Общественно полезные практики что это такое
28.02.2013
Культурные и общественно-полезные практики как средство духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Мушкетова Надежда Васильевна
государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Свердловской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Сухоложская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа»
Современный период в российской истории и образовании – время смены ценностных ориентиров. 90 –е гг. прошлого столетия в России были обусловлены быстрым демонтажем советской идеологии, поспешным копированием западных форм жизни.
В российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, а также отсутствие созидательных ориентиров смысла жизни [1]. Сфера образования призвана решить эти проблемы и обеспечить духовно – нравственное развитие и воспитание личности обучающегося. В современных условиях без социально – педагогического партнерства субъекты образовательного процесса не способны обеспечить полноценное духовно – нравственное развитие и воспитание обучающихся. Для решения этой общенациональной задачи наша школа выстраивает партнерские отношения с разными субъектами социализации: семьей, ЦДО, домом культуры «Кристалл», городской библиотекой им. А.П. Гайдара, дворцом Молодежи г. Екатеринбург, спортивным комплексом «Здоровье», СМИ (газета «Знамя Победы и др.) Я, как воспитатель, составляю свою программу воспитательной работы с обучающимися своего класса. В классе обучаются дети с задержкой психического развития и умственной отсталостью, есть опекаемые, а также дети – инвалиды.
Воспитательная работа включает 6 направлений: воспитание гражданственности и патриотизма, воспитание нравственных чувств и этического сознания, воспитание ценностного отношения к прекрасному, воспитание ценностного отношения к природе, труд и творчество, воспитание ценностного отношения к своему здоровью. Выбор направлений основан на национальном воспитательном идеале и базовых национальных ценностях [2].
В школе введен общественно – полезный труд с целью формирования трудовых навыков и умений обучающихся. Учащиеся в течение учебного года занимаются следующими видами общественно – полезного труда:
· Генеральная уборка класса
· Оформление наглядности и дидактических пособий для уроков
· Озеленение кабинета
· Изготовление поделок для выставок и праздников.
Формы организации общественно – полезного труда: трудовой десант по уборке территории, акция «Птицам – нашу заботу!» (изготовление кормушек), изготовление игрушек на городскую ёлку, участие в благотворительных акциях «Рука помощи», «Ветеранам наша забота»; посев рассады, уход за комнатными растениями, сбор листьев и семян, ремонт книг; конкурс рисунков и сочинений «Школа, в которой я учусь», «Моя бабушка – супер»; изготовление праздничных костюмов и декораций к праздникам, оформление классной комнаты к 1 сентября и Новому году, благоустройство участка (клумбы), экскурсии в природу (сбор лекарственных трав), проекты «Наши руки не для скуки»; дежурство по школе, классу и в столовой.
Культурная практика
Нравственное направление можно разделить на блоки:
· «Познаем себя». В этом блоке я провожу беседы: добро и зло, мир добрых дел, люди среди людей, спеши делать добро.
· «Учимся жить в окружающем мире». Мероприятия: воля, литературный ринг «О дружбе, доброте, отзывчивости», «Щедрость и бережливость, скупость, жадность и зависть», привычки и поступки, проект «Птицы – наши друзья».
· «Какой я человек». Беседы: обида, зависть, пунктуальность, я – патриот своей страны., проект «Творчество К.И.Чуковского».
· «Мое место в жизни». Беседы: семья, моя родословная, семейные традиции, одиночество, мое место в жизни «Кем я хочу стать?», наркотики, алкоголь, сигареты [3].
Гражданско – патриотическое направление осуществляю в следующих формах: беседы: государственный флаг России, Россия – многонациональное государство, я – гражданин России, Москва – столица нашей родины и т.д.; знакомство с памятниками культуры, календарно – обрядовые фольклорные праздники, мои права и обязанности, проект «Города – герои», посещение музеев города, конкурс чтецов, посвященный дню героев Отечества; конкурс рисунков «Я – нет! Скажу войне!», «Недаром помнит вся Россия про день Бородина!»; оформление альбомов «Герои Отечества», конкурс патриотической песни «Россия – родина моя!», встречи с ветеранами и интересными людьми.
Внеклассные мероприятия занимают важное место в жизни младших школьников. Они помогают детям раскрыть свои способности, реализовать особенности и пристрастия, обрести уверенность в себе, учат неформально общаться со сверстниками и взрослыми.
Список литературы:
[1] Концепция духовно – нравственного развития и воспитания.
[2] Федеральный государственный стандарт начального общего образования.
[3] Шишковец Т.А. Справочник социального педагога, М. ВАКО, 2007.
