Общественно полезная деятельность что это такое

Общественно полезная деятельность что это такое thumbnail

Общественно – полезная деятельность – один из основных компонентов системы трудового воспитания школьников. Общественно полезный труд предполагает разнообразную трудовую и общественную деятельность школьников, направленную непосредственно на удовлетворение каких-либо общественных потребностей и нужд.

Цель: содействовать всестороннему развитию личности.

Его основными задачами: являются формирование осознанной потребности в труде, заботливого и бережного отношения к общественному достоянию, родной природе, трудовой активности и дисциплины, творческого отношения к труду;

– воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни: ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества;

– ценностное и творческое отношение к учебному труду;

-трудолюбие;

-элементарные представления о различных профессиях;

-первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми; осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

-первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;

– мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Организуется два вида общественно полезного труда: труд, результат которого предназначен для нужд своего коллектива: уборке классных помещений, изготовление дидактического материала, дежурства по классу, по школе, столовой и др. труд, результат которого предназначен для нужд других коллективов: шефство над детским садом, участие в озеленении и благоустройстве района и др. В процессе общественно полезного труда школьники учатся использовать на практике и совершенствуют полученные на уроках трудового обучения элементарные знания и умения в области техники, технологии обработки материалов, экономики, закрепляют трудовые умения, развивают интересы и способности к определенным видам деятельности, творческую инициативу. Для осуществления тесной взаимосвязи с уроками трудового обучения и повышения эффективности общественно полезного труда надо постоянно ориентировать учащихся на использование знаний и умений, приобретенных на уроках, широко использовать методы, активизирующие познавательную деятельность детей(постановка проблемных задач, создание проблемных ситуаций, побуждение к самостоятельному поиску решений). В процессе общественно полезного труда следует не только обучать детей элементарными трудовыми навыками, необходимо обращать пристальное внимание на формирование у них первоначальных навыков: культуры труда, рациональной организации индивидуальной и коллективной работы, предварительного её планирования, умения организовать свое рабочее место, самоконтроля своей работы, бережного отношения к материалам, инструментам и оборудованию. Особое внимание следует обращать на развитие творческих способностей детей, их трудовой активности, самостоятельности. Содержание общественно полезного труда школьников определяется с учетом их возраста, здоровья, потребностей классного, школьного коллектива.

Главными направлениями трудовой деятельности школьников являются самообслуживание, посильное участие в благоустройстве и охране природы, работах для школы, библиотеки. В зависимости от содержания и объема трудового задания, постоянного или временного характера работы, многообразия видов труда на данном рабочем месте, уровня материальной оснащенности и других факторов создаются различные коллективы учащихся: постоянные, и временные.

Школьники должны осознавать необходимость и целесообразность своего труда, понимать, что их труд необходим.Труд, результат которого предназначен для нужд других коллективов: участие в озеленении и благоустройстве территории. Воспитание творческой, социально-активной личности, ответственно относящейся к общественно-полезному труду.

Содержание общественно полезного труда школьников определяется с учетом их возраста, здоровья, потребностей классного, школьного коллектива. Волонтерская работа. Мелкий ремонт учебно-наглядных пособий, книг школьной и районной библиотеки.

 Главное в организации трудовой деятельности учащихся школы – не сводить её только к усвоению программного материала. Труд в школе должен стать основой, на которой строится вся учебно-воспитательная работа. Результативность труда определяется его общественной полезностью. Однако каждое трудовое усилие должно завершаться видимым, ощутимым и для самого ученика результатом. Только при этом условии труд может стать для него потребностью. Поэтому в нашей системе воспитания исключительное значение имел общественно полезный труд.

 На первых порах общественно полезная работа помогает нам установить товарищеские взаимоотношения между учащимися, воспитать у них трудолюбие, самостоятельность. Научить ценить труд других.

    Мы приобщаем к общественно полезной работе учащихся с первых дней их пребывания в школе.

    Уже на первых порах общественно полезная работа помогает нам  установить товарищеские отношения между детьми, вызвать у них интерес к труду, приучить уважать труд других, воспитывать общественно-трудовые навыки.

   Сначала мы организуем дежурство учеников по классу. Обычно назначаем двух дежурных. Вдвоем дети охотнее и увереннее дежурят, приучаются распределять свои обязанности и помогать друг другу. Дежурные имеют четкий круг обязанностей. Дежурство по классу – это лишь один из видов общественно полезной работы учащихся.

