О полезных ископаемых урала для детей

Татьяна Агеева
Конспект НОД по экологии «Полезные ископаемые Урала» в подготовительной к школе группе

Конспект НОД по экологии: «Полезные ископаемые Урала»

Подготовительная к школе группа.

Программное содержание:

1. Дать детям представление об Урале – как богатейшем крае страны, полезными ископаемыми.

2. Закреплять знания детей о полезных ископаемых, их свойствах и применении.

3. Развивать сенсорно-эстетическое восприятие (всматриваться, любоваться, активизируя наглядно-действенные способы познания детьми предметов; Развивать наблюдательность и познавательную активность.

Материалы:

Карта России, фотографии с видом Урала, картины с пейзажами Уральских гор, Книга М. М. Мамина – Сибиряка «Зеленые горы», коллекция материалов и камней, фиточай, изделия из камней, металла, сувениры, магнит, 2 столика, магнитная доска, условные знаки полезных ископаемых, карточки со словами, обозначающих предмет.

Предварительная работа:

Изучение некоторых полезных ископаемых, их свойства, применение; чтение сказок П. Бажова «Живинка в деле», «Каменный цветок»; сбор коллекции камней вместе с детьми; работа с глобусом, картой; изучение некоторых природных зон России; изучение поверхности земной коры;

Ход занятия:

Орг.момент: Воспитатель вместе с детьми входит в зал, подходит к карте России.

В.: Ребята, посмотрите какая красивая картина. И зеленые лужайки, и голубые полоски, и желтый песочек.

Д.: Это карта.

В.: А что такое карта? /ответы детей/.

Карта – это условное изображение земли на плоскости, на бумаге. /Изображение рек, гор, лесов и т. д. /.

Перед нами карта России – наша страна огромная, удивительно разнообразная природой. Суровая красота арктических побережий сменяется живописными лесами, по равнинам текут величавые реки, вершины высоких гор покрыты снегами. Более ста лет назад русский поэт Иван Никитин в стихотворении «Русь»,сказал:

Это ты, моя

Русь державная,

Моя Родина

Православная!

Широко ты, Русь,

По Лицу Земли

В красе царственной

Развернулася.

Наша родина не только очень красивая, но и очень богата различными полезными ископаемыми. А вы знаете, что это такое? /Ответы детей/. Полезные ископаемые – это образование земной коры, они бывают очень разные, люди их используют в хозяйственной деятельности.

А какие вы знаете полезные ископаемые? /Ответы детей/.

А как вы думаете, на какие большие группы их можно разделить? /Ответы детей/.

Твердые (руды, уголь, мрамор, гранит, соль).

Жидкие (нефть, минеральная вода).

Газовые (Горючие газы, метан, пропан, гелий).

Вывод: Теперь вы точно знаете, что такое полезные ископаемые. А хотите ли вы узнать какой край в России самый богатый полезными ископаемыми? А отправиться на поиски полезных ископаемых, хотите?

Тогда возьмитесь за руки и в путь!

(Звучит музыка, дети со вторым воспитателем идут по залу.

Подходят к стенду с пейзажами Уральских гор. Открывают глаза, перед ними первый воспитатель в русском костюме)

(знакомит детей с красивым, богатым краем)

Хозяйка Медной Горы:

Здравствуйте, ребята! Вот вы и попали ко мне в гости. Вы на Урале – в самом красивом, самом богатом крае в России. Я – Хозяйка медной горы. Полюбуйтесь красотой моих гор. Уральские горы протянулись с севера на юг более чем на две тысячи километров, они издавна считаются границей между Европой и Азией. Горы Урала не высокие, но недра необыкновенно богатые.

А хотите заглянуть в недра моих гор? Я вас познакомлю с некоторыми своими богатствами.

(Дети подходят к столу, где есть коллекция полезных ископаемых, рассматривают, знакомятся)

Каменный уголь – это горная порода, залегает пластами, мощность (толщина) до нескольких метров. Уголь – один из важнейших видов топлива, он используется в металлургической, химической промышленности, используется людьми для отопления помещений. По цвету – он черный, имеет блеск, от сильных ударов крошится. /Дети рассматривают/.

