Обобщение по теме геологическое строение рельеф и полезные ископаемые

Обобщение по теме геологическое строение рельеф и полезные ископаемые thumbnail

Методическая разработка урока

учителя  географии ГБОУ СОШ №264г. Санкт-Петербурга

                      Хоменко Елены Юрьевны

Предмет: география

Класс: 8

Тема урока: Обобщение по теме «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые»

Цели урока:

Образовательные: повторить, обобщить и закрепить изученный материал по теме: «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые»;  формировать умение разбираться в многообразии геологического строения, рельефа, полезных ископаемых, выделять главное в этом многообразии, находить закономерности между тектоническими структурами и формами рельефа; формировать умение применять полученные знания в нестандартной ситуации.

Развивающие: развивать географическое мышление, устную речь, способность применять имеющиеся знания для решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач; развивать  умение работать с картами (настенные, атлас).

Воспитательные: воспитать чувство дружбы, умение работать в коллективе, умение работать в группе; самостоятельно и ответственно готовиться  к уроку; способствовать формированию интереса к  предмету; осуществление экологического и патриотического воспитания на основе преподаваемого материала.

Тип урока:  обобщение, повторение,  закрепление знаний, умений.

Оборудование: карты: «Физическая карта России», «Тектоническая карта России»; атласы для 8 класса; проектор, компьютер, доска, CD.

Современные образовательные технологии, использованные на уроке:

1. Информационно-коммуникационные технологии.

2. Технология проблемного обучения.

3. Технология групповой работы.

4. Здоровьесберегающие технологии.

                                                  ХОД УРОКА

  1. Организационный момент. Вступительное слово учителя. Задачи урока.

Повторение изученного материала.

2. Задание : Дайте определение следующим понятиям …

 рельеф – …

платформа – …

складчатый пояс – …

полезные ископаемые – …

месторождения – …

 бассейны – …

3.Конкурс «Географические имена…» –  нужно по устному описанию определить территорию.

Учитель читает описание территории:

А). Территория расположена  на древней докембрийской платформе. Этим обусловлена главная особенность её рельефа – равнинность.  Складчатый фундамент залегает на различной глубине и выходит на поверхность на Кольском полуострове и в Карелии, а также на правобережье Днепра в его среднем течении  (ответ: Восточно – Европейская (Русская) равнина).

Б). Горная страна состоит из нескольких параллельных друг другу хребтов, протянувшихся в меридиальном направлении. Главная цепь гор образует водораздел между реками, текущими на Русскую равнину и на Западно – Сибирскую. (ответ: Уральские горы).

В). Это самое крупное из горных сооружений, окаймляющих с юга Русскую равнину. Природа гор разнообразна. Большая часть региона – это высокие молодые горы (ответ: Кавказ).

Г). Одна из крупнейших равнин земного шара. Расположена между Уралом и Среднесибирским плоскогорьем. Много озёр и болот (ответ: Западно-Сибирская равнина).

4. Слово учителя. Проблемный диалог.

– При изучении  темы «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые» мы с вами  познакомились с геологической историей и особенностями рельефа, структурой полезных ископаемых нашего региона. Вам сейчас предстоит вспомнить ваши знания.

Задание: Дайте полный ответ на поставленные вопросы…

– Какие формы рельефа на территория Ленинградской области?

 -Какие месторождения полезных ископаемых Ленинградской области имеют промышленное использование?

 – Как образовались Саблинские пещеры?

– Назовите самую высокую точку Ленинградской области.

5. Фронтальная,  индивидуальная,  парная  работа с физической картой Росссии, интерактивной картой рельефа России, тектонической картой России.

Задание №1: На  интерактивную карту рельефа нанесите следующие крупнейшие формы…

Западно-Сибирская равнина, Сихотэ-Алинь, Эльбрус, Восточно-Европейская равнина, Восточный Саян, Уральские горы, Средне-Сибирское плоскогорье, Западный Саян, хребет Черского, Кавказ, Верхоянский хребет, г.Белуха, Алтай, Становой хребет, Корякское нагорье, Среднерусская возвышенность, г.Бырранга, Чукотское нагорье.

