Обобщающий урок по теме рельеф и полезные ископаемые россии

Обобщающий урок по теме рельеф и полезные ископаемые россии thumbnail

Цели и задачи урока:

-определить уровень знаний учащихся основных понятий, закономерностей размещения крупных равнин и гор;

-проверить умения показывать по карте основные формы рельефа России;

-определить понимание взаимосвязи между тектоническими структурами и формами рельефа.

Оборудование:

Атласы, учебники, физическая карта России, компьютеры, проектор, учебное электронное издание (диск): География России. Природа и население.8 класс.

Ход урока:

I. Организационный момент.

На фоне музыки ученик читает отрывок  из  стихотворения Ираиды Мордовиной.
(Все сопровождается слайдами с видами различных форм рельефа России)
(Приложение 1).

Россия, ты – великая держава,
Твои просторы бесконечно велики.
На все века себя ты увенчала славой,
И нет другого у тебя пути.
Озёрный плен твои леса венчает,
Каскад хребтов в горах мечты таит.
Равнины в бесконечность убегают
И степь родная хлебушек родит.
В земле твоей богатств поток неиссякаем,
К сокровищам твоим наш путь лежит.
Как мало о тебе ещё мы знаем,
Как много изучить нам предстоит!

II. Объявление темы урока и целей, знакомство с “Зачетным листом”
(Приложение 2).

Задание 1. Составление общей схемы “Рельеф” (По мере ответов учащихся на интерактивной доске создается схема)

– Вспомните, что такое рельеф?
– Какие крупнейшие формы рельефа суши выделяют?
Как различаются горы по высоте?
Как различаются равнины по высоте?
– Почему облик земной поверхности постоянно меняется? (эндогенные и экзогенные факторы)
– Что относят к эндогенным факторам? (поднятия и опускания, землетрясения, вулканизм)
– Что относят к экзогенным факторам (деятельность ледника, деятельность воды, ветра, человека)

Обобщающий урок по теме рельеф и полезные ископаемые россии

Задание 2.
Под влиянием каких факторов произошло образование данных форм рельефа?
(Приложение 3)

(На слайдах появляются разные формы рельефа)

  1. Деятельность  ветра
  2. Карстовые процессы – вода
  3. Деятельность человека
  4. Моренный рельеф – ледник
  5. Эоловые процессы – ветер
  6. Землетрясения
  7. Вулканизм
  8. Овраг – деятельность текучих вод

Задание 3. Диктант на проверку знания терминов и понятий.

1. Выход на поверхность кристаллического фундамента платформы…(щит)
2. Бурные грязекаменные потоки…(сели)
3. Древние относительно устойчивые участки земной коры…(платформы)
4. Крупные скопления полезных ископаемых…(месторождения)
5. Рыхлые глинисто-валунные ледниковые отложения…(морена)
6. Группы близкорасположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого…(бассейн)
7. Самые длинные отрезки времени в геологической истории Земли…(эры)
Учащиеся обмениваются работами, проводят проверку, сверяясь с ответами на доске, и выставляют в “Зачетный лист” количество баллов (правильный ответ-1балл)

Задание 4. Работа по вариантам.

1 вариант выполняет интерактивный тест на ПК. 2 вариант путем сопоставления физической и тектонической карт устанавливают соответствие между формой рельефа и тектонической структурой.
1 вариант. Тест.
1. Высшая точка России расположена в пределах…
а) Алтая
б) Кавказа
в) Саян

2. Самая высокая и расчлененная равнина в России…
а) Восточно-Европейская равнина
б) Западно-Сибирская равнина
в) Среднесибирское плоскогорье

3. В виде какого щита выходит на поверхность фундамент Восточно-Европейской платформы…
а) Алданского
б) Балтийского
в) Анабарского

4. Какие окраины России расположены на границах современных литосферных плит…
а) Восточные
б) Западные
в) Северные

5. Какая складчатость протекала во второй половине палеозоя…
а) Байкальская
б) Герцинская
в) Каледонская