Ребята, а вы помните, кто однажды в старину увлекся добычей угля и решил не пробовать другие ремесла?

Ответы детей: – Тихома, из сказки Павла Бажова «Живинка в деле».

Железные руды – природное минеральное скопление, содержащее железо. Встречается в горных породах в виде твердых скоплений, пластин. Этот минерал от красно-бурого до черного цвета. Руду перерабатывают и получают железо. В огромных доменных печах выплавляют метал из руды. При высокой температуре, железо расплавляется, и люди заливая его в формы, получают нужные детали, предметы, орудия труда и т. д. /показ на картинке доменной печи/. Железо обладает одним, очень интересным свойством – оно притягивается магнитом (другим минералом).

Опыт:Притягивание деталей магнитом: шуруп, ножницы, медная пластина, пружина, алюминиевая болванка и др.

Цель: Проверить, какие детали изготовлены из железной руды, а какие из других руд.

Вывод: Не все предметы притягиваются магнитом, значит, они изготовлены из других руд, не обладающие этим свойством.

Х.: Ребята, вы уже много узнали о железной руде, ее свойства, а теперь давайте немного поиграем и проверим, что вы запомнили.

Игра «Я – магнит».

Цель: Учить выбирать предметы, изготовленные из железа.

Игровое правило: Необходимо найти карточку со словом, которое обозначает предмет, изготовленный из железа. /Гвоздь, газета, машина, ножик, трактор, ножницы, телефон, вилка, кукла, платок/.

(После игры дети подходят к столу и Хозяйка Медной горы

продолжает их знакомить с полезными ископаемыми)

Мрамор – кристаллическая горная порода, очень прочный камень,бывает различного цвета: красный, серый, белый. Применяется как отделочный материал при строительстве различный зданий, станций метро. Из мрамора скульпторы высекают различные фигуры, памятники которые украшают наши города. /Показ на картинке зданий, скульптур/.

Х.: Но, не только строительными материалами и металлами богата я – Хозяйка Медной горы, я владелица огромных залежей драгоценных камней.

Самоцветы – минеральные тела, обладающие красотой окраски, блеском, твердостью. Самые знаменитые из них малахит, лазурит, яшма, аметист, горный хрусталь. Эти камни имеют большую ценность, за свою красоту. Их не используют в строительстве, их них делают различные украшения.

Х.: А вы помните, кто писал об уральских мастерах горного дела? Кто трудился над малахитовой шкатулкой? А вы хотите ее увидеть? /Показ изделий/.

Посмотрите, какая красивая картина, сделана она из камней. Ее рамка зеленый мрамор, листья на березе из горного хрусталя и родонита, вода в реке из флюорита, а ветви сосны из очень красивого малахита.

Мастера умеют красиво и правильно обрабатывать камень, так чтобы он засверкал всеми своими гранями, показал свою красоту.

Посмотрите, как картина блестит, переливается. /Дать картину детям подержать в руках, рассмотреть/.

Х.: Ребята, а вы знаете, что Урал богат не только своими горными кладовыми, но и своей культурой. В старину проводились различные обряды,один из них: «Как девица, выбирала добра молодца». Может, кто то из вас знает этот хоровод?

Все: Милый мой, хоровод /2 раза/

Стой, не расходись /2 раза/

Девица: Уж я пела, да плясала /2 раза/

Хоровод водила, венок обронила.

Все: Родный батюшка идет /2 раза/

Венок не несет /2 раза/

Родна матушка идет /2 раза/

Венок не несет /2 раза/

Добрый молодец идет /2 раза/

Он несет венок.

Ребенок: Спасибо, Хозяйка Медной горы, но нам в путь нужно отправляться.

Х.: Какие вы молодцы ребята! Спасибо вам, что внимательно слушали меня. Но прежде чем вы уйдете, я вам угощу чаем, но чаем не простым, а с лечебными травами, вкусными, полезными, ароматными. Их у меня на Урале очень много. Есть у меня в одном селенье бабушка одна, она у нас «за место лекаря, по большой славе. Силу в травах знают…» П. Бажов.

