are considered the questions about sciencebased approach to the organization of labor of convicts in prisons because of the implementation of the Russian Federation penal system development concept until 2020.

Ðàçðàáîò÷èêè Êîíöåïöèè ðàçâèòèÿ óãîëîâíî-èñïîëíèòåëüíîé ñèñòåìû Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè äî 2020 ãîäà îò 14 îêòÿáðÿ 2010 ã., ïðåäëîæèâ ñìåùåíèå àêöåíòà ñ èñïðàâëåíèÿ îñóæäåííûõ òðóäîì íà èõ ñîöèàëüíóþ ðåàáèëèòàöèþ, çàêðåïëåíèå â óãîëîâíî-èñïîëíèòåëüíîì çàêîíîäàòåëüñòâå ÐÔ ôîðì ñîöèàëüíîé, ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêîé ðàáîòû ñ îñóæäåííûìè â êà÷åñòâå îñíîâíîãî ñðåäñòâà èõ èñïðàâëåíèÿ, ñïîñîáñòâóþùåãî êàê èõ ïðàâîïîñëóøíîìó ïîâåäåíèþ â èñïðàâèòåëüíîì ó÷ðåæäåíèè, òàê è àêòèâíîé ðåñîöèàëèçàöèè, ïîíèìàëè, ÷òî ýòî ñðåäñòâî îêàæåòñÿ áåçäåéñòâåííûì, åñëè íà åãî îñíîâå íå áóäåò îáåñïå÷åíà òðóäîâàÿ çàíÿòîñòü è ïðîôåññèîíàëüíàÿ ïîäãîòîâêà îñóæäåííûõ.

Áîëüøèíñòâî äåéñòâóþùèõ ìåð óãîëîâíî-ïðàâîâîãî õàðàêòåðà âêëþ÷àåò â ñåáÿ òðóäîâóþ çàíÿòîñòü îñóæäåííûõ è â êà÷åñòâå ýëåìåíòà ñîäåðæàíèÿ, è â êà÷åñòâå îäíîãî èç îñíîâíûõ ñðåäñòâ èñïðàâèòåëüíîãî âîçäåéñòâèÿ íà íèõ.  òàêèõ íàêàçàíèÿõ, êàê îáÿçàòåëüíûå ðàáîòû, èñïðàâèòåëüíûå ðàáîòû, ïðèíóäèòåëüíûå ðàáîòû, ëèøåíèå ïðàâà çàíèìàòüñÿ îïðåäåëåííîé äåÿòåëüíîñòüþ, òðóä – îñíîâíîé ýëåìåíò ñîäåðæàíèÿ, ïî åãî ïîêàçàòåëÿì èñ÷èñëÿþòñÿ è ñðîêè îòáûòèÿ ýòèõ âèäîâ íàêàçàíèé. Øòðàô òàêæå ïðåäïîëàãàåò òðóäîâóþ çàíÿòîñòü îñóæäåííûõ, îí ìîæåò íàçíà÷àòüñÿ â ðàçìåðå çàðàáîòêà èëè èíîãî äîõîäà îñóæäåííîãî çà îïðåäåëåííûé ñóäîì ñðîê.  ñëó÷àÿõ ïðèìåíåíèÿ îãðàíè÷åíèÿ ñâîáîäû, óñëîâíîãî îñóæäåíèÿ, âèíîâíûå íå ìîãóò áåç ñîãëàñèÿ ñïåöèàëèçèðîâàííîãî ãîñóäàðñòâåííîãî îðãàíà, îñóùåñòâëÿþùåãî íàäçîð çà íèìè, èçìåíÿòü ìåñòî ðàáîòû. Ïðè îòáûâàíèè íàêàçàíèÿ â âèäå ëèøåíèÿ ñâîáîäû òðóä ÿâëÿåòñÿ îáÿçàííîñòüþ âñåõ òðóäîñïîñîáíûõ îñóæäåííûõ.

Ñâîéñòâà òðóäà êà÷åñòâåííî íåèñ÷åðïàåìû. Ïî ñâîèì îáúåêòèâíûì ñâîéñòâàì îí ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé “öåëåñîîáðàçíóþ äåÿòåëüíîñòü ÷åëîâåêà, íàïðàâëåííóþ íà ñîõðàíåíèå, âèäîèçìåíåíèå, ïðèñïîñîáëåíèå ñðåäû îáèòàíèÿ äëÿ óäîâëåòâîðåíèÿ ñâîèõ ïîòðåáíîñòåé, íà ïðîèçâîäñòâî òîâàðîâ è óñëóã. Ïðîöåññ àäàïòàöèè ÷åëîâåêà ê âíåøíåé ñðåäå” <1>. Ýòî ïîëîæèòåëüíàÿ òâîð÷åñêàÿ äåÿòåëüíîñòü ÷åëîâåêà, ñôåðà åãî ñàìîâûðàæåíèÿ <2>. Òðóä – ôîðìà ïðîÿâëåíèÿ ñîöèàëüíîé àêòèâíîñòè ëè÷íîñòè, åäèíñòâåííîå ñðåäñòâî ñîçäàíèÿ ìàòåðèàëüíûõ è äóõîâíûõ áëàã. Äàâíî çàìå÷åíî, ÷òî âñÿêèé çäîðîâûé ÷åëîâåê “èñïûòûâàåò íóæäó â íîðìàëüíîé ïîðöèè òðóäà, â ïðåêðàùåíèè ïîêîÿ”.

