Общественно полезные практики в начальной школе

Общественно полезные практики в начальной школе thumbnail

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

кружок «Общественно-полезные практики»

1 класс

(социальное направление)

2016 – 2017 учебный год

Рабочая программа по кружку «Общественно-полезные практики» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программой начального общего образования МОУ СОШ №10 с УИОП, планируемых результатов начального образования, на основе авторской программы по кружку «Общественно-полезные практики» Кунакова Д.В.

Рабочая программа по кружку «Общественно-полезные практики» ориентирована на обучающихся 1 классов.Уровень изучения – базовый. Тематическое планирование рассчитано на 1 час в неделю, 33 учебных недели, что составляет 33 учебных часа в год.

  1. Результаты освоения кружка «Общественно- полезные практики»

Назначениекружка «Общественно – полезные практики» в начальной школе состоит в том, чтобы обеспечить формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, метапредметных, предметных.

Личностными результатами являются следующие умения:

  • оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

  • выражать свои эмоции;

  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.

Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).

  • определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий во время занятия;

  • учиться работать по определенному алгоритму;

  • умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

  • постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

  • разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

  • управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

  • формирование навыков позитивного коммуникативного общения.

Предметными результатами являются следующие умения:

  • учиться создавать мини-проекты на заданную тему;

  • учиться работать с информацией;

  • овладевать первичными навыками работы с учебно-лабораторным оборудованием.

Планируемые результаты освоения программы кружка «Общественно-полезные практики»

Данный систематический курс создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта, учит работать в команде, воспитывает положительное отношение к труду, активную гражданско-нравственную позицию.

  • Определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;

  • Проговаривать последовательность действий во время занятия;

  • Учиться работать по определенному алгоритму;

  • Умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

  • Постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

  • Разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

  • Управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

  • Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

  • Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.

2. Содержание кружка «Общественно – полезные практики»

1.Самообсуживание (4 ч.)– дежурство в классе, выполнение обязанностей санитаров, хозяйственников, цветоводов, библиотекарей. Оформление альбомов, витрин, выставок, коллекций. Помощь родителям в уборке жилища, уход за домашними животными и зелеными насаждениями. Выполнение разных поручений родителей. Уход за собой, содержание в порядке домашнего имущества, личных вещей и учебных принадлежностей.

2.Сельскохозяйственный труд (5 ч.).Проведение опытов для определения зависимости роста растений от внешних условий (тепла, света, влаги, почвы); подготовка семян к посеву. Охрана зеленых насаждений.

3. Интеллектуально-игровая деятельность (17 ч.).Подготовка проектов и мини-проектов, подготовка и проведение праздников, классных часов, встреча с интересными людьми.

4.Разные трудовые операции (7 ч.). Сбор природного материала. Сбор корма для зимующих птиц и подкормка их зимой. Изготовление игрушек и поделок, поздравительных открыток. Работа с природным материалом, пластилином, глиной, картоном, мягкой проволокой.

  1. Тематическое планирование кружка «Общественно- полезные практики»

в 1 «В» классе (1 ч в неделю, всего 33 ч.)

урока

Тема урока

Количество часов

Дата
проведения

урока

Коррекция
даты проведения урока

1

Встреча с сотрудниками ГИБДД

1

2

Мини-проект «Безопасный путь от дома до школы»

1

3

Ролевая игра «Школа – наш общий дом»

1

4

Экскурсия в школьный городок «Безопасного движения»

1

5

Подготовка к КТД «День учителя»

1

6

Сбор природного материала «Что нам осень подарила»

1

7

Мастерская Хозяйки осени

1

8

Подготовка к празднику Осени

1

9

Мини-проект (ролево-сюжетный) «Праздник осени»

1

10

Викторина «Мамина работа»

1

11

Творческая мастерская к проекту «Подарок маме»

1

12

Мини-проект «День матери»

1

13

Делаем домик для птиц

1

14

Мастерская Деда Мороза

1

15

Новогодний праздник

1

16

Рождественские чтения

1

17

Операция «Птичья столовая»

1

18

Знакомство с цифровым оборудованием

1

19

Работа с цифровым оборудованием. Мини-проект «Хочу все знать»

1

20

Творческая мастерская. Подарок папе.

