Общественно полезная деятельность во внеурочной деятельности
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Бобровская средняя общеобразовательная школа №2
Рассмотрено на заседании ШМО «Утверждаю»
Протокол №1 Директор школы
От «28» 08.2013 г. ___________________ Н.И. Гайворонская
Приказ №59
от 01.09. 2013.г
«Согласовано»
Зам. директора по ЗДУВР
________ И.Н.Резник
Принято на заседании педагогического совета
Протокол № 1 от 30.08.2013 г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Общественно полезная деятельность»
для 3 класса «А»
учителя Ким О.С.
на 2013-2014 учебный год
Пояснительная записка
Программа по внеурочной деятельности в начальной школе по направлению
« Общественно полезная деятельность» разработана на основе:
Закон № 273-ФЗ от 29.12.12 г.« Об образовании РФ»;
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан-Пин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 193;
Методические рекомендации по формированию учебных планов образовательных учреждений Воронежской области – региональных инновационных площадок по направлению « Введение федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования»;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2010 г. №1570-р « Об утверждении плана действий по модернизации общего образования на 2011-2015 года»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 г., регистрационный № 19644) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Приказом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области «Об утверждении плана действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы в Воронежской области» (от 14 декабря 2010 г. № 974) в образовательных учреждениях Воронежской области (региональных инновационных площадках по направлению «Введение ФГОС ООО») началось поэтапное введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее ФГОС ООО).
А также авторской программы Е.В.Мишневой
Цель: развитие и воспитание трудолюбия, усидчивости, терпения, инициативности, сознательности, уважительного отношения к людям и результатам труда, коммуникативности и причастности к коллективной трудовой деятельности; развитие творческих способностей, логического и технологического мышления, глазомера и мелкой моторики рук.
Задачи:
– воспитание бережного отношения к окружающей среде;
– выработка чувства ответственности и уверенности в своих силах;
– формирование навыков культуры труда, позитивного отношения к трудовой деятельности;
– первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
– мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Данный курс рассчитан на 35 часов ( 1 час в неделю)
Результаты изучения курса ( личностные, предметные, метапредметные)
Личностные УУД
– ценностно-смысловая ориентация учащихся;нравственно-этическое оценивание; действие смыслообразования;способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Предметные УУД:
-определять и осваивать под руководством учителя простые и общие для людей правила поведения при сотрудничестве;
-делать выбор при поддержке других участников группы и педагога;
– систематизировать основополагающие элементы научного знания.
Метапредметные УУД
Регулятивные УУД:
– целеполагание;
– волевая саморегуляция;
-коррекция;
– оценка качества и уровня усвоения.
Познавательные УУД
-умение структурировать знания;
– смысловое чтение;
– выделение и формулирование учебной цели;
– планирование деятельности для достижения результата.
Коммуникативные УУД:
– умение выражать свои мысли;
– разрешение конфликтов, постановка вопросов;
– планирование совместной деятельности;
– управление поведением партнера: контроль, коррекция.
Тематическое планирование
1
2.
Экскурсия на пришкольный участок.
Знакомство с «Оригами». Изготовление пакетов для семян.
3.
4.
Уборка пришкольного участка.
Сбор листьев для гербария.
5.
Выставка «Чудеса природы»
6.
Конкурс рисунков «Мои любимые цветы»
7.
Сбор желудей и шишек, каштанов
8.
Операция «Осень без дыма!»(рисунки, листовки, плакаты)
9.
Путешествие в страну «Золотая осень»
10
11.
Конкурс рисунков «Я рисую осень!»
Изготовление открыток к празднику День матери
12
13.
Выставка «Творим чудеса!»
Мастерская «Деда Мороза»
14.
Мастерская «Деда Мороза»
15.
Акция добра (Подарки детям из д/с№1)
16.
Генеральная уборка класса
17.