<1> Áîëüøîé ýíöèêëîïåäè÷åñêèé ñëîâàðü. ÑÏá.: Íîðèíò, 1997. Ñ. 1228.
<2> Ñì.: Áîãäàíîâ Â.ß., Òêà÷åâñêèé Þ.Ì. Òðóä êàê êàòåãîðèÿ íàóêè ñîâåòñêîãî èñïðàâèòåëüíî-òðóäîâîãî ïðàâà // Ìåòîäîëîãè÷åñêèå è òåîðåòè÷åñêèå ïðîáëåìû þðèäè÷åñêîé íàóêè. Ì., 1986. Ñ. 106 – 126.

Ó÷èòûâàÿ îáúåêòèâíûå ñâîéñòâà òðóäà, çàêîíîäàòåëü, åñòåñòâåííî, ðàññìàòðèâàåò åãî êàê îäíî èç îñíîâíûõ ñðåäñòâ èñïðàâëåíèÿ îñóæäåííûõ (÷. 2 ñò. 9 ÓÈÊ ÐÔ), ñðåäñòâà ñîäåéñòâèÿ äîñòèæåíèþ öåëåé íàêàçàíèÿ. Ïîëàãàþ, ÷òî ïî îòíîøåíèþ îñóæäåííîãî ê òðóäó â áîëüøåé ñòåïåíè, ïî ñðàâíåíèþ ñ äðóãèìè îñíîâíûìè ñðåäñòâàìè èñïðàâëåíèÿ, ìîæíî ñóäèòü î åãî ñòðåìëåíèè ê èñêóïëåíèþ âèíû, ñòàíîâëåíèþ íà ïóòü èñïðàâëåíèÿ.

 ñîâåòñêèå âðåìåíà óãîëîâíî-èñïîëíèòåëüíîå ïðàâî íàçûâàëîñü “èñïðàâèòåëüíî-òðóäîâîå”. Èçâåñòíûé ó÷åíûé Á.Ñ. Óòåâñêèé ïîä÷åðêèâàë, ÷òî “âñå ìåòîäû èñïðàâèòåëüíî-òðóäîâîãî âîçäåéñòâèÿ áûëè áû áåñïîëåçíû, åñëè áû îíè áûëè ëèøåíû òðóäîâîé îñíîâû” <3>.

<3> Óòåâñêèé Á.Ñ. Âîïðîñû òåîðèè ñîâåòñêîãî èñïðàâèòåëüíî-òðóäîâîãî ïðàâà è ïðàêòèêà åãî ïðèìåíåíèÿ. Ì., 1957. Ñ. 48.

 îïðåäåëåííîì ñìûñëå òðóä – âûíóæäåííàÿ äåÿòåëüíîñòü ëþáîãî ÷åëîâåêà. Íî îòíîøåíèå îñóæäåííîãî ê òðóäó, äàæå åñëè åìó ïðèõîäèòñÿ âûïîëíÿòü òó æå ðàáîòó, ÷òî è íà ñâîáîäå, ïðèíöèïèàëüíî îòëè÷àåòñÿ îò åãî îòíîøåíèÿ ê òàêîìó æå ðîäó çàíÿòîñòè íà ñâîáîäå îñîçíàíèåì òîãî, ÷òî îí ðàáîòàåò ïî ïðèãîâîðó ñóäà, ïî ïðèíóæäåíèþ, â ìåñòàõ, îïðåäåëÿåìûõ îðãàíàìè, èñïîëíÿþùèìè íàêàçàíèå, à â ñëó÷àÿõ îòáûâàíèÿ ëèøåíèÿ ñâîáîäû – â ìåñòàõ äèñëîêàöèè èñïðàâèòåëüíîãî ó÷ðåæäåíèÿ. Òàêîé òðóä ïîðîæäàåò âíóòðåííåå ñîïðîòèâëåíèå ó îñóæäåííûõ.

