Нужно беречь полезные ископаемые 3 класс

Нужно беречь полезные ископаемые 3 класс thumbnail

Автор УМК: О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов, Л.А. Царёва, УМК «Перспективная начальная школа»

Тема урока: «Почему надо беречь полезные ископаемые?»

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: закрепить знания о полезных ископаемых в деятельности человека и показать необходимость их бережного использования.

Планируемые достижения:

Предметные:

– научатся правильно расходовать полезные ископаемые.

Метапредметные:

Личностные:

У обучающегося будут сформирован интерес к учебному материалу.

Регулятивные:

Обучающийся научится: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме; получит возможность научиться: осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.
Познавательные:

Обучающийся научится: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные:

Обучающийся научится: допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению, получит возможность научиться: принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Повторить, что такое полезные ископаемые, горные породы, минералы.

  2. Показать необходимость охраны полезных ископаемых.

Развивающие.

1. развивать устную речь;

2. развивать логическое мышление, память, внимание.

3. закреплять навыки самостоятельной работы.

Воспитательные:

  1. Осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности;

  2. Уважение к мнению других учащихся;

Ресурсы: учебник по окружающему миру О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов, Л.А. Царёва, 3 класс, 2 часть, рабочая тетрадь 2 часть.

Здравствуйте ребята.

Навели порядок на партах.

Садитесь.

Приветствуют учителя. Настраиваются на урок.

Словесный.

Повторение изученного

5

– Уже несколько уроков подряд вы работаете по теме «Полезные ископаемые».

– Давайте же вспомним, что такое полезные ископаемые?

– Почему их так называют?

– Какие 3 группы полезных ископаемых вы знаете?

– Что такое горные породы?

– Большинство из них какие?

– Приведите примеры твердых горных пород.

– Какие еще бывают горные породы?

– Приведите примеры жидких горных пород.

– Теперь примеры газообразных.

– Из чего состоят горные породы?

Что такое минералы?

– Какой минерал является самым твердым?

– Как добывают полезные ископаемые?

– Кто занимается поиском полезных ископаемых?

Сейчас я вам загадаю загадки, а вам предстоит их отгадать.

1. Он очень прочен и упруг,

Строителям – надежный друг:

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны.

2. Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

Он и в стекле расплавлен даже.

3. Без нее не побежит

Ни такси, ни мотоцикл.

Не поднимется ракета.

Отгадайте, что же это?

4. Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги,

А сделать миску или вазу –

Она понадобится сразу.

5. Он чёрный, блестящий,

Людям помощник настоящий.

Он несет в дома тепло.

От него кругом светло.

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали.

6. На кухне у мамы помощник отличный.

Он синим цветком расцветает из спички.

7. Этот мастер белый-белый

В школе не лежит без дела:

Пробегает по доске,

Оставляет белый след.

– Молодцы, мы с вами повторили про полезные ископаемые.

– Полезные ископаемые- это горные. породы и минералы, которые. человек использует в хозяйстве.

– Потому что они приносят пользу.

– Осадочные, магматические и метаморфические.

– Это поверхность Земли.

– Твердые.

– Гранит, слюда, кварц, полевой шпат.

– Жидкие. – Газообразные.

– Ртуть, нефть.

– Природный горючий газ.

– Из минералов.

– Алмаз.

-Гранит;

– Песок

– Нефть

– Глина

– Уголь

– Газ

– Мел

Словесный: опрос, беседа

-принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

Изучение нового материала

15

– Откройте учебники на стр. 26.

– Сегодня мы с вами узнаем, зачем нужно беречь полезные ископаемые.

– Кто желает прочитать текст?

– Какие полезные ископаемые появились на дне водоемов?

– А какие из магмы?

– Сколько требуется времени для образования полезных ископаемых?

– Верно. На образование большинства полезных ископаемых по требовались миллионы лет, а расходуются они очень быстро по сравнению с периодом их образования.

– Возникает вопрос: что должен делать человек, чтобы по-хозяйски использовать богатства подземных кладовых?

– Какие способы экономного использования полезных ископаемых мы узнаем, прочитав дальше текст.

– Какие способы для экономного использования полезных ископаемых предлагают нам учёные?

– Для чего разрабатываются новые способы выплавки железных руд?