    Школа не может общественно полезную деятельность ограничивать только привлечением детей к дежурству (так как дежурство в сущности является для учащихся периодической обязанностью).  Настоящая общественно полезная работа должна быть для каждого школьника постоянной, повседневной, систематической.

    Общественно полезная работа, к которой могут быть привлечены учащиеся вспомогательной школы, многообразна. Однако воспитательная значимость всех видов такой работы неодинакова. Поэтому мы тщательно отбираем виды общественно полезной деятельности, учитывая интересы, силы и возможности учащихся.

              Виды общественно полезной деятельности по годам обучения

                                        1 класс

Протереть своевременно классную доску.

Протереть своевременно парты.

Протереть своевременно подоконники, вымыть и полить цветы.

Прибрать на отдельных полках  в шкафу.

Убрать после завтрака посуду, протереть столы.

Раздать и собрать тетради, альбомы, карандаши.

Сделать и повесить кормушки для птиц.

Выполнить обязанности санитара, старосты.

                        2 класс

То же, что  в I классе, и дополнительно:

Уход за цветами.

Заведование шкафом.

Дежурство в столовой.

Уборка комнаты после труда.

Выполнение обязанностей помощника учителей по отдельным предметам: ритмике, рисованию, труду.

Ремонт пособий.

Помощь в изготовлении наглядных пособий.

                       3 класс

То же, что во II классе, и дополнительно:

Уход за цветами в зале.

Организация классной библиотеки.

Шефство над учащимися I класса.

Забота о больных товарищах.

Принести, повесить и отнести учебные пособия.

                       4 класс

То же, что в III классе, и дополнительно:

Уход за цветами в школе.

Шефство в I и II классах.

Мытье полов, дверей и панелей в классе.

Участие в санитарной комиссии по школе.

Работа в составе совета дружины.

                     5 класс

То же, что в IV классе, и дополнительно:

Шефство в I, II и III классах.

Помощь библиотеке (подбор книг, их ремонт, уборка помещения и т.д.).

Мытье окон, стен, школьной лестницы, полов в классе.

Украшение школы к праздникам.

Помощь слабым ученикам.

                     6 класс

То же, что в V классе, и дополнительно:

Работа в библиотеке (выдача книг, их проверка).

Озеленение двора. Посадка деревьев, уход за ними и цветами.

Помощь в уборке школы.

Помощь в столовой.

Самостоятельный ремонт наглядных школьных пособий.

Мытье панелей в школе.

Уборка снега около двора.

                     7-9 классы

То же, что в  VI классе, и дополнительно:

Уход за садом.

Посадка деревьев и цветов на своих участках.

Починка парт, столов, стульев.

Организация уголка по подготовке к экзаменам.

Товарищеская помощь в подготовке к экзаменам.

Сбор утильсырья.

Шефство над пенсионерами.

     Как видно из перечисленного выше, общественно полезную работу мы постепенно усложняем из года в год (по принципу перехода от простого к сложному, от легкого к трудному). Так, например, если ученик первого класса следил за порядком одной полки в шкафу, то во втором классе он уже отвечает за порядок всего шкафа. Если ученики второго года обучения ухаживают за цветами только своего класса, то на следующих годах обучения они ухаживают за цветами сначала в зале, затем в учительской и в других общих местах школы. Так постепенно расширяется круг обязанностей по каждому виду общественно-трудовой деятельности, увеличивается и количество поручений, выполняемых одним учеником. В старших классах эти обязанности выполняются более тщательно и самостоятельно.

    Общественно полезная деятельность постепенно выходит за пределы класса, а затем и школы: дети озеленяют дворы, шефствуют над пенсионерами, помогают отстающим ученикам готовить домашние задания, собирают утильсырье и пр.

Вся общественно полезная работа продумывается, планируется нами до мелочей с учетом сил и возможностей каждого ученика. Важно также учитывать обстановку и условия работы.

