Общественно полезная деятельность для 1 класса
ГБОУ школа №332
Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:
На заседании МО зам.директора по УВР Директор ГБОУ СОШ №332
Протокол №____ _____________________ Красюк С.И..
От « » ___________2012г. _____________________ __________________
_____________________ « »______________2012г. « »______________2012г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
Общественно – полезная деятельность «Помогайка».
Класс 1 «В»
Учитель: Емельяненко М.В.
2012-2013 учебный год
Санкт – Петербург , 2012 г.
Пояснительная записка
Программа «Помогайка» разработана и предназначена для обучающихся 1-4 классов общеобразовательной школы в соответствии с требованиями государственного стандарта начального образования второго поколения.
Программа соответствует основным принципам государственной политики Российской Федерации в области образования:
– приоритет общечеловеческих ценностей, здоровья человека, свободного развития личности;
– воспитание гражданственности, трудолюбия, любви к природе, Родине;
– создание условий для самореализации;
– интеграция личности в национальную культуру;
– учёт разнообразия творческих подходов, способствование реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.
Общественно-полезный труд воспитывает у детей трудолюбие, стремление к созиданию, творческую инициативу и другие нравственные качества. Правильно организованный труд учащихся во внеурочное время способствует укреплению здоровья школьников, приводит к улучшению функционального состояния нервной системы, повышает их активность, помогает соблюдать гигиенический режим дня, развивает умение выражать собственные мысли, умение проявлять чувство уважения к партнерам и сотрудничать в процессе труда. Вместе с экскурсионными, прогулочными, игровыми и спортивными занятиями труд должен быть частью активного пребывания на воздухе.
Цель: воспитание уважительного отношения к труду, людям труда, к родному дому, школе, городу, чувства гордости за свою Родину.
Главными задачами данной программы являются:
– воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения школьников;
– организация многообразной общественно – полезной и творческой деятельности учащихся;
– формирование гражданских и организаторских качеств школьников, развитие инициативы и самостоятельности, индивидуальных склонностей и интересов;
– развитие интереса школьников к общественно полезному виду деятельности;
– активизация общественно значимой деятельности учащихся;
– формирование здорового образа жизни;
– воспитание нравственности и патриотизма у школьников.
Эффективность воспитательной работы во многом зависит от подбора видов труда и места трудовой деятельности с учетом возрастных особенностей школьников. Прежде всего, труд учащихся должен быть осмысленным, посильным и разнообразным. Если учащимся понятны цели и общественное значение их труда, они будут охотно и с интересом трудиться. Убежденность в полезности выполненной работы вызывает чувство морального удовлетворения, на основе которого формируется положительное отношение к труду.
Первые трудовые навыки закладываются в процессе самообслуживания. Цель самообслуживания — воспитать у учащихся хозяйскую заботу о нуждах коллектива, своей семьи, стремление поддерживать чистоту, порядок в лицее, в классе, на школьном дворе. Учащихся привлекают к выполнению различных поручений, связанных с дежурством по классу, в столовой и в рекреации, к уборке классных помещений, коридоров, уходу за растениями в классах, на пришкольном участке. Учащиеся могут заниматься подготовкой оборудования, материалов для учебных занятий и др.
Работа может быть организована по бригадам и индивидуально. Перед практическими занятиями учащимся рассказывают об особенностях предстоящей работы, подробно показывают приемы ее выполнения, обращают внимание на соблюдение правил техники безопасности, личной гигиены, охрану окружающей среды, ставят задачу выполнения задания в определенный срок.
В лицее дети могут принимать участие в работе по охране природы. На экскурсиях и прогулках они знакомятся с правилами поведения в лесу, в поле, на водоемах; с лекарственными, ядовитыми и другими растениями, а также с животными родного края, мерами по их охране. В процессе труда важно воспитать у учащихся чувство бережного, ответственного отношения к природе. Организуя труд на цветнике, пришкольном участке, в саду, питомнике, у учащихся вырабатываются жизненно-необходимые практические навыки.
Шефская работа эмоционально значима для младших школьников. Проведение различных акций способствует формированию у детей активной жизненной позиции.
Программа предназначена для организации разнообразной внеурочной деятельности, ориентирована на эмоционально – нравственное, творческое и трудовое развитие ребёнка.
Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как изобразительное искусство, окружающий мир, технология.