– Как нам может помочь вторичное использование отходов?

– Какого?

– Как используются отходы при переработке нефти в бензин?

– Для чего создаются новые искусственные материалы?

– Много ли вокруг нас предметов, сделанных из пластмасс?

– Приведите примеры.

– Отлично.

– Источником чего являются нефть и топливо из каменного угля?

– На что их заменяют?

– Верно. За счет чего работают ГЭС И ЭС?

– Поднимают руки.

– Чтение абзацев.

– Известняки, торф, каменный и бурый уголь, песок и глина.

-Гранит, базальт, рудные полезные ископаемые.

– Миллионы лет.

– Предлагают свои варианты ответов.

– Продолжают чтение.

– Новые способы выплавки железных руд;

– вторичное использование отходов; – создание искусственных материалов для замены металлов и горючих полезных ископаемых.

– Для того, чтобы изделия из металлов получались еще более прочными и долговечными.

– В изготовлении строительного материала.

– Шлакобетона.

– В производстве полиэтиленовой плёнки.

– Для замены металлов и полезных ископаемых.

– Да.

– Пластиковые окна, горшки для цветов…

– Источниками тепла.

– На другие источники тепла.

– Например: строятся ГЭС или ЭС.

– За счёт силы воды, ветра и солнечного тепла.

Словесные: опрос, беседа

допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению;

– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Физминутка.

2

А теперь немножко отдохнем.

Покачайтесь, покружитесь,

Потянитесь, распрямитесь.

Приседайте, приседайте,

Пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку.

Встаньте прямо, улыбнитесь,

Быть хорошими старайтесь.

Садитесь.

Выполняют физминутку.

Наглядный.

Изучение нового материала

7

– Ребята, каждый из нас может внести вклад в дело охраны полезных ископаемых.

– Как вы думаете, каким образом?

– Ваши предположения верны.

– Например: следить за тем, чтобы без особой надобности не горели газовые или электрические приборы.

– Беречь тепло в холодное время года. Ведь на всё это расходуются горючие полезные ископаемые.

– Умеренно расходовать питьевую воду. Ее очистка и доставка в жилые дома по трубам невозможна без использования полезных ископаемых.

– Как вы знаете, наши родители платят за коммунальные услуги (газ, свет, тепло) и если мы будем умеренно расходовать все эти блага, мы не только сохраним полезные ископаемые, но и наши деньги.

– Откройте свои тетради для самостоятельной работы.

– Найдите задание 8.

– Рассмотрите представленные знаки.

-Как вы думаете, что они означают?

– Молодцы.

– Теперь посмотрите на задание 9. Нарисуйте свои знаки.

Каждый учащийся презентует свои знаки.

– Предлагают свои варианты ответов.

– Представлен знак «Собирай металлолом»;

Знак «Не жги свет, когда светло».

– Рисуют знаки.

Словесные: беседа, опрос

Объяснение

принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме;

Итог урока

Домашнее задание

5

Наш урок подходит к концу.

– Что мы сегодня повторяли?

– Что нового вы узнали?

– Задание № 10.

– Про полезные ископаемые.

– Про способы экономного использования полезных ископаемых.

– Записывают задание.

Словесные: беседа

Рефлексия.

2

– Поднимите руки те, кто легко справлялся сегодня на уроке с заданиями?

– У кого возникли трудности? Какие трудности возникли?

– Спасибо за урок. Вы отлично потрудились.

Самооценивание.

Источник

Наша планета таит в своих недрах несметные сокровища – полезные ископаемые. Во всем мире геологи занимаются поиском новых месторождений минеральных ресурсов. К числу стран, богатых природным сырьем, относится и Россия.

Виды полезных ископаемых

В зависимости от состояния полезные ископаемые могут быть твердыми (мрамор, соли, металл), жидкими (нефть, минеральные воды) и газообразными (природный газ).

Однако чаще всего природное сырье разделяют по его прямому предназначению. В итоге получается следующая квалификация:

  • Горючие ископаемые – применяются для получения энергии или тепла. К ним относятся горючие сланцы, нефть, метан, каменный уголь.
  • Рудные ископаемые – это все природное сырье, в составе которого обнаружен металл, а также графит и асбест.
  • Нерудные ископаемые – различные виды соли и сырье, не содержащее металл. Это мел, песок, глина, графит.
  • Самоцветные камни – это драгоценные, полудрагоценные и поделочные камни. Сапфиры, гранаты, изумруды, топазы и многие другие.

