О полезных ископаемых для младших школьников
Власова Н.В.
Этапы урока
Содержание урока, деятельность учителя
Деятельность
учеников
Используемый материал
Формируемые метапредметные
и предметные умения
Организационный этап
Задача: создать условия
для последующего про-
явления эмоционального отношения к учебно-
познавательной дея-
тельности.
Ребята, послушайте, какая тишина!
Это в школе начался урок.
Мы не будем тратить время зря,
И приступим сразу все к работе.
– Каким бы вы хотели видеть наш урок?
От чего это будет зависеть?
Какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке узнать что-то новое, сделать своё маленькое открытие?
Проверяют готовность уроку, слушают учителя, желая хорошего настроения на протяжении всего урока.
(Интересным, познавательным)
(От того, как мы будем отвечать, слушать друг друга и учителя).
(Внимательным и наблюдательным)
– умение принимать социальную роль обучающегося, проявлять эмоциональную отзывчивость;
– умение организовывать своё рабочее место.
Актуализация знаний (фронтальный опрос)
– Ребята, давайте вспомним, какую тему мы с вами изучали на прошлом уроке?
– Что же такое экономика?
– Какая главная задача экономики?
–Что называется потребностями?
– Что нужно для удовлетворения потребностей людей?
– Что такое товары?
-Приведите примеры товаров.
– Что такое услуги?
– Приведите примеры услуг
– Что составляет основу экономики?
– Какие природные богатства используются в хозяйственной деятельности людей?
(Экономика).
(экос по-гречески значит «дом», номос- «закон».
Экономика-наука о рациональном ведении хозяйства).
(удовлетворение разных потребностей людей).
(все, что требуется людям для жизни).
(товары и услуги).
(Вещи, предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности).
(Работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить те или иные потребности других людей).
(стрижка в парикмахерской)
( Природные богатства и труд людей)
(Вода, воздух, почва, растения, животные)
2. Введение в тему:
Задача: актуализировать знания обучающихся о природных богатствах Земли.
– Посмотрите на слайд. Что вы видите? (планету Земля).
– Богата и разнообразна природа нашей Земли.
Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко.
– Скажите, а как вы понимаете слово «богатство»?
– У большинства ребят мысли идут в правильном направлении.
– А где можно узнать значение слова богатство?
– Я вам приготовила еще один сундучок и в нем тоже лежат сокровища. А какие вы узнаете отгадав загадки.
Игра «Угадай, что находится в шкатулке».
1.Он несет в дома тепло,
От него кругом светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.
Он черный, блестящий,
Помощник настоящий. (Уголь)
2.Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу,
Она понадобится сразу. (Глина)
3.Этот мастер белый-белый,
В школе не лежит без дела,
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (Мел)
4.Он очень нужен детворе.
Он на дорожке во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)
– Ребята, как вы думаете, о каких богатствах пойдет речь?
– Возможно, кто-нибудь из вас знает, как, в общем, назвать все эти богатства Земли? (Полезные ископаемые)
Слушают текст, отвечают на поставленные вопросы.
(Толковый словарь)
– умение ориентиро-ваться в собственной системе знаний;
– отвечать на поставленные вопросы с ориентировкой на их содержательный аспект;
3. Формулировка темы урока, постановка учебных задач
Задача: активизировать познавательную активность обучающихся, направленную на дальнейшее целеполагание; создать проблемную ситуацию для оценки правильности или ошибочности выдвинутой версии, для овладения навыками рефлексивной деятельности.
– Давайте сформулируем тему нашего урока.
– У меня в руках 2 полезных ископаемых – это уголь и известняк (демонстрация учителем).
Можем ли мы сказать, что они одинаковые?
– Как вы думаете, чем сегодня мы будем заниматься на уроке? –
Давайте определим ряд вопросов, на которые нам предстоит ответить в ходе урока.
Данные вопросы поочередно появляются на слайде.
Что такое «полезные ископаемые»?
Какие полезные ископаемые бывают?
Где находятся?
Как люди используют в своей жизни?
– Как будем работать?
– Вы распределились в группы по 6 человек.
-Какой первый шаг для слаженной работы в группах необходимо сделать, чтобы найти ответы на все поставленные вопросы?
– Ребята, давайте вспомним правила по которым, работают в группе (Дети отвечают)
1) работать дружно
2) быть внимательными друг к другу
3) работать по плану
4) доводить начатое дело до конца
5) слушать всех
6) прийти к единому решению
7) все члены группы отвечают за результат
Самостоятельно формулируют тему урока («Полезные ископаемые») и его цель.
