Общественно полезный труд 2 класс фгос
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
РАССМОТРЕНО на заседании школьного МО протокол № 5 от 23.05.2012г. рук. МО _______/Кузьменко И.А.  | СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР МБОУ СОШ № 1 _________ / Шипилова В.В. / 15 августа 2012 г.  | УТВЕРЖДАЮ директор МБОУ «СОШ № 1 ___________ / О.Н.Викарчук приказ № от_______2012 г.  | 
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Общественно полезный труд»
2-а класс
Учитель:Максимова Е.Б.
Квалификационная категория: первая
2012-2013г
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Стр.  | 
Пояснительная записка………………………………………………..…3-7  | 
Поурочное календарное планирование ……………………………….8 Лист корректировки…….……………………………………………… 9  | 
Прогнозируемые результаты……………….…………………………..10  | 
Учебно-методическое обеспечение для учителя и для учащихся……11  | 
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность по социальному направлению обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитии культуры труда подрастающего поколения, становления системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности. Способствует профессиональному самоопределению школьников в условиях рынка, выбору учащимися жизненных, профессиональных планов; формированию гуманистических и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций, знакомит с миром профессий.
В данной Программе предусмотрено выполнение школьниками творческих и проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся, их внимание акцентируется на потребительском назначении продукта труда или того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи. Программа рассчитана на детей 8 летнего возраста.
Цель Программы: развивать умение находить инновационный подход к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса; воспитание трудолюбия, усидчивости, терпения, инициативности, сознательности, уважительного отношения к людям и результатам труда, коммуникативности и причастности к коллективной трудовой деятельности; развитие творческих способностей, логического и технологического мышления, глазомера и мелкой моторики рук.
Решаемые задачи: воспитание бережного отношения к окружающей среде, выработка чувства ответственности и уверенности в своих силах, формирование навыков культуры труда, позитивного отношения к трудовой деятельности;первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; формирование гуманных начал жизни в социуме через совместное целенаправленное коллективно – распределенную деятельность; потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности; мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Содержание программы
Предлагаемая программа рассчитана на проведение занятий во внеурочной деятельности во2 классе- 1 час в неделю, всего 34 часа в год.
Содержание работы
Форма работы
Трудовой десант, помощь ветеранам войны и труда, субботники по благоустройству школы, уход за цветами на клумбах, акции Добра, беседы, поездки в музеи .
Программы и проекты
«Труд лечит, а лень портит человека»
«Хитрая бумага»
Форма подведения итогов
Выставки творческих работ, клумб, саженцев, оформление тематических папок и стендов, исследовательские работы и творческие проекты, презентации проектов, конкурсы, выставка альбомов.
В программе заложены возможности формирования у учащихся универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных) и ключевых компетенций; воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
• ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
• ценностное и творческое отношение к учебному труду;
• элементарные представления о различных профессиях;
• первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
• осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
• первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
• потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
• мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Функциями универсальных учебных действий на занятиях являются:
• обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
• создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации.
Основными критериями оценки достигнутых результатов считаются:
• самостоятельность работы;
• осмысленность действий;
• разнообразие освоенных задач.
2 . Планируемые результаты внеурочной деятельности
Личностные универсальные учебные действия:
• ценностно-смысловая ориентация учащихся;
• нравственно-этическое оценивание;
• действие смыслообразования;
• способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
умение выражать свои мысли;
• разрешение конфликтов, постановка вопросов;
• планирование совместной деятельности;
• управление поведением партнера: контроль, коррекция.
Регулятивные универсальные учебные действия:
• целеполагание;
• волевая саморегуляция;
• коррекция;
• оценка качества и уровня усвоения.
Познавательные универсальные действия:
Общеучебные:
• умение структурировать знания;
• смысловое чтение;
• выделение и формулирование учебной цели;
• планирование деятельности для достижения результата.
Логические:
• анализ объектов;
• синтез, как составление целого из частей;
• классификация объектов;
• доказательство;
• выдвижение гипотез и их обоснование;
3. Содержание программы
В программе было выделено 6 тематических блоков, которые носили теоретическую и практическую направленность:
- Мои поручения в классе и дома (5 ч.)
 
Данный тематический блок направлен на то, чтобы дать учащимся необходимые теоретические знания и практические умения в самообслуживании, научить первоклассников жить в коллективе, вместе выполнять поручения, заниматься интересным делом, уметь распределять обязанности внутри классного коллектива.
- Вводное занятие. Режим дня школьника.
 - Организация дежурства в классе.
 - Генеральная уборка в классе.
 - Мои поручения дома.
 