-Формирование умения жить и трудиться в коллективе; -формирование твердой уверенности в необходимости труда, в том, что труд в нашей стране является делом чести, доблести и геройства, что самоотверженный труд— основа личного и общественного благополучия; – развитие познавательного интереса и любви к труду; -обучение умению планировать свою работу; – вооружение учащихся трудовыми знаниями, умениями и навыками; -воспитание необходимой культуры труда; • выработка умения четко представлять конечный результат труда; условия, необходимые для его осуществления; -воспитание уважения к людям труда; -воспитание бережного отношения к продуктам труда, материальным ценностям и к окружающей среде; -формирование социально значимых мотивов трудовой деятельности; -выработка навыков рациональной организации труда и экономного использования времени; -воспитание высоких моральных качеств: чувства долга и ответственности, патриотизма, взаимопомощи, коллективизма, дисциплинированности; -формирование активной жизненной позиции.

Мы стремимся вызвать к жизни, мобилизовать  и развить лучшие стороны личности своих учеников в процессе деятельности. Яркий пример этому – способность выпускников школы самостоятельно жить и трудиться с максимальной пользой для общества. Эффективность учебно-воспитательного процесса в школе определяется той суммой навыков, которыми овладевает ученик, и степенью их прочности.

Источник

Общественно полезная деятельность – любой, не противоречащий Конституции  вид деятельности, связанный с удовлетворением личных и общественных потребностей. Так звучит классическое определение данного вида деятельности. В разные периоды истории менялись основные догматы, на которых держится общество, но определение общественно полезной деятельности оставалось неизменным. При самых идеальных условиях человек, занимающийся общественно полезной деятельностью, удовлетворяет ряд личных потребностей – потребность в самореализации, потребность быть полезным и востребованным, потребность в творческой реализации, и при этом приносит пользу обществу, решая определенную социальную проблему.
Современные реалии внесли корректировки, в том числе и в мировоззрение населения, которое в большинстве своем ставит личные интересы превыше общественных. Таковы основные признаки общества, основной костяк которого составляют потребители. В настоящее время крайне сложно сформировать общественные потребности таким образом, чтобы они преобладали над личными интересами каждого члена общества. После распада Советского Союза и водворения на территории Российской Федерации некого подобия рыночной экономики, нивелировалось само понятие «коллектив». В мировоззрении человека и гражданина все больше укоренились индивидуальные черты, благодаря которым человек начал максимально обосабливаться от общества в целом. Именно благодаря подобному мировоззренческому слому, в настоящее время на территории Российской Федерации практически не осталось массовых, многомиллионных общественных организаций, которые преобладали в общественной жизни страны еще 30 – 40 лет назад. Вместо этого мы имеем колоссальное количество малочисленных общественных организаций и объединений, которые не могут и не хотят решать сколь-нибудь значимые социальные проблемы. Данные структуры создаются исключительно для решения узких специфических вопросов и проблем, либо и вовсе без явной и определённой цели. Благодаря подобным тенденциям мы сегодня можем наблюдать довольно удивительное явление в общественной жизни, которое нам наглядно демонстрирует, что даже представители активной общественности не ставят общественные интересы превыше личных, зачастую занимаясь общественной деятельностью исключительно ради удовлетворения своих амбиций либо получения определенного социального статуса.

Таким образом, на сегодняшний день мы имеем абсолютно конкретную проблему, выраженную в неумении представителей общественной и гражданской среды реализовывать свои начинания на поприще общественно  полезной деятельности. Общественные объединения в большинстве своем утратили функцию, позволяющую им решать определенную социальную проблему путем консолидации большого количества неравнодушных граждан. И причина этой проблемы даже не в общественниках, которые являются продуктом нашего социума, а прежде всего в потребительском мировоззрении населения, неспособного объединятся в коллективы для решения определенных социальных проблем в долгосрочном периоде.

Способность к общественно полезному труду, готовность ставить интересы общественные превыше интересов личных, являются теми факторами, которые способны качественно оздоровить наше общество. Именно благодаря им у общества появляется иммунитет, который препятствует насаждению чуждых ценностей и традиций, а каждый индивид в отдельности начинает осознавать себя частью единого целого, сплоченного, сильного и неделимого. Именно такое общество является благоприятной средой для внедрения общественных инициатив и развития человека как личности и гражданина.

