О каком полезном ископаемом идет речь
Проверь себя! В-1 _______________________
1.Допиши определение вставив пропущенное слово:
- Место, где залегают полезные ископаемые, называют __________________________________.
- Полезные ископаемые которые хорошо горят и при этом выделяют много тепла называют ___________________.
2. О каком полезном ископаемом идет речь ?
а) Белого, серого или желтоватого цвета; если капнуть каплю кислоты – шипит (выделяется газ) ; используется в строительстве, изготавливают мел _____________________________________________
б)Черного цвета, твердый, но хрупкий, горюч; используют для отопления жилых помещений, делают лекарства, пластмассы, духи ___________________
в) Неказист с виду клад, а народ ему рад.
Из земли поднимется, за все работы примется. ______________________
3.Выполни тест.
1. Из мелких зерен трех минералов, крепко сцепленных между собой, состоит
А) известняк Б) гранит В) нефть Г) мрамор
2. Какие свойства характерны для глины
А) не имеет запаха Б) имеет своеобразный запах
В) при подсыхании рассыпается Г) при подсыхании твердеет
Д) в воде не набухает Е) в воде намокает и набухает
Ж) хорошо пропускает воду З) плохо пропускает воду
3. Для утепления стен в домах можно использовать
А) торф Б) известняк В) мел Г) железную руду
Проверь себя! В-2 _______________________
1.Допиши определение вставив пропущенное слово:
- Место, где залегают полезные ископаемые, называют _________________ _________________.
- Полезные ископаемые, из которых получают металлы, называют _______________________.
2. О каком полезном ископаемом идет речь ?
а) Жидкость темного цвета, с резким запахом, горюча; используется для изготовления мыла, смазочных масел, бензина, керосина __________________
б) Черного цвета, твердое, плотное вещество, притягивает металлические предметы, производят машины, железнодорожные рельсы _________________
_______________________________-
в) По трубе течет, пироги печет. Что это ? ______________________________
3. Выполни тест.
1.Самое твердое и прочное полезное ископаемое, используемое в строительстве
А) известняк Б) гранит В) нефть Г) мел
2. К горючим полезным ископаемым относится:
А) известняк Б) торф В) гранит Г) мрамор
3. Какие свойства характерны для песка
А) не имеет запаха Б) имеет своеобразный запах
В) при подсыхании рассыпается Г) при подсыхании твердеет
Д) в воде не набухает Е) в воде намокает и набухает
Ж) хорошо пропускает воду З) плохо пропускает воду
4.От месторождений к местам потребления по трубопроводам передают
А) гранит и мрамор Б) калийную соль и фосфориты В) торф и каменный уголь Г) нефть и газ
5. Какое полезное ископаемое при смешивании с воздухом взрывается
А) уголь Б) нефть В) торф Г) газ
6.Обведи в кружок номера предложений, в которых даны сведения, относящиеся ко всем металлам.
1.Твердые тела. 2.Имеют блеск. 3.Ржавеют.
4.При нагревании расширяются. 5.Проводят электрический ток.
6.Притягиваются магнитом. 7.Хорошо проводят тепло.
8.Хрупкие (Рассыпаются при сильном ударе).
7. Какое полезное ископаемое горит без выделения дыма
А) уголь Б) нефть В) торф Г) газ
8. Нарисуй, каким знаком обозначаются:
нефть _______ природный газ _________ магнитная руда ______
9. Назови месторождения железной руды в России: _________________
____________________________________________________________________
10. Задай свой вопрос по изученной теме .______________________________
____________________________________________________________________
11. Ответь на него. ____________________________________________________
Подведем итоги.
- Как ты оцениваешь свою работу ? _______________
- Какое задание показалось самым трудным?_____________________
4. К горючим полезным ископаемым относится:
А) уголь Б) глина В) гранит Г) мрамор
5.Почему из меди не делают ножи и магниты?_________________________
____________________________________________________________________
6.Какое полезное ископаемое отклоняет стрелку магнита
А) апатит Б) медная руда
Б) фосфорит В) магнитный железняк
7. Какое полезное ископаемое по морю перевозят в танкерах
А) гранит Б) калийную соль В) каменный уголь Г) нефть
8.Какое полезное ископаемое является «прадедушкой» каменного угля?