А кто-нибудь из вас слышал о ней? Как ее зовут? /Вихориха/.

Чаепитие.

(Хозяйка медной горы прощается с детьми, дарит им картину)

Х.: Пусть эта картина будет у вас на память о нашей встрече, любуйтесь красотой уральских самоцветов, работой каменных дел мастеров и вспоминайте Урал. У меня есть еще много полезных ископаемых, о которых я хотела бы вам рассказать. Поэтому надеюсь, что мы еще увидимся с вами.

А теперь возьмитесь за руки, закройте глаза и в путь.

(Звучит музыка, дети со вторым воспитателем идут по залу, подходят к карте)

Итог занятия:

В.: Вот и закончилось ваше путешествие. Понравилось ли вам оно? У кого гостили? Что видели? Что нового узнали? /Ответы детей/.

(По ответам детей воспитатель условными знаками обозначает полезные ископаемые на карте: уголь, железная руда, гранит, мрамор)

В.: Посмотрите, сколько на карте знаков, а что это значит? /Ответы детей/.

Урал – один из самых богатых краев России. Побывав там невозможно не влюбиться в красоту этого края. Надеюсь, что вам тоже посчастливится побывать там, и увидеть все своими глазами.

Источник

Программное содержание:

1. Дать детям представление об Урале – как богатейшем крае страны, полезными ископаемыми.

2. Закреплять знания детей о полезных ископаемых, их свойствах и применении.

3. Развивать сенсорно-эстетическое восприятие (всматриваться, любоваться), активизируя наглядно-действенные способы познания детьми предметов; Развивать наблюдательность и познавательную активность.

Материалы:

Карта России, фотографии с видом Урала, картины с пейзажами Уральских гор, Книга М.М. Мамина – Сибиряка «Зеленые горы», коллекция материалов и камней, фиточай, изделия из камней, металла, сувениры, магнит, 2 столика, магнитная доска, условные знаки полезных ископаемых, карточки со словами, обозначающих предмет.

Предварительная работа:

Изучение некоторых полезных ископаемых, их свойства, применение; чтение сказок П. Бажова «Живинка в деле», «Каменный цветок»; сбор коллекции камней вместе с детьми; работа с глобусом, картой; изучение некоторых природных зон России; изучение поверхности земной коры;

Ход занятий:

Воспитатель вместе с детьми входит в зал, подходит к карте России.

В.: Ребята, посмотрите какая красивая картина. И зеленые лужайки, и голубые полоски, и желтый песочек.

Д.: Это карта.

В.: А что такое карта? /ответы детей/.

Карта – это условное изображение земли на плоскости, на бумаге. /Изображение рек, гор, лесов и т.д./.

Перед нами карта России – наша страна огромная, удивительно разнообразная природой. Суровая красота арктических побережий сменяется живописными лесами, по равнинам текут величавые реки, вершины высоких гор покрыты снегами. Более ста лет назад русский поэт Иван Никитин в стихотворении «Русь», сказал:

Это ты, моя

Русь державная,

Моя Родина

Православная!

Широко ты, Русь,

По Лицу Земли

В красе царственной

Развернулася!…

Наша родина не только очень красивая, но и очень богата различными полезными ископаемыми. А вы знаете что это такое? /Ответы детей/. Полезные ископаемые – это образование земной коры, они бывают очень разные, люди их используют в хозяйственной деятельности.

А какие вы знаете полезные ископаемые? /Ответы детей/.

А как вы думаете, на какие большие группы их можно разделить? /Ответы детей/.

Твердые (руды, уголь, мрамор, гранит, соль).

Жидкие (нефть, минеральная вода).

Газовые (Горючие газы, метан, пропан, гелий).

Вывод: Теперь вы точно знаете, что такое полезные ископаемые. А хотите ли вы узнать какой край в России самый богатый полезными ископаемыми? А отправиться на поиски полезных ископаемых, хотите?

Тогда возьмитесь за руки и в путь!

Звучит музыка, дети со вторым воспитателем идут по залу.

Подходят к стенду с пейзажами Уральских гор. Открывают глаза, перед ними первый воспитатель в русском костюме.

