О вкусной и полезной пище детям

Людмила Пушкина
Беседа «Вкусная здоровая пища»

Беседа «Вкусная здоровая пища»

Направление: Познавательно-речевое развитие.

Цель: продолжать учить детей бережно относиться к своему здоровью, осознанно относиться к своему питанию, расширять знания о полезной и вредной пище, витаминах.

Задачи:

• Закреплять знания о полезных веществах, витаминах, содержащихся в разных продуктах;

• Развивать наблюдательность, память логическое и образное мышление, находчивость;

• Воспитывать сознательное отношение к своему здоровью;

• Продолжать учить детей связно и последовательно выражать свои мысли, пользуясь предложениями различной структуры, расширять словарь детей по данной теме.

Интеграция образовательных областей:

Коммуникация – продолжать учить детей связно и последовательно выражать свои мысли, пользуясь предложениями различной структуры, расширять словарь детей по данной теме.

Социализация – развивать коммуникативные навыки детей, умение сотрудничать друг с другом и со взрослыми.

Развивать у детей логическое мышление, память, внимание.

Материал:

Плакаты, иллюстрации с продуктами питания, корзинка с овощами и фруктами, карточки с изображением продуктов питания, содержащих витамины, углеводы, жиры; мяч.

Словарная работа:

Здоровая полезная пища, углеводы, жиры, белки, минеральные вещества.

Д/игры: «Где найти витамины?», «Овощи в погреб», «Фрукты, ягоды в компот, джем».

Заучивание пальчиковой гимнастики «Хозяйка однажды с базара пришла…»,пословицы и поговорки о еде: «Ешь пироги с грибами, а язык держи за зубами», «Ешь побольше – говори меньше», «Ешь калачи да поменьше лепечи», «Когда я ем, я глух и нем»

Чтение стихотворений: Г. Сапгира «Аппетит», А. Масленникова «Рыбий жир», Л. Зильбарга «Очень важно есть за завтраком овсянку…»,

Д. Харриса «Очень- очень вкусный пирог», Ю. Тувим «Овощи».

Экскурсия на кухню детского сада.

Сюжетно-ролевая игра «Готовим вкусный обед для друзей».

Ход занятия:

В группе развешаны плакаты с изображением продуктов, содержащих те или иные полезные вещества.

В-ль: Ребята, давайте подойдем к столу, на котором стоит корзинка, и посмотрим, что в ней находится. (Дети называют фрукты и овощи, которые находятся в корзинке).

Игра: «Рассортируй»

Цель: уточнить представления детей о вкусовых качествах овощей и фруктах их признаках и свойствах.

Предполагаемые варианты игры:

1. Найдите в корзине фрукты и овощи, которые вы когда-либо пробовали, расскажите, какие они на вкус (дети выполняют задание).

2. Разложите фрукты и овощи на три группы

– что едят только сырым (редис, огурец, лимон, орехи)

– что едят только вареным (картофель, баклажан, кабачок, фасоль, чечевица)

– что едят и сырым и вареным (болгарский перец, морковь, свеклу, помидор, лук, горох, яблоко, груша, ягоды).

3. Разложите овощи и фрукты от самого сладкого к самому кислому.

4. Разложите овощи и фрукты от самого светлого до самого темного.

5. Разложите овощи и фрукты от самого мягкого к самому твердому.

6. Разложите овощи и фрукты от самого любимого к самому нелюбимому.

Дети выполняют задания, озвучивая свои действия словесным сопровождением.

Психогимнастика.

Цель: выражение психоэмоционального и психофизического состояния.

Представьте, что вы пробуете на вкус кислый лимон, сладкий виноград, очень горячее запеченное яблоко, вкусную и невкусную пищу.

Краткая беседа с рассматриванием продуктов питания на плакатах

В-ль: ребята, сегодня мы с вами опять поговорим о вкусной здоровой пище. Для чего человеку нужна пища? У каждого из вас есть любимые блюда, назовите их (дети называют). Почему вы их любите (Дети: потому, что они вкусные). Но не вся вкусная пища – здоровая пища. А что значит здоровая полезная пища? (Дети: это та пища, которая нам приносит пользу)

В-ль: Правильно, пища, которая приносит здоровье вашему растущему организму.

