Общественно полезная деятельность как ведущая деятельность

Общественно полезная деятельность как ведущая деятельность thumbnail

Общественно – полезная деятельность – один из основных компонентов системы трудового воспитания школьников. Общественно полезный труд предполагает разнообразную трудовую и общественную деятельность школьников, направленную непосредственно на удовлетворение каких-либо общественных потребностей и нужд.

Цель: содействовать всестороннему развитию личности.

Его основными задачами: являются формирование осознанной потребности в труде, заботливого и бережного отношения к общественному достоянию, родной природе, трудовой активности и дисциплины, творческого отношения к труду;

– воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни: ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества;

– ценностное и творческое отношение к учебному труду;

-трудолюбие;

-элементарные представления о различных профессиях;

-первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми; осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

-первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;

– мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Организуется два вида общественно полезного труда: труд, результат которого предназначен для нужд своего коллектива: уборке классных помещений, изготовление дидактического материала, дежурства по классу, по школе, столовой и др. труд, результат которого предназначен для нужд других коллективов: шефство над детским садом, участие в озеленении и благоустройстве района и др. В процессе общественно полезного труда школьники учатся использовать на практике и совершенствуют полученные на уроках трудового обучения элементарные знания и умения в области техники, технологии обработки материалов, экономики, закрепляют трудовые умения, развивают интересы и способности к определенным видам деятельности, творческую инициативу. Для осуществления тесной взаимосвязи с уроками трудового обучения и повышения эффективности общественно полезного труда надо постоянно ориентировать учащихся на использование знаний и умений, приобретенных на уроках, широко использовать методы, активизирующие познавательную деятельность детей(постановка проблемных задач, создание проблемных ситуаций, побуждение к самостоятельному поиску решений). В процессе общественно полезного труда следует не только обучать детей элементарными трудовыми навыками, необходимо обращать пристальное внимание на формирование у них первоначальных навыков: культуры труда, рациональной организации индивидуальной и коллективной работы, предварительного её планирования, умения организовать свое рабочее место, самоконтроля своей работы, бережного отношения к материалам, инструментам и оборудованию. Особое внимание следует обращать на развитие творческих способностей детей, их трудовой активности, самостоятельности. Содержание общественно полезного труда школьников определяется с учетом их возраста, здоровья, потребностей классного, школьного коллектива.

Главными направлениями трудовой деятельности школьников являются самообслуживание, посильное участие в благоустройстве и охране природы, работах для школы, библиотеки. В зависимости от содержания и объема трудового задания, постоянного или временного характера работы, многообразия видов труда на данном рабочем месте, уровня материальной оснащенности и других факторов создаются различные коллективы учащихся: постоянные, и временные.

Школьники должны осознавать необходимость и целесообразность своего труда, понимать, что их труд необходим.Труд, результат которого предназначен для нужд других коллективов: участие в озеленении и благоустройстве территории. Воспитание творческой, социально-активной личности, ответственно относящейся к общественно-полезному труду.

Содержание общественно полезного труда школьников определяется с учетом их возраста, здоровья, потребностей классного, школьного коллектива. Волонтерская работа. Мелкий ремонт учебно-наглядных пособий, книг школьной и районной библиотеки.

 Главное в организации трудовой деятельности учащихся школы – не сводить её только к усвоению программного материала. Труд в школе должен стать основой, на которой строится вся учебно-воспитательная работа. Результативность труда определяется его общественной полезностью. Однако каждое трудовое усилие должно завершаться видимым, ощутимым и для самого ученика результатом. Только при этом условии труд может стать для него потребностью. Поэтому в нашей системе воспитания исключительное значение имел общественно полезный труд.

 На первых порах общественно полезная работа помогает нам установить товарищеские взаимоотношения между учащимися, воспитать у них трудолюбие, самостоятельность. Научить ценить труд других.

    Мы приобщаем к общественно полезной работе учащихся с первых дней их пребывания в школе.

    Уже на первых порах общественно полезная работа помогает нам  установить товарищеские отношения между детьми, вызвать у них интерес к труду, приучить уважать труд других, воспитывать общественно-трудовые навыки.

   Сначала мы организуем дежурство учеников по классу. Обычно назначаем двух дежурных. Вдвоем дети охотнее и увереннее дежурят, приучаются распределять свои обязанности и помогать друг другу. Дежурные имеют четкий круг обязанностей. Дежурство по классу – это лишь один из видов общественно полезной работы учащихся.

