Общение в общественно полезной деятельности это

Если для младшего школьного возраста учебная деятельность является ведущей, то для школьников среднего возраста (подростка) в качестве ведущей выступает общественно полезная деятельность в разнообразных формах, в русле которой и интимно-личностное общение со сверстниками, и очень важное общение с представителями другого пола.
Исследованием общественно полезной деятельности 60-80-е годы 20-го века в нашей стране занимался Д. И. Фельдштейн, который отнес эту деятельность подростков к ведущему типу. В качестве отправных положений для исследования выступали следующие:
– во-первых, способность подростков осознавать свои растущие возможности, которые дают основание реализовать потребность в самостоятельности;
– во-вторых, развитие у подростков ориентированности в нормах человеческих отношений.
Д. И. Фельдштейн показал, что подростки стремятся утвердить и раскрыть себя в реальных отношениях общественно полезной деятельности.
Как оказалось в связи с переустройством государственной системы с 1991 года, потребность в общественно полезной деятельности не исчезла – она является потребностью возраста и прямо не зависит от государственной системы.
Для подростков 70-80-х годов было значимым участи в радиофикации школы, озеленении территории, труде в ученических производственных бригадах, строительных отрядах, лагерях труда и отдыха. Подростки 90-х годов участвовали в социально-полезной деятельности по оказанию помощи престарелым жителям окрестных поселков. Они убирали в домах, чинили заборы, работали на огородах у пожилых одиноких людей. Делали это добровольно, не на случайном порыве, а систематически. В наше время подросток получил новую мотивацию для участия в трудовой деятельности – это возможность заработать деньги.
Именно в отрочестве многие подростки испытывают потребность в профессиональном самоопределении, желании найти свое место в жизни. Подросток начинает с нарастающим интересом присматриваться к многообразию профессий. Осуществляя предварительный выбор, он оценивает разные виды деятельности с точки зрения своих интересов и склонностей, а также с точки зрения общественных ценностных ориентаций. Здесь важно вовремя увидеть склонности подростка и поддержать его. В настоящее время ситуация складывается таким образом, что любой труд оценивается как общественно значимый. Поэтому важно правильно сориентировать подростка на качество труда и ответственное отношение к результату труда. Подростки обычно участвуют во многих разнообразных видах деятельности: в учебно-образовательном труде, в общественно-политической жизни, в организаторском труде, в общественно полезной работе и т. п.
По объему затрачиваемого времени подросток в современных условиях занят в наибольшей мере учебой, если он, конечно, учится. Но учение, сохраняя актуальность, по психологической роли не является теперь ведущей деятельностью для подавляющего числа школьников. Подростки, стремясь занять значимое место среди людей, выходят за рамки учебной деятельности, которая выступает для них как неукоснительная обязанность возраста, и ищут применения себе в межличностном общении по поводу разнообразных значимых для них дел (В. С. Мухина, 1999). Сюда входят физическая культура, совместный физический труд, направленный на изготовление рукотворных предметов; совместная интеллектуальная деятельность. Общение пронизывает всю жизнь подростков накладывая отпечаток и на учение и на внеучебные занятия, и на отношения с родителями, учителями. Общаясь со сверстниками, подростки активно осваивают нормы, цели, средства социального поведения и вырабатывают критерии оценки себя и других. По мнению И. Ю. Кулагиной (2001), ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение.
Наиболее содержательное и глубокое общение возможно при дружеских отношениях. Подростковая дружба – сложное, частое противоречивое явление. Подросток стремится иметь близкого, верного друга и лихорадочно меняет друзей. Обычно он ищет в друге сходства, понимания и принятия своих собственных переживаний и установок. Друг, умеющий выслушать и посочувствовать, становится своеобразным психотерапевтом. Если же друг проявит невнимание, вполне возможен разрыв отношений. И тогда подросток, чувствует себя одиноким, снова будет искать идеал.
В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности в общении. Чтобы осуществлять эти стремления, ему нужны личная свобода и личная ответственность. И он отстаивает эту личную свободу как право на взрослость.
Успехи в среде сверстников в отрочестве ценятся более всего. В подростковых объединениях стихийно формируются свои кодексы чести. Здесь высоко ценятся верность, честность и караются предательство, измена, нарушение данного слова, эгоизм, жадность и т. п. Если подросток подвел, предал, бросил, он может быть избит, ему могут объявить бойкот и оставить в одиночестве. Подростки жестко оценивают сверстников, которые в своем развитии еще не достигли уровня самоуважения, не имеют собственного мнения, не умеют отстаивать свои интересы. Перечисленные отроческие ориентации в общении, конечно же в целом совпадают с ориентациями взрослых. Однако оценка поступков сверстников идет более максималистично и эмоционально, чем у взрослых.
