Общераспространенные полезные ископаемые до 5 метров
О ПОРЯДКЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЛЯ СОБСТВЕННЫХ НУЖД ОБЩЕРАСПРОСТРАНЕННЫХ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ, ПОДЗЕМНЫХ ВОД И СТРОИТЕЛЬСТВА ПОДЗЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ НА ГЛУБИНУ ДО ПЯТИ МЕТРОВ СОБСТВЕННИКАМИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАТЕЛЯМИ, ЗЕМЛЕВЛАДЕЛЬЦАМИ И …
(в редакции Постановлений Правительства Тверской области от 18.02.2014 N 82-пп, от 22.12.2015 N 628-пп)
В соответствии со статьей 19 Закона Российской Федерации от 21.02.92 N 2395-1 “О недрах” и статьей 6 Закона Тверской области от 06.06.2006 N 57-ЗО “О порядке пользования недрами в Тверской области” Администрация Тверской области постановляет:
1. Утвердить Порядок использования для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод и строительства подземных сооружений на глубину до пяти метров собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков на территории Тверской области (далее – Порядок) (прилагается).
(п. 1 в ред. Постановления Правительства Тверской области от 22.12.2015 N 628-пп)
2. Рекомендовать органам местного самоуправления Тверской области:
2.1. обеспечить опубликование Порядка в местных средствах массовой информации и провести разъяснительную работу с населением соответствующего муниципального образования Тверской области в целях информирования собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков о положениях данного Порядка;
2.2. оказывать содействие Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области, осуществляющему государственный надзор за соблюдением собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков требований Порядка.
(пп. 2.2 в ред. Постановления Правительства Тверской области от 18.02.2014 N 82-пп)
3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор Тверской области
Д.В.ЗЕЛЕНИН
Приложение. Порядок использования для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод и строительства подземных сооружений на глубину до пяти метров собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и …
Приложение
Утвержден Постановлением
администрации Тверской области
от 13 мая 2009 года N 208-па
(в редакции Постановления Правительства Тверской области от 22.12.2015 N 628-пп)
Раздел I Общие положения
1. Настоящий Порядок разработан в соответствии со статьей 19 Закона Российской Федерации от 21.02.92 N 2395-1 “О недрах” и статьей 6 Закона Тверской области от 06.06.2006 N 57-ЗО “О порядке пользования недрами в Тверской области” в целях реализации права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков (далее – владельцы земельных участков) осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе, подземных вод, объем извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, а также строительство подземных сооружений на глубину до пяти метров.
2. Общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, имеющиеся в границах земельного участка, используются владельцами земельных участков по своему усмотрению для удовлетворения личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд в границах предоставленных им земельных участков без права вывоза и не могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому.
3. Использование общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод для собственных нужд, а также строительство подземных сооружений на глубину до пяти метров владельцы земельных участков осуществляют без оформления лицензии на пользование недрами.
4. Срок использования общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод в соответствии с настоящим Порядком ограничивается сроком правообладания земельным участком.
Раздел II Права и обязанности владельцев земельных участков
5. Владельцы земельных участков без применения взрывных работ в границах своих земельных участков для собственных нужд (без права реализации минерального сырья или созданной на его базе продукции и без использования извлеченных полезных ископаемых или подземных вод на производственные или технологические цели) вправе осуществлять:
а) использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе;
б) использование для собственных нужд подземных вод, объем извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения;
в) строительство подземных сооружений на глубину до пяти метров.
6. Владельцы земельных участков обязаны:
а) соблюдать требования законодательства Российской Федерации по охране недр и окружающей природной среды от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами;
б) в двухмесячный срок после окончания использования общераспространенных полезных ископаемых обеспечить приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании земельным участком, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования, в том числе проведение рекультивации нарушенных земель, восстановление плодородия почв;
в) обеспечить безопасное ведение работ, связанных с использованием общераспространенных полезных ископаемых и (или) подземных вод;
г) в случае прекращения использования земельного участка в течение одного месяца со дня прекращения эксплуатации водозаборного сооружения выполнить ликвидацию (тампонаж) или консервацию принадлежащего ему бытового колодца и скважины с целью предотвращения загрязнения подземных вод и провести работы по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;
д) получить разрешение на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова на территории Тверской области в случае пользования земельным участком для целей добычи общераспространенных полезных ископаемых или строительства подземных сооружений на глубину до 5 метров, в порядке, предусмотренном Постановлением Администрации Тверской области от 31.08.2010 N 427-па “Об утверждении Порядка выдачи разрешений на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на территории Тверской области”.