1.5. Составить свой режим дня.
- Комнатные растения (6 ч.)
 
Основная задача этого блока состоит в том, чтобы ученикам 2-го класса дать минимальный объём теоретических сведений о комнатных и цветочно-декоративных растениях, привить простейшие практические умения выращивания растений. Эти знания помогут в следующих классах расширить представления детей о комнатных и цветочно-декоративных растений.
2.1. Комнатные растения в доме.
2.2. Подготовить рассказ, какие растения они сажают дома.
2.3. Растения, которые сажают в помещениях, классах. (2 часа)
2.4. Правила ухода за комнатными растениями. (2 часа)
- Книжкина больница (5 ч.)
 
Научить детей бережно и аккуратно относиться к своим и чужим книгам. Научить детей ремонтировать книги, изготавливать закладки.
- Содержание в порядке своих книг и тетрадок.
 - Мелкий ремонт книг. (2 ч.)
 - Изготовление закладок для книг.
 - Изготовление книжных обложек.
 
- Шефская помощь (5 ч.)
 
Уметь применять навыки взаимопомощи, формировать самостоятельность, навыки работы в коллективе.
- Изготовление елочных игрушек.
 - Выступление на тему «Что такое хорошо и что такое плохо». Акция «Спешите делать добро».
 - Проведение подвижных игр для дошкольников.
 - Мероприятие, посвященное дню Книги.
 
- Берегите птиц (6 ч.)
 
Данный блок направлен на воспитание бережного отношения к природе, формирование элементарных навыков ухода за птицами.
- Зимующие и перелетные птицы.
 - Какую пользу приносят птицы.
 - Изготовление вместе с родителями кормушки (2 ч.).
 - Экскурсия в березовую рощу.
 - Рисунок птицы.
 
- Школьный двор – лучший двор (5ч.)
 
Основная задача этого блока научить элементарным навыкам самообслуживания, общественно – полезному труду, воспитывать аккуратность, самостоятельностью
- Беседа на тему: «Уют в школьном дворе».
 - Уборка территории школьного двора.
 - Выращивание декоративных растений из семян на клумбе школьного двора.
 - Уход за многолетними растениями на территории школы.
 
Календарно – тематическое планирование.
№ п/п  | Тема занятия  | |
1.  | Режим дня школьника.  | 01.09  | 
2.  | Организация дежурства в классе.  | 08.09  | 
3.  | Генеральная уборка в классе.  | 15.09  | 
4.  | Мои поручения дома.  | 22.09  | 
5.  | Составление своего режима дня.  | 29.09  | 
6.  | Комнатные растения в доме.  | 06.10  | 
7.  | Комнатные растения в классе.  | 13.10  | 
8.  | Цветочные растения на клумбе.  | 20.10  | 
9.  | Составление дизайна цветочной клумбы.  | 10.11  | 
10.  | Генеральная уборка в классе.  | 17.11  | 
11.  | Содержание в порядке своих книг и тетрадок.  | 24.11  | 
12.  | Мелкий ремонт книг.  | 01.12  | 
13.  | Уход за обувью.  | 08.12  | 
14.  | Изготовление закладок для книг.  | 15.12  | 
15.  | Изготовление книжных обложек.  | 22.12  | 
16.  | Изготовление ёлочных игрушек.  | 29.12  | 
17.  | Акция « Спешите делать добро»  | 12.01  | 
18.  | Проведение подвижных игр для дошколят.  | 19.01  | 
19.  | Классный час посвящённый дню Книги.  | 26.01  | 
20.  | Генеральная уборка.  | 02.02  | 
21.  | Беседа « Зимующие и перелётные птицы»  | 09.02  | 
22.  | Какую пользу приносят птицы.  | 16.02  | 
23.  | Акция «Помоги зимующим птицам».  | 02.03  | 
24.  | Изготовление кормушки из бросового материала.  | 09.03  | 
25.  | Разработка дизайна кормушки.  | 16.03  | 
26.  | Экскурсия в берёзовую рощу.  | 23.03  | 
27.  | Подбор корма для зимующих птиц.  | 06.04  | 
28.  | Беседа на тему: «Уют в школьном дворе».  | 13.04  | 
29.  | Уборка территории школьного двора.  | 20.04  | 
30.  | Выращивание растений из семян для клумбы.  | 27.04  | 
31.  | Уход за деревьями на территории школы.  | 04.05  | 
32.  | Генеральная уборка в классе.  | 11.05  | 
33.  | Личная гигиена школьника.  | 18.05  | 
34.  | Гигиена одежды.  | 25.05  | 
Итого: 34 часа.  | 
III. Лист корректировки рабочей программы
Дата урока по плану  | Дата проведения по факту  | Содержание корректировки (тема урока)  | Обоснование проведения корректировки  | Реквизиты документа (дата и № приказа)  | Подпись заместителя директора по УВР  | 
4. Прогнозируемы результаты
По окончании обучения кружка у учащихся должны сформироваться следующие качества:
- бережное отношение к окружающему миру,
 - положительное отношение к труду, уважение к людям труда;
 - умения применять навыки взаимопомощи,
 - формировать самостоятельность,
 - навыки работы в коллективе;
 - умения контролировать и проявлять самостоятельность в поддержании порядка в школьном учреждении,
 - подмечать в окружающей обстановке недостатки и устранять их, не дожидаясь указаний взрослых.
 
