Общественно полезный труд и его место во внеклассной жизни коллектива

Общественно полезный труд и его место во внеклассной жизни коллектива thumbnail
  • виды труда, характер и результативность
    его выполнения;

  • степень легкости – трудности в
    организации учащихся класса на выполнение
    общественно-полезных дел; наличие
    заинтересованности в успехе совместной
    деятельности и проявление сознательной
    дисциплины;

  • связь с подшефными группами, формы ее
    выражения;

  • профессионально-трудовая направленность
    учащихся (для старшеклассников);

  • влияние на класс родительской
    общественности;

III. Руководство
классным коллективом и его организация.

1. Характеристика актива класса.

  • выборный актив класса, староста, органы
    самоуправления;

  • авторитет актива, его умение организовать
    класс на решение важнейших учебных и
    общественных задач;

  • личностные особенности активистов
    (специфика мотивационно-потребностной
    сферы, организаторские, коммуникативные
    способности и пр.);

2. Характеристика неформального
лидерства.

  • наличие в коллективе неформальных
    лидеров (по результатам референтометрии);

  • характер и причины влияния на класс;

  • отношение к ним актива;

  • необходимость и возможные пути коррекции
    их влияния педагогом;

3. Особенности межличностных
отношений внутри класса.

  • эмоциональные связи в группе, конфигурация
    социометрических статусов («звезды»,
    «предпочитаемые», «избираемые»,
    «игнорируемые», «отверженные»),
    взаимность выборов, коэффициент
    благополучия отношений, коэффициент
    удовлетворенности общением (по
    результатам социометрии);

  • наличие «отверженных», причины
    отвержения, возможные меры и контрмеры
    по изменению неблагополучного положения
    учащегося в классе;

  • наличие-отсутствие группировок (мотивы,
    объединяющие ребят, лидерство в
    группировках, влияние на коллектив,
    отношения между группировками, причины
    изоляции) (по результатам социограммы);

  • мера чувств защищенности, безопасности,
    доверия (по результатам коэффициентов
    1-4 социометрии);

4. Коллективизм и дружба.

  • единство целей, интересов учащихся –
    степень сплоченности, ценностно-ориентационное
    единство группы (ЦОЕ) (по результатам
    методик);

  • взаимная требовательность, критика и
    самокритика, роль общественного мнения
    в классе;

  • наличие – отсутствие взаимопомощи,
    дружелюбия, чуткости и взаимопонимания
    в классе;

5. Возрастные особенности школьников и взаимоотношения мальчиков и девочек.

  • проявление возрастных особенностей
    учащихся в их поведении, во взаимоотношениях,
    в отношении к делу, в их интересах,
    мечтах и планах;

  • особенности в развитии мальчиков и
    девочек (в соответствии с возрастом);

  • проявление половых особенностей у
    мальчиков и девочек и их значение во
    взаимоотношениях;

  • причины специфичного поведения «трудных»
    учащихся;

6.Личность классного руководителя и его влияние на класс.

  • образованность, общая культура,
    организаторские способности;

  • знание психологии школьников, их
    интересов;

  • общий стиль руководства, приемы влияния
    на отдельных учеников и коллектив в
    целом;

  • отношение класса к классному руководителю,
    его авторитет среди учеников;

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

«ПРИНЯТО»:

Управляющим советом

МОБУ Новобурейской школы № 3

Протокол № _____ от  ___________ года

«УТВЕРЖДЕНО»

Приказом директора

МОБУ Новобурейской школы № 3

№ _________   от _____________  года

«ПРИНЯТО»:

Педагогическим советом МОБУ Новобурейской школы № 3

 Протокол №____ от _______________года

Положение

о привлечении обучающихся к общественно-полезному труду,

не предусмотренному образовательной программой

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с нормативными документами:

– ч.4 ст.34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

– постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 № 163 (ред. от 20.06.2011) «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет»;

– постановлением Минтруда России от 07.04.1999 № 7 «Об утверждении норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную»;

–  постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

1.2. Общественно-полезный труд является совокупностью действий образовательных отношений, направленных на реализацию социальных преобразований и проблем социума, способствующих позитивным изменениям в самом человеке, в среде образовательной организации и во внешней социальной среде, закрепляющих у подростков социальные знания, навыки, социальный опыт и социальные роли во взаимоотношениях между субъектами образовательно-воспитательного процесса. 