    Школа не может общественно полезную деятельность ограничивать только привлечением детей к дежурству (так как дежурство в сущности является для учащихся периодической обязанностью).  Настоящая общественно полезная работа должна быть для каждого школьника постоянной, повседневной, систематической.

    Общественно полезная работа, к которой могут быть привлечены учащиеся вспомогательной школы, многообразна. Однако воспитательная значимость всех видов такой работы неодинакова. Поэтому мы тщательно отбираем виды общественно полезной деятельности, учитывая интересы, силы и возможности учащихся.

              Виды общественно полезной деятельности по годам обучения

                                        1 класс

Протереть своевременно классную доску.

Протереть своевременно парты.

Протереть своевременно подоконники, вымыть и полить цветы.

Прибрать на отдельных полках  в шкафу.

Убрать после завтрака посуду, протереть столы.

Раздать и собрать тетради, альбомы, карандаши.

Сделать и повесить кормушки для птиц.

Выполнить обязанности санитара, старосты.

                        2 класс

То же, что  в I классе, и дополнительно:

Уход за цветами.

Заведование шкафом.

Дежурство в столовой.

Уборка комнаты после труда.

Выполнение обязанностей помощника учителей по отдельным предметам: ритмике, рисованию, труду.

Ремонт пособий.

Помощь в изготовлении наглядных пособий.

                       3 класс

То же, что во II классе, и дополнительно:

Уход за цветами в зале.

Организация классной библиотеки.

Шефство над учащимися I класса.

Забота о больных товарищах.

Принести, повесить и отнести учебные пособия.

                       4 класс

То же, что в III классе, и дополнительно:

Уход за цветами в школе.

Шефство в I и II классах.

Мытье полов, дверей и панелей в классе.

Участие в санитарной комиссии по школе.

Работа в составе совета дружины.

                     5 класс

То же, что в IV классе, и дополнительно:

Шефство в I, II и III классах.

Помощь библиотеке (подбор книг, их ремонт, уборка помещения и т.д.).

Мытье окон, стен, школьной лестницы, полов в классе.

Украшение школы к праздникам.

Помощь слабым ученикам.

                     6 класс

То же, что в V классе, и дополнительно:

Работа в библиотеке (выдача книг, их проверка).

Озеленение двора. Посадка деревьев, уход за ними и цветами.

Помощь в уборке школы.

Помощь в столовой.

Самостоятельный ремонт наглядных школьных пособий.

Мытье панелей в школе.

Уборка снега около двора.

                     7-9 классы

То же, что в  VI классе, и дополнительно:

Уход за садом.

Посадка деревьев и цветов на своих участках.

Починка парт, столов, стульев.

Организация уголка по подготовке к экзаменам.

Товарищеская помощь в подготовке к экзаменам.

Сбор утильсырья.

Шефство над пенсионерами.

     Как видно из перечисленного выше, общественно полезную работу мы постепенно усложняем из года в год (по принципу перехода от простого к сложному, от легкого к трудному). Так, например, если ученик первого класса следил за порядком одной полки в шкафу, то во втором классе он уже отвечает за порядок всего шкафа. Если ученики второго года обучения ухаживают за цветами только своего класса, то на следующих годах обучения они ухаживают за цветами сначала в зале, затем в учительской и в других общих местах школы. Так постепенно расширяется круг обязанностей по каждому виду общественно-трудовой деятельности, увеличивается и количество поручений, выполняемых одним учеником. В старших классах эти обязанности выполняются более тщательно и самостоятельно.

    Общественно полезная деятельность постепенно выходит за пределы класса, а затем и школы: дети озеленяют дворы, шефствуют над пенсионерами, помогают отстающим ученикам готовить домашние задания, собирают утильсырье и пр.

Вся общественно полезная работа продумывается, планируется нами до мелочей с учетом сил и возможностей каждого ученика. Важно также учитывать обстановку и условия работы.

-Формирование умения жить и трудиться в коллективе; -формирование твердой уверенности в необходимости труда, в том, что труд в нашей стране является делом чести, доблести и геройства, что самоотверженный труд— основа личного и общественного благополучия; – развитие познавательного интереса и любви к труду; -обучение умению планировать свою работу; – вооружение учащихся трудовыми знаниями, умениями и навыками; -воспитание необходимой культуры труда; • выработка умения четко представлять конечный результат труда; условия, необходимые для его осуществления; -воспитание уважения к людям труда; -воспитание бережного отношения к продуктам труда, материальным ценностям и к окружающей среде; -формирование социально значимых мотивов трудовой деятельности; -выработка навыков рациональной организации труда и экономного использования времени; -воспитание высоких моральных качеств: чувства долга и ответственности, патриотизма, взаимопомощи, коллективизма, дисциплинированности; -формирование активной жизненной позиции.