6. Равнины расположены на …
а) границах литосферных плит
б) платформах
в) в складчатых областях

7. Крупнейшими каменно-угольными бассейнами являются…
а) Кузбасс, Канско-Ачинский
б) Тунгусский, Ленский
в) Уренгой, Ямбург

8. Поверхность России понижается к …
а) югу
б) северу
в) западу
г) востоку

9. Если скорость поднятия земной коры равна скорости разрушения, то образуются…
а) впадины
б) горы
в) равнины

10. Геологическая эра, продолжающаяся и сейчас…
а) мезозойская
б) кайнозойская
в) палеозойская

2 вариант. Таблица соответствия.
Установите соответствие.

(На выполнение задания отводится 7 мин)

Форма рельефа

Тектоническая структура

Сихотэ – Алинь                          

Среднесибирское плоскогорье

Кавказ  

Урал 

Хибины

Западный Саян                            

Западно – Сибирская равнина

Становой хребет                          

Алтай   

Горы Бырранга                          

1. Область каледонской складчатости
2. Область мезозойской складчатости
3. Область герцинской складчатости
4. Алданский щит
5. Балтийский щит
6. Сибирская древняя платформа
7. Область мезозойской складчатости
8. Область герцинской складчатости
9. Область кайнозойской складчатости
10. Западно-Сибирская плита

В итоге проверки получается следующая таблица:

Сихотэ – Алинь                          

Область мезозойской складчатости

Среднесибирское плоскогорье

Сибирская древняя платформа

Кавказ  

Область кайнозойской складчатости

Урал 

Область герцинской складчатости

Хибины

Балтийский щит

Западный Саян                            

Область каледонской складчатости

Западно – Сибирская равнина

Западно-Сибирская плита

Становой хребет                          

Алданский щит

Алтай   

Область герцинской складчатости

Горы Бырранга                          

Область мезозойской складчатости

Проверка 2 варианта на интерактивной доске.
Оценка результатов и запись кол-ва баллов в “Зачетный лист”
– Какой можно сделать вывод? (Складчатым областям и щитам в рельефе соответствуют горы, а платформам – равнины)

Задание 5. Игровой момент “SOS“.

Работа с физической картой атласа.
Определите по координатам географические объекты, с которых поступил сигнал бедствия, и предположите возможную причину.

560  с.ш.,1620  в.д.вулкан Ключевская сопка     (извержение вулкана)
-470  с.ш., 1510  в.д. – Курильские острова                (землетрясение)
-500  с.ш., 860  в.д. – гора Белуха                  (снежная лавина, обвал )

Задание 6. Выполняется по вариантам.

1 вариант – работа с “немой картой”, 2 вариант – интерактивный тест.

1. Моренный рельеф образовался в результате деятельности…
а) ветра
б) ледника
в) текучих вод

Читайте также:  Полезный фонд рабочего времени одного рабочего

2. В России районами проявления сильных землетрясений являются…
а) Камчатка, Курильские острова, Кавказ
б) Кольский полуостров, Западно-Сибирская низменность
в) Урал, Среднесибирское плоскогорье

3. Горы в России занимают около…
а) половины территории
б) третьей части территории
в) четвертой части территории

4. В виде каких щитов выходит на поверхность фундамент Сибирской платформы…
а) Алданского и Анабарского
б) Алданского и Балтийского
в) Балтийского и Анабарского

5. Какая складчатость протекала в первой половине палеозойской эры…
а) Альпийская
б) Герцинская
в) Каледонская

6. К древним складчатым областям приурочены месторождения…
а) угля, нефти, газа
б) железных руд, золота
в) и тех и других

7. Самым крупным действующим вулканом в России является…
а) Кроноцкая сопка
б) Ключевская сопка
в) Авачинская сопка

8. Строение земной коры показано на карте…
а) физической
б) геологической
в) тектонической

9. К формам рельефа ледникового происхождения относятся…
а) морены, троги, бараньи лбы
б) овраги, балки
в) барханы, дюны

10. Крупнейшие месторождения нефти и газа расположены на…
а) Восточно-Европейской равнине
б) Западно-Сибирской равнине
в) Среднесибирском плоскогорье

Проверка 1 варианта на интерактивной доске.