Задание № 2: На интерактивную тектоническую карту перенесите следующие элементы…

Русская платформа

Западно-Сибирская плита

Сибирская платформа

Балтийский щит

Герцинская складчатость

6.Проверочная работа

1 вариант

1.Определите координаты самой высокой точки в России.

2.Дайте характеристику палеозойской эры, на какие периоды она делится?

3.Установите соответствие:

Форма рельефа

Тектоническая структура

Полезные ископаемые

Кавказ

Восточно-Европейская равнина

Верхоянский хребет

Какая существует связь между рельефом и тектоническим строением?

Вывод:

4.Характеристика платформы.

2 вариант

1.Определите координаты вулкана Ключевская Сопка.

2.Дайте характеристику мезозойской эры, на какие периоды она делится?

3.Установите соответствие:

Форма рельефа

Тектоническая структура

Полезные ископаемые

Урал

Западно-Сибирская равнина

Верхоянский хребет

Какая существует связь между рельефом и тектоническим строением?

Вывод:

4.Характеристика складчатой области.

3 вариант

1.Определите координаты вулкана Ключевская Сопка.

2.Дайте характеристику кайнозойской эры, на какие периоды она делится?

3.Установите соответствие:

Форма рельефа

Тектоническая структура

Полезные ископаемые

Урал

Среднесибирское плоскогорье

Кавказ

Какая существует связь между рельефом и тектоническим строением?

Вывод:

4.Характеристика складчатой области.

4 вариант

1.Определите координаты самой высокой точки в России .

2.Дайте характеристику палеозойской эры, на какие периоды она делится?

3.Установите соответствие:

Форма рельефа

Тектоническая структура

Полезные ископаемые

Кавказ

Среднесибирское плоскогорье

Сихотэ-Алинь

Какая существует связь между рельефом и тектоническим строением?

Вывод:

4.Характеристика платформы.

7.Подведение итогов работы на уроке.

4. Самостоятельная индивидуальная выборочно-распределительная  работа учащихся по видеослайдам. Взаимопроверка.

– Для выполнения следующего задания вспомните, какие факторы в формировании рельефа являются рельефообразующими?

Задание: Распределите формы рельефа по группам в зависимости от рельефообразующих фактов:  

Болотные почки, каньоны, бараньи лбы, дюны, воронки, наледи, курганы, котлованы, дамбы, терриконы, курчавые скалы, цирки, балки, домены рек, дурные реки, обвалы, коралловые рифы.

5. Валеопауза по здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного. Упражнения для глаз с использованием схемы.

6.Групповая видеоигра «Угадай-ка!»

Задание: Назовите стихийное природное явление…        

– Толчки и колебания с образованием смещений  и трещин земной поверхности

вследствие тектонических движений (землетрясение).

– Процессы и явления, происходящие в недрах и на поверхности земной коры в                    связи с перемещением магмы (вулканизм).

– Отрыв и сползание под влиянием силы тяжести вниз по склону рыхлого или плотного блока горной породы без существенного нарушения структуры сползшей части (оползень).

– Грязекаменный или грязевой поток по руслам горных рек или падей, возникающий во время сильных ливней или интенсивного снеготаяния (сель).

 – Снежный обвал в крутосклонных горах при обильном снежном покрове

( лавина).

 – Обрушивание крупных каменных глыб, обломков пород и просто свободное падение камней на горных склонах под действием силы тяжести (обвалы).

7. Географический диктант на основе видеослайда. Индивидуальная самостоятельная работа. Работа в парах. Взаимопроверка.