(Нет, потому что они разные. У них разный внешний вид).
(Познакомимся с полезными ископаемыми и их свойствами).
Осуществляют описание полезных ископаемых в ходе зрительного восприятия.
(В группах).
(Распределить роли в группе)
Определяют форму взаимодействия – работа в группах.
Самостоятельно между собой распределяют роли в группе.
– умение формули-ровать тему и цель урока;
– принимать высказывания собеседников, осуществлять рефлексивно-оценочную деятельность;
– осознанно строить речевое высказывание
в соответствии с за-дачами коммуникации;
– умение характеризо-вать объекты по внешним признакам,
-умение договариваться в ходе учебного взаимодействия;
– умение проявлять себя в различных социальных ролях.
4. Формирование новых знаний
Задача: создание условий для совместного открытия новых знаний, соотнесения уже имеющихся знаний с новыми.
– В мире существует много полезных ископаемых и их залежи безмерно велики. Задавались ли вы вопросом, что такое «полезные ископаемые»?
– Сейчас я предлагаю вам стать исследователями и попробовать сформулировать определение понятия «полезные ископаемые», проанализировав каждое слово отдельно. Определить что такое «полезные» и «ископаемые»?
– Как вы понимаете значение слова «полезные»?
-«Ископаемые»?
Составление кластера со слов учащихся.
ископаемые
полезные
– У нас получилась схема.
– Как вы думаете, от какого слова произошло слово «ископаемые»?
(Предполагаемый ответ: «копать», «выкапывать»).
– Теперь попробуйте самостоятельно в группе дать определение понятию «полезные ископаемые».
(Предполагаемый ответ: «Полезные ископаемые – богатства природы, которые люди добывают из недр земли»).
– Давайте посмотрим, как истолковывается данное понятие в учебнике на стр.46
– Мы узнали, что такое полезные ископаемые.
– Давайте посмотрим, какие виды полезных ископаемых, помимо названных, можно встретить (уч. С.46)
– Проберется с молотком
К неизвестным скалам.
С каждым камешком знаком,
С каждым минералом. (Геолог)
– Назовите профессию людей, которые изучают полезные ископаемые и отыскивают их месторождения:
– Да, благодаря труду геологов находятся различные ископаемые.
Отвечают на поставленные вопросы.
Исследуют значение слов «полезные» и «ископаемые».
(Варианты: Полезные – значит необходимые, нужные. Ископаемые – что-то доставать, извлекать).
Наблюдают за ходом составления кластера учителем.
Выдвигают версии относительно происхождения слова «ископаемые».
Работают в группе, дают определение понятию.
ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ – это богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве.
Отвечают на вопрос учителя. Называют виды полезных ископаемых.
Следующие слайды аналогичны первому.
– умение ориентиро-ваться в собственной системе знаний: отличать новое от уже известного;
– умение слушать, понимать и рефлексировать высказывания со-беседников.
– умение совместно договариваться о правилах общения и взаимодействия на уроке, следовать им;
– умение преобразовывать информацию, структурировать её;
– умение извлекать информацию из различных источников;
– умение выстраивать умозаключение, исходя из задач коммуникации;
Физминутка
Задача: проводить профилактику утомления, нарушения осанки, зрения;
снять психоэмоциональную напряженность.
Мы геологами станем
Да? – да! ( хлопок над головой).
Будут все гордится нами.
Да? – да! ( хлопок над головой).
Что ждет нас впереди?
Высокая гора (показывают руками),
Бурная река (показывают руками)
Ее мы обойдем (топают ногами),
Ее мы проплывем (плывут),
Все мы сможем, все сумеем
И своей достигнем цели.
Да? – да! ( хлопок над головой).
Повторяют движения за учителем.
Соотносят свои действия с действиями учителя.
– принимать целевую установку педагога.
– соотносить свои действия с эталоном.
Работа в группах (исследовательская деятельность)
– И сейчас я предлагаю решить интеллектуальную задачу. Вы можете совещаться и работать в группе. Для каждой группы своя интеллектуальная задача.
– Проверим результат вашей работы. Предоставляется слово докладчикам каждой группы.
Решают интеллектуальную задачу.
Выступление
– умение преобразовывать информацию, структурировать её;
– умение извлекать информацию из различных источников;
– умение выстраивать умозаключение, исходя из задач коммуникации;
7. Первичное закрепление
Задача: закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы.