При всей ориентации на утверждение себя среди сверстников подростки отличаются крайним конформизмом в подростковой группе. Один зависит от всех, стремится к сверстникам и подчас готов выполнить то, на что его подталкивает группа. Группа создает чувство «Мы», которое поддерживает подростка и укрепляет его внутренние позиции. Очень часто подростки для усиления этого «Мы» начинают носить одного стиля и вида одежду, используют сленговую речь. Подростки пользуются сленгом в классе, в спортивных группах, во дворах домов, а также диффузных неформальных объединениях под сленговыми названиями (панки, металлисты, хиппи, фашисты и др.).
Для отрочества большое значение имеет обретение друга. Друг в подростковом возрасте обретает особую ценность. Подростковая дружба, начавшись в 11, 12, 13 лет, постепенно переходит в юношескую. По большей части следы возвышенных отношений и совместных стремлений к совершенствованию остаются в душе взрослого на всю жизнь. В подростковом возрасте появляется также интерес к противоположному полу. Возникает желание нравиться, а в связи с этим интерес к собственной внешности. Возникающий интерес к другому полу у младших подростков проявляется вначале специфически – «в задирании» девочек, которые жалуются на мальчиков, но не обижаются. Позже отношения меняются: теряется непосредственность, появляется скованность, робость.
У старших подростков общение между мальчиками и девочками становится более открытым. Привязанность к сверстнику другого пола может быть сильной, ей придается большое значение. Отсутствие взаимности иногда становится причиной сильных негативных эмоций. В 14-15 лет между мальчиками и девочками появляются более романтические отношения они начинают писать друг другу записки, назначают свидания, вместе гуляют по улицам, ходят в театры, на концерты, дискотеки и т. д. На основе таких взаимоотношений у подростков возникает желание становиться лучше, появляется потребность к самосовершенствованию. Подростки начинают заниматься самовоспитанием. Первое чувства влюбленности оказывают на юную душу столь сильное воздействие, что многие люди уже в зрелые годы вспоминают именно эти чувства и предмет сердечной склонности.
Подводя итоги особенностей развития человека в подростковом возрасте, можно отметить, что главной задачей отрочества являются формирование нового уровня самопознания, а также самоопределение в сферах общественных ценностей, общения людей. Остальные задачи развития вторичны по отношению к вышеперечисленным:
1) освоение «нового тела», физиологическая и психологическая полоидентичность;
2) развитие абстрактного мышления;
3) приобретение навыков межличностного общения со сверстниками своего и противоположного пола;
4) становление новых, более независимых отношений в семье: уменьшение эмоциональной зависимости при сохранении потребности в психологической и материальной поддержке;
5) выработка жизненной философии, системы ценностей;
6) постановка задач будущего (семья, карьера, образование) в связи с решением вопроса: «На что я годен?».
Контрольные вопросы
1. Какое влияние на психическое развитие подростка оказывают семья, школа?
2. Назовите внешние и внутренние (биологические и психологические) предпосылки возникновения кризиса 13 лет.
3. Какие новообразования личности появляются в подростковом возрасте?
4. Особенности развития высших психических функций у подростков (мышления, внимания, памяти, воображения).
5. Психологические особенности трудовой деятельности в подростковом возрасте.
6. Общение со сверстниками как потребность и значимая деятельность.
Темы рефератов
1. Учебная деятельность в подростковом возрасте.
2. Увлечения подростков.
3. Личностная нестабильность и подростковые проблемы.
4. Восприятие музыки подростками.
5. Общение со сверстниками противоположного пола.
6. Противоправное поведение подростков.
7. Формирование психологической культуры личности подростка.
8. Алкоголизм и наркомания в подростковом возрасте.
Рекомендуемая литература
Возрастная и педагогическая психология (Под ред. М. В. Гамезо и др. – М., 1984.
Кулагина И.Ю, Колюцкий В.Н. Возрастная психология. М., 2001.
Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1999.
Попова М.В. Психология растущего человека. М., 2002.
Психологический словарь-справочник. (Под ред. М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович) М., 2001.
Рабочая книга школьного психолога (Под ред. И. В. Дубровиной) М., 1991.
Л. М. Фридман, И. Ю. Кулагина. Психологический справочник учителя. М., 1991.
Глава 8
Юношеский возраст
Источник
Общественно – полезная деятельность – один из основных компонентов системы трудового воспитания школьников. Общественно полезный труд предполагает разнообразную трудовую и общественную деятельность школьников, направленную непосредственно на удовлетворение каких-либо общественных потребностей и нужд.