Учитывая сложившиеся в обществе тенденции, можно сделать вывод, что представители российских общественных объединений и организаций должны стать той движущей силой, которая вновь привьет у населения привычку периодически заниматься общественно полезной деятельностью, тем самым внося свой вклад в решение определенных социальных проблем. И именно для этого представители общественности страны и гражданские активисты должны отодвинуть на второй план личные интересы, отдав предпочтение интересам общественным, а также осознать необходимость консолидации с тождественными силами, хотя бы на краткосрочный период, необходимый для реализации определенных общественных и социальных проектов.

Материал создан в рамках проекта РОО «РУССКАЯ ОБЩИНА» «Деятельность некоммерческих организаций: пути достижения социально-значимой эффективности». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Благотворительным фондом «ПОКРОВ».

Источник

Законодательно закрепить понятие «общественно-полезная деятельность» предложила заместитель председателя Комитета по образованию и науке Любовь Духанина

Духанина
Любовь Николаевна

Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу 0203 (Орехово-Борисовский – г.Москва)
, возглавляющая специально созданную рабочую группу при Комитете, которая готовит соответствующие поправки в действующий закон об образовании.

На заседании Комитета, состоявшемся 9 ноября под председательством Вячеслава Никонова

Никонов
Вячеслав Алексеевич

Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
, Л.Духанина проинформировала депутатов о том, как идет работа над поправками.

«Разговор идет активно, — сообщила она. — Появляется все больше нюансов, которые нужно учесть. В итоге мы разделили тему трудового воспитания на несколько составляющих».

Одна из них связана с организацией детского самообслуживания. По словам Л.Духаниной, эта тема вызвала наиболее острое обсуждение. Летом к дискуссии подключился Президент, предложивший отделить творческий труд детей от тех видов работ, которые должны выполнять штатные сотрудники учебных заведений за определенную плату.

Другой вопрос, который обсуждает рабочая группа, касается законодательного определения общественно-полезного труда и трудовой деятельности в рамках практикоориентированного образования. «Третья ступень школы фактически профильная, и в рамках обучения возникают вопросы там, где есть классы сельскохозяйственной или IT-направленности. Вопрос актуален также для организаций среднего профобразования и базовых кафедр вузов», — пояснила Л.Духанина.

«И, наконец, собственно труд несовершеннолетних. Опрос старшеклассников показывает, что две трети хотели бы подрабатывать в качестве самозанятых, в том числе создавать собственные предприятия, в связи с чем есть потребность в регламентации такого труда», — сказала руководитель рабочей группы.

На данном этапе наиболее оптимальным и приемлемым решением, полагает Л.Духанина, было бы включение в закон понятия «общественно-полезная деятельность», под которой предложено понимать «добровольное и безвозмездное, с учетом психофизиологических и возрастных особенностей детей, выполнение работ, оказание услуг по содействию видам деятельности образовательной организации, предусмотренным ее уставом».

По словам Л.Духаниной, в случае принятия таких поправок общественно-полезная деятельность на территории Российской Федерации будет разрешена.

«Сегодня нет ни одного нормативного акта, который бы говорил, что такая деятельность возможна, — заметила депутат. — Пока любая деятельность, связанная с осуществлением человеком — взрослым или ребенком — трудовой функции, определяется только Трудовым кодексом, который предусматривает лишь один вид труда — наемный, то есть оплачиваемый. В результате трудовая деятельность обучающихся нередко вызывает вопросы и претензии со стороны проверяющих органов».

Окончательно сформулированные предложения по законодательному закреплению общественно-полезной деятельности Л.Духанина обещала вынести на рассмотрение Комитета в декабре 2017 года. «Посмотрим, насколько нам удастся облечь идею в конкретные формулировки и решить задачу для системы образования», — сказала она.

В настоящее время на рассмотрении в Комитете находятся две инициативы, в которых предлагается узаконить общественно-полезный труд. Один законопроект внесен членами Совета Федерации, второй — законодательным собранием Алтайского края.

В состав рабочей группы, которую возглавляет Л.Духанина, входят также первый заместитель председателя Комитета по образованию и науке Олег Смолин

Смолин
Олег Николаевич

Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу 0140 (Москаленский – Омская область)
, первый заместитель председателя Комитета по охране здоровья Федот Тумусов

Тумусов
Федот Семёнович

Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу 0024 (Якутский – Республика Саха (Якутия))
, член Комитета по аграрным вопросам Анатолий Литовченко

Литовченко
Анатолий Григорьевич

Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу 0191 (Коркинский – Челябинская область)
.

Источник