А) нефть Б) природный газ В) торф Г)глина
9. Нарисуй, каким знаком обозначаются:
каменный уголь _______ железная руда _______ золото _______
10.Назови месторождения нефти в России: _________________________________________________________________
__________________________________________________________________
11. Задай свой вопрос по изученной теме .______________________________
____________________________________________________________________
12. Ответь на него. ____________________________________________________
Подведем итоги.
- Как ты оцениваешь свою работу ? _______________
- Какое задание показалось самым трудным?____________________
Обобщающий урок по теме: « Полезные ископаемые»
Урок – соревнование.
Цель: обобщить сведения о полезных ископаемых, развивать речь, логическое мышление, умение сравнивать и делать выводы
Вступительная беседа.
Сегодня на уроке мы поговорим о богатствах Земли, которые добывают из глубины земли или с её поверхности.
-Как называют такие богатства? ( полезные ископаемые)
На нашей планете много различных полезных ископаемых.
Первый этап соревнования.
Итак, каждой команде предстоит отгадать о каком полезном ископаемом идёт речь?
( Класс разбит на три команды, каждой команде по 2 загадки)
Загадки.
1. Чёрный , блестящий,
Помощник настоящий
Он несёт в дома тепло,
От него кругом светло,
Помогает плавить сталь.( уголь)
2. Росли на болоте растения
Стали топливом и удобрением ( торф)
3. Без неё не побежит
Ни автобус , ни такси
Ни поднимется ракета
Отгадайте, что же это? ( нефть)
4. Он на дорожках во дворе,
Он очень нужен детворе
Он и на стройке и на пляже
И в стекле расплавлен даже ( песок)
5. Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги
А сделать миску или вазу-
Она понадобиться сразу. ( глина)
6. На кухне у мамы помощник отличный
Он синим цветком расцветает от спички( природный газ)
-Какие слова в загадке вам помогли её отгадать?
Все полезные ископаемые можно разделить на три группы.
– На какие? ( жидкие, твёрдые, газообразные)
Второй этап соревнования
Среди данных полезных ископаемых 1 команда назовёт- жидкие, 2- газообразные, 3 команда- твёрдые.
Третий этап соревнования.
На столе учителя лежат три коробочки с полезными ископаемыми ( нефть, торф, глина)
Капитан каждой команды берёт любую коробочку.
-Откройте коробочки.
-Что это за полезное ископаемое?
– Вспомните его свойства?
– Где его используют?
-Как добывают?
А теперь попробуйте своим соперникам рассказать всё о этом полезном ископаемом не называя его .А команда соперников должна угадать это полезное ископаемое?
Четвёртый этап соревнования
На этом этапе соревнования победа команды зависит от правильного ответа каждого из членов команды.
У доски 3 коробочки с полезными ископаемыми: песок, уголь, известняк.
На доске.