Показывая на плакаты с продуктами,воспитатель продолжает: «В продуктах питания содержатся вещества, необходимые нам с самого рождения. Это белки, жиры, углеводы, минеральные вещества и витамины. Все они нужны для нормального развития человека. Сейчас мы с вами поиграем в игру.

Д/игра «Где найти нужные вещества и витамины?»

Цель: уточнение знаний детей о витаминах и веществах, содержащихся в продуктах питания.

Дети отбирают карточки с изображением продуктов, в которых находится

Белок (рыба, молочные продукты, мясо, бобовые); углеводы (хлеб, крупы, овощи, фрукты); жиры (молочные продукты, мясо, растительные масла, орехи); витамин С (капуста, шиповник, смородина, клюква, петрушка, витамин В (печень, мясо, хлеб, молоко, сыр, творог, яйцо, витамин А (зеленый лук, морковь, красные овощи).

В-ль: Молодцы!

Д/игра «Кто знает, тот дальше продолжает»

Цель: расширять знания детей о значимости витаминов и питательных веществ для детского растущего организма.

В-ль: а сейчас, чтобы вспомнить для чего нам нужны эти вещества и витамины, поиграем в другую игру. (В-ль начинает, дети заканчивают).

Читайте также:  Что такое иллюсан чем он полезен

В-ль: белки нам нужны для того…

Ребенок: чтобы мы росли крепкими и здоровыми.

Углеводы нам нужны….

– Для того, чтобы мы росли сильными.

Продукты, содержащие витамины, для чего нам нужны?

Ребенок: чтобы наш организм боролся с заболеваниями, наше сердце и кровеносные сосуды работали в полную силу, без сбоев.

Этюд

Цель: развитие образно-пластического творчества детей.

превращение в продукт, содержащий жиры, углеводы, белки, витамины. (Дети мимикой, жестом и движениями изображают, а воспитатель угадывает, что это за продукт.)

Игра «Я знаю»

Цель: расширять знания детей о блюдах, изготавливаемых из различных продуктов питания.

В-ль, передавая мяч ребенку, начинает предложение, ребенок, принимая мяч, заканчивает.

– Я знаю такие блюда из муки: блины, оладьи, пироги…

– Я знаю такое блюдо из овощей: пюре, рагу, запеканка…

– Я знаю такое блюдо из мяса: котлеты, фрикадельки, отбивные…

– Я знаю блюда,приготовленные из молочных продуктов: каши, супы, суфле…

– Я знаю, без чего котлеты будут не вкусными: без лука, специй…

– Я знаю, с чем каша будет вкуснее: с маслом, фруктами, овощами …и т. д.

Вывод:

В-ль: ребята, мы с вами убедились, что питаться нужно не только вкусно, но и полезно. Мы должны с вами помнить, что не все то полезно, что вкусно.

Источник

                             Классный час «Гигиена питания. О вкусной и здоровой пищи».

    Надо питаться, чтобы жить, а не жить, чтобы питаться.

Цель: способствовать расширению и закреплению знаний о гигиене питания, побуждать детей к разумному, бережному отношению к своему здоровью, к борьбе с вредными привычками; развивать навыки рационального питания.

Материалы:

– Плакат «Полезные и неполезные продукты» (таблица 1).

– Плакат «Рекомендации по правильному питанию» (таблица 2).

                          Ход классного часа

Учитель: «Здравствуйте!». Сегодня мы поговорим о здоровой и полезной пищи. Организм нам дается один на всю жизнь. Очень важно это помнить и заботиться о нем. Надо помнить, что каждый куёт здоровье сам.