 “Çàïèñêàõ èç ìåðòâîãî äîìà” Ô.Ì. Äîñòîåâñêèé î÷åíü ìåòêî îïèñàë âîñïðèÿòèå òðóäà â îñòðîãå ñàìèìè çàêëþ÷åííûìè: “Êàçåííàÿ êàòîðæíàÿ êðåïîñòíàÿ ðàáîòà áûëà íå çàíÿòèåì, à îáÿçàííîñòüþ: àðåñòàíò îòðàáàòûâàë ñâîé óðîê èëè îòáûâàë çàêîííûå ÷àñû è øåë â îñòðîã. Íà ðàáîòó ñìîòðåëè ñ íåíàâèñòüþ… òÿãîñòü è êàòîðæíîñòü ýòîé ðàáîòû íå ñòîëüêî â òðóäíîñòè è áåñïðåðûâíîñòè åå, ñêîëüêî â òîì, ÷òî îíà – ïðèíóæäåííàÿ, îáÿçàòåëüíàÿ, èç-ïîä ïàëêè. Ìóæèê íà âîëå ðàáîòàåò, ïîæàëóé, è íåñðàâíåííî áîëüøå, èíîãäà äàæå è ïî íî÷àì, îñîáåííî ëåòîì; íî îí ðàáîòàåò íà ñåáÿ, ðàáîòàåò ñ ðàçóìíîþ öåëüþ, è åìó íåñðàâíåííî ëåã÷å, ÷åì êàòîðæíîìó íà âûíóæäåííîé è ñîâåðøåííî äëÿ íåãî áåñïîëåçíîé ðàáîòå… Åñëè òåïåðåøíÿÿ êàòîðæíàÿ ðàáîòà è áåçûíòåðåñíà, è ñêó÷íà äëÿ êàòîðæíîãî, òî ñàìà â ñåáå, êàê ðàáîòà, îíà ðàçóìíà: àðåñòàíò äåëàåò êèðïè÷, êîïàåò çåìëþ, øòóêàòóðèò, ñòðîèò; â ðàáîòå ýòîé åñòü ñìûñë è öåëü. Êàòîðæíûé ðàáîòíèê èíîãäà äàæå óâëåêàåòñÿ åþ, õî÷åò ñðàáîòàòü åå ëîâ÷åå, ñïîðåå, ëó÷øå. Íî òàê êàê ÷àñòü òàêîé ïûòêè, áåññìûñëèöû, óíèæåíèÿ è ñòûäà åñòü íåïðåìåííî è âî âñÿêîé âûíóæäåííîé ðàáîòå, òî è êàòîðæíàÿ ðàáîòà íåñðàâíåííî ìó÷èòåëüíåå âñÿêîé âîëüíîé, èìåííî òåì, ÷òî îíà âûíóæäåííàÿ” <4>.

<4> Äîñòîåâñêèé Ô.Ì. ÑÏá.: Áèáëèîïîëèñ, 1994. Ñ. 43, 48 – 49.

Äåéñòâóþùåå çàêîíîäàòåëüñòâî íå ñíèæàåò ðîëè òðóäà êàê ñðåäñòâà èñïðàâèòåëüíîãî âîçäåéñòâèÿ. Äà è êàêîå åùå ñðåäñòâî èñêóïëåíèÿ âèíû ìîæåò áûòü? Òðóäîì õîòü â êàêîé-òî ìåðå îñóæäåííûé ìîæåò, ïóñòü ÷àñòè÷íî, íî âîçìåñòèòü ìàòåðèàëüíûé è ìîðàëüíûé âðåä, ïðè÷èíåííûé ñîâåðøåííûì èì ïðåñòóïëåíèåì. Èçâåñòíî, ÷òî èñêóïëåíèå âèíû âêëþ÷àåò â ñåáÿ îñîçíàíèå íå òîëüêî ìàòåðèàëüíîãî âîçìåùåíèÿ ïðè÷èíåííîãî çëà çà ñîâåðøåííûå â ïðîøëîì ïîñòóïêè, íî è ïðèçíàíèå ñâîåé âèíû è íåîáõîäèìîñòè ïîíåñòè íàêàçàíèå. Îñîçíàíèå ýòîé íåîáõîäèìîñòè ïðåäïîëàãàåò ñîâåðøåíèå ëèöîì ïîëîæèòåëüíûõ ïîñòóïêîâ êàê ïîñðåäñòâîì òðóäîâîé çàíÿòîñòè â öåëÿõ îêàçàíèÿ ïîñèëüíîé ìàòåðèàëüíîé ïîìîùè ïîòåðïåâøèì èëè èõ áëèçêèì, òàê è ïîñðåäñòâîì îñîçíàíèÿ íåîáõîäèìîñòè ïðåòåðïåâàòü êàðàòåëüíûå ñâîéñòâà òðóäà è èíûõ ìåð ïðèíóäèòåëüíîãî âîçäåéñòâèÿ, ñïðàâåäëèâîå âîçìåçäèå çà òî ñòðàäàíèå, êîòîðîå îí ïðè÷èíèë äðóãèì ëþäÿì.  ñèëó òîëüêî ñâîåãî îòíîøåíèÿ ê òðóäó â ïðîöåññå îòáûòèÿ íàêàçàíèÿ, à ýòî îïîñðåäîâàíî õàðàêòåðèçóåò ïîâåäåíèå âèíîâíîãî â öåëîì, ëèöî ìîæåò çàñëóæèòü ïðîùåíèÿ.

