Общественно полезный и общественно вредный труд

Общественно полезный труд – когда интересы, которым подчинена та или иная деятельность совпадает с интересами общества

Общественно вредный труд – это деятельность, нарушающая баланс частных и общественных интересов в пользу частных, т.е. разрушительные тенденции берут верх над созидательными

Живой труд – это непосредственный труд людей

Прошлый труд – это овеществленный труд, средства производства (сырье, энергия, орудия труда, инструменты, пром. помещения)

Процесс труда – это органическое единство трех его основных элементов: труда, средств и предметов труда. Результатом процесса труда всегда является определенный продукт труда.

Различают социально-экономическое и технико-технологическое содержание труда.

Социально-экономическое содержаниехарактеризует степень и способ расходования рабочей силы, а также общественные отношения, в рамках которых осуществляется процесс труда. Способ расходования рабочей силы связан с соотношением затрат умственной и физической энергии, степенью профессионального мастерства, интеллектуальности труда, наличием в деятельности элементов творчества, мерой самостоятельности работников в труде, его напряженностью.

Технико-технологическое содержаниетруда выражает количественный и качественный состав трудовых функций, их соотношение и взаимосвязь. Отличительные особенности трудовых функций следует рассматривать как различия в профессии, уровне квалификации работников. Технико-технологическое содержание труда индивидуально на каждом рабочем месте. На него могут влиять преобразования в технике, технологии, изменение предметов труда, особенности изготавливаемой продукции и т.д.

Труд характеризуется содержательностью– насыщенностью его умственной деятельностью и информативностью выполняемых производственных задач. Содержательность отражает уровень сложности, разнообразия выполняемых трудовых функций и степень самостоятельности работника в трудовом процессе.

Характер трудавыражает отношение человека к своей трудовой деятельности, заданное системой производственных отношений.

Виды труда:

По способу осуществления

– умственный – в котором преимущественно используются духовные и психические силы человека;

– физический – используется преимущественно физическое напряжение и мускульная сила.

По конечному результату

– производительный – затраченный на производство материальных благ;

– непроизводительный – связанный с оказанием общественно полезных услуг и созданием духовных ценностей;

– сложный – требует специальных знаний, более высокого образования и соответствующего опыта, предполагает большую физическую и интеллектуальную активность человека в процессе труда;

– простой – не требует продолжительной подготовки или высшего образования и значительного физического или интеллектуального напряжения;

По степени творчества

– творческий – требует принятия нестандартных решений, творческого подхода;

– нетворческий – характеризуется отсутствием или незначительным объемом творческих функций.

Различия между отдельными видами труда относительны.

Демократический тип управления трудом означает полноценную гражданскую субъектность многих

Тоталитарный тип управления трудом означает узурпирование прав субъектности немногими

Директивный метод управления трудом означает воздействие управляющего на управляемых и через них на управляемый процесс

Самоуправление как метод управления трудом – участники процесса сами принимают и исполняют решения, руководствуясь общественными реалиями (долг, совесть, высокая нравственность)

Государственные формы управления трудом – государство как субъект управления трудом выступает в виде органов законодательной, исполнительной и судебной власти

Договорные формы управления трудом – это совместные или скоординированные действия администрации предприятий, с одной стороны, и различных организаций трудящихся, с другой стороны

Социальные взаимодействия в сфере труда – это форма социальных связей, реализуемая в обмене деятельностью и взаимном действии.

Трудовой процесс– это совокупность действий исполнителей по целесообразному изменению предмета труда.

Социализация(обобществление) труда – это принадлежность трудовой деятельности к общественной системе, имеющей ту или иную организованность, структуру, способы поддержания единства и свободы действий в рамках системы.

Общественная организованность труда – это общественная форма его свершения, это требуемое обществом свойство приспособленности к деятельности в обществе

Гуманизация труда как направление улучшения качества трудовой жизни имеет своим результатом повышение степени удовлетворенности общественным трудом

Деградация труда имеет очевидную антигуманную направленность, противоречащую стратегическим общественным интересам

Патернализм как тип социально-трудовых отношений характеризуется значительной долей регламентации социально-трудовых отношений со стороны государства или руководства предприятия

Солидарность как тип социально-трудовых отношений предполагает общую ответственность и взаимную помощь, основанную на общности интересов группы людей

Субсидиарность как тип социально-трудовых отношений означает стремление человека к личной ответственности за достижение своих целей и свои действия при решении социально-трудовых проблем

Дискриминация как тип социально-трудовых отношений это основанное на произволе, незаконное ограничение прав субъектов социально-трудовых отношений

Источник

Юшкова Евгения Анатольевна
Общественно-полезный труд как средство воспитания нравственных качеств

Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал жить согласно принципам нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении.

