Общая потенциальная ценность запасов полезных ископаемых россии

Общая потенциальная ценность запасов полезных ископаемых россии thumbnail

Показатели

Млрд.
долл.

%

Всего

29860

100,0

Природный
газ

9 190

30,8

Уголь
и сланцы

6651

22,3

Нефть
и конденсат

4481

15,0

Руды
черных металлов

1962

6,6

Руды
цветных и редких металлов

1807

6,1

Руды
благородных металлов и алмазы

272

0,9

Уран

4

0,01

Другим
важным энергетическим ресурсом является
нефть. Россия обладает одними из самых
больших запасов нефти в мире. На ее долю
приходится 15% всех мировых запасов
нефти. В 2001 г. по уровню добычи сырой
нефти Россия занимала второе место в
мире (461 млн. т.), в то время как в 1999 г.
Россия добывала 290 млн. т. нефти в год,
что соответствовало 4-му месту в мире.
Только в 2002 г. российская экономика
должна получить от экспорта нефти 23,6
млрд. долл. Сырьевая база России позволяет
полностью обеспечить потребности
народного хозяйства в нефти и
нефтепродуктах. Но в последние годы
произошло ухудшение структуры и качества
сырьевой базы, и снизились
геолого-экономические показатели ее
освоения.

Третьим
важным энергетическим ресурсом страны
является уголь. На долю угля в
топливно-энергетическом балансе России
приходится примерно 12-13%. На долю России
приходится 12% мировых разведанных
запасов угля. По этому показателю Россия
занимает третье место в мире после США
(445 млрд. т.) и Китая (272 млрд. т.). Доля
разведанных высококачественных
дефицитных коксующихся углей и антрацита
составляет всего 12% общих запасов
каменного угля в России.

Другим
важным стратегическим ресурсом является
золото. По разведанным месторождениям
(около 5 тыс. т.) Россия занимает 3-е место
в мире и отстает лишь от ЮАР и США и
значительно превосходит Австралию и
Канаду. Кроме золота Россия располагает
крупными месторождениями алмазов, по
их добыче страна занимает 3-е место в
мире после Австралии и Ботсваны. Россия
(19,4 млн. карат), наряду с Австралией (4,2
млн. карат), Ботсваной (20,1 млн. карат),
Конго (17,0 млн. карат) и ЮАР (9,8 млн. карат),
входит в пятерку стран, осуществляющих
90% мировой добычи алмазов. При этом
Россия – единственная страна в мире,
которая осуществляет одновременно
добычу, переработку и экспорт алмазного
сырья и бриллиантов.

Другой
не менее ценный в настоящее время металл
– платина. Ежегодный объем добычи платины
и платиноидов в России составляет
порядка 87,9% мировой добычи. Россия
занимает уникальное положение на мировом
рынке палладия: на нашу страну приходится
до 50-70% всех мировых поставок.

Из
всего выше указанного можно утверждать,
что в целом созданная инфраструктура
и производственные мощности по добыче
и производству нефти, природного газа,
каменного угля, железной руды, цветных
и благородных металлов и алмазов пока
обеспечивают внутренние потребности
экономики России, а также позволяют
поставлять значительную часть минерального
сырья на внешний рынок.

Несмотря
на весьма острые проблемы в добывающей
промышленности России, именно эта
отрасль обеспечивает почти треть
валютных поступлений страны. Однако,
как было указанно ранее, модель
экономического развития, ориентированная
на приоритетное развитие сырьевых
отраслей, имеет тупиковый характер и
не способна вывести страну из глубочайшего
кризиса.

Одним
из самых важных факторов развития любой
экономики являются трудовые ресурсы.
В целом в настоящее время демографическая
ситуация в России может быть определена
как достаточно сложная и в настоящее
время остро встает необходимость решения
всех существующих в данной сфере проблем.

