Обозначьте на контурной карте месторождения полезных ископаемых

- Все рабочие тетради (главная страница сайта)
 - ГДЗ к контурным картам по географии. 8 класс «Дрофа»
 

Комментарий: Работу лучше выполнять по шагам, последовательно выполняя задания к контурным картам. Для того, чтобы увеличить карту, просто нажмите на неё. Также можно увеличивать и уменьшать размер страницы при помощи одновременного клавиш Ctrl и «+» или Ctrl и «-«.
ЗАДАНИЯ
Для выполнения заданий будем рассматривать атлас на страницах 4, 5, 10 и 11.
1. Разными цветами покажите складчатые области, штриховкой покажите выступы кристаллического фундамента.
- Граница России обозначена красной линией.
 - Байкальская и раннекаледонская складчатость (1200 — 520 млн. лет) — тёмно-синяя заливка
 

- Каледонская складчатость (460 — 400 млн. лет) — фиолетовая заливка
 

- Герцинская складчатость (300 — 230 млн. лет) — коричневая заливка
 

- Мезозойская складчатость (160 — 70 млн. лет) — тёмно-зелёная заливка
 

- Кайнозойская складчатость (от 30 млн. лет до наст. врем) — жёлтая заливка
 

- Выступы кристаллического фундамента — красная заливка
 

2. Подпишите названия крупных форм рельефа: равнины, низменности, горы, нагорья, плоскогорья, плато.
Равнины России:
- Восточно-Европейская (Русская) равнина
 - Западно-Сибирская равнина
 - Азово-Кубанская равнина (1)
 
Низменности России:
- Прикаспийская низменность
 - Северо-Сибирская низменность
 - Яно-Индигирская низменность
 - Колымская низменность
 - Барабинская низменность
 
Горы России:
- Кавказские горы (Большой Кавказ)
 - Уральские горы
 - Алтай
 - Саяны
 - Срединный хребет (полуостров Камчатка)
 - Верхоянский хребет
 - хребет Черского
 - Становой хребет
 
Нагорья России:
- Корякское нагорье
 - Чукотское нагорье
 - Алданское нагорье
 - Становое нагорье
 
Плоскогорья России:
- Среднесибирское плоскогорье
 - Анадырское плоскогорье
 - Янское плоскогорье
 
Возвышенности России:
- Среднерусская возвышенность
 - Приволжская возвышенность
 - Северные Увалы
 - Валдайская возвышенность
 - Тиманский кряж
 
Плато России:
- Приленское плато
 - Вилюйское плато
 - Центрально-Тунгусское плато
 - плато Путорана
 

3. Подпишите максимальные абсолютные высоты на Кольском полуострове, Урале, Алтае, Кавказе, Среднерусской возвышенности, Среднесибирском плоскогорье, полуострове Камчатка.
Горные пики России (обозначены красными точками):
-  Кавказские горы (Большой Кавказ)
- гора Эльбрус — 5642 м (2)
 - гора Дыхтау — 5204 м (3)
 - гора Казбек — 5032 м (4)
 
 -  Уральские горы
- гора Ямантау — 1638 м (5)
 - гора Конжаковский камень — 1569 м (6)
 - гора Народная — 1895 м (7)
 
 -  Алтай
- гора Белуха — 4509 м (8)
 
 -  Срединный хребет (полуостров Камчатка)
- Ключевская Сопка — 4850 м (9)
 
 - Кольский полуостров — 1200 м
 - Среднерусская возвышенность — 471 м
 - Среднесибирское плоскогорье — 1701 м
 

4. Отметьте крупные месторождения железной руды, нефти и газа, каменного угля, алмазов, золота и укажите, в пределах каких крупных форм рельефа они находятся.
- Железные руды — Среднерусская возвышенность, Кольский полуостров, Уральские горы, Среднесибирское плоскогорье, Саяны, Становой хребет, Алданское нагорье.
 - Нефть — Кавказ, Каспийское море, Приволжская возвышенность, Уральские горы, Западно-Сибирская равнина, Среднесибирское плоскогорье, остров Сахалин.
 - Газ — Кавказ, Каспийское море, Приволжская возвышенность, Уральские горы, Западно-Сибирская равнина, Среднесибирское плоскогорье, остров Сахалин.
 