Задание 7. Работа с геохронологической таблицей. « Кто быстрее?»

Когда появились примитивные птицы? (Мезозойская эра, юрский период)

Когда появились первые пустыни? ( Палеозойская эра, девонский период)

Назовите эру, и период в которой мы живем? (Кайнозойская эра, четвертичный  период)

Когда появились первые млекопитающие? ( Мезозойская эра, триасовый период)

Когда появились первые наземные растения? (Палеозойская эра, силурийский период)

Самая древняя эра? (Архейская эра)

За каждый правильный ответ – доп. балл.

III. Подведение итогов. Самооценка знаний, оценка урока.

Если останется время.

Викторина.

1. Крупнейший горный хребет Камчатки. 
2. Возвышенность, с которой берет начало река Волга. 
3. Горы между Черным и Каспийским морями.  
4. Самые длинные горы России.
5. Самое восточное нагорье России. 
6. На какой равнине находится столица нашей родины. 
(Срединный)
(Валдайская)
(Кавказ)
(Урал)
(Чукотское)
(Восточно-Европейской)

Приложение

Источник

Цель урока:

обобщить и систематизировать полученные знания по теме “Рельеф территории России”

Задачи:

  1. Повторить основные понятия по теме “Рельеф”.
  2. Найти закономерности между тектоническими структурами и формами рельефа.
  3. Формирование умений применять полученные знания в нестандартной ситуации
  4. Воспитание умения работы, как в индивидуальном порядке так и в группе.
  5. Осуществление экологического и патриотического воспитания на основе преподаваемого материала.

Форма урока: урок-восхождение

Оборудование:

Компьютеры с выходом в Интернет, экран, мультимедийный проектор, карты по географии России (физическая, тектоническая, минеральные ресурсы)

Ход урока:

  1. Организационный момент (сообщить тему урока, сформулировать цель урока, сориентировать детей на работу в группах).

На предыдущих уроках мы совершили интересное путешествие по России, побывали в самых разных ее уголках. Познакомились с рельефом нашей страны, с этапами формирования Земли, с полезными ископаемыми, с процессами, изменяющими рельеф. Все это позволило составить образ России, который я надеюсь,  останется в памяти надолго.(слайд 1)

Сегодня нам предстоит обобщить наши знания и проверить их прочность, выполняя различные задания. Наш сегодняшний урок не совсем обычный. Нам предстоит совершить восхождение к вершине знаний. На пути вас будут встречать преграды и испытания. С каждым выполненным заданием вы становитесь ближе к цели. Оценивать себя вы будете сами.  Если выполните все задания, окажетесь на вершине горы, и в ваших глазах будет сиять победа. Одна из вершин географии будет преодолена. Итак, в путь. (в течении урока маршрут отражается на экране)

  1. Повторение изученного материала.

1 высота  (слайд 2) Проведем  разминку

– Вспомните, что такое рельеф? (слайд 3)

– Какие крупнейшие формы рельефа суши выделяют? (слайд 4)

– Как различаются горы по высоте?

– Как различаются равнины по высоте?

– С чем связаны эти различия?

– В чем различия гор и равнин? Почему?  (слайд 5)

– Какая форма рельефа преобладает в нашей стране? Равнины или горы?

 – Где в России расположены равнины?

– А где расположены горы?

– Самая высокая гора России. (Эльбрус).

– Самые длинные горы России.

– Подвижные участки земной коры называются ….

– Устойчивые участки земной коры.

