Общественно полезный труд это и общественно вредный труд

Общественно полезный труд – когда интересы, которым подчинена та или иная деятельность совпадает с интересами общества

Общественно вредный труд – это деятельность, нарушающая баланс частных и общественных интересов в пользу частных, т.е. разрушительные тенденции берут верх над созидательными

Живой труд – это непосредственный труд людей

Прошлый труд – это овеществленный труд, средства производства (сырье, энергия, орудия труда, инструменты, пром. помещения)

Процесс труда – это органическое единство трех его основных элементов: труда, средств и предметов труда. Результатом процесса труда всегда является определенный продукт труда.

Различают социально-экономическое и технико-технологическое содержание труда.

Социально-экономическое содержаниехарактеризует степень и способ расходования рабочей силы, а также общественные отношения, в рамках которых осуществляется процесс труда. Способ расходования рабочей силы связан с соотношением затрат умственной и физической энергии, степенью профессионального мастерства, интеллектуальности труда, наличием в деятельности элементов творчества, мерой самостоятельности работников в труде, его напряженностью.

Технико-технологическое содержаниетруда выражает количественный и качественный состав трудовых функций, их соотношение и взаимосвязь. Отличительные особенности трудовых функций следует рассматривать как различия в профессии, уровне квалификации работников. Технико-технологическое содержание труда индивидуально на каждом рабочем месте. На него могут влиять преобразования в технике, технологии, изменение предметов труда, особенности изготавливаемой продукции и т.д.

Труд характеризуется содержательностью– насыщенностью его умственной деятельностью и информативностью выполняемых производственных задач. Содержательность отражает уровень сложности, разнообразия выполняемых трудовых функций и степень самостоятельности работника в трудовом процессе.

Характер трудавыражает отношение человека к своей трудовой деятельности, заданное системой производственных отношений.

Виды труда:

По способу осуществления

– умственный – в котором преимущественно используются духовные и психические силы человека;

– физический – используется преимущественно физическое напряжение и мускульная сила.

По конечному результату

– производительный – затраченный на производство материальных благ;

– непроизводительный – связанный с оказанием общественно полезных услуг и созданием духовных ценностей;

– сложный – требует специальных знаний, более высокого образования и соответствующего опыта, предполагает большую физическую и интеллектуальную активность человека в процессе труда;

– простой – не требует продолжительной подготовки или высшего образования и значительного физического или интеллектуального напряжения;

По степени творчества

– творческий – требует принятия нестандартных решений, творческого подхода;

– нетворческий – характеризуется отсутствием или незначительным объемом творческих функций.

Различия между отдельными видами труда относительны.

Демократический тип управления трудом означает полноценную гражданскую субъектность многих

Тоталитарный тип управления трудом означает узурпирование прав субъектности немногими

Директивный метод управления трудом означает воздействие управляющего на управляемых и через них на управляемый процесс

Самоуправление как метод управления трудом – участники процесса сами принимают и исполняют решения, руководствуясь общественными реалиями (долг, совесть, высокая нравственность)

Государственные формы управления трудом – государство как субъект управления трудом выступает в виде органов законодательной, исполнительной и судебной власти

Договорные формы управления трудом – это совместные или скоординированные действия администрации предприятий, с одной стороны, и различных организаций трудящихся, с другой стороны

Социальные взаимодействия в сфере труда – это форма социальных связей, реализуемая в обмене деятельностью и взаимном действии.

Трудовой процесс– это совокупность действий исполнителей по целесообразному изменению предмета труда.

Социализация(обобществление) труда – это принадлежность трудовой деятельности к общественной системе, имеющей ту или иную организованность, структуру, способы поддержания единства и свободы действий в рамках системы.

