Обломов все думают что вредно что полезно

Обломов все думают что вредно что полезно thumbnail

каждая черта,
все существование
было вопиющим протестом
против жизни друг друга?
Это уже решенный вопрос,
%
что противоположные крайности
никак не препятствуют для симпатии.
Притом их связывало детство
и школа – две сильные пружины.
Лотом русские добрые, жирные ласки,
обильно расточаемые у Обломовых
на немецкого мальчика,
потом роль сильного, которую
Штольц занимал при Обломове,
и, наконец, более всего чистое,
светлое и доброе начало,
лежащее в основании
натуры Ильи Ильича,
которое исполнено было симпатии
ко всему, что хорошо
и что только откликалось
на зов этого простого,
вечно доверчивого сердца.
Вот, Илья, это настоящая баня.
Ни с какими петербургскими не сравнить.
А как пахнет!
Я этот запах еще из детства помню.
Отец, бывало, сажал меня
с собой на рессорную тележку…
давал вожжи
и велел везти на фабрику…
потом в поля, потом в город,
потом глину посмотреть…
Андрей, съезди нынче
на этот обед без меня.
Я, видишь ли, должен еще…
За день натрясет так,
что идти не можешь.
А тут же банька истоплена,
влезаешь наверх, деревом пахнет.
В самом деле, мне бы надо
пару деньков дома посидеть.
План докончить.
И нездоровится,
боюсь, ячмень сядет.
На диван захотелось?
Никуда я тебя не отпущу.
еперь или никогда.
Помнишь уговор?
Иди сюда, Илья!
Вот где здоровье!
И никакой ячмень не сядет.
– Илья.
– Да ну тебя.
Ты думаешь, я шучу?
Теперь или никогда!
Теперь или никогда!
Теперь или никогда!
Пусти! Пусти!
Пусти!
Илья, что с тобой?
Я этого не люблю.
У меня теперь плечо болеть станет.
Ну, Илья.
Я сказал, я этого не люблю,
а ты делаешь нарочно.
Да Бог с тобой!
Я не могу, а ты заставляешь.
Я устал.
– От чего?
– От всего!
От балов, встреч,
знакомств, чаепитии, разговоров.
От этой беспрерывной беготни,
от пересудов, сплетен.
Не нравится мне эта жизнь.
– Какая же нравится?
– Не такая.
Да что же именно
так не понравилось?
Ни у кого нет ясного,
покойного лица.
Один мучается, что ходит на службу,
другой вздыхает,
что нет такой благодати.
Вот идеал и цель жизни.
Значит… что ж,
делами заниматься
и в приемных сидеть
ты не желаешь?
Да, ровно как и светской
жизни вашей не желаю.
Любоваться, как симметрически
рассажены гости,
как смирно и глубокомысленно
они сидят за картами.
Отличный пример
для ищущего движения ума.
Да разве не спят они
всю жизнь, сидя за картами?
Чем я виноватее их, если лежа на
диване не заражал голову валетами?
Собираются, кормят друг друга.
Ни доброты, ни радушия,
ни влечения друг к другу.
Что это за жизнь?
Чему я здесь научусь?
А ты, Илья, кого
и чему научить можешь?
– Я?
– Да, ты!
А я никого ничему
учить не собираюсь.
И экзаменов никому не делаю,
как этот желтый господин,
твой золотопромышленник.
Пристал, читал ли я речь депутата
и глаза вытаращил, когда я сказал,
что вообще не читаю газет.
Лотом привязался,
как я думаю,
отчего французский посланник
выехал из Рима?
Махмет-али послал корабль,
войска послали на восток…
Так вот, этот желтый господин,
как ты его изволил величать,
кончил курс
в двух университетах.
И за то время, как твой
староста Обломовку разорил…
этот господин
10 таких Обломовок нажил.
И еще 20 наживет,
и все своим старанием,
умом и усердием.
В шестом часу утра он на ногах,
всякий день делает
гигиеническую гимнастику.
Вина не пьет совсем.
Говорит на шести языках.
Все знает, всех знает.
Жизнь его подчинена цели, труду,
ни одного лишнего поступка,
шага, слова.
И вот здоров, богат
и в свои 60 лет
выглядит моложе тебя.
А зачем? В 60 лет надо
выглядеть на 60, а не на 35.
Да, только тогда и в 35
не нужно выглядеть на 50, как ты.
Ну проживет золотопромышленник
еще сто лет,
заработает еще сто Обломовок,
а зачем?
Все думают только о том,
что вредно, что полезно,
у кого лечиться,
на какие воды ездить.
Все думают о том, как жить.
А зачем – никто не хочет думать.
Что есть твоя жизнь?
Нужен ли ты кому-нибудь?
Валяться целыми днями на диване
и судить всякого, кто

