Общественно полезный труд 2 класс фгос

                   Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                          «Средняя общеобразовательная школа № 1»

РАССМОТРЕНО

на заседании школьного МО

протокол  № 5  от  23.05.2012г.

рук. МО _______/Кузьменко И.А.

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по УВР МБОУ СОШ № 1

_________ / Шипилова В.В.        /

15 августа 2012 г.

УТВЕРЖДАЮ

директор МБОУ «СОШ №  1

___________  / О.Н.Викарчук

приказ  №  от_______2012 г.

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Общественно полезный труд»

2-а класс

Учитель:Максимова Е.Б.

Квалификационная категория: первая

 2012-2013г

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

                                        Стр.

Пояснительная записка………………………………………………..…3-7

Поурочное календарное  планирование ……………………………….8

Лист корректировки…….………………………………………………  9

Прогнозируемые результаты……………….…………………………..10

Учебно-методическое обеспечение для учителя и для учащихся……11

                                         Пояснительная записка

Внеурочная  деятельность  по социальному направлению обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитии культуры труда подрастающего поколения, становления системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности. Способствует профессиональному самоопределению школьников в условиях рынка, выбору учащимися жизненных, профессиональных планов; формированию гуманистических и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций, знакомит с миром профессий.

В данной Программе предусмотрено выполнение школьниками творческих и проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся, их внимание акцентируется на потребительском назначении продукта труда или того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи. Программа  рассчитана на детей 8 летнего возраста.

Цель Программы: развивать умение находить инновационный подход к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса; воспитание трудолюбия, усидчивости, терпения, инициативности, сознательности, уважительного отношения к людям и результатам труда, коммуникативности и причастности к коллективной трудовой деятельности;  развитие творческих способностей, логического и технологического мышления, глазомера и мелкой моторики рук.

Решаемые задачи: воспитание бережного отношения к окружающей среде, выработка чувства ответственности и уверенности в своих силах, формирование навыков культуры труда, позитивного отношения к трудовой деятельности;первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; формирование гуманных начал жизни в социуме через совместное целенаправленное коллективно – распределенную деятельность; потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности; мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Содержание  программы

Предлагаемая программа рассчитана на проведение занятий во внеурочной  деятельности во2 классе- 1 час в неделю, всего 34 часа в год.

Содержание работы         

Форма работы        

Трудовой десант, помощь ветеранам войны и труда, субботники по благоустройству школы, уход за цветами на клумбах, акции Добра, беседы,  поездки в музеи .

Программы и проекты

«Труд лечит, а лень портит человека»

«Хитрая бумага»

Форма  подведения итогов        

Выставки творческих работ, клумб, саженцев, оформление тематических папок и стендов, исследовательские работы и творческие проекты, презентации проектов, конкурсы, выставка альбомов.

В  программе заложены возможности формирования  у учащихся универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных) и ключевых компетенций; воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

• ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

•   ценностное и творческое отношение к учебному труду;

•   элементарные представления о различных профессиях;

•   первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослы­ми;

•   осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

•   первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

•   потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

•   мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Функциями универсальных учебных действий на занятиях являются:

• обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

•    создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации.

Основными критериями оценки достигнутых результатов считаются:

•   самостоятельность работы;

•   осмысленность действий;

•   разнообразие освоенных задач.

2 . Планируемые результаты внеурочной  деятельности

Личностные универсальные учебные действия:

• ценностно-смысловая ориентация учащихся;

• нравственно-этическое оценивание;

• действие смыслообразования;

• способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

 умение выражать свои мысли;

• разрешение конфликтов, постановка вопросов;

• планирование совместной деятельности;

• управление поведением партнера: контроль, коррекция.

Регулятивные универсальные учебные действия:

• целеполагание;

• волевая саморегуляция;

• коррекция;

• оценка качества и уровня усвоения.

Познавательные универсальные действия:

Общеучебные:

• умение структурировать знания;

• смысловое чтение;

• выделение и формулирование учебной цели;

• планирование деятельности для достижения результата.

Логические:

• анализ объектов;

• синтез, как составление целого из частей;

• классификация объектов;

• доказательство;

• выдвижение гипотез и их обоснование;

                                              3. Содержание программы

В программе было выделено 6 тематических блоков, которые носили теоретическую и практическую направленность:

  1. Мои поручения в классе и дома (5 ч.)

Данный тематический блок направлен на то, чтобы дать учащимся необходимые теоретические знания и практические умения в самообслуживании, научить первоклассников жить в коллективе, вместе выполнять поручения, заниматься интересным делом, уметь распределять обязанности внутри классного коллектива.