(знакомит детей с красивым, богатым краем)

Хозяйка Медной Горы:

Здравствуйте, ребята! Вот вы и попали ко мне в гости. Вы на Урале – в самом красивом, самом богатом крае в России. Я – Хозяйка медной горы. Полюбуйтесь красотой моих гор. Уральские горы протянулись с севера на юг более чем на две тысячи километров, они издавна считаются границей между Европой и Азией. Горы Урала не высокие, но недра необыкновенно богатые.

А хотите заглянуть в недра моих гор? Я вас познакомлю с некоторыми своими богатствами.

Дети подходят к столу, где есть коллекция полезных ископаемых, рассматривают, знакомятся.

Каменный уголь – это горная порода, залегает пластами, мощность (толщина ) до нескольких метров. Уголь – один из важнейших видов топлива, он используется в металлургической, химической промышленности, используется людьми для отопления помещений. По цвету он черный, имеет блеск, от сильных ударов крошится. /Дети рассматривают/.

Ребята, а вы помните, кто однажды в старину увлекся добычей угля и решил не пробовать другие ремесла?

Ответы детей:- Тихома, из сказки Павла Бажова «Живинка в деле».

Железные руды – природное минеральное скопление, содержащее железо. Встречается в горных породах в виде твердых скоплений, пластин. Этот минерал от красно-бурого до черного цвета. Руду перерабатывают и получают железо, В огромных доменных печах выплавляют метал из руды. При высокой температуре, железо расплавляется, и люди заливая его в формы, получают нужные детали, предметы, орудия труда и т.д. /показ на картинке доменной печи/. Железо обладает одним, очень интересным свойством – оно притягивается магнитом (другим минералом).

Опыт: Притягивание деталей магнитом: шуруп, ножницы, медная пластина, пружина, алюминиевая болванка и др.

Цель: Проверить, какие из деталей изготовлены из железной руды, а какие из других руд.

Вывод: Не все предметы притягиваются магнитом, значит они изготовлены из других руд, не обладающие этим свойством.

Х.: Ребята, вы уже много узнали о железной руде, ее свойства, а теперь давайте немного поиграем и проверим, что вы запомнили.

Игра «Я – магнит».

Цель: Учить выбирать предметы изготовлены из железа.

Игровое правило: Необходимо найти карточку со словом, которое обозначает предмет, изготовленный из железа. /Гвоздь, газета, машина, ножик, трактор, ножницы, телефон, вилка, кукла, платок/.

После игры дети подходят к столу и Хозяйка Медной горы.

Продолжает их знакомить с полезными ископаемыми.

Мрамор – кристаллическая горная порода, очень прочный камень, бывает различного цвета: красный, серый, белый. Применяется как отделочный материал при строительстве различный зданий, станций метро. Из мрамора скульпторы высекают различные фигуры, памятники которые украшают наши города. /Показ на картинке зданий, скульптур/.

Х.: Но, не только строительными материалами и металлами богата я – Хозяйка Медной горы, я владелица огромных залежей драгоценных камней.

Самоцветы – минеральные тела, обладающие красотой окраски, блеском, твердостью. Самые знаменитые из них малахит, лазурит, яшма, аметист, горный хрусталь. Эти камни имеют большую ценность, за свою красоту. Их не используют в строительстве, их них делают различные украшения.

Х.: А вы помните, кто писал об уральских мастерах горного дела? Кто трудился над малахитовой шкатулкой? А вы хотите ее увидеть? /Показ изделий/.

Посмотрите, какая красивая картина, сделана она из камней. Ее рамка зеленый мрамор, листья на березе из горного хрусталя и родонита, вода в реке из флюорита, а ветви сосны из очень красивого малахита.

Мастера умеют красиво и правильно обрабатывать камень, так чтобы он засверкал всеми своими гранями, показал свою красоту.

Посмотрите, как картина блестит, переливается. /Дать картину детям подержать в руках, рассмотреть/.

Х.: Ребята, а вы знаете что Урал богат не только своими горными кладовыми, но и своей культурой. В старину проводились различные обряды, один из них: «Как девица, выбирала добра молодца». Может кто то из вас знает этот хоровод?