Óãîëîâíî-èñïîëíèòåëüíîå çàêîíîäàòåëüñòâî è ïðàâîâàÿ äîêòðèíà áàçèðóþòñÿ íà ïîëîæåíèè î òîì, ÷òî òðóäîâûå îòíîøåíèÿ îñóæäåííûõ, â îòëè÷èå îò ñâîáîäíûõ ãðàæäàí, âûòåêàþò íå èç ãàðàíòèðîâàííîãî Êîíñòèòóöèåé ÐÔ ïðàâà íà òðóä, à èç óñòàíîâëåííîé ÓÈÊ ÐÔ îáÿçàííîñòè òðóäèòüñÿ. Åùå â Ìèíèìàëüíûõ ñòàíäàðòíûõ ïðàâèëàõ îáðàùåíèÿ ñ çàêëþ÷åííûìè, ïðèíÿòûõ íà ïåðâîì Êîíãðåññå ÎÎÍ ïî ïðåäóïðåæäåíèþ ïðåñòóïíîñòè è îáðàùåíèþ ñ ïðàâîíàðóøèòåëÿìè 30 àâãóñòà 1955 ã., áûëî çàêðåïëåíî ïîëîæåíèå, ñîãëàñíî êîòîðîìó “âñå îñóæäåííûå çàêëþ÷åííûå îáÿçàíû òðóäèòüñÿ â ñîîòâåòñòâèè ñ èõ ôèçè÷åñêèìè è ïñèõè÷åñêèìè ñïîñîáíîñòÿìè, óäîñòîâåðåííûìè âðà÷îì”. Ïîäîáíûå ïîëîæåíèÿ îòðàæåíû è â ÷. 1 ñò. 103 ÓÈÊ ÐÔ. È â ýòîì ñìûñëå îñóæäåííûå ïî çàêîíó çàùèùåíû îò áåçðàáîòèöû.

Îäíàêî òðóäîóñòðîéñòâî îñóæäåííûõ ÿâëÿåòñÿ îäíîé èç îñíîâíûõ ïðîáëåì äåéñòâóþùåé óãîëîâíî-èñïîëíèòåëüíîé ñèñòåìû â öåëîì. Áåçðàáîòèöà â Ðîññèè îòðàæàåò îäíî èç íåãàòèâíûõ ÿâëåíèé âñåãî ñîâðåìåííîãî ñîîáùåñòâà. Ïî îôèöèàëüíûì äàííûì, óðîâåíü áåçðàáîòèöû â Ðîññèè “ïðîäîëæàåò ñíèæàòüñÿ è äîñòèã 5,3%, ÷òî êàñàåòñÿ ïðèáëèçèòåëüíî 4 ìëí. ÷åëîâåê” <5>. Ýòî ïî îôèöèàëüíûì äàííûì, à ñêîëüêî íå ó÷òåííûõ áåçðàáîòíûõ è ðàáîòàþùèõ âðåìåííî? Çíà÷èòåëüíàÿ ÷àñòü îñóæäåííûõ ëèøåíà âîçìîæíîñòè ðàáîòàòü â ñèëó îáúåêòèâíûõ ïðè÷èí. Âñå ýòî ñêàçûâàåòñÿ íà íðàâñòâåííîì ñîñòîÿíèè ãðàæäàí, êðèìèíîãåííîé ñèòóàöèè â ñòðàíå è, ñîîòâåòñòâåííî, íà ïðîèçâîäñòâàõ â èñïðàâèòåëüíûõ ó÷ðåæäåíèÿõ.

<5> Ìåäâåäåâ Ä.À. Ðå÷ü íà çàñåäàíèè ïðàâèòåëüñòâà // https://www.rg.ru. 29.11.2012.

Ñëåäóåò çàìåòèòü, ÷òî ïðîáëåìà îáåñïå÷åíèÿ çàíÿòîñòè îñóæäåííûõ ñóùåñòâóåò íå òîëüêî â èñïðàâèòåëüíûõ ó÷ðåæäåíèÿõ, ðàñïîëîæåííûõ â îòäàëåííûõ îò îáëàñòíîãî öåíòðà ðàéîíàõ, ãäå íà îïëà÷èâàåìûõ ðàáîòàõ òðóäîóñòðîåíû â ñðåäíåì 30 – 70 ÷åëîâåê èëè ìåíåå 10% îò ñðåäíåñïèñî÷íîé ÷èñëåííîñòè îñóæäåííûõ, íàïðèìåð, â êîëîíèè îáùåãî ðåæèìà ÈÊ-12 (ã. Êóéáûøåâ), êîëîíèè îñîáîãî ðåæèìà ÈÊ-13 (ñ. Ðàèñèíî), êîëîíèÿõ ñòðîãîãî ðåæèìà ÈÊ-15 (ï. Òàáóëõà) è ÈÊ-21 (ï. Ãîðíûé), íî è â îáëàñòÿõ ñî çíà÷èòåëüíûìè ïðîèçâîäñòâåííûìè ìîùíîñòÿìè, çàãðóæåííûìè ëèøü íà 50% <6>.

<6> Ñîöèàëüíàÿ ðåàáèëèòàöèÿ ëèö, îòáûâøèõ íàêàçàíèå // https://prisonlife.ru/23/10/2012.