  1.  Вводное занятие. Режим дня школьника.
  2.  Организация дежурства в классе.
  3.  Генеральная уборка в классе.
  4.  Мои поручения дома.

1.5. Составить свой режим дня.

  1. Комнатные растения (6 ч.)

Основная задача этого блока состоит в том, чтобы  ученикам 2-го класса дать минимальный объём теоретических сведений о комнатных  и цветочно-декоративных растениях, привить простейшие практические умения выращивания растений. Эти знания помогут в следующих классах расширить представления детей о комнатных  и цветочно-декоративных растений.  

2.1. Комнатные растения в доме.

2.2. Подготовить рассказ, какие растения они сажают дома.

2.3. Растения, которые сажают в помещениях, классах. (2 часа)

2.4. Правила ухода за комнатными растениями. (2 часа)

  1. Книжкина больница (5 ч.)

Научить детей бережно и аккуратно относиться к своим и чужим книгам. Научить детей ремонтировать книги, изготавливать закладки.

  1. Содержание в порядке своих книг и тетрадок.
  2.  Мелкий ремонт книг. (2 ч.)
  3.  Изготовление закладок для книг.
  4.  Изготовление книжных обложек.
  1. Шефская помощь (5 ч.)

Уметь применять навыки взаимопомощи, формировать самостоятельность, навыки работы в коллективе.

  1. Изготовление елочных игрушек.
  2. Выступление на тему «Что такое хорошо и что такое плохо». Акция «Спешите делать добро».
  3.  Проведение подвижных игр для дошкольников.
  4.  Мероприятие, посвященное  дню Книги.
  1. Берегите птиц (6 ч.)

Данный блок направлен на воспитание бережного отношения к природе, формирование элементарных навыков ухода за птицами.

  1. Зимующие и перелетные птицы.
  2.  Какую пользу приносят птицы.
  3.  Изготовление вместе с родителями кормушки (2 ч.).
  4.  Экскурсия в березовую рощу.
  5.  Рисунок птицы.
  1. Школьный двор – лучший двор (5ч.)

Основная задача этого блока научить элементарным навыкам самообслуживания, общественно – полезному труду, воспитывать аккуратность, самостоятельностью

  1. Беседа на тему: «Уют в школьном дворе».
  2.  Уборка территории школьного двора.
  3.  Выращивание декоративных растений из семян на клумбе школьного двора.
  4.  Уход за многолетними растениями на территории школы.

                                   Календарно – тематическое планирование.

№ п/п

Тема занятия

1.

Режим дня школьника.

01.09

2.

Организация дежурства в классе.

08.09

3.

Генеральная уборка в классе.

15.09

4.

Мои поручения дома.

22.09

5.

Составление своего режима дня.

29.09

6.

Комнатные растения в доме.

06.10

7.

 Комнатные растения в классе.

13.10

8.

Цветочные растения на клумбе.

20.10

9.

Составление дизайна цветочной клумбы.

10.11

10.

Генеральная уборка в классе.

17.11

11.

Содержание в порядке своих книг и тетрадок.

24.11

12.

Мелкий ремонт книг.

01.12

13.

Уход за обувью.

08.12

14.

Изготовление закладок для книг.

15.12

15.

Изготовление книжных обложек.

22.12

16.

Изготовление ёлочных игрушек.

29.12

17.

Акция « Спешите делать добро»

12.01

18.

Проведение подвижных игр для дошколят.

19.01

19.

Классный час посвящённый дню Книги.

26.01

20.

Генеральная уборка.

02.02

21.

Беседа « Зимующие и перелётные птицы»

09.02

22.

Какую пользу приносят птицы.

16.02

23.

Акция «Помоги зимующим птицам».

02.03

24.

Изготовление кормушки из бросового материала.

09.03

25.

Разработка дизайна кормушки.

16.03

26.

Экскурсия в берёзовую рощу.

23.03

27.

Подбор корма для зимующих птиц.

06.04

28.

Беседа на тему: «Уют в школьном дворе».

13.04

29.

Уборка территории школьного двора.

20.04

30.

Выращивание растений из семян для клумбы.

27.04

31.

Уход за деревьями на территории школы.

04.05

32.

Генеральная уборка в классе.

11.05

33.

Личная гигиена школьника.

18.05

34.

Гигиена одежды.

25.05

Итого: 34 часа.