Труд – важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.

Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.

Труд – это могучий воспитатель, в педагогической системе воспитания А. С. Макаренко. Основой является именно труд. Но что такое труд – это совсем не то, чем заняты руки ребенка, подростка. Труд — это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться.

Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богато духовно.

Труд развивает человека физически. И, наконец, труд должен приносить радость доставлять счастье, благополучия. Еще можно сказать, что труд — это проявление людей друг о друге.

Общественно-полезный труд пронизывает всю повседневную жизнь детей детского сада, он постоянен и необходим, хотя результаты его нередко не так заметны, как в других видах труда. Общественно-полезный труд создает большие возможности для формирования у детей бережного отношения к вещам, умения замечать малейший беспорядок и по собственной инициативе включаться в его восстановление. Поэтому в детском саду должны быть созданы оптимальные условия для того, чтобы воспитательные возможности этого вида труда были использованы полностью.

Читайте также:  Полезны ли консервированные мидии в масле

Мне предстояло решить следующую проблему – может ли общественно-полезный труд являться средством воспитания нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста.

Я могу предположить, что при правильной организации и руководстве общественно – полезным трудом, у детей среднего дошкольного возраста можно воспитать нравственные качества.

В исследовании использовались следующие методы:

наблюдение, беседа, организация общественно-полезного труда, статистическая обработка данных.

Работа проходила в три этапа:

1. Констатирующий этап – включал в себя наблюдение за детьми в процессе трудовой деятельности, беседы с детьми.

2. Формирующий этап, который включал в себя чтение художественной литературы о труде, планирование и проведение общественно-полезного труда.

3. Контрольный этап – представлен повторной беседой, контрольным наблюдением и проведением общественно-полезного труда.

В ходе исследования мной была проведена беседа с детьми.Были заданы следующие вопросы:

1. С какой целью мы убираемся в группе, на участке?

2. А вам нравиться трудиться в коллективе; почему?

3. А что нужно уметь, чтобы быстро и хорошо трудиться?

4. А вам нравится трудиться?

5. Что вы больше всего любите делать?

Из беседы мы выяснили, что большинство детей любит трудиться в коллективе, но не всегда могут договариваться друг с другом, и распределять самостоятельно обязанности. Знают, для чего необходимо трудиться. Дети отметили, что любят протирать строительный материал, кукольную мебель, посуду.

Также нами были проведены наблюдения. Они проводились в повседневной жизни, во время самостоятельной деятельности и на прогулке. Наблюдения велись за всеми детьми группы.

Отмечались не только самостоятельность, организованность и добросовестность, но и такие качества как умение договариваться, взаимопомощь, поддержка, настойчивость, доводить начатое дело до конца.

Наше наблюдение показало, что большинство детей в средней группе имеют некоторые сложности в плане формирования нравственных качеств, такие как умение договариваться, уступать место другому, умение распределять обязанности в процессе трудовой деятельности.

Рассматривая результаты, полученные в ходе наблюдений за детьми, можно сказать, что уровень развития нравственных качеств сформирован в соответствии с возрастной нормой у детей не в полной мере.

В результате выводов, сделанных на основе полученных данных, мной была спланирована работа, направленная на формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации общественно-полезного труда в группе и на прогулке.

Работа мной строилась с учетом уровня сформированности нравственных качеств. Дети включались в выполнение разнообразных заданий как индивидуальных, так и коллективных. Я подбирала и объединяла детей, также учитывая их отношение к труду, уровень самостоятельности, организованности.

Я продумала систему работы по трудовому воспитанию с использованием чтения художественной литературы о труде (ЯЛ. Воронковой «Маша-растеряша», В. Осеевой «Лекарство», стихи К. Чуковского «Мойдодыр» – рассказы, «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Что посеешь, то и пожнешь», «Нет хлеба, так нет и обеда» – пословицы, «Авось да как-нибудь до добра не доведут», «Каков мастер, такова и работа» – поговорки о труде.