Беседа «Птицы –наши друзья!» .Рисуем зимующих птиц.
18.
Операция «Кормушка»
19.
Игра «Мы делаем снежные фигурки»
20.
Коллективное панно «Наши защитники»
21.
«Рыцарский турнир»
22.
Ремонт библиотечных книг
23.
«Ты на свете лучше всех, мама!» (конкурс рисунков)
24.
Открытки-самоделки к 8 Марта
25.
«Кем я буду?» (знакомимся с профессиями своих родителей)
26.
Генеральная уборка класса
27.
Акция «Сделай скворечник»
28.
КВН «Птицы – наши друзья»
29.
Субботник- уборка школьной территории .
30.
Открытки-самоделки «Спасибо тебе , солдат!»
31.
Озеленение территории.
32.
Озеленение территории.
33.
Операция «Голубой патруль»
34
35
«Мы- юные садоводы»( работа на пришкольном участке).
Экскурсия в природу.
Литература
1. Пословицы русского народа: Сборник В.А.Даля. М: «Русский язык – Медиа», 2007.;
2. Гульянц. Учите детей мастерить. Москва. Просвещение, 1984, 156с.;
3. Пегелис В.Д. Как найти себя. Энциклопедия в 3-х книгах. Москва «Детская литература», 1985;
4. Кондратьева Е.П. Трудовое воспитание младших школьников средствами народного искусства. Чебоксары. Чувашское книжное издательство, 2001;
5. Составитель Каверина Р.Д. Мир профессий, в 5-ти книгах. Издательство «Молодая гвардия», 1988;
6. Азбука нравственного воспитания И. А. Каиров, О.С.Богданова.
7. Внеклассная воспитательная работа в начальной школе Г.Ф.Суворова
8. Воспитательная работа в начальной школе С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина
МОУ «Ананьинская основная общеобразовательная школа»
ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
в I классе ( учебный год)
Руководитель:
учитель начальных классов
Пояснительная записка
Проблема формирования сознательного гражданина с прочными убеждениями по праву стоит основной проблемой воспитания. Важно воспитывать с ранних лет коллективизм, требовательность к себе и друг к другу, честность и правдивость, стойкость, трудолюбие, потребность приносить пользу окружающим, целенаправленно формировать мотивационно – потребностную сферу растущего человека. Деятельностью, наиболее сензитивный подростковому возрасту, является специально организуемая общественно полезная деятельность, выступающая как основное усилие целенаправленного педагогического воздействия на личность ребенка, на формирование у него в процессе деятельности определенной иерархии потребностей, мотивов и целей (). Именно эта деятельность в наибольшей степени обеспечивает развитие социальной активности школьника, способствуя его самоутверждению в глазах взрослых и своих собственных.
Особое значение для трудового и нравственного воспитания имеет коллективный общественно полезный деятельность. Во внеурочное время представляются возможности включать детей в разнообразные виды коллективного труда, развивать у них на этой основе чувство причастности к общественной жизни и труду взрослых, воспитывать коллективизм, общественную активность и сознательную дисциплину.
Актуальная задача школы – воспитание у детей хозяйского отношения к общественному добру, хлебу, школьному имуществу, оборудованию, учебникам, личным вещам. Она может быть решена при условии, когда ребенок будет включен в реальный процесс созидания, т. е. своим трудом создавать материальные ценности, приносить пользу, беречь и охранять все, что создано людьми.
В процессе трудового воспитания необходимо обогащать школьников новыми знаниями, развивать у них познавательные интересы, мышление и творческие способности. Причем используемые во внеурочное время форма и методы (экскурсии, встречи, общественно полезная работа, кружковые занятия, наблюдения, викторины и конкурсы) позволяют решать эти задачи эффективно, с учетом возможностей местного края, интересов детей. Реальное дело, практические занятия дают простор для проявления детской инициативы, выдумки, творчества, сообразительности.