Мы стремимся вызвать к жизни, мобилизовать  и развить лучшие стороны личности своих учеников в процессе деятельности. Яркий пример этому – способность выпускников школы самостоятельно жить и трудиться с максимальной пользой для общества. Эффективность учебно-воспитательного процесса в школе определяется той суммой навыков, которыми овладевает ученик, и степенью их прочности.

Источник

Профессиональные
и творческие достижения в различных
видах деятельности взрослого человека.
Стремление к новому и стереотип­ность
в профессиональной деятельности.

Возможности
учения в период взрослости. Формы и
методы обуче­ния взрослых.

2. Общение взрослых

Деловое
и непосредственное общение. Общение в
производствен­ных группах и коллективах.
Специфика общения мужчин и женщин.
Любовь и семья как ценности. Дружеские
объединения взрослых.

Игры
взрослых.

3. Познавательная деятельность взрослых

Познание
как профессия. Познавательные интересы
взрослых, не связанные с профессиональной
деятельностью.

4. Личность взрослого человека

Особенности
идентификации с собственным «Я».
Социальная ак­тивность взрослого
человека. Значение активности в
профессиональ­ной деятельности для
развития человека как личности, субъекта
дея­тельности и индивидуальности.

447

Притязание
на признание в профессиональной
деятельности, в об­щественной жизни.
Притязание на признание в семье.
Стабилизация половой идентификации
взрослых. Психологическое время взрослых
в разные возрастные периоды. Таинство
мгновений жизни. Отноше­ние к правам
и обязанностям у взрослых.

Значение
ценностных ориентации и мировоззрения
в моральной устойчивости личности.
Жизненные позиции и самостоятельность
взрослого человека.

Проблема
экологического сознания взрослого.

Особенности
национального самосознания взрослых.
Стереотипы, новое мышление и личность
взрослого.

Взрослый
человек как зрелая личность. Взрослый
как консерватор. Взрослый как конформист.

Специфика
возрастных кризисов взрослых. Подведение
итогов и перспективные планы жизни на
разных этапах взрослости. Взрослость
и проблема смысла жизни.

Разнообразие
типов личности взрослого человека.

Раздел VI. Поздний (пожилой и старческий) возраст

Социальная
ситуация жизни людей пожилого и
старческого воз­раста. Участие в
профессиональной и общественной
деятельности. Место в семье.

Одинокая
старость.

Периодизация
позднего возраста.

Возрастные
закономерности и психологические
особенности нор­мального старения.

1.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОЖИЛОМ И СТАРЧЕСКОМ
ВОЗРАСТЕ

Творчество
в пожилом возрасте.

Пожилой
человек в общественной жизни. Старость
и мудрость опыта жизни.

2.
ОБЩЕНИЕ В СТАРОСТИ

Значение
общения со сверстниками. Пожилой и
старый человек в семье из трех-четырех
поколений. Психология отношения пожилых
к детям, молодежи и людям других возрастов.

448

3.
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Молодость
духа в пожилом возрасте. Познание как
профессия. Особенности познавательных
интересов пожилых, не занятых прежде
профессиональной умственной деятельностью.

Феномен
ясности мысли в старости.

Отношение
к проблемам человечества. Умственное
и эмоциональ­ное переживание
непреходящей ценности жизни и неизбежности
фи­зической смерти. Психология
бессмертия человеческого духа.

4.
ЛИЧНОСТЬ В ПОЖИЛОМ И СТАРЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Значение
социальной активности в позднем возрасте.
Кризис идентификации со своей внешностью
и физическим «Я» в

позднем
возрасте.

Психическое
здоровье в позднем возрасте. Притязание
и формы участия в общественной жизни.
Кризис предпенсионного и послепенсионного
периода. Особенности половой идентификации
в позднем возрасте. Новая

представленность
для пожилого человека его прав и
обязанностей. Суицидальность в пожилом
возрасте. Психологическая готовность
к старости. Психологические новообразования
пожилого человека. Психологически
зрелая личность в пожилом и старческом
возрасте. Социальная необходимость
молодых поколений в общении с

людьми
пожилого и старческого возраста.

Источник

«Общественно полезная деятельность

младших школьников»

Общественно – полезная деятельность – один из основных компонентов системы трудового воспитания школьников. Общественно полезный труд предполагает разнообразную трудовую и общественную деятельность школьников, направленную непосредственно на удовлетворение каких-либо общественных потребностей и нужд.