Самым твердым кристаллом на планете является алмаз. Он настолько прочный, что может с легкостью повреждать любой материал, а сам при этом остается без малейшей царапины. Несмотря на всю красоту алмазов, только 20% от их добычи идет на создание ювелирных украшений, а 80% успешно применяется в промышленных целях.

Рис. 1. Алмаз

К сожалению, рано или поздно запас природных ископаемых может исчерпаться, и нужно очень бережно их использовать.

Горючие ископаемые

Для современных людей комфортная и удобная жизнь стала вполне привычной, а все благодаря горючим полезным ископаемым. С их помощью обогреваются помещения, ездит транспорт, развивается промышленность.

Нефть и каменный уголь – это самые ценные горючие ископаемые, необходимые человеку.

Долгое время считалось, что каменный уголь – это обычный камень. И только благодаря знаменитому ученому М. В. Ломоносову удалось доказать, что это твердое топливо, которое было образовано тысячи лет назад из древних растений.

Рис. 2. Каменный уголь

Каменный уголь нашел самое широкое применение: его используют для изготовления жидкого топлива, пластмасс, медикаментов, чернил. Без него невозможно приготовить цемент или выплавить металл из руд.

Нефть также очень универсальна: из коричневой маслянистой жидкости люди научились получать топливо высочайшего качества, стекло, пластмассу, различные детали для автомобилестроения и многое-многое другое.

Рудные ископаемые

Человечество ужа давно использует в своем арсенале металл, который в природе хранится в рудных месторождениях. Металлическое сырье бывает нескольких видов:

  • черные металлы – железо и его сплавы;
  • цветные металлы – медь, никель, свинец и другие;
  • драгоценные металлы – платина, серебро, золото.

В промышленности чаще всего используют не чистый металл, а сплавы – смесь двух и более металлов. Это необходимо для того, чтобы получить продукт с нужными свойствами: более высокой прочностью, упругостью или долговечностью.

Драгоценные металлы используются не только в создании ювелирных украшений, но также в радиотехнике, при создании сверхточных авиационных и космических приборов.

Рис. 3. Золото

Нерудные ископаемые

К нерудным ископаемым относятся все природные вещества, в составе которых нет металлов. Человечество давно активно использует минеральное сырье в своих целях. Наибольшую пользу оно приносит при строительных работах.

Самые популярные нерудные ископаемые – это известняк, глина, песок, мрамор.

Что мы узнали?

Мы выяснили, какие бывают полезные ископаемые, какими свойствами они обладают и какое значение имеют для человека. Благодаря нашей статье школьник сможет без труда подготовить доклад на тему “Почему надо беречь полезные ископаемые?” (3 класс) для урока по Окружающему миру.

Предыдущая

Окружающий мирОтрасли экономики (2-4 класс, окружающий мир)

Следующая

Окружающий мирПриродные богатства и труд людей – основа экономики (3 класс)

Источник

Наша планета таит в своих недрах несметные сокровища – полезные ископаемые. Во всем мире геологи занимаются поиском новых месторождений минеральных ресурсов. К числу стран, богатых природным сырьем, относится и Россия.

Нужно беречь полезные ископаемые 3 класс

Виды полезных ископаемых

В зависимости от состояния полезные ископаемые могут быть твердыми (мрамор, соли, металл), жидкими (нефть, минеральные воды) и газообразными (природный газ).

Однако чаще всего природное сырье разделяют по его прямому предназначению. В итоге получается следующая квалификация:

  • Горючие ископаемые – применяются для получения энергии или тепла. К ним относятся горючие сланцы, нефть, метан, каменный уголь.
  • Рудные ископаемые – это все природное сырье, в составе которого обнаружен металл, а также графит и асбест.
  • Нерудные ископаемые – различные виды соли и сырье, не содержащее металл. Это мел, песок, глина, графит.
  • Самоцветные камни – это драгоценные, полудрагоценные и поделочные камни. Сапфиры, гранаты, изумруды, топазы и многие другие.