Общественно-полезный труд обучающихся организуется в соответствии с Уставом школы, внутренними локальными актами, договором с родителями (законными представителями), настоящим Положением.

1.3. Общественно-полезный труд обучающихся – составная часть общественных отношений, возникающих в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, способствующая личностному и профессиональному становлению обучающихся. Это добровольная деятельность обучающихся с согласия их родителей (законных представителей), с 14 лет – с согласия самих обучающихся на благо общеобразовательной организации и муниципального образования.

1.4. Обучающиеся при выполнении общественно-полезной работы должны соблюдать правила техники безопасности, установленные режимы труда и отдыха, соответствующие их возрасту и состоянию здоровья.

1.5. От общественно полезной работы могут быть освобождены обучающиеся на основании медицинских справок и иных уважительных причин (по заявлению родителей).

2. Основные задачи

Основными задачами общественно-полезного труда обучающихся являются:

2.1.        Формирование у обучающихся осознанной потребности в труде, уважения к людям труда, заботливого и бережного отношения к окружающему миру, формирование навыков коллективной деятельности, воспитание трудовой и учебной дисциплины.

2.2.        Ознакомление обучающихся на практике с основами современного производства, формирование интереса к рабочим профессиям, закрепление умений и навыков, знаний, получаемых в процессе трудового и профессионального обучения, профильной и общеобразовательной подготовки.

2.3.        Формирование представлений об особенностях профессий своего муниципального образования (региона), их востребованности на современном рынке труда.

2.4.        Самообслуживание обучающихся по наведению чистоты и порядка в здании общеобразовательной организации и классных кабинетах.

2.5.        Оказание обучающимися общеобразовательных организаций посильной помощи в благоустройстве школы и прилегающей к ней пришкольной территории.

3.        Содержание и организация общественно-полезного труда

3.1.        Социально-значимая деятельность, общественно-полезный труд обучающихся основаны на следующих принципах:

– учет интересов и возрастных особенностей обучающихся;

– единство учебной и воспитательной работы;

– общественно полезная направленность;

– творческая инициатива и самостоятельность обучающихся.

3.2. Главными направлениями общественно полезного труда являются:

– общественная работа – активное участие в работе класса, в организации школьных и классных мероприятий, художественной самодеятельности, спортивной работе;

– дежурство по школе, участие в субботниках на территории школы и на закрепленной территории;

– овладение основами экономики и организации сельскохозяйственной опытнической работы (работа на учебно-опытном участке (при его наличии): перекопка почвы, посадка, прополка, уход за растениями);

– участие в труде по самообслуживанию (поддержание порядка и чистоты в классе, уборка мастерских);

– генеральная уборка школьных помещений после каждой четверти (мытьё стен, подоконников, школьной мебели);

3.3. При организации работы следует учитывать возрастные особенности учащихся.

3.4. В начальных классах допускается следующая работа:

– в 1классе – активное участие в работе актива класса, дежурство в классе (полив цветов, протирание классной доски), участие в организации классных мероприятий, участие в художественной самодеятельности, спортивных мероприятиях;

– во 2-4 классах – активное участие в работе актива класса, дежурство в классе (полив цветов, протирание классной доски), участие в организации школьных и классных мероприятий, участие в художественной самодеятельности, спортивных соревнованиях;

– в 5 – 7 классах – активное участие в работе актива класса, дежурство в классе (полив цветов, протирание классной доски, наведение порядка и чистоты в классе), дежурство по школе, участие в организации школьных и классных мероприятий, участие в художественной самодеятельности, спортивных мероприятиях, оказание помощи в соблюдении и поддержании образцового порядка в школьных помещениях и на закрепленном участке территории школы, работа на учебно-опытном участке (при его наличии): посадка, прополка, уход за растениями, сельскохозяйственная опытническая работа, уборка мастерских, несложный ремонт школьной мебели, ремонт учебной и художественной литературы, учебно-наглядных пособий;