В процессе общественно полезного труда школьники учатся использовать на практике и совершенствуют полученные на уроках трудового обучения элементарные знания и умения в области техники, технологии обработки материалов, экономики, закрепляют трудовые умения, развивают интересы и способности к определенным видам деятельности, творческую инициативу. Для осуществления тесной взаимосвязи с уроками трудового обучения и повышения эффективности общественно полезного труда надо постоянно ориентировать учащихся на использование знаний и умений, приобретенных на уроках, широко использовать методы, активизирующие познавательную деятельность детей (постановка проблемных задач, создание проблемных ситуаций, побуждение к самостоятельному поиску решений). В процессе общественно полезного труда следует не только обучать детей элементарными трудовыми навыками, необходимо обращать пристальное внимание на формирование у них первоначальных навыков: культуры труда, рациональной организации индивидуальной и коллективной работы, предварительного её планирования, умения организовать свое рабочее место, самоконтроля своей работы, бережного отношения к материалам, инструментам и оборудованию. Особое внимание следует обращать на развитие творческих способностей детей, их трудовой активности, самостоятельности. Содержание общественно полезного труда школьников определяется с учетом их возраста, здоровья, потребностей классного, школьного коллектива.

Результативность труда определяется его общественной полезностью. Однако каждое трудовое усилие должно завершаться видимым, ощутимым и для самого ученика результатом. Только при этом условии труд может стать для него потребностью. Поэтому в нашей системе воспитания исключительное значение имел общественно полезный труд.

 На первых порах общественно полезная работа помогает нам установить товарищеские взаимоотношения между учащимися, воспитать у них трудолюбие, самостоятельность. Научить ценить труд других.

    Мы приобщаем к общественно полезной работе учащихся с первых дней их пребывания в школе.

   Сначала мы организуем дежурство учеников по классу. Обычно назначаем двух дежурных. Вдвоем дети охотнее и увереннее дежурят, приучаются распределять свои обязанности и помогать друг другу. Дежурные имеют четкий круг обязанностей. Дежурство по классу – это лишь один из видов общественно полезной работы учащихся.

    Школа не может общественно полезную деятельность ограничивать только привлечением детей к дежурству (так как дежурство в сущности является для учащихся периодической обязанностью).  Настоящая общественно полезная работа должна быть для каждого школьника постоянной, повседневной, систематической.

    Общественно полезная работа, к которой могут быть привлечены учащиеся, многообразна. Однако воспитательная значимость всех видов такой работы неодинакова. Поэтому мы тщательно отбираем виды общественно полезной деятельности, учитывая интересы, силы и возможности учащихся.

      Виды общественно полезной деятельности по годам обучения

                                        1 класс

Протереть своевременно классную доску.

Протереть своевременно парты.

Протереть своевременно подоконники, вымыть и полить цветы.

Прибрать на отдельных полках  в шкафу.

Убрать после завтрака посуду, протереть столы.

Раздать и собрать тетради, альбомы, карандаши.

Сделать и повесить кормушки для птиц.

Выполнить обязанности санитара, старосты.

                        2 класс

То же, что  в I классе, и дополнительно:

Уход за цветами.

Заведование шкафом.

Дежурство в столовой.

Уборка комнаты после труда.

Помощь в изготовлении наглядных пособий.

                       3 класс

То же, что во II классе, и дополнительно:

Уход за цветами в зале.

Организация классной библиотеки.

Шефство над учащимися I класса.

Принести, повесить и отнести учебные пособия.

                       4 класс

То же, что в III классе, и дополнительно:

Уход за цветами в школе.

Шефство в I и II классах.

Мытье полов, дверей и панелей в классе.

     Как видно из перечисленного выше, общественно полезную работу мы постепенно усложняем из года в год (по принципу перехода от простого к сложному, от легкого к трудному). Так, например, если ученик первого класса следил за порядком одной полки в шкафу, то во втором классе он уже отвечает за порядок всего шкафа. Так постепенно расширяется круг обязанностей по каждому виду общественно-трудовой деятельности, увеличивается и количество поручений, выполняемых одним учеником. В старших классах эти обязанности выполняются более тщательно и самостоятельно.

Мы стремимся вызвать к жизни, мобилизовать  и развить лучшие стороны личности своих учеников в процессе деятельности. Яркий пример этому – способность выпускников школы самостоятельно жить и трудиться с максимальной пользой для общества. Эффективность учебно-воспитательного процесса в школе определяется той суммой навыков, которыми овладевает ученик, и степенью их прочности.

Источник