Все: Милый мой, хоровод /2 раза/

Стой, не расходись /2 раза/

Девица: Уж я пела, да плясала /2 раза/

Хоровод водила, венок обронила.

Все: Родный батюшка идет /2 раза/

Венок не несет /2 раза/

Родна матушка идет /2 раза/

Венок не несет /2 раза/

Добрый молодец идет /2 раза/

Он несет венок.

Ребенок: Спасибо, Хозяйка Медной горы, но нам в путь нужно отправляться.

Х.: Какие вы молодцы ребята! Спасибо вам, что внимательно слушали меня. Но прежде чем вы уйдете, я вам угощу чаем, но чаем не простым, а с лечебными травами, вкусными, полезными, ароматными. Их у меня на Урале очень много. Есть у меня в одном селенье бабушка одна, она у нас «за место лекаря, по большой славе. Силу в травах знают…» П.Бажов.

А кто ни будь из вас слышал о ней? Как ее зовут? /Вихориха/.

Чаепитие.

Хозяйка медной горы прощается с детьми, дарит им картину.

Х.: Пусть эта картина будет у вас на память о нашей встрече, любуйтесь красотой уральских самоцветов, работой каменных дел мастеров и вспоминайте Урал. У меня есть еще много полезных ископаемых, о которых я хотела бы вам рассказать. Поэтому надеюсь, что мы еще увидимся с вами.

А теперь возьмитесь за руки, закройте глаза и в путь.

Звучит музыка, дети со вторым воспитателем идут по залу,

Подходят к карте.

В.: Вот и закончилось ваше путешествие. Понравилось ли вам оно? У кого гостили? Что видели? Что нового узнали? /Ответы детей/.

По ответам детей воспитатель условными знаками обозначает полезные ископаемые на карте: уголь, железная руда, гранит, мрамор.

В.: Посмотрите, сколько на карте знаков, а что это значит? /Ответы детей/.

Урал – один из самых богатых краев России. Побывав там невозможно не влюбиться в красоту этого края. Надеюсь, что вам тоже посчастливится побывать там, и увидеть все своими глазами.

Источник

Проект

« Формирование представлений детей о природном богатстве Урала»

Вид проекта: Познавательно – исследовательский

Участники: воспитатель, музыкальный руководитель, дети старшей группы (возраст 5-6 лет, родители воспитанников, сотрудники детской библиотеки

Продолжительность: средней продолжительности.

Цель: формирование представлений детей о природном богатстве Урала, воспитание чувства любви и бережного отношения к природе родного края.

Задачи:

– обогатить и уточнить имеющиеся у ребенка знания о природном богатстве Урала о природе родного края;

– формировать представления о географическом положении, рельефе (равнины и горы), об особенностях  рек и озер Урала;

– формировать представления о полезных ископаемых: строительных (мрамор, гранит); драгоценных (золото, изумруд, алмаз); поделочные (малахит, родонит, яшма, агат); о рудах (железные – бурый железняк, медные – пирит, алюминиевые – боксит);

– обогащать представления детей о флоре (хвойные – лиственница, ель, кедр, сосна, пихта; различие деревьев по коре, расположению веток, хвое, шишек; лиственные – осина, ольха, лиственница) и фауне (лось, куница, росомаха, барсук, бобр, рысь);

– развивать познавательную деятельность: освоение средств и способов получения и преобразования информации (кодирование символами, обращение к различным источникам информации), развивать целеполагание, познавательные интересы (умения задавать вопросы, выдвигать гипотезы, устанавливать связи);

– воспитывать гражданственность через ощущение принадлежности изучаемых природных красот стране, в которой мы живем; любовь к природе родного края, восприятие её красоты и многообразия.

Актуальность.

Любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – начинает формироваться в дошкольном возрасте. От взрослого во многом зависит, чем интересуется ребенок, о чем он спрашивает. Поэтому особенно важна активная позиция воспитателя, его желание и умение сформировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помочь им осознать себя неотъемлемой частью своей малой родины, гражданином России.