– в 8, 9, 10, 11 классах – активное участие в работе актива класса, дежурство по школе, участие в организации школьных и классных мероприятий, участие в художественной самодеятельности, в спортивной жизни школы, оказание помощи в соблюдении и поддержании образцового порядка в школьных помещениях и на закрепленном участке территории школы,

3.2.        В течение учебного года общественно-полезный труд обучающихся осуществляется с письменного согласия родителей и обучающихся. Работы проводятся не чаще одного раза в неделю продолжительностью:

– для обучающихся 1- 4 классов – не более 30 мин.;

– для обучающихся 5 -9 классов – не более 40 мин.;

– для обучающихся 10-11 классов – не более 60 мин.

3.3. Письменное согласие родителей об участии детей в общественно – полезном труде берётся ежегодно, в период начала нового учебного года и действует до конца текущего учебного года.

3.4. Письменное согласие обучающихся об участии в общественно-полезном труде может быть получено при достижении ими возраста 14 лет.

3.5. Общественно-полезный труд организуется и проводится классным руководителем, заместителями директора по воспитательной и завхозом.

3.6. График проведения работ определяет классный руководитель при согласовании с заместителем руководителя общеобразовательной организации по воспитательной работе. График работ может корректироваться с учетом погодных условий, вида проводимых работ и занятости обучающихся.

3.7. Освобождение обучающихся, занимающихся в спортивных, музыкальных, художественных школах, от общественно-полезного труда осуществляется приказом директора общеобразовательной организации. При наличии у обучающихся противопоказаний к физическому труду обучающиеся по согласованию с родителями (законными представителями) могут привлекаться к работе в библиотеке, оформительской и иной посильной деятельности.

3.8. В ходе организации общественно-полезного труда могут проводиться акции, направленные на:

– профилактику детского дорожно-транспортного травматизма;

– профилактику наркомании, токсикомании, алкоголизма, злоупотребления ПАВ и социально опасных заболеваний;

-развитие волонтерского движения, научно-исследовательской и экспериментальной деятельности;

– проведение шефской и тимуровской работы по оказанию посильной помощи социально-незащищенным слоям населения (ветеранам военных действий, участникам трудового фронта, одиноким пожилым людям);

– организацию работы кружков культурно-эстетической, экскурсионно-краеведческой, спортивно-секционной и физкультурно-массовой направленности.

4. Общие требования безопасности

4.1. Обучающиеся при выполнении общественно-полезной работы должны соблюдать правила техники безопасности, установленные режимы труда и отдыха.

4.2. При выполнении общественно-полезной работы должна быть медицинская аптечка, укомплектованная необходимыми медикаментами и перевязочными средствами для оказания первой помощи при травмах.

4.3. При несчастном случае руководитель общественно-полезной работы (пострадавший или очевидец несчастного случая) обязаны сообщить об этом в администрацию общеобразовательной организации.

4.4. В процессе работы обучающиеся должны соблюдать порядок выполнения работ, правильно применять рабочий инвентарь и инструмент, соблюдать правила техники безопасности.

4.5. Руководитель общеобразовательной организации организует общественно-полезный труд обучающихся в строгом соответствии с правилами и нормами охраны труда, несёт личную ответственность за безопасные условия труда обучающихся.

4.6. Обучающиеся допускаются к участию в общественно-полезном труде после обучения безопасным приёмам труда, проведения с ними инструктажа по технике безопасности с регистрацией в журнале установленной формы.

4.7. Запрещается привлечение школьников к работам, противопоказанным их возрасту, опасным с точки зрения здоровья (ядохимикатами, красками, запрещёнными органами Роспотребнадзора, опасными растениями, с подъёмом и перемещением тяжестей свыше установленной нормы для подростков), а также в эпидемиологическом отношении.

