Общественно полезные работы органы местного самоуправления
Номативно-правовое
регулирование общественных работ
Основными нормативными правовыми
актами, определяющими статус, порядок организации, проведения и
финансирования оплачиваемых общественных работ в Российской Федерации,
являются:
закон Российской Федерации от19 апреля
1991 № 1032-1 “О занятости населения в Российской Федерации”,
постановление Правительства Российской
Федерации “Об утверждении Положения об организации общественных работ” от 14
июля 1997 № 875.
Закон Российской Федерации
“О занятости населения в Российской Федерации
”
( извлечения)
Статья 7.2.
Участие органов местного самоуправления в содействии занятости населения
1. Органы местного самоуправления
вправе участвовать в организации и финансировании проведения общественных
работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также временной
занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет.
2. Органы местного самоуправления
могут оказывать содействие органам службы занятости в получении достоверной
информации о занятости граждан.
Статья 24. Организация
общественных работ
1. Органы службы занятости организуют
в целях обеспечения временной занятости населения проведение оплачиваемых
общественных работ.
Под общественными работами понимается
трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и
организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих
работу.
К общественным работам не относится
деятельность, связанная с необходимостью срочной ликвидации последствий
аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций и
требующая специальной
подготовки работников, а также их
квалифицированных и ответственных действий в кратчайшие сроки.
2. Право на участие в общественных
работах имеют граждане, зарегистрированные в органах службы занятости в
целях поиска подходящей работы, безработные граждане. Преимущественным
правом на участие в общественных работах пользуются безработные граждане, не
получающие пособия по безработице, безработные граждане, состоящие на учете
в органах службы занятости свыше шести месяцев.
Участие граждан в общественных работах
допускается только с их согласия. При направлении на общественные работы
учитываются состояние здоровья, возрастные, профессиональные и другие
индивидуальные особенности граждан.
С лицами, желающими участвовать в
общественных работах, заключается срочный трудовой договор. Срочный
трудовой договор об участии гражданина в общественных работах может быть
расторгнут им досрочно при устройстве на постоянную или временную работу.
3. Оплата труда граждан, занятых на
общественных работах, производится в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
В период участия безработных граждан в
общественных работах за ними сохраняется право на получение пособия по
безработице (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в
пункте 3 статьи 4 настоящего Закона).
4. На граждан, занятых на общественных
работах, распространяется законодательство Российской Федерации о труде и
социальном страховании.
5. Финансирование общественных работ
производится за счет средств организаций, в которых проводятся эти работы.
В период участия в общественных
работах, временного трудоустройства безработным гражданам,
несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет может оказываться
материальная поддержка.
Постановление
Правительства РФ от 14 июля 1997 г. N 875
“Об утверждении Положения об организации общественных работ”
(извлечения)
Общие положения
Пункт 3. Проведение оплачиваемых
общественных работ организуется органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, которым переданы для осуществления полномочия
Российской Федерации в области содействия занятости населения.
Органы местного самоуправления вправе
участвовать в организации и финансировании проведения общественных работ для
граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
Пункт 4. Общественные работы
проводятся в организациях по договорам.
Пункт 5.
Общественные работы призваны обеспечивать:
осуществление потребностей территорий
и организаций в выполнении работ, носящих временный или сезонный характер;
сохранение мотивации к труду
у лиц, имеющих длительный перерыв в работе или не имеющих опыта работы.
Пункт 6*.
Общественные работы могут быть организованы по следующим направлениям:
строительство автомобильных дорог, их
ремонт и содержание, прокладка водопроводных, газовых, канализационных и
других коммуникаций;
проведение сельскохозяйственных
мелиоративных (ирригационных) работ, работ в лесном хозяйстве;
заготовка, переработка и хранение
сельскохозяйственной продукции;
строительство жилья, реконструкция
жилого фонда, объектов социально-культурного назначения, восстановление
историко-архитектурных памятников, комплексов, заповедных зон;
обслуживание пассажирского транспорта,
работа организаций связи;
эксплуатация жилищно-коммунального
хозяйства и бытовое обслуживание населения;
озеленение и благоустройство
территорий, развитие лесопаркового хозяйства, зон отдыха и туризма;
уход за престарелыми, инвалидами и
больными;
обеспечение оздоровления и отдыха
детей в период каникул, обслуживание санаторно-курортных зон;
организация сбора и переработки
вторичного сырья и отходов;
проведение мероприятий
общественно-культурного назначения (перепись населения, спортивные
соревнования, фестивали и т.д.);
другим
направлениям трудовой деятельности.
Порядок организации общественных работ
Пункт 8. Органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного
самоуправления по предложению и при участии органов службы занятости
ежегодно принимают решения об организации общественных работ и определяют
объемы и виды общественных работ, исходя из необходимости развития
социальной инфраструктуры конкретной территории с учетом количества и
состава незанятого населения, проводят работу по информированию незанятого
населения о порядке организации общественных работ и условиях участия в этих
работах.