1

21

День Защитника Отечества

1

22

Творческая мастерская

«Сюрприз для мамы»

1

23

Праздник «8 Марта»

1

24

Викторина «Здоровая пища»

1

25

Уход за комнатными растениями

1

26

Работа с цифровым оборудованием «Такая разная вода»

1

27

Экскурсия «Весенние изменения в природе»

1

28

Работа с цифровым микроскопом «В гости к весне»

1

29

Операция «Книжкина больница»

1

30

Подготовка к празднику Победы.

1

31

Подготовка к празднику Победы.

1

32

Подготовка к празднику «До свидания, 1 класс»

1

33

Подготовка к празднику «До свиданья, 1 класс!»

1

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Литература

  1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения (сост. Е.С. Савинов.-М.: Просвещение, 2010).

  2. Развивающие игры для младших школьников (кроссворды, викторины, головоломки) Ярославль; «Академия развития»

Электронные учебные пособия

  1. Презентации к праздникам

  2. Цифровое оборудование – микроскоп

Интернет-ресурсы

  1. Начальная школа – детям, родителям, учителям www.nachalka.com

  2. Современный учительский портал: https://easyen.ru/load/russkij_jazyk/1_klass/380

  3. Интернет портал https://www.proshkolu.ru

  4. Учителям https://www.metodika.ru 

  5. Газета «Начальная школа» https://nsc.lseptember.ru     

  6. Интернет урок https://interneturok.ru/interneturok

Источник

«Общественно полезная деятельность

младших школьников»

Общественно – полезная деятельность – один из основных компонентов системы трудового воспитания школьников. Общественно полезный труд предполагает разнообразную трудовую и общественную деятельность школьников, направленную непосредственно на удовлетворение каких-либо общественных потребностей и нужд.

В процессе общественно полезного труда школьники учатся использовать на практике и совершенствуют полученные на уроках трудового обучения элементарные знания и умения в области техники, технологии обработки материалов, экономики, закрепляют трудовые умения, развивают интересы и способности к определенным видам деятельности, творческую инициативу. Для осуществления тесной взаимосвязи с уроками трудового обучения и повышения эффективности общественно полезного труда надо постоянно ориентировать учащихся на использование знаний и умений, приобретенных на уроках, широко использовать методы, активизирующие познавательную деятельность детей (постановка проблемных задач, создание проблемных ситуаций, побуждение к самостоятельному поиску решений). В процессе общественно полезного труда следует не только обучать детей элементарными трудовыми навыками, необходимо обращать пристальное внимание на формирование у них первоначальных навыков: культуры труда, рациональной организации индивидуальной и коллективной работы, предварительного её планирования, умения организовать свое рабочее место, самоконтроля своей работы, бережного отношения к материалам, инструментам и оборудованию. Особое внимание следует обращать на развитие творческих способностей детей, их трудовой активности, самостоятельности. Содержание общественно полезного труда школьников определяется с учетом их возраста, здоровья, потребностей классного, школьного коллектива.

Результативность труда определяется его общественной полезностью. Однако каждое трудовое усилие должно завершаться видимым, ощутимым и для самого ученика результатом. Только при этом условии труд может стать для него потребностью. Поэтому в нашей системе воспитания исключительное значение имел общественно полезный труд.

 На первых порах общественно полезная работа помогает нам установить товарищеские взаимоотношения между учащимися, воспитать у них трудолюбие, самостоятельность. Научить ценить труд других.

    Мы приобщаем к общественно полезной работе учащихся с первых дней их пребывания в школе.

   Сначала мы организуем дежурство учеников по классу. Обычно назначаем двух дежурных. Вдвоем дети охотнее и увереннее дежурят, приучаются распределять свои обязанности и помогать друг другу. Дежурные имеют четкий круг обязанностей. Дежурство по классу – это лишь один из видов общественно полезной работы учащихся.

    Школа не может общественно полезную деятельность ограничивать только привлечением детей к дежурству (так как дежурство в сущности является для учащихся периодической обязанностью).  Настоящая общественно полезная работа должна быть для каждого школьника постоянной, повседневной, систематической.

    Общественно полезная работа, к которой могут быть привлечены учащиеся, многообразна. Однако воспитательная значимость всех видов такой работы неодинакова. Поэтому мы тщательно отбираем виды общественно полезной деятельности, учитывая интересы, силы и возможности учащихся.

      Виды общественно полезной деятельности по годам обучения

                                        1 класс

Протереть своевременно классную доску.

Протереть своевременно парты.

Протереть своевременно подоконники, вымыть и полить цветы.

Прибрать на отдельных полках  в шкафу.

Убрать после завтрака посуду, протереть столы.