4.8. Запрещается привлечение обучающихся к работам в ночное время и праздничные дни. Ответственные должностные лица несут личную ответственность за безопасные условия труда обучающихся, их жизнь и здоровье.

4.9. Формы организации общественно-полезного труда обучающихся различны и зависят от его содержания и объёма, постоянного или временного характера работы, возраста обучающихся.

5. Требования безопасности в аварийных ситуациях

5.1. При выходе из строя рабочего инструмента и инвентаря или его затупления прекратить работу и сообщить об этом руководителю работ.

5.2. При получении травмы сообщить об этом руководителю работ, который обязан оказать первую помощь пострадавшему, сообщить администрации общеобразовательной организации, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

6. Нормативно-организационное обеспечение общественно-полезного труда

6.1.Организация и реализация общественно-полезного труда сопровождается наличием следующих документов:

приказ директора общеобразовательной организации о назначении ответственного за организацию общественно-полезного труда;

приказ директора общеобразовательной организации о назначении ответственных за организацию общественно-полезного труда по отдельным направлениям (блокам работы);

план-график общественно-полезного труда на текущий учебный год и летний период, согласованный с Управляющим советом общеобразовательной организации и утвержденный приказом директора;

функциональные обязанности ответственных лиц по направлениям деятельности;

инструкции по технике безопасности при выполнении видов практической деятельности;

протоколы педагогических советов, заседаний Управляющего совета, родительских собраний, собраний (классных часов) обучающихся, на которых рассматриваются вопросы организации общественно-полезного труда;

заявления-согласия несовершеннолетних их родителей (законных представителей);

журналы проведения инструктажей по технике безопасности; журнал учета времени практической деятельности обучающихся.

Приложение № 1

Заявление родителей на согласие привлечения ребенка к 

общественно-полезному труду в школе

Директору МОБУ Новобурейской СОШ №3 Д.Н.Туманову

Я,________________________________________________________________

                                (Ф.И.О. родителя или законного представителя)

Родитель (законный представитель) ученицы (ка)___________класса, школы №3

______________________________________________________________________________

(Ф.И.О. учащегося)

Согласен на привлечение моего ребенка к общественно-полезному труду, не связанному с учебной деятельностью.

Срок действия согласия: с 1сентября___________года до конца учебного года. Фамилия__________________(подпись)_____________ Дата _________

Приложение № 2

Заявление

обучающегося (старше 14 лет) на согласие для привлечения его к общественно-полезному труду в школе

Директору МОБУ Новобурейской СОШ №3 Д.Н.Туманову

Я, __________________________________________________________________

(Ф.И.О. учащегося)

Ученица(к) _____ класса согласна(ен), на участие в общественно-полезном труде, не связанном с учебной деятельностью.

Срок действия согласия: с 1сентября _____ года до конца учебного года. Фамилия________________________(подпись)_____________ Дата ________ 

Источник

Предлагаемая схема составления психолого-педагогической характеристики класса – ориентировочная. Она может быть взята за основу, дополнена или сокращена с учетом поставленных задач.

Примерная схема психолого-педагогической характеристики класса

I. Общие сведения.

· количество учащихся в классе, из них мальчиков и девочек;

· возрастной состав;

· количество второгодников;

· социальный состав класса;

· время возникновения классного коллектива, были ли слияния с другими классами, новички из других школ, смена классных руководителей и т.д.

II. Содержание и характер коллективной деятельности.

Учебная деятельность.

· успеваемость класса (количество отличников и хорошо успевающих учеников, наличие неуспевающих; место, занимаемое классом среди других по успеваемости);

· наличие контроля за отметками отдельных учеников, требования к ним классного руководителя, актива и всего коллектива, взаимопомощь, ее формы и организация

· степень соответствия общей подготовленности, умственного развития учащихся, работоспособности и успеваемости, чем можно объяснить картину успеваемости класса?