Виды деятельности и предполагаемые формы работы:
- Практическое занятие
- Конструирование из разных материалов
- Рисование с натуры и по воображению
- Лепка по воображению
- Игровые программы
- Творческие конкурсы (рисование, лепка, сочинение стихотворений, песенок, сказок)
- Проектная деятельность, наблюдение, исследование объекта
- Коллективные разработки
- Экскурсии
- Встречи с интересными людьми
- Организации круглых столов, диспутов
- Проведение фотосессии
- Репортажи, интервью
- Акции
- Лекции
- Просмотр видео и слайдов
- Оформление альбомов, витрин, выставок, коллекций.
Программа рассчитана на 135 часов:
1 класс- 33 часа (1 час в неделю)
2 класс- 34 часа (1 час в неделю)
3 класс- 34 часа (1 час в неделю)
4 класс- 34 часа (1 час в неделю)
Содержание программы
- Самообслуживание — дежурство в классе и столовой, выполнение обязанностей санитаров, хозяйственников, цветоводов, библиотекарей. Уборка класса, школьного двора, игровых площадок. Изготовление и ремонт наглядных пособий, книг и учебных принадлежностей. Помощь родителям в уборке жилища. Выполнение разных поручений родителей. Уход за собой, содержание в порядке домашнего имущества, личных вещей и учебных принадлежностей.
- Сельскохозяйственный труд. Выращивание овощных и цветочно-декоративных растений. Охрана зеленых насаждений и уход за ними.
- Шефская работа — забота о малышах, больных и престарелых, ветеранов Вов. Шефство над детским садом, над первоклассниками. Помощь заготовке корма для птиц и животных. Забота о птицах и домашних питомцах. Забота о близких людях.
4. Разные трудовые операции. Изготовление игрушек и поделок. Техническое моделирование. Шитье и вышивание. Работа с природным материалом, пластилином, глиной, картоном, мягкой проволокой и деревом. Рисование. Выполнение презентаций на заданную тему. Проведение акции.
Воспитательные возможности коллективного труда школьников реализуются в трех взаимосвязанных этапах организации трудовой деятельности: подготовке к труду, трудовом процессе и подведении итогов, анализе и оценке его результатов. Именно на проведении этих этапов организации общественно-полезного труда сосредоточено внимание учителей и воспитателей.
Содержание программы
для 1 класса (33 часа)
- Самообслуживание — дежурство в классе и столовой. Уборка класса, пришкольного двора, игровых площадок. Ремонт книг и учебных принадлежностей. Помощь родителям в уборке жилища. Выполнение разных поручений родителей. Уход за собой, содержание в порядке домашнего имущества, личных вещей и учебных принадлежностей.
- Сельскохозяйственный труд. Уход за комнатными растениями (правильный полив, рыхление, подкормка, уход за листьями). Наблюдение за оформлением школьных клумб.
- Шефская работа — забота о малышах, больных и престарелых, ветеранах Вов. Шефство над детским садом. Забота о птицах. Забота о близких людях.
4. Разные трудовые операции. Изготовление игрушек и поделок. Техническое моделирование. Шитье и вышивание. Работа с природным материалом, пластилином, глиной, картоном, мягкой проволокой и деревом. Рисование. Выполнение презентаций на заданную тему. Проведение акции.
Требования к уровню подготовки
В результате реализации программы обучающиеся:
– знают и выполняют правила дежурных по классу, в столовой
– знают несколько видов комнатных растений;
– знают пословицы о труде
– знают особенности труда обслуживающего персонала школы
– знают способы ухода за комнатными растениями;
– знают правила бережного отношения к книгам
– знают правила личной гигиены
– выполняют правильный полив, очистку листьев;
– выполняют мелкий ремонт книг и тетрадей
– выполняют творческие работы с использованием различных материалов.
Универсальные учебные действия,
которыми должен овладеть обучающийся 1 класса
Личностные:
- принимает и выполняет правила школьной жизни;
- соблюдает основные моральные нормы и ориентируется на их выполнение с помощью учителя и по образцу;
- проявляет познавательный интерес к трудовому процессу;
- ориентируется в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
• знает о факторах, наносящих вред здоровью.
Регулятивные:
- принимает учебную задачу под руководством учителя;
- учитывает выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем и сверстниками;
- принимает элементарный план действий при работе в группе;
- определяет последовательность работы выполнения практического действия под руководством учителя;
- составляет элементарный план действий при работе в группе;
- переносит навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную;
- вносит коррективы в конкретное действие после его завершения на основе оценки учителя, одноклассников с опорой на образец;
- вносит коррективы в конкретное действие после его завершения на основе оценки учителя, одноклассников с опорой на образец;
- оценивает свою работу по совместно выбранным критериям в соответствии с образцом; организовывает рабочее место;
- эмоционально рефлексирует свои действия;
- готовит необходимые инструменты для занятия ; удерживает организованное поведение во время занятия.
