Общественно полезные практики во внеурочной деятельности

Общественно полезные практики во внеурочной деятельности thumbnail

Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:

Заседание МО классных руководителей Заседание МЦ Директор МКОУ СОШ №5

Протокол №____________ Протокол №________ ___________С.Г. Емузова

От «___»________ 2019г. От «__»______ 2019г. «___»__________ 2019г.

Руководитель МО Председатель МС
______________________ __________________

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

Предмет общественно полезная практика

Класс 3 -3

МО Классные руководители

( начальные классы)

Учебный год 2019– 2020

Кл.рук.-Классные руководители

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Общественно полезная практика» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, на основе дидактических принципов, направленных на общее развитие учащихся. Она дополняет и расширяет интегрированные курсы «Технология» и «Окружающий мир».

Данная программа  учитывает психологические  закономерности  формирования  общих трудовых и специальных знаний и умений, а также возрастные  особенности  учащихся младшего школьного  возраста.

Общественно полезный труд – составная часть учебно-воспитательного процесса, важнейшее средство всестороннего развития младшего школьника.

Его основными задачами являются формирование осознанной потребности в труде, уважения к людям труда, заботливого и бережного отношения к общественному достоянию, родной природе, трудовой активности и дисциплины, творческого отношения к труду.

Главным направлением общественно полезного труда является трудовая деятельность, имеющая общественно полезную значимость для школы, класса, охраны природы, самообслуживания.

Общественно полезный труд младших школьников организуется в строгом соответствии с правилами и нормами охраны труда детей, безопасности труда и производственной санитарии.

Общественно полезный труд должен решать общеобразовательные задачи способствовать трудовому и нравственному воспитанию. Младшие школьники должны осознать необходимость и целесообразность своего труда, понимать, что их труд необходим обществу.

Особое внимание следует обращать на развитие творческих способностей детей, их трудовой активности, самостоятельности, стремления сделать работу как можно лучше и своевременно. Труд детей должен быть строго дозированным, разнообразным как по характеру, так и по объёму, посильным для детей данной возрастной группы, требовать от них известного напряжения в достижении цели.

Цель программы состоит в формировании у детей первоначальных навыков трудового воспитания, рациональной организации индивидуальной и коллективной работы, умения организовать своё рабочее место, бережного отношения к материалам, инструментам и оборудованию; удовлетворении потребностей детей в познании природы, воспитании гуманной, социально-активной, творческой личности, способной к сознательной природоохранной практике своей местности и родного края; способствовать формированию экологического сознания, заложить основы природоохранного поведения.

Задачи курса:

  • воспитание любви к своей школе, к своему селу, к своей Родине;

  • формирование осознанной потребности в труде, уважения к людям труда, заботливого и бережного отношения к общественному достоянию, родной природе, трудовой активности и дисциплины, творческого отношения к труду.

  • формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде;

  • развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира;

  • развитие творческого мышления внимания, воображения, памяти;

  • экологизация быта и семейных традиций.

Содержание программы расширяет и углубляет круг представлений о живой природе, о труде людей, о сезонных изменениях в природе и в жизни людей. При реализации программы предусматривается тесное взаимодействие педагога с родителями детей.

Программа рассчитана на проведение занятий по 0,25 часа в неделю. Общее количество часов в году за данный курс – 9 часов.

Содержание программы

Личная гигиена и гигиена жилища. Самообслуживание ( 3 часов)

Режим дня школьника.

Гигиена классной комнаты.

Организация дежурства в классе.

Растения в доме. Выращивание цветочно-декоративных растений (2часа)

Комнатные растения в доме.

Строение растений.

Условия жизнедеятельности.

Работа с природным материалом, бумагой и картоном, тканью (4 часов)

Изготовление аппликаций из деталей разной формы.

Изготовление поздравительных открыток.

Работа с тканью.

Уровни усвоения программы

Личностные:

  • принимает и выполняет правила школьной жизни;

  • соблюдает  основные моральные нормы и ориентируется на их выполнение с помощью учителя и по образцу;

  • проявляет познавательный интерес к трудовому  процессу;

  • ориентируется в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

 •    знает о факторах, наносящих вред здоровью.

  Регулятивные:

  • принимает  учебную задачу под руководством учителя;

  • учитывает выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

  •  принимает  элементарный  план действий при работе в группе;

  • определяет последовательность работы выполнения практического действия под руководством учителя;

  • составляет элементарный  план действий при работе в группе;

  • переносит навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную;

  • вносит коррективы в конкретное действие после его завершения на основе оценки учителя, одноклассников  с опорой на образец;

  • оценивает свою работу по совместно выбранным  критериям в соответствии с образцом; организовывает рабочее место;

  • эмоционально рефлексирует свои действия;

  • готовит необходимые инструменты для занятия ; удерживает  организованное поведение во время занятия.