Домашнее задание
Задача: установить логическую связь в содержании прошедшего и будущего уроков, содействовать творческой активности обучающихся.
-Ребята, мы открыли новые знания о полезных ископаемых. Именно они сейчас помогут нам выстроить здание. И это не случайно, ведь именно полезные ископаемые используются в строительстве. Здание это необычно. Оно будет состоять из наших знаний. Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы будете отвечать и собирать домик по кирпичику.
(По ходу отгадывания загадок появляется кирпичик, которые по окончанию работы образуют домик).
1. Он черный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несет в дома тепло,
От него в домах светло,
Помогает плавить сталь,
Делать краски и эмаль. (Каменный уголь)
2.Росли на болоте растения…
А теперь это топливо и удобрение. (Торф)
3.Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)
4.Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина)
5. Этот мастер белый-белый,
В школе не лежит без дела,
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (Мел)
– Как правильно называется это полезное ископаемое? (Известняк)
6. Очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит).
Что за странный камень это?
Непонятного он цвета…
Он из зёрен состоит,
Называется: (Гранит)
-Посмотрите, какой прочный у нас получился дом. Не все богатства полностью выявлены. Геологи продолжают поиски и исследования полезных ископаемых. Может кто-нибудь из вас в будущем откроет новое месторождение нужного человеку полезного ископаемого.
На Земле очень много полезных ископаемых. В природе нет ничего бесполезного. Сегодня мы с вами поговорили о самых важных полезных ископаемых. Геологи и сейчас продолжают открывать новые месторождения полезных ископаемых.
Полезные ископаемые которые на уроке не исследовали.
К сожалению, полезные ископаемые – это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет! Вот почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства.
– Что же должен делать человек, чтобы по- хозяйски использовать богатства подземных кладовых?
Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить.
Как надо охранять полезные ископаемые?
Экономично использовать
Оберегать от пожаров
Соблюдать правила перевозки
Заменять по возможности искусственными материалами
Отвечают отгадывают загадки, выстраивая кирпичный домик.
Слушают учителя, отвечают на вопросы.
– применение собственных представлений для решения практических задач;
– умение узнавать и называть по описаниям природные объекты.
8. Рефлексия деятельности
на уроке
Задача: организовать рефлексивную деятельность обучающихся, соотнести намеченные цели с результатом работы.
– Ребята, подведем итог урока. – Нашли ли мы ответы на вопросы, которые ставили в начале урока?
– Достигли ли мы цели урока?
-Что помогло нам в работе?
– Какие открытия для себя сделали?
– оценивать результат деятельности на уроке.
В 3 «б» классе 18человек. Сильных учеников немного (10), которые работают активно на всех уроках. Есть слабые дети с замедленной реакцией, медлительные, таких детей мало (2), остальные дети – имеют средний уровень.
Сегодняшний урок был уроком первичного предъявления новых знаний по теме «Полезные ископаемые».
Его целевое назначение – первичное усвоение новых предметных и метапредметных знаний. К обучающим задачам урока я отнесла знакомство учащихся с полезными ископаемыми, формирование умения классифицировать полезные ископаемые. Урок был также призван способствовать формированию у учащихся бережного отношения к природе, к охране полезных ископаемых.
Он включал в себя 4 этапа: Этап вызова (постановка цели и темы урока), этап изучения нового материала, этап закрепления (осмысления) и рефлексия.
Основным этапом был – этап изучения нового материала, задачей которого было развитие умения решать учебно-познавательные задачи.
При проведении урока я ориентировалась на принципы обучения: Принцип систематичности и последовательности обучения, принцип доступности обучения, принцип сознательности и активности учащихся в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального подхода к учащимся.
Чтобы решить задачи урока, я использовала материал из учебников, пользовалась сетью интернет.
Отбор материала и методов обучения осуществлялся с учетом особенностей учащихся. Главный акцент был направлен на формирование знаний учащихся по данной теме. На этапе изучения новых знаний при первичном закреплении была организована групповая работа. Задания были ориентированы на развитие универсальных учебных действий – личностных, регулятивных, предметных и коммуникативных.
Все задания были нацелены на формирование и закрепление умений и навыков классифицировать полезные ископаемые, определять их свойства.
Итог урока показал, что дети тему усвоили хорошо, поняли, умеют различать полезные ископаемые, классифицировать их в группы.
По дидактической цели все методы, выбранные мной, позволили не только изучить, но и проконтролировать: насколько дети усвоили данную тему.
Я считаю, что поставленные цели и задачи урока получилось полностью реализовать, психологический климат на уроке был доброжелательный.