· вид (наличие личностной, ситуативной мотивации, отсутствие учебной мотивации) и степень сформированности мотивационной сферы учащихся (наличие познавательных (личностных) интересов к учебной деятельности; проявление интеллектуальной самостоятельности и инициативы в учебной деятельности; заинтересованность и активное включение в решение проблемной ситуации на уроке; интерес к трудному материалу; умение преодолевать посильные трудности учебной деятельности; понимание смысла и важности учебной деятельности; стремление к улучшению результатов учебной деятельности);

· организованность и дисциплина класса (общая характеристика поведения учащихся на уроках, во время проведения внеклассных мероприятий; соблюдение школьного режима; выполнение учениками единых требований со стороны учителей);

· отрицательные моменты в учебной работе (шпаргалки, списывания, подсказки и пр.);

2.Жизнь коллектива вне учебных занятий.

· степень активности, место и роль класса в жизни школы, особенности его взаимоотношений и взаимодействия с другими классами и группами как в школе, так и вне школы;

· особенности общественной активности класса в целом и отдельных ее членов (отношение к общественным поручениям, мотивы выполнения, потребность в общественной деятельности);

· целесообразность общественных поручений в классе;

· участие в школьных кружках и секциях; в кружках и секциях внешкольных воспитательных учреждений (ДТЮ, спортивных, музыкальных, художественных школы, клубов, домов культуры);

· участие в детских движениях;

· интерес к современным политическим событиям, музыке, искусству, литературе, спорту и т.д., формы проявления этих интересов – проведение читательских конференций, диспутов, посещение театра, кино с последующим обсуждением увиденного;

· наличие традиций, правил, ритуалов классного коллектива;

· творческие дела класса;

Общественно-полезный труд и его место во внеклассной жизни коллектива.

· виды труда, характер и результативность его выполнения;

· степень легкости – трудности в организации учащихся класса на выполнение общественно-полезных дел; наличие заинтересованности в успехе совместной деятельности и проявление сознательной дисциплины;

· связь с подшефными группами, формы ее выражения;

· профессионально-трудовая направленность учащихся (для старшеклассников);

· влияние на класс родительской общественности;

III. Руководство классным коллективом и его организация.

Характеристика актива класса.

· выборный актив класса, староста, органы самоуправления;

· авторитет актива, его умение организовать класс на решение важнейших учебных и общественных задач;

· личностные особенности активистов (специфика мотивационно-потребностной сферы, организаторские, коммуникативные способности и пр.);

Характеристика неформального лидерства.

· наличие в коллективе неформальных лидеров (по результатам референтометрии);

· характер и причины влияния на класс;

· отношение к ним актива;

· необходимость и возможные пути коррекции их влияния педагогом;

Особенности межличностных отношений внутри класса.

· эмоциональные связи в группе, конфигурация социометрических статусов («звезды», «предпочитаемые», «избираемые», «игнорируемые», «отверженные»), взаимность выборов, коэффициент благополучия отношений, коэффициент удовлетворенности общением (по результатам социометрии);

· наличие «отверженных», причины отвержения, возможные меры и контрмеры по изменению неблагополучного положения учащегося в классе;

· наличие-отсутствие группировок (мотивы, объединяющие ребят, лидерство в группировках, влияние на коллектив, отношения между группировками, причины изоляции) (по результатам социограммы);

· мера чувств защищенности, безопасности, доверия (по результатам коэффициентов 1-4 социометрии);

Коллективизм и дружба.

· единство целей, интересов учащихся – степень сплоченности, ценностно-ориентационное единство группы (ЦОЕ) (по результатам методик);

· взаимная требовательность, критика и самокритика, роль общественного мнения в классе;

· наличие – отсутствие взаимопомощи, дружелюбия, чуткости и взаимопонимания в классе;

Возрастные особенности школьников и взаимоотношения мальчиков и девочек.

· проявление возрастных особенностей учащихся в их поведении, во взаимоотношениях, в отношении к делу, в их интересах, мечтах и планах;

· особенности в развитии мальчиков и девочек (в соответствии с возрастом);

· проявление половых особенностей у мальчиков и девочек и их значение во взаимоотношениях;

· причины специфичного поведения «трудных» учащихся;

6.Личность классного руководителя и его влияние на класс.