Познавательные:

  • отличает новое от уже известного под руководством учителя;

  • устанавливает очевидные причинно – следственные связи под руководством учителя;

  • владеет элементарными навыками чтения информации;

  • сравнивает и группирует предметы и их образы, классифицирует по  заданным признакам, выделяет признаки, обобщает под руководством учителя;

  • выполняет работу практического действия под руководством учителя;

  • использует знаково-символические средства, в том числе владеет действием моделирования;

  • умеет выделять существенные признаки;

  • способен к логическим действиям и операциям, включая приёмы решения простейших задач;

  • устанавливает последовательность основных событий в тексте;

  • действует по аналогии;

  • проводит сравнение и классификацию по заданным критериям.

Читайте также:  Витамины и полезные вещества в капусте

Коммуникативные:

  • вступает в диалог; умеет слушать  и понимать речь других;

  • соблюдает  нормы речевого этикета;

  • оказывает  взаимопомощь в сотрудничестве (в парах) под руководством учителя, принимает  правила работы в паре;

  • готов договариваться и приходить к общему мнению ;

  • умеет задавать простые вопросы по содержанию и отвечать на них;

  • понимает, что у других людей есть своя точка зрения;

  • умеет выражать свои мысли полно в устной форме (в пределах 2- 4 предложений).

В результате реализации программы обучающиеся:

  • – знают и выполняют правила дежурных по классу, в столовой

  • – знают несколько видов комнатных растений;

  • – знают пословицы о труде

  • – знают особенности труда обслуживающего персонала школы

  • – знают способы ухода за комнатными  растениями;

  • – знают правила бережного отношения к книгам

  • – знают правила личной гигиены

  • – выполняют правильный полив, очистку листьев;

  • – выполняют мелкий ремонт книг и тетрадей

  • – выполняют творческие работы с использованием различных материалов.

Календарно-тематическое планирование

Общественно полезная практика

Дата по плану

Дата фактически

Тема урока

    02.09-06.09

    Вводное занятие. Режим дня школьника.

      30.09-04.10

      Режим дня школьника.

        05.11-08.11

        Гигиена классной комнаты. Организация дежурства в классе.

          02.12-06.12

          Комнатные растения в доме. Строение растений.

            13.01-17.01

            Условия жизнедеятельности. Пересадка комнатных растений.

              03.02-07.02

              Изготовление аппликаций из деталей разной формы

                02.03-06.03

                Изготовление аппликаций из деталей разной формы

                  06.04-10.04

                  Помогаем маме. Работа с пуговицами.

                    04.05-05.05

                    Помогаем маме. Работа с пуговицами.

                    Источник

                    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                    Стрелихинская средняя общеобразовательная школа

                    Согласовано:

                    _______________2019 г.

                    Зам.директора по ВР Быкова Г.Ю.

                    Утверждено:

                    Приказ № от

                    Директор МБОУ Стрелихинская СОШ

                    Черенкова С.Е.

                    Рабочая программа

                    внеурочной деятельности

                    общественно-полезные практики

                    Учитель: Сотова Светлана Юрьевна

                    первая квалификационная категория

                    с.Матвеевское

                    2019 год

                    Пояснительная записка.

                    Сегодня уже никому не нужно доказывать, что существует особый тип результатов образования, связанный с социализацией учащихся. Понятие социализации трактуется по-разному. Первое определение: адаптация к существующим социальным условиям. Второе определение: перевод ребёнка в позицию активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе ценностей, вырабатывать собственное понимание и цели, разрабатывать проекты преобразования общества, реализовывать данные проекты.

                    Общественно – полезные практики ( социальное творчество) – высшая форма социальной деятельности, созидательный процесс, направленный на созидание и преобразование социальных отношений и общественного бытия. Общественно – полезные практики включают в себя и трудовую (производственную деятельность).

                    Речь идёт о труде, в котором мальчики и девочки производят продукт (вещь, услугу, информацию и т.п.), причём значимый не только для них, но и для других людей.

                    Общественно-полезные практики это симбиоз социального творчества и трудовой деятельности.Цель программы: формирование у школьников способности и готовности к социально преобразующей трудовой деятельности.

                    Характеристика программы.

                    Программа общественно-полезных практик состоит из 5 разделов: «Помогите птицам», «Красота у школы», «Красота в школе», «Люди и судьбы», «Юные журналисты».