1 команда( 2 команда, 3 команда)
План
1.Название полезного ископаемого
2. Свойства
3. Где используют
4. Как добывают
Варианты ответов
Песок | Хорошо пропускает воду, бывает белого, жёлтого или коричневого цвета. | Используют как топливо для печей | Залегает под землёй , но бывает, что его слои выходят и на поверхность .Добывают или в карьерах или в шахтах |
Уголь | Они хорошо растворяются в воде | Из него делают, привычное нам , оконное стекло, им посыпают дороги, применяют при изготовлении бетона | Добывают в карьерах или со дна реки |
Известняк | Чёрного цвета, блести, твёрдый, но хрупкий, хорошо и ярко горит | Используют в строительстве, при изготовлении цемента | Добывают в карьерах |
1 ученик – рассматривает полезное ископаемое и находит карточку с его названием
2 ученик – находит карточку, где описываются свойства
3 ученик – находит карточку, где рассказывается о его использовании
4 ученик – находит карточку, где сообщается как добывают это полезное ископаемо
Песок | Известняк | Уголь |
1.Хорошо пропускает воду, бывает белого, жёлтого или коричневого цвета. | 1.Они хорошо растворяются в воде | 1. Чёрного цвета, блести, твёрдый, но хрупкий, хорошо и ярко горит |
2. Из него делают, привычное нам , оконное стекло, им посыпают дороги, применяют при изготовлении бетона | 2.Используют в строительстве, при изготовлении цемента | 2. Используют как топливо для печей |
3. Добывают в карьерах или со дна реки | 3. Добывают в карьерах | 3. Залегает под землёй, но бывает, что его слои выходят и на поверхность. Добывают или в карьерах или в шахтах |
Подведение итогов соревнования.
А сейчас мы совершим маленькое путешествие по нашему району и узнаем, какие полезные ископаемые здесь добывают ( Работа по атласу Зарайского района с.11)
Инфоурок
›
Начальные классы
›Презентации›Презентация по окружающему миру на тему “Полезные ископаемые”
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
«Три кита» экономики Экономика Природные богатства Капитал Труд физический умственный вода почва воздух Строения Дороги
2 слайд
Описание слайда:
Второй кит – капитал. Капитал – это имущество, благодаря которому производят новые товары; капиталом могут быть и деньги. Но капитал – это не только деньги; и не всякие деньги принято называть капиталом.
3 слайд
4 слайд
Описание слайда:
познакомиться с полезными ископаемыми и некоторыми их свойствами; со способами их добычи; с профессиями людей, добывающих полезные ископаемые узнать важную роль полезных ископаемых в экономике страны Задачи урока:
5 слайд
Описание слайда:
Как вы понимаете слова «полезные» и «ископаемые»? Подберите синонимы к каждому из слов Попробуйте сделать вывод, что называют полезными ископаемыми? полезные ископаемые необходимые, нужные доставать, извлекать
6 слайд
Описание слайда:
Полезные ископаемые- это горные породы и минералы, которые добывают из недр Земли и её поверхности и используют в хозяйстве.
7 слайд
Описание слайда:
1. Название. 2. Свойства: а) цвет; б) твердое или жидкое; в) прозрачное или непрозрачное; г) плотное или рыхлое. 3. Способы добычи. 4. Значение и применение. 5. Условное обозначение на карте. Практическая работа Дайте характеристику полезного ископаемого по плану
8 слайд
Описание слайда:
1. Чёрного цвета 2. Твёрдое 3. Непрозрачное 4. Плотное 5. Притягивает металлические предметы Железная руда
9 слайд
Описание слайда:
НЕФТЬ 1. Жидкое 2. Черного цвета 3. С резким запахом (бензина) 4. Легче воды 5. Хорошо горит
10 слайд
Описание слайда:
кварц слюда полевой шпат (белые (чёрные (розовые зёрна) зёрна) зёрна) 1. Твёрдый 2. Серого или красного цвета 3. Непрозрачный 4. Зернистый 5. Очень прочный ГРАНИТ Гранитный массив
11 слайд
Описание слайда:
1. Твёрдый 2. Белого, серого или жёлтого цвета 3. Непрозрачный 4. Плотный 5. Если капнуть каплю кислоты – шипит (выделяется газ) ИЗВЕСТНЯК
12 слайд
Описание слайда:
1. Твёрдый, но хрупкий 2. Черного цвета, блестит 3. Хорошо и ярко горит 4. В воде не растворяется КАМЕННЫЙ УГОЛЬ
13 слайд
Описание слайда:
песок 1. Твёрдый, сыпучий 2. Коричневого или желтого цвета 3. Не горит 4. В воде не растворяется
14 слайд
Описание слайда:
слюда 1. слоистая 2. Имеет стеклянный блеск 3. хрупкая 4. В воде не растворяется
15 слайд
Описание слайда:
ТОРФ Коричневый Легкий, впитывает влагу Непрозрачный Рыхлый, непрочный, хорошо горит Образуется из остатков растений на болотах
16 слайд
Описание слайда:
ГАЗ Бесцветный Прозрачный Хорошо горит
17 слайд
Описание слайда:
Использование полезных ископаемых Строительство (песок, гранит, глина, известняк) Топливо (каменный уголь,торф,нефть, газ) Металлургия (руда)
18 слайд
Описание слайда:
На какие группы можно разделить полезные ископаемые? полезные ископаемые твёрдые жидкие газообразные (уголь, руда, известняк) (нефть) (газ)
19 слайд
Описание слайда:
Добыча полезных ископаемых может проводится открытым и закрытым способами. КАРЬЕР – открытый способ добычи полезных ископаемых. Закрытый способ – ШАХТА. Глубина подземных разработок до 4 км
20 слайд
Описание слайда:
Открытый способ добычи полезных ископаемых.