——————————
Читайте также:
– текст Картуш
– текст Короли и королева
– текст Неаполитанская серенада
– текст Хорошая женщина
– текст Сливовый цвет

Источник

Мотив еды один из основных в романе И.А. Гончарова «Обломов».

Чаще всего именно еда маркирует настроение, взаимоотношения и мироощущение практически всех гончаровских персонажей.

Таким образом, неоспорима связь культа еды у писателя с русской ментальностью и патриархальными устоями русской семьи.

Читайте также:  Рельеф и полезные ископаемые сихотэ алинь

Широко известная фраза немецкого философа Людвига Фейербаха «Der Mensch ist, was er isst» ( человек-это то, что он ест ), как нельзя точно характеризует мироощущение гончаровских героев, поскольку в романах великого русского классика безраздельно властвует культ еды, который неразрывно связан с проблематикой всего творчества И.А. Гончарова, являясь неким идейным «стержнем», связующим «Обыкновенную историю», «Обломова» и «Обрыв» в трилогию.

У Гончарова, именно отношение к еде как «основной составляющей патриархального уклада жизни русского человека» является неотъемлемой частью духовно-нравственной парадигмы личности героев.

Еда маркирует настроение, взаимоотношения и мироощущение практически всех гончаровских персонажей. Второстепенные герои у Гончарова непременно ограничены локусом кухни: только здесь можно увидеть и Анисью из «Обломова», и преданный слуга Обломова Захар спит там на своей лежанке, тем самым соединяя в единой точке кухонного пространства два основных вектора трилогии: чревоугодия, которое трактуется автором не как библейский порок, а как основная добродетель, и сна, «в котором проведет добрую треть романа Илья Ильич Обломов, самый ленивый и поэтому самый обаятельный герой Гончарова» .

Настроение героев напрямую связано с качеством еды: нет ничего страшнее для Обломова, чем отсутствие хорошего, сытного обеда и он вовсе хиреет, живя на Гороховой улице в съемной квартире, так как из-за проблем с деньгами не может нормально питаться, а главным предметом интерьера в съемных комнатах станет «не убранная от вчерашнего ужина тарелка с солонкой и с обглоданной косточкой», да хлебные крошки.

В меню гончаровских героев входят блюда русской кухни: неоднократно встречаются и забытый ныне студень, и неизменный атрибут любого русского стола – квас. Так в романе получает развитие мотив чуждости европейской цивилизации для русского человека, именно по этой причине вроде бы идеализированный образ Штольца вызывает стойкое неприятие читателей.

Вкусная еда гораздо выше земных благ: она лежит в сфере сакральной, так как герои Гончарова зачастую зациклены на чревоугодии, и к этому сам автор относится неоднозначно. Писатель довольно точно определяет границы, когда страсть к еде губит духовное начало в человеке, а когда, наоборот, дает толчок к духовному обновлению героя.

В Обломовке культ еды приобретает уже гротескные формы: достаточно вспомнить пресловутый пирог, который «доживал до пятницы, так что один совсем черствый конец, без всякой начинки, доставался, в виде особой милости, Антипу, который, перекрестясь, с треском неустрашимо разрушал эту любопытную окаменелость…». Ключевое слово здесь «перекрестясь»: на Руси делали самые тяжелые или самые важные дела именно «перекрестясь». Это слово не только утончает гончаровскую иронию, но и делает обломовский «исполинский пирог» весомой, статусной деталью, пирогом-символом.