При выполнении общественно полезных деятельностей успешно решаются многие воспитательные задачи: ребенок живет заботами о важном деле, стремится добиться определенных результатов в работе, знает, что для этого надо делать, проявляет инициативу, ответственность и самостоятельность.
Следует также разнообразить формы и методы организации выполнения заданий, порядок контроля, учета, поощрений, использовать игровые моменты. Игровые приемы, даже детали придают заданию новизну, эмоциональную привлекательность.
Виды и содержания общественно полезной деятельности
1.Самообсуживание – дежурство в классе и в столовой, выполнение обязанностей санитаров, хозяйственников, цветоводов, библиотекарей. Уборка класса, школьного двора, спортивных и игровых площадок. Изготовление и ремонт наглядных пособий, книг и учебных принадлежностей. Оформление альбомов, витрин, выставок, коллекций. Помощь родителям в уборке жилища, уход за домашними животными и зелеными насаждениями. Выполнение разных поручений родителей. Уход за собой, содержание в порядке домашнего имущества, личных вещей и учебных принадлежностей.
2.Сельскохозяйственный труд на пришкольном участке. Выращивание овощных и цветочно-декоративных растений. Проведение опытов для определения зависимости роста растений от внешних условий (тепла, света, влаги, почвы); подготовка семян к посеву; внесение в почву удобрений. Охрана зеленых насаждений.
3. Волонтерская работа – забота о малышах, больных и престарелых. Шефство над детским садом, третьеклассников над первоклассниками. Помощь в уборке урожая и заготовке корма для птиц и животных. Уборка территорий двора.
4.Разные трудовые операции. Сбор макулатуры, металлолома, лекарственных трав, плодов, корней, семян, ягод, грибов и природного материала. Сбор корма для зимующих птиц и подкормка их зимой. Уход за памятниками. Изготовление игрушек и поделок. Шитье и вышивание. Работа с природным материалом, пластилином, глиной, картоном, мягкой проволокой и деревом.
Что же должен делать учитель, чтобы общественно полезная деятельность стала содержательной?
1. Отбирать такое содержание, которое отражало бы новые, перспективные и конкретные воспитательные задачи школы и классного коллектива и вело бы к достижению поставленной цели.
2. Насыщать труд познавательным и творческим содержанием, раскрывать общественную и практическую значимость труда.
3. Ставить творческие и достаточно трудные задачи, требующие нравственно-волевых усилий детей и развивающие в них пытливость, любознательность, желание преодолевать трудности, достигать успеха.
4. Использовать в системе такие трудовые задания, которые требуют применения на практике знания, национальных действий, умений пользоваться инструментами, приспособлениями, повышающими производительность труда.
Памятка по организации коллективной общественно полезной деятельности.
1.Проверь, все ли готово к работе.
2.Приступай работе сразу, не теряй ни минуты.
3.Выполняй задания старательно, не отвлекайся от дела.
4.Думай, что нужно сделать, чтобы ускорить работу.
5.Выполнил свое задание – помоги товарищу.
Правила дружной работы
1.Сначала выясни, какое значение имеет работа, в которой предстоит участвовать. 2.Точно определи объем своего задания и задания для всех. Помни : твое задание – часть общего задания. 3.Точно знай, кто что будет делать, за какой участок будет отвечать. 4.Выполняй свою работу в срок и как можно лучше. 5.Смотри за работой товарищей. Если надо, ускорь работу, чтобы не задерживать других. 6.Помогай товарищам. Научи, посоветуй тому, у кого не ладится работа. 7.Проверяй качество своего труда, требуй от других, добивайся, чтобы все работали на совесть. 8.Будь справедливым в оценке своей работы и труда товарищей. Учись хорошей работе у других.
Содержи в порядке свое рабочее место
1.На рабочем месте не должно быть ничего лишнего.
2.Используй подкладные листы во время выполнения каждой работы.
