Обобщающий урок по теме рельеф геологическое строение и полезные ископаемые
Цели и задачи урока:
-определить уровень знаний учащихся основных понятий, закономерностей размещения крупных равнин и гор;
-проверить умения показывать по карте основные формы рельефа России;
-определить понимание взаимосвязи между тектоническими структурами и формами рельефа.
Оборудование:
Атласы, учебники, физическая карта России, компьютеры, проектор, учебное электронное издание (диск): География России. Природа и население.8 класс.
Ход урока:
I. Организационный момент.
На фоне музыки ученик читает отрывок из стихотворения Ираиды Мордовиной.
(Все сопровождается слайдами с видами различных форм рельефа России)
(Приложение 1).
Россия, ты – великая держава,
Твои просторы бесконечно велики.
На все века себя ты увенчала славой,
И нет другого у тебя пути.
Озёрный плен твои леса венчает,
Каскад хребтов в горах мечты таит.
Равнины в бесконечность убегают
И степь родная хлебушек родит.
В земле твоей богатств поток неиссякаем,
К сокровищам твоим наш путь лежит.
Как мало о тебе ещё мы знаем,
Как много изучить нам предстоит!
II. Объявление темы урока и целей, знакомство с “Зачетным листом”
(Приложение 2).
Задание 1. Составление общей схемы “Рельеф” (По мере ответов учащихся на интерактивной доске создается схема)
– Вспомните, что такое рельеф?
– Какие крупнейшие формы рельефа суши выделяют?
– Как различаются горы по высоте?
– Как различаются равнины по высоте?
– Почему облик земной поверхности постоянно меняется? (эндогенные и экзогенные факторы)
– Что относят к эндогенным факторам? (поднятия и опускания, землетрясения, вулканизм)
– Что относят к экзогенным факторам (деятельность ледника, деятельность воды, ветра, человека)
Задание 2.
Под влиянием каких факторов произошло образование данных форм рельефа?
(Приложение 3)
(На слайдах появляются разные формы рельефа)
- Деятельность ветра
- Карстовые процессы – вода
- Деятельность человека
- Моренный рельеф – ледник
- Эоловые процессы – ветер
- Землетрясения
- Вулканизм
- Овраг – деятельность текучих вод
Задание 3. Диктант на проверку знания терминов и понятий.
1. Выход на поверхность кристаллического фундамента платформы…(щит)
2. Бурные грязекаменные потоки…(сели)
3. Древние относительно устойчивые участки земной коры…(платформы)
4. Крупные скопления полезных ископаемых…(месторождения)
5. Рыхлые глинисто-валунные ледниковые отложения…(морена)
6. Группы близкорасположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого…(бассейн)
7. Самые длинные отрезки времени в геологической истории Земли…(эры)
Учащиеся обмениваются работами, проводят проверку, сверяясь с ответами на доске, и выставляют в “Зачетный лист” количество баллов (правильный ответ-1балл)
Задание 4. Работа по вариантам.
1 вариант выполняет интерактивный тест на ПК. 2 вариант путем сопоставления физической и тектонической карт устанавливают соответствие между формой рельефа и тектонической структурой.
1 вариант. Тест.
1. Высшая точка России расположена в пределах…
а) Алтая
б) Кавказа
в) Саян
2. Самая высокая и расчлененная равнина в России…
а) Восточно-Европейская равнина
б) Западно-Сибирская равнина
в) Среднесибирское плоскогорье
3. В виде какого щита выходит на поверхность фундамент Восточно-Европейской платформы…
а) Алданского
б) Балтийского
в) Анабарского
4. Какие окраины России расположены на границах современных литосферных плит…
а) Восточные
б) Западные
в) Северные
5. Какая складчатость протекала во второй половине палеозоя…
а) Байкальская
б) Герцинская
в) Каледонская
6. Равнины расположены на …
а) границах литосферных плит
б) платформах
в) в складчатых областях
7. Крупнейшими каменно-угольными бассейнами являются…
а) Кузбасс, Канско-Ачинский
б) Тунгусский, Ленский
в) Уренгой, Ямбург
8. Поверхность России понижается к …
а) югу
б) северу
в) западу
г) востоку
9. Если скорость поднятия земной коры равна скорости разрушения, то образуются…
а) впадины
б) горы
в) равнины
10. Геологическая эра, продолжающаяся и сейчас…
а) мезозойская
б) кайнозойская
в) палеозойская
2 вариант. Таблица соответствия.