Кроме всего прочего, подобные сцены трапезы в Обломовке вызывают у читателя ассоциации с царскими пирами. Во-первых, ни один царский пир не обходился без традиционных пирогов, а во-вторых, во время пира царь оказывал внимание кому-либо из присутствующих посылкой еды и питья с собственного стола. Самой большой честью считалось получить царские «остатки» – блюда, уже отведанные государем. Вот и идет по жизни Обломов как царь: не спеша, размеренно, жалуя всех вокруг вкусными яствами, пока позволяют средства. Разве царское это дело – самому умываться и одеваться, писать письма, суетиться и куда-то ехать?

В качестве символа-антипода в романе выступят сухарики, которые на званом вечере наберет в большом количестве Обломов и под любопытным взглядом Ольги Ильинской будет чувствовать себя неловко. Так, гастрономические символы у Гончарова маркируют поступки человека, черты его характера: сухарики в руке Ильи Ильича выявляют первое предательство Ольги.

Рассуждая о русской ментальности, писатель связывает вопросы гостеприимства и радушия с идеалами семейственности.

Еда, по Гончарову, – «фундамент крепкой русской семьи, строящей свою жизнь по законам хлебосольства, эпикурейства, праздности и непрактичности», когда речь идет о еде. Автор описал в романном пространстве отца и мать Штольца, но в романе нет семьи Штольцев, поскольку, в отличие от Обломовых, у немцев нет общей трапезы, общих разговоров за семейным столом, общих обсуждений завтрашнего меню. Недаром же Захар в сердцах скажет о немцах: «У них и корка зря не валяется: наделают сухариков, да с пивом и выпьют!». Немецкая практичность в глазах русского Захара сродни скаредности и бедности, а это для героев Гончарова совершенно неприемлемо.

Обломовский идиллический пейзаж тоже рисуется автором с какой-то гастрономической подоплёкой: «снопы серебряных лучей» луны, похожей «на медный вычищенный таз»; «обилие перепелов», коров, овец и кур. А главным преступлением в Обломовке считалась «кража гороху, моркови и репы по огородам», единственный случай с исчезновением поросенка и курицы был воспринят местными жителями как из ряда вон выходящее «происшествие». Ни один сказочный герой из россказней обломовцев не убил свою жертву, он ее просто-напросто съедает.

Читайте также:  Чем полезна для человека струя бобра

Использование автором слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами помогает читателю проникнуться атмосферой благоволения перед едой: Илюшеньку (именно так называли его в детстве) кормили «булочками, сухариками, сливочками».

Даже собака Обломовых, кажется, страдает чревоугодием: весь день «не сводя глаз, смотрит в окно, ласково виляя хвостом и облизываясь» .

Обломовы – рачительные хозяева, и если во дворе может преспокойно обрушиться галерея или качаться крыльцо, то в плане продуктов они были весьма дотошны: «об обеде совещались целым домом», «всякий совет принимался в соображение, обсуживался обстоятельно и потом принимался или отвергался по окончательному приговору хозяйки». Гончаров отмечает, что «забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке». Но важным является тот момент, что, будучи ещё ребенком, Илья, слушая ежедневный «стук ножей на кухне» и наблюдая «несколько раз путешествие из амбара в кухню с двойным количеством муки и яиц», осознавал, как «полезно и хлопотливо» проходило утро в отчем доме.

Полдень в Обломовке – это земной рай, где царствуют сытость и сон. Метафорически жизнь в Обломовке автор рисует через следующую художественную деталь: кто-то из дворни быстро, дабы не потерять минуты драгоценного сна, «схватит кружку с квасом и, подув на плавающих там мух, так, чтоб их отнесло к другому краю, отчего мухи, до тех пор неподвижные, сильно начинают шевелиться… промочит горло и потом падает опять на постель как подстреленный». Это и есть модель жизни Обломова, прозванная еще Добролюбовым «обломовщиной», представленная самим Гончаровым в виде кружки с квасом, где «плавает» взлелеянный праздной жизнью Илюша, словно муха, и начинает шевелиться, только «в надежде на улучшение своего положения».