Самым твердым кристаллом на планете является алмаз. Он настолько прочный, что может с легкостью повреждать любой материал, а сам при этом остается без малейшей царапины. Несмотря на всю красоту алмазов, только 20% от их добычи идет на создание ювелирных украшений, а 80% успешно применяется в промышленных целях.

Нужно беречь полезные ископаемые 3 класс

Рис. 1. Алмаз

К сожалению, рано или поздно запас природных ископаемых может исчерпаться, и нужно очень бережно их использовать.

Горючие ископаемые

Для современных людей комфортная и удобная жизнь стала вполне привычной, а все благодаря горючим полезным ископаемым. С их помощью обогреваются помещения, ездит транспорт, развивается промышленность.

ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой

Нефть и каменный уголь – это самые ценные горючие ископаемые, необходимые человеку.

Долгое время считалось, что каменный уголь – это обычный камень. И только благодаря знаменитому ученому М. В. Ломоносову удалось доказать, что это твердое топливо, которое было образовано тысячи лет назад из древних растений.

Нужно беречь полезные ископаемые 3 класс

Рис. 2. Каменный уголь

Каменный уголь нашел самое широкое применение: его используют для изготовления жидкого топлива, пластмасс, медикаментов, чернил. Без него невозможно приготовить цемент или выплавить металл из руд.

Нефть также очень универсальна: из коричневой маслянистой жидкости люди научились получать топливо высочайшего качества, стекло, пластмассу, различные детали для автомобилестроения и многое-многое другое.

Рудные ископаемые

Человечество ужа давно использует в своем арсенале металл, который в природе хранится в рудных месторождениях. Металлическое сырье бывает нескольких видов:

  • черные металлы – железо и его сплавы;
  • цветные металлы – медь, никель, свинец и другие;
  • драгоценные металлы – платина, серебро, золото.

В промышленности чаще всего используют не чистый металл, а сплавы – смесь двух и более металлов. Это необходимо для того, чтобы получить продукт с нужными свойствами: более высокой прочностью, упругостью или долговечностью.

Драгоценные металлы используются не только в создании ювелирных украшений, но также в радиотехнике, при создании сверхточных авиационных и космических приборов.

Нужно беречь полезные ископаемые 3 класс

Рис. 3. Золото

Нерудные ископаемые

К нерудным ископаемым относятся все природные вещества, в составе которых нет металлов. Человечество давно активно использует минеральное сырье в своих целях. Наибольшую пользу оно приносит при строительных работах.

Самые популярные нерудные ископаемые – это известняк, глина, песок, мрамор.

Что мы узнали?

Мы выяснили, какие бывают полезные ископаемые, какими свойствами они обладают и какое значение имеют для человека. Благодаря нашей статье школьник сможет без труда подготовить доклад на тему “Почему надо беречь полезные ископаемые?” (3 класс) для урока по Окружающему миру.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

    

  • Александра Миленькая

    9/10

  • Елена Носенко

    10/10

  • Анна Карасева

    9/10

  • Наталья Солюс

    10/10

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.4. Всего получено оценок: 396.

Источник

К сожалению, современный человек редко задумывается над тем, почему надо беречь полезные ископаемые. Потребительское отношение к окружающему миру может сыграть решающую роль в разрушении привычной жизни. Если игнорировать проблему, то она начнет увеличиваться подобно снежному кому, скатывающемуся с вершины высокой горы.

Объем ископаемых весьма ограничен. В погоне за лучшим комфортом своей повседневной жизни, человек расходует слишком много ресурсов. Одни из них могут быть заменены альтернативными источниками, а другие — нет. Стоит задуматься над своим вкладом в будущее всей планеты и внести хотя бы малую лепту в улучшение ситуации.

Содержание:

  • Опасность исчезновения природных богатств
  • Пути сохранения

 Опасность исчезновения природных богатств

По своей сути полезные ископаемые — это различные образования земной коры, которые человек может эффективно применить в сфере материального производства. В данную категорию относятся ископаемые, полученные минеральным или органическим путем. Изучением добычи необходимого материала занимается область науки и технологии, именуемая горным делом.

Различают следующие виды скоплений ископаемых:

  • жилы;
  • штоки;
  • пласты;
  • гнезда;
  • россыпи;
  • иные месторождения различного характера (районы, провинции, бассейны).