Установите соответствие.
(На выполнение задания отводится 7 мин)
Форма рельефа | Тектоническая структура |
Сихотэ – Алинь | |
Среднесибирское плоскогорье | |
Кавказ | |
Урал | |
Хибины | |
Западный Саян | |
Западно – Сибирская равнина | |
Становой хребет | |
Алтай | |
Горы Бырранга |
1. Область каледонской складчатости
2. Область мезозойской складчатости
3. Область герцинской складчатости
4. Алданский щит
5. Балтийский щит
6. Сибирская древняя платформа
7. Область мезозойской складчатости
8. Область герцинской складчатости
9. Область кайнозойской складчатости
10. Западно-Сибирская плита
В итоге проверки получается следующая таблица:
Сихотэ – Алинь | Область мезозойской складчатости |
Среднесибирское плоскогорье | Сибирская древняя платформа |
Кавказ | Область кайнозойской складчатости |
Урал | Область герцинской складчатости |
Хибины | Балтийский щит |
Западный Саян | Область каледонской складчатости |
Западно – Сибирская равнина | Западно-Сибирская плита |
Становой хребет | Алданский щит |
Алтай | Область герцинской складчатости |
Горы Бырранга | Область мезозойской складчатости |
Проверка 2 варианта на интерактивной доске.
Оценка результатов и запись кол-ва баллов в “Зачетный лист”
– Какой можно сделать вывод? (Складчатым областям и щитам в рельефе соответствуют горы, а платформам – равнины)
Задание 5. Игровой момент “SOS“.
Работа с физической картой атласа.
Определите по координатам географические объекты, с которых поступил сигнал бедствия, и предположите возможную причину.
–560 с.ш.,1620 в.д. – вулкан Ключевская сопка (извержение вулкана)
-470 с.ш., 1510 в.д. – Курильские острова (землетрясение)
-500 с.ш., 860 в.д. – гора Белуха (снежная лавина, обвал )
Задание 6. Выполняется по вариантам.
1 вариант – работа с “немой картой”, 2 вариант – интерактивный тест.
1. Моренный рельеф образовался в результате деятельности…
а) ветра
б) ледника
в) текучих вод
2. В России районами проявления сильных землетрясений являются…
а) Камчатка, Курильские острова, Кавказ
б) Кольский полуостров, Западно-Сибирская низменность
в) Урал, Среднесибирское плоскогорье
3. Горы в России занимают около…
а) половины территории
б) третьей части территории
в) четвертой части территории
4. В виде каких щитов выходит на поверхность фундамент Сибирской платформы…
а) Алданского и Анабарского
б) Алданского и Балтийского
в) Балтийского и Анабарского
5. Какая складчатость протекала в первой половине палеозойской эры…
а) Альпийская
б) Герцинская
в) Каледонская
6. К древним складчатым областям приурочены месторождения…
а) угля, нефти, газа
б) железных руд, золота
в) и тех и других
7. Самым крупным действующим вулканом в России является…
а) Кроноцкая сопка
б) Ключевская сопка
в) Авачинская сопка
8. Строение земной коры показано на карте…
а) физической
б) геологической
в) тектонической
9. К формам рельефа ледникового происхождения относятся…
а) морены, троги, бараньи лбы
б) овраги, балки
в) барханы, дюны
10. Крупнейшие месторождения нефти и газа расположены на…
а) Восточно-Европейской равнине
б) Западно-Сибирской равнине
в) Среднесибирском плоскогорье
Проверка 1 варианта на интерактивной доске.
Задание 7. Работа с геохронологической таблицей. « Кто быстрее?»
Когда появились примитивные птицы? (Мезозойская эра, юрский период)
Когда появились первые пустыни? ( Палеозойская эра, девонский период)
Назовите эру, и период в которой мы живем? (Кайнозойская эра, четвертичный период)
Когда появились первые млекопитающие? ( Мезозойская эра, триасовый период)
Когда появились первые наземные растения? (Палеозойская эра, силурийский период)
Самая древняя эра? (Архейская эра)
За каждый правильный ответ – доп. балл.
III. Подведение итогов. Самооценка знаний, оценка урока.
Если останется время.
Викторина.