Ученик 1. Чтобы быть здоровым, нужны здоровые жизненные навыки, здоровые привычки – например, нужно уметь отличать здоровую пищу от нездоровой и предпочитать движение неподвижному отдыху. Рациональное питание и физическая тренировка – это те слагаемые в форме здоровья, без которых быть здоровым, оставаться здоровым человек просто не может. Это те необходимые условия, без которых здоровья не сохранить. Не иметь привычки тренироваться физически, есть все без разбора, курить, носить на себе килограммы и десятки килограммов лишнего веса – всё это и вместе, и по отдельности также пагубно для здоровья, как пренебрегать личной гигиеной. Уже не приходится доказывать, что принципы здорового образа жизни – необходимые условия здоровья.     Ученик 2. Гигиена – это медицинская наука, которая изучает влияние различных факторов на растущий организм и разрабатывает гигиенические нормативы и требования, оздоровительные мероприятия, направленные на укрепление здоровья.

    Выделяют гигиены воздушной среды, освещения, двигательного режима, режима обучения. Одной из составных частей гигиенической науки является гигиена питания. Что включает в себя : суточный набор продуктов и их распределение в течение дня, особенности питания в зависимости от возраста.

Ученик 3. В детском возрасте уровень здоровья человека во многом определяется качеством питания. Детский организм отличается от взрослого бурным ростом, интенсивным течением обменных процессов. В связи с этим организм подростка испытывает высокую потребность во всех пищевых веществах – источнике пластического материала и энергии. В пищевой рацион должны ежедневно входить белки (мясо, творог, яйцо, рыба, бобовые), а также овощи и фрукты. Переедание ведет к сложной переработке пищевых веществ и последующему их отложению в жировых тканях организма, лишнему весу. Это затрудняет работу сердечно-сосудистой системы, ведет к дисгармонии физического развития.

Учитель. Подростки склонны считать себя взрослыми людьми, часто они пытаются самостоятельно регулировать свой рацион. Но, кроме общей неграмотности в вопросах питания, на них влияет еще и очень агрессивная реклама не самых полезных продуктов – сладостей, лимонадов, жвачки и даже пива. Неправильное питание, употребление химикатов, к которым относятся многие пищевые добавки, стали одной из причин ухудшения здоровья учащихся. Пищевые добавки – это вещества, которые никогда не употребляются самостоятельно, а вводятся в продукты питания для придания пищевой и биологической ценности, улучшения условий обработки, хранения, транспортировки.

Читайте также:  Электродвигатель включенный в сеть с напряжением 120в развивает полезную мощность

    Когда вы заходите в супермаркет в поисках чего-нибудь вкусненького, каким продуктам вы обычно отдаете предпочтение? (Предполагаемый ответ: красиво упакованным в банки или коробки.) А обращаете ли вы внимание на то, какие вещества входят в состав данного продукта? (Предполагаемый ответ: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины.)

Учитель. Вам было задано домашнее задание. Приготовить информацию про белки, жиры, углеводы необходимые для значения человека. Привести примеры, в каких продуктах находится данное вещество.

Белки. Когда говорят, что «жизнь – есть форма существования белковых тел» (Ф.Энгельс), то подразумевают не только, что наиболее важные составные части человеческого организма состоят из белков (мышцы, сердце, мозг и даже кости содержат значительное количество белка), но и участие белковых молекул во всех важнейших процессах жизнедеятельности человека. Все ферменты содержат в своей основе белок, многие гормоны также являются белками, антитела, обеспечивающие иммунитет, представляют собой белки.

    Значение белков определяется не только многообразием их функций, но и их незаменимостью другими пищевыми веществами. Поэтому белки считаются наиболее ценными компонентами пищи. Опыт показал, что длительное безбелковое питание ведет к гибели организма.

    Белковыми называют продукты с высоким содержанием белка. Главным образом это: орехи, злаки, бобы, горох, арахис, мясо (исключая сало) и морепродукты, сыр, молоко…

Жиры. Обычно роль жиров в организме определяется тем, что они являются поставщиками энергии (калорий). Но это не совсем правильно. Конечно, значительная часть жиров расходуется в качестве энергетического материала. Однако в определенной степени жиры являются пластическим материалом, так как входят в состав клеточных компонентов, особенно мембран (оболочек), т. е. так же, как и белки, являются незаменимыми факторами питания. Рекомендуемое содержание жиров в рационе составляет 30-35% по калорийности, что в весовых единицах несколько превосходят количество белков.