На контрольном этапе моего исследования было проведено повторное наблюдение за детьми, беседа. Мы акцентировали внимание на уровне сформированности тех качеств, которым уделяли внимание в формирующем эксперименте и пришли к выводу, что все качества самостоятельность, организованность, настойчивость, умение договариваться стали проявляться у детей в большей степени. Все эти дети стали более внимательными, дружелюбными друг к другу.

После этой работы мной был спланирован общественно-полезный труд со всей группой детей. Сюда входила стирка кукольного белья, протирание крупного строителя.

Цель данного труда:

1. Приучать детей поддерживать чистоту и порядок в групповой комнате;

2. Формировать трудовые навыки в работе с водой (стирка белья);

3. Учить трудиться сообща в определенной последовательности;

4. Воспитывать у детей аккуратность и взаимовыручку;

5. Доводить начатое дело до конца.

Дети были разбиты на подгруппы. Нами были намечены только бригадиры и проведен инструктаж, как надо выполнять работу.

Наблюдая за детьми, я отметила, что дети вели себя более организованно, доводили начатое дело до конца, у детей наблюдалась настойчивость, они лучше стали договариваться друг с другом.

Результаты исследования позволили сделать следующие выводы:

• что у детей данного возраста недостаточно сформированы нравственные качества в процессе участия в общественно-полезном труде.

• так же были проведены наблюдения за трудом взрослых и другими дошкольниками;

• чтобы повысить мотивацию, мы читали художественную литературу о труде, целью которой было формирование нравственных качеств у детей;

• детям давались различные индивидуальные задания.

Таким образом, проделанная мной работа позволила достичь поставленной цели, решить запланированные задачи, подтвердить моё предположение.

Источник

ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНЫЙ ТРУД учащихся

Расстановка ударений: ОБЩЕ`СТВЕННО ПОЛЕ`ЗНЫЙ ТРУД учащихся

ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНЫЙ ТРУД учащихся — разнообразная трудовая и общественная деятельность школьников, направленная непосредственно на удовлетворение каких-либо общественных потребностей и нужд, имеющая целью содействовать всестороннему развитию личности, формированию коммунистич. отношения к труду; важнейший фактор нравственного воспитания и физического воспитания. Дети начинают свой жизненный путь как потребители общественного продукта, и для того, чтобы у них не выработалось потребительское отношение к жизни, детей и подростков необходимо возможно раньше вовлекать в посильный труд на общую пользу. В речи на III съезде комсомола В. И. Ленин указывал: «Надо, чтобы Коммунистический союз молодежи воспитывал всех с молодых лет в сознательном и дисциплинированном труде» (Соч., т. 31, с. 274). И далее, обращаясь к комсомолу, он призывал «. все задачи своего учения ставить так, чтобы каждый день в любой деревне, в любом городе молодежь решала практически ту или иную задачу общего труда, пускай самую маленькую, пускай самую простую» (там же).

В соответствии с Законом «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» (1958) О. п. т. включён в уч. план, является составной частью всей учебно- воспитательной работы школы. Связь обучения с О. п. т. стала одним из ведущих принципов организации учебно-воспитательной работы в сов. школе.

О. п. т. педагогически оправдан и эффективен, если он удовлетворяет ряду условий: является обязательным для всех здоровых детей и охватывает весь коллектив; проводится систематически; способствует физич. и умственному развитию уч-ся; посилен, но в то же время достаточно сложен, требует известного напряжения; соответствует нормам санитарии, гигиены и техники безопасности детского труда; отвечает совр. требованиям науки и техники к процессу производства; тесно связан с трудом взрослых.

Читайте также:  При добыче и переработке полезных ископаемых

Воспитание коммунистич. отношения к труду как первой жизненной потребности возможно только на основе созидательного О. п. т. Чем выше общественное значение результатов детского труда, чем это очевиднее и убедительнее для детей, тем легче они осознают необходимость О. п. т. Однако осознание необходимости труда, являясь обязательной предпосылкой для воспитания коммунистич. отношения к труду, еще не обеспечивает коммунистич. поведения. Соответствующие навыки вырабатываются в процессе длительных упражнений в трудовой деятельности на общую пользу (см. Трудовое воспитание, Трудовое обучение).