1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе, М. Просвещение, 2011.
2. Группа продленного дня. Конспекты занятий, сценарии мероприятий. М. ВАКО, 2012.
3. Классные часы. Внеклассная работа. Издательство «Экзамен», 2012.
Количество показов: 2994
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
кружок «Общественно-полезные практики»
1 класс
(социальное направление)
2016 – 2017 учебный год
Рабочая программа по кружку «Общественно-полезные практики» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программой начального общего образования МОУ СОШ №10 с УИОП, планируемых результатов начального образования, на основе авторской программы по кружку «Общественно-полезные практики» Кунакова Д.В.
Рабочая программа по кружку «Общественно-полезные практики» ориентирована на обучающихся 1 классов.Уровень изучения – базовый. Тематическое планирование рассчитано на 1 час в неделю, 33 учебных недели, что составляет 33 учебных часа в год.
Результаты освоения кружка «Общественно- полезные практики»
Назначениекружка «Общественно – полезные практики» в начальной школе состоит в том, чтобы обеспечить формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, метапредметных, предметных.
Личностными результатами являются следующие умения:
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).
определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий во время занятия;
учиться работать по определенному алгоритму;
умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
Предметными результатами являются следующие умения:
учиться создавать мини-проекты на заданную тему;
учиться работать с информацией;
овладевать первичными навыками работы с учебно-лабораторным оборудованием.
Планируемые результаты освоения программы кружка «Общественно-полезные практики»
Данный систематический курс создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта, учит работать в команде, воспитывает положительное отношение к труду, активную гражданско-нравственную позицию.
Определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;
Проговаривать последовательность действий во время занятия;
Учиться работать по определенному алгоритму;
Умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
Постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
Разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
Управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
2. Содержание кружка «Общественно – полезные практики»
1.Самообсуживание (4 ч.)– дежурство в классе, выполнение обязанностей санитаров, хозяйственников, цветоводов, библиотекарей. Оформление альбомов, витрин, выставок, коллекций. Помощь родителям в уборке жилища, уход за домашними животными и зелеными насаждениями. Выполнение разных поручений родителей. Уход за собой, содержание в порядке домашнего имущества, личных вещей и учебных принадлежностей.
2.Сельскохозяйственный труд (5 ч.).Проведение опытов для определения зависимости роста растений от внешних условий (тепла, света, влаги, почвы); подготовка семян к посеву. Охрана зеленых насаждений.
3. Интеллектуально-игровая деятельность (17 ч.).Подготовка проектов и мини-проектов, подготовка и проведение праздников, классных часов, встреча с интересными людьми.
4.Разные трудовые операции (7 ч.). Сбор природного материала. Сбор корма для зимующих птиц и подкормка их зимой. Изготовление игрушек и поделок, поздравительных открыток. Работа с природным материалом, пластилином, глиной, картоном, мягкой проволокой.
Тематическое планирование кружка «Общественно- полезные практики»
в 1 «В» классе (1 ч в неделю, всего 33 ч.)
урока
Тема урока
Количество часов
Дата
проведения
урока
Коррекция
даты проведения урока
1
Встреча с сотрудниками ГИБДД
1
2
Мини-проект «Безопасный путь от дома до школы»
1
3
Ролевая игра «Школа – наш общий дом»
1
4
Экскурсия в школьный городок «Безопасного движения»
1
5
Подготовка к КТД «День учителя»
1
6
Сбор природного материала «Что нам осень подарила»
1
7
Мастерская Хозяйки осени
1
8
Подготовка к празднику Осени
1
9
Мини-проект (ролево-сюжетный) «Праздник осени»
1
10
Викторина «Мамина работа»
1
11
Творческая мастерская к проекту «Подарок маме»
1
12
Мини-проект «День матери»
1
13
Делаем домик для птиц
1
14
Мастерская Деда Мороза
1
15
Новогодний праздник
1
16
Рождественские чтения
1
17
Операция «Птичья столовая»
1
18
Знакомство с цифровым оборудованием
1
19
Работа с цифровым оборудованием. Мини-проект «Хочу все знать»
1
20
Творческая мастерская. Подарок папе.
1
21
День Защитника Отечества
1
22
Творческая мастерская
«Сюрприз для мамы»
1
23
Праздник «8 Марта»
1
24
Викторина «Здоровая пища»
1
25
Уход за комнатными растениями
1
26
Работа с цифровым оборудованием «Такая разная вода»
1
27
Экскурсия «Весенние изменения в природе»
1
28
Работа с цифровым микроскопом «В гости к весне»
1
29
Операция «Книжкина больница»
1
30
Подготовка к празднику Победы.