Ìàëîïðîèçâîäèòåëåí òðóä â òþðüìàõ. À âåäü ãëàâíîå íå òîëüêî îáåñïå÷èòü îñóæäåííûõ òðóäîì âîîáùå, äàòü èì âîçìîæíîñòü èñïîëíèòü âîçëîæåííóþ çàêîíîì îáÿçàííîñòü òðóäèòüñÿ, íî è ðåàëèçîâàòü èõ ïðàâà è çàêîííûå èíòåðåñû. Ìèíèìàëüíûå ñòàíäàðòíûå ïðàâèëà îáðàùåíèÿ ñ çàêëþ÷åííûìè ïðåäïèñûâàþò: òðóä çàêëþ÷åííûõ íå äîëæåí ïðèíîñèòü èì ñòðàäàíèé; íà çàêëþ÷åííûõ ñëåäóåò âîçëàãàòü ïîëåçíóþ ðàáîòó, äîñòàòî÷íóþ äëÿ òîãî, ÷òîáû çàïîëíèòü íîðìàëüíûé ðàáî÷èé äåíü; îáåñïå÷èâàåìàÿ çàêëþ÷åííûì ðàáîòà äîëæíà áûòü, ïî ìåðå âîçìîæíîñòè, òàêîé, ÷òîáû ïîâûøàòü èëè äàâàòü èì êâàëèôèêàöèþ, ïîçâîëÿþùóþ çàíÿòüñÿ ÷åñòíûì òðóäîì ïîñëå îñâîáîæäåíèÿ; çàêëþ÷åííûõ, ñïîñîáíûõ èçâëå÷ü èç ýòîãî ïîëüçó, îñîáåííî ìàëîëåòíèõ, ñëåäóåò îáó÷àòü ïîëåçíûì ðåìåñëàì; çàêëþ÷åííûå äîëæíû èìåòü âîçìîæíîñòü âûïîëíÿòü ðàáîòó ïî ñâîåìó âûáîðó, åñëè ýòî ñîâìåñòèìî ñ ïðàâèëüíûì âûáîðîì ðåìåñëà è òðåáîâàíèÿìè óïðàâëåíèÿ è äèñöèïëèíû â çàâåäåíèè. Àíàëîãè÷íûå ïîëîæåíèÿ çàêðåïëåíû â ñò. 103 ÓÈÊ ÐÔ, êðîìå òîãî, îñóæäåííûå èìåþò ïðàâî íà îïëàòó òðóäà. Ìàòåðèàëüíàÿ çàèíòåðåñîâàííîñòü îñóæäåííûõ â òðóäå äîëæíà ðåøàòü òðèåäèíóþ çàäà÷ó â ìåõàíèçìå èñïðàâèòåëüíîãî âîçäåéñòâèÿ – ôîðìèðîâàòü çàêîíîïîñëóøíîå ïîâåäåíèå â ïåðèîä îòáûâàíèÿ íàêàçàíèÿ, ñïîñîáñòâîâàòü õîòÿ áû ÷àñòè÷íîìó âîçìåùåíèþ óùåðáà, ïðè÷èíåííîãî ïðåñòóïëåíèåì, è òåì ñàìûì èñêóïëåíèþ âèíû è íàêîïëåíèþ äåíåæíûõ ñðåäñòâ ê ìîìåíòó îñâîáîæäåíèÿ îò íàêàçàíèÿ. Ýòî âîçìîæíî â çîíàõ, ñ íàëàæåííîé è îòëè÷àþùåéñÿ ðàçíîîáðàçèåì ïðîèçâîäñòâåííîé äåÿòåëüíîñòüþ. Íàïðèìåð, â Íîâîñèáèðñêîé îáëàñòè â êîëîíèè ñòðîãîãî ðåæèìà (ÈÊ-14 ÃÓÔÑÈÍ Ðîññèè), ðàñïîëîæåííîé â ãîðîäå Òîãó÷èí, çíà÷èòåëüíî îòäàëåííîé îò îáëàñòíîãî öåíòðà, “âûïóñêàþòñÿ èçäåëèÿ èç ÷óãóíà, ïðîäóêòû ïèòàíèÿ (ìàñëî ïîäñîëíå÷íîå, ìàðãàðèí, ìóêà, õëåáîáóëî÷íûå èçäåëèÿ), øâåéíàÿ ïðîäóêöèÿ, îáóâü, èìååòñÿ êóçíå÷íî-ïðåññîâûé ó÷àñòîê, ó÷àñòîê äåðåâîîáðàáîòêè, ðàçâèòî æèâîòíîâîäñòâî, ïòèöåâîäñòâî, ðàñòåíèåâîäñòâî. Ñ 2011 ãîäà â êîëîíèè ðàçðàáîòàíû íîâûå òåõíîëîãèè ïåðåðàáîòêè äðåâåñíûõ îòõîäîâ ñ ïîëó÷åíèåì íîâûõ âèäîâ ïðîäóêöèè. Ñ 2012 ãîäà íàëàæåí âûïóñê äðåâåñíûõ òîïëèâíûõ ãðàíóë. Ïîìèìî ñîáñòâåííîãî ïðîèçâîäñòâà ó÷ðåæäåíèåì âûïîëíÿþòñÿ çàêàçû ñòîðîííèõ îðãàíèçàöèé ïî îêàçàíèþ óñëóã ïðîìûøëåííîãî õàðàêòåðà. Íàëàæåíû äëèòåëüíûå ïðîèçâîäñòâåííûå ñâÿçè ñ òàêèìè êîììåð÷åñêèìè ïðåäïðèÿòèÿìè, êàê “Êåäð Ñèáèðñêèé” (èçãîòîâëåíèå ñðóáîâ è èçäåëèé èç äåðåâà), “Òåõíîïðîì” (èçãîòîâëåíèå ëåñîâ ñòðîèòåëüíûõ ìåòàëëè÷åñêèõ), “ÈÍÒÐ-1” (èíæåíåðíî-íàó÷íûå òåõíè÷åñêèå ðàçðàáîòêè, èçãîòîâëåíèå çàïàñíûõ ÷àñòåé äëÿ ñåëüñêîõîçÿéñòâåííûõ ìàøèí), “Íîâîñèáèðñêèé èíñòðóìåíòàëüíûé çàâîä” (îáðàáîòêà ñëåñàðíîãî èíñòðóìåíòà). Âñå ïðîèçâîäñòâåííûå ó÷àñòêè ðåíòàáåëüíûå è â ïåðñïåêòèâå ïëàíèðóåòñÿ èõ äàëüíåéøåå ðàçâèòèå” <7>. Íî äàëåêî íå âî âñåõ ó÷ðåæäåíèÿõ èìåþòñÿ ïîäîáíîå ïðîèçâîäñòâî.