В случаях
массового увольнения работников и роста безработицы разрабатываются и
утверждаются региональные и территориальные (районные, городские) программы
развития общественных работ, на базе которых формируется система организации
временных рабочих мест.
*Перечень видов общественных работ
определяется и утверждается органами местного самоуправления.
Пункт 9.
Для подготовки предложений по организации и проведению общественных работ
органы службы занятости:
анализируют состояние рынка труда,
количество и состав незанятого населения и безработных граждан;
выявляют спрос и предложение на
участие в общественных работах;
осуществляют сбор информации о
возможности проведения в организациях региона общественных работ;
рассматривают
вопросы совместного финансирования общественных работ с заинтересованными
организациями, а также условия организации и проведения общественных работ.
Пункт 10. Отношения между органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного
самоуправления, органами службы занятости и организациями регулируются
договорами о совместной деятельности по организации и проведению
общественных работ.
В договорах определяются права и
обязанности сторон по выполнению договоров об организации и проведении
общественных работ.
Условия договора должны определять производственные
возможности, количество создаваемых рабочих мест и численность участников,
место проведения и характер работ, сроки начала и окончания работ, уровень
оплаты труда, стоимость выполнения работ, размеры и порядок их
финансирования, требования по обеспечению условий охраны труда.
В договоре
может быть предусмотрено создание специализированных условий для граждан,
испытывающих трудности в поиске работы.
Пункт 11.
На органы службы занятости возлагаются обязанности по направлению граждан в
организации для выполнения общественных работ, информирование
зарегистрированных в органах службы занятости граждан о видах организуемых
общественных работ и порядке их проведения, условиях, режимах и оплате
труда, а также о льготах, предоставляемых организациями при выполнении этих
работ.
Направление граждан на общественные
работы
Пункт 12.
Граждане, зарегистрированные в органах службы занятости, имеют право
участвовать в общественных работах по направлениям этих органов.
Преимущественным правом на участие в
общественных работах пользуются безработные граждане, не получающие пособие
по безработице, и безработные граждане, состоящие на учете в органах службы
занятости свыше 6 месяцев.
Направление на участие в общественных
работах в соответствующей организации, выданное гражданину, является
основанием для его приема на работу.
Услуги по направлению граждан на
общественные работы органы службы занятости оказывают
бесплатно.
Пункт 14.
На граждан, занятых на общественных работах, распространяется
законодательство Российской Федерации о труде и социальном страховании.
Время, в течение
которого гражданин принимает участие в оплачиваемых общественных работах, не
прерывает трудового стажа и засчитывается в страховой стаж, учитываемый при
определении права на трудовую пенсию.
Пункт 15.
Если при организации общественной работы учитываются возрастные и иные
особенности граждан, требования законодательства Российской Федерации о
труде, в том числе об условиях и нормах по охране труда, и эта работа не
связана с переменой места жительства без согласия гражданина, то она
считается подходящей для следующих категорий граждан:
впервые ищущие работу (ранее не
работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности);
отказавшиеся повысить (восстановить)
квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную
профессию или пройти переподготовку после окончания первого периода выплаты
пособия по безработице;
состоящие на учете в органах службы
занятости более 18 месяцев, а также более 3 лет не работавшие;
обратившиеся в органы службы занятости
после окончания сезонных работ;
уволенные более одного раза в течение
года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины
и другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской
Федерации;
прекратившие индивидуальную предпринимательскую
деятельность в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации;
стремящиеся возобновить трудовую деятельность после
длительного (более года) перерыва;
направленные органами службы занятости
на обучение и отчисленные за виновные действия.
Пункт 16. Оплата труда
граждан, занятых на общественных работах, производится в соответствии с
трудовым законодательством Российской Федерации.
Пункт 17.
В период участия безработных граждан в общественных работах за ними
сохраняется право на получение пособия по безработице (кроме участвующих в
общественных работах граждан, указанных в пункте 15 настоящего Положения).
В указанный период
безработным гражданам может оказываться материальная поддержка.
Финансирование общественных работ
Пункт 21.
Финансирование общественных работ производится за счет средств организаций,
в которых проводятся эти работы. По решению органов государственной власти
Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской
Федерации и органов местного самоуправления финансирование общественных
работ может производиться за счет средств федерального бюджета, бюджетов
субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований (местных
бюджетов).
Пункт 22.
Средства федерального бюджета на организацию проведения оплачиваемых
общественных работ предусматриваются в Федеральном фонде компенсаций в виде
субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление
переданных в соответствии с законодательством Российской Федерации
полномочий в области содействия занятости населения.
Механизм реализации программы
и контроль за ходом её выполнения
Уполномоченным органом исполнительной
власти на территории Калужской области, ответственным за реализацию
мероприятий Программы, является Министерство труда, занятости и кадровой
политики Калужской области.