2 высота  (слайд 6)

Основные понятия вы знаете, первая высота взята, теперь проверим, как вы умеете определять объекты по координатам

С помощью географических координат определить формы рельефа: (слайд 7)

-560  с.ш.,330  в.д. – Валдайская возвышенность. (светло желтый)

-600  с.ш., 720  в.д. – Западно – Сибирская равнина. (светло зеленый)

– 440  с.ш., 430  в.д. – гора Эльбрус. (коричневый)

– 460 с.ш.,  500 в.д. – Прикаспийская низменность (темно зеленый)

– 660 с.ш., 1000 в.д.- Среднесибирское плоскогорье (светло коричневый)

– Почему найденные объекты окрашены в разный цвет? (т.о. с помощью  послойной окраски на физической карте отмечают формы рельефа)

3 высота (слайд 8)

Впереди сложный участок. На каждом сложном участке должен быть первопроходец – тот кто прокладывает путь остальным. От его действия зависит, насколько быстро группа будет продвигаться вперед.

На интерактивную карту нанести формы рельефа (1 группа) и тектонические структуры (2 группа) (слайд 9)

Среднерусская возвышенность                   Русская платформа

Урал                                                               область герцинской складчатости

Читайте также:  Кыст аль хинди в капсулах чем полезен

Кавказ                                                            область кайнозойской складчатости

Западно – Сибирская равнина                     Западно Сибирская плита

Западный Саян                                              область каледонской складчатости

        Восточный Саян                                           область байкальской складчатости

Становой хребет                                           Алданский щит

Сихотэ – Алинь                                             область мезозойской складчатости

Среднесибирское плоскогорье                    Сибирская платформа

Хибины                                                          Балтийский щит

– Какой можно сделать вывод?

(Представители от групп поочередно по карте показывают названные объекты и устанавливают между ними взаимосвязь, остальные учащиеся проверяют работу на местах)

4 высота (слайд 10)

Представьте, что мы попали в обвал, наша задача выжить в данной ситуации. Для этого нам без промедления необходимо определить объект по описанию.

(слайд 11)

– Найдите горы, разделяющие две крупные равнины, которые протянулись с севера на юг и раньше назывались “камень”

– Горный хребет, расположенный вдоль правого берега Лены.

– Самые высокие горы Юга Сибири.

– Горы, протянувшиеся вдоль побережья Японского моря, их еще называют “Дальневосточным Уралом”.

– Крупнейший горный хребет Камчатки.

– Нагорье к северо-востоку от озера Байкал.

– Горы, расположенные к востоку от Алтая и состоящие из двух хребтов.

– Самое восточное нагорье России.

– Горы, между Черным и Каспийским морем.

– На какой равнине расположена столица России?

5 высота  (слайд 12)

Мы на полпути к вершине. Сделаем привал.

Откроем геохронологическую таблицу в учебнике (стр. 44-45). Ответьте на вопросы: (слайд 13)

1. Протерозой                                          

2. Силур, палеозой

3. Пермь, мезозой

4. Юрский, мезозой

5. четвертичный, кайнозой

6. неоген, кайнозой

6 высота  (слайд 14)

Почему облик земной поверхности постоянно меняется? (эндогенные и экзогенные факторы) (слайд 15)

– Что относят к эндогенным факторам? (поднятия и опускания,

землетрясения, вулканизм)

– Что относят к экзогенным факторам (деятельность ледника, деятельность воды, ветра, человека)

Под влиянием каких факторов произошло образование данных форм рельефа (слайд 16)

  1. Деятельность  ветра
  2. Карстовые процессы – вода
  3. Деятельность человека
  4. Моренный рельеф – ледник
  5. Эоловые процессы – ветер
  6. Землетрясения
  7. Вулканизм
  8. Овраг – деятельность текучих вод

7 высота   (слайд 17)

       – Что называют месторождениями? (слайд 18)

– Какой можно сделать вывод?

 8 высота  (слайд 19)

Все очень устали, но чем ближе к цели, тем задания становятся легче и легче.

– Что такое сейсмический пояс?

– Где в России находится сейсмический пояс?

– Что образуется в сейсмическом поясе?