Общественная организованность труда – это общественная форма его свершения, это требуемое обществом свойство приспособленности к деятельности в обществе

Гуманизация труда как направление улучшения качества трудовой жизни имеет своим результатом повышение степени удовлетворенности общественным трудом

Деградация труда имеет очевидную антигуманную направленность, противоречащую стратегическим общественным интересам

Патернализм как тип социально-трудовых отношений характеризуется значительной долей регламентации социально-трудовых отношений со стороны государства или руководства предприятия

Солидарность как тип социально-трудовых отношений предполагает общую ответственность и взаимную помощь, основанную на общности интересов группы людей

Субсидиарность как тип социально-трудовых отношений означает стремление человека к личной ответственности за достижение своих целей и свои действия при решении социально-трудовых проблем

Дискриминация как тип социально-трудовых отношений это основанное на произволе, незаконное ограничение прав субъектов социально-трудовых отношений

Источник

Юшкова Евгения Анатольевна
Общественно-полезный труд как средство воспитания нравственных качеств

Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал жить согласно принципам нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении.

Труд – важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.

Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.

Труд – это могучий воспитатель, в педагогической системе воспитания А. С. Макаренко. Основой является именно труд. Но что такое труд – это совсем не то, чем заняты руки ребенка, подростка. Труд — это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться.

Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богато духовно.

Труд развивает человека физически. И, наконец, труд должен приносить радость доставлять счастье, благополучия. Еще можно сказать, что труд — это проявление людей друг о друге.

Общественно-полезный труд пронизывает всю повседневную жизнь детей детского сада, он постоянен и необходим, хотя результаты его нередко не так заметны, как в других видах труда. Общественно-полезный труд создает большие возможности для формирования у детей бережного отношения к вещам, умения замечать малейший беспорядок и по собственной инициативе включаться в его восстановление. Поэтому в детском саду должны быть созданы оптимальные условия для того, чтобы воспитательные возможности этого вида труда были использованы полностью.

Мне предстояло решить следующую проблему – может ли общественно-полезный труд являться средством воспитания нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста.

Я могу предположить, что при правильной организации и руководстве общественно – полезным трудом, у детей среднего дошкольного возраста можно воспитать нравственные качества.

В исследовании использовались следующие методы:

наблюдение, беседа, организация общественно-полезного труда, статистическая обработка данных.

Работа проходила в три этапа:

1. Констатирующий этап – включал в себя наблюдение за детьми в процессе трудовой деятельности, беседы с детьми.

2. Формирующий этап, который включал в себя чтение художественной литературы о труде, планирование и проведение общественно-полезного труда.

3. Контрольный этап – представлен повторной беседой, контрольным наблюдением и проведением общественно-полезного труда.

В ходе исследования мной была проведена беседа с детьми.Были заданы следующие вопросы:

1. С какой целью мы убираемся в группе, на участке?

2. А вам нравиться трудиться в коллективе; почему?

3. А что нужно уметь, чтобы быстро и хорошо трудиться?

4. А вам нравится трудиться?

5. Что вы больше всего любите делать?

Из беседы мы выяснили, что большинство детей любит трудиться в коллективе, но не всегда могут договариваться друг с другом, и распределять самостоятельно обязанности. Знают, для чего необходимо трудиться. Дети отметили, что любят протирать строительный материал, кукольную мебель, посуду.

Также нами были проведены наблюдения. Они проводились в повседневной жизни, во время самостоятельной деятельности и на прогулке. Наблюдения велись за всеми детьми группы.

Отмечались не только самостоятельность, организованность и добросовестность, но и такие качества как умение договариваться, взаимопомощь, поддержка, настойчивость, доводить начатое дело до конца.

Наше наблюдение показало, что большинство детей в средней группе имеют некоторые сложности в плане формирования нравственных качеств, такие как умение договариваться, уступать место другому, умение распределять обязанности в процессе трудовой деятельности.

Рассматривая результаты, полученные в ходе наблюдений за детьми, можно сказать, что уровень развития нравственных качеств сформирован в соответствии с возрастной нормой у детей не в полной мере.

В результате выводов, сделанных на основе полученных данных, мной была спланирована работа, направленная на формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации общественно-полезного труда в группе и на прогулке.

Работа мной строилась с учетом уровня сформированности нравственных качеств. Дети включались в выполнение разнообразных заданий как индивидуальных, так и коллективных. Я подбирала и объединяла детей, также учитывая их отношение к труду, уровень самостоятельности, организованности.