Тем
не менее, по уровню развития человеческого
потенциала в 2001 г. Россия занимала 60-е
место в мире из 173 стран, попав в группу
со средним уровнем развития. При этом
страна имеет лидирующие показатели по
уровню грамотности взрослого населения
(99.6%). Внушают оптимизм и показатели
развития средств коммуникации. Так,
темпы роста количества компаний,
предоставляющих услуги Интернета в
2000 г. выросли по сравнению с 1995 г. в 17
раз, мобильной связи -соответственно в
30 раз.

Следующим
фактором экономического роста любого
национального хозяйства является объем
накопленного основного капитала. В
отношении основного капитала необходимо
отметить, что все последнее десятилетие
Россия существует за счет капитала,
накопленного еще в эпоху СССР. С самого
начала реформирования российской
экономики отмечается тенденция сокращения
объема накопленного основного капитала
с 23,8% ВВП в 1991 г. до 17,4% ВВП в 1998 г. Износ
оборудования в основных отраслях
промышленности превышает 60%. На сегодняшний
день доля производственного оборудования
в возрасте до пяти лет составляет менее
10%, против 65% в США. Такое положение не
обеспечивает благоприятных условий
для хозяйственного роста. Следовательно,
в настоящее время необходимым становится
увеличение доли капиталовложений в
общей структуре использования ВВП.

Таким
образом, в настоящее время Россия пока
не может ориентироваться в своем развитии
на использование основного капитала,
поскольку даже сейчас они загружены
лишь на 43%. Отсутствие достаточных
инвестиций в основные фонды привело к
тому, что по большинству технологий
наша страна не сможет выйти на мировые
рынки и будет ограничена «постсоветским»
пространством кооперации и специализации,
из которого будут неуклонно уходить
другие страны. Что опять же не будет
стимулировать предприятия совершенствовать
технологии.

В
инвестиционной сфере до сих пор нет
стабильности. Прямые иностранные
инвестиции с 1995 г. по 2000 г. составили не
более 21 млрд. долл., к концу 2000 г. выросли
лишь до 28 млрд. долл.21
Но их рост сначала был остановлен
азиатски кризисом, а затем и отказом
России от платежей по внешнему долгу.
В результате суммарный приток прямых
инвестиций России не превысил 2% ее
годового ВВП

Преодолеть
негативные тенденции факторов предложения
возможно за счет ускорения темпов
научно-технического прогресса в России.
Начиная с середины XX в. науке и
технологии принадлежит особое
место в составе факторов экономического
роста. Для России последнее десятилетие
прошло под знаком полного пренебрежения
к развитию национальной науки и
интеллектуальному потенциалу нации в
целом. К 2001 году уровень затрат на
финансирование научной сферы сократился
в России более чем в 3 раза по сравнению
с 1990 годом, а доля расходов на НИОКР
составила 0,32% ВВП при пороговом значении
этого показателя в 2% ВВП. С 1985 года по
2001 год из научной сферы ушли 2,4 млн.
человек. Потери, вызванные утечкой
интеллектуального капитала, составляют,
по разным оценкам, от 60-70 млрд. долл..
Проблема усугубляются еще и тем
обстоятельством, что в современных
условиях технология производства сама
по себе без управления и маркетинга не
стоит почти ничего, поскольку на мировых
рынках нет свободной конкуренции,
поэтому даже заведомо превосходящая
конкурентов российская техника
отторгается. Кроме того, основная даже
самая передовая часть российских
высокотехнологичных разработок находится
на стадии отдельных образцов, а отнюдь
не подготовленного массового производства,
позволяющего захватывать мировые рынки.

Специфическим
ресурсом России также считают ее
протяженность, в принципе позволяющую
эффективно вписаться в мировые системы
транспорта и связи. Но неустойчивый
хозяйственный климат и неэффективное
управление привели к широкомасштабному
поиску обходящих Россию маршрутов
глобальных транспортных систем. Это же
факторы грозят потерей возможности
активного участия в мировых системах
связи из-за размещения иностранных
спутников связи взамен необратимо
выбывающих российских.