По своему назначению добытые материалы делятся на:

  • Рудные — разновидности черных, цветных, а также благородных металлов.
  • Горючие — торф, уголь, природный газ, горючие сланцы, нефть.
  • Нерудные — популярные строительные материалы (песок, глина, известняк, гранит и пр.), горно-химическое сырье (фосфаты, бораты, минеральные соли и т.д.), камнесамоцветное сырье (агат, оникс, яшма, нефрит и др.) и драгоценные камни (алмаз, рубин, сапфир, изумруд).

Природные богатства создавались десятки и сотни миллионов лет, а расходуются в течение очень короткого отрезка времени. Только горючие ископаемые появляются непрерывно, хотя скорость их образования все равно несравненно мала с темпом использования человеком. Народному хозяйству требуется слишком много ресурсов для полноценного удовлетворения нужд населения всей планеты.

Нужно беречь полезные ископаемые 3 класс

Полезные ресурсы служат для различных целей:

  1. Сырье для изготовления бытовых предметов.
  2. Строительные материалы или главная их составляющая.
  3. Основа для создания важной промышленной продукции.
  4. Источник энергии для обработки различных материалов (в доменных печах, плавильных тигельных горнах и пр.), обогрева помещений, приготовления пищи.

Все они имеют огромное значение для комфортной жизни людей, поэтому расход природных средств очень велик. Запасы их ограничены, поэтому необходимо тщательно охранять. Ученые рассчитали, что активного расхода ресурсов хватит примерно на 100-150 лет при том же объеме использования. Вначале «минеральный голод» коснется углеводородного топлива, затем — остальных ископаемых. Бережное отношение к природным дарам позволит найти верный путь из сложившегося положения.

Пути сохранения

Многие государства выбрали сразу три пути развития будущего с учетом завышенного расхода природных ресурсов. Первый касается исследования и разработки новых месторождений, даже когда для этого потребуется нырнуть на дно мирового океана. Как ни парадоксально это звучит, но для продвижения к цели в данном направлении требуется расход… тех же подземных ресурсов.

Второй способ подразумевает замену большинства природных материалов искусственными. Это касается многих сфер жизни. На вопрос «Почему я берегу книги?» молодежь отвечает: «Для сохранения истории, ведь в будущем вся информация будет в электронном виде». Таким образом, сохраняется часть лесных посадок, восстанавливается природа в своем великолепии.

Нужно беречь полезные ископаемые 3 класс

Третий путь включает в себя совокупность факторов, призванных уберечь подземные богатства:

Экономичный расход. В условиях промышленности огромное внимание уделяется разработке инновационных технологий, позволяющих при меньшем количестве природного материала получить тот же результат, что и прежде. Повышение самосознания населения приводит к экономичному расходу энергоресурсов в каждой отдельно взятой семье.

Предотвращение потерь сырья. Имеет значение не только большое количество потерь при добыче ресурсов, но и в процессе обогащения и следующей за этим обработке.

Соблюдение правил перевозки. Часть сыпучего материала элементарно высыпается из кузова в случае нарушения рекомендаций по перевозке. Нельзя нагружать транспорт более, чем предписано нормативами. Также следует обеспечить укрытие сверху, если это влияет на целостность груза.

Сохранение целостности имеющихся ресурсов. Немаловажное значение имеет предотвращение пожаров, во время которых портится значительная часть ископаемых. Изменение русла реки влияет на целостность строительного сырья (песка, глины, керамзита). Неконтролируемое строительство может нарушить имеющиеся залежи рудных материалов. Существует немало примеров халатности, которая ведет к напрасной утрате ископаемых. Если знать все последствия каждого принятого решения, то сохранять ресурсы будет намного легче.

Повторное использование материала. Существует немало способов применения вторсырья. В советские времена государство организовывало пункты приема продукции из бумаги, металлических изделий и стеклянной тары. К сожалению, современные люди воспринимают большинство вещей вокруг себя как одноразовые. Намного проще выбросить ненужную вещь, чем подарить ей «вторую жизнь».

Важно помнить, что дары природы могут однажды завершиться. Хватит жить одним днем! От каждого человека зависит, будет ли будущее у нового поколения…

Источник