Раздел III Порядок использования общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод и строительства подземных сооружений
7. Владельцы земельных участков в срок не позднее чем за 10 дней до начала использования общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод или строительства подземных сооружений на глубину до пяти метров направляют в Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области (далее – Министерство) уведомление о намерении использовать земельный участок по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку* (далее – Уведомление).
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать “… согласно приложению к настоящему Порядку”. – Примечание изготовителя базы данных.
8. К Уведомлению в зависимости от вида использования земельного участка прилагаются следующие документы (материалы):
а) при использовании общераспространенных полезных ископаемых для собственных нужд:
справка, выданная Тверским филиалом федерального бюджетного учреждения “Территориальный фонд геологической информации по Центральному федеральному округу”, о наличии либо об отсутствии на земельном участке запасов полезных ископаемых, числящихся на государственном балансе;
обзорная карта местности со схемой расположения земельного участка и участка для планируемого (осуществляемого) использования общераспространенных полезных ископаемых;
перечень основных мероприятий по рекультивации нарушенных земель по завершении использования общераспространенного полезного ископаемого для собственных нужд, сроки их проведения и назначение рекультивации;
б) при использовании для собственных нужд подземных вод, объем извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, – справка, выданная обособленным структурным подразделением АО “Геоцентр-Москва” ОСП ТЦ “Тверь-Геомониторинг”, об отсутствии (наличии) водоносного горизонта, используемого в целях централизованного водоснабжения, о глубине залегания кровли водоносного горизонта, являющегося источником централизованного водоснабжения, о глубине скважины (колодца);
в) при строительстве подземных сооружений:
сведения о назначении, глубине и оборудовании подземных сооружений; планируемые природоохранные мероприятия, связанные со строительством подземных сооружений;
обзорная карта местности со схемой расположения земельного участка и участка для планируемого строительства подземных сооружений;
заключение федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа об отсутствии на земельном участке недр, числящихся на государственном балансе запасов общераспространенных полезных ископаемых.
Требования к представлению документов, предусмотренных настоящим пунктом, применяются с учетом положений Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ “Об организации представления государственных и муниципальных услуг”.
9. Уведомление и прилагаемые к нему документы направляются в Министерство в одном экземпляре и после рассмотрения не возвращаются.
Министерство регистрирует Уведомления в журнале регистрации входящих Уведомлений.
10. Продажа и использование для производственных нужд полезных ископаемых, извлеченных при использовании общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод в соответствии с настоящим Порядком, или продуктов их переработки не допускаются.
11. При пользовании недрами в соответствии с настоящим Порядком составление и утверждение проектных документов по недропользованию не требуются.
12. Нарушение условий настоящего Порядка влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством.
Приложение. Уведомление о намерении использовать земельный участок
Приложение
к Порядку использования для собственных
нужд общераспространенных полезных
ископаемых, подземных вод и строительства
подземных сооружений на глубину до пяти
метров собственниками земельных участков,
землепользователями, землевладельцами
и арендаторами земельных участков
на территории Тверской области
От
___________________________________________________________________________
фамилия, имя, отчество уведомителя (для физических лиц и индивидуальных
предпринимателей)
___________________________________________________________________________
наименование организации-уведомителя (для юридических лиц)
Почтовый адрес уведомителя ____________________________________________
___________________________________________________________________________
Контактный телефон _______________ факс ___________ e-mail ____________
Расположение земельного участка ___________________________________________
___________________________________________________________________________
(район Тверской области, город, населенный пункт)
___________________________________________________________________________
Кадастровый номер земельного участка __________________________________
Вид права: собственность, пользование, владение, аренда (ненужное
зачеркнуть)
Целевое назначение работ ______________________________________________
___________________________________________________________________________
(вид и объем полезного ископаемого, вид подземного сооружения, сроки
использования)
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Приложения:
Дата Подпись уведомителя _____________________
М.П.