Для
оценки потенциала роста российской
экономики немаловажным является анализ
состояния совокупного спроса. Как
показывает опыт новых индустриальных
стран и стран Европы, переживших подобное
российскому состояние экономического
развития, наиболее результативными с
точки зрения обеспечения экономического
роста являются факторы стимулирования
внутреннего платежеспособного спроса
на продукцию промышленности. В отношении
российской экономики в течение всего
периода проведения реформ отмечается
снижение показателей, характеризующих
совокупный спрос. Однако в ближайшей
перспективе, как считают специалисты,
внутренний спрос будет расти и в 2002 г.
его рост составит около 4% за счет роста
потребительских расходов домашних
хозяйств, государства и инвестиционных
расходов бизнеса. О таких тенденциях
свидетельствуют данные 2001 г. Так, согласно
оценкам специалистов, в 2001 г. реальное
личное потребление в 2001 г., на долю
которого приходится более половины
ВВП, рассчитанного по данным о расходах,
увеличилось почти на 2% по сравнению с
предыдущим годом.22

Прирост
показателя государственных расходов
на потребление товаров и услуг стал
возможным благодаря увеличению расходов
бюджета вследствие повышения рублевой
стоимости внешнеторговой деятельности
и, соответственно, роста поступлений
от косвенных налогов на экспорт и импорт.
На долю этого компонента приходится
только около 15% совокупного спроса.
Инвестиционный спрос со стороны
предприятий остается незначительным.
Рост потребительского спроса может
быть отнесен на счет увеличения реальных
доходов в виде заработной платы и
погашения задолженности по выплате
заработной платы.

Утверждается,
что крупные страны (по численности
населения или по величине ВВП) не могут
расти так быстро, как относительно
небольшие страны, чем и объясняются
замедленные темпы роста российской
экономики по сравнению со странами
Центральной и Восточной Европы.

Некоторые
специалисты утверждают также, что
препятствием на пути роста российской
экономики является тип экономической
системы, существующий до начала реформ,
а также такие неэкономические факторы,
как политическая и социальная
нестабильность, непредсказуемость
политической сферы и недостаточное и
неэффективное правовое обеспечение
роста экономики.

Одним
из немаловажных политических институтов,
который мог бы стать ресурсом роста
российской экономики называют государство
Формирование такого рода государства
означает для российской экономики
восполнение самого дефицитного ресурса
– ресурса целеполагания и управляемости
социально-экономических процессов,
адаптация которых в настоящее время
происходит стихийно и хаотично. При
общем одобрении курса на социально
ориентированную рыночную экономику
остаются спорные и противоречивые
позиции относительно задач, мер и границ
экономической политики государства,
особенно в сфере распределения.

Преодолеть
отставание и кризис наша страна способна
при условии укрепления политической
власти, формирования профессионально
дееспособной и сплоченной правительственной
команды.

Что
касается правовой сферы и ее роли в
обеспечении возможностей роста российской
экономики, то здесь также наблюдается
множество проблем. Опыт развитых стран
показывает, что судебная система играет
важную роль в развитии рыночной экономики.
Она делает это различными способами:
разрешая споры между частными сторонами,
разрешая споры между частной стороной
и государством, создавая общий правовой
фон, который служит ориентиром, когда
отдельные люди и организации действуют
за пределами формальной системы, влияя
на эволюцию общества и его нормы, вместе
с тем, сама находясь под их влиянием.
Такие перемены заставляют законы
работать, обеспечивают в стране порядок
и способствуют развитию рынков,
экономическому росту и снижению бедности.
Судебная система требуется для обеспечения
баланса между необходимостью оперативного
и доступного, с одной стороны, и
справедливого с другой, рассмотрения
спорных ситуаций. Именно эти аспекты
являются элементами, обеспечивающими
судебную эффективность.