3.Закрепляй заготовки надежно, так, чтобы они не двигались и не портили стол.
4.Не забивай гвоздей в стол, не делай надписей и пометок на нем.
5.Не пробуй остроту инструментов на деталях и столе.
6.Бумагу, стружку и прочий мусор выбрасывай в отведенное для этого место.
Памятка бережливых
1.В материалах, которые ты расходуешь на занятиях, труд многих людей. Экономно, без потерь, расчетливо расходуй их. Помни правило: у нас расходы идут в доходы.
2.Береги инструменты, осторожно обращайся с ними.
3.Наглядные пособия, книги, журналы, газеты, рисунки, чертежи не мни, не ври, сохраняй и береги.
4.Береги время, используй каждую минуту в деле.
5.Силы тоже береги: не теряя времени, приступай к делу, не делай лишних движений, не отвлекайся, работай сосредоточенно и внимательно.
Знай, люби и охраняй природу
1.Природа – это солнце, небо, земля, вода, почва, растения и животные. Это богатство береги и охраняй.
2.Не бросай на землю стекло, металлические предметы, не засоряй почву.
3.Береги зеленую растительность, не ломай зря деревья, не рви цветы, обходи газоны и клумбы, напоминай об этом маленьким и взрослым.
4.Не обижай зверей, птиц и насекомых. Проявляй заботу о них, помогай им. Учи этому маленьких детей.
Примерные планы подготовки и проведения нескольких видов общественно полезной деятельности учащихся во внеурочное время.
1.Операция «Книжка заболела»
Цель этой операции – воспитание у детей бережного отношения к книге.
Подготовку мероприятия можно организовать по-разному. Например, в классе появляются «больные» книги, роли которых исполняют подготовленные ученики.
2. Операция «Мы каждую березку сбережем!»
Цель этой операции – воспитание чувства ответственности, общественной активности и бережливости.
3. Операция «Поиск волшебных трав»
Цель этой операции – воспитание чувства долга, причастности к важному общественно полезному делу, ознакомление учащихся с целебными свойствами различных лекарственных растений.
4.Рейд «Скорая зеленая помощь»
Цель этой деятельности – воспитание у детей исполнительности, готовности в любую минуту включиться в общественно полезную работу.
5.Рейд-смотр «Как живешь учебник?»
Цель работы – воспитать у детей стремление бережно относиться к учебнику.
Беседы
Во внеурочное время с учащимися проводятся разные по целям и задачам беседы – вводные, по сообщению новых знаний, инструктажей, этические и политические беседы, комментарии при просмотре картин. Многообразно и содержание бесед: в них раскрывается значение общественно полезной деятельности, сообщаются сведения о труде людей в разных сферах народного хозяйства, об объектах труда, материалах, машинах, инструментах, профессиях, о способах выполнения трудовых действий и операции, отношении к труду и правилах поведения.
Тематика бесед
Подготовить, оформить, провести беседу можно по разному, но главное, необходимо, чтобы беседа пробуждала у детей мысль, стремление к действию, совершению добрых поступков.
«Содержи и ты в порядке свои книги и тетрадки»,
«Всякая вещь трудом создана»,
«Что значит быть бережливым?»,
«Буду маме помогать, буду всюду убирать»,
«За что надо любить и беречь книгу?»,
«Береги бумагу сам, посоветуй и друзьям»,
«Про колосок и хлеба кусок»,
«Крошка хлеба на землю упала»,
«Каждой вещи свое место!»,
«Береги воду!»,
«Мой друг – режим»,
«Как завтрак к тебе на стол пришел?»,
«Кто своим трудом радует других?»,
«Дневник, книги, тетрадь – лицо ученика»,
«Учись приносить людям пользу»
«Всегда найдется дело для умелых рук»,
«Чем я могу помочь школе?»,
«Где и кем работают мои родители»,
«Давайте же вместе, ребята, родную природу беречь!»