                    «Помогите птицам»: знакомство с видами зимующих в нашей местности птиц и их рационом питания, заготовка корма на зиму, сушка и хранение, подкормка разных видов птиц зимой у школы и возле своих домов.

                    «Красота у школы»: сбор семян цветковых растений, произрастающих на клумбах школы, посильный вклад школьников в облагораживание территории школы, экономическая составляющая (сбор семян экономит средства школы),

                    хозяйственное отношение школе.

                    «Красота в школе»: трудовая деятельность, направленная на формирование внимательного отношения к школьному имуществу, художественно-эстетического вкуса, хозяйственного отношения к школе.

                    «Люди и судьбы»: подготовка поздравлений к различным праздникам, формирующая внимательное отношение к людям, живущим рядом с ребёнком, желание сделать приятное близким, желание позаботиться о незнакомых людях, нуждающихся в заботе и внимании.

                    «Юные журналисты»: выпуск стенгазет, подводящих итоги работы по данным направлениям. Развитие умения анализировать свою работу, делать выводы, планировать работу, видеть и презентовать результаты своего труда.

                    Место практик в учебном плане.

                    Работа по программе общественно-полезных практик включена во внеурочную деятельность в 1 классе 1 час в неделю, всего 33 часа в год.

                    Ценностные ориентиры курса.

                    Общественно-полезные практики разработаны на основе принципов:

                    -востребованность и социальная значимость результатов деятельности, возможность оценить эффективность;

                    -участие школьника в планировании, личном самоопределении, постановку цели для себя лично и для группы в целом;

                    -коллективно распределённый характер деятельности;

                    -образовательное сопровождение всей работы (подход, основанный на знании);

                    КТД:

                    -делаем жизнь интереснее,

                    -ищем помощников,

                    -привлекаем ребят к планированию,

                    -предлагаем сделать выбор,

                    -оказываем помощь.

                    5. Результаты работы.

                    Первый уровень результатов: участие ребёнка в социально-значимых делах не под давлением взрослого человека, а под воздействием мотивации, причём методами морального мотивирования, т.е. бесплатно.

                    Читайте также:  Полезные растения в саду и огороде

                    Второй уровень результатов: формирование позитивных отношений школьника к ценностям нашего общества нацелена на коллективное творческое дело. В связи с данным положением дети:

                    приобретают шанс пережить важный для них опыт самостоятельной деятельности,

                    имеют возможность ощутить на себе бремя ответственности за взятое на себя или порученное товарищами дело,

                    являются организаторами своей жизни в школе, а не маленькими иждивенцами.

                    Третий уровень результатов: получение детьми опыта самостоятельного общественного действия.

                    6.Тематическое планирование.

                    № занятия

                    Название раздела

                    Тема занятия

                    Планируемые результаты

                    Дата

                    1

                    Помогите птицам

                    Знакомство с видами птиц, зимующих в нашей местности. Их рацион питания.

                    Обучающиеся научатся:

                    -помогать зимующим птицам,

                    -узнавать зимующих птиц;

                    -понимать необходимость в оказании помощи тем, кто в ней нуждается;

                    -осуществлять трудовую деятельность по сбору и хранению семян и плодов растений для подкормки птиц зимой;

                    -вовремя и постоянно кормить зимующих птиц.

                    2

                    Заготовка семян растений для подкормки птиц зимой.

                    3

                    Заготовка плодов растений для подкормки птиц зимой.

                    4

                    Заготовка плодов и семян растений для подкормки птиц зимой.

                    5

                    Подкормка птиц.

                    6

                    Красота у школы

                    Ознакомление с видами семян цветковых растений. Правила их заготовки и хранения.

                    Обучающиеся научатся:

                    -собирать и хранить семена цветковых растений, высевая их весной и высаживая рассаду на клумбы, ухаживая за рассадой;

                    -ценить труд других людей и оценивать красоту, созданную руками человека;

                    -рационально вести хозяйство.

                    7

                    Сбор семян цветковых растений.

                    8

                    Сбор семян цветковых растений.

                    9

                    Заготовка земли для рассады цветковых растений.

                    10

                    Посев и уход за рассадой цветковых растений.

                    11

                    Высадка рассады на клумбы.

                    12

                    Уход за высадками.

                    13

                    Люди и судьбы

                    Изготовление поздравительных открыток для пожилых людей из Высоковского дома-интерната для престарелых и инвалидов к празднику «День пожилого человека».