Воспитательное значение О. п. т. школьников определяется не только тем, что и как они делают, но и тем, для кого предназначен результат их труда. По этому признаку можно различать три вида О. п. т.:

1) Труд, результат к-рого предназначен для нужд своего коллектива: уборка классных помещений, ремонт школьной мебели, изготовление приборов и оборудования уч. кабинетов, устройство спортивных площадок на пришкольных участках, дежурства по классу и школе и др. В процессе такого труда растёт самосознание и укрепляется дисциплина уч-ся, причём критерий обязательности трудовой деятельности определяется самим школьным коллективом. Не выполнив, или плохо выполнив работу, коллектив несёт ответственность лишь перед самим собой (см. Самообслуживание).

2) Труд, результат к-рого предназначен для нужд др. коллективов: шефство над детскими садами, дежурства в клубах, кинотеатрах, выступления с лекциями, докладами, концерты художественной самодеятельности на предприятиях и в колхозах, участие в озеленении и благоустройстве района и др. виды труда в зоне пионерского действия и т. д. Уч-ся несут моральную ответственность за результат труда не только перед своим, но и перед др. коллективами.

3) Труд, результат к-рого предназначен для всего общества, — производство товарной продукции.

Для младших классов сначала характерен труд по самообслуживанию, затем возрастает роль труда 2-го вида. В старших классах всё большее значение приобретает производительный труд.

Применение того или иного конкретного вида труда определяется местными условиями.

Лит.: Ленин В. И., Задачи союзов молодежи, Соч., 4 изд., т. 31; его же, О политехнич. образовании. Заметки на тезисы Н. К. Крупской, там же, т. 36; Крупская Н. К., К вопросу об общественно необходимой работе школы, Пед. соч., т. 3, М., 1959; её же, Коммунистич. воспитание детей и подростков, там же, т. 4, М., 1959; её же, К вопросу об отмене детского труда, там же; Макаренко А. С., Трудовое воспитание. [Сост. Л. Ю. Гордин], М., 1964; Бушли А. К., Нравственное воспитание уч-ся-подростков в общественно полезном труде, М., 1960; Свадковский И. Ф., О воспитании трудолюбия у детей, 2 изд., М., 1959; Гордин А. Ю., Производительный труд уч-ся в восьмилетней школе, «Школа и производство», 1963, № 10; его же, Труд в городской восьмилетней школе, «Сов. педагогика», 1964, № 5.

А. Ю. Гордин. Москва.

  1. Педагогическая энциклопедия/Глав. ред. И. А. Каиров и Ф. Н. Петров. т. 3. — М.: Советская энциклопедия, 1966. — 880 с. с илл.

Основные понятия. Общественно полезный труд – когда интересы, которым подчинена та или иная деятельность совпадает с интересами общества;

Общественно полезный труд – когда интересы, которым подчинена та или иная деятельность совпадает с интересами общества

Общественно вредный труд — это деятельность, нарушающая баланс частных и общественных интересов в пользу частных, т.е. разрушительные тенденции берут верх над созидательными

Живой труд – это непосредственный труд людей

Прошлый труд – это овеществленный труд, средства производства (сырье, энергия, орудия труда, инструменты, пром. помещения)

Процесс труда – это органическое единство трех его основных элементов: труда, средств и предметов труда. Результатом процесса труда всегда является определенный продукт труда.

Различают социально-экономическое и технико-технологическое содержание труда.

Социально-экономическое содержание характеризует степень и способ расходования рабочей силы, а также общественные отношения, в рамках которых осуществляется процесс труда. Способ расходования рабочей силы связан с соотношением затрат умственной и физической энергии, степенью профессионального мастерства, интеллектуальности труда, наличием в деятельности элементов творчества, мерой самостоятельности работников в труде, его напряженностью.

Технико-технологическое содержание труда выражает количественный и качественный состав трудовых функций, их соотношение и взаимосвязь. Отличительные особенности трудовых функций следует рассматривать как различия в профессии, уровне квалификации работников. Технико-технологическое содержание труда индивидуально на каждом рабочем месте. На него могут влиять преобразования в технике, технологии, изменение предметов труда, особенности изготавливаемой продукции и т.д.

