Общественно полезная работа в походе охрана природы и памятников культуры
Во время походов много туристских групп принимают активное добровольное участие в общественно полезной работе, выполняют задания различных организаций, осуществляющих исследования природы. Это разнообразит поход, захватывает туристов. Сфера интересов в туристской группе разная: исследование нового района путешествия; выступление с лекцией; концерт художественной самодеятельности; помощь в лесу, посадках; изучение природного окружения, флоры и фауны определенного региона.
Общественно полезная деятельность в походе
Во время проведения туристско-краеведческих путешествий осуществляются специальные мероприятия по реализации задач нравственно-воспитательного, трудового, экологического воспитания подрастающего поколения. В процессе организации общественно полезной деятельности в походе туристы выполняют задания определенных организаций, участвующих в природоохранных мероприятиях и тому подобное.
Формы общественно полезной деятельности
Среди многих видов и форм общественно полезной деятельности туристов наиболее распространенными являются: трудовая помощь местному населению; агитационно-пропагандистская и культурно-массовая работа; охрана природы, благоустройство ландшафта; краеведческие исследования; выполнение целевых заданий научных, хозяйственных и других учреждений и организаций; выполнение заданий туристско-экскурсионных учреждений, организаций и общественных органов.
Согласно этого распределения существуют основные методы, которые рекомендуется использовать туристам во время работы: физический труд, инвентаризация, исследования, сбор и тому подобное.
Выполнение заданий организаций. Много впечатлений турист может получить от выполнения заданий различных организаций и учреждений (научных, проектных, изыскательских, хозяйственных). К ним относятся снігомірне съемка и поиски лекарственных дикорастущих растений, наблюдения за режимами малых рек и разведку новых залежей полезных ископаемых, сбор этнографических материалов. Важное место в общественно полезной работы туристов занимает природоохранная деятельность.
Целевые задачи туристы могут получить от краеведческих и других музеев, отделений, секций и комиссий географического общества; отделений обществ охраны памятников истории и культуры; геологических управлений и экспедиций; управление гидрометеослужбы; управления лесного хозяйства и лесничества; управления охотничьего хозяйства и заповедников, охотничьих инспекций; естественно-биологических и исторических факультетов и кафедр высших учебных заведений; научно-исследовательских институтов и тому подобное.
Выполнение туристских заданий. Выполнение задач в походе по туристской тематике охватывает исследование условий прохождения определенной местности при использовании различной техники и тактики движения, определении наиболее рациональных наборов продуктов питания и возможностей их пополнения в пути, испытание новых образцов снаряжения, разведку перевалов, долин, рек, разработка и описание новых маршрутов.
К тематике туристских задач относятся также походы с целью маркировки, уборка туристских трасс; выявление, восстановление и охрана экскурсионных объектов; строительство туристских приютов, благоустройство переправ, троп, смотровых площадок; оборудование лесных полигонов для занятий по технике туризма, навеска страховочных тросов и цепей на перевалах и др; работы, связанные с озеленением маршрутов, проведением туристского дня леса с участием туристов в патрульных рейдах лесными массивами, тушением лесных пожаров, расчисткой лесных участков; разведка, расчистка и оборудование источников воды и тому подобное.
Конкретные задачи можно получить в местных советах по туризму и экскурсиям, в клубах туристов, на туристских базах, в маршрутно-квалификационных комиссиях.
Краеведческая деятельность. Общественно полезное значение краеведческой работы связано с тем, что туристское краеведение предполагает изучение истории, экономики, быта и культуры населения, организацию поисковой работы, исследование природы. Оно концентрирует внимание на изучении особенностей, обусловленных місцерозташуванним объектов или явлений в границах определенного, как правило, небольшого района вдоль туристского маршрута.
Краеведческая деятельность предусматривает изучение туристами основ геоморфологии, ботаники, метеорологии. Благодаря этому туристы приобретают навыки осуществления простейших исследований. Вместе с тем сбор материала и исследования объектов становятся краеведением лишь при их осмысление, обобщение полученного полезного результата и определенных выводов проведенных исследований. Поэтому во время изучения народного творчества следует внимательно записывать наиболее характерные пословицы, поговорки, песни; фотографировать и зарисовывать резьбу по дереву, кружева, вышивки; записывать адреса и фамилии мастеров с указанием вида изделий (игрушка, керамика, чеканка, плетение и тому подобное).