Цель: содействовать всестороннему развитию личности.
Его основными задачами: являются формирование осознанной потребности в труде, заботливого и бережного отношения к общественному достоянию, родной природе, трудовой активности и дисциплины, творческого отношения к труду;
– воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни: ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества;
– ценностное и творческое отношение к учебному труду;
-трудолюбие;
-элементарные представления о различных профессиях;
-первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми; осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
-первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
– мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Организуется два вида общественно полезного труда: труд, результат которого предназначен для нужд своего коллектива: уборке классных помещений, изготовление дидактического материала, дежурства по классу, по школе, столовой и др. труд, результат которого предназначен для нужд других коллективов: шефство над детским садом, участие в озеленении и благоустройстве района и др. В процессе общественно полезного труда школьники учатся использовать на практике и совершенствуют полученные на уроках трудового обучения элементарные знания и умения в области техники, технологии обработки материалов, экономики, закрепляют трудовые умения, развивают интересы и способности к определенным видам деятельности, творческую инициативу. Для осуществления тесной взаимосвязи с уроками трудового обучения и повышения эффективности общественно полезного труда надо постоянно ориентировать учащихся на использование знаний и умений, приобретенных на уроках, широко использовать методы, активизирующие познавательную деятельность детей(постановка проблемных задач, создание проблемных ситуаций, побуждение к самостоятельному поиску решений). В процессе общественно полезного труда следует не только обучать детей элементарными трудовыми навыками, необходимо обращать пристальное внимание на формирование у них первоначальных навыков: культуры труда, рациональной организации индивидуальной и коллективной работы, предварительного её планирования, умения организовать свое рабочее место, самоконтроля своей работы, бережного отношения к материалам, инструментам и оборудованию. Особое внимание следует обращать на развитие творческих способностей детей, их трудовой активности, самостоятельности. Содержание общественно полезного труда школьников определяется с учетом их возраста, здоровья, потребностей классного, школьного коллектива.
Главными направлениями трудовой деятельности школьников являются самообслуживание, посильное участие в благоустройстве и охране природы, работах для школы, библиотеки. В зависимости от содержания и объема трудового задания, постоянного или временного характера работы, многообразия видов труда на данном рабочем месте, уровня материальной оснащенности и других факторов создаются различные коллективы учащихся: постоянные, и временные.
Школьники должны осознавать необходимость и целесообразность своего труда, понимать, что их труд необходим.Труд, результат которого предназначен для нужд других коллективов: участие в озеленении и благоустройстве территории. Воспитание творческой, социально-активной личности, ответственно относящейся к общественно-полезному труду.
Содержание общественно полезного труда школьников определяется с учетом их возраста, здоровья, потребностей классного, школьного коллектива. Волонтерская работа. Мелкий ремонт учебно-наглядных пособий, книг школьной и районной библиотеки.
Главное в организации трудовой деятельности учащихся школы – не сводить её только к усвоению программного материала. Труд в школе должен стать основой, на которой строится вся учебно-воспитательная работа. Результативность труда определяется его общественной полезностью. Однако каждое трудовое усилие должно завершаться видимым, ощутимым и для самого ученика результатом. Только при этом условии труд может стать для него потребностью. Поэтому в нашей системе воспитания исключительное значение имел общественно полезный труд.
На первых порах общественно полезная работа помогает нам установить товарищеские взаимоотношения между учащимися, воспитать у них трудолюбие, самостоятельность. Научить ценить труд других.
Мы приобщаем к общественно полезной работе учащихся с первых дней их пребывания в школе.
Уже на первых порах общественно полезная работа помогает нам установить товарищеские отношения между детьми, вызвать у них интерес к труду, приучить уважать труд других, воспитывать общественно-трудовые навыки.
Сначала мы организуем дежурство учеников по классу. Обычно назначаем двух дежурных. Вдвоем дети охотнее и увереннее дежурят, приучаются распределять свои обязанности и помогать друг другу. Дежурные имеют четкий круг обязанностей. Дежурство по классу – это лишь один из видов общественно полезной работы учащихся.
Школа не может общественно полезную деятельность ограничивать только привлечением детей к дежурству (так как дежурство в сущности является для учащихся периодической обязанностью). Настоящая общественно полезная работа должна быть для каждого школьника постоянной, повседневной, систематической.
Общественно полезная работа, к которой могут быть привлечены учащиеся вспомогательной школы, многообразна. Однако воспитательная значимость всех видов такой работы неодинакова. Поэтому мы тщательно отбираем виды общественно полезной деятельности, учитывая интересы, силы и возможности учащихся.
