Общественно полезное деятельность как метод воспитания

Общественно полезное деятельность как метод воспитания thumbnail

Современный подход к общественно- полезному труду

(формы, методы, приемы)

  В наше современное время, время новых технологий, школа несёт на себе груз не только обучения, но и воспитания.  Ведь большинство родителей, да и современных бабушек, значительную часть времени заняты на работе. Это не позволяет им уделять должное внимание мельчайшим особенностям развития ребенка. Поэтому группы продлённого дня всё больше становятся одной из ведущих форм организации жизнедеятельности детей.   Группа продлённого дня призвана обеспечить единство урочной и внеурочной деятельности учащихся, способствовать укреплению их здоровья, обеспечивать высокий уровень работоспособности, хорошее физическое и нравственно – эстетическое самочувствие детей.  Исходя из этого задача воспитателя ГПД, заключается не только в том, чтобы занять ребёнка игрой, заполнить его свободное время, но и организовать мероприятия, которые были бы интересны младшему школьнику, способствовали его интеллектуальному, физическому и трудовому развитию.                                                                                      

Общественно – полезный труд является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет школьника в группе.

    Н. К. Крупская писала, что при целесообразном применении общественно –полезный труд может стать не только рычагом духовного развития детей, но и рычагом развития волевых черт характера. Для этого труд должен интересовать ребенка, результат труда ребенок должен понимать, труд для ребят должен быть посильным, творческим .                                                            В группах продленного дня все виды общественно-полезного труда должны организовываться так, чтобы трудовая деятельность способствовала воспитанию моральных качеств, содействовала физическому развитию и закалке,  воспитанию коллективизма и организованности школьников.                           Самым главным и самым ценным в общественно полезном труде являются его высокие мотивы, которые хорошо понятны детям. Труд на общую пользу, во имя высокой цели – вот мотивация общественно полезной деятельности.

В процессе общественно-полезного труда развиваются способности, трудовые умения и навыки младших школьников. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективности труда школьник получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.

Дать школьникам трудовые навыки и умения – это еще не значит подготовить их к жизни, к общественно-полезному труду.

Система трудового воспитания в группе продленного дня должна использовать все формы и методы, которые обеспечивают сознательное, целеустремленное выполнение общественно полезного труда, дисциплину и организованность, ответственность за личный вклад коллектива в развитии общественного богатства, выработку отношений товарищества и взаимопомощи.

Формами общественно-полезного труда являются:

1) средства морального и материального поощрения;

2) представление широких возможностей для повышения своих способностей;

3) подготовка молодого поколения к общественно-полезному труду методами коллективного воспитания;

4) использование средств массовой информации в целях трудового воспитания.

Харламов И.Ф. дает новые обновляющие формы трудовой деятельности. В воспитание потребности в труде и бережном отношении к материальным ценностям большую роль играют формы организации трудовой деятельности. Важнейшими являются следующие:

а) накопление и развитие трудовых традиций в группе продленного дня, как, например, традиционная подготовка и проведение в ГПД “Праздник труда” или праздник “В подарок школе”.

б) эффективной формой трудовой активности являются индивидуальные трудовые поручения, которые даются учащимся.

Таким образом, в посильной трудовой деятельности младших школьников заложены существенные возможности нравственного, экологического, эстетического воспитания и физического развития.

В процессе общественно-полезного труда младших школьников выделяют три группы методов:

Методы формирования сознания личности.

Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.

Методы стимулирования поведения и деятельности.

Каждый из методов имеет свою специфику и область применения. Несмотря на кажущуюся простоту, все без исключения методы этой группы требуют высокой педагогической квалификации. Применяются они системно, в комплексе с другими методами.

Весьма важным в трудовой деятельности учащихся является практический показ и обучение их способам и приемам работы, соблюдение правил техники безопасности. Большое значение имеет руководство самим процессом общественно-полезного труда и оказание помощи учащимся в освоении рациональными способами его выполнения.

Для формирования добросовестного отношения к труду большое значение имеет стимулирование учащихся.

К методам стимулирования относятся: поощрение, наказание, соревнование.

Одобрение взрослых особенно важно тогда, когда ученик испытывает внутреннее удовлетворение от сознания, что он добился успеха в выполнении трудового задания.

Общественно полезный труд обучающихся основан на следующих принципах:

– учет интересов и возрастных особенностей обучающихся;

– общественно полезная направленность;

– творческая инициатива и самостоятельность обучающихся.

Главными направлениями общественно полезного труда являются:
– общественная работа – активное участие в работе класса, в организации школьных и классных мероприятий;
– дежурство в классе;
– участие в труде по самообслуживанию (поддержание порядка и чистоты в классе);
– генеральная уборка школьных помещений после каждой четверти (мытье стен, подоконников, школьной мебели).

Читайте также:  Почему полезно есть киви с кожурой

Таким образом, исследованный материал позволил сделать вывод, что общественно-полезный труд младших школьников должен правильно, педагогически целесообразно организован.

Источник

Татьяна Пахмутова
Исследовательская работа «Общественно-полезный труд в процессе воспитания детей дошкольного возраста»

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛЕЗНЫЙ ТРУД В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Выбранная тема в настоящее время особо актуальна, так как дошкольный пepиoд являетcя очень вaжным в жизни вcex дeтeй. Участие дошкольников в общественно-полезном труде представляет собой необходимое условие воспитания в любом обществе. Общественно-полезная направленность всей трудовой деятельности призывает к воспитанию высоких моральных качеств с раннего детства.

Проблема исследования: какова совокупность педагогических условий, когда наиболее эффективно осуществляется воспитательный процесс детей дошкольного возраста в общественно-полезном труде?

Решение этой проблемы и составляет цель исследования.

Цeль: определить педагогические уcлoвия эффективного осуществления воспитательного процесса в общественно-полезном труде у детей дошкольного возраста.

Для достижения цели в работерешались следующие задачи:

1. Изучить теоретические основы трудового воспитания в

образовательной программе дошкольного учреждения;

2. Выявить особенности организации общественно-полезного труда

дошкольников в условиях детского сада и семьи;

3. Рассмотреть методические рекомендации по организации детского

труда, оценить степень ee эффективности.

В примерной образовательной программе «От рождения до школы»

выделяются следующие виды труда:

1. Самообслуживание (самостоятельно одеваться и раздеваться, убирать постельные принадлежности).

2. Хозяйственно – бытовой труд (убрать игрушки, собрать листочки на участке).

3. Дежурство по столовой и занятиям.

4. Труд в природе (учатся поливать растения, сажать лук).

5. Ручной труд (починка, подклеивание книг, пришивание оторванных пуговиц).

Основными формами труда детей дошкольного возраста являются:

1. Поручение;

2. Дежурство;

3. Коллективно – трудовая деятельность.

Организация исследования: МБДОУ «Детский сад №27» «Рябинка» г. Новочебоксарск Чувашской Республики.

В данном детском саду мною было проведено наблюдение за организацией трудовой деятельности воспитанников старшей группы «Солнышко». Воспитатель предложил детям прорастить зеленый лук из луковицы. Дети активно включились в работу и с интересом высаживали луковицы в землю. Ежедневно поливали и наблюдали за прорастанием лука.

Проанализировав наблюдение, сделала вывод, что у детей сформировывается положительное отношение к труду и гордость от результата выполненной работы.

Значимость трудового воспитания заключается также в том, что дети,

умеющие трудиться, знают цену трудовых усилий, уважая свой и чужой

труд. Поэтому так важно с раннего детства приучать детей к труду как в

семье, так в дошкольных учреждениях.

Первоочередной задачей трудового воспитания детей дошкольного

возраста ставится в постепенном развитии интереса к труду, желания

трудиться, навыков элементарной трудовой общественно-значимой деятельности, трудолюбия.

Организация общественно-полезного труда у детей начинается с 1-й младшей группы, формируются навыки самообслуживания и выполнение

поручения.

Такие виды труда, как самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе используются во всех возрастных группах, а ручной труд – в старшей и подготовительной группах.

Рассмотрим некоторые методические рекомендации по организации детского труда дошкольников:

– продумать мотивацию, чтобы вызвать интерес к этому виду труда;

– данный труд по объему и сложности должен быть посилен для ребенка;

-воспитатель должен быть внимателен к деятельности ребенка, поддерживать у него уверенность в своих силах, одобрять проявление настойчивости.

Труд становится средством воспитания тогда, когда он носит систематический характер и в нём участвуют все дети. Каждый ребёнок должен достаточно часто выполнять разные поручения, быть дежурным, принимать участие в коллективном труде. Одновременно дежурят 2-3 ребенка из группы.Дежурных подбирают следующим образом: вместе с детьми, умеющими хорошо работать, дежурят дети с недостаточно сформированными навыками трудовой деятельности.

Таким образом, общественно-полезный труд дошкольников является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире.

Источник

Система воспитания так же, как и другие сферы жизни, сейчас все более подвергается влиянию глобальной информатизации, другим процессам, происходящим в разобщающемся обществе. Традиционная система воспитания во многом отходит в прошлое, берутся на вооружение новые образовательные методы, строятся новые теоретические основы.

Педагогическая работа сводится в основном к воспитанию всесторонне развитой и гармоничной личности, для чего необходимо сосредоточиться на следующих целях:

  • Приобщить подрастающее поколение к общечеловеческим ценностям, сформировать у него соответствующее поведение.
  • Способствовать укреплению самосознания молодого гражданина, развитию в нем ответственности за будущее Родины.
  • Стремиться к росту креативности и творческих способностей, утверждению в воспитанниках «Я-концепции», желания к самореализации.

Гуманистическая система воспитания

Современная педагогика провозглашает условием эффективного воспитания осознанное участие детей в деле своего становления. Объект воспитания переходит в разряд субъекта. Собственная активность ребенка становится одним из факторов процесса, воспитатель лишь помогает и направляет, давая воспитаннику возможность самостоятельного выбора, способствуя одновременно его индивидуальному развитию.

Гуманистическая система предполагает внимательное, уважительное отношение к детям, терпимость к их мнению, заботу о психологическом комфорте. Необходимо, чтобы молодые люди чувствовали себя нужными, защищенными.

Родители и учителя обязательно опираются на национально-культурные традиции, учитывают возраст, уровень развития воспитанников, их привычки, половые, природные особенности.

Читайте также:  Морские водоросли полезные свойства и противопоказания

Методы воспитания личности

Самым оптимальным сейчас представляется комплексный подход к воспитательному процессу, подразумевающий следующие методы:

  • направленные на организацию деятельности, способствующие наработке опыта поведения в обществе;
  • формирующие сознание;
  • стимулирующие поведение.

В основном они служат для передачи личности знаний о происходящих вокруг явлениях. Главная отличительная особенность этих методов – их вербальность. Слово, которое обращается непосредственно к сознанию, действует точно и тонко, оно в большинстве случаев способно подтолкнуть воспитанника к размышлению, оценке своих поступков. Но в отрыве от других методов малоэффективно и не формирует устойчивых убеждений.

Знания, поступки, эмоции ребенка между собой тесно связаны, воспитатель через них может влиять на личность, смещать акценты воздействия, добиваясь определенных целей. Но лишь в комплексе все меры будут действенными.

При выборе методов опытные учителя беспокоятся об их соответствии:

  • принципам обучения;
  • поставленным целям;
  • содержанию задачи;
  • возможностям учащихся и учителей;
  • условиям момента.

Современные подходы

Методика воспитания сегодняшнего дня диктует несколько способов подхода к нему.

Системный

Трактует формирующуюся личность как целостное образование. Цели, содержание и организация воспитательной деятельности максимально взаимосвязаны. Системный подход дает ряд условий для самореализации, творчества, развития индивидуальности.

Деятельно-отношенческий

Воспитанника стимулируют на различные виды деятельности, которые способствуют усвоению общественного опыта. Развивающее влияние такого подхода проявляется только при условии, что вызывает у воспитываемого внутренние переживания, заставляет проявлять к происходящему положительное или отрицательное отношение, стимулирует собственную активность.

Личностно-ориентированный

Обеспечивает воспитаннику возможности самопознания, самореализации. Готовый опыт бывает мало полезен, основой изменений всегда становится способность расти и обучаться с учетом собственного опыта. Главную роль играют не внешние факторы, приоритет отдается активной личности.

Методы отработки привычного поведения

Для формирования устойчивых качеств личности, укоренения правильных привычек необходимы многократные упражнения, доведение до автоматизма определенных действий. Сформированная личность сможет держать под контролем свои чувства и желания, правильно оценивать действия, соотнося их с интересами других людей.

Для эффективной отработки нужного качества применяется приучение. Использование этого метода предполагает некоторое насилие, которое может вызвать протест воспитанника, но оправданно тем, что направлено на его же благо. Принцип гуманности требует смягчения метода, использования его в ряду других.

С помощью требования воспитатель через личные отношения доносит до ученика норму поведения. Этим методом стремятся усилить или затормозить какие-либо качества, действия. Требования могут носить негативную или положительную окраску, вызывать соответствующие реакции. Требование высказывается в виде совета или просьбы, звучит как намек или одобрение, принимает иные целесообразные формы.

Поручение – это наделение воспитанника некоторыми полномочиями и одновременно возложение на него определенной ответственности, что вызывает гордость за оказанное доверие, но и требует усилий в доведении порученного до конца. Если одна из сторон будет иметь слабую мотивацию, воспитательный эффект будет нивелирован.

Создание воспитывающих ситуаций подводит ребенка к необходимости найти решение в ситуации нравственного выбора, путей организации деятельности или освоения социальной роли. Ситуации создаются воспитателем искусственно, дают детям возможность испытать себя, сформировать у них социальную ответственность.

Важные нормы воспитания

Наиболее актуальные проблемы современного общества относятся к сфере духовности и нравственности. Последствиями этого кризиса являются:

  • нарушения представлений о браке и семье: жертвенная любовь, нерасторжимость брака, необходимость воспитания детей воспринимаются как бремя;
  • члены семьи часто неспособны к взаимодействию и сотрудничеству, проявляют нетерпимость, неспособны на участие;
  • социальные роли мужчины и женщины перепутаны, дети теряют ориентиры;
  • падает рождаемость;
  • традиционные нравственные цели утеряны, что провоцирует детей к порокам и греху;
  • нарушение внутрисемейных отношений увеличивает отклонения в состоянии здоровья и поведении детей;
  • нездоровая домашняя атмосфера, психологическая пустота толкают подростков в «тусовку», общение с асоциальными сверстниками.

Выходом из ситуации представляется восстановление традиционной ценности брака, возрождение религиозных традиций, воссоздание здорового общественного уклада, формирование государственных институтов педагогической поддержки, духовно-нравственного воспитания.

Источник: https://vospitanie.guru/sotsialnoe/metody-vospitaniya-lichnosti

Источник

Процесс воспитания характеризуется применением групп методов, среди которых убеждение, упражнение, пример, соревнование, поощрение, принуждение.

Определение 1

Убеждение в педагогике – это метод воспитательного процесса, представляющий воздействие педагога на разумную сферу сознания учеников. Он создает условия для решения ключевых задач воспитания, а именно: формирование отношения к миру, личного мировоззрения, высоких моральных и нравственных качеств, уверенности.

Особенное значение метод убеждения приобретает в условии преобразования всех сфер общественной жизни.

Определение 2

Основная цель убеждения – это создание, укрепление и изменение взглядов, оценок, понятий ученика, для обеспечения условий принятия точки зрения убеждающего и следования принципам в личностном и социальном поведении.

Метод убеждения обращен к уму, опыту, логике, эмоциям и обеспечивает самосознательное принятие идей, понимание и перевоплощение их в модели поведения. На основании этого факт метод убеждения наиболее часто применяется в психолого-педагогическом направлении. В процессе убеждения детей важно создавать твердую убежденность и уверенность в истинности усвоенных взглядов, способность охранять свои убеждения, реализовывать их, давать отпор ложным и сомнительным идеям.

Читайте также:  Полезно ли бегать с утяжелителями для ног

Замечание 1

В качестве особенности можно отметить, что убеждение – это метод, где степень убеждающего действия напрямую зависит от степени интереса обучающегося, на которого и ориентировано действие.

Следовательно, убедить в чем-либо можно только того человека, который сам настрое на понимание и осмысление предлагаемой информации, сопоставление аргументов по отношению к выводам, а выводов – относительно личного жизненного опыта.

Метод упражнения

Определение 3

Метод упражнения – это система организации повседневной жизни, деятельности, обучающего процесса, позволяющая учащимся получить опыт правильного поведения, самостоятельности решения задач. Он также позволяет совершенствовать личные качества, ощущения, волю, формировать положительные пристрастия, обеспечивает целостность познаний, убеждений, слов, поведения и занятий.

Отмечается, что воспитательное упражнение – это не только механическая тренировка, но получение опыта в процессе преодоления проблем, решение разнообразных задач предусмотренных программой образования и воспитания в образовательном учреждении.

Как метод воспитания упражнение обеспечивает привлечение детей к систематической, специально организованной общественно-полезной деятельности, способствующей развитию привычек, навыков культурного поведения, коллективного общения, усидчивости.

Перед выполнением упражнений проходит изучение абстрактного материала и тщательный инструктаж педагога. Такой подход обеспечивает ученикам систематическое поэтапное выполнение действий, необходимых для развития определенных свойств, с поэтапным усложнением, повышением уровня сложности, прибавлением элемента персонального творчества.