Познавательные:
- отличает новое от уже известного под руководством учителя;
- устанавливает очевидные причинно – следственные связи под руководством учителя;
- владеет элементарными навыками чтения информации;
- сравнивает и группирует предметы и их образы, классифицирует по заданным признакам, выделяет признаки, обобщает под руководством учителя;
- выполняет работу практического действия под руководством учителя;
- использует знаково-символические средства, в том числе владеет действием моделирования;
- умеет выделять существенные признаки;
- способен к логическим действиям и операциям, включая приёмы решения простейших задач;
- устанавливает последовательность основных событий в тексте;
- действует по аналогии;
- проводит сравнение и классификацию по заданным критериям.
Коммуникативные:
- вступает в диалог; умеет слушать и понимать речь других;
- соблюдает нормы речевого этикета;
- оказывает взаимопомощь в сотрудничестве (в парах) под руководством учителя, принимает правила работы в паре;
- готов договариваться и приходить к общему мнению (под руководством учителя);
- умеет задавать простые вопросы по содержанию и отвечать на них;
- понимает, что у других людей есть своя точка зрения;
- умеет выражать свои мысли полно в устной форме (в пределах 2- 4 предложений).
Тематическое планирование занятий по общественно-полезному труду 1 класс
дата | № | темы |
1 | Беседа «Кто для нас трудится». | |
2 | Экскурсия по школе. Знакомство с обслуживающим персоналом и наблюдение за трудовой деятельностью людей. | |
3 | Экскурсия на пришкольный участок. Знакомство с обслуживающим персоналом и наблюдение за трудовой деятельностью людей. | |
4 | Экскурсия в столовую. Знакомство с работниками столовой, наблюдение за трудовой деятельностью людей. | |
5 | Коллективная работа «Я – дежурный по классу». | |
6 | Коллективная работа «Я – дежурный по столовой». | |
7 | Экскурсия на пришкольный участок «Цветы в нашей жизни». Наблюдение за оформлением школьных клумб. | |
8 | Аппликация «Мой любимый цветок». Оформление выставки работ. | |
9 | Экскурсия в библиотеку. Знакомство с библиотекарем. Беседа «Говорят вещи». | |
10 | Коллективная работа «Мы содержим в порядке наши книжки и тетрадки». | |
11 | «Книжкина больничка». | |
12 | Экскурсия в мед.кабинет. Знакомство с мед.сестрой и врачом. Беседа «В гостях у Мойдодыра». | |
13 | Беседа. «Всякая вещь трудом создана». Творческая работа «Украшения к празднику». | |
14 | Акция «Новогодний сюрприз для одноклассников». | |
15 | Новогодняя игрушка «Шарики-фонарики». Украшение рекреаций и кабинетов. | |
16 | Акция «Покормите птиц зимой». | |
17 | Коллективная работа «Кого называют трудолюбивым?» (подбор пословиц о труде). | |
18 | Беседа «Живи, цветок». | |
19 | Уход за комнатными растениями (правильный полив). | |
20 | Уход за комнатными растениями (рыхление, подкормка). | |
21 | Конкурс «Самое аккуратное рабочее место». | |
22 | Уход за комнатными растениями (уход за листьями). | |
23 | Рисование на тему «Наши мамы и папы на работе». Оформление выставки работ. | |
24 | Оформление стенгазеты «Я – мамин помощник». | |
25 | Операция «Чистая школа». | |
26 | Акция «Книжки – малышкам». Сбор и изготовление книжек-раскладушек. | |
27 | Акция «Покормите птиц весной». | |
28 | Коллективная работа «Кто что умеет делать». Фотовыставка. | |
29 | «Книжкина больничка». | |
30 | Изготовление поделок к акции «Дари добро». | |
31 | Операция «Чистый двор». | |
32 | Операция «Послушная метелка». | |
33 | Презентация «Своими руками». Фотоотчет «Наши достижения». |
Конспект занятия по внеурочной деятельности в 1 классе.
«Земля – наш дом» (общественно – полезное направление).
Тема: Хозяин леса – медведь.
Цель: расширить представления о семействе медвежьих – буром медведе.
Задачи:
-обобщить знания об образе медведя в устном народном творчестве;
– воспитать интерес и любовь к природе родного края через образ бурого медведя;
– воспитывать аккуратность в работе, развивать доброжелательность,
умение слушать товарища.