Литература ,используемая педагогом :
1. Пословицы русского народа: Сборник В.А.Даля. М: «Русский язык – Медиа», 2007.;
2. Гульянц. Учите детей мастерить. Москва. Просвещение, 1984, 156с.;
3. Пегелис В.Д. Как найти себя. Энциклопедия в 3-х книгах. Москва «Детская литература», 1985;
4. Кондратьева Е.П. Трудовое воспитание младших школьников средствами народного искусства. Чебоксары. Чувашское книжное издательство, 2001;
5. Составитель Каверина Р.Д. Мир профессий, в 5-ти книгах. Издательство «Молодая гвардия», 1988;
6. Азбука нравственного воспитания И. А. Каиров, О.С.Богданова.
7. Внеклассная воспитательная работа в начальной школе Г.Ф.Суворова
8. Воспитательная работа в начальной школе С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина
Литература ,рекомендуемая для детей и родителей :
1.Хоровод-круглый год (инсценировки ,песни) Изд.Учитель 2006г.
2. От осени до лета (стихи ,загадки ,пословицы ,православные праздники ,народные обычаи и поверья) М.:Просвещения.1998г.
Источник
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 51
«Рассмотрено» На заседании ШМО учителей начальных классов Протокол №____________ От «____»______________2012 г.  | «Согласовано» Заместитель директора по УВР __________________Л.Б.Шумилина «_______»______________2012 г.  | «Утверждаю» Директор МОУ СОШ № 51 _________________Е.Ю.Васенева Приказ №______ от «____»_____________2012г.  | 
Рабочая программа по внеурочной деятельности
Курса «Общественно-полезный труд» для 2 класса
Разработчик программы:
учитель начальных классов
Эпштейн В.Ю..
г.Комсомольск-на-Амуре
2012/2013 уч.г.
Пояснительная записка
Общественно полезный труд – один из основных компонентов системы трудового воспитания младших школьников.
Общественно полезный труд предполагает разнообразную трудовую и общественную деятельность школьников, направленную непосредственно на удовлетворение каких-либо общественных потребностей и нужд, имеющую целью содействовать всестороннему развитию личности.
Его основными задачами являются формирование осознанной потребности в труде, заботливого и бережного отношения к общественному достоянию, родной природе, трудовой активности и дисциплины, творческого отношения к труду.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
- ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества;
 - ценностное и творческое отношение к учебному труду;
 - трудолюбие;
 - элементарные представления о различных профессиях;
 - первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
 - осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
 - первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
 - потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
 - мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
 