Развитие познавательной активности на уроках познания мира по теме «Полезные ископаемые»
Все другое в школе становится реальным и достижимым лишь тогда, когда человеку хочется учиться, когда в учении – в том, что он ходит в школу, читает, пишет, познает, – он чувствует радость и обретает человеческую гордость.
В. А. Сухомлинский
Наверное, нет такого педагога, который бы не задумывался о том, какими средствами вооружить учащихся, для того чтобы они могли улучшить свои учебные показатели, чтобы материал каждого урока был усвоен, а ученик не только расширил горизонты познаний, но и максимально раскрыл свой интеллектуальный и личностный потенциал. В качестве одного из самых эффективных способов решения этой важной задачи можно назвать целенаправленное и систематичное развитие интереса младших школьников на уроках познания мира.
Учитель начальной школы обязан научить детей учиться, сохранить и развивать познавательную потребность учащихся. Познавательная деятельность развивает логическое мышление, внимание память, речь, воображение, поддерживает интерес к обучению. Все эти процессы взаимосвязаны.
Осознав эти проблемы, я стала собирать и пробовать различные методические и дидактические приёмы в своей работе. Всю работу я провожу по нескольким направлениям: дидактические игры и игровые приёмы, работа со словарями и схемами, включаю в урок загадки, сказки, просто интересные факты из жизни растений, животных, сведения о рекордах в природе, кроссворды, карточки с заданиями, тесты – всё это, несомненно, заинтересует младших школьников.
Учащиеся не только с удовольствием выполняют задания учителя, но и сами готовят для своих одноклассников кроссворды, интересные вопросы по теме, рисунки с ошибками, подбирают интересную информацию об изучаемых объектах.
Остановлюсь на некоторых видах учебных игр Кроссворды. Тематические кроссворды использую как для фронтальной, так и для индивидуальной работы с учащимися, на интегрированных уроках, обобщающих и для проверки знаний. Эти игровые моменты могут быть как одним из этапов урока (например, проверки домашнего задания и др.), так и связующим звеном, своеобразным способом переключения с одного вида деятельности на другой.
Разгадай кроссворд.
По горизонтали:
1. Он очень прочен и упруг,
Строителям – надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны.
3. Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след.
4. Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже.
5. На кухне у мамы помощник отличный.
Он синим цветком, расцветает от спички.
6. Без нее не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета,
Отгадайте, что же это?
8. Она варилась долго
В доменной печи,
На славу получились
Ножницы, ключи…
По вертикали:
1. Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделаешь миску или вазу – Она понадобится сразу.
2. Покрывают им дороги.
Улицы в селении,
А еще он есть в цементе,
Сам он удобрение.
7. Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением.
9. Он черный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несет в дома тепло,
От него кругом светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.
Ответы: по горизонтали – 1– гранит, 3– мел, 4– песок, 5– газ, 6– нефть, 8– руда; по вертикали – 1– глина, 2– известняк, 7– торф, 9– уголь.
2. Названия этих значков помогут разгадать кроссворд.
Наибольший интерес у учащихся младших классов вызывают игры, зашифрованные с помощью загадок, требующих сообразительности, поэтической выдумки.
Ребус – это игра, в которой зашифрованы слова, фраза или целые высказывания. Чтобы составить и прочитать ребус, нужно знать определенные правила. Учу детей разгадывать ребус от простого к сложному, объясняя правила разгадывания.
ь
Песок известняк газ уголь
Железо
Филворд
Найди полезные ископаемые
п
е
с
г
н
х
г
а
з
м
у
г
о
л
е
ф
с
и
ч
р
а
о
к
и
ц
т
о
з
у
а
г
л
н
н
е
ь
л
в
к
м
ш
ь
з
а
ф
ы
ь
е
с
о
р
ф
ы
в
г
а
п
р
т
р
у
д
а
о
р
а
н
л
н
д
м
а
ч
я
э
ж
и
т
я
к
1. Он очень нужен детворе.
Он на дорожке во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)
2. Не зря она варилась в доменной печи.
На славу получились ножницы, ключи… (Руда).
3. Очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. ( Гранит).
4. Без нее не побежит
Ни автобус, ни такси,
Не поднимается ракета.
Отгадайте, что же это. (Нефть)
5. Он несет в дома тепло,
От него кругом светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.
Он черный, блестящий,
Помощник настоящий. (Уголь)
6. Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу,
Она понадобится сразу. (Глина)
7. Покрывают им дороги,
Улицы в селениях.