С помощью Интернет – ресурсов дать характеристику  влк. Ключевская Сопка (1 группа) и Долина Гейзеров (2  группа) (слайд 20-22)

9  высота  (слайд 23)

А теперь последнее задание перед восхождением. (слайд 24)

  1. Какой рельеф преобладает в Хакасии?  
  2. Высочайшая точка Хакасии?
  3. Какими физико-географическими районами представлен рельеф Хакасии?
  4. Чем представлена Минусинская котловина 
  5. Длиннейшая в России пещера, протяжённостью 13 км.?
  6. Сталактитовое и сталагмитовое чудо?

Третий лишний. Определите, что лишнее в рельефе Хакасии (слайд 25)

Западный Саян, Кузнецкий Алатау, Восточный Саян

Абаканский хребет, Минусинская котловина, Чулымо-Енисейская котловина

Батеневский кряж, Сыдо-Ербинская впадина, Абаканская впадина

-Что у нас получилось? Флаг Хакасии, который мы водрузим над покоренной нам вершины. (слайд 26)

Подведение итогов.

– Благодаря командной работе вы успешно завершили восхождение на  вершину знаний по теме «Рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые России». Надеюсь, полученные знания вы донесете до выпускного экзамена.   Мне бы хотелось оценить и индивидуальные знания учащихся. Поэтому вам предоставляется мини-тест.

Наше восхождение к знаниям  подошло к концу. Спасибо за работу.

Источник

Конспект урока по теме

«Рельеф России»

(обобщающее повторение, 8 класс)

 Цели и задачи урока:

Образовательные цели:

1.  Обобщение и систематизация знаний по теме «Рельеф и полезные ископаемые России».

Закрепление основных понятий и терминов.

3.  Углубить знания, полученные в процессе обучения.

Развивающие цели:

1.  Развивать пространственное воображение, память, мышление.

Продолжить развитие логического мышления учащихся, для чего создавать проблемные ситуации и формировать умение выхода из них.

Читайте также:  Полезно ли кататься на спине по полу

Способствовать развитию самостоятельности, умению работать в группе.

Развитие речи, умение доказывать свою точку зрения.

Воспитательные цели:

1.  Формировать гражданские и патриотические чувства учащихся.

Воспитывать чувства взаимопомощи, взаимовыручки, чувства коллективизма.

3.  Формирование интереса к географии.

3.  Оборудование:

Выставка минералов, книг, картин, рисунков.

Карты России.

 Ход урока

1.     Организационный момент

Обобщение темы «Рельеф России». Ученики записывают тему урока в тетрадях.

Сегодня мы подводим итог под изучением темы «Особенности рельефа России»

Главная цель –получение знаний.

Итак, мы отправляемся на покорение вершины Знаний. Сегодня мы –альпинисты.. Нас 3 группы.. Прежде чем отправится в путешествие , нас ждет небольшая разминка. .За каждый правильный ответ один жетон.

1 высота. «Мозговой штурм»

1. Наука, изучающая строение и историю развития   Земли,   называется    …(геология)

2. Самые длительные отрезки времени в геологической истории Земли –  это …(эры)

3. Самая древняя эра – …(архейская)

4. Мы живем в эру новой жизни … (кайнозойскую)

5. Таблица, содержащая сведения о последовательной смене эр и периодов, важнейших геологических событиях, этапах развития жизни, называется … (геохронологическая)

6. Самые молодые горы образовались в … (альпийскую складчатость)

7. Выход на поверхность фундамента платформы … (щит)

8. Древние устойчивые участки земной коры называются … (платформы)

9. Молодая платформа … (плита)

10.Что такое рельеф?

Итак, все готовы к путешествию.

Путешествовать мы будем с вами по России. Чтобы не потеряться ,давайте воспроизведем карту

 2 высота .Работа с географической номенклатурой( подписать названия форм рельефа на контурную карту) За каждый правильный ответ 1 жетон

3 высота .А теперь мы заглянем в глубины земной коры, будем геологами. Перед нами список географических понятий, нужно распределить в столбики.

Распределите компоненты природы в три столбика:

4 высота. .Видеовопрос. Во время путешествия мы увидели необычайной красоты пейзажи. Где же на территории России мы можем встретить такие картины.?Вы должны назвать форму рельефа, определить возраст, дать названия.(1гр.-молодые горы, 2гр. Старые горы, 3 гр.равнина)

Д.Физминутка

Называю форму рельефа, ребята встают на название гор, садятся на равнину.