Раздать и собрать тетради, альбомы, карандаши.

Сделать и повесить кормушки для птиц.

Выполнить обязанности санитара, старосты.

                        2 класс

То же, что  в I классе, и дополнительно:

Уход за цветами.

Заведование шкафом.

Дежурство в столовой.

Уборка комнаты после труда.

Помощь в изготовлении наглядных пособий.

                       3 класс

То же, что во II классе, и дополнительно:

Уход за цветами в зале.

Организация классной библиотеки.

Шефство над учащимися I класса.

Принести, повесить и отнести учебные пособия.

                       4 класс

То же, что в III классе, и дополнительно:

Уход за цветами в школе.

Шефство в I и II классах.

Мытье полов, дверей и панелей в классе.

     Как видно из перечисленного выше, общественно полезную работу мы постепенно усложняем из года в год (по принципу перехода от простого к сложному, от легкого к трудному). Так, например, если ученик первого класса следил за порядком одной полки в шкафу, то во втором классе он уже отвечает за порядок всего шкафа. Так постепенно расширяется круг обязанностей по каждому виду общественно-трудовой деятельности, увеличивается и количество поручений, выполняемых одним учеником. В старших классах эти обязанности выполняются более тщательно и самостоятельно.

Мы стремимся вызвать к жизни, мобилизовать  и развить лучшие стороны личности своих учеников в процессе деятельности. Яркий пример этому – способность выпускников школы самостоятельно жить и трудиться с максимальной пользой для общества. Эффективность учебно-воспитательного процесса в школе определяется той суммой навыков, которыми овладевает ученик, и степенью их прочности.

Источник

Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:

Заседание МО классных руководителей Заседание МЦ Директор МКОУ СОШ №5

Протокол №____________ Протокол №________ ___________С.Г. Емузова

От «___»________ 2019г. От «__»______ 2019г. «___»__________ 2019г.

Руководитель МО Председатель МС
______________________ __________________

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

Предмет общественно полезная практика

Класс 3 -3

МО Классные руководители

( начальные классы)

Учебный год 2019– 2020

Кл.рук.-Классные руководители

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Общественно полезная практика» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, на основе дидактических принципов, направленных на общее развитие учащихся. Она дополняет и расширяет интегрированные курсы «Технология» и «Окружающий мир».

Данная программа  учитывает психологические  закономерности  формирования  общих трудовых и специальных знаний и умений, а также возрастные  особенности  учащихся младшего школьного  возраста.

Общественно полезный труд – составная часть учебно-воспитательного процесса, важнейшее средство всестороннего развития младшего школьника.

Его основными задачами являются формирование осознанной потребности в труде, уважения к людям труда, заботливого и бережного отношения к общественному достоянию, родной природе, трудовой активности и дисциплины, творческого отношения к труду.

Главным направлением общественно полезного труда является трудовая деятельность, имеющая общественно полезную значимость для школы, класса, охраны природы, самообслуживания.

Общественно полезный труд младших школьников организуется в строгом соответствии с правилами и нормами охраны труда детей, безопасности труда и производственной санитарии.

Общественно полезный труд должен решать общеобразовательные задачи способствовать трудовому и нравственному воспитанию. Младшие школьники должны осознать необходимость и целесообразность своего труда, понимать, что их труд необходим обществу.

Особое внимание следует обращать на развитие творческих способностей детей, их трудовой активности, самостоятельности, стремления сделать работу как можно лучше и своевременно. Труд детей должен быть строго дозированным, разнообразным как по характеру, так и по объёму, посильным для детей данной возрастной группы, требовать от них известного напряжения в достижении цели.

Цель программы состоит в формировании у детей первоначальных навыков трудового воспитания, рациональной организации индивидуальной и коллективной работы, умения организовать своё рабочее место, бережного отношения к материалам, инструментам и оборудованию; удовлетворении потребностей детей в познании природы, воспитании гуманной, социально-активной, творческой личности, способной к сознательной природоохранной практике своей местности и родного края; способствовать формированию экологического сознания, заложить основы природоохранного поведения.

Задачи курса:

  • воспитание любви к своей школе, к своему селу, к своей Родине;

  • формирование осознанной потребности в труде, уважения к людям труда, заботливого и бережного отношения к общественному достоянию, родной природе, трудовой активности и дисциплины, творческого отношения к труду.

  • формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде;

  • развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира;

  • развитие творческого мышления внимания, воображения, памяти;

  • экологизация быта и семейных традиций.