1
31
Подготовка к празднику Победы.
1
32
Подготовка к празднику «До свидания, 1 класс»
1
33
Подготовка к празднику «До свиданья, 1 класс!»
1
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Литература
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения (сост. Е.С. Савинов.-М.: Просвещение, 2010).
Развивающие игры для младших школьников (кроссворды, викторины, головоломки) Ярославль; «Академия развития»
Электронные учебные пособия
Презентации к праздникам
Цифровое оборудование – микроскоп
Интернет-ресурсы
Начальная школа – детям, родителям, учителям www.nachalka.com
Современный учительский портал: https://easyen.ru/load/russkij_jazyk/1_klass/380
Интернет портал https://www.proshkolu.ru
Учителям https://www.metodika.ru
Газета «Начальная школа» https://nsc.lseptember.ru
Интернет урок https://interneturok.ru/interneturok
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Стрелихинская средняя общеобразовательная школа
Согласовано: _______________2019 г. Зам.директора по ВР Быкова Г.Ю. | Утверждено: Приказ № от Директор МБОУ Стрелихинская СОШ Черенкова С.Е. |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
общественно-полезные практики
Учитель: Сотова Светлана Юрьевна
первая квалификационная категория
с.Матвеевское
2019 год
Пояснительная записка.
Сегодня уже никому не нужно доказывать, что существует особый тип результатов образования, связанный с социализацией учащихся. Понятие социализации трактуется по-разному. Первое определение: адаптация к существующим социальным условиям. Второе определение: перевод ребёнка в позицию активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе ценностей, вырабатывать собственное понимание и цели, разрабатывать проекты преобразования общества, реализовывать данные проекты.
Общественно – полезные практики ( социальное творчество) – высшая форма социальной деятельности, созидательный процесс, направленный на созидание и преобразование социальных отношений и общественного бытия. Общественно – полезные практики включают в себя и трудовую (производственную деятельность).
Речь идёт о труде, в котором мальчики и девочки производят продукт (вещь, услугу, информацию и т.п.), причём значимый не только для них, но и для других людей.
Общественно-полезные практики это симбиоз социального творчества и трудовой деятельности.Цель программы: формирование у школьников способности и готовности к социально преобразующей трудовой деятельности.
Характеристика программы.
Программа общественно-полезных практик состоит из 5 разделов: «Помогите птицам», «Красота у школы», «Красота в школе», «Люди и судьбы», «Юные журналисты».
«Помогите птицам»: знакомство с видами зимующих в нашей местности птиц и их рационом питания, заготовка корма на зиму, сушка и хранение, подкормка разных видов птиц зимой у школы и возле своих домов.
«Красота у школы»: сбор семян цветковых растений, произрастающих на клумбах школы, посильный вклад школьников в облагораживание территории школы, экономическая составляющая (сбор семян экономит средства школы),
хозяйственное отношение школе.
«Красота в школе»: трудовая деятельность, направленная на формирование внимательного отношения к школьному имуществу, художественно-эстетического вкуса, хозяйственного отношения к школе.
«Люди и судьбы»: подготовка поздравлений к различным праздникам, формирующая внимательное отношение к людям, живущим рядом с ребёнком, желание сделать приятное близким, желание позаботиться о незнакомых людях, нуждающихся в заботе и внимании.
«Юные журналисты»: выпуск стенгазет, подводящих итоги работы по данным направлениям. Развитие умения анализировать свою работу, делать выводы, планировать работу, видеть и презентовать результаты своего труда.
Место практик в учебном плане.
Работа по программе общественно-полезных практик включена во внеурочную деятельность в 1 классе 1 час в неделю, всего 33 часа в год.
Ценностные ориентиры курса.
Общественно-полезные практики разработаны на основе принципов:
-востребованность и социальная значимость результатов деятельности, возможность оценить эффективность;
-участие школьника в планировании, личном самоопределении, постановку цели для себя лично и для группы в целом;
-коллективно распределённый характер деятельности;
-образовательное сопровождение всей работы (подход, основанный на знании);
КТД:
-делаем жизнь интереснее,
-ищем помощников,
-привлекаем ребят к планированию,
-предлагаем сделать выбор,
-оказываем помощь.
5. Результаты работы.
Первый уровень результатов: участие ребёнка в социально-значимых делах не под давлением взрослого человека, а под воздействием мотивации, причём методами морального мотивирования, т.е. бесплатно.