Д.С.Лихачёв писал:  «Любовь к Отчизне начинается  с любви к своей малой Родине – месту, где человек родился. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем и ко всему человечеству». Очень важно знакомить детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

И действительно, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился и вырос.

В связи с тем, что проблема воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпала из поля зрения ученых и практиков на многие годы, то перед нами, педагогами дошкольного образования, стоит задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, – значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.

Суть нашего  проекта состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к природным богатствам Урала, к природе родного края,  к родному дому, к истории, культуре страны.

Ожидаемый результат:

Повышение уровня знаний детей о природных богатствах Северного Урала;

Формирование осознанной потребности в общении с природой родного края;

Создание художественно – эстетической среды;

Расширение знаний детей об окружающей природной среде (природных ресурсах, растительном и животном мире региона) и позитивного эмоционально-ценностного и бережного отношения к природе Северного Урала;

Формирование умения видеть разнообразие оттенков красок в природе родного края, отображать свои впечатления в творческой деятельности;

Способствовать более активному участию родителей в жизни детского сада.

Взаимодействие участников проекта.

Этапы работы над проектом.

Этапы: Деятельность педагогов. Деятельность детей. Деятельность родителей.

Подготовительный.  Подбирают материал, оборудование, художественную литературу, иллюстрации. Продумывают ход бесед, организации и проведения игр, наблюдений, экскурсий, занятий. Диагностическое обследование. Знакомятся с литературой (стихами, загадками, сказами, легендами), участвуют в играх, наблюдениях. Помогают педагогам в подборе необходимого материала, пополняют развивающую среду.

Постановка проблемы (погружение в проблему). Формируют проблему, активизируя интерес к ней, вызывая стремление решить ее: «Если не мы, то кто же нам поможет Северный Урал полюбить и узнать. Как важно – не опоздать!»

Входят в проблему, принимают задачи.

2 этап Практическая деятельность.

Образовательные области

Организация образовательной деятельности, осуществляемая в различных видах детской деятельности

Организация деятельности в режимных моментах

Самостоятельная деятельность детей

Социально- коммуникативное развитие

Сюжетно – ролевые игры: «Экскурсии по Уралу»

«На природе»

Игровые упражнения:

 «Лес шумит». «Хочу быть птичкой». «Кто живет в лесу?»

Физическое развитие

Подвижные игры на площадке: «У медведя во бору» «Медведь и пчелы» «Лягушка» «Гори, гори ясно» «Птицелов»

Подвижные игры на площадке.

Образовательные области

Организация образовательной деятельности, осуществляемая в различных видах детской деятельности

Организация деятельности в режимных моментах

Самостоятельная деятельность детей

Социально- коммуникативное развитие

Сюжетно – ролевые игры: «Экскурсии по Уралу» «На природе»

Игровые упражнения: «Лес шумит». «Хочу быть птичкой». «Кто живет в лесу?»

Физическое развитие

Подвижные игры на участке: «У медведя во бору» «Медведь и пчелы» «Лягушка» «Гори, гори ясно» «Птицелов»

Подвижные игры на участке.

Познавательное

развитие

НОД

« Физическая карта Урала»

«Реки Урала»

«Животный мир Урала»

«Подземные сокровища Урала»

Познавательные беседы

«Мой край родной»

« Я живу на Урале»

Дидактические игры

«Природа Урала»

«Кто где живет?»

 «Природа Урала»

«Кто где живет?»

Игра – викторина:

«Что мы знаем об Урале»

Конструирование

«Пихта» – оригами.

Экспериментальная

деятельность:

 «Живая, неживая природа»

«Годичные кольца»

Презентация        результатов

проведённой работы (фотовыставка, мультимедийная презентация)

Рассматривание альбомов

«Красная книга Урала»

« Северный Урал»

Рассматривание иллюстраций Е.И.Чарушина о животных

Просмотр видеофильмов

«Северный Урал»

«Животные Урала»

«Полезные ископаемые Урала»

Дидактические игры

«Узнай, с какого дерева листок»

«Узнай и назови»

Разгадывание ребусов, кроссвордов про животный мир Урала

Чтение познавательной литературы

«Каменный пояс России. Путешествие по Уралу с детскими писателями»