5 высота Найдите лишнее слово, объясните свой выбор.

«Третий лишний»:

►  Землетрясение, вулкан, оползень (землетрясение, вулкан -тектонические движения)

►  Сибирская платформа, Урал, Кавказ (Сибирская платформа – тектоническая структура, Урал и Кавказ – формы рельефа)

►  Кайнозой, ордовик, триас (кайнозой – эра, ордовик и триас периоды)

►  Медные руды, каменный уголь, никелевые руды (каменный уголь – осадочная горная порода, остальные – магматические)

►  г. Белуха, г. Народная, г. Мак-Кинли (г. Мак-Кинли находится в Северной Америке, остальные – в России)

►  щит, гора, платформа (гора – форма рельефа, щит и платформа – тектонические структуры)

►  овраг, бархан, дюна (овраг – образован деятельностью текучих вод, бархан и дюны – эоловые формы рельефа)

6 высота «Черный ящик»

При покорении вершины мы обнаружили залежи некоего полезного ископаемого .Что это такое? С первой подскозкой-3 жетона, со второй-2, с 3-1.

7 высота.

А теперь мы устроимся на привал. И поиграем в футбол.

И.Интеллектуальный футбол. А теперь мы должны отдохнуть, устроившись на привале мы поиграем в интеллектуальный футбол, выслушав вопрос, отвечаем на него, а следующий адресуем команде соперников.

1.Высочайшая вершина Урала (г. Народная)

2.Самое низкое место на территории России (Прикаспийская низменность)

3.Горный хребет на полуострове Таймыр (Бырранга)

4.Самый длинный горный хребет Камчатки (Срединный)

5.Крупнейшее месторождение железной руды в России (КМА)

6. Высочайший действующий вулкан в России (Ключевская Сопка)

7. Горный хребет, названный именем знаменитого исследователя Сибири (Черского)

8. Горы, расположенные на границе Европы и Азии (Уральские)

9 О каком полезном ископаемом говорят «черное золото» (нефть)

10. Крупнейшее месторождение железной руды (КМА)

11. Высочайшая вершина России (Эльбрус)

12. Алтай – Белуха, Кавказ – Эльбрус, Урал – … . Назовите недостающую пару Урала. (гора Народная)

13. Какие формы рельефа образуют эоловые процессы? (Барханы, дюны)

14. Архейская, протерозойская эры не разделены на периоды, а палеозойская, мезозойская, кайнозойская эры делятся. Почему? (В Архее и протерозое не было организмов, имеющих скелеты, это было время одноклеточных организмов, которые не оставили отпечатков, следов деятельности)

15. Назовите современный геологический временной адрес. (Эра кайнозойская, период четвертичный антропогеновый)

8 высота.Определите: О какой территории идет речь?

     Задание №1: «Территория расположена на древней докембрийской платформе. Главная особенность ее рельефа – равнинность. Складчатый фундамент залегает на различной глубине и выходит на поверхность на Кольском полуострове и в Карелии». (Восточно-Европейская равнина)

     Задание №2: «Территория расположена в   области герцинской складчатости. Главная особенность ее рельефа – гористость. Богата полезными ископаемыми: полиметаллическими рудами, медными рудами, золотом, каменным углем. Складчатые структуры расположены в меридиональном направлении». (Уральские горы)

     Задание №3: Эти высокие горы окаймляют с юга Восточно-Европейскую равнину, относятся к области кайнозойской складчатости, имеют острые вершины, здесь расположена самая высокая точка России. (Кавказ).

Итак ,мы преодолели много трудностей, и максимально близко приблизились к вершине….Давайте подведем итоги……

Д.З Группа, набравшая больше всего жетонов—составить кроссворд из 5 слов на тему «Рельеф России»,группа, занявшая 2 место-10 слов, а третья-15 слов.

Источник