А еще он есть в цементе.
Сам он — удобрение. (Известняк)
8. На кухне у мамы помощник отличный.
Он синим цветком расцветает от спички. (Газ)
9. В воде родится, А воды боится. ( соль)
Дидактические игры природоведческого содержания. Важным средством активизации познавательной деятельности младших школьников, развития их самостоятельности и мышления являются дидактические игры. Проведение дидактической игры имеет некоторые особенности. Прежде всего, это касается темпа игры. Замедленный или излишне быстрый темп снижает интерес к игре, быстро утомляет детей.
а) Словесная дидактическая игра 1. Игра «Да – нет» ( + или -) Ответь на мои вопросы и ставь “+”, если “Да” и “–” , если “Нет”.
1. Не только горы, но и равнины, дно водоемов сложены из горных пород. (+)
2. Горные породы могут быть только в двух состояниях. (-)
3. Известняк, гранит – это газообразные полезные ископаемые. (-)
4. Каменный уголь применяют в качестве топлива. (+)
5. Мрамор, песок, гранит относят к строительным полезным ископаемым. (+)
6. Из нефти получают бензин.( +)
7. Песок и глина плотные горные породы? (-)
8. Гранит – горючее полезное ископаемое? (-)
9. Нефть залегает на поверхности земли? (-)
10. Из песка делают стекло? (+)
11. Наш организм может обходиться без соли? (-)
12. Горючесть- основное свойство природного газа? (+)
13. Гранит и мрамор хорошо полируются? (+)
14. Железо относится к группе черных металлов. (+)
15. Черные металлы выплавляют из железной руды. (+)
16. Цветные металлы притягиваются магнитом. (-)
17. Для получения алюминия добывают боксит. (+)
18. У металлов плохая теплопроводность. (-)
19. Все металлы обладают блеском. (+)
3. Диктант.
1. Горная порода состоит из кварца, слюды и полевого шпата, бывает серого или темно-красного цвета. ( гранит) 2. Полезное ископаемое, хорошо горит, легче воды, светло-коричневого, коричневого или почти черного цвета. ( нефть) 3. Это полезное ископаемое имеет черный цвет, блестит на солнце, тонет в воде. Оно твердое, но хрупкое. Основное свойство — горючесть.( каменный уголь) 4. Полезное ископаемое темно-коричневого цвета. Его мелкие кусочки притягиваются к магниту. ( железная руда) 5. Это полезное ископаемое в природе встречается очень часто. Бывает желтого и белого цвета, состоит из очень мелких частичек. ( песок) 6. Это полезное ископаемое бывает белого, красного, серого, голубого цвета. Из него изготавливают кирпичи, чашки, тарелки, вазы, статуэтки и т.д. ( глина)
7. Это полезное ископаемое идет на побелку стен и потолков ( известняк) 8. Это полезное ископаемое необходимо нам на кухне, горит голубым пламенем, является ценным топливом? ( природный газ) . 9. Гранит добывают в ( горах)
4. Дополни предложение.
Все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с её поверхности, – это…..( полезные ископаемые). Они встречаются во всех районах нашей страны. Скопление полезных ископаемых называется …….. (месторождениями. )Наша страна богата различными полезными ископаемыми.
Полезные ископаемые человек использует в народном хозяйстве. Они необходимы в …………(строительстве), например, песок, глина, гранит, известняк. Другие служат топливом: ………………………….. ( каменный уголь, нефть, природный газ.)
Из глубин земли добывают руды и соли. Из руд выплавляют различные …….. (металлы). Из некоторых солей изготовляют удобрения. А каменную ……. (соль) человек использует для приготовления пищи.
5. Топографический диктант.
2. Соедини линией условный знак и название полезного ископаемого
3. Подпиши полезные ископаемые
1 2 3 4 5
6. Цифровой диктант
1. Железо 2. Песок 3. Мрамор 4. Гранит 5. Нефть 6. Известняк
Вопросы
1.Бела, кристаллическая, твердая порода, применяется для облицовки лестниц, стен. Является разновидностью известняка. 2. Какое слово пропущено в пословице «Куй …., пока горячо».
3. Образуется при разрушении гранита и кварца.
4. С итальянского языка название этого ископаемого переводится как «зернистый»?
5. В природе находится в виде мощных залежей. Его разновидности – мел, мрамор.
6. Это полезное ископаемое нельзя тушить водой. (Нефть.)