Общественно полезный труд проводится 1 час в неделю ( в год 33 часа) начиная с 1 класса.
Организуется два вида общественно полезного труда:
труд, результат которого предназначен для нужд своего коллектива: уборке классных помещений, изготовление дидактического материала, дежурства по классу и др.
труд, результат которого предназначен для нужд других коллективов: шефство над детским садом, участие в озеленении и благоустройстве района и др.
В процессе общественно полезного труда школьники учатся использовать на практике и совершенствуют полученные на уроках трудового обучения элементарные знания и умения в области техники, технологии обработки материалов, экономики, закрепляют трудовые умения, развивают интересы и способности к определенным видам деятельности, творческую инициативу.
Для осуществления тесной взаимосвязи с уроками трудового обучения и повышения эффективности общественно полезного труда надо постоянно ориентировать учащихся на использование знаний и умений, приобретенных на уроках, широко использовать методы, активизирующие познавательную деятельность детей ( постановка проблемных задач, создание проблемных ситуаций, побуждение к самостоятельному поиску решений).
В процессе общественно полезного труда следует не только обучать детей элементарными трудовыми навыками, необходимо обращать пристальное внимание на формирование у них первоначальных навыков: культуры труда, рациональной организации индивидуальной и коллективной работы, предварительного её планирования, умения организовать свое рабочее место, самоконтроля своей работы, бережного отношения к материалам, инструментам и оборудованию.
Особое внимание следует обращать на развитие творческих способностей детей, их трудовой активности, самостоятельности.
Содержание общественно полезного труда школьников определяется с учетом их возраста, здоровья, потребностей классного, школьного коллектива.
Главными направлениями трудовой деятельности младших школьников являются самообслуживание, посильное участие в благоустройстве и охране природы, работах для школы, помощи дошкольному учреждению, библиотеки.
В зависимости от содержания и объема трудового задания, постоянного или временного характера работы, многообразия видов труда на данном рабочем месте, уровня материальной оснащенности и других факторов создаются различные коллективы учащихся: постоянные, и временные,. Работа может быть организована парами, тройками, по возможности с учетом интересов учащихся.
Учитель инструктирует учащихся по технике безопасности и обеспечивает выполнение санитарно-гигиенических норм, правил охраны труда, осуществляет педагогическое руководство работой детей, организует соревнования, подводит итоги труда, решает вопросы поощрения школьников, постепенно привлекая к решению этих вопросов самих учащихся.
Школьники должны осознавать необходимость и целесообразность своего труда, понимать , что их труд необходим.
Труд, результат которого предназначен для нужд других коллективов: шефство над детским садом, участие в озеленении и благоустройстве территории.
Воспитание творческой, социально-активной личности, ответственно относящейся к общественно-полезному труду.
Содержание занятий.
Содержание общественно полезного труда школьников определяется с учетом их возраста, здоровья, потребностей классного, школьного коллектива.
1.Охрана природы.
Изготовление кормушек. Подкормка птиц.
Участие в выращивании рассады цветов, сбора семян
Участие в праздниках (День птиц, День леса и др.).
2. Работы по благоустройству.
Оказание помощи в поддержании чистоты школьного двора.
3. Работа для школы.
Дежурство по школе, классу:
– протирание пыли с подоконника, парт, батарей, классной доски;
– соблюдение порядка чистоты в классе;
– уход за комнатными растениями (полив, рыхление почвы, удаление сухих листьев, веток, пыли);
-размножение комнатных растений;
– дежурство по столовой;
– выращивание цветочно-декоративных растений;
Изготовление дидактических материалов;
Изготовление изделий для оформления класса, зала к праздникам
4. Волонтерская работа.
Изготовление игрушек для детского сада;
Мелкий ремонт учебно-наглядных пособий, книг школьной и районной библиотеки.
Оказание посильной помощи престарелым и инвалидам.
- Социальные проекты
 