<7> Òàì æå.

Òðóä îñóæäåííûõ â ñîîòâåòñòâèè ñ äåéñòâóþùèì çàêîíîäàòåëüñòâîì îðãàíèçóåòñÿ â öåíòðàõ òðóäîâîé àäàïòàöèè è ïðîèçâîäñòâåííûõ (òðóäîâûõ) ìàñòåðñêèõ ó÷ðåæäåíèé, èñïîëíÿþùèõ íàêàçàíèÿ; íà ôåäåðàëüíûõ ãîñóäàðñòâåííûõ óíèòàðíûõ ïðåäïðèÿòèÿõ ÓÈ íà îáúåêòàõ îðãàíèçàöèé ëþáûõ îðãàíèçàöèîííî-ïðàâîâûõ ôîðì, ðàñïîëîæåííûõ íà òåððèòîðèÿõ ó÷ðåæäåíèé, èñïîëíÿþùèõ íàêàçàíèÿ, è (èëè) âíå èõ; îñóæäåííûå ìîãóò çàíèìàòüñÿ õîçÿéñòâåííûì îáñëóæèâàíèåì ó÷ðåæäåíèé, èñïîëíÿþùèõ íàêàçàíèÿ, è ñëåäñòâåííûõ èçîëÿòîðîâ. Ïî ñîñòîÿíèþ íà 1 äåêàáðÿ 2012 ã. â ó÷ðåæäåíèÿõ ÓÈÑ ôóíêöèîíèðîâàëî 53 ãîñóäàðñòâåííûõ óíèòàðíûõ ïðåäïðèÿòèÿ èñïðàâèòåëüíûõ ó÷ðåæäåíèé, 587 öåíòðîâ òðóäîâîé àäàïòàöèè îñóæäåííûõ, 41 ó÷åáíî-ïðîèçâîäñòâåííàÿ ìàñòåðñêàÿ, 333 ïðîôåññèîíàëüíî-òåõíè÷åñêèõ ó÷èëèùà è 302 îáîñîáëåííûõ ñòðóêòóðíûõ ïîäðàçäåëåíèÿ <8>. Îñóæäåííûå ìîãóò ïîëó÷èòü ïðîôåññèîíàëüíóþ ïîäãîòîâêó ïî ïðîôèëþ ó÷ðåæäåíèÿ. Óñëîâèÿ äëÿ îðãàíèçàöèè òðóäà îñóæäåííûõ ñîçäàíû, èõ ðåàëèçàöèÿ çàâèñèò îò âçàèìîâûãîäíîãî ñîòðóäíè÷åñòâà èñïðàâèòåëüíûõ ó÷ðåæäåíèé ñ ïðåäïðèÿòèÿìè ðåãèîíà.

<8> https://ôñèí.ðô/structure/inspector/iao/statistika. Ïî ñîñòîÿíèþ íà 1 äåêàáðÿ 2012 ã.