- Каменный уголь — Азово-Кубанская равнина, Уральские горы, Саяны, Северо-Сибирская низменность, Алданское нагорье, Верхоянский хребет, хребет Черского, полуостров Камчатка, остров Сахалин.
 - Алмазы — Среднесибирское плоскогорье.
 - Золото — Уральские горы, Становое нагорье, Алданское нагорье, Янское плоскогорье, Анадырское плоскогорье, Чукотское нагорье, Колымское нагорье, Корякское нагорье.
 

- Все рабочие тетради (главная страница сайта)
 - ГДЗ к контурным картам по географии. 8 класс «Дрофа»
 
Источник
Конспект урока по географии для 8 класса
Тема урока: минеральные ресурсы России.
Тип урока: комбинированный
Цель урока: раскрыть основные закономерности размещения МР, выделить главные районы их концентрации в России, выявить проблему исчерпаемости МР.
Задачи урока
Образовательные: сформировать понятия «полезные ископаемые», «месторождение», «бассейн»; конкретизировать представление учащихся о важнейших районах размещения месторождений полезных ископаемых; сформировать умение устанавливать связи между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми; способствовать пониманию необходимости рационального использования минеральных ресурсов и охраны земных недр.
Развивающие: развивать творческое мышление учащихся, прививать умения исследовательской деятельности – умение самостоятельно раскрывать смысл вещей и явлений, делать определенные выводы, работать группами;
Воспитательные: воспитание патриотического отношения к своей Родине, экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде.
Метод: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый.
Форма обучения: фронтальная, индивидуальная.
Формы контроля: устный опрос, письменный опрос
Оборудование: физическая и тектоническая карты России, учебник: В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я Ром, А.А. Лобжанидзе География России. В 2 кн. Кн.1: Природа, население, хозяйство. 8 кл. – М.: Дрофа, 2006, атлас 8 кл. – М.: Дрофа, тетради, мультимедийный проектор, компьютер, презентация.
Индивидуальный опрос:
1) Особенности различных форм рельефа (ученик анализирует схему «Формы рельефа» и приводит примеры, пользуясь физической картой России).
2) Размещение гор и равнин на территории страны (ответ ученика должен опираться на знания физической картины России).
3) Зависимость рельефа от строения земной коры, объяснение выявленных закономерностей (ученик должен установить причинно-следственные связи между рельефом и тектоническим строением).
4) Влияние рельефа на другие компоненты природы, жизнь и хозяйственную деятельность человека.
3. Изучение нового материала
Сегодня на уроке мы изучим виды полезных ископаемых, особенности их образования и размещения.
Познакомимся с основными месторождениями полезных ископаемых нашей страны. Нам предстоит выявить пути рационального использования полезных ископаемых, а также экологические проблемы, связанные с их добычей.
Полезные ископаемые – минеральные образования земной коры, которые человек использует или будет использовать в народном хозяйстве.
(Далее объяснение идет с опорой на схему. Учитель чертит схему на доске, а учащиеся – в тетрадях. Походу объяснения на экран выводятся слайды образцов полезных ископаемых)