Финансовое обеспечение мероприятий
Программы, направленных на снижение напряженности на рынке труда,
осуществляется в пределах выделенных субсидий из федерального бюджета,
перечисленных в областной бюджет, а также за счет бюджетных ассигнований
бюджета области.
Министерство финансов области
перечисляет средства консолидированного бюджета получателям бюджетных
средств – государственным бюджетным учреждениям центрам занятости населения
в соответствии с бюджетной росписью.
Министерство труда, занятости и
кадровой политики области является распорядителем средств и осуществляет
распределение средств центрам занятости населения в соответствии с их
заявками.
Государственные учреждения Центры
занятости населения городов и районов области (далее – центры занятости
населения) являются получателями средств.
Зачисление средств осуществляется
министерством финансов области в соответствии с заявкой министерства труда,
занятости и кадровой политики области на лицевые счета центров занятости
населения, открытые в комитетах финансов, в пределах поступивших на
указанные цели средств.
Порядок расходования средств на
реализацию мероприятий Программы устанавливает Правительство области.
Реализация мероприятия “Организация
общественных работ в организациях области и на социально значимых объектах”
осуществляется:
в форме сохранения рабочих мест для
занятых граждан, находящихся под риском увольнения, – на основании
договоров, заключенных между государственными учреждениями службы занятости
(центрами занятости населения), работниками и работодателями по постоянному
месту работы;
в форме создания временных рабочих
мест для занятых граждан, находящихся под риском увольнения, – на основании
договоров, заключенных между между государственными учреждениями службы
занятости (центрами занятости населения) и работодателями, создающими
временные рабочие места, либо органами местного самоуправления;
в форме создания временных рабочих
мест для незанятых граждан, обратившихся за содействием в трудоустройстве в
службу занятости (включая граждан, официально зарегистрированных в качестве
безработных), проживающих в трудоизбыточных территориях – на основании
договоров, заключенных между государственными учреждениями службы занятости
(центрами занятости населения) и работодателями, создающими временные
рабочие места, либо органами местного самоуправления.
Положение о возможности участия
занятого гражданина в общественных работах в свободное от работы время (при
введении в организации режима неполного рабочего дня (смены) и (или)
неполной рабочей недели, при предоставлении работнику отпуска без сохранения
заработной платы, при простое (временной приостановке работы по причинам
экономического, технологического, технического или организационного
характера)
должно быть внесено в трудовой договор.
Возмещение расходов работодателю на организацию
общественных работ производится на основании счетов-фактур, актов
выполненных работ, копий срочных трудовых договоров с участниками временных
общественных работ, и расчетных ведомостей по оплате труда. Возмещение
работодателю затрат на заработную плату производится в размере не более
минимального размера оплаты труда (с начислениями на фонд оплаты труда).
За счет областного бюджета
финансируются: транспортные расходы, инвентарь, частичное возмещение
заработной платы (с учетом начисления на фонд оплаты труда).
Средства на реализацию мероприятий
Программы выделяются на основании предложений, разработанных органами
местного самоуправления городских округов и муниципальных районов области,
включая перечень организаций, численность участников мероприятий, объемы и
виды общественных работ. Распределение средств по городским округам и
муниципальным районам области производится министерством труда, занятости и
кадровой политики Калужской области.
Реализация мероприятия “Содействие
развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан”
осуществляется на основании договоров, заключенных между между
государственными учреждениями службы занятости (центрами занятости
населения) и безработными гражданами. Субсидии безработным гражданам из
средств федерального бюджета выделяются в размере годового пособия по
безработице, причитающегося данному безработному гражданину при условии
положительной оценки бизнес-плана.
Общий контроль за исполнением
Программы осуществляет Правительство Калужской области.
Министерство труда, занятости и
кадровой политики Калужской области осуществляет:
организацию выполнения мероприятий
Программы за счет финансирования из федерального бюджета и областного
бюджета;
подготовку информации и отчетов для
Правительства Калужской области о выполнении Программы;
подготовку предложений по
корректировке Программы;
совершенствование механизма реализации
Программы;
контроль за эффективным и целевым
использованием средств, выделяемых на реализацию Программы, своевременным
выполнением в полном объеме основных мероприятий Программы.
Министерство труда, занятости и
кадровой политики Калужской области ежеквартально, не позднее 15 числа
месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в Федеральную службу
по труду и занятости отчет о расходах консолидированного бюджета по
установленной форме.
5. Финансирование мероприятий
программы
Источниками финансирования программы
являются средства:
– областного бюджета;
– федерального бюджета (субсидии из
федерального бюджета на реализацию дополнительных мероприятий, направленных
на снижение напряженности на рынке труда Калужской области).
Общий объем средств на реализацию
мероприятий программы в 2009 году составит 262423,5 тыс. рублей, в том числе
финансирование отдельных направлений определено в следующих объемах: