Общественно полезная самостоятельная личная деятельность граждан
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
(ИТД)
общественно полезная самостоятельная личная деятельность граждан, проводимая в целях обеспечения занятости, получения дополнительных доходов, более полного удовлетворения потребностей населения в товарах и услугах. Термин “индивидуальная трудовая деятельность” зародился в России в конце 1980-х гг. и постепенно стал терять свое первоначальное значение. В самом общем случае это предпринимательская деятельность отдельных граждан, осуществляемая без привлечения наемного труда.
Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б..
Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с..
1999.
Экономический словарь.
2000.
Смотреть что такое “ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ” в других словарях:
Индивидуальная трудовая деятельность — общественно полезная деятельность физических лиц по производству товаров и услуг, не связанная с их трудовыми отношениями с предприятиями любого типа. По английски: Individual labour activities См. также: Типы предпринимательской деятельности… … Финансовый словарь
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — в СССР в 1986 1990 гг. общественнополезная деятельность граждан по производству товаров и оказанию платных услуг, не связанная с их трудовыми отношениями с государственными, кооперативными, другими общественными предприятиями, организациями,… … Юридический словарь
Индивидуальная трудовая деятельность — общественно полезная деятельность граждан (по производству товаров и оказанию платных услуг), не связанных трудовыми отношениями с государственными, общественными и др. организациями и учреждениями. См. также Труд … Российская энциклопедия по охране труда
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — общественно полезная самостоятельная личная деятельность граждан, проводимая в целях обеспечения занятости, получения дополнительных доходов, более полного удовлетворения потребностей населения в товарах и услугах. Термин «индивидуальная трудовая … Профессиональное образование. Словарь
индивидуальная трудовая деятельность — общественно полезная самостоятельная личная деятельность граждан, проводимая в целях обеспечения занятости, получения дополнительных доходов, более полного удовлетворения потребностей населения в товарах и услугах. Термин индивидуальная… … Словарь экономических терминов
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — предпринимательская деятельность отдельных граждан, осуществляемая без привлечения наемного труда … Энциклопедический словарь экономики и права
индивидуальная трудовая деятельность — в СССР в 1986 1990 гг. общественнополезная деятельность граждан по производству товаров и оказанию платных услуг, не связанная с их трудовыми отношениями с государственными, кооперативными, другими общественными предприятиями, организациями,… … Большой юридический словарь
Индивидуальная трудовая деятельность — общественно полезная деятельность граждан по производству товаров и оказанию платных услуг населению, не связанная с их трудовыми отношениями с государственными, кооперативными и др. общественными предприятиями, учреждениями, организациями и… … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — понятие, включенное в Конституцию СССР 1977 г. и, соответственно, Конституцию РСФСР 1978 г. Статья 17 союзной Конституции гласила, что в СССР в соответствии с законом допускается И. т. д. в сфере кустарно ремесленных промыслов, сельского… … Энциклопедический словарь конституционного права
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — форма организации труда, при которой работник самостоятельно реализует собственную инициативу, что позволяет ему наиболее эффективно использовать свои способности … Словарь по профориентации и психологической поддержке
«Ядро» как сектор рынка труда – это рынок труда
(*ответ*) первичный
внутренний
внешний
вторичный
Безработица определяется превышением
(*ответ*) предложения труда над спросом в количественном и в качественном отношении
спроса на труд над предложением в количественном отношении
предложения труда над спросом в количественном отношении
спроса на труд над предложением в количественном и в качественном отношении
Верны ли определения? А) Внешний рынок труда – это система социально-трудовых отношений, ограниченных рамками одного предприятия, внутри которого назначение цены рабочей силы и ее размещение определяются административными правилами и процедурами В) Внешний рынок труда – это система социально-трудовых отношений между работодателями и наемными работниками в масштабе страны, региона, отрасли. Подберите правильный ответ
(*ответ*) А – нет, В – да
А – нет, В – нет
А – да, В – да
А – да, В – нет
Верны ли определения? А) Внутренний рынок труда – это система социально-трудовых отношений, ограниченных рамками одного предприятия, внутри которого назначение цены рабочей силы и ее размещение определяются административными правилами и процедурами В) Внутренний рынок труда – это система социально-трудовых отношений между работодателями и наемными работниками в масштабе страны, региона, отрасли. Подберите правильный ответ
(*ответ*) А – да, В – нет
А – нет, В – нет
А – нет, В – да
А – да, В – да
Верны ли определения? А) Вторичный рынок труда – это рынок, для которого характерны стабильный уровень занятости и высокий уровень заработной платы, возможность профессионального продвижения, прогрессивная технология, система управления и т.п. В) Вторичный рынок труда – это рынок, который характеризуется большой текучестью кадров и нестабильной занятостью, низким уровнем заработной платы, отсутствием профессионального продвижения, роста квалификации, наличием отсталых техники и технологий и отсутствием профсоюзов. Подберите правильный ответ
(*ответ*) А – нет, В – да
А – нет, В – нет
А – да, В – да
А – да, В – нет
Верны ли определения? А) Движение рабочей силы – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая им заработок (трудовой доход) В) Движение рабочей силы – это перемещение рабочей силы из-за величины и структуры потребности регионов в рабочей силе, а также из-за разницы в уровне жизни между ними. Подберите правильный ответ
(*ответ*) А – нет, В – да
А – нет, В – нет
А – да, В – да
А – да, В – нет
Верны ли определения? А) Дискриминация – это тип социально-трудовых отношений, основанных на произволе, незаконном ограничении прав субъектов этих отношений В) Дискриминация – это тип социально-трудовых отношений, означающих стремление человека к личной ответственности за достижение своих целей и свои действия при решении социально-трудовых проблем. Подберите правильный ответ
(*ответ*) А – да, В – нет
А – нет, В – нет
А – нет, В – да
А – да, В – да
Верны ли определения? А) Занятость – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая им заработок (трудовой доход) В) Рынок труда – это механизм согласования интересов работодателей (предъявителей спроса на труд) и наемной рабочей силы (продавцов последней). Подберите правильный ответ
(*ответ*) А – да, В – да
А – нет, В – нет
А – нет, В – да
А – да, В – нет
Верны ли определения? А) Индивидуальная трудовая деятельность – это общественно полезная самостоятельная личная деятельность граждан, проводимая в целях обеспечения занятости, получения дополнительных доходов, более полного удовлетворения потребностей населения в товарах и услугах В) Физическое (индивидуальное) рабочее место – это зона, оснащенная необходимыми техническими средствами, предназначенными для осуществления трудовой деятельности одного исполнителя в одну смену. Подберите правильный ответ
(*ответ*) А – да, В – да
А – нет, В – нет
А – нет, В – да
А – да, В – нет
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
понятие, включенное в Конституцию СССР 1977 г. и, соответственно, Конституцию РСФСР 1978 г.
Статья 17 союзной Конституции гласила, что в СССР в соответствии с законом допускается И. т. д. в сфере кустарно-ремесленных промыслов, сельского хозяйства, бытового обслуживания населения, а также другие виды деятельности, основанные на личном труде граждан и членов их семей. Государство регулирует И. т. д., обеспечивая ее использование в интересах общества.
По существу именно разрешенная Конституцией И. т. д. стала первоосновой создания частного сектора в экономике страны во второй половине 80-х годов, предтечей развития предпринимательства, что по времени совпало с проведением демократических реформ в политической системе. (С. А.)
Конституционное право. Энциклопедический словарь. — М.: Норма.
С.А. Авакьян.
2001.
Смотреть что такое “ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ” в других словарях:
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — (ИТД) общественно полезная самостоятельная личная деятельность граждан, проводимая в целях обеспечения занятости, получения дополнительных доходов, более полного удовлетворения потребностей населения в товарах и услугах. Термин индивидуальная… … Экономический словарь
Индивидуальная трудовая деятельность — общественно полезная деятельность физических лиц по производству товаров и услуг, не связанная с их трудовыми отношениями с предприятиями любого типа. По английски: Individual labour activities См. также: Типы предпринимательской деятельности… … Финансовый словарь
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — в СССР в 1986 1990 гг. общественнополезная деятельность граждан по производству товаров и оказанию платных услуг, не связанная с их трудовыми отношениями с государственными, кооперативными, другими общественными предприятиями, организациями,… … Юридический словарь
Индивидуальная трудовая деятельность — общественно полезная деятельность граждан (по производству товаров и оказанию платных услуг), не связанных трудовыми отношениями с государственными, общественными и др. организациями и учреждениями. См. также Труд … Российская энциклопедия по охране труда
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — общественно полезная самостоятельная личная деятельность граждан, проводимая в целях обеспечения занятости, получения дополнительных доходов, более полного удовлетворения потребностей населения в товарах и услугах. Термин «индивидуальная трудовая … Профессиональное образование. Словарь
индивидуальная трудовая деятельность — общественно полезная самостоятельная личная деятельность граждан, проводимая в целях обеспечения занятости, получения дополнительных доходов, более полного удовлетворения потребностей населения в товарах и услугах. Термин индивидуальная… … Словарь экономических терминов
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — предпринимательская деятельность отдельных граждан, осуществляемая без привлечения наемного труда … Энциклопедический словарь экономики и права
индивидуальная трудовая деятельность — в СССР в 1986 1990 гг. общественнополезная деятельность граждан по производству товаров и оказанию платных услуг, не связанная с их трудовыми отношениями с государственными, кооперативными, другими общественными предприятиями, организациями,… … Большой юридический словарь
Индивидуальная трудовая деятельность — общественно полезная деятельность граждан по производству товаров и оказанию платных услуг населению, не связанная с их трудовыми отношениями с государственными, кооперативными и др. общественными предприятиями, учреждениями, организациями и… … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — форма организации труда, при которой работник самостоятельно реализует собственную инициативу, что позволяет ему наиболее эффективно использовать свои способности … Словарь по профориентации и психологической поддержке
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
предпринимательская деятельность без привлечения наемного труда.
Бизнес-словарь
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
предпринимательская деятельность граждан, осуществляемая без привлечения наемного труда в целях получения доходов.
Большой бухгалтерский словарь
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Индивидуальная трудовая деятельность – общественно-полезная деятельность физических лиц по производству товаров и услуг, не связанная с их трудовыми отношениями с предприятиями любого типа.
Финансовый словарь проекта «Финам», проект www.finam.ru/dictionary
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
общественно полезная деятельность граждан по производству товаров и оказанию платных услуг, не связанных трудовыми отношениями с государственными, кооперативными, другими организациями и гражданами.
Глобальная экономика. Энциклопедия
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
общественно-полезная самостоятельная деятельность граждан, которая используется для более полного удовлетворения потребностей в товарах и услугах, повышения занятости членов общества, предоставления им возможности получения дополнительных доходов в соответствии с затратами своего труда. Допускается индивидуальная трудовая деятельность в сфере кустарно-ремесленных промыслов, бытового обслуживания населения.
Аграрная экономика термины и понятия. Энциклопедический справочник
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
общественно полезная самостоятельная личная деятельность граждан, проводимая в целях обеспечения занятости, получения дополнительных доходов, более полного удовлетворения потребностей населения в товарах и услугах. Термин “индивидуальная трудовая деятельность” зародился в России в период начала перестройки и постепенно стал терять свое первоначальное значение. В самом общем случае – это предпринимательская деятельность отдельных граждан, осуществляемая без привлечения наемного труда.
Современный экономический словарь. 2-е изд.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
процесс самостоятельной организации труда отдельным лицом и членами его семьи без покупки-продажи рабочей силы на малых предприятиях. Индивидуальная трудовая деятельность базируется на частной трудовой деятельности, максимальной личной заинтересованности и полной ответственности.
Индивидуальная трудовая деятельность в основном распространена в сфере услуг, в том числе в сфере бытового обслуживания. Она чрезвычайно эффективна, поскольку не требует расходов на содержание управленческого аппарата, оперативно реагирует на потребности потребителей (в т.ч. на моду), использует некоторые отходы производства.
Лицо, занимающееся индивидуальной трудовой деятельностью, может рисковать накопленными результатам своего труда и в то же время несет полную ответственность за невыполненные обязательства и в случае ухудшения экономической конъюнктуры становится потенциальным банкротом.
Индивидуальная трудовая деятельность способствует лучшему удовлетворению потребностей потребителей и собственных нужд, более полному использованию материальных и человеческих ресурсов, интеллектуального потенциала общества (если речь идет об отдельных изобретателях, рационализаторах и т.п.).
Экономическая энциклопедия (фрагмент). Проект www.topknowledge.ru
Общественно – полезная деятельность – один из основных компонентов системы трудового воспитания школьников. Общественно полезный труд предполагает разнообразную трудовую и общественную деятельность школьников, направленную непосредственно на удовлетворение каких-либо общественных потребностей и нужд.
Цель: содействовать всестороннему развитию личности.
Его основными задачами: являются формирование осознанной потребности в труде, заботливого и бережного отношения к общественному достоянию, родной природе, трудовой активности и дисциплины, творческого отношения к труду;
– воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни: ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества;
– ценностное и творческое отношение к учебному труду;
-трудолюбие;
-элементарные представления о различных профессиях;
-первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми; осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
-первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
– мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Организуется два вида общественно полезного труда: труд, результат которого предназначен для нужд своего коллектива: уборке классных помещений, изготовление дидактического материала, дежурства по классу, по школе, столовой и др. труд, результат которого предназначен для нужд других коллективов: шефство над детским садом, участие в озеленении и благоустройстве района и др. В процессе общественно полезного труда школьники учатся использовать на практике и совершенствуют полученные на уроках трудового обучения элементарные знания и умения в области техники, технологии обработки материалов, экономики, закрепляют трудовые умения, развивают интересы и способности к определенным видам деятельности, творческую инициативу. Для осуществления тесной взаимосвязи с уроками трудового обучения и повышения эффективности общественно полезного труда надо постоянно ориентировать учащихся на использование знаний и умений, приобретенных на уроках, широко использовать методы, активизирующие познавательную деятельность детей(постановка проблемных задач, создание проблемных ситуаций, побуждение к самостоятельному поиску решений). В процессе общественно полезного труда следует не только обучать детей элементарными трудовыми навыками, необходимо обращать пристальное внимание на формирование у них первоначальных навыков: культуры труда, рациональной организации индивидуальной и коллективной работы, предварительного её планирования, умения организовать свое рабочее место, самоконтроля своей работы, бережного отношения к материалам, инструментам и оборудованию. Особое внимание следует обращать на развитие творческих способностей детей, их трудовой активности, самостоятельности. Содержание общественно полезного труда школьников определяется с учетом их возраста, здоровья, потребностей классного, школьного коллектива.
Главными направлениями трудовой деятельности школьников являются самообслуживание, посильное участие в благоустройстве и охране природы, работах для школы, библиотеки. В зависимости от содержания и объема трудового задания, постоянного или временного характера работы, многообразия видов труда на данном рабочем месте, уровня материальной оснащенности и других факторов создаются различные коллективы учащихся: постоянные, и временные.
Школьники должны осознавать необходимость и целесообразность своего труда, понимать, что их труд необходим.Труд, результат которого предназначен для нужд других коллективов: участие в озеленении и благоустройстве территории. Воспитание творческой, социально-активной личности, ответственно относящейся к общественно-полезному труду.
Содержание общественно полезного труда школьников определяется с учетом их возраста, здоровья, потребностей классного, школьного коллектива. Волонтерская работа. Мелкий ремонт учебно-наглядных пособий, книг школьной и районной библиотеки.
Главное в организации трудовой деятельности учащихся школы – не сводить её только к усвоению программного материала. Труд в школе должен стать основой, на которой строится вся учебно-воспитательная работа. Результативность труда определяется его общественной полезностью. Однако каждое трудовое усилие должно завершаться видимым, ощутимым и для самого ученика результатом. Только при этом условии труд может стать для него потребностью. Поэтому в нашей системе воспитания исключительное значение имел общественно полезный труд.
На первых порах общественно полезная работа помогает нам установить товарищеские взаимоотношения между учащимися, воспитать у них трудолюбие, самостоятельность. Научить ценить труд других.
Мы приобщаем к общественно полезной работе учащихся с первых дней их пребывания в школе.
Уже на первых порах общественно полезная работа помогает нам установить товарищеские отношения между детьми, вызвать у них интерес к труду, приучить уважать труд других, воспитывать общественно-трудовые навыки.
Сначала мы организуем дежурство учеников по классу. Обычно назначаем двух дежурных. Вдвоем дети охотнее и увереннее дежурят, приучаются распределять свои обязанности и помогать друг другу. Дежурные имеют четкий круг обязанностей. Дежурство по классу – это лишь один из видов общественно полезной работы учащихся.
Школа не может общественно полезную деятельность ограничивать только привлечением детей к дежурству (так как дежурство в сущности является для учащихся периодической обязанностью). Настоящая общественно полезная работа должна быть для каждого школьника постоянной, повседневной, систематической.
Общественно полезная работа, к которой могут быть привлечены учащиеся вспомогательной школы, многообразна. Однако воспитательная значимость всех видов такой работы неодинакова. Поэтому мы тщательно отбираем виды общественно полезной деятельности, учитывая интересы, силы и возможности учащихся.
Виды общественно полезной деятельности по годам обучения
1 класс
Протереть своевременно классную доску.
Протереть своевременно парты.