Содержание программы расширяет и углубляет круг представлений о живой природе, о труде людей, о сезонных изменениях в природе и в жизни людей. При реализации программы предусматривается тесное взаимодействие педагога с родителями детей.

Программа рассчитана на проведение занятий по 0,25 часа в неделю. Общее количество часов в году за данный курс – 9 часов.

Содержание программы

Личная гигиена и гигиена жилища. Самообслуживание ( 3 часов)

Режим дня школьника.

Гигиена классной комнаты.

Организация дежурства в классе.

Растения в доме. Выращивание цветочно-декоративных растений (2часа)

Комнатные растения в доме.

Строение растений.

Условия жизнедеятельности.

Работа с природным материалом, бумагой и картоном, тканью (4 часов)

Изготовление аппликаций из деталей разной формы.

Изготовление поздравительных открыток.

Работа с тканью.

Уровни усвоения программы

Личностные:

  • принимает и выполняет правила школьной жизни;

  • соблюдает  основные моральные нормы и ориентируется на их выполнение с помощью учителя и по образцу;

  • проявляет познавательный интерес к трудовому  процессу;

  • ориентируется в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

 •    знает о факторах, наносящих вред здоровью.

  Регулятивные:

  • принимает  учебную задачу под руководством учителя;

  • учитывает выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

  •  принимает  элементарный  план действий при работе в группе;

  • определяет последовательность работы выполнения практического действия под руководством учителя;

  • составляет элементарный  план действий при работе в группе;

  • переносит навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную;

  • вносит коррективы в конкретное действие после его завершения на основе оценки учителя, одноклассников  с опорой на образец;

  • оценивает свою работу по совместно выбранным  критериям в соответствии с образцом; организовывает рабочее место;

  • эмоционально рефлексирует свои действия;

  • готовит необходимые инструменты для занятия ; удерживает  организованное поведение во время занятия.

Познавательные:

  • отличает новое от уже известного под руководством учителя;

  • устанавливает очевидные причинно – следственные связи под руководством учителя;

  • владеет элементарными навыками чтения информации;

  • сравнивает и группирует предметы и их образы, классифицирует по  заданным признакам, выделяет признаки, обобщает под руководством учителя;

  • выполняет работу практического действия под руководством учителя;

  • использует знаково-символические средства, в том числе владеет действием моделирования;

  • умеет выделять существенные признаки;

  • способен к логическим действиям и операциям, включая приёмы решения простейших задач;

  • устанавливает последовательность основных событий в тексте;

  • действует по аналогии;

  • проводит сравнение и классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные:

  • вступает в диалог; умеет слушать  и понимать речь других;

  • соблюдает  нормы речевого этикета;

  • оказывает  взаимопомощь в сотрудничестве (в парах) под руководством учителя, принимает  правила работы в паре;

  • готов договариваться и приходить к общему мнению ;

  • умеет задавать простые вопросы по содержанию и отвечать на них;

  • понимает, что у других людей есть своя точка зрения;

  • умеет выражать свои мысли полно в устной форме (в пределах 2- 4 предложений).

В результате реализации программы обучающиеся:

  • – знают и выполняют правила дежурных по классу, в столовой

  • – знают несколько видов комнатных растений;

  • – знают пословицы о труде

  • – знают особенности труда обслуживающего персонала школы

  • – знают способы ухода за комнатными  растениями;

  • – знают правила бережного отношения к книгам

  • – знают правила личной гигиены

  • – выполняют правильный полив, очистку листьев;

  • – выполняют мелкий ремонт книг и тетрадей

  • – выполняют творческие работы с использованием различных материалов.

Календарно-тематическое планирование

Общественно полезная практика

Дата по плану

Дата фактически

Тема урока

    02.09-06.09

    Вводное занятие. Режим дня школьника.

      30.09-04.10

      Режим дня школьника.

        05.11-08.11

        Гигиена классной комнаты. Организация дежурства в классе.

          02.12-06.12

          Комнатные растения в доме. Строение растений.

            13.01-17.01

            Условия жизнедеятельности. Пересадка комнатных растений.

              03.02-07.02

              Изготовление аппликаций из деталей разной формы

                02.03-06.03

                Изготовление аппликаций из деталей разной формы

                  06.04-10.04

                  Помогаем маме. Работа с пуговицами.

                    04.05-05.05

                    Помогаем маме. Работа с пуговицами.

                    Источник