    Жиры – это органическое соединение, растворимые в ряде органических растворителей и нерастворимые в воде.

    Итак, жиры необходимы в питании как энергетический и структурный материал. Кроме того, они участвуют в обмене других пищевых веществ, например способствуют усвоению витаминов А и D.

    К жирам относятся следующие жиры и масла: оливковое масло, подсолнечное масло, маргарин, сливочное масло, жирное мясо, сало, авакадо…

Углеводы. Являются важными энергетическими компонентами пищи. По химическому составу их  обычно классифицируют на простые сахара и полисахариды. К простым относят моносахариды (глюкоза, фруктоза, ксилоза, арабиноза), дисахариды (сахароза, мальтоза и лактоза, трисахарид, тетрасахарид).

Учитель. И так, мы делаем вывод, что главными компонентами в продуктах питания являются белки, жиры, углеводы, витамины. Зачастую рядом со всем понятным составляющими можно обнаружить сложные названия, пищевые добавки. Это могут быть консерваторы, антиокислители, усилители вкуса. Именно благодаря пищевым добавкам продукт даже не очень высокого качества приобретает выигрышный вкус, те или иные цвет, запах, консистенцию.

                Рекомендации по употреблению продуктов питания:

1. Внимательно читайте надписи на этикетке продукта.

2. Не покупайте продукты с неестественно яркой окраски.

3. Не покупайте продукты с чрезмерно длительным срокам хранения.

4. Пейте свежее приготовленные соки.

5. Избегайте подкрашенных газированных напитков.

6. Не перекусывайте чипсами, лучше замените их орехами.

7. Не употребляйте супы и лапшу их пакетиков, готовьте сами.

8. В питании все должно быть в меру и по возможности разнообразно.

Учитель. Я предлагаю сейчас такое задание, называется «Мозговой штурм». Каждый из вас напишет на доске в первой колонке продукты, которые по вашему мнению полезны для здоровья, а во второй, продукты, вредные для здоровья.

Затем вывешивается таблица «Полезные и неполезные продукты».

Полезные продукты

Неполезные продукты

Геркулес, сливочное масло, рыба, морковь, молоко, лук, яблоки, груши, зеленый чай….

Чипсы, фанта, кока-кола, жирное мясо, колбаса, паштеты, шоколадные конфеты, сало, торты…

     Вот что я прочитала в газете «Комсомольская правда». Врачи-диетологи всего мира

выявили самые вредные для человека продукты. Мы их поместили в таблицу «Неполезные продукты».

Учитель (читает и комментирует).

  1. Сладкие газированные напитки: «Коко-кола», «Фанта» и другие. Созданы не для утоления жажды, а для её вызывания. Отличаются гигантским содержанием сахара: в одном стакане его не менее пяти чайных ложек.  
  2. Картофельные чипсы, особенно приготовленные не из цельной картошки, а из пюре. В сущности, это смесь углеводов и жира плюс искусственные вкусовые добавки.
  3.  Сладкие шоколадные батончики. Большое количество сахара, химические добавки, высочайшая калорийность.
  4. Сосиски, колбаса, паштет и другие продукты с так называемыми скрытыми жирами. В их составе сало, нутряной жир, свиная шкурка занимают до 40% веса, но маскируются под мясо, в том числе и с помощью вкусовых добавок.
  5. Жирные сорта мяса, особенно в жареном виде.
Читайте также:  Как увеличить срок полезного использования основного средства

Оказалось, что нет ничего страшнее сосиски в сочетании с лимонадом!

    Многие врачи добавляют еще и жевательные конфеты, чупа-чупсы, кетчуп, лапшу быстрого приготовления, пиво и множество других пищевых изделий. Во всех этих продуктах очень много химии: заменителей, красителей, растворителей. Действие многих этих веществ сопоставимо с действием ядов, которые вызывают болезни гастриты и анемию.