«Учеба – это тоже труд»,
«Больше дела, меньше слов»,
«Герои труда живут рядом»
«Птицы наши друзья»,
«Папа, мама, я – спортивная семья!»,
«Кем я буду?»,
«Я люблю свою страну»,
«Мы юные садоводы»,
«Мы творим чудеса»,
«Наши защитники»,
«Что могут сделать наши руки?»,
«Как много на свете интересных профессий!»,
«Минута час бережет»,
«Что мы знаем друг о друге»,
«Хлеб наше богатство».
«Каждый день – доброе дело»
№ п/п | Тема | Часы |
I четверть «Осенние мотивы» | ||
1 | Экскурсия на пришкольный участок. Знакомство с «Оригами». Изготовление пакетов для семян. | 2 часа |
2 | Сбор семян в пакетики. Сбор листьев для гербарий. | 2 часа |
3 | Выставка «Чудеса природы», «Осенний бал» | 1 час |
4 | Цветочный праздник Папка-гербарий «Мои любимые цветы» | 1 час |
5. | Операция «Витамин». Сбор желудей и шишек. | 1 час |
6. | Праздник урожая «Хлеб-наше богатство. | 1 час |
7. | Акция «Мы уважаем старших!» Путешествие в страну «Золотая осень» | 1 час |
8. | Конкурс рисунков «Я рисую осень!» Выставка «Мы творим чудеса!» | 1 час |
9. | Операция «Посади дерево!» Литературно музыкальный вечер «Наши родники» | 2 часа |
№ п/п | Тема | Часы |
II четверть «Мы сами мастера» | ||
1. | Изготовление флажков к празднику Поход в садик к празднику «Я люблю свою страну» | 1 час |
2. | Встреча с мастерами-плотниками. Беседа «Кем я буду?» | 1 час |
3. | Разучивание песен о мамах. Конкурс стихов «Я люблю тебя мама.» | 1 час |
4. | Праздник «Дорогие наши мамы.» Акция «Помогаем инвалидам!» | 1 час |
5. | Беседа «Птицы –наши друзья!» Операция «Кормушка» | 1 час |
6. | Игра «Мы делаем снежные фигурки» Конкурс рисунков –открыток « С новым годом!» | 1 час |
7. | Изготовление елочных игрушек Новогодняя елка | 1 час |
№п/п | Тема | Часы |
III четверть Мы –дружная семья | ||
1. | Сбор макулатуры. | 1 час |
2. | Экскурсия в зимний лес | 1 час |
3. | Спортивный праздник «Папа, мама и я – спортивная семья!» | 1 час |
4. | Конкурс стихов и рисунков «Мой папа» Коллективное панно «Наши защитники» | 1 час |
5. | «Рыцарский турнир» мероприятие | 1 час |
6. | Беседа «Ты на свете лучше всех, мама!». Открытки-самоделки «8 марта» | 1 час |
7. | «Праздник мам» | 1 час |
8. | «Масленица» | 1 час |
9. | «Моя любимая бабушка» | 1час |
№ п/п | Тема | Часы |
IV четверть «Трудовой десант» | ||
1. | КВН «Птицы – наши друзья» | 1 час |
2. | Акция «Сделай скворечник» | 1 час |
3. | «Субботник» уборка школьной территории и родников. Озеленение территории. | 1 час |
4. | Шефство над обелиском. Открытки-самоделки «Спасибо тебе солдат!» Встреча с ветеранами войны. | 1 час |
5. | «Мы юные садоводы» работа на пришкольном участке. Экскурсия на природу. | 1 час |
Рекомендуемая литература
– Азбука нравственного воспитания , .
– Проведение праздников в начальных классах
– Начальное техническое моделирование ,
– От игры к знаниям
– Игры-путешествия
– Внеклассная воспитательная работа в начальной школе
– Классный час играючи
– Игры в самих себя
– Воспитательная работа в начальной школе ,