Задание: Дайте ответ толкованию понятий…

Наука, изучающая строение и историю развития Земли. (Геология)

Учение о строении земной коры и ее движениях. (Геотектоника)

Раздел геологии, который занимается изучением возраста, продолжительности и последовательности образования горных пород. (Геохронология)

Самые длительные отрезки времени в геологической истории Земли – это… (Эры)

Верхний слой платформы, состояний из известняков, глины, песчаников.                                (Осадочный чехол)

Выход на поверхность фундамента платформы. (Щит)

Древний устойчивый участок земной коры. (Платформа)

Молодая платформа. (Плита)

Карта, на которой показаны части земной коры. (Тектоническая)

Горы расположены в … областях. (Складчатых)

III. Подведение итогов урока. Рефлексивно – оценочный этап. Слово учителя.  

– Сегодня на уроке  мы повторили и обобщили полученные нами ранее знания о рельефе, геологическом прошлом и полезных ископаемых нашей страны и родного края, учились работать с картами.

– Я предлагаю вам составить синквейн к слову рельеф. При составлении синквейна воспользуйтесь памяткой:

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

Ну вот и всё, урок к концу подходит,

Мы славно поработали сейчас,

Учитель ваш уже итог подводит,

Не сводит с вас своих весёлых глаз.

Спасибо вам, ребята за работу,

Не подвели меня и в этот раз,

С великим удовольствием, конечно,

Поставлю вам оценки я сейчас!

Оценка деятельности учащихся.

IV. Домашнее задание.

 – Опережающее задание по теме «Климат и климатические ресурсы России». Подготовить сообщение об особенностях климата России.

Источник

                                   РАЗРАБОТКА УРОКА

          учителя  географии МБУ гимназии №35 г.о. Тольятти

                      Коноваловой Натальи Александровны

Предмет: география

Класс: 8

Тема урока: Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые

Цели урока:

Образовательные: повторить, обобщить и закрепить изученный материал по теме: «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые»;  формировать умение разбираться в многообразии геологического строения, рельефа, полезных ископаемых, выделять главное в этом многообразии, находить закономерности между тектоническими структурами и формами рельефа; формировать умение применять полученные знания в нестандартной ситуации.

Развивающие: развивать географическое мышление, устную речь, способность применять имеющиеся знания для решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач; развивать  умение работать с картами (настенные, атлас).

Воспитательные: воспитать чувство дружбы, товарищества, умение работать в коллективе, умение работать в группе; самостоятельно и ответственно готовиться  к уроку; способствовать формированию интереса к  предмету; осуществление экологического и патриотического воспитания на основе преподаваемого материала.

Тип урока:  обобщение, повторение,  закрепление знаний, умений.

Оборудование: карты: «Физическая карта России», «Тектоническая карта России»; атласы для 8 класса; проектор, компьютер, доска, CD.

Современные образовательные технологии, использованные на уроке:

1. Информационно-коммуникационные технологии.

2. Технология проблемного обучения.

3. Технология групповой работы.

4. Здоровьесберегающие технологии.

                                                  ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Вступительное слово учителя. Задачи урока.

 – Доброе утро, ребята! На предыдущих уроках мы совершили интересное путешествие по России, побывали в самых разных ее уголках. Познакомились с рельефом нашей страны и нашего края, с этапами формирования Земли, с полезными ископаемыми, с процессами, изменяющими рельеф. Все это позволило составить образ России и Самарской области, который я надеюсь,  останется в памяти надолго. А сегодня нам предстоит повторить, обобщить  наши знания по теме: «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые», выделить главное в многообразии рельефа, геологического строения Земли, проверить  прочность наших знаний, выполняя различные задания.

–  Улыбнулись друг другу, пожелали мысленно удачи.

– Начинаем урок!

II. Повторение  изученного материала.

1. Слово учителя. Видеоблицопрос

– Повторяем материал, закрепляем умения,

Чтобы каждый мог сказать: “Это всё умею я”.

Задание : Дайте определение следующим понятиям …

 Рельеф – …

платформа – …

 складчатый пояс – …

 полезные ископаемые – …

месторождения – …

 бассейны – …

2. Фронтальная,  индивидуальная,  парная  работа с физической картой Росссии, интерактивной картой рельефа России, тектонической картой России.