Ó÷ðåæäåíèÿ, èñïîëíÿþùèå íàêàçàíèÿ, âïðàâå ñàìîñòîÿòåëüíî ïëàíèðîâàòü ñîáñòâåííóþ ïðîèçâîäñòâåííóþ äåÿòåëüíîñòü è îïðåäåëÿòü ïåðñïåêòèâû åå ðàçâèòèÿ ñ ó÷åòîì íàëè÷èÿ ìàòåðèàëüíûõ è ôèíàíñîâûõ âîçìîæíîñòåé äëÿ èõ äîïîëíèòåëüíîãî ñîçäàíèÿ, à òàêæå ñïðîñà ïîòðåáèòåëåé íà ïðîèçâîäèìóþ ïðîäóêöèþ, âûïîëíÿåìûå ðàáîòû è ïðåäîñòàâëÿåìûå óñëóãè, íåîáõîäèìîñòè ñîçäàíèÿ äîñòàòî÷íîãî êîëè÷åñòâà ðàáî÷èõ ìåñò äëÿ îñóæäåííûõ.

Ïðèõîäèòñÿ êîíñòàòèðîâàòü, ÷òî, ñ îäíîé ñòîðîíû, â Ðîññèè èìåþòñÿ ñîáñòâåííûå ïðîèçâîäñòâà. Áîëåå 600 ïîäðàçäåëåíèé Ôåäåðàëüíîé ñëóæáû èñïîëíåíèÿ íàêàçàíèé, ðàñïîëîæåííûõ âî âñåõ ñóáúåêòàõ Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè, ïðîèçâîäÿò ïðîäóêöèþ ìàøèíîñòðîåíèÿ, ìåòàëëîîáðàáîòêè, ëåñîçàãîòîâèòåëüíîé, äåðåâîîáðàáàòûâàþùåé, øâåéíîé ïðîìûøëåííîñòè, ÷åðíîé è öâåòíîé ìåòàëëóðãèè. Ââåäåíû ìîùíîñòè ïî óòèëèçàöèè âîåííîé òåõíèêè è ñíàðÿæåíèÿ, ïðîèçâîäñòâó èçäåëèé èç ïëàñòìàññ, êåðàìèêè, ñèíòåòè÷åñêîãî ìðàìîðà, ïðèðîäíîãî êàìíÿ, òîâàðîâ íàðîäíîãî ïðîìûñëà.

Îòäåëüíûå ïîäðàçäåëåíèÿ ÔÑÈÍ Ðîññèè ÿâëÿþòñÿ åäèíñòâåííûìè â ñòðàíå èçãîòîâèòåëÿìè íåêîòîðûõ íàèìåíîâàíèé ñåðòèôèöèðîâàííûõ èçäåëèé ìàøèíîñòðîåíèÿ è ýëåêòðîòåõíè÷åñêîé ïðîäóêöèè, çàíèìàþò äîìèíèðóþùåå ïîëîæåíèå â ñîîòâåòñòâóþùèõ îòðàñëÿõ ïðîìûøëåííîñòè (òðóáîïðîâîäíàÿ àðìàòóðà, òÿãîäóòüåâûå ìàøèíû, âûñîêîâîëüòíûå ïðåäîõðàíèòåëè è ðàçúåäèíèòåëè, ïîíèæàþùèå è èçìåðèòåëüíûå òðàíñôîðìàòîðû, ýêðàíèðóþùàÿ ïëåòåíêà). Ñ äðóãîé ñòîðîíû, íåîáõîäèìà îñíîâàííàÿ íà ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêèõ òðåáîâàíèÿõ, ó÷èòûâàþùèõ ìàòåðèàëüíóþ çàèíòåðåñîâàííîñòü îñóæäåííûõ â ðåçóëüòàòàõ ñâîåãî òðóäà, îðãàíèçàöèÿ ïðîöåññà èõ ïðèâëå÷åíèÿ ê òðóäó â èñïðàâèòåëüíûõ ó÷ðåæäåíèÿõ.