Протереть своевременно подоконники, вымыть и полить цветы.
Прибрать на отдельных полках в шкафу.
Убрать после завтрака посуду, протереть столы.
Раздать и собрать тетради, альбомы, карандаши.
Сделать и повесить кормушки для птиц.
Выполнить обязанности санитара, старосты.
2 класс
То же, что в I классе, и дополнительно:
Уход за цветами.
Заведование шкафом.
Дежурство в столовой.
Уборка комнаты после труда.
Выполнение обязанностей помощника учителей по отдельным предметам: ритмике, рисованию, труду.
Ремонт пособий.
Помощь в изготовлении наглядных пособий.
3 класс
То же, что во II классе, и дополнительно:
Уход за цветами в зале.
Организация классной библиотеки.
Шефство над учащимися I класса.
Забота о больных товарищах.
Принести, повесить и отнести учебные пособия.
4 класс
То же, что в III классе, и дополнительно:
Уход за цветами в школе.
Шефство в I и II классах.
Мытье полов, дверей и панелей в классе.
Участие в санитарной комиссии по школе.
Работа в составе совета дружины.
5 класс
То же, что в IV классе, и дополнительно:
Шефство в I, II и III классах.
Помощь библиотеке (подбор книг, их ремонт, уборка помещения и т.д.).
Мытье окон, стен, школьной лестницы, полов в классе.
Украшение школы к праздникам.
Помощь слабым ученикам.
6 класс
То же, что в V классе, и дополнительно:
Работа в библиотеке (выдача книг, их проверка).
Озеленение двора. Посадка деревьев, уход за ними и цветами.
Помощь в уборке школы.
Помощь в столовой.
Самостоятельный ремонт наглядных школьных пособий.
Мытье панелей в школе.
Уборка снега около двора.
7-9 классы
То же, что в VI классе, и дополнительно:
Уход за садом.
Посадка деревьев и цветов на своих участках.
Починка парт, столов, стульев.
Организация уголка по подготовке к экзаменам.
Товарищеская помощь в подготовке к экзаменам.
Сбор утильсырья.
Шефство над пенсионерами.
Как видно из перечисленного выше, общественно полезную работу мы постепенно усложняем из года в год (по принципу перехода от простого к сложному, от легкого к трудному). Так, например, если ученик первого класса следил за порядком одной полки в шкафу, то во втором классе он уже отвечает за порядок всего шкафа. Если ученики второго года обучения ухаживают за цветами только своего класса, то на следующих годах обучения они ухаживают за цветами сначала в зале, затем в учительской и в других общих местах школы. Так постепенно расширяется круг обязанностей по каждому виду общественно-трудовой деятельности, увеличивается и количество поручений, выполняемых одним учеником. В старших классах эти обязанности выполняются более тщательно и самостоятельно.
Общественно полезная деятельность постепенно выходит за пределы класса, а затем и школы: дети озеленяют дворы, шефствуют над пенсионерами, помогают отстающим ученикам готовить домашние задания, собирают утильсырье и пр.
Вся общественно полезная работа продумывается, планируется нами до мелочей с учетом сил и возможностей каждого ученика. Важно также учитывать обстановку и условия работы.
-Формирование умения жить и трудиться в коллективе; -формирование твердой уверенности в необходимости труда, в том, что труд в нашей стране является делом чести, доблести и геройства, что самоотверженный труд— основа личного и общественного благополучия; – развитие познавательного интереса и любви к труду; -обучение умению планировать свою работу; – вооружение учащихся трудовыми знаниями, умениями и навыками; -воспитание необходимой культуры труда; • выработка умения четко представлять конечный результат труда; условия, необходимые для его осуществления; -воспитание уважения к людям труда; -воспитание бережного отношения к продуктам труда, материальным ценностям и к окружающей среде; -формирование социально значимых мотивов трудовой деятельности; -выработка навыков рациональной организации труда и экономного использования времени; -воспитание высоких моральных качеств: чувства долга и ответственности, патриотизма, взаимопомощи, коллективизма, дисциплинированности; -формирование активной жизненной позиции.
Мы стремимся вызвать к жизни, мобилизовать и развить лучшие стороны личности своих учеников в процессе деятельности. Яркий пример этому – способность выпускников школы самостоятельно жить и трудиться с максимальной пользой для общества. Эффективность учебно-воспитательного процесса в школе определяется той суммой навыков, которыми овладевает ученик, и степенью их прочности.