                    Обучающиеся научатся:

                    -изготавливать собственными руками подарки, приносящие радость близким людям;

                    -оказывать знаки внимания и заботиться о людях, которые нуждаются во внимании и заботе;

                    -принимать активное участие в художественной самодеятельности, осознано отбирать материал для выступлений;

                    -добывать информацию о людях и судьбах;

                    -ценить и дорожить историческим прошлым страны и своей семьи;

                    -трудиться не за деньги, а потому, что хочется быть полезным обществу.

                    14

                    Подготовка номеров художественной самодеятельности для концерта ко «Дню пожилого человека».

                    15

                    Изготовление поздравительных открыток для учителей к празднику «День учителя».

                    16

                    Подготовка номеров художественной самодеятельности для концерта к празднику «День учителя».

                    17

                    Изготовление поздравительных открыток к празднику «День Матери».

                    18

                    Подготовка номеров художественной самодеятельности для концерта к празднику «День Матери».

                    19

                    Изготовление поздравительных открыток к празднику «День Победы».

                    20

                    Уборка территории обелиска Победы.

                    21

                    Изготовление венка к обелиску Победы.

                    22

                    Изготовление открыток ко Дню Защитников Отечества.

                    23

                    Красота в школе

                    Комнатные растения. Условия, необходимые для роста и развития.

                    Обучающиеся научатся:

                    -ухаживать за комнатными растениями;

                    -ценить красоту комнатных цветов;

                    -хозяйственному, внимательному отношению к окружающему миру.

                    24

                    Уход за комнатными растениями школы.

                    25

                    Пересадка комнатных растений школы.

                    26

                    Рыхление комнатных растений школы.

                    27

                    Юные журналисты

                    Подготовка выпуска стенгазеты №1. Результаты сбора корма для птиц.

                    Обучающиеся научатся:

                    -анализировать результаты своего труда;

                    -презентовать результаты своего труда общественности;

                    -собирать материал для стенгазеты;

                    -оформлять стенгазету;

                    -оценивать важность выполненной работы;

                    -понимать нужность и гордиться проделанной работой.

                    28

                    Выпуск стенгазеты №1. Результаты сбора корма для птиц.

                    29

                    Подготовка выпуска стенгазеты №2. Праздник «День пожилого человека».

                    30

                    Выпуск стенгазеты №2. Праздник «День пожилого человека».

                    31

                    Подготовка выпуска стенгазеты №3. Праздник «День Победы».

                    32

                    Выпуск стенгазеты №3. Праздник «День Победы.

                    33

                    Подведение итогов общественно-полезной деятельности. Презентация на родительском собрании.

                    Источник

                    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                    по внеурочной деятельности

                    кружок «Общественно-полезные практики»

                    1 класс

                    (социальное направление)

                    2016 – 2017 учебный год

                    Рабочая программа по кружку «Общественно-полезные практики» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программой начального общего образования МОУ СОШ №10 с УИОП, планируемых результатов начального образования, на основе авторской программы по кружку «Общественно-полезные практики» Кунакова Д.В.

                    Рабочая программа по кружку «Общественно-полезные практики» ориентирована на обучающихся 1 классов.Уровень изучения – базовый. Тематическое планирование рассчитано на 1 час в неделю, 33 учебных недели, что составляет 33 учебных часа в год.

                    1. Результаты освоения кружка «Общественно- полезные практики»

                    Назначениекружка «Общественно – полезные практики» в начальной школе состоит в том, чтобы обеспечить формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, метапредметных, предметных.

                    Личностными результатами являются следующие умения:

                    • оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

                    • выражать свои эмоции;

                    • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.

                    Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).

                    • определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;

                    • проговаривать последовательность действий во время занятия;

                    • учиться работать по определенному алгоритму;

                    • умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

                    • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

                    • постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

                    • разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

                    • управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

                    • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

                    • формирование навыков позитивного коммуникативного общения.

                    Читайте также:  Полезны ли баклажаны запеченные в духовке

                    Предметными результатами являются следующие умения:

                    • учиться создавать мини-проекты на заданную тему;

                    • учиться работать с информацией;

                    • овладевать первичными навыками работы с учебно-лабораторным оборудованием.

                    Планируемые результаты освоения программы кружка «Общественно-полезные практики»

                    Данный систематический курс создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта, учит работать в команде, воспитывает положительное отношение к труду, активную гражданско-нравственную позицию.

                    • Определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;

                    • Проговаривать последовательность действий во время занятия;

                    • Учиться работать по определенному алгоритму;

                    • Умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

                    • Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

                    • Постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

                    • Разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

                    • Управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

                    • Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

                    • Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.