Ответы: 3, 1, 2, 4, 6, 5
Сюжетно-ролевые игры. Проведение сюжетно-ролевых игр не требует специальной подготовки. Сюжетная игра не занимает много времени, дети с интересом и вниманием следят и участвуют в ней. Форма игры может быть массовой. При изучении темы «Полезные ископаемые», учащиеся выступают в роли геологов, которые путешествуют по родному краю и открывают различные полезные ископаемые. Нужно назвать их свойства, применение, условный знак, показать на карте месторождение данного полезного ископаемого. Использую игры экологического характера, когда дети выступают в роли экологов, директоров предприятий, решающих экологические проблемы. Активизация учащихся достигается интересным сюжетом игры, личным участием детей.
Интеллектуальные игры. Еще большую активность у учащихся можно наблюдать при использовании специальных интеллектуальных игр, которые по своему механизму требуют от учащихся активной познавательной деятельности. К этой категории относятся и так называемые задачи «на сообразительность» – шарады, головоломки, вызывающие большой интерес. К ним можно отнести широко известные загадки. Отгадывание загадок младшими школьниками можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку – как творческую задачу.
Шарады, в которых нужно разгадать задуманное слово, состоящее из нескольких частей. Каждая часть является самостоятельным словом. Для отгадывания шарады сначала даю признаки отдельных слов, частей, а потом – слово, объединенное в одно целое, которое нужно отгадать. Шарада всегда отгадывается по частям, это облегчает отгадывание в целом.
Переставьте буквы в словах так, чтобы получились слова – названия полезных ископаемых.
ТИГР + НА = полезное ископаемое ( гранит)
СТЕНКИ + ВЯЗ = полезное ископаемое ( известняк)
ТЕНЬ + Ф = полезное ископаемое ( нефть)
ГОЛ + Ь + У = полезное ископаемое ( уголь)
Рассказ-загадка
Отгадайте рассказ-загадку, о каком полезном ископаемом говорится.
Каменный уголь
Миллиарды лет назад я был высоким могучим деревом и горделиво возвышался над моими низкорослыми собратьями. Но случилось несчастье. Сильным ветром меня вырвало из земли и бросило в болото. Потянулись скучные, бесконечные, долгие годы. От горя, тоски и одиночества я превратился в твёрдое, холодное, чёрное вещество и думал, что в таком состоянии придётся находиться вечно. Как вдруг однажды пришёл человек, увидел меня и взял в свой дом. Я подружился с ним. И от счастья превратился в весёлый горячий огонь. С этих пор я обогреваю жильё, привожу в движение машины и даю моему другу лекарства, чтобы он был всегда здоров. Что это за полезное ископаемое?
По каким свойствам ты узнал каменный уголь? ( Каменный уголь чёрного цвета, тонет в воде, твёрдый, но хрупкий. Основное его свойство-горючесть. каменным углём отапливают жильё, фабрики, заводы. Из каменноугольной смолы получают лекарства. На карте обозначается чёрным квадратом. )
Гранит
Я очень прочная, тяжёлая порода. Я могу быть найдена и на равнине, но есть даже целые горы, состоящие из меня. Я очень красивая горная порода. Могу быть и серого, и тёмно-красного цвета, и дымчатого, есть во мне и чёрные, и белые крапинки. Больше всего человек любит меня за то, что может построить фундамент здания, ступеньки лестниц, памятники, опоры мостов, используя мои свойства.
О каком полезном ископаемом идёт речь?
Какими свойствами отличается гранит? ( Он очень прочный, поэтому его используют в строительстве. Ещё он хорошо полируется и им украшают здания, набережные, станции метро. Он состоит из кварца, слюды и полевого шпата.)
Нефть “Я образовалась много миллионов лет назад из остатков растений и животных. Скучно и грустно мне жилось глубоко под землей, пока не освободили меня из заточения люди. У меня резкий запах, я густая маслянистая жидкость. Я теперь приношу много пользы”.
Заполни схему
Что получают из нефти?
Отрывок из рассказа «В Чёрном городе». Мы вышли из клуба и пошли через посёлок. В одном месте тротуар был загорожен. Здесь укладывали новый асфальт, и машина ровняла и укатывала его тяжёлым катком. Горячая чёрная масса остывала, твердела, а немного погодя, по ней можно уже было ходить. Асфальт получили из нефти. Из нефти добыли и масло, которым смазывали машину, чтобы уменьшить трение её частей. Внутри машины горел керосин и двигал её по горячему чёрному тротуару. И керосин тоже получили из нефти. Высоко над нашими головами пролетел самолёт. По улице прошёл авто