Я продумала систему работы по трудовому воспитанию с использованием чтения художественной литературы о труде (ЯЛ. Воронковой «Маша-растеряша», В. Осеевой «Лекарство», стихи К. Чуковского «Мойдодыр» – рассказы, «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Что посеешь, то и пожнешь», «Нет хлеба, так нет и обеда» – пословицы, «Авось да как-нибудь до добра не доведут», «Каков мастер, такова и работа» – поговорки о труде.

На контрольном этапе моего исследования было проведено повторное наблюдение за детьми, беседа. Мы акцентировали внимание на уровне сформированности тех качеств, которым уделяли внимание в формирующем эксперименте и пришли к выводу, что все качества самостоятельность, организованность, настойчивость, умение договариваться стали проявляться у детей в большей степени. Все эти дети стали более внимательными, дружелюбными друг к другу.

После этой работы мной был спланирован общественно-полезный труд со всей группой детей. Сюда входила стирка кукольного белья, протирание крупного строителя.

Цель данного труда:

1. Приучать детей поддерживать чистоту и порядок в групповой комнате;

2. Формировать трудовые навыки в работе с водой (стирка белья);

3. Учить трудиться сообща в определенной последовательности;

4. Воспитывать у детей аккуратность и взаимовыручку;

5. Доводить начатое дело до конца.

Дети были разбиты на подгруппы. Нами были намечены только бригадиры и проведен инструктаж, как надо выполнять работу.

Наблюдая за детьми, я отметила, что дети вели себя более организованно, доводили начатое дело до конца, у детей наблюдалась настойчивость, они лучше стали договариваться друг с другом.

Результаты исследования позволили сделать следующие выводы:

• что у детей данного возраста недостаточно сформированы нравственные качества в процессе участия в общественно-полезном труде.

• так же были проведены наблюдения за трудом взрослых и другими дошкольниками;

• чтобы повысить мотивацию, мы читали художественную литературу о труде, целью которой было формирование нравственных качеств у детей;

• детям давались различные индивидуальные задания.

Таким образом, проделанная мной работа позволила достичь поставленной цели, решить запланированные задачи, подтвердить моё предположение.

Источник

Знаете, мне давно хотелось написать пост о детском труде, о его пользе и вреде. Давно известно, что детский труд широко практиковался во всех странах мира, правового регулирования по этому вопросу никогда не было.

Однако, в Российской империи с конца 19 века предпринимались попытки урегулировать данный вопрос, поэтому в 1882 году был принят закон, который запрещал работать детям до 12 лет, а подростки с 12 до 15 лет имели сокращённый рабочий день, при том непрерывная работа должна быть не более 4 часов подряд. Было ещё одно очень важное условие, заключавшееся в том, что если у ребёнка не было свидетельства об окончании хотя бы одногодичного народного училища или подобного учебного заведения. То работодатель обязан был предоставить ребёнку возможность 18 часов в неделю обучаться в училище. Однако, данный закон был отложен, так как этому воспрепятствовали владельцы фабрик, так как им детский труд был максимально выгоден, так как был очень дёшев и массовым.

Дети работали на очень тяжёлых работах, но зарплаты были мизерными

После революции 1917 года произошли изменения. Формально, на бумаге, детский труд был запрещён законодательством. Однако, на практике ситуация складывалась совсем иная. Во-первых, школьников отправляли на стройки, на картофельные поля, работать в колхозы. Этот труд назывался ОФП или общественно полезный труд. Но не стоит забывать, что работа была настолько тяжёлой, что многие подростки не выдерживали нагрузки и умирали, особенно на работах по сбору хлопка. А к человеческим потерям относились очень легко, ведь считалось, что этот труд является борьбой, а в любой борьбе есть человеческие потери.

в 19-20 веках дети трудились в основном на тяжелых производствах, а получали по сравнению с взрослыми гроши

Во-вторых, данный труд не оплачивался, лишь объявлялись благодарности. Была ещё такая ерунда как сбор макулатуры и бутылок. Доходило даже смешного, чтобы выполнить планы, многие приносили бутылки из дома, а содержимое выливали, так как боялись общественного порицания. Делалось это, якобы, чтобы приучить себя к труду, ведь в Конституции СССР было сказано, что труд- это обязанность любого гражданина Советской республики. А вспомните детский труд во времена Великой общественной войны…Дети работали наряду со взрослыми в ночные смены и работали за идею. В общем, ситуация была совсем невесёлая.