Штольцу не составило большого труда определить бедственность материального положения друга, только взглянув на его стол. «Он [Штольц] вспомнил ильин день: устриц, ананасы, дупелей; а теперь видел толстую скатерть, судки для уксуса и масла без пробок, заткнутые бумажками; на тарелках лежало по большому черному ломтю хлеба, вилки с изломанными черенками». Каждая деталь здесь словно кричит о беде Ильи Ильича, а отвратительный вкус красного вина и жесткость мясных блюд заставила Штольца прекратить трапезу и больше не прикоснуться к пище.

«Улучшение своего положения» у Обломова неизменно связано с культом еды и сна, следовательно, какой бы восхитительной ни была Ольга, у неё не просто были другие жизненные приоритеты – её жизненные ценности были диаметрально противоположными: движение и общение, которые претили Обломову. Таким образом, Ольга – более сильный антипод Илье Ильичу, нежели даже Штольц, привыкший к лености своего приятеля и давно махнувший рукой на совершенно иной стиль его жизни.

Видя своё предназначение в исправлении пороков Обломова, а не жертвоприношение себя на алтаре любви, на которое способна, по Гончарову, не каждая женщина, Ольга не только не любит Илью, но и окончательно уничтожает в нем мужское начало, растаптывает крупицы его веры в себя, в способность кому-то нравиться.

В отличие от Ольги, Агафья Матвеевна, будучи «образцовой хозяйкой», принимает Обломова таким, какой он есть, не пытается его менять, а растворяется в своей молчаливой и безусловной любви к Илье Ильичу. Мы не услышим в романе ни одной законченной фразы Пшеницыной, но в её отношении к приготовлению еды и хлопотах по хозяйству видны истинные чувства героини, причем настолько сильные, что меркнут длинные любовные монологи «рефлексирующей в своем эгоизме Ильинской». Так, у Гончарова еда отвечает за психологический портрет героя: как в старину при приеме нового работника хозяин по количеству съеденной еды определял работоспособность человека, так и у Гончарова отношение к еде определяет духовную состоятельность персонажа. Стоит Акулине не доварить рыбу или кому-то уйти из-за стола, не доев, Агафья становится «точно каменная», поэтому ежедневно «она в три прыжка является в кухню и смотрит во все глаза так, как будто прицеливается во что-нибудь, схватит ложечку, перельет на свету ложечки три, чтоб узнать, уварился ли, отстоялся ли кофе, не подали бы с гущей, посмотрит, есть ли пенки в сливках».

Настолько сильна любовь Агафьи Матвеевны к Обломову, что она знает все его любимые блюда, все его гастрономические пристрастия, а процесс приготовления пищи превратился с появлением мужчины в её жизни в наслаждение и в истинное служение ему. Все, что хочется Обломову рядом с этой женщиной: «сесть на диван и не спускать глаз с ее локтей». Рефлексируя, героиня думает только о еде, приготовленной для Обломова: вдруг ее «барин» не станет «кушать вместо спаржи репу с маслом, вместо рябчиков баранину, вместо гатчинских форелей, янтарной осетрины – соленого судака…». Как это ни парадоксально, но именно трепетное отношение Пшеницыной к приготовлению еды и преклонение Обломова перед её кулинарным талантом сделало их близкими, практически родственными душами.

Читайте также:  Полезен ли отвар шиповника при диабете

Именно еда в поэтике Гончарова выступает в роли духовной скрепы членов российской семьи, за столом люди становятся ближе друг к другу, делятся самым сокровенным, поскольку слова «жизнь» и «живот» в русском языке являются однокоренными, а без корней русскому человеку – никак…

Дайте развёрнутый ответ на вопрос:

Функция мотива еды в романе И. А. Гончарова « Обломов »

Источник

Имя героя романа Ивана Гончарова «Обломов» давно стало нарицательным для всякого ленивого и пассивного человека. А обломовщиной стало называться состояние, которое шире, чем просто лень – это личностный застой и апатия.