Второй уровень результатов: формирование позитивных отношений школьника к ценностям нашего общества нацелена на коллективное творческое дело. В связи с данным положением дети:
–приобретают шанс пережить важный для них опыт самостоятельной деятельности,
–имеют возможность ощутить на себе бремя ответственности за взятое на себя или порученное товарищами дело,
–являются организаторами своей жизни в школе, а не маленькими иждивенцами.
Третий уровень результатов: получение детьми опыта самостоятельного общественного действия.
6.Тематическое планирование.
№ занятия | Название раздела | Тема занятия | Планируемые результаты | Дата |
1 | Помогите птицам | Знакомство с видами птиц, зимующих в нашей местности. Их рацион питания. | Обучающиеся научатся: -помогать зимующим птицам, -узнавать зимующих птиц; -понимать необходимость в оказании помощи тем, кто в ней нуждается; -осуществлять трудовую деятельность по сбору и хранению семян и плодов растений для подкормки птиц зимой; -вовремя и постоянно кормить зимующих птиц. | |
2 | Заготовка семян растений для подкормки птиц зимой. | |||
3 | Заготовка плодов растений для подкормки птиц зимой. | |||
4 | Заготовка плодов и семян растений для подкормки птиц зимой. | |||
5 | Подкормка птиц. | |||
6 | Красота у школы | Ознакомление с видами семян цветковых растений. Правила их заготовки и хранения. | Обучающиеся научатся: -собирать и хранить семена цветковых растений, высевая их весной и высаживая рассаду на клумбы, ухаживая за рассадой; -ценить труд других людей и оценивать красоту, созданную руками человека; -рационально вести хозяйство. |
7 | Сбор семян цветковых растений. | ||
8 | Сбор семян цветковых растений. | ||
9 | Заготовка земли для рассады цветковых растений. | ||
10 | Посев и уход за рассадой цветковых растений. | ||
11 | Высадка рассады на клумбы. | ||
12 | Уход за высадками. | ||
13 | Люди и судьбы | Изготовление поздравительных открыток для пожилых людей из Высоковского дома-интерната для престарелых и инвалидов к празднику «День пожилого человека». | Обучающиеся научатся: -изготавливать собственными руками подарки, приносящие радость близким людям; -оказывать знаки внимания и заботиться о людях, которые нуждаются во внимании и заботе; -принимать активное участие в художественной самодеятельности, осознано отбирать материал для выступлений; -добывать информацию о людях и судьбах; -ценить и дорожить историческим прошлым страны и своей семьи; -трудиться не за деньги, а потому, что хочется быть полезным обществу. |
14 | Подготовка номеров художественной самодеятельности для концерта ко «Дню пожилого человека». | ||
15 | Изготовление поздравительных открыток для учителей к празднику «День учителя». | ||
16 | Подготовка номеров художественной самодеятельности для концерта к празднику «День учителя». | ||
17 | Изготовление поздравительных открыток к празднику «День Матери». | ||
18 | Подготовка номеров художественной самодеятельности для концерта к празднику «День Матери». | ||
19 | Изготовление поздравительных открыток к празднику «День Победы». | ||
20 | Уборка территории обелиска Победы. | ||
21 | Изготовление венка к обелиску Победы. | ||
22 | Изготовление открыток ко Дню Защитников Отечества. | ||
23 | Красота в школе | Комнатные растения. Условия, необходимые для роста и развития. | Обучающиеся научатся: -ухаживать за комнатными растениями; -ценить красоту комнатных цветов; -хозяйственному, внимательному отношению к окружающему миру. |
24 | Уход за комнатными растениями школы. | ||
25 | Пересадка комнатных растений школы. | ||
26 | Рыхление комнатных растений школы. | ||
27 | Юные журналисты | Подготовка выпуска стенгазеты №1. Результаты сбора корма для птиц. | Обучающиеся научатся: -анализировать результаты своего труда; -презентовать результаты своего труда общественности; -собирать материал для стенгазеты; -оформлять стенгазету; -оценивать важность выполненной работы; -понимать нужность и гордиться проделанной работой. |
28 | Выпуск стенгазеты №1. Результаты сбора корма для птиц. | ||
29 | Подготовка выпуска стенгазеты №2. Праздник «День пожилого человека». | ||
30 | Выпуск стенгазеты №2. Праздник «День пожилого человека». | ||
31 | Подготовка выпуска стенгазеты №3. Праздник «День Победы». | ||
32 | Выпуск стенгазеты №3. Праздник «День Победы. | ||
33 | Подведение итогов общественно-полезной деятельности. Презентация на родительском собрании. |