Оборудование: мультимедийная презентация, для учеников – цветная бумага, ножницы.
Ход занятия.
I. Психологический настрой. (Слайд 1)
Встанем в «Круг радости», ведь для радости есть причина. Я рада видеть всех вас на занятие внеурочной деятельности «Земля – наш дом». Сегодня мы отправляемся в очередное путешествие, чтобы познать тайны леса, познакомиться с очередным его жителем.
Передадим тепло ладошек друг другу, улыбнёмся и пожелаем творческих удач.
Ученики садятся на стульчики полукругом.
II. Определение темы занятия.
Закрыли глаза. Представим, что мы в лесу. (Слайд 2)
Открыли глаза. Послушайте, кто сегодня нас встречает. (Включается рёв медведя). Отгадайте загадку:
Летом бродит без дорог,
Между сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Слайд 3)
III. Работа по теме занятия.
1. Как вы думаете, почему этого животного назвали медведь?
(Медведь любит мёд и ведает, т.е. знает, где его искать. От этих двух слов – мед и вед и получилось слово медведь.)
Какие виды медведей вы знаете?
Сегодня мы поговорим о буром медведе – хозяине леса. Что вы знаете о буром медведе?
2. Рассказ учителя.
Бурый медведь – хозяин леса. Наиболее любимое место жизни бурого медведя – старый лес с имеющимися в нем ручейками и речками. (Слайд 4)
В среднем, вес медведя составляет триста килограмм. Однако встречаются как более мелкие особи (весом от 80 килограмм), так и более крупные представители (весом до 800 килограмм). Длина тела бурых медведей обычно составляет примерно 2,5 метра. Своё название получил благодаря бурой окраске меха.
Бурые медведи оседлы. За каждым зверем стоит определённый участок земли. В его пределах есть особые места, в которых медведь находит убежище, кормится, залегает в берлогу. Бурый медведь впадает в зимнюю спячку. Она длится от 75 до 195 дней в году. Спят они в берлогах, которые обустраивают под упавшими деревьями. (Слайд 5)
Они очень редко роют новые берлоги – только когда не найдут подходящую старую, а использовать одну и ту же берлогу медведи могут до нескольких десятков раз. Перед тем, как залечь в спячку, бурые медведи должны накопить достаточное количество жира. Бывают случаи, когда бурые медведи не могут заснуть. Тогда они бродят по лесу – шатаются – отсюда их второе название – медведи-шатуны. (Слайд 6)
Легко здесь обнаружить медвежьи тропы – пути наиболее частого передвижения медведей.
Физминутка. (Слайд 7)
Предлагаю послушать песню «Раз морозною зимой» (Учащиеся выполняют танцевальные движения под руководством учителя).
(Слайд 8) Бурый медведь неуклюж. Но только на внешний вид. Бегают бурые медведи быстро – могут развивать скорость до 55 километров в час.
Основная пища бурого медведя – растительные корма. Это могут быть разнообразные плоды, корневища растений, сочная зелень. Чтобы разнообразить свой рацион представители этого вида охотятся на рыбу, едят насекомых. А в весеннюю пору объектом его охоты могут стать олени, лоси и кабаны. Бывает, что бурый медведь с удивительным терпением сидит у нор сурков и сусликов, поджидая их появление.
По сравнению с весом взрослых особей медвежата рождаются совсем крохами. Масса их тела составляет всего полкилограмма. На свет они появляются слепыми (прозревают только через месяц) и глухими. Целых три года медвежата живут рядом с матерью, которая и заботится о них. (Слайд 9)
Старшие медвежата помогают ухаживать за младшими. Обычно медведица даёт потомство раз в два года. Старшие детёныши (в основном сестры) часто приглядывают за младшими.
Живут медведи около 40 лет. У медведей толстая шкура, поэтому они не мёрзнут зимой, когда спят в берлоге.
При ходьбе медведь наступает одновременно либо на правые лапы, либо на левые, поэтому со стороны кажется, что он переваливается из стороны в сторону (ученики изображают походку медведя). Но эта неуклюжесть обманчива, при возникновении опасности очень легко пускается в галоп и с лёгкостью может догнать человека.
Так как у медведя задние лапы длинней передних, в гору поднимается намного быстрей, чем спускается с неё.
Охотники утверждают, что медведь способен сознательно запутывать следы, например, идти задом наперёд или задом заходить в берлогу, чтобы не выдавать своего присутствия в ней.