Школьники СССР тоже работали, при чём труд был довольно напряжённым

После распада СССР ситуация несколько поменялась. Были приняты несколько документов, которые регулировали условия труда и запрещали детский труд. В соответствии со ст. 37 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется свобода труда и его достойная оплата. Наряду с Конституцией РФ была ратифицированы Международная Конвенция по правам ребёнка от 1989 года и Конвенция «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда» в 2003 году. В соответствии с данным международным документов запрещался детский труд, а дети, которые ранее подверглись ему, обладали правом на реабилитацию. Помимо этих документов труд несовершеннолетних строго регулирует глава 42 Трудового кодекса и Федеральный закон № 273 «Об образовании».

Однако, формальности- это формальности. Случаи незаконного детского труда встречаются до сих пор.

Довольно известна история, произошедшая в Оренбургском детском доме. Кстати, он известен тем, что там жил и начинал свои первые шаги в вокальном искусстве Юрий Шатунов, бывший солист некогда популярнейшей группы «Ласковый май».

Директор данного учреждения, между прочим заслуженный учитель, что вдвойне позорно для неё, эксплуатировала несовершеннолетних проживающих. Заставляла детей ремонтировать водопровод дома, также убираться на территории Учреждения, убирать снег. Вы скажете, что это общественный полезный труд, однако, тут есть свой нюанс. По документам она оформляла ребят разнорабочими, но зарплату им не платила. По её словам, они все отказались сами от зарплаты. Вот скажите мне, пожалуйста, откажется ли ребёнок от своих заработанных денег? Да никогда! Один-два, ну три, могут отказаться, но не все! Тем более, согласно трудовому законодательству, она была обязана эти деньги перечислять эти средства хотя бы на личные счета детей, что не было сделано. А массовая невыплата заработной платы, тем более несовершеннолетним, это уже основание для возбуждения уголовного дела по ст. 145.1. УКРФ. Я подозреваю, что составов как минимум два.

Вообще, я считаю, что у нас всё происходит из крайности в крайность.

Дети должны приучаться к труду, чтобы не быть белоручками и уметь быть приспособленным к самостоятельной жизни. Но этот труд должен быть безопасным и не выходить за рамки законодательства, в том числе законодательства по охране труда. Меня всегда смешат жалобы родителей, которые вопят, что их «дитятко» шестнадцатилетнего лба заставляют мыть доску в школе или дежурить по классу. Я сам не так давно окончил школу и не считаю, что дежурство по школе или какая-то помощь является детской эксплуатацией. Детей нужно приучать к труду, иначе вырастут ленивыми увальнями, которые даже не сумеют приготовить себе ужин, когда родители на работе, поэтому, труд- это польза, но посильный!

Источник

Общественно полезный труд осужденных регламентируется положениями статей 103-107 УИК РФ.

Каждый трудоспособный осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительного учреждения. Труд осужденных не является принудительным. В то же время, как это предусматривается ч. 5 ст. 103 УИК РФ, производственная деятельность осужденных не должна препятствовать выполнению основной задачи исправительных учреждений — исправлению осужденных.

Для осужденных к лишению свободы труд является обязательным. Не нарушает ли это положения международных конвенций о запрете принудительного или обязательного труда?

Обязательность труда осужденных не нарушает запрет на принудительный или обязательный труд (такой запрет содержит Конституция РФ — ч. 2 ст. 37), Трудовой кодекс РФ (ст. 4), Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод 4 ноября 1950 г. (ратифицирована РФ 30 марта 1998 г.). В ст. 4 указанной Конвенции, в частности, говорится: «Для целей данной статьи термин “принудительный или обязательный труд” не включает: а) любую работу, которую должно выполнять лицо, находящееся в заключении согласно положениям ст. 5 настоящей Конвенции или условно освобожденное от такого заключения».