Немаловажной
проблемой в условиях российской экономики
является отсутствие конкурентной среды.
Давно доказано, что конкуренция способна
заменить эффективную систему банкротства,
поскольку она вынуждает неэффективные
фирмы ликвидироваться.23
Усиление конкуренции ведет к повышению
производительности фирм, где внешние
акционеры не преобладают, но конкуренция
не вызывает роста производительности,
если внешние акционеры в большинстве.
Рост производительности, в свою очередь,
служит одним из главных источников
роста национальной экономики.

Проведенный
анализ позволяет сформулировать
следующее заключение относительно
возможностей роста российской экономики.

Среди
факторов, способных способствовать
экономическому росту российской
экономики можно выделить: количество
природных ресурсов, количество имеющихся
трудовых ресурсов, объем имеющегося
капитала и пока еще существующие
научно-технические наработки. Однако
имеют место ряд барьеров на пути желаемой
тенденции роста, (см. Рисунок 1) К ним мы
относим экономические и социально-политические
и институциональные.

Общая потенциальная ценность запасов полезных ископаемых россии

Рис.
10.1

Процесс экономического роста российской
экономики в совокупности стимулирующих
и противодействующих факторов

Все
эти препятствия можно разделить на
несколько областей:

В
технологической области — технологическая
многоукладность российской экономики
и связанные с ней диспропорции: большой
удельный вес устаревающих производств,
снижающих эффективность всей
экономической системы и затрудняющих
ее быструю модернизацию; низкая
конкурентноспособность и нарастающее
технологическое отставание российской
экономики от уровня передовых стран.

В
воспроизводстве основного капитала –
крайне низкая интенсивность обновления
основ фондов, ввод которых существенно
меньше выбытия; преодоление этой
тенденции требует четырехкратного
увеличения инвестиционной активности.

В
производственно-организационной области
– значительная доля нежизнеспособных,
убыточных производств, конкурентоспособность
которых была подорвана
производственно-технологической
дезинтеграцией в ходе кампании массовой
приватизации, спровоцировавшей
колоссальный рост трансакционных
издержек.

В
сфере образования и подготовки кадров
– ухудшение качества образования и
возникновение разрыва между поколениями
специалистов, чреватого разрушением
научных школ я утратой опыта производства
во многих отраслях, экономики.

В
институциональной области — отсутствие
институтов, обеспечивающих расширенное
воспроизводство и создание конкурентной
среды, способствующей повышению
эффективности отечественного производства.

В
макроэкономической области — крайне
неблагоприятная для производства и
инвестиций структура экономических
оценок, предопределяющая убыточность
половины производственных предприятий
и невыгодность производственных
инвестиции.

В
микроэкономической области — отсутствие
адекватных мотиваций в поведении
менеджеров, ориентация предпринимательского
поведения не на создание новых благ, а
на перераспределение уже созданного
национального богатства, сложившиеся
в результате приватизационной компании
и приведшие к резкому падению эффективности
и криминализации хозяйственной
деятельности.

Во
внешнеэкономической области — крайняя
неэффективность структуры внешней
торговли, в которой доминируют экспорт
сырья и импорт готовых изделий,
продолжающийся масштабный вывоз
капитала, как в форме перевода средств
за рубеж, так и в форме ввоза иностранной
наличной валюты в целях тезаврации
сбережений.

Характеристика
этих ограничений и выявление механизмов
их формирования и влияния на состояние
экономической системы страны должны
проводиться на предварительной стадии
разработки прогноза развития экономики.
Существование барьеров на пути к
стабильной тенденции экономического
роста свидетельствует о необходимости
формирования национальной модели
экономического развития, которая, в
свою очередь, требует проведения
адекватной политики, стимулирующей и
поддерживающей экономический рост.

Источник

Произведена оценка запасов полезных ископаемых за 2018 год

Минприроды России произвело оценку запасов полезных ископаемых в натуральном и стоимостном измерениях по итогам 2018 года и их изменений относительно результатов оценки по итогам 2017 года. Соответствующая информация за 2017 и 2018 отчетные годы размещена в единой межведомственной информационно-статистической системе

Полученные данные за 2018 год сравниваются с данными за прошлый период, что позволяет говорить об изменении запасов за год, как в натуральном, так и в стоимостном выражении, как за счет изменения цен, так и без учета ценового фактора.