1. Крупнейший горный хребет Камчатки. 2. Возвышенность, с которой берет начало река Волга. 3. Горы между Черным и Каспийским морями. 4. Самые длинные горы России. 5. Самое восточное нагорье России. 6. На какой равнине находится столица нашей родины. | (Срединный) (Валдайская) (Кавказ) (Урал) (Чукотское) (Восточно-Европейской) |
Приложение
Итоговый урок по теме
«Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России»
Цели и задачи уроки:
Определить уровень знаний учащихся основных понятий, закономерностей размещения крупных равнин и гор. Проверить умения показывать по карте основные формы рельефа России. Определить понимания взаимосвязи между тектоническими структурами и формами рельефа.
Оборудование:
Физическая, тектоническая карты России, атласы.
Ход урока
I.Организационный момент
ll.Проверочная работа
перед работой желательно провести тренировочный показ географических объектов по карте (работа в парах):
l вариант показывает равнины;
ll – горы.
Задание 1. Проверка уровня знаний номеклатуры
Географический диктант в парах. Сначала показывает l вариант, а ll вариант проверяет и отмечает правильный показ «плюсом». Затем показывает ll вариант. Одновременно учитель проверяет показ объектов.
Задание для l варианта:
Кавказ;
Восточно-Европейская равнина;
Уральские горы;
Саяны;
Хребет Джугджур;
Чукотское нагорье;
Сихотэ-Алинь;
Верхоянский хребет;
Ключевая сопка;
Горы Богранга.
Задание для ll варианта:
1. Западно-Сибирская равнина;
2. Алтай;
3. Алданское нагорье;
4. гора Эльбрус;
5. хребет Черского;
6. Корякское нагорье;
7. Становой хребет;
8. Среднесибирское плоскогорье;
9. Становое нагорье;
10. Валдайская возвышенность.
За проверку номенклатуры учащиеся получают первую оценку. Если правильно показано 10 объектов – оценка «5»; 8-9 объектов –«4»; 7-«3».
Задание 2. Проверка знания терминов и понятий
l вариант:
Древние устойчивые участки земной коры. (Платформы.)
Наука о вымерших организмах. (Палеонтология.)
Карта, содержащая информацию о горных породах. (Геологическая.)
Скопление полезных ископаемых. (Месторождение.)
Рыхлые глинисто-валунные ледниковые отложения. (Морена.)
Внутренние процессы, связанные с движением земной коры. (Эндогенные.)
Смещение горных пород вниз по склону под влиянием силы тяжести. (Оползень.)
ll вариант
Выход кристаллического фундамента платформы на поверхность. (Щит.)
Учение о строении земной коры. (Геотектоника.)
Карты, содержащая информацию о размещении и о возрасте тектонических структур. (Тектоническая.)
Работы по восстановлению почвы. (Рекультивация.)
Внешние рельефообразующие процессы. (Экзогенные.)
Формы рельефа, образованные деятельностью ветра. (Эоловые.)
Бурные Грязекаменные потоки. (сели.)
За 7 правильных ответов – оценка «5»; за 6 правильных ответов –«4»; За 5 правильных ответов – «3»
Задание 3
Составить характеристику рельефа.
I вариант: Русской равнины;
II вариант Среднесибирское нагорье;
План характеристики
1) Географическое положение.
2) Какой тектонической структуре соответствует.
3) Возраст пород.
4) Средние высоты.
5) Наибольшая высота.
6) Внешние процессы, формирующие рельеф.
7) Стихийные явления.
8) Полезные ископаемые.
Третье задание можно заменить работой по выявлению соответствия форм рельефа и тектонических структур путем сопоставления карт физической и тектонической.
1.Сихатэ-Алинь а. Балтийский щит
2.Среднесибирское плоскогорье б. Область герцинской складчатости
3.Урал в. Область каледонской складчатости
4.Кавказ г. Область мезозойской складчатости
5.Алданское нагорье д. Область кайнозойской складчатости
6.Восточные Саяны е. Сибирская платформа
7.хребет Черского ж. Западно-Сибирская плита
8.Хибины з. Алданский щит
9.Заподно – Сибирская низменность
10.Заподные Саяны
III. Итог урока
Тетради учитель собирает на проверку.
Итоговая оценка выставляется как средняя из 3-х.