21 слайд
Описание слайда:
Закрытый способ добычи полезных ископаемых.
22 слайд
Описание слайда:
Буровая платформа для добычи нефти.
23 слайд
Описание слайда:
ВЫВОД: Полезные ископаемые – бесценное богатство Земли
24 слайд
Описание слайда:
ИТОГ 1. Что такое полезные ископаемые? 2. Для чего люди добывают их? 3. Приведи примеры полезных ископаемых 4. Какие способы добычи полезных ископаемых вам известны?
25 слайд
Описание слайда:
Отгадай-ка О каком полезном ископаемом идёт речь?
26 слайд
Описание слайда:
Он очень нужен детворе. Он на дорожке во дворе, Он и на стройке, и на пляже, И он в стекле расплавлен даже Песок
27 слайд
Описание слайда:
Не зря она варилась в доменной печи. На славу получились ножницы, ключи… Руда
28 слайд
Описание слайда:
Белый камешек растаял, На доске следы оставил Мел
29 слайд
Описание слайда:
Очень прочен и упруг, Строителям надежный друг. Дома, ступени, постаменты Красивы станут и заметны Гранит
30 слайд
Описание слайда:
Без нее не побежит Ни автобус, ни такси, Не поднимается ракета. Отгадайте, что же это Нефть
31 слайд
Описание слайда:
Он несет в дома тепло, От него кругом светло, Помогает плавить стали, Делать краски и эмали. Он черный, блестящий, Помощник настоящий Уголь
32 слайд
Описание слайда:
По трубе течет, Пироги печет Природный газ
33 слайд
Описание слайда:
Росли на болоте растения, Стали топливом и удобрением Торф
34 слайд
Описание слайда:
На уроке я узнал … Мне было трудно … Мне понравилось …
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель начальных классов
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-323958
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Развитие познавательной активности на уроках познания мира по теме «Полезные ископаемые»
Все другое в школе становится реальным и достижимым лишь тогда, когда человеку хочется учиться, когда в учении – в том, что он ходит в школу, читает, пишет, познает, – он чувствует радость и обретает человеческую гордость.
В. А. Сухомлинский
Наверное, нет такого педагога, который бы не задумывался о том, какими средствами вооружить учащихся, для того чтобы они могли улучшить свои учебные показатели, чтобы материал каждого урока был усвоен, а ученик не только расширил горизонты познаний, но и максимально раскрыл свой интеллектуальный и личностный потенциал. В качестве одного из самых эффективных способов решения этой важной задачи можно назвать целенаправленное и систематичное развитие интереса младших школьников на уроках познания мира.
Учитель начальной школы обязан научить детей учиться, сохранить и развивать познавательную потребность учащихся. Познавательная деятельность развивает логическое мышление, внимание память, речь, воображение, поддерживает интерес к обучению. Все эти процессы взаимосвязаны.