“Урал. Кладовая земли”

Настольно – печатные игры:

 «Разрезные картинки»

«Зоологическое лото»

Лото «Животные»,

 «Птицы», «Растения»

Знакомство с природными

памятниками Урала (Гора Конжаковский камень, Серебрянский камень, хребет Кваркуш)

Рассматривание фотоальбомов

 «Природа Урала, «Природные достопримечательности Урала»,

 «Урал – наш край родной»

( составленные родителями и детьми во время путешествий)

Рассматривание

энциклопедий

Составление альбомов

«Горы Урала»

«Полезные ископаемые Урала»

«Растительный мир Урала»

«Животный мир Урала»

Рассматривание коллекций минералов

Модели строения растений

Модели строения животных

Речевое развитие

Беседы: «Что такое природа», «Деревья нашего края» Составление описательных рассказов  с помощью схем – алгоритмов «Расскажи – ка» о растительном и животном мире родного края.

Чтение произведений об Урале, разучивание стихов, песен о нем

Придумывание загадок детьми

Отгадывание загадок. Рассматривание картин уральских художников

Рассматривание альбома «Загадочный Урал»

Художественно – эстетическое развитие

Рисование: «Лось в ельнике».

Лепка « Малахитовая шкатулка»

Аппликация « Царство диких зверей» Слушание песен об Урале. Слушание звуков природы. Проведение игр

«Узнай по голосу»,

 «Кто как кричит», «Подбери музыкальный инструмент к звучанию звукам природы»

Составление композиции: Гора Конжаковский камень» (коллективная работа) Лепка «Животные и птицы Урала» Прослушивание музыкальных произведений по теме

Лепка животных по схемам Лепка птиц из пуха и ваты с добавлением клея, раскрашивание. Раскрашивание силуэтов животных в тематическом альбоме Аудиозаписи с голосами птиц и животных Урала

Взаимодействие с родителями

Беседы и консультации по теме проекта Экскурсии в природу, наблюдения за птицами, животными в природе Совместное создание альбомов Участие в выставках, конкурсах

Презентация проекта «Природные богатства Урала». Проводят анализ и обобщение результатов работы. Закрепляют знания детей. Проводят диагностическое обследование. Разрабатывают рекомендации воспитателям. Планируют новые направления проектной деятельности в ДОУ. Принимают участие в подготовке новых проектов.

Полученный результат:

В ходе работы над проектом  «Формирование представлений о природных богатствах Урала»

• у детей возрос интерес к природе родного края;

• закрепились и уточнились знания о растительном и животном мире родного края;

• появилось желание больше узнать о природе родного края;

• сформировалось доброжелательное отношение ко всему живому;

• возросла умственная и речевая активность;

Заключительный этап. 

• дети научились самостоятельно делать выводы;

• сформировался эстетический вкус;

• знания и впечатления они использовали на практике и изо – деятельности;

• родители принимали активное участие в работе над проектом.

Используемая литература:

1. Д. Астон, С.Лонг «У камня своя история», серия «Арт – энциклопедия», издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2015

2. А. С. Герасимова, О. С. Жукова «Большая энциклопедия дошкольника», Москва «ОЛМА Медиа Групп» 2007

3. Дерягина Л.Б. Моя Родина Россия. Серия «Малышам о родине» СПб:

Издательский Дом «Литера», 2007.

4. А. Дитрих, Г. Юрмин, Р. Кошурникова «Почемучка», Москва «Педагогика – Пресс» 2006

5. А. И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду», Москва ТЦ «Сфера» 2009

6. Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание 2006 №2, с.3-8.

7. С. Н. Николаева «Юный эколог». Программа экологического воспитания в детском саду, Москва «Мозаика – Синтез» 2010

 8. М. Н. Сигимова «Познание мира растений», Детство пресс 2010

10. О. А. Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет, Москва «Мозаика – Синтез» 2010

11. Соболева И. «Любить малую родину»,  Дошкольное воспитание 2005 №10, с.52-54

12. Шуман В. «Мир камня», издательство «Мир», 1986

Источник