· образованность, общая культура, организаторские способности;

· знание психологии школьников, их интересов;

· общий стиль руководства, приемы влияния на отдельных учеников и коллектив в целом;

· отношение класса к классному руководителю, его авторитет среди учеников;

IY. Общие выводы.

· Уровень развития коллектива, характер эмоционального климата, достоинства и недостатки в развитии коллектива класса;

· Уровень успеваемости и дисциплинированности класса;

· Конкретные задачи, стоящие перед педагогом и родителями в формировании коллектива класса, и наиболее эффективные пути их решения.

Примечание: Все положения, частные выводы, характеристики целесообразно обосновывать, т.е. подтверждать фактами и результатами методик.

Студенты самостоятельно подбирают методы изучения коллектива учащихся, среди которых могут быть:

· социометрические исследования (матрицы и социограмма прилагаются к характеристике);

· методики изучения сплоченности, ЦОЕ, психологической атмосферы и пр.;

· беседа с учащимися с целью выявления их отношения к школе, учению, учителю;

· выявление интересов, мотивов с помощью бесед, анкетирования и пр.

Протоколы проведенных исследований, анкетные листы, заполненные детьми, прилагаются к характеристике.

Методики изучения классного коллектива.

Социометрия

Это комплексный социально-психологический тест, включающий в себя три важных диагностических процедуры: классическую социометрию (1 и 2 вопросы) – изучает структуру эмоциональных отношений в группе, аутосоциометрию (3 и 4 вопросы) – изучает адекватность представлений членов группы о своем положении в эмоциональной структуре группы, и референтометрию (5 вопрос) – выявляет референтных лиц, т.е. членов группы, обладающих ценностной привлекательностью.

Процедура проведения. Дается устная инструкция и зачитываются вопросы, предлагается письменно ответить на них в специальных бланках (краткая письменная инструкция, есть место для фамилии и класса, сформулированы вопросы и рядом с каждым оставлено место для ответов) или просто на листе бумаги.

В устной инструкции очень важна мотивационная сторона, т.к. социометрическая процедура достаточно серьезное испытание. Необходимо снизить общую аффективность ситуации через доверительный контакт с группой, доброжелательный, спокойный, неформальный стиль подачи инструкции, мягкое формулирование целей исследования («Мне, как помощнику классного руководителя, очень важно знать, насколько класс дружный и сплоченный, на основе этих результатов будет строиться работа с классом в целом»). Объяснение причины обязательной подписи («Иначе исследование теряет смысл, потому, что не получится узнать, дружный класс или нет») и гарантирование неразглашения личных ответов («Результаты будут изложены только в обобщенном виде») – также важная часть мотивирования участников процедуры.

В технической части инструкции важно подчеркнуть, что при ответе на вопросы следует: заполнять лист самостоятельно, не советуясь с соседом и не размышляя вслух; учитывать всех членов группы, а не только присутствующих в данный момент (отсутствующих можно написать на доске); избегать вариантов типа «всех», «любого», «никого», «не знаю»; ограничиваться числом выборов, предложенным в инструкции.

Устная инструкция может иметь следующий вид: «Для того, чтобы наша дальнейшая работа была интересной и полезной, и мне, и вам важно понять, что же из себя представляет ваш класс. Для этого я хочу использовать методику с хитрым названием «социометрия». Она состоит из пяти вопросов. Сейчас вы получите тестовые бланки и прочтете их. Вопросы и простые и сложные одновременно. Они касаются вашего класса, отношений между ребятами и лично каждого из вас. Чтобы работа не была напрасной, очень важно отнестись к ней серьезно и при ответах быть максимально искренним. Конечно, вы можете не отвечать на вопросы, но в этом случае будет трудно дальше работать над формированием в классе доброжелательных, дружеских отношений. Работу надо обязательно подписать. Когда вы прочитаете вопросы, то поймете, что без подписи она теряет всякий смысл. Со своей стороны я гарантирую, что ваши листы не попадут в руки никому: ни вашим одноклассникам, ни педагогам, ни родителям. Их буду видеть только я».



Источник