Осознав эти проблемы, я стала собирать и пробовать различные методические и дидактические приёмы в своей работе. Всю работу я провожу по нескольким направлениям: дидактические игры и игровые приёмы, работа со словарями и схемами, включаю в урок загадки, сказки, просто интересные факты из жизни растений, животных, сведения о рекордах в природе, кроссворды, карточки с заданиями, тесты – всё это, несомненно, заинтересует младших школьников.
Учащиеся не только с удовольствием выполняют задания учителя, но и сами готовят для своих одноклассников кроссворды, интересные вопросы по теме, рисунки с ошибками, подбирают интересную информацию об изучаемых объектах.
Остановлюсь на некоторых видах учебных игр Кроссворды. Тематические кроссворды использую как для фронтальной, так и для индивидуальной работы с учащимися, на интегрированных уроках, обобщающих и для проверки знаний. Эти игровые моменты могут быть как одним из этапов урока (например, проверки домашнего задания и др.), так и связующим звеном, своеобразным способом переключения с одного вида деятельности на другой.
Разгадай кроссворд.
По горизонтали:
1. Он очень прочен и упруг,
Строителям – надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны.
3. Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след.
4. Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже.
5. На кухне у мамы помощник отличный.
Он синим цветком, расцветает от спички.
6. Без нее не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета,
Отгадайте, что же это?
8. Она варилась долго
В доменной печи,
На славу получились
Ножницы, ключи…
По вертикали:
1. Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделаешь миску или вазу – Она понадобится сразу.
2. Покрывают им дороги.
Улицы в селении,
А еще он есть в цементе,
Сам он удобрение.
7. Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением.
9. Он черный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несет в дома тепло,
От него кругом светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.
Ответы: по горизонтали – 1– гранит, 3– мел, 4– песок, 5– газ, 6– нефть, 8– руда; по вертикали – 1– глина, 2– известняк, 7– торф, 9– уголь.
2. Названия этих значков помогут разгадать кроссворд.
Наибольший интерес у учащихся младших классов вызывают игры, зашифрованные с помощью загадок, требующих сообразительности, поэтической выдумки.
Ребус – это игра, в которой зашифрованы слова, фраза или целые высказывания. Чтобы составить и прочитать ребус, нужно знать определенные правила. Учу детей разгадывать ребус от простого к сложному, объясняя правила разгадывания.
ь
Песок известняк газ уголь
Железо
Филворд
Найди полезные ископаемые
п
е
с
г
н
х
г
а
з
м
у
г
о
л
е
ф
с
и
ч
р
а
о
к
и
ц
т
о
з
у
а
г
л
н
н
е
ь
л
в
к
м
ш
ь
з
а
ф
ы
ь
е
с
о
р
ф
ы
в
г
а
п
р
т
р
у
д
а
о
р
а
н
л
н
д
м
а
ч
я
э
ж
и
т
я
к
1. Он очень нужен детворе.
Он на дорожке во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)
2. Не зря она варилась в доменной печи.
На славу получились ножницы, ключи… (Руда).
3. Очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. ( Гранит).
4. Без нее не побежит
Ни автобус, ни такси,
Не поднимается ракета.
Отгадайте, что же это. (Нефть)
5. Он несет в дома тепло,
От него кругом светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.
Он черный, блестящий,
Помощник настоящий. (Уголь)
6. Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу,
Она понадобится сразу. (Глина)
7. Покрывают им дороги,
Улицы в селениях.
А еще он есть в цементе.
Сам он — удобрение. (Известняк)
8. На кухне у мамы помощник отличный.
Он синим цветком расцветает от спички. (Газ)
9. В воде родится, А воды боится. ( соль)
Дидактические игры природоведческого содержания. Важным средством активизации познавательной деятельности младших школьников, развития их самостоятельности и мышления являются дидактические игры. Проведение дидактической игры имеет некоторые особенности. Прежде всего, это касается темпа игры. Замедленный или излишне быстрый темп сниж