Условия успешного осуществления общественно полезной деятельности
Результативность общественно полезной работы в походе зависит от соблюдения таких правил: выполнение заданий не должно идти в ущерб познавательной ценности путешествия, мешать активному отдыху или угрожать безопасности туристской группы; необходима предварительная договоренность, согласование полезной инициативы туристов с соответствующими учреждениями; нужна подготовка (образовательная, трудовая) туристов, обеспечение их необходимым рабочим инструментом, приборами исследований и тому подобное; перед туристами следует поставить конкретные задачи, доступные для выполнения; желательно создать интересную торжественную атмосферу для общественно полезной работы, элементы соревнования; следует доводить работу туристов до логического завершения, награждать самых активных ее участников, обеспечивать наглядность результатов.
Следовательно, основным условием успешного осуществления общественно полезной деятельности является создание комфортной психологической атмосферы в группе, заинтересованности в результатах своего труда, сознательное отношение к ней, общительность.
В походе любой категории трудности имеются самые широкие возможности для проведения краеведческой и общественно-полезной работы. Объем и содержание этой работы определяются районом путешествия, основными задачами группы и ее составом.
Краеведение состоит во всестороннем изучении того или иного края, области или района, заключается в «изучении производительных сил и природных богатств страны,. изыскании дополнительных местных ресурсов, могущих быть использованными в интересах развития социалистического строительства и ускорения культурного роста страны…» (из постановления Совнаркома СССР от 30 марта 1931 г.). Объектами изучения являются полезные ископаемые, растительный и животный мир, гидроэнергоресурсы, различные отрасли хозяйственной и культурной жизни района путешествия. Этот краткий перечень, конечно, не- ограничивает тематику краеведческих работ. Кроме того, во время похода регулярно ведутся метеорологические наблюдения.
Под краеведением обычно понимается изучение своего родного края. Для туристов задачи краеведения зачастую выходят далеко за границы родного края, области или района. Краеведческие задачи могут решаться как в местных, так и в дальних туристских походах. Здесь мы будем говорить о краеведческой работе в дальних походах.
Краеведческая работа туристов может иметь очень большое значение. Особенно ценны комплексные описания района путешествия. Туристские группы часто путешествуют в труднодоступных и редкопосещаемых районах и поэтому хорошее, грамотное географическое описание района похода и маршрута уже само по себе представляет ценность и нередко имеет самостоятельное научное значение. Сбор первоначальных сведений по физической и экономической географии, палеонтологии, истории края и других краеведческих материалов поможет научным учреждениям и музеям решать вопросы дальнейшего изучения данного района.
Выбор маршрута, как правило, предопределяется желанием участников будущего похода познакомиться с тем или иным районом нашей страны. В период подготовки похода следует уточнить наиболее интересные объекты, имеющиеся в Данном районе, и учесть это при Определений маршрута. Знакомство с литературой дает первое представление о том, какие вопросы краеведческого характера могут представлять интерес для научных учреждений, музеев, туристских организаций и групп. Далее необходимо связаться с научными учреждениями, музеями данного края, области или с центральными научными учреждениями, предложив свою помощь в сборе материалов, выполнении наблюдений и иных заданий. Естественно, задания выбираются с учетом знаний и опыта участников похода.
В горно-таежных походах группы могут собрать сведения о наличии полезных ископаемых, о запасах деловой древесины и возможностях ее вывоза, об энергоресурсах рек. Зоологи и ботаники могут поручить туристской группе собрать коллекцию или сделать те или иные наблюдения за растительным и животным миром. Так, в годы первых пятилеток туристские группы собирали материал о состоянии лесов в таежных районах, оказывали помощь в выявлении запасов редких пород деревьев, лекарственных трав. А совсем недавно московские туристы получили задание помочь палеонтологам в поисках следов динозавров в районе Фанских гор.
В горных районах туристы могут помочь в наблюдениях над ледниками. Гляциологи могут посоветовать, как выбрать место для установки тура у кромки ледника, зафиксировать это место, снять панораму. Простая работа на леднике с точной фиксацией места установки тура позволит гляциологам через 10—20 лет определить характер происходящих процессов. Например, в 1953 году группа В. В. Немыцкого провела наблюдения над ледниками в районе хребта Куйлю (Тянь-Шань). В 1955—1956 годах эти наблюдения были продолжены группой М. Е. Андреева. Гляциологи проявляют особенно большой интерес к тем горным районам, в которых редко бывают специальные научные экспедиции. Такими районами являются Тянь-Шань, Алтай, Саяны, Приполярный Урал, горные районы Кольского полуострова (исключая Хибинские тундры).