Методическая разработка урока
учителя географии ГБОУ СОШ №264г. Санкт-Петербурга
Хоменко Елены Юрьевны
Предмет: география
Класс: 8
Тема урока: Обобщение по теме «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые»
Цели урока:
Образовательные: повторить, обобщить и закрепить изученный материал по теме: «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые»; формировать умение разбираться в многообразии геологического строения, рельефа, полезных ископаемых, выделять главное в этом многообразии, находить закономерности между тектоническими структурами и формами рельефа; формировать умение применять полученные знания в нестандартной ситуации.
Развивающие: развивать географическое мышление, устную речь, способность применять имеющиеся знания для решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач; развивать умение работать с картами (настенные, атлас).
Воспитательные: воспитать чувство дружбы, умение работать в коллективе, умение работать в группе; самостоятельно и ответственно готовиться к уроку; способствовать формированию интереса к предмету; осуществление экологического и патриотического воспитания на основе преподаваемого материала.
Тип урока: обобщение, повторение, закрепление знаний, умений.
Оборудование: карты: «Физическая карта России», «Тектоническая карта России»; атласы для 8 класса; проектор, компьютер, доска, CD.
Современные образовательные технологии, использованные на уроке:
1. Информационно-коммуникационные технологии.
2. Технология проблемного обучения.
3. Технология групповой работы.
4. Здоровьесберегающие технологии.
ХОД УРОКА
Организационный момент. Вступительное слово учителя. Задачи урока.
Повторение изученного материала.
2. Задание : Дайте определение следующим понятиям …
рельеф – …
платформа – …
складчатый пояс – …
полезные ископаемые – …
месторождения – …
бассейны – …
3.Конкурс «Географические имена…» – нужно по устному описанию определить территорию.
Учитель читает описание территории:
А). Территория расположена на древней докембрийской платформе. Этим обусловлена главная особенность её рельефа – равнинность. Складчатый фундамент залегает на различной глубине и выходит на поверхность на Кольском полуострове и в Карелии, а также на правобережье Днепра в его среднем течении (ответ: Восточно – Европейская (Русская) равнина).
Б). Горная страна состоит из нескольких параллельных друг другу хребтов, протянувшихся в меридиальном направлении. Главная цепь гор образует водораздел между реками, текущими на Русскую равнину и на Западно – Сибирскую. (ответ: Уральские горы).
В). Это самое крупное из горных сооружений, окаймляющих с юга Русскую равнину. Природа гор разнообразна. Большая часть региона – это высокие молодые горы (ответ: Кавказ).
Г). Одна из крупнейших равнин земного шара. Расположена между Уралом и Среднесибирским плоскогорьем. Много озёр и болот (ответ: Западно-Сибирская равнина).
4. Слово учителя. Проблемный диалог.
– При изучении темы «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые» мы с вами познакомились с геологической историей и особенностями рельефа, структурой полезных ископаемых нашего региона. Вам сейчас предстоит вспомнить ваши знания.
Задание: Дайте полный ответ на поставленные вопросы…
– Какие формы рельефа на территория Ленинградской области?
-Какие месторождения полезных ископаемых Ленинградской области имеют промышленное использование?
– Как образовались Саблинские пещеры?
– Назовите самую высокую точку Ленинградской области.
5. Фронтальная, индивидуальная, парная работа с физической картой Росссии, интерактивной картой рельефа России, тектонической картой России.
Задание №1: На интерактивную карту рельефа нанесите следующие крупнейшие формы…
Западно-Сибирская равнина, Сихотэ-Алинь, Эльбрус, Восточно-Европейская равнина, Восточный Саян, Уральские горы, Средне-Сибирское плоскогорье, Западный Саян, хребет Черского, Кавказ, Верхоянский хребет, г.Белуха, Алтай, Становой хребет, Корякское нагорье, Среднерусская возвышенность, г.Бырранга, Чукотское нагорье.
Задание № 2: На интерактивную тектоническую карту перенесите следующие элементы…
Русская платформа
Западно-Сибирская плита
Сибирская платформа
Балтийский щит
Герцинская складчатость
6.Проверочная работа
1 вариант
1.Определите координаты самой высокой точки в России.
2.Дайте характеристику палеозойской эры, на какие периоды она делится?
3.Установите соответствие:
Форма рельефа
Тектоническая структура
Полезные ископаемые
Кавказ
Восточно-Европейская равнина
Верхоянский хребет
Какая существует связь между рельефом и тектоническим строением?
Вывод:
4.Характеристика платформы.
2 вариант
1.Определите координаты вулкана Ключевская Сопка.
2.Дайте характеристику мезозойской эры, на какие периоды она делится?