Метод примера и его характеристики

Определение 4

Пример, как метод воспитания представляет собой действие, нацеленное на создание и поведение детей посредством системы позитивных образцов, призванных служить прототипом для воспроизведения, основой формирования совершенного социального поведения, средством и стимулом самовоспитания.

Содержание примера воспитания определяется его общественной ценностью. В нем заключен социальный опыт, итоги деятельности и поведения людей. Каждый из примеров имеет конкретное содержание и социальную значимость. Таким образом, позитивный пример – непосредственно историческое мнение.

Определение 5

В современном понимании метод примера – это образцовые действия, поступки, свойства людей, способы и средства достижения поставленных задач, подходящие к эталону личности.

В воспитательном отношении ценны примеры богатые идейным содержанием, с высокой степенью развития личностных качеств и способные стать благородным примером для подражания.

В процессе усвоения ребенком нравственно и эстетически привлекательного эталона поведения, пример перерастает в самовоздействие. Ребенку свойственно идентифицировать свою личность с популярными представителями социума, героями произведений, подражать их поступкам, поведению и образу жизни.

Примеры воспитания имеют классификацию по типу воздействия на сознание учащихся:

  • Примеры конкретного воздействия. В группу входят личные примеры ребенка, пример педагога, друзей, людей находящихся в непосредственном контакте.
  • Примеры опосредованного воздействия. Данная группа объединяет примеры из жизни известных личностей, истории собственной страны, трудового героизма, литературы и искусства.

Метод поощрения

Определение 6

Воспитательный метод поощрения – это механизм наружного функционального стимулирования, побуждения к позитивной, инициативной творческой деятельности. Исполнение происходит с поддержкой общественного признания успехов, награждения, поочередного удовлетворения духовных и материальных потребностей.

Применение метода поощрения в различных видах деятельности учащихся, таких как учебная, игровая, бытовая, трудовая или общественная, позволяет повысить эффективность свойств труда и самоутвердиться.

Чтобы понимать, что такое метод воспитания через поощрение необходимо понимать механизмы его влияния. Его использование на практике вызывает положительные эмоции, рождая убежденность, оптимизм, создает здоровый социально-психологический климат, увеличивает уровень ответственного отношения, помогает развить внутренние творческие силы воспитуемых и их положительную жизненную позицию. Незаслуженное поощрение, в свою очередь, подпитывает чрезмерное честолюбие, стремление добиться успеха любыми методами только ради награды.

Система поощрения по мере нравственного созревания развивается от материальных до нравственных стимулов. Отношение учащихся к поощрению позволяет педагогу получить представление о честолюбии и самолюбии детей, истинных мотивах действий и направленности личности, их отношении к занятиям и награждениям. Эффективность поощрения напрямую зависит от способности учителя расценивать итоги учебы и поведения, одобрять или осуждать их действия и поступки.

Наиболее используемые в педагогической практике приемы поощрения – это выражение удовлетворения от работы конкретных учеников или класса в целом, похвала, одобрение, призыв следовать лучшему примеру. Это требует от педагога мастерства владения методикой поощрения и ее эффективного применения в повседневной практике.

Метод принуждения

Определение 7

Методы принуждения – это меры побуждения учеников к выполнению собственных обязанностей вопреки нежеланию осознать неправоту и скорректировать поведение.

Использование метода принуждения в педагогически корректном понимании возможно на базе предварительного убеждения и использования других методов воспитания. Пользоваться данным воспитательным методом необходимо уместно не допуская злоупотребления.

Как было отмечено, необходимо сначала убедить воспитанника и после этого использовать метод принуждения. Предъявление категорических требований, в случае их непринятия воспитанником, должно быть аргументировано и разъяснено. Педагог обязан следить за выполнением предъявляемых требований, а в случае отказа – принять необходимые меры для достижения поставленной задачи. В случае безнаказанного уклонения от исполнения у воспитанников развивается безответственность.

Отрицательное восприятие учениками наблюдается и тогда, когда педагог использует репрессивные методы воспитания в педагогике либо часто жалуется руководству на факт недостаточного усердия в учебе. До принятия категорических мер учитель обязан испробовать все возможные методы разрешения ситуации. Это может быть увеличение контроля над обучением, определение сроков выполнения конкретных заданий, проведение коллективных бесед, публичное порицание провинившегося.

Источник