(при наличии)
Какие права имеют граждан в сфере недропользования? Какие требования должны соблюдаться при добыче полезных ископаемых? Какую ответственностью несут недропользователи? Об этом рассказывает старший помощник Якутского природоохранного прокурора Данил Вадюхин.
– На основании каких документов возникает право пользования участками недр?
– В силу ст.11 Закона РФ «О недрах» предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Таким образом, деятельность предусматривающая пользование участком недр, является лицензируемым видом деятельности, которым могут заниматься только профессиональные участники рынка – субъекты предпринимательской деятельности.
Частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ установлена ответственность за пользование недрами без соответствующей лицензии. Указанное правонарушение влечёт за собой наложение административного штрафа: на граждан – до 5 тыс. рублей; на должностных лиц – до 50 тыс. рублей; на юридических лиц – до 1 млн рублей.
Кроме того, в случае если безлицензионной добычей полезных ископаемых нанесён ущерб в размере 2,5 млн рублей и больше, то, в соответствии со ст. 171 УК РФ, установлена также уголовная ответственность с максимальным наказанием в виде обязательных работ на срок до 480 часов либо арестом на срок до 6 месяцев.
– То есть обычные граждане, не предприниматели, не могут заниматься добычей полезных ископаемых?
– Не совсем так. Положениями ст.19 закона «О недрах» предусмотрены определённые гарантии для граждан, позволяющие им использовать для собственных нужд общераспространённые полезные ископаемые и подземные воды на собственных земельных участках или участках, предоставленных в пользование на правах аренды.
– Что понимается под использованием для собственных нужд?
– Под использованием для собственных нужд общераспространённых полезных ископаемых и подземных вод понимается их использование для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
В силу положений обозначенной статьи граждане могут осуществлять на своих и арендуемых земельных участках:
– добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе;
– строительство подземных сооружений для своих нужд на глубине до 5 метров без применения взрывных работ;
– устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин до водоносного горизонта, не являющегося источником централизованного водоснабжения.
Проще говоря, гражданину не нужна лицензия для добычи, например, песка на собственном участке (если он не собирается этот песок продавать) для строительства подвалов и погребов глубиной до 5 метров.
– Какие обязанности организацией и предпринимателей предполагает пользование недрами?
– В первую очередь, это обязанности по соблюдению отраслевого законодательства – закона о недрах и условий пользования недрами, которые являются неотъемлемой частью лицензии.
Основными условиями пользования недрами являются: внесение платежей как разового, так и регулярных за пользование недрами, сроки действия лицензии, сроки подготовки технических проектов ведения работ, сроки начала работ на участке недр, ежегодное предоставление в территориальный фонд геологической информации о недрах.
Кроме того, к условиям пользования недрами относится обязанность по выполнению требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды, а также проведением работ по рекультивации и консервации нарушенных в результате деятельности недропользователя земель.
Здесь необходимо отметить, что за нарушение условий пользования недрами для обладателя лицензии установлена ответственность согласно ч.2 ст.7.3 КоАП РФ, административное наказание предусмотрено в виде штрафа, налагаемого на должностных лиц – до 40 тысяч рублей; на юридических лиц – до 500 тысяч рублей.
Кроме того, при нарушении условий пользования недрами уполномоченным органом – Управлением по недропользованию по Республике Саха (Якутия) может быть принято решение о приостановлении лицензии или её отзыве.
Так, в 2018 году управлением отозвано свыше 20 лицензий по причине несоблюдения лицензионных условий, в 2019 году – более 60 лицензий.
– Какие нарушения условий пользования недрами чаще всего допускаются организациями и индивидуальными предпринимателями?
– Чаще всего это нарушения при сдаче информационной отчётности о недрах. Например, в прошлом году по делам об административных нарушениях, возбужденных по постановлениям Якутской природоохранной прокуратуры по ч.2 ст.7.3 КоАП РФ, 22 недропользователя были привлечены к административной ответственности за непредставление информационных отчётов о пользовании недрами.
Кроме того, нередки нарушения сроков подготовки технических проектов и сроков начала работ на участках недр, а также нарушения технических проектов в части несоблюдения установленных объёмов добычи полезных ископаемых.