3.Установите соответствие:
Форма рельефа
Тектоническая структура
Полезные ископаемые
Урал
Западно-Сибирская равнина
Верхоянский хребет
Какая существует связь между рельефом и тектоническим строением?
Вывод:
4.Характеристика складчатой области.
3 вариант
1.Определите координаты вулкана Ключевская Сопка.
2.Дайте характеристику кайнозойской эры, на какие периоды она делится?
3.Установите соответствие:
Форма рельефа
Тектоническая структура
Полезные ископаемые
Урал
Среднесибирское плоскогорье
Кавказ
Какая существует связь между рельефом и тектоническим строением?
Вывод:
4.Характеристика складчатой области.
4 вариант
1.Определите координаты самой высокой точки в России .
2.Дайте характеристику палеозойской эры, на какие периоды она делится?
3.Установите соответствие:
Форма рельефа
Тектоническая структура
Полезные ископаемые
Кавказ
Среднесибирское плоскогорье
Сихотэ-Алинь
Какая существует связь между рельефом и тектоническим строением?
Вывод:
4.Характеристика платформы.
7.Подведение итогов работы на уроке.
4. Самостоятельная индивидуальная выборочно-распределительная работа учащихся по видеослайдам. Взаимопроверка.
– Для выполнения следующего задания вспомните, какие факторы в формировании рельефа являются рельефообразующими?
Задание: Распределите формы рельефа по группам в зависимости от рельефообразующих фактов:
Болотные почки, каньоны, бараньи лбы, дюны, воронки, наледи, курганы, котлованы, дамбы, терриконы, курчавые скалы, цирки, балки, домены рек, дурные реки, обвалы, коралловые рифы.
5. Валеопауза по здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного. Упражнения для глаз с использованием схемы.
6.Групповая видеоигра «Угадай-ка!»
Задание: Назовите стихийное природное явление…
– Толчки и колебания с образованием смещений и трещин земной поверхности
вследствие тектонических движений (землетрясение).
– Процессы и явления, происходящие в недрах и на поверхности земной коры в связи с перемещением магмы (вулканизм).
– Отрыв и сползание под влиянием силы тяжести вниз по склону рыхлого или плотного блока горной породы без существенного нарушения структуры сползшей части (оползень).
– Грязекаменный или грязевой поток по руслам горных рек или падей, возникающий во время сильных ливней или интенсивного снеготаяния (сель).
– Снежный обвал в крутосклонных горах при обильном снежном покрове
( лавина).
– Обрушивание крупных каменных глыб, обломков пород и просто свободное падение камней на горных склонах под действием силы тяжести (обвалы).
7. Географический диктант на основе видеослайда. Индивидуальная самостоятельная работа. Работа в парах. Взаимопроверка.
Задание: Дайте ответ толкованию понятий…
Наука, изучающая строение и историю развития Земли. (Геология)
Учение о строении земной коры и ее движениях. (Геотектоника)
Раздел геологии, который занимается изучением возраста, продолжительности и последовательности образования горных пород. (Геохронология)
Самые длительные отрезки времени в геологической истории Земли – это… (Эры)
Верхний слой платформы, состояний из известняков, глины, песчаников. (Осадочный чехол)
Выход на поверхность фундамента платформы. (Щит)
Древний устойчивый участок земной коры. (Платформа)
Молодая платформа. (Плита)
Карта, на которой показаны части земной коры. (Тектоническая)
Горы расположены в … областях. (Складчатых)
III. Подведение итогов урока. Рефлексивно – оценочный этап. Слово учителя.
– Сегодня на уроке мы повторили и обобщили полученные нами ранее знания о рельефе, геологическом прошлом и полезных ископаемых нашей страны и родного края, учились работать с картами.
– Я предлагаю вам составить синквейн к слову рельеф. При составлении синквейна воспользуйтесь памяткой:
1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;
3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;
4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;
5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).
Ну вот и всё, урок к концу подходит,
Мы славно поработали сейчас,
Учитель ваш уже итог подводит,
Не сводит с вас своих весёлых глаз.
Спасибо вам, ребята за работу,
Не подвели меня и в этот раз,
С великим удовольствием, конечно,
Поставлю вам оценки я сейчас!
Оценка деятельности учащихся.
IV. Домашнее задание.
– Опережающее задание по теме «Климат и климатические ресурсы России». Подготовить сообщение об особенностях климата России.