Другой краеведческой работой, вполне посильной туристам, является описание горных перевалов, подходов к ним, изучение географии горных районов. Подобная работа самым тесным образом связана с нашими туристскими маршрутами. Мало еще изучены отдельные горные районы Саян, Алтая, Приполярного Урала, Тянь-Шаня и Памира. Нуждаются в уточнении описания и районы Кавказа. Опыт показал, что нужно с очень большой осторожностью пользоваться теми описаниями кавказских перевалов, лежащих выше снеговой линии, которые были составлены в 30-х годах. Туристы Свердловска активно участвуют в изучении пещер Урала.
Немалый интерес представляют наблюдения туристов-лыжников над снежным покровом, лавинами и погодой в отдаленных районах. Научным учреждениям порой бывает сложно посылать специальные экспедиции для этой цели; в то же время туристские группы могут без особого труда выполнить ряд наблюдений. Так, в 1956 году участник похода в районе Западных Салед (Приполярный Урал) А. О. Кеммерих произвел снегомерную съемку — измерение мощности и плотности снежного покрова. Результаты проведенной работы представили практический интерес для Института географии АН СССР, и в настоящее время опубликована статья в журнале «Известия Академии наук». Группа туристов под руководством В. И. Жмурова во время похода в Арктике испытала ряд видов походного снаряжения, выполнила наблюдения за состоянием снега, температурами, направлением и силой ветров, характером передвижения льдов на морских заливах. Группа уральских туристов под руководством Дятлова во время лыжного похода выполнила задание Управления гидрометеослужбы по наблюдению за погодой.
Туристы-водники при плавании по таежным рекам могут собрать сведения, характеризующие долину, русло и ложе реки, ее профиль, характер уклона. В водных походах нетрудно составить описание условий плавания, описание порогов, указать глубины на плесах и перекатах, ширину водного потока на различных участках, источники его питания и факторы, вызывающие заметные изменения уровня. Туристские группы уже составили описания некоторых рек Архангельской области, Урала, Саян, Алтая.
Почти в любом походе можно вести изучение вопросов экономики, прошлого и настоящего района путешествия. В новых условиях экономического районирования особенно большое значение приобретает изучение резервов для развития народного хозяйства каждого экономического района. Туристы могут оказать немалую помощь в решении этих задач.
Музей революции, Центральный музей Советской Армии, местные краеведческие музеи интересуются материалами по истории Великой Октябрьской социалистической революции, Гражданской войны и иностранной интервенции, первых пятилеток и Великой Отечественной войны. Музеи заинтересованы в документальных материалах, реликвиях, рассказах участников. Большую ценность представляют сведения о жизни и быте населения, об успехах хозяйственного и культурного строительства.
Все эти краеведческие задачи группы могут решать попутно во время движения по маршруту. Особой. затраты времени на это не потребуется, если заранее с помощью научных учреждений и музеев четко определить задание и объем работы.
Краеведческие задачи могут явиться и центральной задачей всего похода. В этих случаях понадобится провести большее число радиальных выходов или пройти в целом значительное расстояние. Возможно, что при этом придется дольше находиться в малонаселенной местности, чем это предусмотрено руководящими материалами по туризму. Такие отклонения оправданы, если группа берется выполнить серьезные краеведческие задания.
Общественно-полезная работа туристских групп заключается в чтении лекции для местного населения о своих походах и своем крае, организации выступлений художественной самодеятельности, доставке агитационных материалов. Для более успешного проведения таких мероприятий необходимо до прихода связаться с местными организациями и определить наиболее интересные для населения данного района темы лекций и бесед. Многие группы туристов Москвы, Свердловска, Ленинграда и других городов выполняют во время походов второй и третьей категории трудности такую работу.
Другой формой общественно-полезной работы является помощь колхозам и совхозам в их производственной деятельности. Так, например, туристы Педагогического института имени В. П. Потемкина (Москва) перед началом маршрутов второй и третьей категории трудности по горному Алтаю пять дней работали на полях целинного Алтайского совхоза «Урожайный», получив за эту работу почетную грамоту от местных комсомольских организаций.