    Врачи- диетологи определили не только самые вредные продукты, но и самые полезные. Эти продукты все вам известны. Что же это за продукты? Предлагаю вам игру. Я буду описывать свойства этих продуктов, а вы попробуйте угадать, о чём идёт речь.

  1. В каждом саду можно найти эти замечательные фрукты. Они полезны во всех отношениях: в них есть кислоты, которые борются с гнилостными в желудке; в состав в их входит вещество (кверцетин), которое препятствует росту раковых клеток; они очень полезны для работы сердечно-сосудистой системы. Врачи советуют каждый день есть эти фрукты на полдник, чтобы получить всё необходимые микроэлементы. Что это за фрукт? (Яблоки.)
  2. Этот овощ – кладет всех витаминов, минералов и микроэлементов и защита от всех болезней. Каждый день мы добавляем его почти во все блюда. Он улучшает работу печени, щитовидной железы, лечит простуду. В этом продукте очень много целебных веществ – фитонцидов, которые уничтожают микробы. Соком этого растения лечат насморк, а если его потереть и приложить к пяткам на ночь, то утром никакой простуды не будет. Лечебные свойства этого овоща не пропадают даже при термической обработки. (Лук.)
  3. Этот овощ тоже силен в борьбе с простудой. Кроме этого он наводит порядок в желудке, убивая вредные микроорганизмы. Он очень полезен в сыром виде, но его резкий запах мешает общению с людьми. (Чеснок.)
  4. Этот оранжевый корнеплод богат витаминами и минералами. Но особенно много в нем витамина А. очень полезен этот продукт для зрения, также он препятствует развитию рака, особенно рака кожи. Этот корнеплод лучше всего употреблять в сыром виде, потому что после приготовления он теряет много полезных веществ. (Морковь.)
  5. В очищенном виде этот продукт похож на мозг человека, поэтому считается, что он «ума, силы и памяти прибавляет». Полезен он также для сердца, для зрения, для обмена веществ. Этот продукт можно есть в сыром виде, можно его использовать в салатах, начинках для теста, в кондитерских изделиях. (Грецкий орех.)
  6. Этот продукт моря является источником ценного белка и вполне может заменить мясо. Для японцев это основной продукт питания, который и делает их чемпионами долголетия. Но кроме белка в этом продукте много фосфора, который «отвечает» за кости и почки. Больше всего этого продукта едят в Ирландии – 92 кг в год. А в России – только 15 кг. (Рыба.)
  7. Этот белый напиток животного происхождения просто необходим человеку с первого дня рождения. В нем содержится белок, жир, кальций укрепляет кости. Из этого напитка с помощью бактерий люди научились делать сотни полезных продуктов. (Молоко.)
  8. Этот продукт – не только природный заменитель сахара, но и готовое лекарство от многих болезней. Им лечат простудные заболевания, болезни кожи, сердца. А красавицы с древних времен применяли этот продукт как уход за кожей. (Мёд.)
  9. Этот сладкий тропический фрукт обладает целебными свойствами: снимает стрессы, восполняет утраченные силы, повышает уровень гемоглобина в крови, обеспечивает мозг кислородом, улучшает работу сердца. Он содержит огромное количество витаминов А, С, Б. Но тем, кто переживает за свою талию, увлекаться этим продуктом не стоит. В нем слишком много калорий. (Банан.)
  10. Родина этого аромата напитка – Китай. Много здесь научились выращивать чудесные листья, которые дают золотистый бодрящий настой. Этот настой называют «лекарством от тьмы болезней». Он снимает усталость, улучшает усталость, улучшает работу сердца, предотвращает кариес, препятствует развитию раковых опухолей, способствует долголетию, дает эффект омоложения. (Зеленый чай.)

Учитель. Вот вы и угадали всю «полезную десятку». Но это не значит, что нужно питаться только ими. В употреблении любого продукта нужно знать меру, учитывать свой возраст. Нужно также обращать на качества продукта, степень его свежести. Ведь даже самым полезным продуктом можно отравиться.

Источник