Так, уже в нынешнем году свыше 20 недропользователей за подобные нарушения по постановлениям Якутской природоохранной прокуратуры были привлечены к административной ответственности с назначением штрафов.
Прежде всего, указанные нарушения допускаются малыми и средними предприятиями, а также индивидуальными предпринимателями.
Поскольку в настоящее время малый бизнес активно развивается, многие предприниматели задумываются над тем, чтобы получить лицензию на небольшие участки недр с целью геологического изучения и добычи полезных ископаемых, это касается общераспространённых полезных ископаемых и даже золота.
Зачастую предприниматели берут лицензии на объёмы, которые не могут добыть и освоить, либо надеются на предварительные договоренности с инвесторами, а потом инвесторы отказываются, пропадают. Отсюда вытекают нарушения, связанные со сроками, предусмотренными лицензионными условиями и техническими проектами, несдача в срок отчётов, поскольку многие лица заблуждаются, думая, что если работы на участке не осуществлялись, то и отчёты сдавать нет необходимости. Такое бездействие сразу делает недропользователя нарушителем.
Поэтому хотелось бы предупредить предпринимателей о необходимости соблюдения лицензионных условий, сдаче в срок отчётности, соблюдении установленных сроков и объёмов добычи, поскольку штрафные санкции достаточно велики и могут серьёзно ударить по финансовому состоянию как раз небольших предприятий.
– Как пресекаются экологические нарушения и какая ответственность предусмотрена для нарушителей?
– Действительно, помимо обязанности соблюдения отраслевого законодательства в сфере охраны и использования недр, на обладателях лицензий лежит обязанность соблюдения Водного, Лесного, Земельного кодексов Российской Федерации, а также законов об охране окружающей среды и охране атмосферного воздуха.
Иногда недропользователи пытаются экономить на соблюдении обязательных требований по охране окружающей среды. Хотелось бы их предостеречь от пренебрежительного отношения к нормам экологического законодательства. Для обеспечения соблюдения таких требований желательно иметь специалиста-эколога.
Якутской природоохранной прокуратурой и органами государственного экологического надзора на постоянной основе проводятся проверки и контрольно-надзорные мероприятия, организован мониторинг средств массовой информации и сети «Интернет» в целях оперативного реагирования и пресечения нарушений в сфере природопользования.
Помимо административной и уголовной ответственности, законодательством об охране окружающей среды предусмотрено обязательное возмещение ущерба, причиненного природным объектам.
– Имеются ли у нас в республике значимые примеры взыскания ущерба?
– Да. В ходе проверки природоохранной прокуратуры, проведённой в Нерюнгринском районе в 2017 году, было установлено, что при добыче золота на лицензионном участке недр ООО Артель старателей «Нимгеркан» сточные воды с промывочного прибора без какой-либо предварительной очистки сбрасывались в водный объект. Кроме того, использование водного объекта осуществлялось в отсутствие разрешительной документации.
Ущерб, причинённый водному объекту вследствие сброса недостаточно очищенных сточных вод, составил свыше 46 млн рублей.
По постановлению природоохранной прокуратуры общество и его должностное лицо были привлечены к административной ответственности за нарушение требований к охране водных объектов по ч.4 ст.8.13 КоАП РФ и по ст.7.6 КоАП РФ – за самовольное занятие водного объекта. Артели и его должностному лицу было назначено наказание в виде штрафов на общую сумму свыше 100 тыс. рублей.
Также Якутской природоохранной прокуратурой в суд было предъявлено исковое заявление о взыскании с артели ущерба, причинённого окружающей среде. Решением Алданского районного суда исковое заявление прокурора было удовлетворено в полном объеме на сумму свыше 46 млн рублей.
Верховным судом Республики Саха (Якутия) решение суда первой инстанции отставлено без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы артели отказано. В настоящее время предприятие – в процессе банкротства.
Поэтому несоблюдение норм законодательства об охране окружающей среды может повлечь еще и негативные финансовые последствия для предприятия.
– Какие обязанности имеются у недропользователей при использовании лесов?