                    2. Содержание кружка «Общественно – полезные практики»

                    1.Самообсуживание (4 ч.)– дежурство в классе, выполнение обязанностей санитаров, хозяйственников, цветоводов, библиотекарей. Оформление альбомов, витрин, выставок, коллекций. Помощь родителям в уборке жилища, уход за домашними животными и зелеными насаждениями. Выполнение разных поручений родителей. Уход за собой, содержание в порядке домашнего имущества, личных вещей и учебных принадлежностей.

                    2.Сельскохозяйственный труд (5 ч.).Проведение опытов для определения зависимости роста растений от внешних условий (тепла, света, влаги, почвы); подготовка семян к посеву. Охрана зеленых насаждений.

                    3. Интеллектуально-игровая деятельность (17 ч.).Подготовка проектов и мини-проектов, подготовка и проведение праздников, классных часов, встреча с интересными людьми.

                    4.Разные трудовые операции (7 ч.). Сбор природного материала. Сбор корма для зимующих птиц и подкормка их зимой. Изготовление игрушек и поделок, поздравительных открыток. Работа с природным материалом, пластилином, глиной, картоном, мягкой проволокой.

                    1. Тематическое планирование кружка «Общественно- полезные практики»

                    в 1 «В» классе (1 ч в неделю, всего 33 ч.)

                    урока

                    Тема урока

                    Количество часов

                    Дата
                    проведения

                    урока

                    Коррекция
                    даты проведения урока

                    1

                    Встреча с сотрудниками ГИБДД

                    1

                    2

                    Мини-проект «Безопасный путь от дома до школы»

                    1

                    3

                    Ролевая игра «Школа – наш общий дом»

                    1

                    4

                    Экскурсия в школьный городок «Безопасного движения»

                    1

                    5

                    Подготовка к КТД «День учителя»

                    1

                    6

                    Сбор природного материала «Что нам осень подарила»

                    1

                    7

                    Мастерская Хозяйки осени

                    1

                    8

                    Подготовка к празднику Осени

                    1

                    9

                    Мини-проект (ролево-сюжетный) «Праздник осени»

                    1

                    10

                    Викторина «Мамина работа»

                    1

                    11

                    Творческая мастерская к проекту «Подарок маме»

                    1

                    12

                    Мини-проект «День матери»

                    1

                    13

                    Делаем домик для птиц

                    1

                    14

                    Мастерская Деда Мороза

                    1

                    15

                    Новогодний праздник

                    1

                    16

                    Рождественские чтения

                    1

                    17

                    Операция «Птичья столовая»

                    1

                    18

                    Знакомство с цифровым оборудованием

                    1

                    19

                    Работа с цифровым оборудованием. Мини-проект «Хочу все знать»

                    1

                    20

                    Творческая мастерская. Подарок папе.

                    1

                    21

                    День Защитника Отечества

                    1

                    22

                    Творческая мастерская

                    «Сюрприз для мамы»

                    1

                    23

                    Праздник «8 Марта»

                    1

                    24

                    Викторина «Здоровая пища»

                    1

                    25

                    Уход за комнатными растениями

                    1

                    26

                    Работа с цифровым оборудованием «Такая разная вода»

                    1

                    27

                    Экскурсия «Весенние изменения в природе»

                    1

                    28

                    Работа с цифровым микроскопом «В гости к весне»

                    1

                    29

                    Операция «Книжкина больница»

                    1

                    30

                    Подготовка к празднику Победы.

                    1

                    31

                    Подготовка к празднику Победы.

                    1

                    32

                    Подготовка к празднику «До свидания, 1 класс»

                    1

                    33

                    Подготовка к празднику «До свиданья, 1 класс!»

                    1

                    Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

                    Литература

                    1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения (сост. Е.С. Савинов.-М.: Просвещение, 2010).

                    2. Развивающие игры для младших школьников (кроссворды, викторины, головоломки) Ярославль; «Академия развития»

                    Электронные учебные пособия

                    1. Презентации к праздникам

                    2. Цифровое оборудование – микроскоп

                    Интернет-ресурсы

                    1. Начальная школа – детям, родителям, учителям www.nachalka.com

                    2. Современный учительский портал: https://easyen.ru/load/russkij_jazyk/1_klass/380

                    3. Интернет портал https://www.proshkolu.ru

                    4. Учителям https://www.metodika.ru 

                    5. Газета «Начальная школа» https://nsc.lseptember.ru     

                    6. Интернет урок https://interneturok.ru/interneturok

                    Источник