Непосредственную ценность для туристских групп имеет строительство силами туристов различных сооружений—постоянных переправ через реки, избушек в районах зимних походов и т.д. В этом отношении весьма показателен опыт группы В. Соловьева. В 1955 году туристы ДСО «Торпедо», подготавливая поход, выяснили, что через реку Кара-Су (Центральный Кавказ), протекающую в районе маршрута в глубоком каньоне, придется наводить переправу. Туристы знали, что и другие туристские группы интересуются этим районом путешествия, но многие меняли маршрут из-за сложности переправы. Захватив с собой стальной трос, группа Соловьева устроила здесь постоянную навесную переправу.
В районах, где зимой проходит большое число туристских групп, имеет смысл силами туристов строить специальные хижины. Это могут сделать несколько туристских групп в течение лета.
Общественно-полезное значение имеет популяризация сведений об экономическом и культурном строительстве в районах путешествий.
Ценность любой формы краеведческой и общественно-полезной работы предопределяется уровнем подготовки и добросовестностью, регулярностью наблюдений. В данном пособии нет возможности рассказать о подготовке и технике наблюдений по заданиям краеведческого характера. Это нетрудно почерпнуть либо в специальной литературе, либо в популярных изложениях. В качестве основного пособия можно рекомендовать «Справочник путешественника и краеведа» под редакцией С. В. Обручева, том II и «Географические наблюдения туристов и альпинистов» Г. К. Тушинского.
Готовясь к походу, многие туристские группы планируют в пути выполнение общественно полезной работы, в том числе и по заданиям различных организаций. Дело это добровольное. Одни считают, что это делает поход интереснее, содержательнее. Другие думают, что это ведет к перегрузке юных туристов. Однако детей надо приучать работать для людей, делать добрые дела. Работа в пути зависит во многом и от интересов самого руководителя, и от увлеченности детей тем или иным делом. Это может быть физический труд, пропаганда, поиск, наблюдение, исследование, собирание, выяснение и т.д. Одним словом, нужно, чтобы и педагогу и детям задание было интересно и очень хотелось его выполнить, например:
- – выступить в отдаленных деревнях с концертом художественной самодеятельности, лекцией;
- – собрать коллекцию минералов для географического кабинета школы;
- – описать и зарисовать встреченные в пути памятники архитектуры для краеведческого музея;
- – оказать помощь лесничеству в лесопосадках;
- — принять участие в реставрационных работах по восстановлению памятника архитектуры, истории.
Задания группе могут дать краеведческие и прочие музеи, туристские организации, управления лесного и охотничьего хозяйства и заповедников, общества охраны природы, отделения общества охраны памятников культуры, школа и т.д.
Задание необходимо начать выполнять в период подготовки к походу. Работать ребята должны не «в темную». Все, что они узнали, должно стать достоянием группы. Во-первых, для того чтобы все были в курсе. Во-вторых, работа одного может что-то интересное подсказать другому. Устанавливается определенная периодичность (предположим, раз в неделю) сборов группы. К этим встречам каждый участник (или каждая группа) готовит свои отчеты о проделанной работе. Это могут быть рефераты, доклады, обзоры литературы, сообщения. После похода в школе появятся альбомы с зарисовками ребят, сделанными в пути, рефераты, доклады, сочинения – результаты того, что узнали ребята, готовясь к выполнению задания, и дополненные тем, что узнали на местах. На стенах кабинетов появятся фотографии посещенных мест.
Принимаясь за выполнение любого задания, необходимо помнить, что его выполнение не должно ставить под угрозу безопасность туристской группы (например, в местах прошедших сражений, где могут быть остатки боеприпасов); идти в ущерб общей познавательности похода (группа не должна «зациклиться» только на своем задании); быть непосильным для туристов в плане затраты физических и моральных сил.
Наблюдения в походе могут быть: метеорологические; топографические (маршрутная схема); геологические (маршрутная геологическая схема); геоморфологические (описание отдельных участков рельефа); гидрологические (чаще это сбор сведений о малых реках, озерах); ботанические (описание растительности, выявление редких растений); зоологические (наблюдения за насекомыми, птицами, учет следов); топонимические (откуда возникло то или иное название, какие предания, легенды с ним связаны и т.д.).
Главное:
- 1) большая предварительная подготовка группы, как моральная, так и профессиональная, к выполнению того задания, которое она на себя берет;
- 2) постановка конкретных заданий, которые выполнимы силами детей;
- 3) обеспечение участников необходимыми инструментами, приборами, пособиями;
- 4) создание доброй обстановки для работы, чтобы было не только интересно, но и приятно работать;
- 5) доведение начатой работы до конца;
- 6) обеспечение наглядности результатов (зачем мы это делаем?).