Задание №1: Покажите на физической карте России формы рельефа: 

Западно-Сибирская равнина, Сихотэ-Алинь, Эльбрус, Восточно-Европейская равнина, Восточный Саян, Уральские горы, Средне-Сибирское плоскогорье, Западный Саян, хребет Черского, Кавказ, Верхоянский хребет, г.Белуха, Алтай, Становой хребет, Корякское нагорье, Среднерусская возвышенность, г.Бырранга, Чукотское нагорье.

Задание №2: На  интерактивную карту рельефа нанесите следующие крупнейшие формы…

Задание 3: На интерактивную тектоническую карту перенесите следующие элементы…

3. Слово учителя. Проблемный диалог.

– При изучении  темы «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые» мы с вами  познакомились с геологической историей и особенностями рельефа, структурой полезных ископаемых нашего региона. Вам сейчас предстоит вспомнить ваши знания.

Задание: Дайте полный ответ на поставленные вопросы…

– На какие три основные формы рельефа делится территория Самарской области?

 -Какие месторождения полезных ископаемых Самарской области имеют промышленное использование?

 – Как образовалась Самарская Лука?

– Назовите самую высокую точку Самарской области.

4. Самостоятельная индивидуальная выборочно-распределительная  работа учащихся по видеослайдам. Взаимопроверка.

– Для выполнения следующего задания вспомните, какие факторы в формировании рельефа являются рельефообразующими?

Задание: Распределите формы рельефа по группам в зависимости от рельефообразующих фактов:  

Болотные почки, каньоны, бараньи лбы, дюны, воронки, наледи, курганы, котлованы, дамбы, терриконы, курчавые скалы, цирки, балки, домены рек, дурные реки, обвалы, коралловые рифы.

5. Валеопауза по здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного. Упражнения для глаз с использованием схемы.

6.Групповая видеоигра «Угадай-ка!»

Задание: Назовите стихийное природное явление…        

– Толчки и колебания с образованием смещений  и трещин земной поверхности

вследствие тектонических движений (землетрясение).

– Процессы и явления, происходящие в недрах и на поверхности земной коры в                    связи с перемещением магмы (вулканизм).

– Отрыв и сползание под влиянием силы тяжести вниз по склону рыхлого или плотного блока горной породы без существенного нарушения структуры сползшей части (оползень).

– Грязекаменный или грязевой поток по руслам горных рек или падей, возникающий во время сильных ливней или интенсивного снеготаяния (сель).

 – Снежный обвал в крутосклонных горах при обильном снежном покрове

( лавина).

 – Обрушивание крупных каменных глыб, обломков пород и просто свободное падение камней на горных склонах под действием силы тяжести (обвалы).

7. Географический диктант на основе видеослайда. Индивидуальная самостоятельная работа. Работа в парах. Взаимопроверка.

Задание: Дайте ответ толкованию понятий…

Наука, изучающая строение и историю развития Земли. (Геология)

Учение о строении земной коры и ее движениях. (Геотектоника)

Раздел геологии, который занимается изучением возраста, продолжительности и последовательности образования горных пород. (Геохронология)

Самые длительные отрезки времени в геологической истории Земли – это… (Эры)

Верхний слой платформы, состояний из известняков, глины, песчаников.                                (Осадочный чехол)

Выход на поверхность фундамента платформы. (Щит)

Древний устойчивый участок земной коры. (Платформа)

Молодая платформа. (Плита)

Карта, на которой показаны части земной коры. (Тектоническая)

Горы расположены в … областях. (Складчатых)

III. Подведение итогов урока. Рефлексивно – оценочный этап. Слово учителя.  

– Сегодня на уроке  мы повторили и обобщили полученные нами ранее знания о рельефе, геологическом прошлом и полезных ископаемых нашей страны и родного края, учились работать с картами.

– Я предлагаю вам составить синквейн к слову рельеф. При составлении синквейна воспользуйтесь памяткой:

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

Ну вот и всё, урок к концу подходит,

Мы славно поработали сейчас,

Учитель ваш уже итог подводит,

Не сводит с вас своих весёлых глаз.

Спасибо вам, ребята за работу,

Не подвели меня и в этот раз,

С великим удовольствием, конечно,

Поставлю вам оценки я сейчас!