Но был ли Обломов просто лентяем и эгоистом? Давайте разбираться.

О чем этот роман?

Идея «Обломова» появилась у Гончарова после отрицательного отзыва Белинского на эпилог его первого романа «Обыкновенная история». Критик назвал его искусственным, т.к. Александр Адуев (который станет прообразом Обломова) преодолевает в себе «лишнего человека». Тогда Гончаров начинает писать роман, в котором герой так и не смог измениться.

Роман повествует о жизни помещика Ильи Ильича Обломова. Он живет в Петербурге со своим слугой Захаром и целыми днями предается мыслям и мечтам, лежа на диване. Его энергичный друг Андрей Штольц заставляет Обломова начать вести активную жизнь, в ходе который он влюбляется в Ольгу Ильинскую. Но после короткого периода счастья он снова возвращается на диван. Основным конфликтом романа является конфликт созерцательного и деятельного начала.

Кто такой Обломов?

Живущий в мечтах Илья Обломов оказывается «героем своего времени» – это последние годы России до крестьянской реформы, когда большая часть дворянских имений была заложена в банке, а крепостные хозяйства приносили все меньше дохода. В это время дворяне, привыкшие к доходу от имения, не могут вписаться в стремительно меняющийся мир.

В 1850-е гг. выходит несколько романов о героях, которые не могут найти себе применение в той действительности («Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Тысяча душ»). И Обломов оказывается доведенным до крайности воплощением героя, который неспособен найти свое место в жизни.

В основе фамилии Обломов – «обломок»: это отломившийся кусочек, остаток чего-то сломанного. Так и наш герой давно отделился от целого (общества), и нет никакой надежды на то, что он сможет встроиться обратно.

Лентяй, тунеядец и эгоист?

Сейчас много говорят о том, что Обломов страдает депрессией и прокрастинацией. А обычно о нем говорили как о лентяе и эгоисте, не способном думать о других. Но Илья Ильич – на самом деле добрый человек, не способный на подлость и ложь. Ольга отмечает его «голубиную нежность» и способностью любить и заботится о другом человеке.

Гончаров не случайно называет своего героя Ильей, проводя параллель с Ильей Муромцем, который до начала своих подвигов 33 года сидел на печи. Обломов оказывается в ситуации, когда ему, казалось бы, осталось дождаться либеральных реформ в России, «встать с печи» и найти себе применение. Но трагизм заключается в том, что Обломов попросту не успевает дожить до этих перемен.

Ему противопоставляется активный и деятельный Штольц – воплощение идеального человека в глазах современников Гончарова. При этом в романе не указывается, чем же занимается этот герой. Это отражает дуализм того времени: уже понятно, каким будет человек будущего в России, но при этом никто не знает, что же конкретно он будет делать.

Несмотря на всю положительность Штольца, Гончаров не делает Обломова отрицательным героем. А все потому, что он прежде всего продукт своего времени и общества. Не имея злых намерений и будучи чистым душой, он оказывается бесполезным для страны, которая готовится к масштабным реформам. Гончаров демонстрирует нам столкновение мировоззрений, которое разворачивалось в России на его глазах.

Итого

Обломов все время ностальгирует по прошлому, по утраченной идиллии – периоду расцвета русского дворянства, эпохе жизни героев «Евгения Онегина». Обломов – трагический символ шаткого положения дворянства середины века, теряющего свое положение и уступающего новому поколению.

Однако Илья Ильич хотя бы успевает спокойно прожить свою жизнь, ограничиваясь тревогами. Во второй половине XIX в. положение становится все более сложным, и вот уже герои «Вишневого сада» Чехова вынуждены продать свое имение, т.к. дворянство не сумело перестроится, и ему пришлось уступить место энергичным купцам и промышленникам.

А вы осуждали или жалели Обломова, когда читали роман? И кто вам ближе – Илья Ильич или деятельный Андрей Штольц?

Скачивайте наше приложение. 7 дней бесплатного доступа к видео и аудиолекциям!

Android | iOS

Instagram | VK | Facebook | YouTube | Сайт

Источник