По составу и особенностям использования различают полезные ископаемые:
I. Горючие, или топливные, – уголь, торф, нефть, природный газ, горючие сланцы.
II. Металлические – руды черных, цветных, редких, благородных и радиоактивных металлов.
III.Неметаллические – строительные материалы (песок, глина, мел и т. д.), химическое сырье (сера, апатит, соли и т. д.), драгоценные и поделочные камни (алмаз, рубин, яшма и т. д.) и др.
Месторождение – это скопление полезных ископаемых.
Бассейн – это группа близко расположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого.
Учащиеся уже знают из курса географии материков и океанов о размещении полезных ископаемых магматического и осадочного происхождения. Поэтому возможна организация их активной познавательной деятельности. Учитель предлагает учащимся следующие вопросы и задания:
1) По карте определите, какими полезными ископаемыми богата территория нашей страны.
2) Как распределяются полезные ископаемые? Какие из них встречаются на платформах, а какие в складчатых областях?
3) Определите основные месторождения угля и нефти.
4) Определите размещение месторождений железных руд.
5) Как можно объяснить присутствие на Русской платформе месторождений железных руд Курской магнитной аномалии?
6) К каким структурам приурочены месторождения полиметаллических руд?
7) Почему месторождения руд приурочены к горным массивам?
8) Какими полезными ископаемыми богата территория нашей области?
Обобщив ответы учащихся, учитель целенаправленно подводит их к правильным выводам.
Для платформ наиболее характерны ископаемые осадочного происхождения (преимущественно нерудные). Это газ, нефть, уголь, горючие сланцы и т. д. Но существование КМА подтверждает наличие рудных месторождений. Такие рудные месторождения приурочены к щитам либо к тем частям плит, где мощность осадочного чехла невелика и кристаллический фундамент подходит близко к поверхности. Примером таких месторождений могут быть железные руды Алданского щита, никелевые и железные руды Кольского полуострова. В складчатых областях обычно находятся месторождения рудных ископаемых. Это связано с их происхождением. Магма и горючие магматические растворы, из которых образовались руды, поднимались из недр Земли по разломам, трещинам, пустотам и застывали, образуя месторождения.
Учитель. Сейчас мы познакомимся с помощью карты с основными месторождениями полезных ископаемых нашей страны. (Работа с картой).
Железные руды – Курская магнитная аномалия (КМА), Кольский полуостров, Алданский щит, Ангарские месторождения.
Никелевые руды – Кольский полуостров, район Норильска.
Медные руды – Урал, Забайкалье.
Полиметаллические руды (свинец, цинк) – Алтай, Северный Кавказ, Приморский край.
Алюминиевые руды – Северный Урал, Красноярский край, Архангельская область.
Апатиты – Кольский полуостров. Калийные соли — Предуралье (Соликамское, Березинское месторождения).
Поваренная соль – Поволжье (озеро Баскунчак).
Нефть – Западная Сибирь, Волго-Уральский бассейн, шельф Баренцева моря, о. Сахалин.
Газ – север Западной Сибири.
Каменный уголь – Печорский бассейн, Донецкий, Кузбасский, Тунгусский (1 место по запасам, 3 млрд. тонн), Ленский бассейны.
Бурый уголь – Канско-Ачинский бассейн, Подмосковный.
Алмазы – Якутия, Архангельская область.
Полученные сведения учащиеся заносят в таблицу:
№  | Полезные ископаемые  | УЗ на карте  | Районы добычи  | 
1  | Железные руды  | ||
2  | Никелевые руды  | ||
3  | Полиметаллические  | ||
4  | Медные  | ||
5  | Алюминиевые  | ||
6  | Апатиты  | ||
7  | Калийные соли  | ||
8  | Поваренная соль  | ||
9  | Нефть  | ||
10  | Газ  | ||
11  | Каменный уголь  | ||
12  | Бурый уголь  | ||
13  | Алмазы  | ||
14  | Золото  | 
Наша страна богата полезными ископаемыми и обеспечивает себя всеми видами минеральных ресурсов.
Доля России в мировой добыче полезных ископаемых, в %
Апатиты  | 55  | Железные руды  | 14  | 
Природный газ  | 28  | Руды цветных металлов  | 13  | 
Алмазы  | 26  | Нефть  | 12  | 
Никель  | 22  | Каменный уголь  | 12  | 
Калийные соли  | 16  | 