Оценка деятельности учащихся.

IV. Домашнее задание.

 – Опережающее задание по теме «Климат и климатические ресурсы России». Подготовить сообщение об особенностях климата России.

Источник

Разработка открытого обобщающего урока по географии в 8 классе по теме:

«Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые».

(Тема урока на слайде)

Класс: 8 .

Учитель: Романова О.Б.

Дата проведения: 09.11.16.

Количество учащихся: 26.

Место урока в системе уроков: урок обобщения знаний.

Тип урока: урок-игра.

Цели урока (по очереди появляются на слайдах):

1. Образовательные:

– повторить, обобщить и систематизировать изученный материал по теме: «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые».

2. Развивающие:

– развить географическое мышление, устную речь, способность применять имеющиеся знания в поисках решений проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач;

– развивать навыки и умения работы с картами (настенными, атласа).

3. Воспитательные:

– воспитать чувство дружбы, товарищества, умение работать в коллективе, умение работать в группе;

-самостоятельно и ответственно готовиться к уроку;

– повысить интерес к изучению географии.

Оборудование: 1. Оформление доски:

– дата, тема, эпиграф к уроку.

2. Настенные карты: «Физическая карта России»,

«Тектоническая карта России».

3. Атласы для 8 класса.

4.Проектор, компьютер, доска.

Ход урока:

1. Организационный момент. (1 минута)

Учащиеся рассаживаются по местам, учитель приветствует класс.

2. Повторение изученного материала. (30 минут)

Слово учителя: На сегодняшнем уроке мы с вами повторим, обобщим и систематизируем знания и умения, полученные в ходе изучения темы: «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые»; будем развивать географическое мышление, устную речь, развивать навыки работы с картами, умение работать в группах, в коллективе.

В ходе сегодняшнего урока мне будут помогать два дублера: первый – учитывает ваши ответы, фиксирует их в таблице; второй – ведет компьютерное сопровождение урока. В конце урока дублер подведет итоги: назовет количество заработанных вами баллов за устные ответы. Оценки за урок будут выставляться по общему количеству заработанных баллов за устные ответы и географический диктант.

Задание 1. Дайте определение следующим понятиям (задание и названия понятий по очереди появляются на слайдах).

– Рельеф,

– платформа,

– складчатый пояс,

– полезные ископаемые,

– месторождения,

– бассейны.

Задание 2. Игра «Цепочка».

Правила игры: учащиеся по очереди выходят к доске и показывают на физической карте географические объекты (задание появляется на слайде).

I вариант – горы России,

II вариант – равнины России.

Задание 3. Заполните схемы, приведите примеры (на слайдах задание и по очереди появляются схемы; после ответов учащихся появляются слайды с правильными вариантами ответов).

Рельеф

hello_html_m6108faf7.pnghello_html_4e50d372.png

? ?

Полезные ископаемыеhello_html_m6108faf7.pnghello_html_4e50d372.png

? ?

Задание 4. Распределите формы рельефа по группам в зависимости от рельефообразующих фактов: болотные почки, каньоны, бараньи лбы, дюны, воронки, наледи, курганы, котлованы, дамбы, терриконы, курчавые скалы, цирки, балки, домены рек, дурные реки, обвалы, коралловые рифы.

Учащиеся работают в группах по 3 -4 человека, каждая группа определяет формы рельефа, сформированные под действием различных сил, затем один ученик из каждой группы называет ответ (на слайдах задание и представлены названия форм рельефа; после того, как учащиеся называют формы рельефа, появляется слайд с правильными вариантами ответа).

1группа – деятельность текучих вод (овраги, каньоны, балки, долины рек, дурные земли);

2 группа – деятельность ледников (кары, цирки, морены, бараньи лбы, курчавые скалы);

3 группа – деятельность ветра (барханы, дюны);

4 группа – деятельность человека (курганы, дамбы, терриконы, отвалы, котлованы);

5 группа – деятельность подземных вод (пещеры, воронки);

6 группа – непосредственное действие силы тяжести (осыпь, обвал, оползень);

7 группа – деятельность живых организмов (коралловые рифы, болотные кочки, термитники);

Задание 5. Игра «Кто такой? Что такое?».