С помощью своих устрашающих когтей животное способно передвигаться по стволу дерева, но по деревьям лазают только молодые особи. На передних лапах когти могут быть длиной более 10 см (Слайд 10), на задней — в два раза короче. (Слайд 11)
Бурые медведи отлично помнят все «грибные» и ягодные места и в период их интенсивного созревания именно в этом месте легко находят туда дорогу.
3. Крылатые выражения, пословицы и поговорки.
Часто в жизни мы слышим крылатые выражения, поговорки. Объясните, как вы их понимаете. (Слайд 12)
Медведь на ухо наступил – (отсутствие музыкального слуха);
Медвежья услуга – (услуга, которая приносит больше вреда, чем пользы);
Смотреть медведем – (быть, казаться нелюдимым, угрюмым);
Медвежий угол – (отдалённое, малонаселённое место).
Для медведя зима – одна ночь.
Кто боится медведя, тот боится и его следов.
4. Викторина «В гостях у сказки» (Слайды 13 .)
Русский народ всегда с уважением относился к хозяину леса. Он частый герой народных сказок. Давайте проверим, хорошо ли вы знаете сказки.
-Мужик, куда ты едешь?
-А вот, Медведюшка, еду в город корешки продавать.
-Дай-ка попробовать, каков корешок!
Мужик дал ему репу. (Русская народная сказка «Мужик и Медведь»)
-Вот легли они спать на печке. Лиса лежит да хвостом вертит. Как ей до мёда добраться? Медведь уснул, а Лиса – тут-тук хвостом. ( Русская народная сказка «Медведь и Лиса»).
-Вот живут они впятером, поживают. Узнали про это волк и медведь.
-Пойдём, – говорят, – в избушку, всех поедим, сами станем там жить. (Русская народная сказка «зимовье зверей»).
-Стала Машенька думать, как ей от Медведя убежать. Кругом лес, в какую сторону идти – не знает, спросить не у кого….
Думала она, думала и придумала. (Русская народная сказка «Маша и Медведь»).
–И покатился по дороге – только медведь его и видел. (Русская народная сказка «Колобок»).
-А какие ещё вы знаете сказки?
-Какие вы знаете мультфильмы, где герой медведь?
5. Игра «У медведя во бору».
-А сейчас предлагаю поиграть в игру, в которой герой медведь.
Играющие выбирают медведя, определяют место его берлоги. Дети идут в лес за грибами, ягодами и напевают песенку:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру!
Медведь постыл,
На печи застыл!
Вариант:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру!
А медведь не спит,
Все на нас глядит.
Медведь просыпается, выходит из берлоги, медленно идёт по поляне. Неожиданно он быстро бежит за играющими и старается кого-то поймать. Пойманный становится медведем.
Правила
1. Медведь выходит из берлоги только после того, как дети споют песенку.
2. Дети в зависимости от поведения медведя могут не сразу бежать в свой дом, а повторить песенку, раззадорить его.
6. Изготовление поделки. (Слайд 14)
Ученики за партами выполняют поделку оригами «Мишка».
7. Это интересно. (Слайд 15)
Медведь – истинный хозяин наших лесов и символ нашей Родины. Медведь изображён на гербах городов Новгородской, Пермской и Ярославской областей. В Саратовской области есть город Вольск, главный символ которого медведь.
Бурый мишка – символ Олимпиады в Москве в 1980 году. Он покорил весь мир, его полюбили люди разных стран.(Слайд 16)
(Слайд 17) Медведь всегда готов прийти на помощь тем, кто заблудился в лесу. Ковш Большой Медведицы состоит из 7 звёзд и чётко виден круглый год (всего звёзд в созвездии Большой Медведицы 125). Сам ковш лежит на спине Большой Медведицы, как седло.
8.*Просмотр мультфильма «Винни Пух и все – все – все» (дополнительное задание).
IV. Итог занятия. (Слайд 18)
Солнце садится за горизонт. Нам пора прощаться с гостеприимным хозяином леса и возвращаться домой. Спасибо, тебе Миша, за интересную встречу. Мы узнали много нового и интересного.
Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.
Жизнь, кажется иною,
И сердце не болит
Когда над головою,
Как вечность лес шумит.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№
Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1
Поделки из бумаги
Информационный
видеофрагмент
2
Онлайнмультфильмы. ru
Информационный
видеофрагмент
https://onlinemultfilmy.ru/vinni-pux/
3
Современ
ный учительский портал
Информационный
исполнение песни
https://easyen.ru/load/okruzhajushhij_mir/2_klass/medvedi/237-1-0-1635