Труд характеризуется содержательностью – насыщенностью его умственной деятельностью и информативностью выполняемых производственных задач. Содержательность отражает уровень сложности, разнообразия выполняемых трудовых функций и степень самостоятельности работника в трудовом процессе.

Характер труда выражает отношение человека к своей трудовой деятельности, заданное системой производственных отношений.

Виды труда:

По способу осуществления

— умственный – в котором преимущественно используются духовные и психические силы человека;

— физический – используется преимущественно физическое напряжение и мускульная сила.

По конечному результату

— производительный – затраченный на производство материальных благ;

— непроизводительный — связанный с оказанием общественно полезных услуг и созданием духовных ценностей;

— сложный – требует специальных знаний, более высокого образования и соответствующего опыта, предполагает большую физическую и интеллектуальную активность человека в процессе труда;

— простой – не требует продолжительной подготовки или высшего образования и значительного физического или интеллектуального напряжения;

По степени творчества

— творческий – требует принятия нестандартных решений, творческого подхода;

— нетворческий – характеризуется отсутствием или незначительным объемом творческих функций.

Различия между отдельными видами труда относительны.

Демократический тип управления трудом означает полноценную гражданскую субъектность многих

Тоталитарный тип управления трудом означает узурпирование прав субъектности немногими

Директивный метод управления трудом означает воздействие управляющего на управляемых и через них на управляемый процесс

Самоуправление как метод управления трудом — участники процесса сами принимают и исполняют решения, руководствуясь общественными реалиями (долг, совесть, высокая нравственность)

Читайте также:  Условные полезные ископаемые на карте казахстана

Государственные формы управления трудом — государство как субъект управления трудом выступает в виде органов законодательной, исполнительной и судебной власти

Договорные формы управления трудом – это совместные или скоординированные действия администрации предприятий, с одной стороны, и различных организаций трудящихся, с другой стороны

Социальные взаимодействия в сфере труда – это форма социальных связей, реализуемая в обмене деятельностью и взаимном действии.

Трудовой процесс – это совокупность действий исполнителей по целесообразному изменению предмета труда.

Социализация(обобществление) труда — это принадлежность трудовой деятельности к общественной системе, имеющей ту или иную организованность, структуру, способы поддержания единства и свободы действий в рамках системы.

Общественная организованность труда — это общественная форма его свершения, это требуемое обществом свойство приспособленности к деятельности в обществе

Гуманизация труда как направление улучшения качества трудовой жизни имеет своим результатом повышение степени удовлетворенности общественным трудом

Деградация труда имеет очевидную антигуманную направленность, противоречащую стратегическим общественным интересам

Патернализм как тип социально-трудовых отношений характеризуется значительной долей регламентации социально-трудовых отношений со стороны государства или руководства предприятия

Солидарность как тип социально-трудовых отношений предполагает общую ответственность и взаимную помощь, основанную на общности интересов группы людей

Субсидиарность как тип социально-трудовых отношений означает стремление человека к личной ответственности за достижение своих целей и свои действия при решении социально-трудовых проблем

Дискриминация как тип социально-трудовых отношений это основанное на произволе, незаконное ограничение прав субъектов социально-трудовых отношений

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Общественно полезный труд

Общественно полезный труд подразделяется на три вида: физический; умственный; смешанный. [1]

Общественно полезный труд и его результаты определяют положение человека в обществе, — говорится в статье 14 Конституции СССР. [2]

Любой общественно полезный труд имеет большое значение в жизни человека и всего общества, поскольку человек, общество может потреблять лишь то, что создается трудом. Труд создал и самого человека, его прямую походку, высвободив руки для труда, его речь для общения в процессе общего труда. [3]