Правила игры: назовите стихийное природное явление (на слайдах задание и по очереди появляются определения).

– Толчки и колебания с образованием смещений и трещин земной поверхности

вследствие тектонических движений (землетрясение).

– Процессы и явления, происходящие в недрах и на поверхности земной коры в связи с перемещением магмы (вулканизм).

– Отрыв и сползание под влиянием силы тяжести вниз по склону рыхлого или плотного блока горной породы без существенного нарушения структуры сползшей части (оползень).

– Грязекаменный или грязевой поток по руслам горных рек или падей, возникающий во время сильных ливней или интенсивного снеготаяния (сель).

– Снежный обвал в крутосклонных горах при обильном снежном покрове

( лавина).

– Обрушивание крупных каменных глыб, обломков пород и просто свободное падение камней на горных склонах под действием силы тяжести (обвалы).

Задание 6. Сопоставив физическую и тектоническую карты России, установите соответствие форм рельефа и тектонических структур

(на слайде появляется задание и данная таблица).

Сихотэ-Алинь

Среднесибирское плоскогорье

Уральские горы

Кавказские горы

Алданское нагорье

Восточные Саяны

Хребет Черского

Горы Хибины

Западно-Сибирская низменность

10)Западные Саяны

а) Балтийский щит

б) Область герцинской складчатости

в) Область каледонской складчатости

г) Область мезозойской складчатости

д) Область кайнозойской складчатости

е) Сибирская платформа

ж) Западно-Сибирская плита

з) Алданский щит

Задание 8. Географический диктант (на слайдах задание и по очереди появляются вопросы).

1.Наука, изучающая строение и историю развития Земли. (Геология)

2. Учение о строении земной коры и ее движениях. (Геотектоника)

3. Раздел геологии, который занимается изучением возраста, продолжительности и последовательности образования горных пород. (Геохронология)

4. Самые длительные отрезки времени в геологической истории Земли – это… (Эры)

5.Таблица, содержащая сведения о последовательной смене эр и периодов, важнейших геологических событиях, этапах развития жизни. (Геохронологическая)

6. Верхний слой платформы, состояний из известняков, глины, песчаников. (Осадочный чехол)

7.Выход на поверхность фундамента платформы. (Щит)

8. Древний устойчивый участок земной коры. (Платформа)

9.Молодая платформа. (Плита)

10.Внедрение магмы в слои осадочных пород (Интрузия)

11. Карта, на которой показаны части земной коры. (Тектоническая)

12.Карта с информацией о возрасте пород. (Геологическая)

13.Горы расположены в … областях. (Складчатых)

14.Им соответствуют равнины. (Платформы, плиты)

3. Подведение итогов. (8 минут).

Для проверки географического диктанта организована взаимопроверка: учащиеся (соседи по парте) обмениваются тетрадями (на слайдах на доске по очереди появляются вопросы и правильные ответы). Затем подсчитываются баллы за географический диктант, заносятся в сводную таблицу. Оценки за урок выставляются по общему количеству набранных за урок баллов:

15- 16 баллов – оценка «5»,

12-14 баллов – оценка «4»,

7-11 баллов – оценка «3»,

менее 7 баллов – оценка «2».

Оценки выставляются в дневники и журнал.

Слова учителя: Подошел к концу наш урок. На сегодняшнем уроке мы еще раз повторили и обобщили полученные нами ранее знания о рельефе, геологическом прошлом и полезных ископаемых нашей страны, навыки работы с картами, умение работать в группах, в коллективе.

4. Домашнее задание. (1 минута)

Опережающее задание по теме «Климат и климатические ресурсы России»: подготовить сообщения об особенностях климата России.

С

Таблица учета ответов учащихся на обобщающем уроке «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые».

писок 8 «А» класса

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Задание 5

Задание 6

Задание 7

Задание 8

Итог:

Оценка:

Источник