– В случае если предоставленный в пользование участок недр расположен на землях лесного фонда, то использование его без соответствующих правоустанавливающих документов (договор аренды лесного участка, проект освоения лесов) расценивается как самовольное занятие лесных участков, то есть это расценивается как административное правонарушение, предусмотренное ст.7.9 КоАП РФ, что влечёт наложение административного штрафа: на должностных лиц – до 100 тысяч рублей; на юрлиц – до 300 тысяч рублей.
К одним из наиболее серьёзных нарушений в сфере лесопользования законодательством отнесены незаконная рубка лесных насаждений, а также их уничтожение или повреждение в результате неосторожного обращения с огнём или источниками повышенной опасности.
За незаконную рубку, то есть в отсутствие разрешительных документов (договор, проект освоения лесов, лесная декларация, акт отвода и таксации лесосеки) повреждение лесных насаждений статьёй 8.28 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность для юрлиц – в виде штрафа до 600 000 рублей, с конфискацией продукции незаконного природопользования, а также, возможно, с конфискацией орудия совершения административного правонарушения.
В случае незаконной рубки в значительном, крупном или особо крупном размере для виновного лица наступает уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок до 6 лет, предусмотренная ст.260 УКРФ. Значительным размером в указанной статье признаётся ущерб, причиненный лесным насаждениям, который превышает 5 000 рублей.
Перед началом пожароопасного сезона в лесах нелишним будет напомнить недропользователям об ответственности за соблюдение правил пожарной безопасности в лесах.
Так, за нарушение указанных правил статьей 8.32 КоАП РФ установлена административная ответственность в виде штрафа в размере до 1 000 000 рублей.
В случае уничтожения или повреждения лесных и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнём или иными источниками повышенной опасности ст.261 УК РФ установлена уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до 10 лет.
Кроме того, с виновного лица взыскиваются затраты государства на тушение лесного пожара и возмещение ущерба, причинённого лесному фонду.
– Как известно, нередко добыча полезных ископаемых осуществляется на территориях, где проживают и осуществляют свою традиционную хозяйственную деятельность коренные малочисленные народы Севера (КМНС). Имеются ли какие-то законодательные ограничения по использованию недропользователями таких территорий?
– Право на сохранение исконной среды обитания коренных малочисленных народов гарантировано ст.69 Конституции РФ и Федеральным законом от 30.04.1999 номер 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ».
Согласно ст.13 Федерального закона «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ» и ч.3 ст.15 почти одноименного закона Республики Саха (Якутия), пользование природными ресурсами, находящимися на территориях традиционного природопользования и традиционной хозяйственной деятельности коренных народов допускается, если указанная деятельность не нарушает правовой режим такой территории.
Информацию о нахождении на предоставленном участке территорий традиционного природопользования КМНС недропользователям следует получать в Министерстве по развитию Арктики и делам народов Севера РС(Я).
В целях оценки намечаемой хозяйственной деятельности, в том числе работ по добыче полезных ископаемых, на исконную среду обитания и традиционную хозяйственную деятельность коренных малочисленных народов в обязательном порядке должна проводиться этнологическая экспертиза.
Проведение обязательной этноэкспертизы предусмотрено Законами Республики Саха (Якутия) «Об ответственном недропользовании на территории РС(Я)» и «Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера РС(Я)».
Органом, оказывающим государственную услугу по проведению этноэкспертизы, является также Министерство по развитию Арктики и делам народов Севера РС(Я).
В 2019 году вступили в силу изменения в КоАП РС(Я), предусматривающие ответственность за нарушение законодательства об этнологической экспертизе и нарушение правового режима территории традиционного природопользования.
Так, частью 1 статьи 4.8 КоАП РС(Я) несоблюдение юридическим или физическим лицом, в том числе зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, требования о представлении заявления о проведении этнологической экспертизы в уполномоченный орган, финансирование или реализация проекта хозяйственной деятельности, подлежащего этнологической экспертизе и не получившего положительного заключения этнологической экспертизы, – влечёт за собой предупреждение или наложение административного штрафа: на должностных лиц – до 10 тысяч рублей; на юридических лиц – до 100 тысяч рублей.
Поэтому недропользователям, получившим в пользование участки недр, расположенные на территориях традиционного природопользования, необходимо в обязательном порядке подать соответствующее заявление Министерство Арктики во избежание негативных последствий.
Материал предоставлен Якутской природоохранной прокуратурой.