Виды общественно полезной деятельности по годам обучения
1 класс
Протереть своевременно классную доску.
Протереть своевременно парты.
Протереть своевременно подоконники, вымыть и полить цветы.
Прибрать на отдельных полках в шкафу.
Убрать после завтрака посуду, протереть столы.
Раздать и собрать тетради, альбомы, карандаши.
Сделать и повесить кормушки для птиц.
Выполнить обязанности санитара, старосты.
2 класс
То же, что в I классе, и дополнительно:
Уход за цветами.
Заведование шкафом.
Дежурство в столовой.
Уборка комнаты после труда.
Выполнение обязанностей помощника учителей по отдельным предметам: ритмике, рисованию, труду.
Ремонт пособий.
Помощь в изготовлении наглядных пособий.
3 класс
То же, что во II классе, и дополнительно:
Уход за цветами в зале.
Организация классной библиотеки.
Шефство над учащимися I класса.
Забота о больных товарищах.
Принести, повесить и отнести учебные пособия.
4 класс
То же, что в III классе, и дополнительно:
Уход за цветами в школе.
Шефство в I и II классах.
Мытье полов, дверей и панелей в классе.
Участие в санитарной комиссии по школе.
Работа в составе совета дружины.
5 класс
То же, что в IV классе, и дополнительно:
Шефство в I, II и III классах.
Помощь библиотеке (подбор книг, их ремонт, уборка помещения и т.д.).
Мытье окон, стен, школьной лестницы, полов в классе.
Украшение школы к праздникам.
Помощь слабым ученикам.
6 класс
То же, что в V классе, и дополнительно:
Работа в библиотеке (выдача книг, их проверка).
Озеленение двора. Посадка деревьев, уход за ними и цветами.
Помощь в уборке школы.
Помощь в столовой.
Самостоятельный ремонт наглядных школьных пособий.
Мытье панелей в школе.
Уборка снега около двора.
7-9 классы
То же, что в VI классе, и дополнительно:
Уход за садом.
Посадка деревьев и цветов на своих участках.
Починка парт, столов, стульев.
Организация уголка по подготовке к экзаменам.
Товарищеская помощь в подготовке к экзаменам.
Сбор утильсырья.
Шефство над пенсионерами.
Как видно из перечисленного выше, общественно полезную работу мы постепенно усложняем из года в год (по принципу перехода от простого к сложному, от легкого к трудному). Так, например, если ученик первого класса следил за порядком одной полки в шкафу, то во втором классе он уже отвечает за порядок всего шкафа. Если ученики второго года обучения ухаживают за цветами только своего класса, то на следующих годах обучения они ухаживают за цветами сначала в зале, затем в учительской и в других общих местах школы. Так постепенно расширяется круг обязанностей по каждому виду общественно-трудовой деятельности, увеличивается и количество поручений, выполняемых одним учеником. В старших классах эти обязанности выполняются более тщательно и самостоятельно.
Общественно полезная деятельность постепенно выходит за пределы класса, а затем и школы: дети озеленяют дворы, шефствуют над пенсионерами, помогают отстающим ученикам готовить домашние задания, собирают утильсырье и пр.
Вся общественно полезная работа продумывается, планируется нами до мелочей с учетом сил и возможностей каждого ученика. Важно также учитывать обстановку и условия работы.
-Формирование умения жить и трудиться в коллективе; -формирование твердой уверенности в необходимости труда, в том, что труд в нашей стране является делом чести, доблести и геройства, что самоотверженный труд— основа личного и общественного благополучия; – развитие познавательного интереса и любви к труду; -обучение умению планировать свою работу; – вооружение учащихся трудовыми знаниями, умениями и навыками; -воспитание необходимой культуры труда; • выработка умения четко представлять конечный результат труда; условия, необходимые для его осуществления; -воспитание уважения к людям труда; -воспитание бережного отношения к продуктам труда, материальным ценностям и к окружающей среде; -формирование социально значимых мотивов трудовой деятельности; -выработка навыков рациональной организации труда и экономного использования времени; -воспитание высоких моральных качеств: чувства долга и ответственности, патриотизма, взаимопомощи, коллективизма, дисциплинированности; -формирование активной жизненной позиции.
Мы стремимся вызвать к жизни, мобилизовать и развить лучшие стороны личности своих учеников в процессе деятельности. Яркий пример этому – способность выпускников школы самостоятельно жить и трудиться с максимальной пользой для общества. Эффективность учебно-воспитательного процесса в школе определяется той суммой навыков, которыми овладевает ученик, и степенью их прочности.
Источник