Êîíöåïöèÿ, âçÿâ êóðñ íà ïîâûøåíèå ýêîíîìè÷åñêîé ýôôåêòèâíîñòè òðóäà îñóæäåííûõ, îðèåíòèðîâàíà íà ðàçðàáîòêó íîâûõ ïðèíöèïîâ èõ ïðèâëå÷åíèÿ ê òðóäó. Ýòî ïðåäïîëàãàåò ñîçäàíèå íåáîëüøèõ ðàáî÷èõ êàìåð – ìàñòåðñêèõ è âíåäðåíèå èíäèâèäóàëüíûõ ôîðì çàíÿòîñòè.  åå ðàìêàõ ïðîðàáàòûâàþòñÿ âîïðîñû îá: óñòàíîâëåíèè â âîñïèòàòåëüíûõ êîëîíèÿõ ñïåöèàëüíîãî íàëîãîâîãî ðåæèìà ñ öåëüþ íàïðàâëåíèÿ äîõîäîâ îò òðóäà îñóæäåííûõ íà óëó÷øåíèå óñëîâèé èõ ñîäåðæàíèÿ; àêòèâíîì ïðèâëå÷åíèè êîììåð÷åñêèõ îðãàíèçàöèé ê ñîçäàíèþ ïðîèçâîäñòâåííûõ ó÷àñòêîâ â êîëîíèÿõ-ïîñåëåíèÿõ; ðàñøèðåíèè ïðîèçâîäñòâà ñåëüñêîõîçÿéñòâåííîé ïðîäóêöèè è ñòèìóëèðîâàíèè ñîçäàíèÿ êîëîíèé-ïîñåëåíèé ñ ñåëüñêîõîçÿéñòâåííûì ïðîèçâîäñòâîì â çîíàõ ñ áëàãîïðèÿòíûìè êëèìàòè÷åñêèìè óñëîâèÿìè; ïðîèçâîäñòâå è âûïóñêå êîíêóðåíòîñïîñîáíîé ïðîäóêöèè. Ïàðàëëåëüíî ñ ýòèì äîëæíû ðåøàòüñÿ âîïðîñû îá: îïòèìèçàöèè ñèñòåìû îïëàòû òðóäà îñóæäåííûõ â öåëÿõ ïîâûøåíèÿ âîçìîæíîñòåé êîìïåíñàöèè óùåðáà ïîòåðïåâøèì îò ïðåñòóïëåíèé è ãîñóäàðñòâó; îáåñïå÷åíèè ðàáîòàþùèì îñóæäåííûì ãàðàíòèé, ñâÿçàííûõ ñ èõ òðóäîâîé äåÿòåëüíîñòüþ; îñóùåñòâëåíèè ñâîåâðåìåííîãî ïåðåñìîòðà ðàñöåíîê ïî îïëàòå èõ òðóäà â çàâèñèìîñòè îò èçìåíåíèÿ ïðîèçâîäñòâåííîãî ïðîöåññà; îá èçìåíåíèè ðàçìåðà ÷àñòè çàðàáîòàííûõ äåíåæíûõ ñðåäñòâ, íàïðàâëÿåìûõ íà ëèöåâîé ñ÷åò îñóæäåííîãî; îïðåäåëåíèè ïðîãíîçíûõ ïîòðåáíîñòåé â ðàáî÷èõ ñïåöèàëüíîñòÿõ è ñïåöèàëèñòàõ ïî îòðàñëÿì è ðåãèîíàì ïî óêðóïíåííûì ãðóïïàì ïðîôåññèé, âîñòðåáîâàííûõ íà ðûíêå òðóäà.

Äëÿ ðåàëèçàöèè Êîíöåïöèè âàæíî ïðèâëåêàòü îñóæäåííûõ ê òðóäó íà îñíîâå ïîëîæåíèé ôèçèîëîãèè òðóäà, íàóêè, èçó÷àþùåé ôóíêöèîíèðîâàíèå ÷åëîâå÷åñêîãî îðãàíèçìà âî âðåìÿ òðóäîâîé äåÿòåëüíîñòè. Ýòî áóäåò ñîäåéñòâîâàòü âûðàáîòêå ïðèíöèïîâ è íîðì, ñïîñîáñòâóþùèõ óëó÷øåíèþ è îçäîðîâëåíèþ óñëîâèé òðóäà îñóæäåííûõ, à òàêæå íîðìèðîâàíèþ èõ òðóäà ñ ó÷åòîì ðåãóëèðóþùåé è èíòåãðèðóþùåé ðîëåé íåðâíîé ñèñòåìû.

Òåðìèí “çäîðîâüå”, îïðåäåëåííûé â óñòàâå Âñåìèðíîé îðãàíèçàöèè çäðàâîîõðàíåíèÿ (ÂÎÇ) êàê “ñîñòîÿíèå ïîëíîãî ôèçè÷åñêîãî, äóõîâíîãî è ñîöèàëüíîãî áëàãîïîëó÷èÿ, à íå òîëüêî êàê îòñóòñòâèå áîëåçíè èëè ôèçè÷åñêèõ äåôåêòîâ”, ñ îïðåäåëåííûìè îãîâîðêàìè ïðèìåíèì è ê îñóæäåííûì. Èçâåñòíî, ÷òî íà çäîðîâüå ÷åëîâåêà â ýòîì ñìûñëå âëèÿþò óñëîâèÿ òðóäà è áûòà, óðîâåíü çàðàáîòíîé ïëàòû, îáåñïå÷åííîñòü ïðîäóêòàìè ïèòàíèÿ è èõ êà÷åñòâî, ñîñòîÿíèå ìåäèöèíñêîãî îáñëóæèâàíèÿ, êëèìàòîãåîãðàôè÷åñêèå è äðóãèå ñîöèàëüíûå è ãèãèåíè÷åñêèå ôàêòîðû. Îïòèìèçàöèÿ ýòèõ ôàêòîðîâ ïðèìåíèòåëüíî ê ïðîöåññó èñïîëíåíèÿ íàêàçàíèÿ óñèëèò ýôôåêòèâíîñòü ðåàëèçàöèè ïîëîæåíèé Êîíöåïöèè ðàçâèòèÿ óãîëîâíî-èñïîëíèòåëüíîé ñèñòåìû, íàïðàâëåííîé íà ñîöèàëüíóþ ðåàáèëèòàöèþ îñóæäåííûõ.

Источник