Напомним, начиная с 2017 отчетного года Минприроды России определено субъектом официального статистического учета по предоставлению информации о запасах природных ресурсов в натуральном и стоимостном измерениях, в том числе ресурсов полезных ископаемых (минеральных и энергетических), а также информации об изменении за год запасов полезных ископаемых, в том числе за счет открытия новых месторождений, признания эффективности их использования, а также за счет изменения цен.

В целях содействия эффективному и устойчивому социально-экономическому развитию России, росту уровня и качества жизни населения, важной является задача обеспечения органов государственного управления, научных организаций и других потребителей статистической информации данными о стоимости важнейшей части национального богатства страны — ее природных ресурсов.

Федеральное агентство по недропользованию собирает от компаний первичные статистические данные по Форме № 1-РСПИ и обобщает их. При этом данные не экспертируются и не корректируются.

Одной из целей сбора информации от недропользователей является необходимость понимания планов компаний (инвестиционных ожиданий) по основным разрабатываемым месторождениям на долгосрочный период для оценки запасов полезных ископаемых и их стоимости. Надо учитывать, что оценка активов производится не только с позиции компаний и инвесторов, но и государства, как собственника ресурсов полезных ископаемых и получателя налоговых и неналоговых платежей и сборов.

В результате, общая стоимость анализируемых полезных ископаемых 2018 года выросла на 70% по сравнению с 2017 годом. Основной прирост произошел за счет увеличения стоимости нефти и газа.

Для проведения оценки запасов были подготовлены и утверждены: Форма федерального статистического наблюдения № 1-РСПИ «Сведения о текущей рыночной стоимости запасов полезных ископаемых» с указаниями по ее заполнению (приказ Росстата от 25.12.2017 № 863); Методология оценки запасов полезных ископаемых в натуральном и стоимостном измерениях и их изменений за год (приказ Минприроды России от 04.09.2018 № 413).

Отметим, что Методология оценки обладает определенным рядом допущений, которые не позволяют рассматривать полученную стоимость запасов полезных ископаемых как реальную рыночную стоимость конкретных активов. Так, например, согласно указаниям по заполнению Формы № 1-РСПИ, в случае если ведется разработка нефтегазоконденсатных или комплексных месторождений, форма заполняется по основному добываемому компоненту, при этом выручка и затраты от разработки подобных месторождений не разделяются по видам полезных ископаемых, а относятся целиком к основному добываемому компоненту. Указанная методологическая особенность в 2018 году существенно повлияла на распределение стоимости запасов нефти и газа.

При этом надо учитывать, что по предложенному Росстатом подходу, отраженному в Методологии, стоимостная оценка проводится на основе статистических данных о средних ценах реализации полезных ископаемых, формируемых Росстатом.

С учетом годового индекса цен по полезным ископаемым (исходя из средних цен, для нефти рост составил 28,4%), влияние цены, по факту, ниже. Анализ представленных компаниями данных выявил, что рост фактических цен реализации продукции по конкретным проектам составил порядка 50%.

Анализ произошедших изменений стоимости запасов нефти в 2018 году по сравнению с уровнем 2017 года показал, что основное изменение стоимости запасов связано с изменением стоимости сырья. Также на стоимости нефтегазовых запасов сказалось уменьшение размера капитальных затрат компаний по сравнению с 2017 годом (до 10%), что связано как с оптимизацией инвестиционных программ компаний, так и с завершением инвестиционной стадии по основным крупным нефтедобычным проектам. Кроме того, на рост стоимости запасов нефти повлиял рост ожидаемой добычи по рассматриваемым нефтяным месторождениям (до 9%).

Автор:
Пресс-служба Минприроды России

Источник