Синица. Забота человека о птицах.
Какие мы? (Социологический проект).
Формы организации общественно-полезного труда
1. Трудовой десант «Мусор нам мешает!» (уборка территории)
2. Акция «Птицам – нашу заботу»
3. Изготовление сувениров
4. Участие в благотворительных акциях «Ветеран живет рядом»
5. Санитарный день в кабинете
Ожидаемый результат
-Формирование умения жить и трудиться в коллективе;
-формирование твердой уверенности в необходимости труда, в том, что труд в нашей стране является делом чести, доблести и геройства, что самоотверженный труд— основа личного и общественного благополучия;
– развитие познавательного интереса и любви к труду;
-обучение умению планировать свою работу;
– вооружение учащихся трудовыми знаниями, умениями и навыками;
-воспитание необходимой культуры труда; • выработка умения четко представлять конечный результат труда; условия, необходимые для его осуществления;
-воспитание уважения к людям труда;
-воспитание бережного отношения к продуктам труда, материальным ценностям и к окружающей среде;
-формирование социально значимых мотивов трудовой деятельности;
-выработка навыков рациональной организации труда и экономного использования времени;
-воспитание высоких моральных качеств: чувства долга и ответственности, патриотизма, взаимопомощи, коллективизма, дисциплинированности;
-формирование активной жизненной позиции.
№ п/п  | Тема занятия  | 
1.  | Экскурсия по школе  | 
2.  | Экскурсия в библиотеку. Встреча с работниками библиотеки  | 
3.  | Прогулка в парк. Наблюдение за трудовой деятельностью людей.  | 
4.  | Сбор опавших листьев для гербария  | 
5.  | Конкурс «Что растет на грядке?».  | 
6.  | Беседы: «Для чего руки нужны». Участие в операции «Чистый город»  | 
7.  | Выполнение обязанностей санитаров, цветоводов, хозяйственников и дежурных  | 
8.  | «В гостях у Мойдодыра»  | 
9.  | Утренник «Мы содержим в порядке наши книги и тетрадки»,  | 
10.  | Беседы: «Как мы помогаем дома?  | 
11.  | Инсценировка «Говорят вещи (книга, карандаш, тетрадь, парта)». Смотры сохранности учебников и тетрадей.  | 
12.  | Организация соревнования между рядами. Беседа «Кто что умеет делать?»  | 
13.  | Беседа «Когда мамы дома нет» Выставка рисунков «Я помогаю дома».  | 
14.  | Сооружение снежной горки для катания на санках.  | 
15.  | Любимая игрушка» (изготовление игрушек для елки)  | 
16.  | Изготовление кормушек.Подкормка зимующих птиц  | 
17.  | Беседы: «Есть профессий на свете немало»,  | 
18.  | Чтение книг и рассказов о труде  | 
19.  | Экскурсия на почту. Игра в почту.  | 
20.  | Классный час «Наши папы и мамы на работе»  | 
21.  | Праздник «Мамин день». Конкурс-выставка рисунков и поделок (подарков для мам, бабушек, старших сестер  | 
22.  | Изготовление с помощью родителей птичьих домиков. Сбор корма для птиц.  | 
23.  | Участие в празднике «Птицы — наши друзья».  | 
24.  | Конкурс «Кто нас обслуживает?».  | 
25.  | Беседы: «Кого называют трудолюбивым?»,  | 
26.  | Классный час «Книжкины именины».  | 
27.  | Экскурсия в магазин. Игра в «магазин  | 
28.  | Знакомство с трудовой деятельностью людей весной. Рассказы детей о своих наблюдениях  | 
29.  | Весенние работы на пришкольном участке  | 
30.  | Операции «Чистый двор»,  | 
31.  | Сбор семян. Посадка цветов.  | 
32.  | Подведение итогов выполнения общественных поручений  | 
33.  | Сбор «Чему мы научились?».  | 
Литература
- Мельникова Л. В. И др. Методика трудового обучения.
 - Абрамова Т. Н.Школа с продлённым днём: Записи директора школы.
 - Кобзарь Б.С. Учебно – воспитательный процесс в школах.
 - Глущенко А.Г. Трудовое воспитание младших школьников.
 
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 51
«Рассмотрено» На заседании ШМО учителей начальных классов Протокол №____________ От «____»______________2012 г.  | «Согласовано» Заместитель директора по УВР __________________Л.Б.Шумилина «_______»______________2012 г.  | «Утверждаю» Директор МОУ СОШ № 51 _________________Е.Ю.Васенева Приказ №______ от «____»_____________2012г.  | 
Рабочая программа по внеурочной деятельности
Курса «Я -гражданин» для 2 класса
Разработчик программы:
учитель начальных классов
Эпштейн В.Ю..
г.Комсомольск-на-Амуре
2012/2013 уч.г.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 51
«Рассмотрено» На заседании ШМО учителей начальных классов Протокол №____________ От «____»______________2012 г.  | «Согласовано» Заместитель директора по УВР __________________Л.Б.Шумилина «_______»______________2012 г.  | «Утверждаю» Директор МОУ СОШ № 51 _________________Е.Ю.Васенева Приказ №______ от «____»_____________2012г.  | 
Рабочая программа по внеурочной деятельности
Курса «Край, в котором я живу.» для 2 класса
Разработчик программы:
учитель начальных классов
Эпштейн В.Ю..
г.Комсомольск-на-Амуре
2012/2013 уч.г.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 51
«Рассмотрено» На заседании ШМО учителей начальных классов Протокол №____________ От «____»______________2012 г.  | «Согласовано» Заместитель директора по УВР __________________Л.Б.Шумилина «_______»______________2012 г.  | «Утверждаю» Директор МОУ СОШ № 51 _________________Е.Ю.Васенева Приказ №______ от «____»_____________2012г.  | 
Рабочая программа по внеурочной деятельности
Курса «Умники и умницы.» для 2 класса
Разработчик программы:
учитель начальных классов
Эпштейн В.Ю..
г.Комсомольск-на-Амуре
2012/2013 уч.г.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 51
«Рассмотрено» На заседании ШМО учителей начальных классов Протокол №____________ От «____»______________2012 г.  | «Согласовано» Заместитель директора по УВР __________________Л.Б.Шумилина «_______»______________2012 г.  | «Утверждаю» Директор МОУ СОШ № 51 _________________Е.Ю.Васенева Приказ №______ от «____»_____________2012г.  | 
Рабочая программа по внеурочной деятельности
Курса «развиваем речсь.» для 2 класса
Разработчик программы:
учитель начальных классов
Эпштейн В.Ю..
г.Комсомольск-на-Амуре
2012/2013 уч.г.
Источник