Обеспечение высокой эффективности общественно полезного труда невозможно без формирования соответствующего отношения к нему представителей общества, чему за рубежом, например, в Японии 1 уделяется самое пристальное внимание. Принимая те или иные программы развития экономики, всегда предполагают ( в явном или неявном виде), чте исполнители этих программ будут действовать вполне определенным образом, то есть такие программы опираются на некоторые модели поведения людей, хотя разработчики программ в ряде случаев даже не подозревают об этом. От того, насколько эти модели соответствуют действительности, во многом зависит успех или неудача в достижении целей программы, даже при ее 100 % — ном обеспечении материальными ресурсами. Опыт реализации принятых в стране в недалеком прошлом продовольственной программы, программы развития Нечерноземья, программы жилищного строительства и т.п. свидетельствует о том, что с заложенными в их основу моделями поведения дела обстояли не совсем благополучно. Исходный постулат, в соответствии с которым прогнозировалось интенсивное развитие социалистической экономики, заключался в следующем: общественная собственность на средства производства означает, что трудящиеся работают на себя, а это, в свою очередь, стимулирует их трудиться более производительно, чем при работе на собственника-капиталиста. [4]

Учащиеся, занятые общественно полезным трудом на предприятиях или в кооперативах, могут являться членами профессиональных союзов СССР. [5]

Не забывайте, что общественно полезный труд учащихся должен быть подчинен учебным и воспитательным целям. [6]

Поэтому задача повышения производительности общественно полезного труда заключается в уменьшении суммы обоих видов труда, затрачиваемого в единицу времени. Отсюда одной из основных задач технологии машиностроения является непрерывное снижение себестоимости выпускаемой продукции. [7]

В соответствии с Конституцией СССР общественно полезный труд и его результаты определяют положение человека в советском обществе. Социалистическое общенародное государство, сочетая материальные и моральные стимулы, поощряет новаторство, творческое отношение к работе, способствует превращению труда в первую жизненную потребность каждого советского человека. Священным долгом каждого гражданина СССР является защита социалистического Отечества, укрепление дружбы наций и народностей Советского многонационального государства, забота о воспитании подрастающего поколения. [8]

Заработная плата — это оплата общественно полезного труда , труда в коллективе, в общественном хозяйстве на благо всего общества и, кроме того, главный источник дохода рабочих и служащих, посредством которого устанавливается зависимость степени удовлетворения их потребностей от количества и качества труда; поэтому в заработной плате переплетаются, скрещиваются экономические интересы всего общества, трудового коллектива и каждого работника. [9]

Недооцениваются возможности таких сфер приложения общественно полезного труда , как кооперативная и индивидуальная трудовая деятельность, работа не полный день, надомный труд. Если в среднем по СССР в кооперативах занято 0 9 процента трудоспособного населения, то в Узбекской ССР и Киргизской ССР — 0 7, в Таджикской ССР — 0 5, в Азербайджанской ССР — 0 4 процента. Индивидуальной трудовой деятельностью занято в Таджикистане, Киргизии, Азербайджане до 0 3 процента трудоспособного населения, что ниже, чем в целом по стране. [10]

Большую роль в формировании специалиста играет общественно полезный труд студентов . [12]

Опыт разграничения сферы приложения производительного и общественно полезного труда на однородные виды деятельности, накопленный отдельными странами-членами СЭВ в процессе строительства социализма, обобщен и систематизирован в методологическом документе Классификация отраслей народного хозяйства стран — членов Совета Экономической Взаимопомощи. Унификация содержания национальных сводно-экономических классификаторов Постоянной комиссии СЭВ по сотрудничеству в области статистики была осуществлена еще в начале 60 — х годов, в результате чего был разработан первоначальный ( 1966 г.), а затем ( 1975 г.) усовершенствованный вариант международной научно обоснованной рекомендации группировки предприятий, учреждений и организаций в отрасли хозяйства. В этих методологических рекомендациях обосновываются принципы объединения хозяйственных единиц в различные по своему уровню экономические классы: виды деятельности, укрупненные группы отраслей, отрасли, подотрасли. [13]

В предъюбилейных обязательствах магнитогорцев важное место занимает общественно полезный труд . Каждый комсомолец города отработает не менее 10 часов на воскресниках на строительстве стана 2500 холодной прокатки, на благоустройстве новых жилых районов, закладке скверов и парков. [14]

БРОДЯЖНИЧЕСТВО И ПОПРОШАЙНИЧЕСТВО — формы уклонения от общественно полезного труда , связанные с па-разитич. [15]

Источники:

https://pedagogic.ru/pedenc/item/f00/s01/e0001673/index.shtml
https://studopedia.su/1_53946_osnovnie-ponyatiya.html
https://www.ngpedia.ru/id527862p1.html

Источник