Значительную часть добытых полезных ископаемых Россия продает другим странам. Долгие годы мы гордились тем, что добывали полезных ископаемых больше, чем любая другая страна. Разумно ли мы распоряжались и распоряжаемся сейчас добытыми ресурсами? Добывая все больше и больше полезных ископаемых, человек должен помнить, что этот вид ресурсов является исчерпаемым и невозобновимым. Поэтому необходимо заботиться об экономном расходовании полезных ископаемых. Это достигается несколькими путями. Во- первых, снижением потерь полезных ископаемых при их добыче и переработке, более полным извлечением всех полезных компонентов, содержащихся в руде, комплексным использованием минеральных ресурсов. Во-вторых, улучшением использования полезных ископаемых. В-третьих, поисками новых месторождений.
Экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых, разбираются по тексту учебника (с. 47). В процессе выполнения задания учащиеся устанавливают причинно-следственные связи (записать в тетради):
1.Открытая добыча руды – (образование карьеров, отвалов пустой породы, пыль, обрушение и просадка грунта).
2.Водооткачка и водозабор – (иссушение территории, обрушение и просадка грунта
3.Добыча строительных материалов – (образование карьеров)
Закрепление. Самостоятельно назвать:
1.Месторождение золота. (Бодайбо)
2.Соляное озеро в Поволжье. (Баскунчак)
3. Месторождение каменного угля. (Кузбасс)
4. Месторождение железной руды. (КМА)
5. Месторождение газа. (Уренгой)
6.Остров-нефтяное месторождение. (Сахалин)
7.Полуостров апатитов. (Кольский)
Оцените самостоятельно работу. Критерий оценок: 7 правильных ответов – «5»; 6 правильных ответов –«4»; 4-5 правильных ответов –«3»; менее 4 правильных ответов – к сожалению, вы плохо знаете тему.
Для тех, кто хочет знать больше.
Растения помогают геологам
Геологи давно заметили, что при залегании какой-либо руды в глубинах земли в поверхностных слоях почвы содержится повышенное количество рудного элемента. Иногда это лишь тысячные доли процента, но и они улавливаются некоторыми растениями. Есть растения, растущие только на почвах, обогащенных определенным химическим элементом. Например, на Алтае многолетнее растение качим
растет на почвах с присутствием меди. Существуют и медистые мхи, благодаря ним, например, в Швеции были открыты три месторождения медной руды. Есть растения, предпочитающие селиться на почвах, обогащенных никелем, кобальтом, оловом.
Геологи при поиске рудных месторождений учитывают и еще одно отношение к ним растений: некоторые «не хотят» расти на почвах с повышенным содержанием того или иного химического элемента, в результате на общем фоне растительного покрова выделяются прогалины, где нет этих растений. Так нередко обнаруживаются залежи бора, хрома. В местах залегания руд кобальта на Кольском полуострове все исследованные растения содержат кобальта в 40-50 раз больше по сравнению с подобными растениями того же вида, растущими на нерудных участках.
При повышенном содержании в почве каких-либо химических элементов, изменяется часто и внешний вид растения. Наблюдения показали, что у растений под влиянием меди может измениться окраска цветков – появляется голубоватый или синий тон. Никель обесцвечивает цветки, марганец придает им красную или возовую окраску.
Геологи должны быть всегда внимательными наблюдателями: измененный внешний облик растения может подсказать многое. Например, иногда наблюдается изменение формы цветков, листьев и стеблей растения и даже некоторые уродства. При повышенном содержании в почве бериллия у молодых сосен вместо обычных образуются метелкообразные ветви. Укорачивание корней и скручивание листьев вызывает высокое содержание в почке алюминия. Цинк способствует развитию карликовых форм и отмиранию кончиков листьев.
Подведение итогов урока.
Пройдитесь по ссылке и посмотрите видео- урок
https://yandex.ru/video/preview/?filmId=6430112824176143633&from=tabbar&parent-reqid=1602475195076539-1185720926270994694900276-production-app-host-sas-web-yp-181&text=конспект+к+уроку+минеральные+ресурсы+россии+8+класс&url=http%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3D5BCeOT7cux0
Домашнее задание: § 8. Отметить на контурных картах, месторождения полезных ископаемых.
Урок 9
Практическая работа №3
«Выявление зависимости между строением рельефа, его формами и размещением полезных ископаемых»
Природные географические районы  | Тектоническая(-ие) структура(-ы) и её (их) возраст  | Форма рельефа  | Полезные ископаемые  | Крупные города, вблизи месторождений  | 
Урал  | ||||
Западная Сибирь  | ||||
Восточно-Европейская равнина  | ||||
Кольский полуостров  | ||||
Кавказ  | ||||
Дальний Восток  | ||||
Горы юга Сибири  | 
Домашнее задание: Читать параграф 9. Ответить на вопросы стр 57.
Домашнее задание присылать мне на эл. Почту.
ulyana.valeeva83@mail.ru
Источник