Читайте также:  Полезные рецепты для здоровья детей с фото

                                        III. Лист корректировки рабочей программы

Дата урока по плану

Дата проведения по факту

Содержание корректировки

(тема урока)

Обоснование проведения корректировки

Реквизиты документа (дата и

№ приказа)

Подпись заместителя директора по УВР

4. Прогнозируемы результаты

По окончании обучения кружка у учащихся должны сформироваться следующие качества:

  • бережное отношение  к окружающему миру,
  • положительное отношение к труду, уважение к людям труда;
  • умения применять навыки взаимопомощи,
  • формировать самостоятельность,
  • навыки работы в коллективе;
  • умения контролировать и проявлять самостоятельность в поддержании порядка в школьном учреждении,
  • подмечать в окружающей обстановке недостатки и устранять их, не дожидаясь указаний взрослых.

                                Литература ,используемая педагогом :

1. Пословицы русского народа: Сборник В.А.Даля. М: «Русский язык – Медиа», 2007.;

2. Гульянц. Учите детей мастерить. Москва. Просвещение, 1984, 156с.;

3. Пегелис В.Д. Как найти себя. Энциклопедия в 3-х книгах. Москва «Детская литература», 1985;

4. Кондратьева Е.П. Трудовое воспитание младших школьников средствами народного искусства. Чебоксары. Чувашское книжное издательство, 2001;

5. Составитель Каверина Р.Д. Мир профессий, в 5-ти книгах. Издательство «Молодая гвардия», 1988;

6. Азбука нравственного воспитания    И. А. Каиров, О.С.Богданова.

7. Внеклассная воспитательная работа в начальной школе     Г.Ф.Суворова

8. Воспитательная работа в начальной школе    С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина

                            Литература ,рекомендуемая для детей и родителей :                                      

1.Хоровод-круглый год (инсценировки ,песни) Изд.Учитель 2006г.

2. От осени до лета (стихи ,загадки ,пословицы ,православные праздники ,народные обычаи и поверья) М.:Просвещения.1998г.

Источник

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 51

«Рассмотрено»

На заседании ШМО учителей

начальных классов

Протокол №____________

От «____»______________2012 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

__________________Л.Б.Шумилина

«_______»______________2012 г.

«Утверждаю»

Директор МОУ СОШ № 51

_________________Е.Ю.Васенева

Приказ №______ от «____»_____________2012г.

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Курса «Общественно-полезный труд» для 2  класса

                                                                                                                                                                                                          Разработчик программы:

                                                                                                                                                                                                          учитель начальных классов                                                                                                                                                                                        

                                                                                                                                              Эпштейн В.Ю..

г.Комсомольск-на-Амуре

2012/2013 уч.г.

Пояснительная записка

Общественно полезный труд – один из основных компонентов системы трудового воспитания младших школьников.

Общественно полезный труд предполагает разнообразную трудовую и общественную деятельность школьников, направленную непосредственно на удовлетворение каких-либо общественных потребностей и нужд, имеющую целью содействовать всестороннему развитию личности.

Его основными задачами являются формирование осознанной потребности в труде, заботливого и бережного отношения к общественному достоянию, родной природе,  трудовой активности и дисциплины, творческого отношения к труду.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

  1. ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества;
  2. ценностное и творческое отношение к учебному труду;
  3.  трудолюбие;
  4. элементарные представления о различных профессиях;
  5.  первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
  6. осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
  7. первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
  8. потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
  9. мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Общественно полезный труд проводится  1 час в неделю ( в год 33 часа) начиная с 1 класса.

Организуется два вида общественно полезного труда:

труд, результат которого предназначен для нужд своего коллектива: уборке классных помещений, изготовление дидактического материала, дежурства по классу и др.

труд, результат которого предназначен для нужд других коллективов: шефство над детским садом, участие в озеленении и благоустройстве района и др.

В процессе общественно полезного труда школьники учатся использовать на практике и совершенствуют полученные на уроках трудового обучения элементарные знания и умения в области техники, технологии обработки материалов, экономики, закрепляют трудовые умения, развивают интересы и способности к определенным видам деятельности, творческую инициативу.

Для осуществления тесной взаимосвязи с уроками трудового обучения и повышения эффективности общественно полезного труда надо постоянно ориентировать учащихся на использование знаний и умений, приобретенных на уроках, широко использовать методы, активизирующие познавательную деятельность детей ( постановка проблемных задач, создание проблемных ситуаций, побуждение к самостоятельному поиску решений).

В процессе общественно полезного труда следует не только обучать детей элементарными трудовыми навыками, необходимо обращать пристальное внимание на формирование у них первоначальных навыков: культуры труда, рациональной организации индивидуальной и коллективной работы, предварительного её планирования, умения организовать свое рабочее место, самоконтроля своей работы, бережного отношения к материалам, инструментам и оборудованию.