В ч. 2 ст. 2 Конвенции № 29 Международной организации труда (МОТ) о принудительном или обязательном труде (1930 г.) говорится: «Однако термин “принудительный или обязательный” труд для целей настоящей Конвенции не включает в себя: всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица вследствие приговора, вынесенного решением судебного органа, при условии, что эта работа или служба будет производиться под надзором и контролем государственных властей, и что указанное лицо не будет уступлено или передано в распоряжение частных лиц, компаний или обществ».

Администрация исправительного учреждения обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест.

Места привлечения к труду: 1) центры трудовой адаптации осужденных; 2) производственные (трудовые) мастерские исправительного учреждения; 3) федеральные государственные унитарные предприятия уголовно-исполнительной системы; 4) организации иных организационно-правовых форм собственности, расположенные на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения охраны и изоляции осужденных (исключение составляют территории тюрем и колоний особого режима). Труд осужденных, отбывающих лишение свободы в тюрьмах, организуется только на территории тюрьмы. В тюрьмах отбывают наказание осужденные к лишению свободы на срок свыше 5 лет за совершение особо тяжких преступлений, при особо опасном рецидиве, а также осужденные, являющиеся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переведенные из исправительных колоний (ч. 7 ст. 74 УИК РФ).

Занятие индивидуальной трудовой деятельностью осужденным запрещено Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ 1, хотя раньше это разрешалось.

Несовершеннолетние осужденные, осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет, а также осужденные инвалиды I или II группы привлекаются к труду по их желанию в соответствии с законодательством РФ о труде и социальной защите инвалидов.

В приложении 8 к Правилам внутреннего распорядка исправительного учреждения содержится список работ и должностей, на которых запрещается использовать труд осужденных. Это работы по ремонту и обслуживанию технических средств охраны исправительного учреждения; на работах с множительной, радиотелеграфной, телефонной, факсимильной техникой; на работах, связанных с учетом, хранением и выдачей медикаментов, взрывчатых, отравляющих и ядовитых веществ; работы с подчинением осужденным вольнонаемных работников; продавцов, бухгалтеров-операционистов, кассиров, заведующих продовольственными, вещевыми складами, складами со сложным дорогостоящим оборудованием, кладовщиками и др.

Для несовершеннолетних и лиц, занятых на работах с вредными условиями труда, устанавливается сокращенный рабочий день. Для осужденных, работающих по своему желанию, и женщин, имеющих детей в доме ребенка, устанавливается неполный рабочий день.

Размер оплаты труда осужденных, полностью отработавших месячную норму и выполнивших установленные задания, не может быть меньше МРОТ.

Работающие осужденные имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск: в воспитательных колониях — 18 дней, в других исправительных учреждениях — 12 дней. Осужденным может быть разрешено провести отпуск за пределами исправительного учреждения.

Время привлечения осужденных к оплачиваемому труду, как правило, засчитывается им в общий трудовой стаж. При систематическом уклонении осужденного от работы (два и более отказа от работы в течение месяца либо отсутствие на работе в течение 3 часов) соответствующий период времени (месяц, день) по решению администрации исправительного учреждения исключается из общего трудового стажа. Это может быть обжаловано в суде.

До 2 часов в неделю осужденные могут в порядке очередности в свободное от работы и учебы время привлекаться к работам по благоустройству исправительного учреждения (ремонт, уборка, озеленение и т.д.). Время работы в общий трудовой стаж не засчитывается. Неоплачиваемые работы по благоустройству не являются принудительным трудом, что было подтверждено Конституционным Судом РФ (определение от 24.03.2005 № 152-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Демко Александра Юрьевича на нарушение его конституционных прав статьей 106 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации»), В соответствии с Конвенцией № 29 Международной организации труда (МОТ) «Относительно принудительного или обязательного труда» (принята в Женеве 28.06.1930 на 14-й сессии Генеральной конференции МОТ)[1], Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (Рим 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004)1 работы, связанные с благоустройством мест отбывании наказания, не могут рассматриваться как принудительный или обязательный труд, поскольку работы общинного характера, выполняемые для прямой пользы коллектива членами данного коллектива, считаются их обычными гражданскими обязанностями.

Осужденные лишены права на забастовку. Забастовка, прекращение работы или отказ от работы квалифицируются как злостное нарушение установленного порядка отбывания наказания.

Источник