Особое внимание следует обращать на развитие творческих способностей детей, их трудовой активности, самостоятельности.

Содержание общественно полезного труда школьников определяется с учетом  их возраста, здоровья, потребностей классного, школьного коллектива.

Читайте также:  Полезно и как купать ребенка в круге

Главными направлениями трудовой деятельности младших школьников являются самообслуживание, посильное участие в благоустройстве и охране природы, работах для школы, помощи дошкольному учреждению, библиотеки.

В зависимости от содержания и объема трудового задания, постоянного или временного характера работы, многообразия видов труда на данном рабочем месте, уровня материальной оснащенности и других факторов создаются различные коллективы учащихся: постоянные, и временные,. Работа может быть организована парами, тройками, по возможности с учетом интересов учащихся.

Учитель инструктирует учащихся по технике безопасности и обеспечивает выполнение санитарно-гигиенических норм, правил охраны труда, осуществляет педагогическое руководство работой детей, организует соревнования, подводит итоги труда, решает вопросы поощрения школьников, постепенно привлекая к решению этих вопросов самих учащихся.

Школьники должны осознавать необходимость и  целесообразность своего труда, понимать , что их труд необходим.

Труд, результат которого предназначен для нужд других коллективов:  шефство над детским садом, участие в озеленении и благоустройстве территории.

Воспитание творческой, социально-активной личности, ответственно относящейся к общественно-полезному труду.

Содержание занятий.

Содержание общественно полезного труда школьников определяется с учетом  их возраста, здоровья, потребностей классного, школьного коллектива.

1.Охрана природы.

Изготовление кормушек. Подкормка птиц.

Участие в выращивании рассады цветов, сбора семян

Участие в праздниках (День птиц, День леса и др.).

2. Работы по благоустройству.

Оказание помощи в поддержании чистоты школьного двора.

3. Работа для школы.

Дежурство по школе, классу:

– протирание пыли с подоконника, парт, батарей, классной доски;

– соблюдение порядка чистоты в классе;

– уход за комнатными растениями (полив, рыхление почвы, удаление сухих листьев, веток, пыли);

-размножение комнатных растений;

– дежурство по столовой;

– выращивание цветочно-декоративных растений;

Изготовление дидактических материалов;

Изготовление изделий для оформления класса, зала к праздникам

4. Волонтерская работа.

Изготовление игрушек для детского сада;

Мелкий ремонт учебно-наглядных пособий, книг школьной и районной библиотеки.

Оказание посильной помощи престарелым и инвалидам.

  1. Социальные проекты

 Синица.  Забота человека о птицах.

Какие мы? (Социологический проект).

Формы организации общественно-полезного труда 

1.      Трудовой десант «Мусор нам мешает!» (уборка территории)

2.      Акция «Птицам – нашу заботу»

3.      Изготовление сувениров

4.      Участие в благотворительных акциях «Ветеран живет рядом»

5.      Санитарный день в кабинете

Ожидаемый результат

-Формирование умения жить и трудиться в коллективе;

-формирование твердой уверенности в необходимости труда, в том, что труд в нашей стране является делом чести, доблести и геройства, что самоотверженный труд— основа личного и общественного благополучия;

– развитие познавательного интереса и любви к труду;

-обучение умению планировать свою работу;

– вооружение учащихся трудовыми знаниями, умениями и навыками;

-воспитание необходимой культуры труда; • выработка умения четко представлять конечный результат труда; условия, необходимые для его осуществления;

-воспитание уважения к людям труда;

-воспитание бережного отношения к продуктам труда, материальным ценностям и к окружающей среде;

-формирование социально значимых мотивов трудовой деятельности;

-выработка навыков рациональной организации труда и экономного использования времени;

-воспитание высоких моральных качеств: чувства долга и ответственности, патриотизма, взаимопомощи, коллективизма, дисциплинированности;

-формирование активной жизненной позиции.

№ п/п

Тема занятия

1.

Экскурсия по школе

2.

Экскурсия в библиотеку. Встреча с работниками библиотеки

3.

Прогулка в парк. Наблюдение за трудовой деятельностью людей.

4.

Сбор опавших листьев для гербария

5.

Конкурс «Что растет на грядке?».

6.

Беседы: «Для чего руки нужны». Участие в операции «Чистый город»

7.

Выполнение обязанностей санитаров, цветоводов, хозяйственников и дежурных

8.

 «В гостях у Мойдодыра»

9.

Утренник «Мы содержим в порядке наши книги и тетрадки»,

10.

Беседы: «Как мы помогаем дома?

11.

Инсценировка «Говорят вещи (книга, карандаш, тетрадь, парта)». Смотры сохранности учебников и тетрадей.

12.

 Организация соревнования между рядами. Беседа «Кто что умеет делать?»

13.

Беседа «Когда мамы дома нет» Выставка рисунков «Я помогаю дома».

14.

Сооружение снежной горки для катания на санках.

15.

Любимая игрушка» (изготовление игрушек для елки)

16.

Изготовление кормушек.Подкормка зимующих птиц

17.

Беседы: «Есть профессий на свете немало»,

18.

Чтение книг и рассказов о труде

19.

Экскурсия на почту. Игра в почту.

20.

Классный час «Наши папы и мамы на работе»

21.

Праздник «Мамин день». Конкурс-выставка рисунков и поделок (подарков для мам, бабушек, старших сестер

22.

Изготовление с помощью родителей птичьих домиков. Сбор корма для птиц.

23.

Участие в празднике «Птицы — наши друзья».

24.

Конкурс «Кто нас обслуживает?».

25.

Беседы: «Кого называют трудолюбивым?»,

26.

Классный час «Книжкины именины».

27.

Экскурсия в магазин. Игра в «магазин

28.

Знакомство с трудовой деятельностью людей весной. Рассказы детей о своих наблюдениях

29.

Весенние работы на пришкольном участке

30.

Операции «Чистый двор»,

31.

Сбор семян. Посадка цветов.

32.

Подведение итогов выполнения общественных поручений

33.

Сбор «Чему мы научились?».

Литература

  1. Мельникова Л. В. И др. Методика трудового обучения.
  2. Абрамова Т. Н.Школа с продлённым днём: Записи директора школы.
  3. Кобзарь Б.С.  Учебно – воспитательный процесс в школах.
  4. Глущенко А.Г. Трудовое воспитание младших школьников.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 51

«Рассмотрено»

На заседании ШМО учителей

начальных классов

Протокол №____________

От «____»______________2012 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

__________________Л.Б.Шумилина

«_______»______________2012 г.

«Утверждаю»

Директор МОУ СОШ № 51

_________________Е.Ю.Васенева

Приказ №______ от «____»_____________2012г.

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Курса «Я -гражданин» для 2  класса

                                                                                                                                                                                                          Разработчик программы:

                                                                                                                                                                                                          учитель начальных классов                                                                                                                                                                                        

                                                                                                                                              Эпштейн В.Ю..

г.Комсомольск-на-Амуре

2012/2013 уч.г.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 51

«Рассмотрено»

На заседании ШМО учителей

начальных классов

Протокол №____________

От «____»______________2012 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

__________________Л.Б.Шумилина

«_______»______________2012 г.

«Утверждаю»

Директор МОУ СОШ № 51

_________________Е.Ю.Васенева

Приказ №______ от «____»_____________2012г.

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Курса «Край, в котором я живу.» для 2  класса

                                                                                                                                                                                                          Разработчик программы:

Читайте также:  Продукт полезные для поджелудочной железы список

                                                                                                                                                                                                          учитель начальных классов                                                                                                                                                                                        

                                                                                                                                              Эпштейн В.Ю..

г.Комсомольск-на-Амуре

2012/2013 уч.г.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 51

«Рассмотрено»

На заседании ШМО учителей

начальных классов

Протокол №____________

От «____»______________2012 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

__________________Л.Б.Шумилина

«_______»______________2012 г.

«Утверждаю»

Директор МОУ СОШ № 51

_________________Е.Ю.Васенева

Приказ №______ от «____»_____________2012г.

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Курса «Умники и умницы.» для 2  класса

                                                                                                                                                                                                          Разработчик программы:

                                                                                                                                                                                                          учитель начальных классов                                                                                                                                                                                        

                                                                                                                                              Эпштейн В.Ю..

г.Комсомольск-на-Амуре

2012/2013 уч.г.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 51

«Рассмотрено»

На заседании ШМО учителей

начальных классов

Протокол №____________

От «____»______________2012 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

__________________Л.Б.Шумилина

«_______»______________2012 г.

«Утверждаю»

Директор МОУ СОШ № 51

_________________Е.Ю.Васенева

Приказ №______ от «____»_____________2012г.

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Курса «развиваем речсь.» для 2  класса

                                                                                                                                                                                                          Разработчик программы:

                                                                                                                                                                                                          учитель начальных классов                                                                                                                                                                                        

                                                                                                                                              Эпштейн В.Ю..

г.Комсомольск-на-Амуре

2012/2013 уч.г.

Источник